Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Такое качество государственного суверенитета как внешняя предполагает. Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век)

ГЛАВА 1 СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА

Понятие суверенитета государства

Суверенитет - это верховная власть.

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которая означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие извне.

Отличают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику и др.);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;



Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не имеет права делать все, что считает необходимым, в отношении других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или полномочие со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-участники приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Виды суверенитета.

Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа.

Различают несколько видов суверенитета: народный, национальный, государственный.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающих на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутого уровня эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональной стране ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками "титульной" нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональна государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые уступили частью своих прав многонациональной государству (например, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимы является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет утянут в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитет являются взаимозависимыми в демократическом государстве.

Государственный суверенитет. понятие признаки.

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях

Основные характеристики государственного суверенитета:

1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта.

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением государства в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям.

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству

5) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны - принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

Внешняя – независимость государственной власти;

Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

Внутренняя – верховенство власти;

Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:

С внутренней стороны:

Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

С внешней стороны - самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

Признаки гос суверенитета

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти . Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.

Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны :

а) верховенство государственной власти - т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти , ее независимость от других властей на территории данной страны ;

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет РФ – «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю , культуру и сложившиеся традиции» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).

Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России – единственный носитель суверенитета и источник государственной власти . Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально- государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д.

Структурные элементы государственного суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; 3) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.

Верховенство государственной власти РФ установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.

Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.

Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.

РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.

Введение

В данной работе я поставил перед собой две цели:

1) рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;

2) рассмот-реть непосредственно конституционную защиту прав и свобод лич-ности по конституции РФ, используя доступные мне средства и ме-тоды, в том числе и метод сравнительно-правового анализа.

В ходе работы были затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации. А так же были рассмотрены выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция Российской Федерации 1993, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати. А так же книга Француа Люшера «Конституционная защита прав и свобод личности», и «Основы Конституционного права Рос-сийской Федерации» А.И. Коваленко. Общей теоретической базой для меня явились такие ис-точники как «Теория государства и права» (МЮИ, 1993 год) и «Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики».

Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минималь-ную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными сужде-ниями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на со-держании данной работы.

Суверенитет государства

Понятие и признаки суверенитета государства.

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

2) ее прерогативы;

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия , которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний , причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории 11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

3 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права» 3 .

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Вывод: Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Слово «суверенитет» вошло в наш лексикон в последней трети прошлого века. Еще наши деды и прадеды, сражаясь за свободу Родины, не знали, что, по сути, отстаивают суверенитет своей страны. Мы же знакомимся с этим термином еще в школе и постоянно встречаем его в СМИ. Так что же означает данное понятие?

Под суверенитетом подразумевают независимость объекта или целого государства от внешних факторов или обстоятельств. С точки зрения политологов это понятие является определяющим при оценке правовых отношений между странами.

История возникновения понятия «суверенитет»

Ответить на вопрос о том, что такое суверенитет, невозможно, не коснувшись исторической подоплеки. Этот термин является заимствованным из французского языка. Первоначально он обозначал доминирование государственной власти и того лица или лиц, которыми оно представлено. Суверенной, или неприкасаемой, считалась территория, находящаяся во власти монарха, или суверена. Но в настоящее время это понятие значительно трансформировалось.

Впервые данное определение стало активно использоваться в политических кругах Франции более пятисот лет назад. В те времена французская буржуазия активно продвигала идею о суверенитете государства, препятствуя тем самым распространению абсолютизма и феодализма. Именно она должна была привлечь народные массы к классовой борьбе, но получила не столь значимую отдачу от простого народа, как рассчитывали представители буржуа. Поэтому Великая французская революция потерпела не менее великое фиаско.

Это явление в зависимости от государства может коренным образом отличаться в своем содержании. Важно знать, что здесь главными факторами являются тезисы правящей верхушки и общественный строй страны. Именно они диктуют интерпретацию основополагающих понятий, таких как суверенитет, свобода и права гражданина. Если мы говорим о социалистических странах, то там под суверенитетом принято подразумевать власть народа. Хотя на поверку это оказывается очень далеко от истины.

Что такое суверенитет сегодня?

На сегодняшний день общепринятым понятием является государственный суверенитет. Он дает право органам власти создавать законодательные нормы поведения граждан, следить за их исполнением и не зависеть в данном вопросе от мнения извне. Кроме того, государство обладает возможностью проводить независимую экономическую и внешнюю политику. Безусловно, существуют рычаги международного давления, которые чаще всего выражаются в виде санкций. Но ни одна страна не имеет права на силовое военизированное вторжение на суверенную территорию.

Характерной иллюстрацией соблюдения прав, дарованных суверенитетом, является внешняя политика, проводимая сейчас Российской Федерацией. Она поддерживает главную идею невмешательства во внутренние дела других государств. Но далеко не все страны мирового сообщества разделяют эту точку зрения, оправдывая вторжение своих войск на чужую территорию принципом необходимости, что является недопустимым.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме