Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое конфедерация: примеры стран с признаками конфедеративного строя.

Понятие и характеристика Конфедерации

Конфедерация – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

* Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

* Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

* Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

* Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

* В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

* В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

* Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

* Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.



* Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

* Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

* Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

* Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедерация

Конфедерации - Как формы союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой так и госyдаpственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Хаpактеpно, что к федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.

Рассмотрим на пpимеpе Соединенных Штатов Америки: С момента обpетения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения-таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии-Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза-Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды

(создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию

(интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я постаралась проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смогла представить объективную работу на тему «Форма государственного устройства». Я в своей работе обобщила разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права».

Список литературы

Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма.

Согласно традиционному подходу, конфедерация (от латинского "confoederatio" - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

Конфедерация - это, по словам, С. С. Алексеева, "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это, по мнению С. С. Алексеева, переходная форма государственного устройства, и чаще всего, поэтому она возникает на несколько лет. Примером конфедерации может служить Швейцария, конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, Сенегамбия.

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, на разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией - США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки "ставить крест" на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать "золотой серединой" в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.

Различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс (Приложение Б).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:


1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4) Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13) В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Отличие федерации от конфедерации видно из таблицы.

Основные характеристики Конфедерация Федерация
Характер договора между станами-участниками союза Договор между членами союза носит характер международного договора. Конфедерация не является субъектом международного права. Договор является внутригосударственным документом. Государство является субъектом международного права.
Возможность выхода из состава союза Государства, входящие в конфедерацию, имеют право свободно­го выхода из нее, что оговаривается условиями договора. Субъекты федерации не вправе выйти из состава союза. Попытка сецессии (одностороннего разрыва отношений с союзом) рассматривается как мятеж и пресекается государством.
Отношение к суверенитету (степень самостоятельности) Члены конфедерации суверенны и вправе свободно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Никакие решения союзной власти не имеют силы без их согласия. И хотя в рамках конфедерации создаются некоторые органы для решения общих для ее участников вопросов, с точки зрения международного права, по своей сути конфедерация больше соответствует международной организации. Субъекты федерации не обладают суверенитетом. Их компетенция ограничена предметами ведения, которые закрепляются договором об образовании федерации (федеративным договором) и федеральной конституцией. Их внешнеполитическая деятельность осуществляется в рамках предоставляемых им федерацией и носит ограниченный характер.
Цели образования союза Конфедерация создается для решения определенного ее участниками круга вопросов. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав этого международного союза. Целью федерации является создание единого целостного суверенного государства с единым гражданством.
Компетенция высших органов государственной власти. Для осу­ществления задач, определенных странами-участницами, образуются общие межгосу­дарственные законодательные и исполнительные органы, компетенция которых носит строго ограниченный характер. Федеральные органы государственной власти призваны решать общенациональные задачи и ограничены в предметах ведения и полномочий только федеральной конституцией.
Порядок образования представительных (законодательных) органов власти Представительный орган конфедерации формируется либо предста­вительными органами стран-участниц, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям, либо, как это имеет место в Европейском Союзе с 1979 г. путем прямых выборов, в которых принимают участие все граждане входящих в него государств. Представительные (законодательные) органы государственной власти на федеральном уровне избираются (формируются) в соответствии с конституцией страны.
Характер и юридическая сила нормативных правовых актов, издаваемых высшими органами власти союза. Акты, издаваемые органами власти конфедерации, носят рекомендательный характер и не содержат норм прямого действия. Они адресованы не гражданам, как это имеет место в федеративных государствах, а орга­нам власти субъектов конфедерации. Членам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в при­менении актов союзной власти. Акты, издаваемые высшими органами государственной власти в пределах их сферы ведения и полномочий, обязательны для исполнения на всей территории государства, имеют высшую юридическую силу и им должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. Они адресованы гражданам федерации, которые обязаны их исполнять.
Порядок формирования и исполнения бюджета Бюджет конфедерации составляют добровольные взносы входящих в нее стран, отсутствует непо­средственное налогообложение и принудительное взыскания взносов. Федеральный бюджет – основной финансовый план правительства федерального государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона, главное звено бюджетной системы государства. Доходная часть федерального бюджета формируется за счет налоговых источников и неналоговых поступлений, а расходы осуществляются на цели и направления, закрепленные конституцией или иным законодательным актом за федеральным правительством.
Таможенные ограничения, передвижение лиц, товаров, услуг и капиталов. Право устанав­ливать таможенные и иные ограничения, препятствую­щие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов принадлежит каждой из стран-участниц.. Субъекты федерации не вправе вводить какие-либо ограничения в данной области по отношению к другим субъектам федерации или гражданам, проживающим в других регионах федеративного государства. Если такие факты имеют место, то они должны пресекаться.
Валюта и денежное обращение. Страны-участники имеют свою валюту и собственную систему денежного обращения Федеративное государство имеет единую валюту и единую (национальную) систему денежного обращения.
Вооруженные силы. Вооруженные силы членов конфедерации формируются на национальной основе и нередко имеют двойное подчинение. Вопросы обороны и безопасности, строительства вооруженных сил и вопросы военной стратегии находятся в сфере ведения федерального центра.

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз , автономия и др.

Империя – исторически сложившееся на основе жесткой централизованной власти объединение этнических и административно-территориальных образований. Империи, возникнув во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфическими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:

Огромная территориальная основа;

Сильная централизованная власть;

Правящая элита, стремящаяся к экспансии;

Отсутствие единого государственно-правового статуса у входящих в империю образований;

Асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями, метрополией и колониями;

Подчиненность интересов различных социальных групп слоев общим политическим проектам;

Разнородный этнический и культурный состав,

Империи можно классифицировать на континентальные (Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенинтальные (Великобритания).



Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре , которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

СОДРУЖЕСТВО государств

– это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).

1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.

2. Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.

3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов (т.е. не требует обязательного подчинения).

*** ЧИЛИ. Аугусто Пиночет:

· 11 сентября 1973 С первых дней своего правления военный режим объявил состояние «внутренней войны » противы коммунистов . Были учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды, созданы несколько концлагерей для политзаключенных.

  • Реально в Чили только в первый месяц после переворота – до «нормализации» – было убито 30 с лишним тысяч человек. Еще 12,5 тысяч погибли за годы диктатуры под пытками, умерли в тюрьмах, были застрелены на улице.

· В области экономики Пиночет выбрал наиболее жесткий и радикальный путь перехода к свободной рыночной экономике. В апреле 1975 г. в Чили была введена в действие разработанная «чикагскими мальчиками» политика «шоковой терапии». Она предусматривала приватизацию государственных предприятий, отмену контроля над ценами, замораживание зарплат, сокращение капитальных вложений в госсектор.

· Экономический рост в Чили начался только в 1984 г. и составил 3,8% (пиночетовская статистика называла 6%). В 1985-м случился новый спад, в 1986-м – подъем до 5,7%, в 1987-м – 6%, в 1988-м – свыше 7%, в 1989-м – 10% (официальные данные; на самом деле подъем в 1989-м был лишь 7,3%). Но этот рост был вызван исключительными сверхприбылями, которые предоставлял военный режим зарубежному (североамериканскому) капиталу. 30-процентная безработица давала возможность зарубежному работодателю получать квалифицированную и очень дешевую рабочую силу.

· На плебисците 5 октября 1988, как показали подсчеты, около 55 процентов избирателей отдали свои голоса против диктатора.

Политические (государственно-правовые) режимы

Наиболее динамическим компонентом формы государства является политический (государственно-правовой) режим.

Он определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве .

Понятие "политический режим" включает в себя следующие важные параметры (признаки):

· степень участия народа в формировании политической власти , а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства ;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

· какие методы доминируют при осуществлении политической власти: убеждения, принуждения ;

· роль в обществе "силовых" структур государства : армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.;

· Наличие политического плюрализма (многопартийности).

В связи с этими фактами различают демократические и недемократические режимы.

Демократические режимы характеризуются следующими показателями:

В экономической сфере:

· плюрализм форм собственности

· отсутствие или компенсация безработицы

· развитая рыночная конкурентная экономика

· материальная обеспеченность нетрудоспособных

В политической сфере:

· Разделение властей

· Политический плюрализм, многопартийность

· Реальная обеспеченность прав и свобод личности

· Равенство граждан перед законом

· Участие населения в реше­нии государственных вопросов посредством прямой или опосредованной демократии

· Развитое гражданское общество

· Легальная оппозиция

В социальной сфере:

· сглаживание социального неравенства, недопущение концентрации различных дефицитных благ: дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д. у одной социальной группы или класса

· наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, который отличается:

высоким уровнем образования,

– чувством собственного достоинства,

политической активностью

В духовной сфере :

· массовая грамотность населения

· свобода совести, творчества, отсутствие цензуры

· запрещенность пропаганды насилия, жестокости, расизма и т.п.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной .

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом через следующие институты прямого народовластия:

· выборы на основе всеобщего избирательного права,

· референдумы,

· сходы и собрания граждан,

· петиции граждан,

· митинги и демонстрации,

· всенародные обсуждения.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии :

· отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью,

· сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий,

· низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия осуществляется через представителям народа - депутатами, другими выборными органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений,

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты:

· отрыв представителей власти от своих избирателей;

· возможно развитие бюрократии и коррупции;

· принятие решений в интересах номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д

Демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают

Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации - самая слабая форма наднационального сотрудничества [ ] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации [ | ]

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
  3. Явное отсутствие лидера в органах управления, власти.

История [ | ]

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [ ] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации» , выработанной в 1777 году : «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей» .

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию . Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику , унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году .

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа «Российская Федерация». Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I . В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением. .

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое - в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС , то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор . Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [ ]

Некоторые [кто? ] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример - ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил - равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления - как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциаци ю из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций .

Государства-конфедерации [ | ]

Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия +Черногория , -), Сенегамбия (Сенегал +Гамбия , -), Союз Африканских Государств (Мали +Гана +Гвинея , -). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет +Сирия , - ; Египет +Сирия +Ирак , ), Арабская Федерация (Ирак +Иордания , ) , Федерация Арабских Республик (Египет +Сирия +Ливия , ), Арабская Исламская Республика (Ливия +Тунис , ).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая - на своих условиях.

Исторические конфедерации [ | ]

Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации.
Само по себе понятие «конфедерация» достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

Наиболее известные бывшие конфедерации [ | ]

Название Годы существования Описание Причина распада
1291 - 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную «Клятву Рютли », которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическую республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария- это федерация хотя слово «конфедерация» по-прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
Республика Соединённых провинций 1581 - 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов , недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику . Преобразование в Батавскую республику .
Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 - 1905 В результате Наполеоновских войн , в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании . Норвежцы сразу же объявили о независимости, и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс , и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
1861 - 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна об отмене рабства. Ее политики заявляли, что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США , к таким как «Статьи Конфедерации », и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США . Фактически, государство было централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
Северо-Германский Союз 1866 - 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств . Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение - Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине . Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую Империю .
Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 - 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона . Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848-1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения , начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне.

История возникновения современных государств насчитывает немало примеров, когда новые государства складывались из отдельных политически независимых друг от друга соседних регионов в результате развития между ними более тесных отношений, подчиненных единым интересам и формирующих со временем единую центральную власть.

Так крупные государства-федерации были образованы из конфедераций, представляющих ту самую начальную стадию, послужившую предпосылкой для их формирования.

В настоящее время конфедерация встречается довольно редко.

Конфедерация – союз нескольких государств, имеющий общий орган по координации их деятельности в области совместных внешнеполитических, экономических, военных и др. интересов.

Конфедерацию следует отличать от федерации. Несмотря на тот же латинский корень foederātiō — объединение, союз, федерация - это форма государственного устройства, проистекающая из союза субъектов федерации.

Спецификой конфедерации является отсутствие единой для всех входящих в нее государств конституции и гражданства, а также возможность свободной сецессии для членов конфедерации.

Сецессия – выход из союза, отделение от государства.

Признаки конфедерации

К ключевым характеристикам конфедерации относят:

    слабый управляющий центр; Прямой юрисдикцией над своими гражданами обладают только субъекты конфедерации, органы совместного управления могут воздействовать на них лишь опосредованно и с согласия членов конфедерации.

    отсутствие единой экономической, политической и правовой системы;

    территориальную независимость субъектов конфедерации;

    международный договор вместо единого законодательства;

    суверенитет государств-членов конфедерации;

    право субъектов устанавливать таможенные и иные ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и т.д.

Исторические примеры конфедераций

Ярчайшими примерами конфедераций в мировой практике стали Соединенные Штаты Америки на начальной стадии своего формирования и Швейцарские кантоны.

В последней четверти XVIII века США представляли собой конфедеративный союз с крайне слабым центром, законодательные органы которого выполняли лишь консультативную функцию, тогда как вся полнота власти закреплялась за каждым из штатов.

Еще раньше, в конце XIII века, после подписания союзного договора была сформирована Швейцарская Конфедерация.

В итоге оба государства преобразовались в федерацию, таким образом проиллюстрировав преобладание центробежных сил в государственных объединениях.

Речь Посполитая, возникшая в XVI веке из Польского Королевства и Великого княжества Литовского, тоже считалась конфедерацией, так как обладала единым государственным устройством при наличии собственного административного аппарата, бюджета, войска и законов у каждого из 2-ух ее субъектов.

Современные конфедерации

В современном мире нет государств, обладающих строго конфедеративными чертами.

Фактически конфедерацией является Босния и Герцеговина, хотя в конституции этого государственного объединения нет прямого указания на характер связывающих его субъекты отношений. Более того, члены данной конфедерации не могут свободно выйти из нее.

Еще один пример современной конфедерации – Евросоюз, включающий в себя 28 государств Европы, 19 из которых имеют общую денежную систему и составляют так называемую еврозону. Евросоюз преследует цель общеевропейской интеграции, прежде всего, в экономической и политической сферах.

Главная его особенность в том, что, сочетая в себе признаки международной организации и государства, Евросоюз не является ни тем, ни другим.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме