Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Трехсторонний государственный контракт 44 фз. Что такое трехстороннее соглашение

Что заказчику нужно объявить при аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам?

Главное

Заказчик объявляет информацию о названии закупки и реестровый номер, дату, место, а также время вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа поданным в форме электронных документов.

Перед вскрытием первого конверта независимо от того, присутствуют или отсутствуют на процедуре представители участников, заказчик обязательно предлагает при желании внести изменения или отозвать свои заявки, поданные на бумажном или электронных носителях (кроме запроса котировок).

Важно

Объявить о возможности внести изменения или отозвать заявки необходимо, даже если на процедуре нет представителей участников

После вскрытия каждого конверта согласно журналу регистрации конвертов с заявками заказчик объявляет наименование участника (для юридического лица), Ф. И. О. (для физического лица), почтовый адрес, ИНН, статистические данные, предложение о цене контракта и наличие каждого приложенного документа к заявке. Кроме того, он озвучивает, прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью заявка или нет.

Не лишнее

Заказчик обязан обеспечить аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным заявкам в форме электронных документов (ч. 5 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

При проведении аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками объявляется перечень информации, который определяет Закон № 44-ФЗ.

При нарушении порядка вскрытия конвертов с заявками на участие предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл. 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей). Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Трехсторонний договор, образец которого мы предоставим в статье, пригодится в том случае, когда для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги необходимо соединить обязательствами более двух лиц. Помимо поставщика и заказчика, трехсторонний договор на выполнение работ включает еще и третье лицо, напрямую влияющее на благополучную реализацию прав и обязанностей участников. Этим трехсторонние договоры и отличаются от привычных двухсторонних.

Возможность заключения таких соглашений установлена ГК РФ. Случаи, когда это возможно, подразделяются на два типа:

  • в которых одну сторону представляет две организации, а другую — одна;
  • в которых полноправно участвуют три стороны, каждая из которых имеет равные права и обязанности.

В первом случае причиной подписания контракта может быть единое право владения у двух хозяйствующих субъектов, например недвижимость с двумя владельцами или объекты интеллектуальной собственности. Так как такое имущество является совместным, то и в любой сделке, касающейся данного имущества, должны принимать участие все владельцы. Ярким примером будет трехсторонний договор аренды с 2 арендодателями с одной стороны и арендатором — с другой.

Во втором случае речь идет о контрактах с участием посредников (например в сфере услуг) и гарантов. Каждый участник имеет свои индивидуальные права и обязанности. Такими соглашениями будут юридические обязательства по добровольному страхованию, поручительству.

Существует также трехсторонний договор подряда, который заключается в том случае, если на объекте строительства необходимо выполнить ряд узкопрофильных работ, и для этого привлекаются два специализированных подрядчика. Также документ на выполнение строительно-монтажных работ можно оформить как трехстороннее соглашение между заказчиком, подрядчиком и поставщиком материалов.

Еще одна разновидность — это трехсторонний договор поставки, в котором оговаривается соглашение на поставку с заказчиком, поставщиком и перевозчиком в качестве участников.

Заключение трехсторонних контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на тех условиях, которые были включены в извещение о закупке: закупочная документация, заявка и окончательное предложение победителя торгов, с которым в итоге он и заключается. 44-ФЗ регламентирует порядок как заключения, так и исполнения ГК и МК, а также состав хозяйствующих субъектов, принимающих участие в подписании договорных отношений: заказчик — с одной стороны и поставщик (подрядчик, исполнитель) — с другой.

Заключать трехсторонние контракты по 44-ФЗ нельзя (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1614 от 14.06.2016).

223-ФЗ также не регулирует правоотношения по заключению трехстороннего документа, однако в ГК РФ прописано право организаций на подписание таких соглашений, поэтому в рамах 223-ФЗ возможность заключения таких договорных отношений установлена.

Как подготовить контракт на три стороны

Трехстороннее соглашение (образец) — это многоуровневый документ, поэтому участники должны прописывать все условия и грамотно устанавливать свои права и обязанности.

Для того чтобы его заключить, необходимо следовать данной инструкции. При составлении юридического документа необходимо:

  1. Обозначить правовой статус каждого из участников сделки.
  2. Определить полномочия всех трех сторон.
  3. Детерминировать обязательства, которые каждый участник в дальнейшем возьмет на себя, и проанализировать каждое такое обязательство, включив в трехсторонний контракт все существенные условия.
  4. Установить сроки исполнения и порядок оплаты по договорным обязательствам.
  5. Указать, что документ составлен в трех экземплярах, по одному для каждой стороны.
  6. Внести реквизиты каждого участника, подписать и поставить печати.

Возможно ли заключение трехсторонних государственных контрактов на оказание услуг для государственных нужд при условии, что одна сторона - государственный заказчик, вторая - плательщик, третья - исполнитель?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Нет, не правомерно.

Законом № 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Правомерно ли при заключении контракта с единственным поставщиком привлечение "агента" в качестве третьей стороны контракта?

При заключении контракта с единственным поставщиком включение в условия контракта третьей стороны недопустимо.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика и завершаются заключением контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участниками контрактной системы в сфере закупок являются федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения и особенностей исполнения контрактов.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ в части заключения и исполнения контракта, вне зависимости от выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусматривает наличие только двух сторон по контракту: заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель). Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения трехстороннего контракта.

Данная позиция подтверждается выводами Минэкономразвития РФ, изложенными в письме от 29 сентября 2014 г. № ОГ-Д28-7693.

Так называемый "агент" не является участником контрактной системы в сфере закупок, что говорит о невозможности получения им статуса стороны по контракту, а также невозможности возложения на него обязанностей по выставлению счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг), принятию денежных средств в оплату поставленных услуг и т.д., поскольку все перечисленные обязанности относятся к поставщику (подрядчику, исполнителю), являющемуся стороной контракта.

Несмотря на то, что в ходе исполнения контрактов в рамках контрактной системы в сфере закупок поставщик вправе привлекать соисполнителей (субподрядчиков), т.е. даже если допустить возможность заключения между поставщиком и "агентом" отдельного договора субподряда, переуступать права и обязанности по контракту соисполнителям (субподрядчикам) согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ поставщик не вправе. Следовательно, ответственность за исполнение обязательств по контракту перед заказчиком несет именно поставщик (исполнитель, подрядчик), а заказчик обязан оплатить предусмотренную условиями контракта сумму за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) именно поставщику.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 14.06.2016 № Д28и-1614

«…По вопросу 2.

Законом № 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. …»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 17.06.2016 № ОГ-Д28-7625

«…Законом № 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 статьи 1 Закона № 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. …»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме