Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предрейсовые медосмотры водителей в году нововведения. Медосмотр водителей по новым правилам (Авдеева И.)

Российское законодательство, регулирующее правила безопасности труда, периодически претерпевает различные изменения и дополнения, направленные на улучшение ситуации в этой сфере. Не являются исключением и правила, касающиеся безопасности труда водителей. Эта категория трудящихся является особой, т.к. их должностные обязанности связаны с эксплуатацией транспортных средств - источников повышенной опасности. Для достижения целей безопасности труда для этой категории работников и в целях снижения опасности в сфере дорожного движения проводятся предрейсовые медосмотры водителей. В 2017 году нововведения в законодательстве, регулирующем правила проведения предрейсовых осмотров, отсутствуют. Однако ранее (в 2015 году) нормативная база, регулирующая соответствующий вопрос, подверглась значительным изменениям. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую правила проведения предрейсовых осмотров.

Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей

Правила проведения предрейсовых осмотров водителей регулируются:

  • Порядком, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н .

В нормы указанных НПА, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей, в 2017 году нововведения не вносились.

Медосмотр перед рейсом необходим для выявления возможных фактов наличия состояний и заболеваний, негативно влияющих на выполнение должностных обязанностей, связанных с управлением транспортным средством (в т.ч. состояний алкогольного и наркотического опьянения).

Проведение предрейсового осмотра водителей

В 2017 году, равно как и в году предыдущем, проходить предрейсовый осмотр обязаны все лица, исполняющие должностные обязанности шофера. Исключение составляют лишь экстренные службы.

Необходимость организовать проведение предрейсового осмотра является прерогативой работодателя и осуществляется за его счет.

Обязательные предрейсовые осмотры водителей проводятся:

Обязательным требованием для наличия права на проведение такого осмотра является обладание соответствующей лицензией.

В ходе осмотра осуществляются:

  • выявление наличия жалоб у водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение температуры, артериального давления, пульса;
  • проверка на наличие состояния опьянения.

Предрейсовый осмотр завершается вынесением заключения:

  • о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности;
  • об отсутствии указанных признаков.

Соответствующие результаты осмотра отражаются в журнале регистрации медицинских осмотров и доводятся до сведения работодателя.

Заключение с выводом о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности, должно сопровождаться отстранением водителя от работы на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ .

Ответственность за нарушение обязанности проведения предрейсового осмотра

Ответственность в 2017 году по сравнению с предыдущим годом также изменений не претерпела.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для различных групп водителей, а также о других изменениях Федерального закона " " и Кодекса об Административных правонарушениях.

Нововведения вступают в силу 31 марта 2014 года, так что на подготовку к ним и у водителей, и у работодателей времени вполне достаточно.

Водитель транспортного средства

Для начала рассмотрим новое понятие "водитель транспортного средства", введенное в закон "О безопасности дорожного движения":

водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Обратите внимание, что в данном понятии все водители разделены на 3 группы:

1. Управляющие автомобилем в личных целях.

2. Работающие на автомобилях.

3. Управляющие автомобилями в качестве индивидуальных предпринимателей.

Для каждой из этих групп предназначены разные типы медицинских освидетельствований и осмотров, о чем и пойдет речь в дальнейшем.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим виды медицинских освидетельствований водителей:

1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;

обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;

обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

В данной цитате можно выделить следующие виды освидетельствований и осмотров :

2. Обязательное освидетельствование при .

3. Обязательное освидетельствование при (если это предусмотрено соответствующей статьей КоАП).

5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.

6. Обязательный периодический (раз в два года) медицинский осмотр.

7. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр.

8. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.

Очевидно, что далеко не каждому водителю придется проходить все эти освидетельствования и медицинские осмотры. Об этом поговорим в дальнейшем.

Обязательные медицинские осмотры

Для начала рассмотрим, в каких случаях потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

4. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

Итак, обязательные медицинские осмотры (пункты 5-8 выше) необходимы только тем, кто работает в качестве водителей транспортных средств и индивидуальным предпринимателям.

Т.е. водителю, который использует автомобиль, например, для поездок на дачу, проходить медицинские осмотры не потребуется.

Предварительный медицинский осмотр необходимо пройти только один раз, при приеме на работу водителем.

Периодические медицинские осмотры следует проходить не реже 1 раза в 2 года при работе в качестве водителя.

Предрейсовый медицинский осмотр нужно проходить перед каждым рейсом. Исключение - водители оперативных служб, у которых нет времени на прохождение предрейсового осмотра.

Послерейсовый медицинский осмотр должны проходить только те водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.

5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателя.

Внеочередное обязательное освидетельствование также предназначено для водителей, работающих на автомобилях. Оно проводится в том случае, если в результате обязательного периодического медицинского осмотра у водителя выявлены отклонения здоровья.

Остальные типы обязательных освидетельствований (пункты 1-3) предназначены для всех водителей.

Подведем промежуточные итоги:

Водителю, использующему автомобиль в личных целях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет перед заменой водительского удостоверения.

Водителям, работающим на автомобилях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет, а также 4 типа медицинских осмотров (с разной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

По порядку обо всех типах обследований:

Все медицинские освидетельствования (пункты 1-4) можно пройти либо в государственных, либо в частных клиниках. При этом нужно учитывать, что врача-психиатра и врача психиатра-нарколога следует обязательно проходить в государственных учреждениях здравоохранения.

Предварительные и периодические медосмотры (пункты 5-6) можно пройти как в государственных, так и в частных учреждениях.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (пункты 7-8) проводятся привлекаемым медицинским работником прямо в организации.

В принципе, самые интересные изменения, касающиеся водителей, в рамках этой статьи рассмотрены. Тем не менее предлагаю Вам ознакомиться и с полным текстом обновленного закона " ".

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению новых административных штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров:

Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Итак, водитель, нарушивший правила проведения медицинского освидетельствования или осмотра рискует получить штраф 1 000 - 1 500 рублей.

Должностное лицо (врач, проводящий освидетельствование или осмотр) за то же нарушение получит штраф 2 000 - 3 000 рублей.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - 30 000 - 50 000 рублей.

Отмечу, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Еще раз напоминаю, что изменения в нормативные документы вступают 31 марта 2014 года. Так что будьте внимательны.

Алексей-4

Какие должны быть требования к перевозке в грузовом автомобиле например 10 балонов кислорода и какое следует за это наказание?

Есть требования к перевозке опасных грузов. В том числе и маркировка автомобиля.

КАК же будет выполняться контроль за работающими на автомобиле, возить с собой справку?

Сейчас медицинскую справку не надо никому предоставлять. Как будет осуществляться контроль не знаю.

Пожалуйста, проясните два вопроса:

1. Таким образом, водители, управляющие автомобилем в личных целях, обязаны возить с собой справку о прохождении обязательного медицинского освидетельствования?

2. Водители, управляющие автомобилем в личных целях,обязаны предъявлять справку о прохождении обязательного медицинского освидетельствования по первому требованию инспектора ГИБДД?

С уважением,

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

В установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Владимир Борисович

А кому 60 лет и более, какая периодичность у них при прохождении мед. осмотров?

Скорее всего. справка будет сроком на 1 год. А вот периодичность прохождения не оговорена для обычных водителей (не работающих водителями). Главное, чтобы справка была действительной при замене прав.

Владимир Борисович

КАК же будет выполняться контроль за работающими на автомобиле, возить с собой справку?

Что то много тут не понятного.....

Ходит в миру информация, что будет обязательным возить с собой договор с мед.учреждением на услуги медика по предрейсовому осмотру водителя и договор с АТП на услуги механика по осмотру ТС. Или достаточно путевого листа с отметкой о прохождении предрейсового осмотра? И что должно быть в отметке: подпись и/или штамп и/или печать соответствующего специалиста?

Какие нюансы в случае, когда собственником ТС является ИП, и он же сам водитель этого ТС?

Благо дарю.

В ПНД №16 (Москва) для прохождения обследования врачом-психиатром (для замены ВУ в связи с истекшим сроком действия) требуют предоставить заключение по результатам ЭЭГ и заключение медицинского психолога. При этом, мало того, что в соответствии с обсуждаемым законом платить за это должен водитель (при чем не маленькую сумму, так ЭЭГ стоит порядка 2000 руб., а заключение психолога 3000-4000 руб.)), так еще на эти обследования невозможно попасть! По предварительной записи на!2! месяца вперед.

Кто-нибудь может прокомментировать законность подобного положения вещей и что с этим делать?

ПНД, выдвигая подобные требования, ссылается на:

1) ст. 65 ФЗ №323 от 21.11.2011

2) ст. 23 ФЗ №437 от 28.12.2013

3) ПП РФ №377 от 28.04.1993

Просьба подсказать, я работу руководителем с выездом с города (А) в другой город (Б), ежу на легковом транспорте выданное предприятием для поездки, ежедневно выдается путевой лист. Медосмотр прохожу на работе в пункте (Б) по приезду с города (А). Нужно ли проходить мед. осмотр на выезде с город (А) в город (Б)? или путевым лист выданной вчерашним числом доезжаю то пункт (Б), прохожу медосматр. Или может оформить комондировочный лист на месяц? как дольнобойщики.

Оформите доверенность от организации на управление т/с и ездите с ней. Без всяких путевых листов и прочей тряхомудии... Путевые листы нужны лишь для списания топлива...

Добавлю. Можно иметь и то, и другое. Путевой лист для списания топлива, ремонта ТС и т. д. Доверенность для ГИБДД.

Послерейсовый медицинский осмотр должны проходить только те водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.

Работаю механиком!

3 водителя(1 из них я)

один пенсионер(он же в основном перевозит работников офиса)

2-й водитель занимается извозом в основном грузов но иногда приходится возить работников(каждый водит автомобиль предприятия)(2-й водитель ссылаясь на то что не возит пассажиров и опасные грузы отказывается проходить послерейсовый осмотр)

кому надо проходить после рейсовый осмотр?

Денис , послерейсовые осмотры нужно проходить тем водителям, которые занимаются перевозкой людей.

В Вашем случае не понятно, что такое "иногда приходится возить работников". Если водитель №2 занимается перевозками пассажиров, то он должен проходить и послерейсовый осмотр.

Удачи на дорогах!

Водители старше 60 лет, работающие на автомобилях, также проходят мед.осмотр раз в 2 года, или нужно чаще?

Периодические медицинские осмотры следует проходить не реже 1 раза в 2 года при работе в качестве водителя.

Однако, если медицинская справка выдается водителю на меньший срок (из-за возраста), осмотры придется проходить чаще, чем раз в 2 года.

Удачи на дорогах!

Работаю в организации в качестве водителя легкового автомобиля, перевожу пассажиров. Мне 56 лет, а это значит я автоматически (по возрасту) вхожу в "Группу риска"! Отсюда - мне надо проходить ещё и текущий медицинский осмотр?

Юрий , что вы подразумеваете под "текущим" медицинским осмотром?

Вам нужно проходить: периодические медицинские осмотры, предрейсовый медицинский осмотр, послерейсовый медицинский осмотр.

Удачи на дорогах!

Удачи на дорогах!

В Вашем случае речь, судя по всему, идет об обязательном медицинском освидетельствовании, а не о медицинских осмотрах. За счет работодателя проводятся только медицинские осмотры.

Удачи на дорогах!

Это не совсем отвечает на мой вопрос. То есть работодатель вправе требовать справку 083 при трудоустройстве и раз в 2 года? (второй случай интересует больше)

Потому как здоровый водитель не подходит ни под одно из следующих требований

1. Обязательное освидетельствование кандидатов в водители.

2. Обязательное освидетельствование при замене водительского удостоверения.

3. Обязательное освидетельствование при возврате прав после лишения (если это предусмотрено соответствующей статьей КоАП).

4. Внеочередное обязательное освидетельствование (если при проведении периодического медицинского осмотра (пункт 6) выявлено ухудшение здоровья водителя).

Работодатель за свой счет направляет на предварительный при устройстве осмотр, а также периодический раз в 2 года. Кроме этого требует раз в 2 года справку по форме 83/у и прохождение медосмотра, для ее получения оплату возлагает на водителя. Насколько это правомерно, и на какое законодательство ссылается это требование?

Samposebe, с Вами заключали трудовой договор? Если да, то в нем может быть много нюансов. Как и кем, Вы оформлены? Медосмотр Вы можете проходить и за счет работодателя и за свой счет (с последующей компенсацией или без нее) и даже за счет третьего лица по договору подряда. Так что только юрист ответит на Ваш вопрос. Да и форум больше автомобильный, чем про трудовое законодательство!

Наталья-18

Здравствуйте, если строительная машина (автокран) передана заказчику вместе с машинистом на несколько дней как быть с медосмотром перед каждой рабочей сменой?

Наталья , здравствуйте.

Предрейсовые медицинские осмотры должны проводиться в любом случае. Где их будет проходить водитель - смотрите по обстоятельствам. Возможно там же, где и обычно. Возможно в какой-нибудь медицинской организации по соседству с местом работы.

Удачи на дорогах!

Наталья-18

А если заказчик в другом городе?

Анатолий-4

Пусть водитель проходит предрейсовые осмотры в другом городе. Насколько я знаю, медицинские центры оказывают подобные услуги.

По моему это равносильно нахождению водителя в длительном рейсе. Там же не проходят осмотр.

Вопрос. Водителю по найму должны давать мед справку на 10 лет, а не реже одного раза в 2года проходить периодический осмотр. Так? А, если справку выдают со сроком действия 2года без каких-либо медицинских показаний - это неправильно и можно опротестовывать?

Анатолий , медицинскую справку всем водителям дают на 2 года. Большинству водителей эта справка не требуется для управления автомобилем, поэтому получают ее раз в 10 лет (при смене водительского удостоверения).

Есть водители, у которых в графе удостоверения "особые отметки" указано, что медицинская справка обязательна. Они получают ее каждые два года, а иногда и чаще.

Удачи на дорогах!

Являюсь ИП (занимаюсь грузоперевозками),

водитель а/м КАМАЗ (бортовой),

мне 56 лет,

более того часто болею (от 3 до 5 раз в год)

и состою на "Д" (диспансерном) учёте в поликлинике по месту жительства (язва желудка).

На основе анализа причин отстранения водителей от работы по состоянию здоровья медицинские работники формируют так называемые "группы риска", куда включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет.

у нас ООО, мы взяли на работу водителя легкового автомобиля на наш автомобиль (зарегестрирован на нашу организацию).

он возит документы и иногда юристов по городу.

так же чтобы не тратить деньги на ежедневные мед. осмотры, мы сделали ему доверенность от организации на право управления авто.

вопрос вот в чем: не будет ли у нашей организации проблем с тем что мы не выдаем путевых листов? и второй вопрос, у нас скоро будет проверка из органов. нужно ли водителю иметь справку о прохождении периодического мед. осмотра? и какие документы они могут потребовать что касается нашего водителя? кроме конечно трудового договора.

Документ - ДЕЙСТВУЮЩИЙ!!!

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

На основе анализа причин отстранения водителей от работы по

состоянию здоровья медработники формируют так называемые "группы риска", куда включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет.

Водители, вошедшие в группы риска, должны подвергаться текущим

и послерейсовым медицинским осмотрам и находиться под особым

вниманием медицинских работников. Порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров устанавливается руководителями организаций.

Вопрос: что значит подвергаться текущим медицинским осмотрам?

Про предрейсовый медицинский осмотр - ПОНЯТНО.

Про послерейсовый медицинский осмотр - ПОНЯТНО.

Алексей , предрейсовый медицинский осмотр должны проходить все водители, работающие водителями.

Андрей-211

Водитель проходит ежедневный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотры. Речь идёт о периодическом медицинском осмотре для получения медицинского заключения (справки). Медицинское заключение от 01 марта 2017 года.

Андрей , статья 23 закона " ":

1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года ), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", Приложение 3, Глава III "Порядок проведения периодических осмотров":

16. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.

17. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

В перечне работ речь также идет об 1 осмотре в 2 года. Водитель старше 21 года, поэтому пункт 17 на него не распространяется.

А откуда у Вас появилась информация о периодическом осмотре 1 раз в год?

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра - подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году:

  • более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
  • письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 , в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Новое! Минтранс России выпустил Письмо от 08.04.2019 г. № Д3-531-ПГ, в котором уточнил порядок прохождения медосмотров водителями, определенный приказом 835н. В частности, напоминает о необходимости ставить штамп о прохождении осмотра в путевом листе, с указанием даты и времени, подписи и ФИО медицинского работника.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

26 марта 2016 года вступает в силу приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н " О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) ". Приказ регулирует порядок прохождения медосмотра водителей и кандидатов водители.

Медосмотр водителей
Определен список врачей и процедур при прохождении медосмотра, положительное заключение по которым должен получить водитель. Количество врачей зависит от категории водительского удостоверения для получения которого требуется медицинская справка.

Список врачей для прохождения медосмотра водителей категории A, A1, B, BE, B1, M:


- Офтальмолог;
- Психиатр;
- Нарколог;
- Невролог (только по направлению терапевта)

Процедуры:
- Электроэнцефалография (только по направлению невролога);

Таким образом для водителей данных категорий в общем случае требуется заключение всего четырех специалистов, однако, не все так радужно, как выглядит на первый взгляд. Об этом чуть ниже.

Список врачей для прохождения медосмотра водителей категории С, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E, Tm, Тb:

- Терапевт или врач общей практики;
- Офтальмолог;
- Психиатр;
- Нарколог;
- Невролог;
- Отоларинголог;

Процедуры:
- Электроэнцефалография;
- Определение наличия психоактивных веществ в моче (только по направлению нарколога);
- Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина в сыворотке крови (только по направлению нарколога);

Для водителей категорий "от С" список врачей в два раза больше, плюс обязательно прохождение электроэнцефалографии(исследование головного мозга) - не дешевая процедура.

Оплата

В новом порядке однозначно прописано, что медосмотр проводится на личные средства водителей. Это затронет граждан, работающих водителями транспортных средств. Медосмотр теперь не забота работодателя.

Процедура


Посетить минимум три медцетра, чтобы пройти медосмотр
Согласно новым правилам врачей психиатра и нарколога можно пройти только в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя. То есть в коммерческой организации получить заключение психиатра и нарколога нельзя.

Мало того дополнительно придется объехать два медицинских учреждения, так и выбор их ограничен местом жительства или пребывания. И все ли они работают в выходные дни? К слову, закон не требует регистрации по месту пребывания, если регистрация по месту жительства находится в том же субъекте РФ, что и место пребывания. То есть, если "прописка" в каком нибудь отдаленном населенном пункте, а проживаете и работаете в районом центре, то придется либо ехать за справкой от нарколога и психиатра в город по месту жительства, либо оформлять регистрацию по месту пребывания.

В соответствии с новым порядком прохождения медосмотра водителей с 26 марта 2016 года придется заранее спланировать маршрут, приготовить средства и выделить для этой цели не мало времени.

Самый простой пример для водителей категории "В" и если все пойдет по плану. Сначала в 1-м учреждении завести карточку у терапевта и пройти офтальмолога, затем ехать по психоневрологический диспансер по месту жительства на осмотр к психиатру, потом в наркологический диспансер по месту жительства к наркологу и наконец с результатами вернуться в 1-е учереждение к терапевту, который при положительном исходе обследования выдаст медицинскую справку водителя. По материалам с сайта.

Обязательный журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 размещен далее, составляется в конце каждой смены в целях наблюдения за состоянием здоровья лиц, имеющим доступ к управлению транспортными средствами. В чем состоит сущность таких мероприятий? Кто назначается ответственным лицом за их организацию? В каком порядке заполняется документ в 2017 году? Поговорим обо всех нюансах подробнее.

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме