Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Текущие платежи. Особенности уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страхователями, вступившими в процедуру банкротства В какую очередь погашаются текущие пенсионные взносы

В.И. Янченко

1. Общие положения

1. Согласно Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - Положение), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) не включен в Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым уполномоченный (налоговый) орган по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам обязан направлять уведомление о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

В то же время согласно п. 8 Положения территориальные органы ПФР не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы), пеням и штрафам судебному приставу-исполнителю вправе направить в адрес уполномоченного (налогового) органа уведомление о наличии задолженности по вышеуказанным платежам, а также заверенные копии документов территориального органа ПФР, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом, в том числе копии:

Справки о размере задолженности по страховым взносам, не уплаченным в более чем трехмесячный срок;

Решений и постановлений о взыскании страховых взносов в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);

Решений арбитражных судов о взыскании с должника недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, исполнительных листов;

Сведений о направлении судебному приставу-исполнителю постановления территориального органа ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества должника или исполнительных листов;

Иных документов, подтверждающих основание возникновения задолженности (например, расчет пеней).

В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), территориальный орган ПФР вправе не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направить в адрес уполномоченного (налогового) органа вышеуказанные документы, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом.

2 . В соответствии с п. 12 Положения в целях объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства уполномоченный (налоговый) орган вправе запросить у территориального органа ПФР информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам, а территориальные органы ПФР не позднее одной недели со дня получения запроса представляют в уполномоченный орган документы, указанные в п. 1.

3 . После получения вышеуказанных документов уполномоченный (налоговый) орган предъявляет требования к должнику в установленном порядке.

Согласно п. 9 Положения по запросу уполномоченного (налогового) органа территориальный орган ПФР (как кредитор) участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по страховым взносам, пеням и штрафам и оснований для включения вышеуказанных требований в реестр требований кредиторов. В случае отсутствия такого запроса территориальный орган ПФР вправе самостоятельно участвовать в судебных заседаниях.

4 . Территориальные органы ПФР осуществляют контроль за выполнением должником, находящимся в процедуре банкротства, текущих обязательств. В случае выявления нарушений по уплате текущих платежей территориальный орган ПФР направляет арбитражному управляющему требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с указанием срока исполнения требования. В случае неисполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган ПФР осуществляет работу по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ в административном (через службу судебных приставов) или судебном порядке (по исполнительному листу арбитражного суда).

При реализации в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления территориальный орган ПФР обращается к арбитражному управляющему с уведомлением, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам по страховым взносам, в двухнедельный срок после получения уведомления территориальный орган ПФР направит ходатайство в уполномоченный (налоговый) орган об инициировании в установленном порядке собрания кредиторов по рассмотрению вопроса о смене процедуры банкротства.

5. Территориальные органы ПФР взаимодействуют с территориальными налоговыми органами по вопросам представления информации в ходе процедур банкротства и порядка реализации п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (далее - Постановление ВАС РФ N 25).

С целью обеспечения соблюдения очередности взыскания задолженности по страховым взносам, установленной Постановлением ВАС РФ N 25, при защите интересов ПФР на собрании кредиторов, утверждении графика погашения задолженности собранием кредиторов (ст. 12 Закона N 127-ФЗ), контроля за полнотой включения в реестр требований кредиторов задолженности по страховым взносам на ОПС, пеням и штрафам территориальные органы ПФР взаимодействуют с уполномоченным (налоговым) органом и арбитражным (конкурсным) управляющим.

2. Порядок применения законодательства о банкротстве

2.1. Общие положения

ФНС России представляет интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства по требованиям об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, включенным в реестр требований кредиторов.

К страхователю, вступившему в процедуру банкротства, применяется специальный режим взыскания задолженности, предусматривающий разделение требований по уплате обязательных платежей:

На требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов;

На требования по текущим платежам.

2.2. Требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов

В соответствии с Законом N 127-ФЗ задолженность страхователя, подлежащая включению в реестр требований кредиторов, определяется:

На дату принятия заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;

На дату введения процедуры наблюдения;

На дату введения процедуры финансового оздоровления;

На дату введения внешнего управления;

На дату открытия конкурсного производства.

В целях контроля за полнотой включения в реестре требований кредиторов задолженности по уплате страховых взносов территориальные органы ПФР обязаны определять и анализировать состав и размер страховых взносов, пеней и штрафов на любой из вышеперечисленных процедур банкротства.

Согласно ст. 4 Закона N 127-ФЗ состав и размер страховых взносов, пеней и штрафов:

Подлежащих включению в реестр требований кредиторов, - определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ;

Возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока уплаты;

Возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - определяются на дату открытия конкурсного производства.

В реестр требований кредиторов подлежат включению:

Страховые взносы, срок уплаты которых наступил до принятия судом заявления о признании должника банкротом;

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла до принятия судом заявления о признании должника банкротом, а срок уплаты наступает после, с даты введения следующей процедуры банкротства (до даты ее введения данные требования будут текущими).

Требования территориального органа ПФР включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него только на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер (ст. 16 Закона N 127-ФЗ).

Требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не являющиеся текущими, подлежат удовлетворению во вторую очередь.

2.3. Требования по текущим платежам

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Текущими платежами в рамках дела о банкротстве и процедурах банкротства будут являться (ст. 5 Закона N 127-ФЗ):

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла после принятия судом заявления о признании должника банкротом;

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла до принятия судом заявления о признании должника банкротом, а срок уплаты наступает после, до даты введения следующей процедуры банкротства (с даты ее введения данные требования перестают быть текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов).

Текущие требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве и подлежат взысканию в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

После открытия конкурсного производства текущие требования удовлетворяются вне очереди (вне очереди - в третью очередь).

3. Процедуры банкротства и их особенности

3.1. Общие положения

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный (налоговый) орган (ст. 7 Закона N 127-ФЗ).

Не позднее чем через пять дней с даты поступления заявления о признании должника банкротом арбитражным судом выносится определение о принятии заявления о признании должника банкротом.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

Наблюдение;

Финансовое оздоровление;

Внешнее управление;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение (применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами).

Процедуры банкротства могут вводиться не последовательно (например, после наблюдения может быть введено конкурсное производство).

3.2. Процедура наблюдения

1. Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 62-75 Закона N 127-ФЗ).

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности предъявляемых к должнику требований, за исключением случая, если дело о банкротстве возбуждено на основании заявления должника.

Согласно п. 9 Положения судебные заседания по рассмотрению обоснованности предъявляемых к должнику требований проводятся по запросу уполномоченного (налогового) органа не позднее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 11 Закона N 127-ФЗ).

Наблюдение вводится на срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

В течение трех дней с даты получения судебного акта - определения:

О введении наблюдения;

О введении финансового оздоровления;

О введении внешнего управления;

О прекращении производства по делу о банкротстве;

Об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

О принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, -

А также с даты получения постановления об отмене или изменении вышеуказанных актов арбитражный (конкурсный) управляющий направляет поступивший судебный акт в адрес официального издания, определенного Правительством РФ, для опубликования в течение десяти дней с момента их получения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.2005 N 510 "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)”" официальное издание определяется по результатам конкурса между редакциями печатных средств массовой информации, а до этого вышеперечисленные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете".

Территориальные органы ПФР через уполномоченный орган предъявляют к страхователю-должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (ст. 71 Закона N 127-ФЗ) свои требования по страховым взносам, пеням и штрафам, которые включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.

Страхователь-должник может предъявить в арбитражный суд не позднее чем через 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов возражения относительно требований территориального органа ПФР. В таком случае территориальный орган ПФР должен доказать обоснованность предъявленных требований.

Если территориальный орган ПФР предъявил вышеуказанные требования по истечении тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований, то такие требования подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

2. С даты введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства согласно ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (ст. 63 Закона N 127-ФЗ).

При осуществлении процедур банкротства предъявленные территориальным органом ПФР к взысканию суммы страховых взносов согласно ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ, находящиеся в исполнительном производстве по состоянию на дату введения процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, не являются текущими требованиями. Согласно Постановлению ВАС РФ N 25 они подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь.

Освобождение должника от начисления штрафов и иных финансовых санкций, пеней в процедуре наблюдения не предусмотрено (ст. 63 Закона N 127-ФЗ).

Состав и размер недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов в процедуре наблюдения, определяются на дату введения наблюдения.

3. Предъявление требований (без учета пени).

Пример.

В отношении страхователя ООО "ХХХХ" определением арбитражного суда от 25.07.2006 по заявлению страхователя введена процедура наблюдения.

По сведениям, предоставленным налоговыми органами, в реестр требований кредиторов по состоянию на 25 июля 2006 года включена следующая задолженность по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии - 708 008,62 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 151 451,36 руб.

По решению арбитражного суда страхователь признан 25 января 2007 года несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыта процедура конкурсного производства сроком на 12 месяцев.

По сведениям, предоставленным налоговыми органами, в реестр требований кредиторов по состоянию на 25 января 2007 года включена следующая задолженность по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии - 739 503,62 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 156 216,36 руб.

По данным территориальных органов ПФР за страхователем по состоянию на 1 января 2006 года числилась недоимка по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии - 625 220,62 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 139 177,36 руб.

Начисления страховых взносов в 2006 году составили:

- на страховую часть трудовой пенсии - 148 987,00 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 18 736,00 руб.,

- в том числе:

- за I квартал:

- на страховую часть трудовой пенсии - 82 788,00 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 12 274,00 руб.;

- за последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года":

- на страховую часть трудовой пенсии - 31 495,00 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 4765,00 руб.

Страховые взносы в 2006 году страхователем не уплачивались.

Определим расчетные и отчетные периоды, по которым обязанность по уплате страховых взносов и срок их уплаты наступили до даты введения процедуры наблюдения.

Согласно п. 8 и 9 Постановления ВАС РФ N 25 датой возникновения обязанности по уплате обязательных платежей является последний день отчетного (расчетного) периода.

Период

Срок уплаты

2002 год

16.04.2003

2003 год

15.04.2004

2004 год

14.04.2005

2005 год

20.04.2006

I квартал 2006 года

05.05.2006

Последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года"

04.08.2006

Последние три месяца отчетного периода "9 месяцев 2006 года"

07.11.2006

Рассмотрим обоснованность включения налоговыми органами требований по уплате страховых взносов в реестр требований кредиторов на дату введения каждой из вышеуказанных процедур.

На дату введения процедуры наблюдения - 25.07.2006 - обязанность по уплате и срок уплаты наступили по всем завершенным расчетным периодам (2002-2005 годы), а также по отчетному периоду - I кварталу - 2006 года.

Читателям журнала следует иметь в виду, что согласно п. 8 и 9 Постановления ВАС РФ N 25 датой возникновения обязанности по уплате является дата окончания отчетного (расчетного) периода, а не дата окончания срока уплаты, установленного законодательством.

Для квалификации платежей последних трех месяцев отчетного периода "6 месяцев 2006 года" рассмотрим следующую схему.

Условные обозначения:

ОУ 30.06. - обязанность по уплате страховых взносов за последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года" возникла 30 июня 2006 года;

СУ 04.08. - срок уплаты страховых взносов за последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года" - 4 августа 2006 года;

Как видно из схемы, в отношении последних трех месяцев отчетного периода "6 месяцев 2006 года" на дату введения процедуры наблюдения наступила только обязанность по уплате, срок уплаты наступил после введения процедуры.

В данном случае такие платежи будут квалифицироваться как текущие до даты введения следующей процедуры банкротства.

Таким образом, уполномоченными (налоговыми) органами обоснованно включена в реестр требований кредиторов на стадии наблюдения недоимка по страховым взносам по состоянию на 1 апреля 2006 года, на стадии конкурсного производства недоимка по страховым взносам по состоянию на 1 июля 2006 года.

Начиная с 1 июля 2006 года платежи будут являться текущими, поскольку обязанность и срок уплаты по ним наступили после введения процедуры наблюдения.

4. В реестр требований кредиторов включаются суммы недоимки по страховым взносам, срок исполнения по которым наступил до даты введения процедуры наблюдения, а также начисленные на вышеуказанные суммы недоимки и неуплаченные пени.

Пени, начисленные в период наблюдения на недоимку по страховым взносам, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не являются текущими требованиями и подлежит включению в реестр требований кредиторов (п. 27 Постановления ВАС РФ N 25).

Взыскание штрафных санкций независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности осуществляется путем включения вышеуказанных требований в реестр требований кредиторов. Требования о взыскании штрафов учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности (страховые взносы, пени) и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ).

Штрафы, в отношении которых предусмотрен судебный порядок взыскания, могут быть включены в реестр требований кредиторов только на основании вступивших в законную силу решений судов об их принудительном взыскании.

Суммы недоимки по страховым взносам, срок исполнения по которым наступил после введения процедуры наблюдения, а также начисленные на них пени подлежат взысканию в случае их неуплаты в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

5. При вынесении арбитражным судом определения об открытии процедуры наблюдения территориальный орган ПФР контролирует погашение задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, и уплату страхователем-должником текущих платежей.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.

6. По результатам рассмотрения дела о банкротстве (по окончании наблюдения) арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов (ст. 52 Закона N 127-ФЗ):

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Решение об отказе в признании должника банкротом;

Определение о введении финансового оздоровления;

Определение о введении внешнего управления;

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

Определение об утверждении мирового соглашения.

3.3. Процедура финансового оздоровления

1. Процедура финансового оздоровления применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 76-92 Закона N 127-ФЗ).

После окончания процедуры наблюдения в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии со ст. 74 Закона N 127-ФЗ решение первого собрания кредиторов о введении процедуры финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на срок не более чем два года.

Уполномоченный (налоговый) орган по месту регистрации страхователя-должника направляет в соответствующий территориальный орган ПФР запрос о предоставлении информации о наличии у должника просроченной задолженности по страховым взносам.

Территориальный орган ПФР сверяет вместе с налоговым органом образовавшуюся на дату вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры финансового оздоровления сумму задолженности по страховым взносам страхователя-должника, подлежащую включению в реестр требований кредиторов.

Территориальные органы ПФР в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры финансового оздоровления вправе через уполномоченный орган предъявить свои требования к страхователю-должнику.

2. С даты введения процедуры финансового оздоровления наступают следующие последствия:

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (абзац второй п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ);

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (абзац пятый п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ), за исключением исполнительных документов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которые согласно Постановлению ВАС РФ N 25 подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь;

Не начисляются пени, штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей, возникших до даты введения процедуры финансового оздоровления (абзац девятый п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ).

На сумму требований кредиторов об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения процедуры финансового оздоровления.

Проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении процедуры финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а в случае если такое погашение до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не произошло, - до даты принятия такого решения. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства начисленные проценты подлежат удовлетворению после погашения основной суммы долга (п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ). Начисление вышеуказанных процентов осуществляется налоговыми органами.

3. Состав и размер задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов, определяются на дату введения процедуры финансового оздоровления. Задолженность складывается из сумм, включенных в реестр требований кредиторов на предыдущей стадии банкротства и не погашенных должником, а также задолженности, обязанность по уплате которой возникла до принятия заявления о признании должника банкротом, а срок уплаты наступил на дату введения процедуры финансового оздоровления.

С даты введения процедуры финансового оздоровления прекращается начисление пеней на суммы недоимки, включенные в реестр требований кредиторов (п. 1-3 ст. 81 Закона N 127-ФЗ).

Суммы недоимки по страховым взносам, являющиеся текущими требованиями, и начисленные на них пени в случае неуплаты взыскиваются территориальными органами ПФР в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

4. При введении процедуры финансового оздоровления указывается срок ее проведения, утверждается новый график погашения задолженности.

План финансового оздоровления должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления (ст. 84 Закона N 127-ФЗ).

С даты утверждения арбитражным судом графика погашения задолженности возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность в установленные графиком сроки.

Погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, по графику погашения задолженности должно быть завершено не позднее чем за месяц до даты окончания процедуры, а требования кредиторов первой и второй очереди - не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры.

Графиком погашения задолженности предусмотрено ежемесячное, пропорциональное, равными долями погашение требований кредиторов в порядке очередности (п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.

Следовательно, задолженность по страховым взносам (вторая очередь) должна быть погашена страхователем-должником в течение шести месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

Начало погашения задолженности - не позднее чем через один месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры финансового оздоровления.

5. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности [непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах] не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, собрание кредиторов (при участии территориальных органов ПФР) имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении измененного графика или заявить ходатайство о досрочном прекращении процедуры финансового оздоровления.

Изменение графика погашения задолженности возможно только в отношении требований, включенных в реестр требований кредиторов, на основании определения арбитражного суда.

6. Досрочное окончание процедуры финансового оздоровления происходит в случае досрочного погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

Досрочное прекращение процедуры финансового оздоровления возможно в случае неоднократного или существенного (на срок более чем 15 дней) нарушения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

7. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

Определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Если от даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев, процедура внешнего управления не вводится;

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

3.4. Процедура внешнего управления

1. Процедура внешнего управления применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 92-123 Закона N 127-ФЗ).

Внешнее управление вводится определением арбитражного суда на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешнее управление не может быть продлено на срок, превышающий совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления, составляющий два года.

Требования кредиторов могут быть предъявлены должнику в любой момент в ходе внешнего управления на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.

Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами служит основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок их окончания, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения (ст. 120 Закона N 127-ФЗ).

После накопления денежных средств, до-статочных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди и уведомляет о направлении вышеуказанного ходатайства кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 122 Закона N 127-ФЗ). Ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди должно содержать предложение внешнего управляющего о пропорции удовлетворения требований кредиторов.

В случае установления арбитражным судом требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в составе очереди, в отношении кредиторов которой вынесено определение о начале расчетов с ними, арбитражный суд может вынести определение об изменении порядка удовлетворения требований кредиторов.

Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами определенной очереди или не осуществлены расчеты в определенной пропорции, кредитор имеет право требовать начисления на невыплаченную сумму процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения их требований полностью или в определенной пропорции.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. С даты введения процедуры внешнего управления (или конкурсного производства) наступают следующие последствия (ст. 94 Закона N 127-ФЗ):

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом, которые могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

Прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника, полномочий руководителя должника и иных органов управления должника, которые переходят к внешнему управляющему (абзац четвертый п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ);

Введение моратория (абзац седьмой п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ) на удовлетворение требований кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона N 127-ФЗ.

В течение срока действия моратория (ст. 95 Закона N 127-ФЗ):

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, а также о взыскании задолженности по текущим платежам (абзац второй п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ);

Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей, за исключением обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени) (абзац третий п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ).

На сумму требований в размере, установленном на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления.

Подлежащие начислению и уплате проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения вышеуказанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Начисленные в соответствии со ст. 95 Закона N 127-ФЗ проценты в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства подлежат удовлетворению после погашения основной суммы долга (в порядке, установленном п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ). Начисление вышеуказанных процентов осуществляется налоговыми органами.

3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на текущие платежи, а также на требования второй очереди (п. 5 ст. 95 Закона N 127-ФЗ).

Поскольку согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 на требования кредиторов первой и второй очереди действие моратория не распространяется, а также принимая во внимание специальные предписания абзаца второго п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ, в процессе применения ст. 94, 95 Закона арбитражные суды учитывают, что вынесение судом определения о введении внешнего управления не служит основанием для снятия арестов с имущества должника и не отменяет иных ограничений в части распоряжения имуществом должника, ранее наложенных в ходе исполнительного производства по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, по текущим платежам (другим выплатам).

Исполнение исполнительных документов по вышеуказанным требованиям производится в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом абзаца шестого п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ.

Требования кредиторов первой и второй очереди, подтвержденные исполнительными документами, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, выданными на основании судебных решений, вступивших в законную силу, в том числе после введения внешнего управления, а также требования других кредиторов второй очереди по выплате выходных пособий и оплате труда удовлетворяются внешним управляющим в общем порядке. При этом вынесение судом определения о начале расчетов с кредиторами первой и второй очереди (ст. 122 Закона N 127-ФЗ) не требуется.

При рассмотрении требований, предъявленных кредиторами в ходе внешнего управления, арбитражные суды учитывают, что по смыслу п. 1 ст. 5, абзаца третьего п. 2 и п. 4 ст. 95 Закона N 127-ФЗ для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).

На страховые взносы, включенные в реестр требований кредиторов, налоговыми органами начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России.

4. Задолженность, подлежащая включению в реестр требований кредиторов на стадии внешнего управления, складывается из сумм, включенных в реестр требований кредиторов на предыдущей стадии банкротства и не погашенных должником, а также из задолженности, обязанность по уплате которой возникла до принятия заявления о признании должника банкротом, а срок исполнения наступил на дату введения внешнего управления.

С даты введения внешнего управления прекращается начисление пени на суммы задолженности, не являющейся текущими требованиями.

Суммы задолженности по страховым взносам, а также начисленные на них пени подлежат взысканию в случае их неуплаты в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

5. По итогам рассмотрения результатов внешнего управления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

Определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами;

Определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии ходатайства собрания кредиторов.

3.5. Конкурсное производство

1. Процедура конкурсного производства применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 124-149 Закона N 127-ФЗ).

Если по решению арбитражного суда должник признается банкротом, то в его отношении открывается конкурсное производство. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено не более чем на шесть месяцев.

Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства регламентируются ст. 142 Закона N 127-ФЗ.

Территориальные органы ПФР сообщают в установленном порядке налоговым органам о вынесенных решениях суда по взысканию текущих платежей, не уплаченных должником в период процедуры наблюдения, об открытии исполнительного производства по решениям суда и постановлениям территориального органа ПФР.

Состав и размер страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, определяются на дату открытия конкурсного производства и складываются из требований, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования территориального органа ПФР могут быть предъявлены должнику в любой момент в ходе конкурсного производства на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.

Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), но после завершения расчетов с кредиторами второй очереди, заявившими свои требования в установленный срок (то есть до закрытия реестра требований кредиторов), подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов по-следующей очереди.

До полного удовлетворения вышеуказанных требований кредиторов второй очереди удовлетворение требований кредиторов последующей очереди приостанавливается. Если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами второй очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами второй очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение.

Требования кредиторов третьей очереди, предъявленные после закрытия реестра требований, удовлетворяются после удовлетворения требований всех очередей, внесенных в реестр требований (п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ).

3. С даты введения конкурсного производства наступают следующие последствия (ст. 126 Закона N 127-ФЗ):

Срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (абзац второй п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

Поскольку конкурсное производство в основном приводит к ликвидации должника, все обязательства, которые взял на себя должник до признания его несостоятельным, после его ликвидации выполняться не будут. Поэтому кредиторы по обязательствам, срок исполнения которых еще не наступил, наделяются правом досрочного предъявления требований об исполнении этих обязательств. И хотя срок исполнения по таким обязательствам считается наступившим, досрочное предъявление требований - это право кредитора. Только он может решать, реализовать или нет предоставленное право;

Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, за исключением требований по текущим платежам, возникшим в период конкурсного производства (абзац третий п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

Начисление пеней на требования, возникшие в период конкурсного производства, продолжается.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 1 и 5 ст. 134 Закона N 127-ФЗ.

Задолженность, возникшая до открытия конкурсного производства и не являющаяся текущими требованиями, погашается в одной очереди с удовлетворением требований о выплате заработной платы (во вторую очередь) (п. 15 Постановления ВАС РФ N 25).

Платежи, по которым и обязанность, и срок уплаты наступили после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до признания его банкротом, а также в ходе конкурсного производства (то есть текущие в предыдущих процедурах), согласно п. 1 ст. 134, п. 2 ст. 136 Закона N 127-ФЗ после введения конкурсного производства также будут являться текущими и подлежат погашению вне очереди.

Очередность удовлетворения требований по погашаемым вне очереди суммам установлена абзацем четвертым п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в третью очередь - по отчислениям в ПФР).

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, а также страховые взносы, обязанность и срок уплаты которых наступили после даты введения первой процедуры, подлежат исполнению должником в порядке, установленном ст. 855 ГК РФ (в третью очередь);

Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства (абзац шестой п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ);

Все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (абзац седьмой п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ);

Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом N 127-ФЗ, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему (абзац восьмой п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

В случае представления территориальным органом ПФР исполнительных документов на взыскание страховых взносов судебному приставу-исполнителю в силу ст. 126 Закона N 127-ФЗ и ст. 61 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) он обязан возбудить исполнительное производство и направить исполнительные документы для исполнения конкурсному управляющему.

Хозяйствующие субъекты взаимодействуют со своими партнерами, и в результате этих отношений они должны периодически выполнять свои обязательства в виде оплаты определенных платежей. В настоящее время осуществление всех оплат происходит путем безналичных перечислений на основании платежек. При этом очень важно указывать правильно очередность платежа в платежном поручении в 2018 году которая действует, как и в предыдущих периодах.

Чтобы перевод денежных средств состоялся, организация должна направить в банк специальное поручение на перечисление со своего счета на счет получателя средств. При наличии средств на счете, банк должен исполнить их в установленные сроки.

Клиент может сразу направить в кредитную организацию несколько платежных поручений. Кроме того, другие субъекты, например, контролирующие органы или приставы, имеют право также направлять в банк с ведома клиента и без него инкассовые поручения на списание средств со счета субъекта.

Поэтому банку важно знать, в каком порядке производить исполнение данных документов. Данную проблему помогает решить очередность платежа в платежном поручении, которая указывается клиентом согласно действующему законодательству.

Очередность платежа представляет собой последовательность исполнения кредитным учреждением поступивших на исполнение документов на списание средств со счета обслуживаемого им клиента.

Нормами законодательных актов утвержден справочник кодов очередности, который субъект бизнеса должен указывать в платежных поручениях. Это закреплено в ГК РФ. Именно эти цифры организация или ИП должны использовать, чтобы избежать двоякого толкования. Ведь наиболее важные распоряжения должны исполняться в первую очередь, такие как при уплате налогов по требованиям, алименты, и т.д.

При этом имеет значение достаточно ли средств на счете у субъекта хозяйствования. Если да, то списание будет производиться по мере поступления распоряжений в банк - то есть времени получения платежки.

Однако, если денег на счете не хватает, то тогда очередность платежа является важной информацией для банка и самого клиента. В первую очередь нужно списать средства с наименьшим значение такого кода.

Очередность платежа в платежном поручении в 2018 году, таблица значений

Рассмотрим подробнее все значения шифров, которыми определяется очередность платежа, указываемое поле 21 в платежном поручении в 2018 году образец.

Значение кода очередности Виды платежей Примеры оснований для платежа
Первая «1»
  • Платежи по возмещению нанесенного вреда жизни и здоровью
  • Платежи по удержанным из зарплаты алиментам
Постановления службы судебных приставов. Могут выставлять инкассовые поручения и платежные требования.

Нотариально составленное соглашение об уплате алиментов.

Вторая «2»
  • Платежи по перечислению по исполнительным листам вознаграждений сотрудникам на основании трудового контракта.
  • Платежи авторам по исполнительным листам за их результаты интеллектуальной деятельности
Поступившие в банк приказы мировых судей о взыскании

(списание в безакцептном порядке)

Поступившие клиенту судебные приказы на исполнение требований

Третья «3»
  • Выплата вознаграждений по трудовым контрактам сотрудникам компании
  • Платежи по налогам на основании выставленных требований (по УСН, налог на имущество, на прибыль и т. д.)
  • Платежи во внебюджетные фонды и иные контролирующие органы на основании выставленных предписаний и требований.
Расчетные документы по начислению оплаты труда.

Инкассовые поручения платежные требования, поступившие от ИФНС, ФСС, ПФР и иных госорганов.

Четвертая «4»
  • Иные платежи на основании требований и постановлений, которые не были рассмотрены в предыдущих случаях.
Судебные приказы судей и решений суда на исполнения обязательств по коммунальным платежам, и т. д.

Очередность платежа 4 что значит прежде всего исполнение определений, решений, судебных приказов в результате нарушений компанией обязательств при осуществлении ею своей деятельности.

Пятая «5»
  • Все остальные перечисления, производимые по поручению клиента. (Большинство осуществляемых платежей имеют именно эту очередность, в том числе и уплата текущей задолженности по налогам и сборам)
Счета и договора (контракты) партнеров компании за выполненные работы, услуги, полученные материальные ценности.

Декларации, расчеты по авансовым платежам и т.д.

Заявление работающего на предприятии об уплате алиментов.

Некоторые особенности

При оплате налогов, что указывать 3 или 5

Если все платежи выполняются организацией строго в пределах установленных сроков, то в платежных поручениях необходимо указывать очередность 5. Это правило касается налогов любого типа – по УСН, на имущество, на прибыль и других.

Код 3 используется в случаях, когда поступает принудительное требование на уплату задолженности. Обычно, на его исполнение орган формирует инкассовое поручение с указанной очередностью.

Внимание! Если задолженность была выявлена субъектом бизнеса самостоятельно, то поле 21 в платежном поручении будет содержать очередность 5.

Очередность платежа на страховые взносы

С 2017 года управление всеми основными страховыми взносами было передано от фондов в налоговую. Но от этой перестановки очередность производимого платежа не претерпела изменений. Если платеж выполняется в обычном порядке согласно установленных сроков - указывается очередность 5. Если же от ФНС приходит инкассовое требование в связи с наложением штрафа - то его погашение будет выполняться в очередность 3.

Кроме этого, разрешено взносы за организацию перечислять физическим лицам или сторонним организациям. В этом случае также должна быть проставлена очередность 5.

Очередность при оплате пени и штрафов

Еще один из часто возникающих вопросов при составлении платежек - какую ставить очередность, если выполняется перечисление штрафов или пени согласно поступившим от налоговой требованиям. Платежи по налогам отнесены к очереди 3, но в устанавливающих документах про штрафные платежи ничего не упомянуто.

По данному вопросу выпустил свои пояснения Минфин. Он уточнил, что проведение платежей по уплате пени и штрафов не предусматривается в рамках с первой по четвертую очереди. Исходя из этого, в документах по данным платежам необходимо проставлять только пятую очередь.

Счет плательщика заблокирован

Налоговый орган может выдвинуть решение о блокировке операций по расчетному счету субъекта бизнеса, и банк обязан выполнить его в безусловном порядке.

При блокировке производится остановка в исполнении практически всех операций.

Однако по закону все равно будут исполняться следующие платежи:

  • Уплата требований по налогам и сборам в рамках инкассовых поручений (очередность 3);
  • Перечисление текущих налоговых платежей, а также штрафов и пени по ним.

Внимание! Таким образом, если установлена блокировка счета, то все равно будут исполняться платежи, которые поданы в рамках очередности с 1 по 3. При этом перечисление пени и штрафов необходимо выполнять с очередностью 3 (в обычных условиях используется очередность 5).

Очередность если на счете нет денег

В условиях острой финансовой ситуации субъект бизнеса может подать платежных поручений в кредитное учреждение больше, чем у него находится на расчетном счете. При каждом поступлении документа банк проверяет, хватит ли для его исполнения средств.

Если система выдает ответ, что имеющиеся средства на счете закончились, то происходит следующее:

  • Все документы очередности 5 (за исключением нескольких случаев) банк сразу аннулирует при подаче;
  • Все остальные документы очередности с 1 по 4, а также исключения из 5, помещаются в очередь. Их исполнение производится по мере поступления денежных средств. При этом в очереди оказываются документы как созданные организацией, так и поступившие извне.

Внимание! Субъект бизнеса имеет право отозвать из очереди любой созданный им документ. Также у банка нет права определять порядок исполнения документов одной очередности по своему усмотрению.

Очередность платежа по заработной плате в 2018 году

Перечисление зарплаты упоминается сразу в нескольких очередях:

  • Если выплата заработка сотрудникам производится в обычных обстоятельствах, то должна быть проставлена очередность 3. Этот же показатель используется при выплатах пособий по беременности и родам, отпускных, по больничных и аналогичных.
  • Если у организации перед работником присутствует задолженность, и ее погашение производится в рамках исполнительного листа, то необходимо проставлять очередность 2.
  • Если с физлицом был заключен за оказание услуг, то такая выплата под зарплату не подпадает. В связи с этим, при перечислении вознаграждений по договорам применяется очередность 5.

При оплате требований налоговой

При оплате требований имеет значение - кто является инициатором платежа.

Если ФНС выставляет безусловное требование о взыскании штрафа или пени в виде инкассового поручения, то такой платеж выполняется с очередностью 3. По факту, субъект бизнеса не составляет на него никакого платежного документа, а списание производится без его согласия.

Если же ФНС было выставлено бумажное требование об уплате налога, и субъект бизнеса исполняет его самостоятельно путем оформления платежного поручения, то здесь действует обычное правило по штрафам - необходимо проставлять очередность 5.

Платежи по исполнительным листам

Исполнение перечислений по исполнительным листам входит сразу в несколько очередностей.

Поэтому, проставляемое значение будет зависеть от самого типа листа:

  • 1 - выполняется при платежах по возмещению вреда здоровью, а также по алиментам;
  • 2 - Исполнительные листы по выходным пособиям, выплата заработка по решению суда, присужденные вознаграждения авторам интеллектуальной деятельности;
  • 4 - Все остальные типы исполнительных листов.

Внимание! Список исполнительных листов, который подпадает под очередность 4, является открытым.

Что делать, если в платежке допущена ошибка

Одна из распространенных ошибок при оформлении платежных поручений - это неверно проставленная очередность платежа. Что делать, если платежка уже отправлена, и этот реквизит там указан неверно?

Минфин в своем письме от 04.10.2017 указывает, что в Положении 383-П не предусмотрено, что ошибка в данном поле должна приводить к отказу в перечислении средств. Да, банки имеют право разрабатывать свои внутренние правила исполнения документов, однако они не должны вступать в противоречие с федеральными.

Из этого следует, что формально банк не имеет права отказать клиенту в исполнении платежки, в какой проставлена неправильная очередность. Однако чаще всего банки просят переделать спорный документ, либо составить письмо с уточнением реквизита. Можно, конечно, настоять на своем, но споры с кредитным учреждением могут затянуться надолго.

Переуступка прав на квартиру при банкротстве застройщика
Игорь, 30 июня 2017 года, 15:56

Здравствуйте. Квартира в доме Су-155 полностью оплачена. Договор долевого участия по 214-ФЗ зарегистрирован в органах госрегистрации. Есть положительное решение суда о включении в реестр требований. Акт приёмо-передачи не...

уважительность причин пропуска срока предъявления требования
Лариса, 25 мая 2017 года, 16:01

Добрый вечер! Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.08.2016 потребительский жилищно-строительный кооператив "НПЧ-строй" признан банкротом. Открыто конкурсное производство на 6 мес. Я являюсь пайщиком кооператива и купила 2-х комнатную квартиру...

Здравствуйте!такая ситуация,заказали памятник в ноябре 2016,сейчас,в мае только решили узнать,что с нашим памятником,а фирма оказывается обанкротилась.,что нам делать? Удасться ли вернуть заплаченную сумму?

Банкротство: Законодательство

Банкротство: Судебная практика

Для целей признания обоснованным требования дольщика и включения его в реестр требований кредиторов необходимо представление доказательств наличия договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и оплаты в рамках этого договора

Социальные платежи при банкротстве должны уплачиваться вместе с зарплатой во второй очереди. Об этом сказано в обзоре практики об участии Федеральной налоговой службы (ФНС) в делах о банкротстве, опубликованном сегодня на сайте Верховного суда (ВС). Разъяснение Высшего арбитражного суда (ВАС) о том, что социальные взносы при банкротстве уплачиваются в третьей очереди, было отменено на вчерашнем Пленума ВС. Новый обзор призван также заменить постановление Пленума ВАС от 22 июня 2006 года № 25 об обязательных платежах при банкротстве, также отмененный вчера Пленумом ВС.

Отнесение страховых платежей ко второй очереди (п. 14 обзора) ВС связывает с необходимостью учета позиции Конституционного суда, который считает эти взносы частью оплаты труда (постановление от 10 июля 2007 года № 9-П). По мнению КС, размер пенсии работников не должен уменьшаться, даже если работодатель не заплатил за них все страховые взносы. Однако перевод пенсионных взносов во вторую очередь платежей при банкротстве приведет к тому, что работники обанкротившихся предприятий не всегда смогут получить свою зарплату полностью.

Похожее разъяснение дается и в п. 8 обзора. В нем речь идет об НДФЛ, не перечисленном до банкротства. Налог включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению, то есть ко второй очереди. Но пени и штрафы за неперечисление НДФЛ учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди (п. 9).

Часть обзора посвящена оспариванию сделок должника в деле о банкротстве. Так, ВС считает, что списание обязательных платежей со счета должника во внесудебном порядке само по себе не является недействительным (п. 15). Такие действия ФНС не означают, что служба знала о неплатежеспособности должника — неуплата обязательных платежей не всегда означает банкротство плательщика.

Вместе с тем зачет переплаты по налогам в счет погашения задолженности по текущим налоговым платежам может быть оспорен по правилам Закона о банкротстве (п. 17). Оспорить действия ФНС получится, если зачет нарушил очередность удовлетворения требований, о чем налоговому органу было известно.

Наконец, попали в обзор и два дела, в которых ВС пришел к выводу, что выплата текущих платежей поставщикам перед налогами нарушает очередность текущих платежей. Конкурсные управляющие отнесли эти платежи в третью очередь — как эксплуатационные расходы, необходимые для деятельности должника, ссылаясь на нормы Закона о банкротстве в редакции до сентября прошлого года. Налоговый орган считал, что расчеты с поставщиками должны быть в текущих платежах в одной очереди с налогами. Нижестоящие суды поддержали налогоплательщика, но ВС решения отменил, отправив дело на новое рассмотрение (см. ).

Гульнара Исмагилова, Закон.ру

Начислять страховые взносы обязаны организации и ИП, которые привлекают работников на основании трудового договора или договора ГПХ . Предприниматели также платят взносы «за себя» по фиксированным ставкам. Правильно исчисленные и вовремя уплаченные страховые взносы защитят от претензий налоговой службы.

Зачем нужны страховые отчисления

Цель социального страхования — защита и содержание лиц, которые не принимают участия в общественном труде. Принцип работы механизма страхования прост: плательщики регулярно перечисляют взносы в соответствующие фонды, а когда происходит страховой случай, фонды выплачивают предусмотренные законом суммы. Так, ФСС оплачивает часть больничного, ПФР начисляет пенсионные выплаты и т.д.

Виды обязательных страховых платежей

Обязательные страховые взносы включают 4 вида платежей:

  • Пенсионные взносы (ОПС) - состоят из 2 частей: страховой и накопительной;
  • Медицинские взносы (ОМС);
  • Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) - идут на выплату пособий по болезни, уходу в декрет и т.п.;
  • Взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСиПЗ).

С 2017 года отчисления на ОПС, ОМС и ВНиМ контролируются налоговыми органами и регулируются гл. 34 НК РФ. Взносы от НСиПЗ утверждены в Федеральном законе от 24.07.98 № 125-ФЗ и Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ и перечисляются в ФСС.

Плательщики страховых отчислений

Согласно ст. 419 НК РФ, страховые взносы обязаны платить категории лиц, перечисленные ниже. Если человек соответствует сразу нескольким категориям, страховые взносы платятся по каждому основанию отдельно: ИП-работодатель перечисляет взносы отдельно за сотрудников и отдельно за себя.

  • Организации и ИП, которые платят вознаграждения физическим лицам по трудовому договору и ГПД;
  • ИП и иные лица, которые работают «на себя» (нотариусы, оценщики, адвокаты и т.п.);
  • Физические лица, не зарегистрированные как ИП, которые платят вознаграждения физическим лицам.

На какие суммы начисляются страховые взносы

Организации и ИП, которые имеют штат наемных работников, начисляют взносы на выплачиваемые по трудовым договорам суммы: зарплату, доплаты, надбавки, отпускные, премии по итогам работы и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Важно! Начислять взносы не нужно, если подрядчик — индивидуальный предприниматель и перечисляет взносы «за себя». Также взносы не платятся с выплат за купленное или арендованное имущество, за исключением прав на интеллектуальную деятельность (п.4 ст. 420 НК РФ).

На выплаты в пользу иностранцев взносы начисляются в зависимости от правового статуса и заключенного договора.

Отдельно выделяются высококвалифицированные специалисты-иностранцы. Если такому специалисту присвоен статус временно пребывающего, никакие взносы не начисляются, если временно или постоянно проживает в РФ, — взносы платятся на ОПС и ВНиМ.

На какие суммы взносы начислять не нужно

В ст. 422 НК РФ указан перечень сумм, не облагаемых взносами на ВНиМ, ОМС и ОПС: государственные пособия, все виды компенсаций, командировочные расходы в пределах установленных норм и т.д. Список выплат, освобожденных от обложения взносами от НСиПЗ, указан в Законе № 125-ФЗ.

Выплаты, которые не перечислены в упомянутых перечнях и не относятся к трудовым (премии к юбилею, санаторные путевки за счет работодателя и т.п.), служат причиной споров между страхователями и контролирующими органами. Работодатели считают, что на подобные суммы не нужно начислять взносы, но сотрудники налоговой службы и фондов придерживаются противоположной позиции. Свою правоту приходится отстаивать в суде, судебная практика по вопросу противоречива.

База для исчисления взносов

База, на которую начисляются страховые взносы, определяется нарастающим итогом в течение года и рассчитывается по окончании каждого месяца. Итоговая сумма взносов равна произведению облагаемой базы и соответствующего тарифа взносов.

Для начисления взносов на ВНиМ Правительством РФ установлена предельная величина, которая индексируется каждый год. В 2018 году ее размер 815 000 рублей, следовательно, взносы на ВНиМ начисляются, пока облагаемая база сотрудника не достигнет предельной величины.

Для взносов на ОПС лимит не установлен, но с выплат сверх предельной величины, которая в 2018 году составила 1 021 000 рублей, взносы платятся по пониженному тарифу.

По взносам на ОМС и от НСиПЗ предельная база не ограничена, пониженных тарифов не предусмотрено.

Тарифные ставки по взносам

До 2020 года плательщики, для которых ст. 427 НК РФ не устанавливает пониженные тарифы, начисляют взносы по указанным в ст. 426 НК РФ ставкам (см. таблицу).

Фиксированные ставки по взносам для ИП

Порядок уплаты взносов «за себя» отличается от правил для работодателей. Обязательные платежи ИП установлены в фиксированной сумме по взносам на ОПС и ОМС. Взносы от НСиПЗ начислять не нужно, а по ВНиМ — по желанию ИП. Если предприниматель решил перечислять взносы на ВНиМ, он регистрируется в ФСС и платит по фиксированной ставке: в 2018 году — 3 300 руб.

Сумма отчислений на ОПС различается в зависимости от дохода предпринимателя в 2018 году:

  • до 300 000 руб. - ставка 26 545 руб.;
  • больше 300 000 руб. - платеж рассчитывается как 26 545 + 1% × доход свыше 300 000 руб. и ограничен 212 360 руб.

На ОМС в 2018 году предприниматели заплатят 5 840 руб.

Если ИП отработал не полный календарный год, размер фиксированных платежей исчисляется по фактически отработанному времени.

Как посчитать сумму страховых взносов

Работодатели обязаны ежемесячно рассчитывать и платить страховые взносы, размер которых определяется по формуле:

Из суммы ежемесячного платежа по ВНиМ работодатель вычитает пособия, выплаченные в течение месяца, которые должны оплачиваться ФСС (три дня больничных и т.п.). Если размер пособия превышает взносы, образуется переплата, которую возвращается плательщику или зачитывается в счет будущих платежей.

Когда перечислять страховые платежи

Согласно п.3 ст. 431 НК РФ, работодатели платят взносы до 15 числа месяца, который идет за месяцем начисления платежа, включительно. Страховые взносы за март перечисляются до 15 апреля, за апрель — 15 мая и т.д. На каждый вид взносов формируется отдельная платежка с указанием КБК соответствующего платежа.

Индивидуальные предприниматели платят взносы на ОПС по фиксированной ставке до 31 декабря отчетного года. Платеж по 1%-м взносам перечисляется не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Взносы на ОМС предприниматели должны заплатить до 31 декабря отчетного года, такой же срок предусмотрен для взносов на ВНиМ.

В какой отчетности отражаются страховые платежи

Ежемесячно работодатели сдают в ПФР персонифицированный отчет формы СЗВ-М в срок до 15 числа следующего за отчетным месяца. Сведения до 25 человек разрешается подать на бумаге, от 25 и выше — в электронном виде по ТКС.

К ежеквартальной отчетности относятся форма 4-ФСС и Расчет по страховым взносам. Расчет по страховым взносам подается в налоговую службу до 30 числа месяца, который следует за I-м кв-м, полугодием, 9-ю месяцами, годом. Он отражает сведения по взносам на ВНиМ, ОМС и ОПС. Работодатели, среднесписочная численность персонала которых более 25 человек, сдают отчет в электронной форме по ТКС, менее 25 — на бумаге.

Отчет по взносам от НСиПЗ по форме 4-ФСС подается в ФСС до 20 числа месяца, который следует за I-м кв-м, полугодием, 9-ю месяцами и годом на бумажном носителе. Если отчет отправляется по ТКС, срок сдачи переносится на 5 дней, т.е. до 25 числа.

Годовая отчетность по взносам состоит из формы СЗВ-СТАЖ, которая сдается до 1 марта следующего за отчетным года и реестра застрахованных лиц, если за них платились дополнительные взносы.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия для малого бизнеса автоматически рассчитает взносы и сформирует платежные поручения, а еще напомнит об уплате заранее. В сервисе вы можете легко вести учет, начислять зарплату, отправлять отчеты через интернет и пользоваться другими возможностями. Протестируйте сервис в течение 14 дней бесплатно.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме