Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе. Какие ограничения есть по службе в армии? Ограничение по военной службе

Являясь основным, срочным, специальным видом наказания, ограничение по военной службе заключается в продолжении осужденным военной службы на прежнем месте службы на принудительной основе; в удержании в доход государства из денежного довольствия осужденного в размере, установленном судом, но не свыше 20% (в ст. 144 УИК РФ речь идет о несколько ином: удержании в доход государства из денежного содержания); в запрете на срок осуждения на повышение в должности или воинском звании; в исключении срока наказания из срока выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ) . Кроме того, согласно УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145); осужденный военнослужащий до истечения установленного приговором суда срока наказания может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в связи с чем командиром воинской части направляется представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148).

Ограничение по военной службе может определяться на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, когда оно избирается вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ – на срок, установленный для исправительных работ, т.е. от двух месяцев до двух лет. В любом случае срок наказания исчисляется в месяцах и годах. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 72 УК РФ, а также при зачете наказания сроки данного наказания могут исчисляться в днях (ч. 2 ст. 72 УК РФ). Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок ограничения но военной службе из расчета один день содержания под стражей за три дня службы.

Согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Контракт о прохождение военной службы должен иметь место не на момент совершения преступления, а па момент вынесения приговора по делу.

Если это не связано с назначением вместо исправительных работ, то ограничение по военной службе определяется лишь в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы. В настоящее время в теории и судебной практике остается спорным вопрос о возможности назначения ограничения по службы в порядке применения ст. 64 УК РФ.

Ограничение свободы

На момент принятия УК РФ, его ст. 53 определяла ограничение свободы как содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" в данную статью были внесены существенные изменения, в результате чего содержанием ограничения свободы стали выступать такие определяемые судом ограничения, как: не уходить из места постоянного пребывания в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, нс изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы в установленных случаях без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Кроме этих ограничений, суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. В период отбывания наказания суд по представлению органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения, однако, на наш взгляд, это не должно касаться обязательных ограничений.

Указанным Федеральным законом были изменены также сроки ограничения свободы: оно может назначаться в пределах от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В то же время в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

По вполне понятным причинам законодатель исключает возможность назначения ограничения свободы военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. В случае, когда имеет место злостное уклонение лица от ограничения свободы, назначенного лицу в качестве дополнительного наказания, наступает уголовная ответственность по ст. 314 УК РФ.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, выданным в установленном порядке (ч. 4 ст. 58 УИК РФ).

Ст. 143 УИК РФ регламентирует порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.

В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Применение этой меры возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также вместо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В системе наказаний, расположенных в порядке возрастания по степени строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

Содержание режимных ограничений данного наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего в доход государства удерживаются суммы в размере, установленном судом, но не свыше 20 %.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад денежного содержания, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ст. 144 УИК РФ устанавливает, что размер удержания исчисляется из всех денежных выплат военноелужащих. Сам по себе факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не препятствует получению в предусмотренных законодательством случаях других дополнительных выплат и надбавок, включаемых именно в денежное довольствие, из которых также должны производиться соответствующие удержания.

Удержания не производятся из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту. В частности, порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, во исполнение ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» регламентируется постановлением Правительства РФ.

Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новое место службы постоянно или временно.

Факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании .

Военному командованию на основании ст. 145 УИК РФ также предоставлено право по своему усмотрению в случае, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, переводить его на время отбывания наказания на должности, не связанные с руководством личным составом. Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд, вынесший приговор, для контроля за исполнением наказания.

Вместе с тем в период отбывания наказания не приостанавливается общая выслуга лет, дающая право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы и надбавки (в частности, месячные и иные процентные надбавки к окладу денежного содержания военнослужащего, квартальные и ежегодные единовременные денежные вознаграждения, очередность на квартиру).

Отбывание данного наказания также не препятствует предоставлению основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и проезд к месту проведения основного отпуска.

Таким образом, перечень правоограничений данного наказания является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Несмотря на то, что при ограничении по военной службе осуществляются указанные удержания и что при зачете оно приравнивается к исправительным работам, эти самостоятельные виды наказаний нельзя считать тождественными, поскольку, как уже отмечалось, исправительные работы к военнослужащим не применяются и заменяются ограничением по военной службе.

Вступивший в законную силу приговор (определение) о порядке исполнения ограничения по службе применительно к каждому военнослужащему конкретизируется приказом командира воинской части, который доводится до сведения осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов, а его копия в трехдневный срок направляется в военный суд, вынесший приговор.

При осуществлении указанных функций командование руководствуется нормами УИК РФ, а также едиными для всех воинских формирований страны правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ст. 5 УИК РФ).

Командир воинской части проводит воспитательную работу с осужденными военнослужащими, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, а также его поведение и отношение к военной службе (ст. 146 УИК РФ). Воспитательная работа - обязательное средство воздействия на осужденного, поскольку в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы. Осужденный в обязательном порядке участвует как в общих плановых воспитательных мероприятиях, осуществляемых в воинской части (учреждении), так и в специальных, предназначенных для него. Формы и методы воспитательной работы, порядок ее проведения и круг ответственных должностных лиц определяются на основе общих требований военного законодательства по данному вопросу .

Особенность ограничения по военной службе состоит в том, что в процессе его отбывания осужденный продолжает прежнюю деятельность без разрыва с ближним микросоциальным окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства части денежного содержания.

Ограничение по военной службе может прекращаться различными способами: по отбытии всего установленного срока и досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни и т. п.).

Ст. 147 УИК РФ определяет порядок прекращения наказания после назначенного срока. Факт окончания установленного судом срока устраняет все режимные ограничения и неблагоприятные последствия данного наказания. Правовым основанием восстановления статуса военнослужащего является приказ командования, копия которого для сведения и проверки его законности направляется в соответствующий военный суд. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военное лужащих, проходящих службу по контракту.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государ- ственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовноисполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военноврачебной комиссии; при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам).

В случае увольнения со службы военнослужащий утрачивает свой специальный правовой статус и не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации (ст. 174 УИК РФ). В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший притвор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение в соответствии с УПК РФ.

  • Белов В. К. Указ. соч. С. 58.
  • Кириллов М. А. Указ. соч. С. 79.

Наказание в виде ограничения по военной службе предусмотрено ст. 51 УК РФ, согласно которой оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по кон- тракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Оно назначается за совершение военнослужащим преступления против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Таким образом, наказание в виде ограничения по военной службе может быть применено к военнослужащему, проходящему службу по контракту, не только тогда, когда в санкции статьи, по которой его привлекают к ответственности, указан данный вид наказания, но и в том случае, когда в санкции статьи содержится наказание в виде исправительных работ (но нет наказания в виде ограничения по службе). Как правило, здесь речь идет о преступлениях военнослужащего, не связанных со службой.

Уголовный закон сущность данного наказания определяет в виде конкретного размера удержаний из денежного содержания осужденного (но не более 20%), запрещения повышать его в должности и в воинском звании, невключения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, характерной особенностью данного наказания является то, что осужденный продолжает нести военную службу в своей части, находясь в том же воинском коллективе, который может оказывать на него благоприятное воспитательное воздействие.

Исполнению данного вида наказания УИК РФ уделил достаточно много внимания (ст. 143-148). Согласно ч. 7 ст. 16 Кодекса наказание в виде ограничения по военной службе исполняет командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к этому виду наказания. После вступления приговора в законную силу и поступления в часть его копии и распоряжения суда об исполнении приговора командир воинской части не позднее трех дней обязан издать соответствующий приказ. В приказе объявляется: на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению очередного воинского звания; какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им наказания в виде ограничения по службе. Данный приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Копия этого приказа вместе с другими документами в трехдневный срок направляется в суд, вынесший приговор.

В случае уклонения командира воинской части от исполнения приговора суда он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Собственно исполнение наказания в виде ограничения по службе для осужденного военнослужащего реально начнется (он почувствует это) в день получения заработной платы, когда из нее вычтут сумму удержаний, определенную приговором суда. Согласно Закону "О статусе военнослужащих" (1998) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих. Лица, проходящие службу по контракту, кроме того, получают различные надбавки (за выслугу лет, службу в особых условиях и др.), а также дополнительные денежные выплаты (единовременные по итогам календарного года, при уходе в отпуск, в связи с переводом к новому месту военной службы, денежные компенсации вместо продовольственного пайка, за классность и др.). Удержания должны производиться со всех видов указанных выплат.

Удержания не производятся из тех сумм, которые выплачиваются осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, например, из страховых сумм за полученное увечье или заболевание во время прохождения военной службы, компенсаций за санаторно-курортное лечение и аналогичных выплат.

Другим негативным реальным последствием исполнения данного вида наказания для осужденного военнослужащего может явиться необходимость перемещения по службе в связи с несоответствием его нового правового статуса с занимаемой должностью, особенно если последняя связана с подготовкой личного состава подразделения и его воспитанием, т. е. когда нужно подавать пример добросовестного отношения к воинскому долгу и несению службы. В такой ситуации ст. 145 Кодекса предоставляет право командиру воинской части принять одно из трех возможных решений: перевести осужденного военнослужащего на равнозначную дожность (по окладу) в пределах данной воинской части; перевести или на другую должность, или в другую воинскую часть; перевести не только на другую должность, в другую часть, но и в иную местность.

Конкретное решение принимается с учетом как целесообразности исполнения приговора, так и наличия равноцен- ных должностей в конкретной воинской части. В качестве дополнительного компонента при решении данного вопроса может служить и мнение осужденного, его желание служить, например, в другой местности. Федеральный закон "О военной службе и воинской обязанности" (1998) предусматривает три вида контрактов, которые могут быть заключены при поступлении гражданина на воинскую службу: 1)

в кадрах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации; 2)

в кадрах конкретной воинской части; 3)

на конкретной должности в конкретной воинской части.

Согласие осужденного военнослужащего на перевод в другую

часть или местность требуется в двух последних случаях. При отсутствии такого согласия на перевод в другую часть или иную местность контракт с военнослужащим может быть расторгнут. В этом случае ставится в известность суд, вынесший приговор, который должен будет рассмотреть вопрос о замене наказания в виде ограничения по службе другим видом наказания. Суд, вынесший приговор, ставится также в известность о перемещении осужденного в другую часть или местность.

Данный вид наказания не исчерпывается только элементами карательного воздействия, а предусматривает обязательное соединение с мерами воспитательного воздействия. Статья 146 Кодекса прямо обязывает командование воинской части, где проходит службу осужденный военнослужащий, проводить с ним воспитательную работу. Формы и методы проведения такой воспитательной работы закон не определяет, но содержит указание на то, что данная работа должна проводиться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе, т. е. требует в полной мере индивидуального подхода при организации и проведении этой работы. Хотя закон возлагает обязанность проведения воспитательной работы на командира воинской части, но, как правило, ее организует и проводит его заместитель по воспитательной работе с личным составом, подключая сюда не только опытных и авторитетных военнослужащих из числа офицерского и сержантского состава, но и имеющиеся в части и функционирующие при ней общественные формирования (например, офицерские собрания, суды чести, женские советы и т. п.). Командир части обязан контролировать эту работу; он также может с осужденным прово- дить персонально те или иные воспитательные мероприятия. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически и носила осмысленный характер, акцентируя внимание прежде всего на ликвидации (нейтрализации, блокировании) тех качеств личности военнослужащего, которые и обусловили совершение им данного преступления.

За три дня до истечения определенного судом срока наказания (и зафиксированного в приказе по части) командир части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе. В этом приказе указывается прежде всего дата прекращения исполнения наказания, т. е. его последний день. Согласно ч. 1 ст. 72 УК РФ срок данного наказания исчисляется годами и месяцами. Кроме того, в приказе указывается о прекращении удержаний из денежного довольствия военнослужащего, а также о возобновлении течения срока выслуги лет и возможности в повышении в воинском звании и должности. Копия приказа в обязательном порядке направляется в суд. вынесший приговор, который таким образом контролирует исполнение данного вида наказания.

Закон предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе, основания такого досрочного освобождения могут быть разными: 1)

замена данного наказания иным более мягким наказанием; 2)

в связи с применением актов помилования либо амнистии; 3)

по особым обстоятельствам, связанным с прохождением службы именно данным осужденным военнослужащим.

В соответствии с Законом "О военной службе и воинской обязанности" военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы с расторжением заключенного контракта. Согласно данному Закону основаниями для досрочного расторжения заключенного с военнослужащим контракта являются: невыполнение условий контракта со стороны военнослужащего, признание лица негодным либо ограниченно годным к определенному виду или в целом к воинской служ.бе (тогда требуется заключение военно-врачебной комиссии). В этих случаях осужденный увольняется с воинской службы, издается соответствующий приказ, а его копия направляется в суд, вынесший приговор, для принятия решения о замене наказания в виде ограничения по военной службе другим видом наказания либо о досрочном освобождении от отбывания наказания (например, по болезни).

Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое может быть назначено только осужденным военнослужащим , проходящим военную службу по контракту:

  • за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК);
  • за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части УК (например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).

Кроме того, данное наказание может быть назначено на основании ст. 64 и 65 УК — при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким — на основании ст. 80 УК. По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде и и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных (т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, других федеральных органах государственной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста мужского и женского пола, заключившие письменный договор (контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 32 указанного Закона).

Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока: а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%; б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; в) срок наказания не засчитывастся в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК). Иные ограничения (понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.

Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил. Из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. В отличие от исправительных работ минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому по смыслу закона он может составлять и менее 5%. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями (ст. 43 и 60 УК). Согласно ст. 144 УИК удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, но с учетом пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.

Не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного уклонения от него другим, более строгим наказанием. Исполнение его возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.

1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Комментарий к Ст. 51 УК РФ

1. Содержание наказания в виде ограничения по военной службе составляют ограничение на оплату труда военнослужащего и ограничения в его служебной карьере. Ограничение по военной службе может быть назначено военнослужащему, проходящему службу по контракту, за совершение преступлений против военной службы. В то же время к военнослужащему, проходящему службу по призыву, указанный вид наказания применяться не может. Ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ, однако только в том случае, если они предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК. Например, в случае осуждения военнослужащего за умышленное уничтожение чужого имущества, предусмотренное ч. 1 ст. 167 УК, санкция которой содержит исправительные работы на срок до одного года, суд может назначить вместо исправительных работ ограничение по военной службе на тот же срок. Контроль за исполнением наказания в виде ограничения по военной службе возлагается на командира воинской части, который обязан в течение трех дней после получения копии приговора и распоряжения о его исполнении издать приказ, установив в нем порядок исполнения приговора, о чем извещается в последующие три дня суд, постановивший приговор. В суд также направляется копия приговора. Полностью порядок исполнения приговора в виде ограничения по военной службе указан в ст. ст. 143 — 148 УИК.

2. Особенность этого вида наказания заключается в том, что из денежного содержания осужденного производится удержание в доход государства в размере, не превышающем 20%; во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность, как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме