Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фз техническом регулировании последняя редакция. Техническое регулирование

Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" распространяется на отношения, которые возникают при применении, принятии, разработке, исполнении на обязательной и добровольной основе требований к выпускаемой на предприятиях продукции и к производственным процессам. Регламентируются также перевозка, эксплуатация, утилизация, реализация, хранение товаров. Рассмотрим далее подробно Закон "О техническом регулировании " (184 ФЗ).

Общие сведения

Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" сформулировал обязанности и права всех участвующих в отношениях, регламентируемых данным актом. Положения документа не распространяются на ряд норм. В частности, к ним относят:

  1. Положения о бухучете и правила аудиторской деятельности.
  2. Стандарты эмиссии и проспектов выпуска ценных бумаг.

Терминология

Закон "О техническом регулировании" дает разъяснения по ключевым отраслевым понятиям:

Правовая регламентация

Закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) предусматривает составление нормативных документов. Они именуются регламентами. Такие документы могут приниматься в рамках международного договора, ратифицированного в соответствующем порядке. Утверждение технического регламента может осуществляться на основании ФЗ, указа президента, постановления правительства. Этот документ формулирует обязательные для исполнения нормы и требования в отношении объектов. К последним, в числе прочего, относят:

  • Здания, сооружения.
  • Продукцию.
  • Производственные, эксплуатационные, транспортные и прочие процессы.

Принципы

Закон 184 "О техническом регулировании" провозглашает ряд ключевых положений. На их основании осуществляется деятельность по приведению продукции, процессов, услуг и работ в соответствие с установленными требованиями. Основополагающими принципами выступают:

  1. Использование единых правил при установлении требований к объектам регулирования.
  2. Соответствие процедур уровню развития отечественной экономической системы, материально-технической базы и НТР.
  3. Независимость уполномоченных органов по аккредитации, сертификации от продавцов, производителей, покупателей и исполнителей.
  4. Единство методов и правил испытаний (исследований) и измерений в процессе проведения процедур по обязательной проверке соответствия.
  5. Недопустимость ограничения конкурентной борьбы при сертификации и аккредитации.
  6. Единство систем и правил проверки уполномоченных органов.
  7. Недопустимость совмещения деятельности органа по сертификации с надзорным ведомством или со структурой по аккредитации.

Федеральный закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) запрещает внебюджетное финансирование госконтроля за исполнением требований утвержденных регламентов.

Цель принятия нормативных документов

Закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) формулирует назначение регламентов. В качестве основной цели выступает обеспечение защиты здоровья/жизни населения, флоры и фауны, окружающей среды, имущества, принадлежащего физлицам, организациям, муниципалитету или государству. Охрана осуществляется от разного рода действий, которые могут нанести ущерб или ввести в заблуждение. Принятие регламентов для реализации иных задач не допускается.

ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает ряд категорий, по которым в регламентах должны присутствовать минимально необходимые нормативы. Они должны обеспечивать защиту от:

  1. Излучений.
  2. Пожаров.
  3. Взрывов.
  4. Механического воздействия.
  5. Биологического влияния.
  6. Промышленного воздействия.
  7. Радиации.
  8. Электрического воздействия.
  9. Термического влияния.
  10. Химического воздействия.
  11. Электричества.
  12. Ядерного воздействия.

Федеральный закон "О техническом регулировании" предписывает включение в регламенты нормативов, посредством которых обеспечивается электромагнитная совместимость для безопасной работы оборудования и приборов. В документах должны использоваться единые единицы измерения.

Важный момент

Закон РФ "О техническом регулировании" предписывает, что требования, присутствующие в регламентах, не должны создавать препятствий для ведения субъектами предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для реализации целей, ради которых формируются эти документы. В них должны содержаться исчерпывающие перечни товаров, процессов хранения, производства, эксплуатации, транспортировки, утилизации, реализации, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие нормативы. В техническом регламенте для его принятия могут присутствовать формы и правила, по которым осуществляется оценка соответствия (схемы его подтверждения в том числе). Они определяются с учетом уровня риска. Кроме этого, в документах допускается включение предельных сроков оценки соответствия для каждого конкретного объекта либо требования к упаковке, терминологии, маркировке, этикеткам и порядку их нанесения.

Закон "О техническом регулировании": стандартизация

Для обеспечения производства безопасных изделий формулируются определенные правила и требования. Стандарт представляет собой документ, в котором отражаются свойства продукции, характеристики и правила выполнения производственных процессов, осуществления реализации, хранения, утилизации, перевозки, эксплуатации, исполнения работ/предоставления услуг. Он также может включать в себя требования к символике, терминологии, маркировке, упаковке, этикеткам, а также правилам их нанесения. Процесс установления соответствующих предписаний именуется стандартизацией. Безопасность представляет собой состояние, в котором отсутствует недопустимая угроза, связанная с нанесением ущерба здоровью граждан, растений, животных или их жизни, вреда государственному, частному, муниципальному имуществу, окружающей среде. Стандартизация направлена на упорядочение производства и обращения товаров, повышение конкурентоспособности работ, услуг, товаров.

Цели

Стандартизация проводится для:


Основы деятельности

Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" устанавливает следующие принципы:

  1. Добровольности применения норм.
  2. Максимального учета законных интересов всех заинтересованных субъектов в процессе разработки.
  3. Использования международных стандартов в качестве основы для создания национальных нормативов. Исключением могут выступать случаи, когда такое использование считается невозможным вследствие несопоставимости зарубежных показателей географическим и климатическим особенностям страны, технологической специфике либо по другим причинам, а также если государство выступало против утверждения каких-либо международных документов (отдельных его положений).
  4. Обеспечения условий для единообразного внедрения стандартов.

Запреты

Федеральный закон "О техническом регулировании" не допускает формирования препятствий для обращения и выпуска товаров, оказания услуг или исполнения работ в большей степени, чем это минимально требуется. Не разрешается установление нормативов, параметров, пределов, показателей, которые противоречат положениям регламентов.

Полномочия надзорных инстанций

Как выше было сказано, Закон "О техническом регулировании" формулирует обязанности и права субъектов, участвующих в регламентированных отношениях. К ним, в числе прочих, относят и органы надзора. Среди основных прав этих служб следует отметить возможности:


Закон "О техническом регулировании" наделяет надзорные органы полномочиями привлекать к ответственности продавцов, изготовителей, исполнителей к ответственности. Уполномоченные инстанции вправе предпринимать другие меры по предотвращению нарушений и причинения вреда.

Обязанности

Закон "О техническом регулировании" предписывает надзорным службам:

  1. В ходе мероприятий по контролю исполнения установленных регламентами требований проводить разъяснительные беседы по применению утвержденных норм, информировать об изменениях и дополнениях в документах.
  2. Соблюдать коммерческую и иную тайну, охраняемую законом.
  3. Строго соблюдать порядок, по которому проводятся контрольные мероприятия.
  4. Принимать в соответствии с результатами выполненной работы меры, направленные на ликвидацию обнаруженных нарушений.
  5. Направлять информацию о несоответствии проверенной продукции требованиям, предусмотренным в технических регламентах.
  6. Выполнять прочие, не противоречащие нормативным актам мероприятия.

Заключение

Что дало принятие ФЗ? Закон "О техническом регулировании" позволил устранить многие противоречия, существовавшие ранее. До недавнего времени в стране действовали многочисленные нормативы, зачастую противоречащие друг другу. Утвержденный федеральный закон 184 "О техническом регулировании" устанавливает, что все минимальные требования определяются только регламентом. Следует отметить, что принятие документа также подчиняется правилам. Процедура предусматривает постоянное информирование общественности о ходе разработки, внесении тех или иных изменений. Кроме этого, установлен достаточно продолжительный период введения его в действие. Это необходимо для адаптации хозяйствующих субъектов к новым нормам. К проекту технического регламента в обязательном порядке прилагается его экономическое и финансовое обоснование.

В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения законодательная и нормативная основы должны адекватно учитывать происходящие перемены и соответствовать международным требованиям. Создание эффективно работающего мирового рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным затратам средств и времени для продвижения товаров на соответствующий рынок. В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. С этих позиций в Российской Федерации был разработан и принят в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании». В дальнейшем в этот закон было внесено большое количество изменений и дополнений. Техническое законодательство – совокупность правовых норм, регламентирующих обязательные требования к техническим объектам – продукции, процессам ее жизненного цикла, работам и услугам. Это один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

Федеральный закон 2002 г. (в ред. 2010 г.) №184-фз «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:

1) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

3) оценке соответствия.

Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых данным законом отношений. Поскольку техническое регулирование будет осуществляться по отношению к продукции и процессам (работам, услугам), а не к виду деятельности, то этот инструмент окажется более эффективным чем лицензирование, что позволит сократить перечень видов деятельности подлежащих лицензированию.


Требования к функционированию единой сети связи РФ и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи РФ и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством РФ в области связи.

Закон предусматривает: 1) введение понятия « технический регламент », требования которого обязательны к исполнению и применению;2) перевод отечественных стандартов в ранг добровольных документов; 3) выполнение всех процедур уведомления о разработке документов, которые могут создавать барьеры в торговле; 4) участие в разработке технических регламентов и стандартов всех заинтересованных сторон; 5) базирование технических регламентов и стандартов на международных стандартах;6) сокращение сферы лицензирования видов деятельности;7) введение понятия «свод правил»;

8) отменену Закона РФ 1993 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и Закона РФ 1993 г. №5154-1 «О стандартизации».

Требования стандартов становятся обязательными для выполнения в случаях: - когда на стандарты имеются ссылки в технических регламентах;- когда на стандарты имеются ссылки в контрактах или договорах на поставку продукции, проведение работ и предоставление услуг.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг. Этот Федеральный закон также не регулирует отношения, связанные с: применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции); применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям : защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ФЗ 2009 г. №384-фз). Особенности технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ (Пост. Правительства РФ 2009 г. №822; Пост. Правительства РФ 2005 г. №750).

Закон устанавливает ответственность за выпуск и реализацию продукции, несоответствующей обязательным требованиям технических регламентов. За нарушение требований технических регламентов, а также предписаний и решений органов госконтроля изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом обязанность возместить причиненный вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Устанавливается ответственность и органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

1) применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

2) соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

3) независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

4) единой системы и правил аккредитации;

5) единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

6) единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

7) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

8) недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

9) недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

10) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

11) недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

2. Заявитель обязан:

Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

Извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 28 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ

    Определение от 29 августа 2019 г. по делу № А60-72469/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    11.1995 № 171ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», части 2 статьи 28 , статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184ФЗ «О техническом регулировании». Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, ...

    Решение от 2 апреля 2019 г. по делу № А32-4100/2019

    И изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг. Как следует из пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, ...

    Решение от 1 апреля 2019 г. по делу № А32-53855/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    .../ АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Дело № А32-53855/18 «1» апреля 2019 г. г. Краснодар Резолютивная часть решения объявлена « 28 » марта 2019 г. Полный текст решения изготовлен «1» апреля 2019 г. Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником...

    Решение от 27 марта 2019 г. по делу № А22-312/2019

    Арбитражный суд Республики Калмыкия (АС Республики Калмыкия)

    В арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя Токмакова Юрия Васильевича (далее – Ответчик, предприниматель) виновным в совершении административного правонарушения, за нарушение ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ч. 2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности зерна», и...

    Решение от 18 марта 2019 г. по делу № А53-430/2019

    10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса. Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». - Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов и выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению...

    Решение от 14 марта 2019 г. по делу № А56-136838/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Перечень стандартов, указанныхв разделе V настоящего технического регламента, которые были применены приизготовлении (производстве) оборудования; документы, подтверждающиеквалификацию специалистов и персонала изготовителя. - нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 1 раздела I, пункта 50 раздела VI TP ТС 032/2013, подпункта е) пункта 4 раздела II Единой формы декларации о соответствии (в редакции, ...

    Решение от 14 марта 2019 г. по делу № А53-4906/2019

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Установил следующее. В ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения № ВПП-000024 от 18.01.2019 по поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 28 . 11.2018 г № АГ-П11-8385. 22.01.2019 10 часов 10 мин, в отношении СПК (колхоз) «Родина», зарегистрированного по адресу: 346964, Ростовская область, Матвеево-Курганский район, ...

Выполнила: студентка группы УБ 11-06 Донцова Тамара

Федеральный закон рф «о техническом регулировании»

Введение

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты – правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

1. Общие сведения о фз «о техническом регулировании

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» – создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т.д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

Не менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) – WorldTradeOrganization (WTO), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.

Наглядным примером технического регулирования является решение Международной организации гражданской авиации о вступлении в силу с 1 апреля 2002 г. конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов

Кстати, в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. Однако в законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т.е. соответствующие регламенты – документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.

В полную же силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

1.1. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Проекты нормативных правовых актов Российской Федерации и проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Ведение реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения реестра, указанного в абзаце втором настоящего пункта, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выдача бланков сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением бланков сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок выдачи бланков сертификатов соответствия, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ведение реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации деклараций о соответствии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и порядок формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3.1. Продукция, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая при этом не включена ни в один из перечней, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

4. До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2011 N 255-ФЗ.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 347-ФЗ.

6.1. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов техническое регулирование в области применения требований энергетической эффективности, требований к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, осуществляется в соответствии с федеральным законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и применяемыми в части, не урегулированной указанными в настоящем пункте нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов указанные акты применяются в качестве обязательных в части, не урегулированной соответствующими техническими регламентами.

6.2. До дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.

6.3. До дня вступления в силу указанных в пункте 6.2 настоящей статьи требований федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень используемых в государствах - участниках таможенного союза или в Европейском союзе для обеспечения соблюдения требований, указанных в пункте 6.2 настоящей статьи, документов по стандартизации, стандартов и сводов правил, а также документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных требований и осуществления оценки соответствия. При опубликовании и размещении данного перечня документов указывается информация о наличии переводов стандартов или сводов правил.

Стандарты и своды правил, информация о наличии переводов которых указывается в данном перечне документов, могут применяться для целей оценки соответствия.

6.4. Заинтересованное лицо для целей обеспечения соблюдения требований, указанных в пункте 6.2 настоящей статьи, может представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации стандарт или свод правил и его надлежащим образом заверенный перевод на русский язык, если этот стандарт или свод правил включен в перечень документов, указанный в пункте 6.3 настоящей статьи. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык стандарта или свода правил подлежит учету федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в течение семи дней со дня его получения.

После представления надлежащим образом заверенных переводов на русский язык стандартов и сводов правил в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации указанный орган в течение десяти дней вносит в перечень документов, предусмотренный пунктом 6.3 настоящей статьи, информацию о наличии таких переводов.

Порядок учета надлежащим образом заверенных переводов на русский язык стандартов и сводов правил, порядок предоставления информации о них определяются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

7. Указанные в пункте 1 настоящей статьи обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Если в отношении продукции и связанных с требованиями к ней процессов введены требования, указанные в пункте 6.2 настоящей статьи, заявитель вправе самостоятельно выбрать тот режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия требованиям, указанным в пункте 1 либо в пункте 6.2 настоящей статьи.

При выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются.

В случае выбора режима технического регулирования, основанного на требованиях, указанных в пункте 6.2 настоящей статьи, оценка соответствия осуществляется в соответствии с действующими правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

7.1. Установленные в соответствии с пунктом 6.1 настоящей статьи требования энергетической эффективности, а также требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, подлежат обязательному исполнению вплоть до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов и со дня их вступления в силу подлежат обязательному применению в части, не урегулированной соответствующими техническими регламентами.

8. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

9. В целях выполнения работ по подтверждению соответствия требованиям и документам по стандартизации, указанным в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) обращаются в орган по аккредитации за получением аттестата аккредитации на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.

10. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, или к продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, если в отношении такой продукции отсутствуют или не могут быть применены нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи обязательные требования, вправе осуществить декларирование соответствия такой продукции на основании собственных доказательств.

Порядок маркировки такой продукции, в том числе знаком соответствия, а также порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции, о факторах, от которых он зависит, и срок действия декларации о соответствии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регистрация деклараций о соответствии такой продукции осуществляется в соответствии с порядком, установленным абзацем седьмым пункта 3 настоящей статьи.

11. До перехода к производству лекарственных средств по правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии со "Об обращении лекарственных средств" обязательное подтверждение соответствия лекарственных средств осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и применяемыми в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.

12. До принятия федерального закона, регулирующего отношения по признанию и последующей оценке соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития, указанные признание и оценка соответствия осуществляются по инициативе испытательных лабораторий (центров) национальным органом по аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким порядком может предусматриваться взимание с заявителя платы за проведение процедур признания и оценки соответствия испытательной лаборатории (центра) принципам надлежащей лабораторной практики, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Перечень документов по стандартизации, соблюдение требований которых испытательными лабораториями (центрами) при проведении ими исследований обеспечивает соответствие этих испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, указанным в абзаце первом настоящего пункта, определяется Правительством Российской Федерации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме