Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классный час «Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации. Классный час на тему "История развития государственной символики России

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды,

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Н. Лялин

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей становления государственного флага.

2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Форма проведения : виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа

1. Провести конкурс на лучший рисунок и оформление государственного флага России.

2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час. Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.

Ученик держит в руках флаг России. Рассказ учащихся сопровождается презентацией.

Ученик . Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.

Ученица . Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Ученик. В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.

Ученица. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что военный корабль «Орел» недолго плавал под новым знаменем: когда спустился по Волге до Астрахани, его сожгли восставшие крестьяне Степана Разина.

Ученик . Законным же отцом бело-сине-красного флага, или триколора, признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертил образец и определил порядок горизонтальных полос. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.

Ученица . Трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, а на военном флоте утвердился Андреевский флаг. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне.

Ученик . В середине XIX века был утвержден Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы черного, желтого и белого цветов.

Ученица . На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.

Ученик . Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

Ученица. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».

Ученик. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:

Белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;

Синий - веру и верность, постоянство;

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ученица. В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

Ученик . В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ученица . В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою!

Еще есть знамя в нашей стране, которое хранится гак, как государственный флаг нашей страны. Это - знамя Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Ученик. Об этом знамени и событиях, с ним связанных, я предлагаю прочитать в рассказе Сергея Трофимовича Алексеева «Победа!»:

Сержант Егоров!

Я сержант Егоров!

Младший сержант Кантария!

Я - младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Бойцы взяли под козырек и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте. А у рейхстага в это время шел бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь в укрытие. Тогда бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг - главное здание ставки фашистов.

Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдавших бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой идет уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли они?

Проходит минута, две, десять... Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще 30 минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках, приветственно машут своим товарищам.

Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно карабкаются еще выше.

Правильно. Туда его - к самому небу! - кричат солдаты.

Выше, братишки, выше! - кричат солдаты.

На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи Других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости и мужества тех, кто защищает свою Родину.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Па- Рад Победы. Сводные полки, приехавшие сюда с фронтов, проходили мимо развевающегося Знамени Победы.

Идут солдаты. Но вот вышла особая рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена.

А вечером был салют. Ликовали земля и люди. И гордо реяло Знамя Победы, знамя, овеянное славой предков. Анализ текста. Вопросы учащимся.

Классный руководитель. Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот текст?

С какими событиями в истории России он связан?

Имеет ли этот рассказ отношение к празднику Государственного флага России? Почему?

Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?

Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)

Ученица. А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.

Слайд 1 - Государственный флаг России

Что такое флаг?

1) это полотнище на древке или шнуре;

2) древка или шнур, определенной раскраски;

3) полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.

Слайд 2 - гербовые знамена России

В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?

1) конец XVI века;

2) начало XVII века;

3) середина XVII века.

Слайд 3 - бело-сине-красный флаг

В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

3) 1705 год;

Слайд 4 - Андреевский флаг

Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?

1) военно-морские корабли;

2) сухопутные войска;

3) дворцовая стража.

Слайд 5 - флаг России

Что означают цвета Российского флага?

Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.

Синий - веру и верность, постоянство.

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 6 - Знамя Победы

Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?

1) солдаты;

2) пехотинцы;

3) Егоров и Кантария.

Слайд 7 - празднование Дня Государственного флага России

Когда празднуется День Государственного флага России?

2) весной;

Ученик . А в конце нашего рассказа мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.

Ученица.

Россия святая! Для славных походов

Веками растишь ты своих сыновей;

Во благо России, для счастья народа

Под флагом державным встречаешь гостей.

Ученик.

Отчизна родная! Твой символ державный

На труд и на подвиг зовет свой народ!

Дозор твой стоит в боевом авангарде -

Могучая сила, надежный оплот!

Ученица.

В мирные будни во славу России

Реет победный твой стяг над страной

Вместе со мною ты грозная сила,

Сердцем всегда я навеки с тобой.

Ученик.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды

Под флагом мы счастье и мир обретем.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственные символы России (сценарий классного часа) Цели: формирование патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений обучающихся. Форма: классный час - размышление. Устич Т.А. Информация к размышлению. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Подготовительный этап. Необходимо подготовить: текст Конституции РФ (для каждой группы); изображения гербов России (для каждой группы); флаг РФ; герб РФ; видеофрагмент о необъятных просторах нашей страны (2-3 мин.). Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа готовиться к классному часу в течение 2-х дней. Все вопросы для команд записываются на карточке. Оформление доски. На доске должны быть записаны: Тема; маршрут занятия; информация к размышлению; иллюстрации герба и флага РФ. Ход классного часа Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и маршрут занятия: познавательная станция, исследовательская станция, практическая станция. По ходу занятия он объявляет остановки на каждой станции. Учитель обращает внимание на информацию к размышлению и предлагает вернуться к ней в конце урока.

2 Познавательная станция. Учитель сообщает детям о необъятных просторах нашей Родины. Под просмотр видеофильма читается стихотворение И. Северянина Слова солнца: Много видел я стран и не хуже её Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё, И она для меня несравнима! Вопрос классу: Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения? Затем учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам: - Какие государственные символы вы знаете? - Как вы думаете, когда появляется интерес к изучению символики государства? Рассказ учителя: К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн в XIX в. Исследовательская станция. Задание для групп 1. - Что такое Конституция? (Это основной закон государства.) - Найдите в Конституции ст. 70. Давайте зачитаем её. Чему посвящена эта статья? (Государственным символам.) 1. ГЕРБ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского герба. Слово герб пришло в русский язык в XVI XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает наследство. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба стабильность, постоянство в употреблении. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью. Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси? Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.

3 В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле. В XVI XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах. В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл. На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами две короны, между которыми третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны. В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал в одной пучок молний и факел, а в другой лавровый венок. Второй тип герба орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в гг. Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы. 2) Чтение стихотворения учеником, подготовленным заранее. Везде орёл, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди (М. Шереметьев) Вопрос для групп: О каком орле идёт речь в этом четверостишии? (О двуглавом орле на гербе России.) Учитель: Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

4 Задания для групп 2. 1) Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности. ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г., большой государственный герб Российской империи 1882г., первое изображение герба Советской России, Государственный герб РСФСР, Государственный герб СССР, Государственный герб Российской Федерации. 2) Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена. 3) Опишите современный российский герб. 2. ФЛАГ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского флага. Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. B гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой. К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

5 Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма. В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг бело-сине-красное полотнище. 11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ О государственном флаге Российской Федерации. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий небесную сферу, белый божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. 2) Рассказ учителя: когда же появился трехцветный российский флаг? В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр I поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства. Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Задание для групп 3: Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага? ОТВЕТ: 1) древнее понимание строения мира: внизу физический, выше небесный, ещё выше мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь; 2) белый воздух, синий вода, красный огонь; 3) Красный символ мужества и отваги, голубой символ Богоматери, белый мир, чистота, благородство. Учитель: Указом Президента РФ от г. О государственном флаге РФ были установлены официально белый, синий и красный цвета флага. 22 августа День Государственного флага РФ. 3. ГИМН 1) Сообщение подготовленного ученика об истории гимнов России.

6 Гимн - слово греческого происхождения, оно означает торжественную, хвалебную пеню. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. В Древней Руси торжественные церемонии проходили под торжественные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре I появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России. Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией. В 1813 году в Петербурге впервые исполнили Песнь русскому царю, автором которой был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.. Х.Востоков на мелодию английского гимна Боже, храни короля! В 1815 году появился новый текст песни под названием Молитва русских: Боже, царя храни! Славному долги дни Дай на земли!... Автором этих строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Через 2 года Жуковский дополнил текст двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрел в 1833г., благодаря офицеру и композитору А.Ф.Львову. Гимн Львова звучал везде и в армии, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи. Россия знала еще несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И.Глинке, автору оперы Жизнь за царя: Славься, славься, наш русский царь, Господом данный нам царь-государь!... В феврале 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла Марсельеза. В 1875 году народник П.Л.Лавров написал текст на русском языке: Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног! Нам враждебны златые кумиры, Ненавистен нам царский чертог! В январе 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий съезд советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики Интернационал, авторами которого были поэт и революционер Э. Потье и композитор-любитель П. Дегейтер. С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем СССР. Интернационал оставался гимном СССР до 1944 года, когда был создан новый государственный гимн СССР. Этот гимн впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Авторами нового гимна явились поэт С.В.Михалков и композитор А.В.Александров. 2) Учитель: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка композитору и дирижёру А.В.Александрову (гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден

7 указом Президента России В.В.Путина г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения такова идея гимна. Задания для групп 4: 1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России? 2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн? ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов. Учитель: Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкальнопоэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение. Практическая станция. Вопросы классу: - Где помещается государственный герб РФ? - Где размещается государственный флаг РФ? - Когда исполняется гимн России? Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа. Возможные выводы классного часа: - Эти символы часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. - Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. - Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. - Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.


МКОУ «Долматовская основная общеобразовательная школа» Подготовила и провела: Л.В. Василенко 1 Цели: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба,

Урок по истории «Государственные символы России» Тема урока: «Государственные символы России» Цели учебного занятия: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных

Государственная символика РОССИИ. Цель урока расширить знания о государственной символике России. Задачи: изучить основные понятия герб, флаг, гимн; познакомиться с историей государственной символики

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина это место, где ты родился, где ты живѐшь со своими родителями, со своими друзьями. На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек

Символы Российского государства 1. Герб 2. Флаг 3. Гимн Что такое герб? Герб это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных

ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА РОССИИ В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 (правление Ивана III) году на правах престолонаследия. В петровское время государственный герб России был

«Герб и флаг отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». Мишель де Ментеню 16 век 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба

День Государственного флага Российской Федерации 22 августа «Мы растём под флагом России» Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою

Государственные символы России Государственный флаг Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические

История государственных символов уходит далеко в глубь веков. На протяжении многих столетий люди издревле сопровождали события своей жизни: рождение детей, свадьбы, похороны, подготовку к охоте, посев

Государственные символы России установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации. В 1993 году была принята Конституция России Основной закон нашей

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

Гербы и флаги Российского государства в истории России. Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и

Конспект «открытого» урока по обществознанию в 5 классе «Родина» Агеева Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБУ «Школа 93» г.о. Тольятти Дата: 13.05.2017 Класс: 5 УМК: Л.Н. Боголюбова,

Сборник кроссвордов по теме «История символики России» ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Кроссворд 1 «Советские деятель искусств фронту» 2. Кроссворд 2 «История флагов и знамён» 3. Кроссворд 3 «История флагов и знамён» 4.

Государственные символы России Подготовила Рыбичева В.П. учитель истории Права, свободы человека Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Канонам

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России» Цель: совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг». Задачи: 1. Формировать представление

Государственный герб Российской Федерации Герб отличительный знак государства. Слово герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». Герб это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15» г. Усолье - Сибирское Иркутская область Классный час для 3 класса «Государственные символы России. Конституция

Конспект занятия на тему: «Символы России» Цели и задачи: Систематизировать представления о государственных символах России. Воспитывать чувство любви к Отечеству. Формировать активную жизненную позицию

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Синий цвет символ неба, целомудрия, верности, духовности. Он считался цветом Богородицы. Красный цвет символизирует отвагу, войну,

Наша Родина Ю. В. Шуйская Наша Родина Москва 2017 Содержание Введение 6 Государственные символы 8 Как устроена страна 10 Кто и как управляет страной 12 Политические партии 14 Президент России 16 Кто живёт

5. Государственные символы России Каждое суверенное государство имеет флаг, герб и гимн. Это государственные символы. Важно знать, как выглядят герб и флаг родной страны, как звучит гимн, как и где они

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Разработка классного часа «Государственная символика России и Тверской области», проведенного в 3-А классе классным руководителем Кузьминой И.А. Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной

ВИКТОРИНА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ» Цели и задачи: 1) Закрепить знания учащихся об истории возникновения и изменения государственных символов России, их преемственности, сущности

Классный час «Символы России». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1. УЧИТЕЛЬ: - Ребята, сегодня у нас очень интересная тема для разговора. Посмотрите на оформление доски и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (О символах

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Залукаева Елена Евгеньевна педагог-организатор МКОУ СОШ 3 г. Мирный, Архангельская область ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ» Аннотация:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ Материал к Дню Конституции Государственная символика России ГЕРБ ГЕРБ-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных

Проект учащихся 6 Б класса Цели проекта: Изучение символики Российского государства в период XI-XV вв. Задачи проекта: 1)Изучить символику Российского государства: герб, гимн, флаг, трон, скипетр и держава.

«Гимн, герб и флаг России». Методическая разработка. Викторина. Цели: - познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России; - способствовать формированию учащихся чувства патриотизма,

В Основных законах Российской империи была сделана соответствующая запись: «Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых

Единый всероссийский классный час «Государственные символы России» для учащихся 5-а класса кл. руководитель: Э.А. Самойленко Цель занятия: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся Популяризация

Государственные символы России Герб России Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «...четырёхугольный, с закруглёнными

Сценарий исторического вечера на тему: «Государственная символика: история и современность». Цель занятия: Дать представление обучающимся о рождении и развитии Государственных символов нашей Родины. Основные

Россия священная наша держава Внеклассное мероприятие "Россия священная наша держава» Цель: рассказать о современной государственной символике. Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и любви к

Государственные символы. Политическая система. Современные политики. РФ вернулась к некоторым старым царским государственным символам, заменив государственные символы СССР. Государственный флаг 3 горизонтальные

МКОУ «Корниловская СОШ» Классный час «Я гражданин России» (беседа) Кл. руководитель: Карагодина М. В. С. Корнилово Классный час «Я ГРАЖДАНИН России». Цель: воспитание чувства патриотизма, эстетическое

20 лет Конституции Российской Федерации! Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Ныне действующая Конституция пятая в истории России, но первая, принятая

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека «Под знаменем Отечества» Дню посвящается. Викторина по истории российского

Россия - самое большое государство (1-е место в мире) Проживают - 142 млн. человек О себе мы говорим - россиянин, россиянка, россияне Каждый из нас является гражданином России. Это значит, мы должны любить

Молодому избирателю на заметку Термины и понятия: Конституция Основной Закон государства и общества. Государство политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом

Творческий проект в 8 «А» классе «Символика нашего класса» Автор сценария: Вовк С.М. Введение На классном часе мы познакомились с символикой нашего государства, а также узнали о том, что символика существует

Разработан воспитателем детского сада 142 г. Магнитогорска Челябинской области Федченко М.Г. 1 ЦЕЛИ: Воспитание у детей подготовительной группы детского сада патриотизма и гражданственности. Воспитание

Цель: Познакомить с гербом города; воспитывать любовь, уважение к людям, живущим в нем, чувство гордости за свой город. Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного

Рабочий лист к тематическому занятию «Я люблю тебя, Россия!» Задание 1. 1) XX век открыл новую страницу российской истории. На протяжении века несколько раз менялся государственный гимн России (мелодия

МБОУ СОШ М1 с. Канглы «20 - летие Конституции Российской Федерации». Подготовила и провела Учитель начальных классов Баратилова М.В. сентябрь 2013г. Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией

Урок Мира во 2 классе 8 вида Моя родина - Россия Цель: формирование представлений учащихся о Родине и Хабаровском крае. Задачи: способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «родина»;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

1 Управление культуры Администрации МО «Увинский район» Инновационно-методический кабинет Составители: А.В. НАЗАРОВА П.И. МУРАШКИНА Методические материалы п. Ува 2012 г 2 В данном сборнике представлена

Классный час «Конституцияосновной закон» Подготовила и провела: учитель 2 «А» класса МКОУ «СОШ 3» Горшкова Л. Е. 2015-2016 уч.год Цель: гражданско-патриотическое воспитание. Задачи: познакомить учащихся

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с государственными символами России» Локтева Жанна Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Попова Валентина Владимировна, воспитатель Цель:

Урок «Государственные символы Российской Федерации» в начальной школе Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания Задачи: 1) Образовательная: познакомить с главными символами

Методическая разработка урока Тема II. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX в. Урок 3 Внешняя политика Цель: показать противоречия между капиталистическими государствами,

Разработка урока мира Ф. И. О. учителя: Босенко Светлана Алексеевна Класс: 3 (третий) УМК: «Начальная школа 21 века» Тема: «Всероссийский открытый урок, посвящѐнный 20-летию Конституции РФ» Цели урока:

Сценарий праздника «Овеянный славой Российский Флаг» массового мероприятия, посвященного государственному празднику «День Флага России»

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Символы государственности РФ 1. Государственный флаг 3 горизонтальные полосы: верхняя белого цвета символ свободы, независимости, мира, чистоты, совершенства; считается также символом народов севера; средняя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 18 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕР.КРАСНЫЙ БАЛТИЕЦ Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике. 2. Показать,

МБОУ Верхне- Любовшенская ООШ имени В.Г. Куликова Классный час «Я - человек и гражданин!» в 1-4 классе 2017г. Подготовили: Куликова Е.В. Шерстнова Е.А.\ Цель: - познакомить учеников с символами России;

СИМВОЛИКА РОССИИ Задачи: -обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах Российской Федерации; -развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные

Государственные символы Ряшинова Т. П., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Государственные символы России установленные Федеральными

Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов

МКУК «Белозерская межпоселенческая центральная библиотека» Конституция Закон, по нему мы все живем с. Белозерское 2014 год 1 «Конституция Закон, по нему мы все живем» Цели: Д.А. Серова-библиотекарь читального

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Рябинка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша родина

Герб символическое изображение, утверждённое верховной властью, выражающее в строгой графической форме историю, географию и хозяйственную жизнь города. Основой герба является щит, в поле которого помещаются

  1. Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
  2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  3. Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: физическая карта России, кроссворды и ребусы, аудиозапись гимна России, цветная белая бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, деревянные палочки, компьютерный диск “Гора самоцветов”, портрет президента, флаг, герб, Кремль, жетоны.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

.

Сегодня вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся – гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и самыми дорогими на свете (ответы учеников).

II. Основная часть.

Учитель: Да, правильно, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, школьные друзья – это действительно очень близкие и родные нам люди. Но есть еще одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Разгадывание кроссворда

Вопросы: 1. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река). 2 . Про какое дерево говорят: “мерзнет, дрожит на ветру?” (Осина). 3 . Живет в лесу работник – лесной носатый плотник. (Дятел). 4 . Вежливое слово. (Спасибо). 5 . Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал). 6 . Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза).

Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось? Правильно, молодцы! А что, ребята, мы называем Родиной? (ответы детей).

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение стихотворения “Родина” З.Александровой

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель: Ребята, а как называется наша Родина? (Россия) (учитель показывает Россию на физической карте ). Страна, в которой мы родились, живем и учимся – это Россия.

3. Разгадывание ребусов

А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус (приложение №1 ). (Москва)

А что зашифровано в следующем ребусе? (приложение №2 ) (Столица)

Москва – столица России. Столица – главный город государства (учитель показывает на физической карте местонахождение столицы нашей Родины ). А что является символом столицы нашего государства? (приложение №3 ) (Кремль). (учитель показывает изображение Кремля ). Над Кремлем развивается государственный флаг.

4. Просмотр обучающего фильма о государственных символах Российской Федерации.

5. Выступления исторической группы:

1-й ученик: слово “Флаг” греческого происхождения (от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен.

2-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.

3-й ученик: По русским обиходным понятиям XVII-XIX веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

4-й ученик: Но в послепетровское время в государственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.

5-й ученик: Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

6-й ученик: 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: “Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации”.

6. Выступление знаменной группы.

1-й ученик: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик: Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик: Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя победы, водруженное над Рейхстагом было красного цвета.

7. Выступление оформительской группы:

Ученик: Мы сейчас вместе сделаем модель нашего государственного флага. Все необходимое у Вас на столе. (ученики выполняют модель флага ).

Учитель: Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. И сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня.

8. Викторина (за каждый правильный ответ - жетон)

1) От какого слова произошло слово “флаг”?
2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага
3) Что означает красный цвет флага?
4) Что обозначает белый цвет флага?
5) Что обозначает синий цвет флага?
6) Где можно увидеть Государственный флаг?
7) Какой флаг у Вооруженных сил России?
8) На каких зданиях нашего города развивается флаг?
9) Где еще можно увидеть Государственный флаг? (самому активному участнику вручается приз ).

III. Заключительная часть:

Учитель: Молодцы! Вы все активно участвовали, внимательно слушали, и наверно, очень многое узнали, а сейчас прошу стоя прослушать гимн российской Федерации. (звучит гимн Российской Федерации ).

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция «Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции — это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине — красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4 . Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша». (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5 . Значение цветов флага (Выступление 2 группы ) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

белый цвет - благородство и откровенность;

синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

белый - цвет свободы;

синий - цвет Богородицы;

красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

белый цвет - символ православной веры;

синий цвет - символ царской власти;

красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6 . Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

Государственный флаг (триколор)

Штандарт президента

Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7 . Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» ( Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение — Вячеслав Колотов)

Литература:


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Государственный флаг Российской ФедерацииОдин из государственных символов Российской Федерации Знаете ли вы, что относится к символам государства? Государственные символы РФГимн Флаг, знамя, стяг, штандартСлово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Слово «знамя» происходит от слова «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. В Древней Руси знамя именовали стягом.Разновидностью знамён являются штандарты. Штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. Рождение российского флагаВпервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером. «Отец» ТриколораПетр I 20 января 1705 года издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг.До 1712 года такой же флаг был и на военных кораблях, пока его не сменил Андреевский. Андреевский флагАндреевский флаг так же появился в эпоху Петра – голубой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. Что такое Триколор?Триколор представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Значения цветов триколораПо одной из версий:белый цвет символизирует благородство,синий - честность, а красный - смелость и великодушие. Флаг Российской империи 1 января 1865 года вышел указ Александра II, в котором государственными цветами России назывались черный, оранжевый (золотой) и белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра. Официальный статус государственного флагаОфициальный статус флаг приобрел в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Революционное красное знамяПосле образования СССР в 1922 г. Государственный флаг представлял собой красное или алое полотнище с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. День Российского флагаЕжегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Автор презентации: Камушкова Наталья Владимировна, МБОУ «СОШ с. Дачное». 2011 г.http://blog.natalyakamushkova.ru/



Классный час в 5 классе на тему «Государственный флаг Российской Федерации»
Цели:
Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики, через знакомство учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
Развитие национального самопознания и гражданственности;
Формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
Воспитание в себе высоких нравственных начал.
Оборудование: флаг Российской Федерации (настольный), мультимедийная презентация, выставка книг о символике Российского государства, три полоски цветной бумаги 30 10 см (белая, синяя, красная).
Форма проведения: рассказ с элементами беседы, сопровождаемый показом презентации.
Ход классного часа
Элементы рассказа (беседы) Слайдыпрезентации
Сегодня наш классный час мы посвящаем одному из государственных символов России – государственному флагу Российской Федерации. 1-й слайд
- Государственные символы России… что это такое? Какие символы Российского государства мы знаем? (Ответы учащихся).
- Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на эти вопросы. 2-й слайд
О символике
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн.
Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.
Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Граждане разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.
3 слайд
- А кто из вас знает, что обозначают слова флаг, знамя? Как ещё можно назвать государственный флаг? (Ответы учащихся) Флаг, знамя, стяг, штандарт
Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя».
Слово «знамя» происходит от слова «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Знамя – это символ объединения.
В Древней Руси знамя именовали стягом.
Разновидностью знамён являются штандарты. Когда-то штандартами называли полковые знамёна. Сегодня штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. 4-й слайд
Трехцветный Государственный флаг России как государственный символ пришел в наши дни из глубины веков. - Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников) Рождение Российского флага
У трехцветного полотнища непростая история.
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В 1667 – 1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плавающих по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трёхмачтового корабля «Орёл» с 22 пушками и четырёх более мелких судов.
Именно на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером, был впервые поднят бело-сине-красный флаг. 5 слайд
«Отец триколора»
Законным же «отцом» триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. До 1712 года такой же флаг был и на военных кораблях, пока его не сменил Андреевский. 6-й слайд
Андреевский флаг
Андреевский флаг так же появился в эпоху Петра – голубой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи.
Но и триколор не был забыт. В 1705 году царь издал указ о том, каким должен быть флаг на торговых судах. Таким образом военный флот ходил под Андреевским флагом, а гражданский торговый – под бело-сине-красным.
7-й слайд
- Ребята, кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может обозначать каждый цвет? (Предположения детей) Для того чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Прослушайте четверостишья, характеризующие цвета нашего флага, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Стихи
1.
Снежинки так прекрасны и легки,Как совершенны у ромашки лепестки,Как на доске строка написанная мелом,Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
2.
Спокойны и чисты рек русских водыПрозрачны и светлы как вечер зимнийИ благородны и просторны неба сводыХудожник их раскрасил в … (синий)
3.
Россия много войн пережилаИ наши деды умирали не напрасноИ верность Родине их к славе привелаПод Знаменем Победы ярко... (красным)
Учитель, после каждого разгаданного цвета, закрепляет на доске полоску цветной бумаги. В итоге складывается триколор.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.
Ответы детей Что такое триколор?
- А вы слышали когда-нибудь такое название – триколор? Что такое триколор? (Ответы детей).
Триколор представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.8-й слайд
Значение цветов триколора
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение.
Кстати, чем руководствовался Петр, подбирая цвета, осталось загадкой. Существует версия о выборе цветов для флага - цвета российского флага, возможно, были подсказаны тем самым голландцем, который построил «Орел», а потом рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях поднимают трехполосный красно-бело-синий флаг.
Смысл выбранных цветов флага России также не был установлен достоверно. По одной из версий, белый цвет символизирует благородство, синий - честность, а красный - смелость и великодушие, присущие русским людям.
Но бело-сине-красный флаг не всегда был государственным символом. Было время, когда его сменяли другие полотнища. 9-й слайд
Флаг Российской империи
Флаги, введённые Петром I, долгое время сохранялись в истории страны. В качестве государственных Пётр выделил белый, синий (голубой), красный, чёрный и золотой цвета. Эта гамма стала основой и для последующих российских государственных флагов.
Однако при приемниках Петра сочетание чёрного и золотого (жёлтого, оранжевого) цветов потеснило российский триколор.
В 1858 г. Император Александр II утвердил новый государственный флаг. Флаг состоял из трёх горизонтальных полос. Верхняя – чёрная, средняя – жёлтая, нижняя – белая. Таким образом, получился второй триколор. А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором государственными цветами России назывались черный, оранжевый (золотой) и белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра.
Однако этот флаг просуществовал всего лишь четверть века. 10-й слайд
Официальный статус государственного флага
В 1883 году Александр III решил вернуть России петровский триколор.
При этом три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий – цвет Богородицы, под покровом которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
Официальный статус флаг приобрел в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой».
Таким образом, трехцветный флаг в России прижился надолго - вплоть до прихода Советской власти. 11-й слайд
Революционное красное знамя
Советская власть, победившая в 1917 году, не сразу отвергла трехцветный символ России. Лишь 8 апреля 1918 года был утверждён декрет о флаге РСФСР: Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Республика».
С тех пор бело-сине-красный российский флаг был в советской России под запретом.
После образования СССР в 1922 г. Государственный флаг СССР, согласно Конституции 1924 г., представлял собой красное или алое полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой.
Красный стяг являлся государственным флагом более 70 лет и таким оставался до 1991 г. 12-й слайд
Государственный флаг Российской Федерации
22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать официальным символом России красно-сине-белый флаг (триколор)
Так «полотнище из. белой, лазоревой, алой полос» стало считаться официальным национальным флагом России.
А 22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России старый триколор, а указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации. - Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как вы его проявляли? (Ответы учащихся) День Российского Флага
В августе 1994 года первый президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором постановил установить праздник – День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его ежегодно 22 августа. 13-й слайд
Итоги
Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственного символа России - государственным флагом Российской Федерации. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Этот флаг, этот стяг, это знамя…Нет дороже его и родней!Над Кремлём полыхает, как пламя,Над домами деревни моейБелый цвет – благородство и слава,Синий – верность Отчизне и честь,Красный – мужество гордой державы –И достоинств сих – не перечесть!
Белым цветом весною сады разлились над рекою,Васильковые, синие очи – примета любимой России!Красной кровью наш флаг обагрили солдаты – герои,Триколор – это мудрость, отвага, народная сила!
Белый цвет – на висках дорогих ветеранов,В синей грусти – колодец, река и родник…Пролетела война над Россиею красным бураном,Весь наш русский народ уважением к флагу проник!
Славься, наше Отечество, дружбой людскою!На колени не станешь вовек, никогда!Весь российский народ так гордится тобою!Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме