Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мониторинг правоприменения. Мониторинг правоприменения Контроль за обращением руководителя должника к учредителям

«Как банкрут? а дом-то, а лавки?»
комедия Островского А.Н.
«Свои люди - сочтемся»

В этом году ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» будет отмечать юбилей - 15 лет с момента принятия (26.10.2002). Без преувеличения можно сказать, что каждый год и ни по разу в него вносятся изменения.

За время своего существования закон, подобно человеку, повзрослел. У него был период невинного и безобидного младенчества, когда он никому не мог причинить вред и помочь тоже никому не мог. Потом он окреп, наступил период отрочества. И вот теперь мы можем наблюдать как федеральный закон превращается в агрессивного подростка...

Все началось еще в 2009 году с установлением ответственности контролирующих должника лиц.

контролирующее должника лицо - лицо, имеющее... право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность... иным образом определять действия должника...

С тех пор у предпринимателей существует риск привлечения к ответственности за неудачи собственного бизнеса, которые в РФ нередко обусловлены экономической нестабильностью или вовсе действиями государства.

Буквально на днях был подписан и вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены очередные изменения в процедуру банкротства и, в частности, в порядок привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Закон, за исключением некоторых положений, вступил в силу 30.07.2017 года. Полностью все изменения будут применяться с 1 сентября 2017 года. При этом привлечение к субсидиарной ответственности по новым правилам будет производится уже по заявлениям, поданным с 1 июля 2017 года.

Рассмотрим, какие особенности и нюансы привлечения к субсидиарной ответственности существуют сегодня.

Контролирующие лица.

К контролирующим лицам должника, как и прежде, относятся лица, которые в течение трех лет до начала процедуры банкротства были:

    руководителями (директора и т.п.) организации;

    участниками, акционерами и др., владеющими не менее чем 50% акций (долей);

    членами ликвидационной комиссии;

    лицами, которые могли совершать сделки от имени должника;

    любыми иными лицами, которые могли давать указания или определять действия должника в силу каких-либо причин.

ФЗ от 29.07.2017 № 266-ФЗ вносит существенное дополнения к этому списку. Теперь арбитражный суд может признать любое лицо контролирующим при наличии иных оснований.

Чтобы подсластить пилюлю, законодатель добавил ограничение: «к контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем десятью процентами уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением».

Исходя из этого, принятие решения о смене фактических руководителей и учредителей компании на номинальных из числа друзей, сотрудников и родственников не препятствует привлечению к субсидиарной ответственности собственников бизнеса и настоящих руководителей. Кроме того, нельзя упускать из внимания человеческий фактор - номинальные лица для того, чтобы обезопасить себя от привлечения к ответственности, скорее всего укажут на лицо, дающее им указание в отношении действий (сделок) должника. Этого будет достаточно, чтобы суд отнес данных лиц к контролирующим.

Новый закон ввел легальные основания для освобождения «номинала» от субсидиарной ответственности. Что интересно, впервые законодатель использует народный термин «номинальный руководитель». Он не будет привлечен к ответственности, если:

А) докажет, что не оказывал определяющего влияния на решения компании-банкрота

И!!! (то есть «плюс», дополнительно)

Б) поможет установить настоящее контролирующее лицо и/или найти его сокрытое имущество или имущество компании - банкрота.

Иными словами, для освобождения от субсидиарной ответственности номинальному руководителю придется «сдать реального». При этом решение собственников «бросить» компанию-должника также не поможет им уйти от ответственности, поскольку на этот случай предусмотрена упрощенная процедура признания отсутствующего должника банкротом (ст.228 Закона «О банкротстве»).

Кто может инициировать привлечение к субсидиарной ответственности.

В этом вопросе фактически ничего не изменилось. Инициировать процедуру привлечения к субсидиарной ответственности могут:

    кредиторы 1 ;

    конкурсные управляющие 2 ;

    уполномоченные органы (в том числе налоговые) 3 ;

    представители работников должника;

    работники и бывшие работники должника.

Основания для привлечения к субсидарной ответственности. Презумпция виновности контролирующих лиц и бремя доказывания

Новые поправки существенных изменений не вводят и лишь переносят нормы, регулирующие обоснования требований о привлечении к субсдиарной ответственности, из утратившей силу статьи 10 в новую ст. 61.11. Формулировки фактически остались прежними.

Первое основание связано с причинением вреда имущественным правам кредиторов в результате виновных действий контролирующего лица. Для использования этого основания кредиторам, управляющему и уполномоченному органу необходимо доказать:

    наличие вреда, причиненного имущественным правам кредиторов, т.е. невозможность погашения задолженности должника в полной мере;

    причинно-следственную связь между совершением или одобрением руководителем и (или) учредителем должника сделок и фактом причинения такого вреда, за исключением привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника при отсутствии (непредоставлении) документов бухгалтерского учета или искажение в них содержащейся информации.В таком случае достаточно установить наличие одного из вышеуказанных обстоятельств и не доказывать причинно-следственную связь. 4

На практике это означает, что заявителю необходимо представить суду доказательства того, что именно действия контролирующего лица привели к банкротству. По сути, это мало отличается от доказательства виновности конкретного лица.

Так, в деле № А79-3955/2009 конкурсный управляющий столкнулся с тем, что по указанию учредителей банкрот совершил ряд убыточный сделок. Управляющий обратился в суд о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Однако суды всех инстанций встали на сторону учредителей.

В определении от 29.09.2015 по этому делу Верховный суд обосновал позицию следующими доводами:

    «совершение по указаниям ответчиков сделок, в результате которых должнику были причинены убытки… не являлось единственной и безусловной причиной банкротства должника»;

    почти все сделки были заключены в период платежеспособности должника и прибыльности его деятельности;

    конкурсный управляющий не представил доказательства заключения сделок с целью их неисполнения либо ненадлежащего исполнения;

    наличие у ответчиков права давать должнику обязательные указания в предбанкротный период само по себе не свидетельствует о наличии основания для привлечения их к субсидиарной ответственности. 5

В решениях, в которых требования о привлечении к субсидиарный ответственности удовлетворяются, содержится указание на доказанность истцом факта причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством. 6

Суд признает доказанным связь между действиями контролирующих лиц и вредом, причиненным кредитором в случае, если имеют место недобросовестные действия.

Так, в деле № А16-1209/2013 конкурсный управляющий заявил, что по решению руководителя должник не принял участие в конкурсе на участие в аренде объектов коммунальной инфраструктуры. В результате это привело к падению доходов. Каких-либо доказательств связи падения доходов и банкротства управляющий не привел. Однако суд все же привлек руководителя к субсидиарной ответственности, установив, что имели место другие очевидно недобросовестные и виновные действия руководителя: он параллельно создал еще одну организацию с тем же названием, но без долгов, и на нее стал выводить всю прибыль. 7

Можно привести в качестве примера дело № А56-7049/2012. Суд привлек к ответственности основного акционера (56%). 8 В следствии его действий должник заключил ряд сделок, уже после появления признаков неплатежеспособности, поэтому они изначально не могли быть исполнены.

Тем не менее, даже при доказанности причинно-следственной связи между банкротством и действиями контролирующего лица, оно не будет привлечено у субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует , в том числе:

    оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно;

    его действия совершены для предотвращения его большего ущерба интересам кредиторов.

Помимо признака «причинение вреда кредиторам виновными действиями», остались в неизменном виде самые распространенные «формальные» основания

    Неподача директором заявления должника о несостоятельности (теперь это ст. 61.12);

    Нарушение в порядке ведения и/или хранения документов бухгалтерской отчетности и иных документов должника, ведение которых предусмотрено законом, либо их непредоставление арбитражному управляющему (сейчас - пп. 2 и пп. 4 п. 2 ст. 61.11);

    Более 50 % задолженности обусловлено привлечением к уголовной, административной и налоговой ответственности (сейчас - пп. 3 п. 2 ст. 61.11).

Процесс доказывания данных фактов проще, чем обоснование причинно-следственной связи между действиями контролирующих лиц и банкротством должника. Достаточно лишь продемонстрировать наличие соответствующего обстоятельства, чтобы привлечь контролирующее лицо к ответственности.

Так, в деле №А73-684/2016 суд привлек руководителя к субсидиарной ответственности, так как тот не передал конкурсному управляющему первичные документы, материальные и иные ценности должника, и не обратился в суд с заявлением о признании его банкротом (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.06.2017 N Ф03-2144/2017 по делу N А73-684/2016).

При наличии доказанного правонарушения и возникшей в его результате задолженности в размере, превышающем 50% от требований кредиторов третьей очереди, суд всегда будет вставать на сторону кредитора. 9

В большинстве случаев речь идет о правонарушениях, связанных с уплатой налогов в бюджет. Фактически, налоговые органы могут не только инициировать саму процедуру банкротства, но имеют «свое» основание для субсидиарной ответственности. При этом им достаточно предъявить суду решение о взыскании соответствующих сумм налога.

Несмотря на это, заявителями по этому основанию могут быть не только налоговые органы, но и непосредственно конкурсные управляющие, чем они активно пользуются 10 - это позволяет существенно улучшить уровень погашения долгов банкрота.

Новый закон добавляет два дополнительных основания для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности:

1) в случае, если контролирующим лицом «на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:

    в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

    в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на .». Это, например, сведения о величине чистых активов, о залоге движимого имущества. Сообщив недостоверные сведения, руководитель общества создает о нем впечатление лучше, чем есть на самом деле, за что и может поплатиться в случае банкротства.

2) должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Окончание процедуры банкротства - еще не конец!

До настоящего времени при окончании процедуры конкурсного производства или прекращении процедуры в связи с отсутствием средств для осуществления банкротства, контролирующие лица освобождались от ответственности за должника.

Сейчас закон позволяет привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне рамок процедуры банкротства.

Так, контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если:

    производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве,

    заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено.

Также кредиторы могут подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и после окончании конкурсного производства. Срок подачи - три года с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к ответственности.

С учетом российских реалий, когда собственники бросают пустые организации, эта норма более чем необходима. Как эта норма будет реализована на практике, покажет время. На сегодня же можно отметить, что суды довольно часто прекращают производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств на финансирование процедуры (абз. 8 п. 1 ст. 57 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). 11 Поэтому можно предположить, что за короткий срок мы сможем увидеть сформулированные судами правила применения данной нормы.

Когда не спасет.

Ее ждали многие ради п. 3 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).

п. 3 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Но не все так хорошо для банкротов и плохо для кредиторов. Освобождение имеет ряд существенных исключений, в том числе касающихся контролирующих лиц организаций-банкротов.

Пункт 6 ст. 213.28 закона прямо предусматривает пожизненную возможность взыскания долгов, возникших при привлечении гражданина к субсидиарной ответственности в случае банкротства подконтрольного юридического лица и при возмещении причиненных им убытков.

Таким образом, участники и руководители признанного банкротом общества, привлеченные к субсидиарной ответственности, не смогут избавиться от нависшего над ними долга. Возбуждение процедуры банкротства ни самим лицом в отношении себя, ни каким-либо кредитором в этом не поможет. Такой долг, к сожалению, списать нельзя.

ФНС при привлечении к субсидиарной ответственности.

Налоговые органы активно участвуют в процедурах банкротства.

Как правило, ФНС является одним из основных кредиторов. Типичный алгоритм инициирования налоговыми органами процедуры привлечения учредителей и руководителей должника к субсидиарной ответственности следующий:

    проведение выездной налоговой проверки, по результатам которой установлена по налогам;

    осуществление мер принудительного взыскания в порядке ст. 46, 47 НК РФ;

    возбуждение либо вхождение в процедуру банкротства в качестве кредитора;

    после признания должника банкротом привлечение учредителей или руководителей должника к субсидиарной ответственности.

Вероятность положительного рассмотрения заявления уполномоченного органа по указанным выше основаниям возрастает в случае, если законность решения налогового органа о доначислении налогов подтверждена судебным решением, в котором, например, установлен факт получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного отнесения сумм по сделкам с недобросовестными контрагентами на расходы и принятия вычетов по НДС.
Указанное решение имеет значение при рассмотрении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. При этом судами отклоняются доводы учредителей и руководителей о том, что совершение обществом налогового правонарушения является основанием для привлечения его к налоговой ответственности, и не может быть поводом для привлечения виновных лиц к субсидиарной ответственности. 12

Попытаемся наглядно систематизировать информацию:

Основание для привлечения

Что нужно доказать инициатору

Как можно защищаться контролирующему лицу

Неподача руководителем должника заявления о признании должника банкротом на основании ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Должник стал отвечать признакам неплатежеспособности и/или недостаточности имущества в период более чем один месяц до начала процедуры банкротства.
2. По истечение месяца с момента, когда появились признаки банкротства, у должника возникли обязательства перед кредиторами.

1. заявление о признании должника банкротом было подано своевременно, т.е. признаки несостоятельности появились менее чем за месяц до начала процедуры банкротства.
2. отсутствие причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и неподачей заявления.

Более подробно в другой нашей статье

Причинен вред имущественным правам кредиторов в результате виновных действий контролирующего лица

Совокупность следующих фактов:

1. причинение вреда;
причинно-следственная связь между
2. действиями контролирующего лица и причиненном вредом.

Факт недобросовестных действий контролирующего лица (переведение прибыли с банкрота на подконтрольное лицо, заключение заведомо неисполнимых сделок)

Контролирующему лицу необходимо доказать одно из следующих обстоятельств:

1. Отсутствие вины в своих действиях.
2. Отсутствие причинно-следственной связи между вредом и своими действиями.
3. Правомерность и целесообразность принятых решений.

Нарушение в хранении и передачи документации, должника (бухгалтерская отчетность и др.), предусмотренной законом.

Продемонстрировать факты

  • нарушения в введении бухгалтерской и налоговой отчетности и иных документов;
  • не исполнения обязанности по передачи документов арбитражному управляющему.

Контролирующему лицу необходимо доказать одно из следующих обстоятельств:


1. отсутствие вреда от непредоставления документов или нарушения в порядке их ведения.
2. отсутствие вины лица в непредосталвении документов или их ведении.

Возникновение задолженности перед кредиторами третьей очереди (контрагенты должника, налоговые органы и др.) в результате привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности в размере более чем 50% от общей суммы задолженности перед кредиторами третьей очереди

Продемонстрировать факты:

  • привлечение к уголовной, административной или налоговой ответственности;
  • взыскание в результате привлечения к ответственности;
  • размер взысканных сумм превышает 50% от общего размера задолженности перед кредиторами третьей очереди.

Отсутствие вины в своих действиях.

Чтобы контролирующим должника лицам избежать привлечения их субсидиарной ответственности, необходимо:

    помнить, что сделки по выводу активов незадолго до процедуры банкротства увеличивают риск привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности;

    всегда продумывать деловую цель (экономическое обоснование) совершения реорганизации или сделок по отчуждению имущества должника, обоснование выбора контрагента, а также не пренебрегать оспариванием решений налоговых органов в суде. В тоже время важно не совершать операции по выводу активов напрямую с фирмами-однодневками, в противном случае случае доказать добросовестность и разумность действий будет невозможно;

    в случае, если заключенная должником сделка была явно невыгодной, пытаться обосновать то, что эта сделка была частью взаимосвязанных сделок с общей хозяйственной целью, по итогам которых предполагалось получение выгоды, или такая сделка была заключена для предотвращения еще большего ущерба компании. 13

С другой стороны - стороны кредиторов - необходимо понимать, что больше шансов привлечь контролирующее лицо к ответственности в следующих случаях:

1) доказаны факты недобросовестности контролирующего лица. Например: совершение сделок с недобросовестными контрагентами, приведшие к образованию задолженности у должника, создание других организаций для того, чтобы уклониться от уплаты долгов и др.;

2) контролирующее лицо нарушило формальные требования закона:

    не подано /несвоевременно подано заявление о банкротстве (ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

    нарушение в введении или хранении документов бухгалтерской отчетности должника либо их непредоставление арбитражному управляющему (абз. 4 п. 4 ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

3) должник был привлечен к уголовной, административной или уголовной ответственности, в результате чего у должника возникло обязательство по выплате задолженности, которая превышает 50% от общей суммы требований кредиторов третьей очереди.

Таким образом, мы видим, что комплексное изменение законодательства и судебной практики делает все более понятной процедуру погашения задолженности организации-банкрота, в том числе за счет имущества учредителей. Недаром в ходе предпроверочного анализа кандидатов для проведения выездной налоговой проверки изучается имущество не только самой организации, но и учредителей, их родственников.

2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.05.2017 № Ф01-1265/2017 по делу № А29-150/2015

3. См. напр., Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2017 N Ф01-1419/2017 по делу № А11-5372/2014

4. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 г. по делу № А46-2746/2013

5. Такие же решения выводы и основания содержатся в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2013 по делу N А33-14564/2010; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.12.2013 N Ф03-5228/2013 по делу N А51-15947/2011; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2017 N Ф07-3511/2017 по делу N А26-158/2010 и др.

6. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2017 N Ф01-1419/2017 по делу N А11-5372/2014; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2016 N Ф07-2423/2016 по делу N А56-7049/2012 и др.

7. Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.07.2014 г. по делу № А16-1209/2013

8. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2016 N Ф07-2423/2016 по делу N А56-7049/2012

9. См. например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.06.2017 N Ф06-21478/2017 по делу N А06-9070/2015

10. См. например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.05.2017 N Ф02-2095/2017 по делу N А33-8790/2016

11. См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.12.2016 N Ф01-4728/2016 по делу № А28-1289/2016; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2017 N Ф02-2527/2017 по делу № А78-16852/2015; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2016 N Ф09-11653/16 по делу № А50-10954/2015

12. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 г. по делу № А03-11273/2013

13. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 г. по делу № А40-77441/2013, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 г. по делу № А07-7302/2011

Отказ от ответственности в соответствии с требованиями законодательства в области информационных технологий.

Все высказывания и примеры на сайте по поводу получения доходов или прибылей, уже размещенные или которые будут размещены на сайте ПРИЗОВОЙ ЕМАЙЛ (в дальнейшем Сайт) - всего лишь предположения по поводу предстоящих или текущих заработков, доходов, и не являются гарантией их получения. Не существует также гарантий, что чей-либо опыт, касающийся предпринимательской деятельности, заработков или доходов, можно использовать как указание к действию, которое может дать желаемые финансовые результаты. Суммы доходов в их денежном эквиваленте связаны с целым рядом различных факторов. Мы не даем инструкций и какой-либо информации по поводу Вашей будущей деятельности и финансовых успехов точно так, как не распоряжаемся Вашей личностью, данными, деловыми качествами, этическими нормами поведения, направлениями деятельности, - всем тем, что может повлиять на вероятность получения доходов в малых или средних эквивалентах. Мы не можем гарантировать получение точно таких же заработков, какие получают другие лица. Все риски по неполучению доходов вы берете на себя. Трудовая, деловая, предпринимательская деятельность через сеть Интернет, проводимая с целью получения доходов и прибылей связана с разными рисками. Принимая решение заниматься подобным родом деятельности на основании любой информации, что содержится в нашей инфопродукции и напрямую касается наших услуг, которые мы предоставляем на данном веб-ресурсе, вы должны учитывать возможные моменты неполучения прибыли или принятия некоторых возможных убытков. Вся наша продукция и услуги созданы с образовательной и ознакомительной целями, поэтому пользоваться ими нужно вдумчиво, с мерами предосторожности и опираясь на опыт профессионалов - наставников или тренеров. Прежде чем начинать любую предпринимательскую деятельность, основываясь на предоставленной информации, получите консультацию юриста и бухгалтера, а также профессионала в области маркетинга. В случае получения каких-либо доходов, Вы также самостоятельно несете ответственность перед законодательством Вашей страны проживания, а также налоговым законодательством, в том числе Вы несете ответственность за оформление предпринимательской деятельности в соответствии с законом Вашей страны. Так же если это предусмотрено Законом Вашей страны вы обязаны самостоятельно вести юридически свою предпринимательскую деятельность и платить налоги. Данный отказ от ответственности гласит о том, что Вы даете свое согласие на то, что сайт не несет ответственности за ошибочно принятые Вами решения по поводу доходов, прибылей, способов ведения бизнеса, продукции тренинг-центра, предоставляемых услуг или других материалов, что размещаются на данном сайте: текстовой, аудио и видеоинформации. Продолжение пользования сайтом означает Ваше автоматическое согласие на принятие и Отказа от ответственности.

"Арбитражный управляющий", 2011, N 4

Одной из важнейших задач органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на должностных лиц органов прокуратуры законодательством возложены большие полномочия.

В частности, в силу ст. 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанное положение характеризует роль прокуратуры в качестве надзорного органа, призванного компенсировать недостатки работы административно-юрисдикционного аппарата государства.

Практика привлечения к административной ответственности руководителей должника в деле о банкротстве за нарушения федерального законодательства о несостоятельности обширна.

Например , статистическая отчетность органов прокуратуры Хабаровского края за 2010 - 2011 гг. свидетельствует о существенном увеличении нарушений законодательства по вопросам банкротства.

Абсолютное большинство указанных нарушений вызвано неисполнением требований ст. ст. 9, 20.3, 64, 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Так, Амурской городской прокуратурой установлено, что директором ООО "Альтернативные материалы и технологии" не исполнена обязанность по подаче в суд заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом).

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением в суд, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве недостаточность имущества - это превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; неплатежеспособность - это прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

По данным Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Хабаровскому краю ООО "Альтернативные материалы и технологии" по состоянию на 09.12.2010 имело задолженность по уплате налоговых платежей в сумме 936 164 тыс. руб.

Налоговым органом применялись различные меры для взыскания сумм налога: направлялись требования об уплате, возбуждались дела об административных правонарушениях.

Согласно последнему предоставленному ООО "Альтернативные материалы и технологии" бухгалтерскому балансу по состоянию на 30.09.2010 активы организации составляют 11 301 тыс. руб.

Таким образом, ООО "Альтернативные материалы и технологии" не исполнило обязанность по уплате налогов и сборов, имущество, за счет которого было возможно погасить задолженность, у должника отсутствовало. Данные факты, в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве, свидетельствуют о наличии признаков неплатежеспособности у должника.

На основании изложенного Амурской городской прокуратурой в отношении руководителя должника вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ (неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве)). По результатам рассмотрения данного дела мировой судья судебного участка N 74 г. Амурска и Амурского района пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица общества вышеуказанного состава административного правонарушения и подверг руководителя должника административному наказанию в виде штрафа.

Аналогичные меры прокурорского реагирования вынесены прокурорами районов имени Лазо, Бикинского, Вяземского, Ванинского и др. По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, руководители должников привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Органами прокуратуры края выявлялись случаи, когда в разумный срок после введения наблюдения, внешнего управления или конкурсного производства и предъявления к должнику или иным лицам соответствующих требований, последние уклонялись от передачи арбитражному управляющему предусмотренных законом документов, чем препятствовали осуществлению его деятельности, что, как следствие, приводило к затягиванию процедуры банкротства.

Например , по указанным фактам прокурором Кировского района г. Хабаровска возбуждено административное производство по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ в отношении директора ООО "Построй ДВ", генерального подрядчика предприятия-должника ООО "Финансово-строительная компания "Мыс".

Прокуратурой района установлено, что в отношении ООО "Финансово-строительная компания "Мыс" введено внешнее управление.

Статьей 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право в том числе запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, имущественных правах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края по иску ООО "Финансово-строительная компания "Мыс" к ООО "Построй ДВ" об обязании передать проектную и исполнительную документацию на последнего возложена обязанность передать внешнему управляющему ООО "Финансово-строительная компания "Мыс" проектную и исполнительную документацию на объект "Многоквартирные жилые дома, здание смешанного пользования, подземный гараж по ул. Тихоокеанской в Кировском районе г. Хабаровска".

Вместе с тем данное решение суда ООО "Построй ДВ" не исполнено.

По результатам рассмотрения постановления прокурора района о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, мировым судьей судебного участка N 17 Кировского района г. Хабаровска директор общества "Построй ДВ" признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Кроме того, прокурором Тугуро-Чумиканского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ в отношении генерального директора МООО "ЧЖКХ" в связи с нарушением последним ч. 3.2 ст. 64 Закона о банкротстве, которой предусмотрено, что не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан представить временному управляющему перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Как установлено в ходе проверки, несмотря на неоднократные запросы временного управляющего должника о предоставлении сведений о бухгалтерском балансе организации, расшифровки товарно-материальных ценностей, кредиторской и дебиторской задолженности и т.д., указанные документы генеральным директором МООО "ЧЖКХ" не представлены.

По результатам рассмотрения постановления прокурора района мировым судьей судебного участка N 64 вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ генеральному директору МООО "ЧЖКХ" в виде штрафа.

Прокуратурой Солнечного района установлено, что директором ЗАО "Артель старателей "Амгунь-1" нарушаются требования п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве - документы, необходимые для осуществления конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей, а именно протоколы заседаний учредителей общества, документы по оплате и передаче имущества по договорам купли-продажи основных средств в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего не переданы. В связи с изложенным прокурором района возбуждено административное производство по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка N 62 Солнечного района должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Органами прокуратуры края в ходе осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о несостоятельности (банкротстве) выявлялись факты неправомерного удовлетворения имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника руководителем юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам.

Так, прокуратурой Кировского района г. Хабаровска выявлено, что, несмотря на наличие задолженности по заработной плате перед работниками ООО "Трансэлектрострой", руководством общества производилась выплата денежных средств лицам, осуществляющим деятельность по договору подряда, на командировочные расходы и за аренду квартир работникам предприятия, что является нарушением п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, которым установлена специальная очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.

По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой Кировского района г. Хабаровска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества, по результатам рассмотрения которого мировой судья судебного участка N 19 Кировского района г. Хабаровска признал последнего виновным в совершении указанного административного правонарушения и назначил наказание в виде административного штрафа.

Надзорная деятельность в указанном направлении продолжается.

Т.М.Моисеева

Прокурор

отдела по надзору

за исполнением законов в сфере экономики

и охраны природы прокуратуры

Хабаровского края

Основное назначение субсидиарной ответственности заключается в обеспечении прав стороны кредитора при банкротстве основного должника. Правила и порядок применения данной дополнительной защиты регламентируются гражданским законодательством.

По сути, субсидиарная ответственность основана на принципах круговой поруки. Наглядным примером является обязанность отвечать по долгам товарищества или кооператива его членов, что предусмотрено соответствующей статьей закона.

Общие моменты субсидиарной ответственности директора и учредителей

Ситуация с субсидиарной ответственностью выглядит так: лица, являющиеся поручителями, руководителями учреждения, организации и иного юридического лица, несут дополнительную, например, компенсаторную ответственность по обязательствам, которые не были своевременно выполнены самим должником. Подробнее о можно узнать из предыдущей статьи.

Ответственность руководителя должника вытекает из 363 статьи Гражданского кодекса. В гражданском законодательстве России основные моменты ответственности субсидиарного характера закрепляются в 15 статьях.

Так, 115 статья гражданского закона предусматривает обязанность нести данную ответственность по отношению к казённым предприятиям Российской Федерацией, 120 статья этого же кодекса закрепляет ответственность собственника по обязательствам учреждения. На положениях данных статей кодекса основывается такое понятие, как субсидиарный должник.

Следует отметить, что непричастность такого субсидиарного должника — ответчика к допущенным нарушениям от данной ответственности его не освобождает.

Виды субсидиарной ответственности

Исходя из причин возникновения ответственности, принято различать:

  • Договорную . Основанием наступления договорного обязательства, является неисполнение договоренностей основным должником.
  • Не договорную ответственность , наступающую в силу закона.

Основным различием этих видов является момент причастности и виновности субсидиарного ответчика в случае возникновения не договорных обязательств. Так, если виновность субсидиарного ответчика должным образом не доказана, обязанности исполнить обязательства у него не возникнет.

Кроме того, взыскание по обязательствам будет в первую очередь направлено на задолжавшее учреждение. При его недостаточности и при наличии виновности — на имущество его директора. Несколько иначе выглядит ситуация при банкротстве бюджетного предприятия.

Ключевые моменты и особенности

Привлечение к ответственности субсидиарного характера при банкротстве регламентируется 56 статьей Гражданского кодекса, а также нормами Закона о несостоятельности. Последний вводит понятие контролирующего лица.

Под контролирующим лицом закон понимает директора или иное должностное лицо обанкротившегося учреждения, которое за 2 года до принятия судом решения о несостоятельности давало указания, обязательные к исполнению предприятием-должником, или принимало иные управленческие решения.

Прежде всего, это:

  • лица, имевшие право совершения сделок от имени должника по доверенности или иному документу;
  • лица, входившие в состав ликвидационной комиссии;
  • лица, распоряжавшиеся контрольным пакетом акций, половиной долей уставного капитала или более того.

Согласно Закону о несостоятельности контролирующие лица несут ответственность субсидиарного характера солидарно по обязательствам учреждения-должника.

Такие же правила действуют и при привлечении к , если по его вине предприятие стало банкротом.

Данные меры за доведение юридического лица до состояния банкротства предусмотрены 14 Федеральным законом, а также ФЗ об акционерных обществах, законом о государственных, муниципальных предприятиях (ФЗ № 161).

Банкротство юридического лица и вопросы ответственности руководителя

Ответственность при банкротстве возникает при наличии ряда условий:

  • судебного решения о несостоятельности, вступившего в законную силу в отношении данного учреждения;
  • установленных объёмов требований кредиторов;
  • сформированной конкурсной массы. О возможностях исключения из конкурсной массы .

Данные условия позволяют определить объёмы задолженности и объёмы средств, которые будут получены после реализации имущества, вошедшего в состав конкурсной массы. Это позволит определить достаточность имущества должника для покрытия фискальных обязательств.

Если имущества будет недостаточно для погашения всех кредиторских требований, есть смысл говорить о возможности привлечь директора к ответственности, также могут быть привлечены и другие лица, которые определены законом.

При несостоятельности бюджетного учреждения также предусматривается ответственность его директора или иных руководителей. Но вот возможностей банкротства бюджетного предприятия закон не предусматривает. Учредителем таких предприятий является государство, а оно обладает рычагами управления и контроля, посредством которых ему удаётся не допустить банкротства такой организации.

Таким образом, привлечение к субсидиарной ответственности допускается, если:

  • Сформированного в конкурсную массу имущества предприятия-должника недостаточно. В этом случае взыскание может быть направлено на личное имущество директора, также могут подлежать ответственности и иные лица, принимавшие непосредственное участие в управлении предприятием.
  • Одного факта причастности директора несостоятельного учреждения к управлению недостаточно. Важно доказать факт того, что именно его управленческие решения и иные действия стали причиной юридического лица.

Иными словами, необходимо указать на причинно-следственные связи между фактом банкротства, действиями юридического характера, указаниями руководителя учреждения и доказать их влияние. С этой целью проверке подвергаются документы финансовой отчётности, бухгалтерские книги и иные документы юридического и финансового содержания, так или иначе отражающие динамику сокращения активов предприятия и его неплатёжеспособности.

Доказать в судебном порядке эти моменты бывает достаточно сложно. Особенно если это касается . Среди основных аргументов можно выделить то, что руководители должны были не просто предвидеть риск несостоятельности, но и предпринять меры к его недопущению.

В своё оправдание представители руководящих органов называют неблагоприятные факторы рыночной обстановки и в целом неверно данную оценку рыночной ситуации, а также момент недооценки возможностей предприятия и прогнозов его дальнейшего развития, и финансовые просчёты. методы оценки риска банкротства в помощь руководителям компаний.

Банкротства бюджетного предприятия закон не предусматривает.

Основные обязанности руководителя предприятия должника

127 Федеральный закон предусматривает ряд последствий юридического характера, среди них значение имеет подача . Данный документ руководителем должен быть подан в следующих ситуациях:

  1. Если при удовлетворении кредиторских требований , свободных средств на оплату платежей обязательного характера и требований прочих кредиторов оказалось недостаточно.
  2. При наличии решения обратиться с заявлением должника в судебные органы.
  3. При ходатайстве о наложение взыскания на имущество . Эта мера осложнит хозяйственную деятельность должника или сделает её невозможной.
  4. Должник абсолютно неплатёжеспособен или имеющегося имущества недостаточно.

Подобное заявление должно направлять в органы арбитражного суда не позднее, чем в течение месяца с того момента, когда возникли вышеперечисленные обстоятельства.

Законом № 129 «О бухгалтерском учёте», а именно, его 7 статьей предусмотрены основания, порядок привлечения к ответственности субсидиарного характера при нарушении правил составления, хранения документов бухгалтерской отчётности и учёта, выражающееся в их полном отсутствии, недостоверности или искажения информации в них содержащейся, включая моменты присутствия в них сведений о задолженностях и имуществе.

Особенности подачи заявления о привлечении к ответственности субсидиарного характера

Согласно пункту 12, 142 статьи Федерального Закона за № 127 конкурсным кредиторам и их уполномоченным органам предоставляется возможность индивидуального требования привлечения ответственных лиц, если возможностей удовлетворения обязательств за счёт средств конкурсной массы нет.

Кредиторы вправе привлечь контролирующих лиц самостоятельно. На собрании кредиторы могут принять решение, о том, что заявление о привлечении контролирующих лиц к ответственности субсидиарного характера может подать конкурсный управляющий.

Законодательство о несостоятельности видит своей ключевой целью то, что должником была погашена задолженность перед кредиторами. Но в правовой практике часто выходит так, что объём кредиторских требований в своей совокупности в разы выше стоимости всего имеющегося у должника имущества.

Поэтому возможность привлечения виновных управляющих в банкротстве к субсидиарной ответственности достаточно важна. Данное правило значимо для обеспечения защиты интересов кредиторов.

Кредиторы вправе привлечь контролирующих лиц самостоятельно.

Законодательство о банкротстве позволяет кредиторам удовлетворять свои требования не только с обанкротившегося должника, и за счёт их учредителей и собственников.

Дополнительная информация о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей обанкротившихся организаций в этом видеоролике:

Исковая давность

Привлечение к субсидиарной ответственности имеет сроки давности. Они решаются в общем порядке и составляют 3 года. Отправной точкой или датой отсчёта является дата принятия решения о банкротстве судебными органами.

Выявляются обстоятельства, дающие основания на привлечение руководителя к субсидиарной ответственности.

Это связано с различными обстоятельствами. Порой, определяющими моментами являются такие факторы хозяйственной деятельности, как грамотность управления, законность принимаемых решений, обоснованность совершаемых сделок, должная осмотрительность и своевременность выполнения действий, предписанных законом.

При осуществлении процедуры банкротства предприятий, всегда необходимо учитывать, что конкурсную массу можно пополнить активом в виде денежного обязательства руководителя перед кредиторами.

В этой статье:

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника

Определяющим обстоятельством здесь будет являться степень вины директора предприятия.

Кстати, часто бывает, что фактическим руководителем является учредитель (участник) общества или «дядя», с финансовыми возможностями, не желающий светится.

Такой вывод напрашивается, когда случается установление фактов, которые будут свидетельствовать о возможности оказывать давление на лицо, которое является руководителем, с юридической точки зрения.

Так что, осуществляя привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника, следует учитывать момент, кто же является лицом, контролирующим должника?

Какие бы действия руководства компании ни указывали на нарушения, заявитель должен доказать, что именно эти действия привели к банкротству.

Среди часто встречающихся обстоятельств, которые вменяют в качестве виновности руководителя являются:

  1. Ненадлежащее оформление и хранение документов, имеющих отношение к бухгалтерскому учету.
  2. Не вовремя начатая процедура банкротства.
  3. Отсутствие здравого смысла и деловой осторожности при совершении рискованных сделок.

Однако, для выяснения и доказывания обстоятельств, повлёкших за собой банкротство действиями руководителя, как минимум необходимо изучить все первичные документы бухгалтерской отчётности.

Для этого необходимо обращаться к профессиональным юристам по банкроту и арбитражным управляющим, которые используя свой опыт, смогут систематизировать всю полученную информацию и принять верное решение.

Условия, необходимые для наступления субсидиарной ответственности директора

Для того чтобы привлечь руководителя организации к субсидиарной ответственности, среди обязательных условий, нужно перечислить следующие.

  1. Существование имеющего юридическую силу определения арбитражного суда, о том, что организация несостоятельна.
  2. Недостаточность активов предприятия для погашения существующих обязательств. Сюда же необходимо внести и учесть сумму задолженностей по обязательным платежам.
  3. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя предприятия. Инициатором его подачи может быть конкурсный управляющий, исполнительный орган, а так же как один из кредиторов, так и кредитор, действующий в интересах всех кредиторов.
  4. Наличие твёрдых доказательств того, что к несостоятельности привели действия руководителя, связанные с возможностью отдачи, обязательных к исполнению, указаний.

Рассмотрев вопрос об условиях, необходимо поговорить о сроках, в которые допускается привлечь руководителя компании к субсидиарной ответственности.

Время, отведенное для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве юридического лица

Сроки, в которые можно привлечь руководство организации к субсидиарной ответственности, определены законодательством. Однако здесь существует несколько тонкостей.

Вопрос о том, привлекать или не следует, решается судом в процессе конкурсного производства. Следовательно, с его окончанием, возможность взыскать с руководителя субсидиарные долги предприятия утрачивается. Однако, если хорошенько покопаться в законах, то можно найти другой выход.

Так, например, существуют нормы, изложенные законодателем, которые гласят: «…обязательства прекращаются с ликвидацией предприятия…».

Вместе с тем, есть и другие утверждения, тоже созданные на законодательном уровне, а они в свою очередь, устанавливают правило: «…ликвидация организации, не является основанием для освобождения от ответственности…».

Таким образом, применительно к субсидиарной ответственности при банкротстве юридического лица, следует применять общие правила о сроках давности.

Исходя из таких соображений, срок привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника – три года. Моментом отсчета срока давности, следует считать начало процедуры конкурсного производства.

Подсудность после завершения банкротства

Данный момент следует рассматривать с учётом статуса заявителя и ответчика. Дело в том, что после завершения конкурсного производства, участники арбитражного процесса утрачивают свой статус. Кредитор становится истцом.

Соответственно, привлечение бывшего руководителя к субсидиарной ответственности, трансформируется в исковое требование к физическому лицу о взыскании убытков.

В случае если у ликвидированной организации остались долги перед налоговиками, то и претензии налоговая должна предъявлять физическому лицу-руководителю организации.

И первый, и второй случай арбитражный суд рассматривать не станет, так как в деле замешано физическое лицо.

Таким образом, обращаться нужно в суд общей юрисдикции, с требованием о взыскании убытков с бывшего руководителя предприятия. В настоящий момент судебная практика по делам такого рода ещё не сложилось, со всеми вытекающими последствиями.

Во втором случае, скорее всего, будет актуален вопрос, связанный с порядком признания безнадёжной к взысканию задолженности. Но головная боль фискальных органов.

Обобщение информации по теме – субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица

Как видно из обзора статьи, существует много различных вариантов развития событий, связанных с обстоятельствами, когда возникают основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника.

Сложность разрешения таких обстоятельств, имеющих отношение к вышеописанным случаям, не вызывает вопросов. Поэтому для достижения успеха рекомендуем воспользоваться услугами юристов, специализирующихся на делах о банкротстве.

Ну, а в общем, среди важных моментов, связанных с субсидиарной ответственностью, нужно выделить следующие:

  1. К субсидиарной ответственности можно привлечь не только директора, но и других лиц, имеющие рычаги управления, если есть веские основания.
  2. Вина руководителя предприятия должна быть доказана.
  3. Условия, для возможного привлечения к субсидиарной ответственности установлены законодательством.
  4. Временные периоды осуществления привлечения к ответственности по обязательствам перед кредиторами неограничены окончанием конкурсного производства.

Вот весь список факторов, исходя из которых, следует строить судебную стратегию по разрешению, освещённой в нашей статье, теме.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме