Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Защита прав и законных интересов субъектов. Способы и механизмы защиты прав и интересов хозяйствующего субъекта Внесудебная защита прав хозяйствующих субъектов

Действующее законодательство не только провозглашает хозяйственные права субъектов предпринимательской деятельности, но и обеспечивает реальное их осуществление, предоставляет участникам хозяйственных правоотношений возможность фактической реализации прав и их защиту в случае нарушения.

Защита хозяйственных прав – это совершение самим субъектом хозяйствования или управомоченным на то органом действий по предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем признания судом недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в предусмотренных законом случаях также и нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; возмещение убытков, причиненных участникам правоотношений государственными органами и органами местного самоуправления; самозащита, сущность которой заключается в совершении действий, направленных на предупреждение или пресечение нарушения гражданских прав самим потерпевшим; применение оперативных санкций, которые применяются непосредственно управомоченным лицом (отказ покупателя от принятия продукции, поставка которой просрочена, односторонний отказ от нарушенного контрагентом договора); применение мер государственного принуждения.

Меры государственного принуждения, применяемые для защиты хозяйственных прав, могут быть правовосстановительными
и штрафного характера, связанные с привлечением лиц, допустивших правонарушение, к гражданско-правовой ответственности. В зависимости от содержания нарушенного права и характера нарушения они могут быть следующими:

– признание права судом или иным органом, осуществляющим защиту хозяйственных прав;

– восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

– признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

– присуждение к исполнению обязанности в натуре;

– взыскание причиненных убытков, а также предусмотренной законом или договором неустойки (штрафа, пени) и др.

Важная роль в защите прав субъектов предпринимательской деятельности отводится нотариату, задачами которого являются удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, осуществление иных действий, подтверждающих и закрепляющих гражданские права в целях предупреждения их возможного нарушения.

К компетенции нотариусов относится : удостоверение сделок; наложение и снятие запретов на отчуждение имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование верности перевода с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение времени предъявления документов; удостоверение заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу
и удостоверению неоплаты чеков; принятие на хранение документов; обеспечение доказательств и т. д.

Нотариусы обязаны сохранять тайну совершаемых нотариальных действий. Отдельные нотариальные действия могут совершать при отсутствии в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти. К таким нотариальным действиям относятся: удостоверение завещаний; удостоверение доверенностей;
и т. д. Нотариальные действия от имени Республики Беларусь на территории других государств могут совершать должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь.

9.2. Разрешение споров хозяйственным судом.
Исковое заявление

Применению мер государственного принуждения предшествуют хозяйственные споры. Под хозяйственными спорами понимаются разногласия, возникающие между участниками хозяйственных
(экономических) отношений. По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; споры, связанные с исполнением договоров и по другим основаниям.

Преддоговорные споры возможны и подлежат рассмотрению
в хозяйственном суде лишь в случаях, когда имеется соглашение сторон об этом (о передаче спора на разрешение хозяйственного суда), либо если это предусмотрено законодательными актами.

В большинстве своем вытекающие из хозяйственных правоотношений обязанности выполняются сторонами добровольно, а споры разрешаются путем переговоров. Однако если разногласия не урегулированы, заинтересованная сторона может воспользоваться предоставленными законом возможностями для защиты своих хозяйственных прав только в пределах установленных законом сроков.

Споры экономических субъектов, как юридических лиц, так
и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, разрешаются, как правило, хозяйственными судами.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

· обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;

· справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

· правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов как участников хозяйственно-правовых отношений, так
и иных лиц;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; и др. (см. ст. 4 ХПК).

Рассмотрение споров в хозяйственном суде регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) (от 15декабря 1998 г. в новой редакции от 6.08.2004 г., с изменениями и дополнениями от 8июля 2008г.). Споры в области экономических отношений рассматривают Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска .

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться также третейскими судами и в международном коммерческом арбитраже. Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской Торгово-промышленной палате рассматривает и разрешает международные хозяйственные споры. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» международному арбитражному суду подведомственны споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических связей.

Принципы хозяйственного судопроизводства :

· осуществление правосудия только хозяйственным судом;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел;

· независимость судей;

· процессуальная экономия;

· законность;

· равенство перед законом и хозяйственным судом;

· разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

· уважение достоинства личности;

· равноправие и добросовестность сторон;

· состязательность;

· гласность разбирательства дела (может присутствовать гражданин, достигший совершеннолетия);

· принципы доступности процесса, осуществление судопроизводства в соответствии с законом «О языках в Республике Беларусь»;

· право на юридическую помощь;

· диспозитивность;

· обязательность судебных постановлений и судебных обращений;

· непосредственность судебного разбирательства.

Разбирательство споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны, либо, когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности судей по разрешению споров не допускается. Каждая сторона по хозяйственному спору должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Состязательность проявляется также в равной возможности сторон отстаивать свою позицию по делу и в поочередном высказывании доводов и возражений (движение процесса осуществляется в форме спора). Стороны имеют право : знакомиться с материалами, делать выписки из них, снимать копии; представлять доказательства; заявлять отводы; принимать участие в осмотре и исследовании доказательств; заявлять ходатайства, давать пояснения, приводить свои доводы по всем, возникающим в ходе разрешения споров, вопросам; возражать против ходатайств и доводов других участников процесса; обжаловать решения, постановления и определения хозяйственного суда; совершать другие процессуальные действия, предусмотренные ХПК.

За защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном ХПК, вправе обратиться:

· юридические лица и индивидуальные предприниматели ;

· в случаях, предусмотренных законодательными актами, организации , не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников);

· граждане , не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

· прокурор , государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Если конкретное лицо имеет право на предъявление иска, то его первым шагом в этом направлении является составление и надлежащее оформление искового заявления .

Исковое заявление подается в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем и с копиями по числу ответчиков направляется в хозяйственный суд.

В исковом заявлении должны быть указаны :

· наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

· имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

· цена иска, если иск подлежит оценке;

· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

· доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

· сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

· иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

· перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Форма и содержание искового заявления строго обязательны для всех лиц, обращающихся в суд за защитой, как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса. Право на подписание искового заявления имеют только руководитель организации и его заместители, уполномоченные на это законом или учредительными документами. Все остальные при подписании искового заявления должны приложить к иску доверенность или иной документ, удостоверяющий их полномочия на предъявление иска.

Подсудность ,то есть определение конкретного хозяйственного суда , который должен рассмотреть данный спор , производится в соответствии со ст.ст. 48–52ХПК РБ. По общему правилу иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика, и при любом отклонении от этого правила (договорная подсудность, подсудность по выбору истца и т. д.) необходима ссылка на закон.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции :

· хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

· споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· дела, связанные с государственными секретами;

· дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.

Кроме того, Высший Хозяйственный Суд имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело. Все остальные споры, подведомственные хозяйственным судам, рассматриваются хозяйственными судами областей Республики Беларусь и города Минска.

Подведомственность разграничение компетенции по решению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел иными органами и организациями.

Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (см. ст.ст. 39–47 ХПК РБ).

К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры о (об): разногласиях, возникающих при заключении договора, обязанность которого предусмотрена законодательством или соглашением сторон; изменении и расторжении договора; невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств; признании права, в том числе и права собственности; истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения; возмещении убытков; признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и др.

Стадиями судебного разбирательства дела являются:

1) принятие и подготовка дела к судебному разбирательству (подготовительное судебное заседание); (ст.ст. 168–173 ХПК РБ)

2) судебное разбирательство (рассмотрение дела по существу, исследование представленных доказательств);

3) принятие решения хозяйственным судом (ст.ст. 190–192 ХПК РБ); пересмотр судебных постановлений (ст.ст. 267–318 ХПК РБ);

4) исполнение судебных постановлений.

9.3. Судебные постановления, решения
и определения хозяйственного суда

Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решения, постановления, определения хозяйственного суда. Судебные постановления, принятые хозяйственными судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб (протестов) и протестов
в порядке надзора, именуются постановлениями хозяйственного суда. Самостоятельной частью судебного разбирательства является принятие хозяйственным судом решения.

Решение – это судебное постановление, которым спор разрешается по существу. Это означает, что с момента принятия судом решения спорное правоотношение, возникшее между сторонами, становится бесспорным.

Требования к принятию решения :

· законность и обоснованность решения;

· соблюдение порядка изложения и подписания решения, его формы и содержания (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части).

Суд должен :

· оценить доказательства на предмет относимости, допустимости, достаточности;

· определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, следует считать установленными, а какие – не установленными;

· решить, на основании каких законов или иных нормативных актов подлежит разрешению спор;

· установить, каковы права и обязанности лиц, участвующих
в деле;

· решить подлежит ли иск удовлетворению;

· определить, есть ли необходимость дополнительно исследовать доказательства.

Решение хозяйственный суд принимает именем Республики Беларусь. Решение Высшего Хозяйственного Суда – вступает в законную силу с момента объявления в судебном заседании. Решение иного хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Отдельные решения и определения хозяйственного суда подлежат немедленному исполнению (см. ст. 205 ХПК).

Определения хозяйственного суда – это судебные постановления, которые выносятся судом, если спор не разрешается по существу: отказ истца от иска; заключение сторонами мирового соглашения; оставление искового заявления без рассмотрения. Определение выносится судом также при принятии дела к производству и судебному разбирательству, отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу, об объявлении перерыва в судебном заседании и в других случаях.

Определения делятся на две большие группы :

1) определения, которые выносятся судом в виде отдельного судебного постановления;

2) протокольные определения, которые принимаются устно
и заносятся в протокол судебного заседания (о приобщении к делу доказательства, о разрешении некоторых ходатайств и др.)

Требования к определениям :

· все определения оглашаются в судебном заседании;

· определения в виде отдельного акта выносятся по правилам вынесения судебного решения, то есть в отдельной комнате, подписываются судьей, вынесшим определение;

· протокольное определение объявляется судом устно без удаления из зала судебного заседания.

Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению о взыскании денежной суммы или об обращении взыскания на имущество должника в случаях, если:

– требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

– требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте;

– требование, заявленное взыскателем, которое признается должником;

– заявлено требование о взыскании с должника налогов и сборов, иных обязательных платежей в доход государства;

– требование заявлено соответствующим органом о взыскании расходов по розыску должника или ответчика; и др. (см. ст. 220 ХПК).

9.4. Пересмотр судебных постановлений
и их исполнение

Производство по пересмотру судебных постановлений предназначено для проверки их законности и обоснованности в целях защиты прав юридических лиц и граждан.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие стадии:

1. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (ст.ст. 267–281 ХПК).

2. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции (ст.ст. 282–299 ХПК).

3. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора (ст.ст. 300–318 ХПК).

4. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 319–324 ХПК).

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, вправе подать апелляционную жалобу , а прокурор принести протест на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу в течение пятнадцати дней после его принятия хозяйственным судом.

Кассационная жалоба (протест ) может быть подана в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Хозяйственный суд кассационной инстанции имеет следующие полномочия :

· оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;

· изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление;

· отменить судебные постановления хозяйственного первой
и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и передать на новое рассмотрение;

· отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство;

· оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора осуществляется хозяйственным судом надзорной инстанции с целью проверки правильности применения и толкования норм права судом первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Надзорными инстанциями по ХПК РБ являются:

· Президиум ВХС РБ в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

· Пленум Высшего хозяйственного суда в отношении судебных постановлений Президиума ВХС РБ.

Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц:

1. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь,
за исключением постановлений Пленума ВХС РБ.

2. Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда
в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС РБ.

Жалоба в порядке надзора на судебные постановления может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их хозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора. Заявление может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств . Для принесения представления сроки не устанавливаются. Статьей 319 ХПК предусмотрены основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение судебных постановлений является завершающей стадией хозяйственного процесса. Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.

К числу исполнительных документов ст. 329 ХПКРБ относит:

· судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений, решений арбитражных (третейских) судов, в том числе международных, решений иностранных судов;

· определения хозяйственного суда о судебном приказе;

· исполнительные документы иностранных судов;

· постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий; и др.

Хозяйственным процессуальным кодексом установлен шестимесячный срок для предъявления приказа (исполнительного листа)
к исполнению, со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебный исполнитель при исполнении исполнительного документа хозяйственного суда вправе:

· вызвать должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ;

· наложить арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) у других лиц;

· произвести осмотр помещений и хранилищ должника;

· осуществить в порядке, установленном законодательством, продажу описанного или изъятого имущества должника;

· истребовать от сторон и других лиц устную и письменную информацию, необходимую для осуществления исполнения исполнительного документа хозяйственного суда; и др.

Тема 10
Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации

10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар.

10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации.

10.3. Объекты интеллектуальной собственности. Правовая охрана объектов промышленной собственности: изобретения, промышленный образец, топологии интегральных микросхем, ноу-хау; рационализаторские предложения.

10.1. Научно-информационная деятельность
и научно-техническая продукция как товар

Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации» устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением, хранением, обработкой, распространением и использованием научно-технической информации в Республике Беларусь.

Научно-информационная деятельность - совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизациейаналитико-синтетической переработкой, фиксацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации.

Субъектами правоотношений в области научно-технической информации могут быть государство в лице государственных органов, юридические и физические лица.

Субъекты правоотношений в области научно-технической информации могут выступать в качестве:

· правообладателя;

· пользователей (потребителей) научно-технической информации;

· разработчиков научно-технической информации;

· посредников в области научно-технической информации.

Обладатель исключительных прав на объекты научно-технической информации (далее – правообладатель) – государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение
и пользование документированной научно-технической информацией, ее ресурсами и системами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пользователь (потребитель) научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, обращающийся к справочно-информационным фондам, системам научно-технической информации или к посредникам для получения необходимой документированной научно-технической информации;

Разработчик научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, уполномоченный автором (соавторами) или правообладателем обеспечивать совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации, выполнять роль посредника между автором (соавторами), правообладателем, пользователем (потребителем) в сфере научно-информационной деятельности.

Посредник в области научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, реализующий научно-техническую информационную продукцию по поручению автора (соавторов) или правообладателя.

Научно-техническая информация – сведения о документах
и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности.

Объектами научно-технической информации являются:

– документированная научно-техническая информация,

– ресурсы научно-технической информации,

– системы научно-технической информации.

Документированная научно-техническая информация – зафиксированная на материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Ресурсы научно-технической информации – документированная научно-техническая информация, организованная в справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. Ресурсы научно-технической информации, созданные на базе государственной и частной форм собственности, являются основой создания в Республике Беларусь единого информационного пространства и реализации государственной политики в области научно-технической информации. Источниками формирования ресурсов научно-технической информации являются справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. В состав ресурсов научно-технической информации могут включаться также ресурсы, сформированные на основе международных договоров Республики Беларусь.

Национальный фонд ресурсов научно-технической информации представляет собой совокупность республиканских, отраслевых и региональных справочно-информационных фондов.

Справочно-информационные фонды – совокупность упорядоченных первичных документов (книги, брошюры, периодические издания, патентная документация, нормативно-техническая документация, промышленные каталоги, конструкторская документация, отчетная научно-техническая документация по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированные рукописи, переводы научно-технической литературы и документации, другие публикуемые и непубликуемые научно-технические документы), зафиксированных на бумажных, аудиовизуальных, машинных
и других материальных носителях, и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

Объекты научно-технической информации являются объектами гражданских прав и выступают в виде научно-технической информационной продукции.

Научно-техническая информационная продукция – материализованный результат информационной научно-технической деятельности, предназначенный для обеспечения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

1. Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров.

2. Арбитражный порядок защиты имущественных прав.

3. Нотариальный порядок защиты имущественных прав.

В первом вопросе необходимо перечислить способы разрешения хозяйственных споров, дать правовую характеристику каждому из них, в частности, обратиться к ст. 12 ГК РФ, где указано, что защита гражданских прав осуществляется путем:

1. Признания права.

2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

3. Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

4. Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

5. Самозащиты права.

6. Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

7. Возмещения убытков.

8. Взыскания неустойки.

9. Компенсации морального вреда.

10. Прекращения или изменения правоотношения.

11. Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

12. Иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, необходимо указать, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Здесь же дать понятие подведомственности, подсудности, компетенции судов соответствующего уровня, опираясь на нормы процессуального права.

А также указать, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (определить нормативно правовую базу). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Второй вопрос посвящен арбитражному порядку защиты имущественных прав. Здесь необходимо определить, какие дела подведомственны арбитражному суду, субъектный состав, порядок рассмотрения поступивших заявлений, привлечения к участию в процессе третьих лиц, экспертов, свидетелей и др.



Указать, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, часть ответа необходимо посвятить специальной подведомственности дел арбитражным судам, раскрыть процессуальные особенности категории дел, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Третий вопрос раскрывает нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Здесь необходимо проанализировать основной нормативный акт, регламентирующий нотариальную деятельность в Российской Федерации – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Указать, каким образом, кем осуществляется совершение нотариальных действий в Российской Федерации, определить, кто имеет право осуществлять нотариальную деятельность. Дать определение и полную правовую характеристику понятия «нотариальной деятельности», в частности указать и пояснить, что:

– нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

– нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, нотариальная деятельность призвана обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также, как указывалось выше, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопрос для обсуждения: Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде. Достоинства и недостатки судебной системы в данной сфере.

Тема для доклада: Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Законодательство:

1. Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2004г.) // Российская газета. – № 49. – 1993.

Судебная практика:

1. Защита деловой репутации от порочащих сведений (Волклв С. , Булычев В.) // Российская юстиция. – № 8. – 2003.

2. Определение Верховного Суда РФ № 71-ГО»-17 от 16.01.2003г.: В принятии заявления союза предпринимателей об оспаривании нормативного акта отказано правомерно, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законом не предусмотрено право некоммерческих организаций на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе являющихся членами некоммерческих организаций.

В первом вопросе необходимо перечислить способы разрешения хозяйственных споров, дать правовую характеристику каждому из них, в частности, обратиться к ст. 12 ГК РФ, где указано, что защита гражданских прав осуществляется путем:

    Признания права.

    Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

    Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

    Самозащиты права.

    Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

    Возмещения убытков.

    Взыскания неустойки.

    Компенсации морального вреда.

    Прекращения или изменения правоотношения.

    Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

    Иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, необходимо указать, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Здесь же дать понятие подведомственности, подсудности, компетенции судов соответствующего уровня, опираясь на нормы процессуального права.

А также указать, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (определить нормативно правовую базу). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Второй вопрос посвящен арбитражному порядку защиты имущественных прав. Здесь необходимо определить, какие дела подведомственны арбитражному суду, субъектный состав, порядок рассмотрения поступивших заявлений, привлечения к участию в процессе третьих лиц, экспертов, свидетелей и др.

Указать, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, часть ответа необходимо посвятить специальной подведомственности дел арбитражным судам, раскрыть процессуальные особенности категории дел, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Третий вопрос раскрывает нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Здесь необходимо проанализировать основной нормативный акт, регламентирующий нотариальную деятельность в Российской Федерации – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Указать, каким образом, кем осуществляется совершение нотариальных действий в Российской Федерации, определить, кто имеет право осуществлять нотариальную деятельность. Дать определение и полную правовую характеристику понятия «нотариальной деятельности», в частности указать и пояснить, что:

– нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

– нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, нотариальная деятельность призвана обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также, как указывалось выше, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопрос для обсуждения: Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде. Достоинства и недостатки судебной системы в данной сфере.

Тема для доклада: Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Законодательство:

    Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2004г.) // Российская газета. – № 49. – 1993.

Судебная практика:

    Защита деловой репутации от порочащих сведений (Волклв С. , Булычев В.) // Российская юстиция. – № 8. – 2003.

    Определение Верховного Суда РФ № 71-ГО»-17 от 16.01.2003г.: В принятии заявления союза предпринимателей об оспаривании нормативного акта отказано правомерно, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законом не предусмотрено право некоммерческих организаций на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе являющихся членами некоммерческих организаций.

Темы контрольных работ по дисциплине «Предпринимательское право России» для студентов заочной формы обучения

    Правовое регулирование процесса приватизации в Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

    Особенности приватизации государственного и муниципального унитарного предприятия как единого имущественного комплекса.

    Правовое регулирование экономической деятельности на товарных и рынках финансовых услуг в Российской Федерации в сравнении с опытом зарубежных стран.

    Основные направления деятельности антимонопольного органа в Российской Федерации в условиях развития рыночной экономики.

    Виды монополистической деятельности, регулируемые антимонопольным законодательством.

    Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в Российской Федерации.

    Горизонтальные отношения в осуществлении предпринимательской деятельности, их роль в рыночной экономике.

    Соглашения и согласованные действия органов власти.

    Полномочия антимонопольного органа по пресечению нарушений органами власти действующего законодательства.

    Формы недобросовестной конкуренции. Значение конкурентного законодательства и роль антимонопольного органа в данной сфере.

    Процесс реорганизации: основания, содержание, правовые последствия. Особенности разделения (выделения) хозяйствующих субъектов.

    Процедуры банкротства, их практическая реализация: опыт России.

    Особенности несостоятельности (банкротства) отдельной категории лиц.

    Регулирование деятельности естественных монополий как одно из направлений государственной политики демонополизации.

    Ценовое регулирование как метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

    Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде.

    Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Указания к написанию контрольной работы

Номер темы написания контрольной работы определяется по первой букве фамилии слушателя

Первая буква

фамилии студента

Номер темы

(на выбор)

Первая буква

фамилии студента

Номер темы

(на выбор)

    Основные требования к содержанию контрольной работы

Контрольная работа - учебно-научное исследование, показывающее в обобщенной форме качество подготовки студента. Она должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Контрольная работа должна показывать уровень освоения студентом методов научного анализа сложных социальных явлений, умений делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в исследуемой области.

В ней должно быть отражено состояние научных исследований по избранной теме, показано знание специальной литературы, способность анализировать законодательство и практику его применения, обобщать материалы практики.

Изложение материала должно быть ясным и логически последовательным, формулировки - краткими и точными, предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения - обоснованными и конкретными. Выводы, наблюдения и материалы должны обладать практической и научной (теоретической) ценностью.

    Структура контрольной работы

Обязательными разделами контрольной работы являются: 1) введение; 2) основная часть; 3) заключение; 4) библиографический список. В конце работы, в приложении, могут быть: графики, таблицы, копии документов и т.д.

Во введении обосновывается:

– выбор темы, ее актуальность, новизна, теоретическое и практическое значение;

– цель и задачи исследования;

– методологическая база, информационные источники;

– структура работы.

Основная часть работы состоит, как правило, из двух-четырех вопросов, раскрывающих поставленные во введении задачи. Название какого-либо из вопросов не должно быть тождественно наименованию темы работы. В этой части работы излагаются литературные источники, дается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция автора контрольной работы, подкрепляемая соответствующими аргументами.

Изложение материала не должно сводиться к простому перечислению точек зрения различных авторов либо ограничиваться утверждением о согласии или несогласии с тем или иным автором. Полемика с отдельными авторами должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практике его применения, обобщении. В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, интервью, примеры из практической деятельности конкретных учреждений.

При анализе высказанных в литературе взглядов, а также цитировании необходимо указывать фамилию, имя, отчество автора, наименование его работы, года и места издания, страницу. В контрольных работах по специальным правовым дисциплинам излагаемые положения должны иллюстрироваться примерами из практики с указанием источника, например: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 10. – С. 23. В других случаях необходимо назвать конкретный правоприменительный орган и год, в котором было рассмотрено данное дело, например, народный суд или прокуратура такого-то района.

В зависимости от темы исследования в работе может быть глава, посвященная истории вопроса, либо теоретическая часть. Вместе с тем, историко-теоретическое исследование может быть соединено с анализом действующего законодательства и практики его применения, особенно при выполнении работ по теории права и отдельным отраслям права.

Заключение завершает контрольную работу, содержит итоговые выводы и обобщения. В основном это должны быть предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения, по применению результатов исследования.

В конце контрольной работы приводится библиографический список фактически использованных источников, в котором выделяются законодательные акты, материалы практики, специальная литература (в алфавитном порядке).

Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине «Российское предпринимательское право»

    Предмет предпринимательского права.

    Методы правового регулирования.

    Наука предпринимательского права.

    Принципы предпринимательского права.

    Система предпринимательского права

    Источники предпринимательского права.

    Понятие и классификация субъектов предпринимательского права.

    Понятие и виды юридических лиц.

    Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

    Понятие вещного права. Объекты гражданских прав.

    Юридическая классификация вещей.

    Экономическая классификация вещей.

    Понятие предпринимательского договора.

    Система предпринимательских договоров.

    Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

    Основные принципы приватизации.

    Законодательство Российской Федерации о приватизации.

    Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.

    Особенности приватизации отдельных видов имущества.

    Понятие товарного и финансового рынка.

    Антимонопольный орган, его полномочия.

    Виды государственного контроля на товарных рынках.

    Виды государственного контроля на финансовых рынках.

    Понятие, цели, сфера применения антимонопольного законодательства.

    Понятие и значение развития конкуренции в условиях рыночной экономики.

    Развитие монополизма в России.

    Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в РФ.

    Понятие и виды монополистической деятельности.

    Понятие и признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

    Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

    Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

    Правовые формы ограничения монополистической деятельности.

    Орган власти: виды, функции, полномочия.

    Акты и действия органа власти: понятие, значение, юридические последствия для участников товарного оборота.

    Ограничение конкуренции в результате деятельности органов власти.

    Понятие соглашения, согласованных действий органов власти.

    Влияние на конкуренцию соглашений, согласованных действий органов власти.

    Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции. Негативные последствия на рынке определенного товара.

    Формы недобросовестной конкуренции. Роль антимонопольного законодательства.

    Понятие создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.

    Понятие экономической концентрации. Ее значение в условиях рыночной экономики.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях приобретения акций основных производственных средств, нематериальных активов хозяйствующего субъекта.

    Понятие разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

    Понятие, признаки несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов.

    Предупреждение банкротства. Разбирательство дел в арбитражном суде.

    Наблюдение. Финансовое оздоровление. Внешнее управление.

    Конкурсное производство.

    Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

    Сферы деятельности субъектов естественных монополий. Определение основных понятий.

    Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии.

    Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия.

    Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров.

    Арбитражный порядок защиты имущественных прав.

    Нотариальный порядок защиты имущественных прав.

В условиях необходимости укрепления экономики, последовательно интегрированной в систему мировых хозяйственных связей, важное значение приобретают вопросы усовершенствования правовой базы, которая опосредствовала бы эффективное осуществление хозяйственной деятельности.

Переход к рыночным условиям хозяйствования повлек за собой ряд новых сложностей в осуществлении хозяйственной деятельности и возрастания количества конфликтных ситуаций, которые приводят к возникновению споров между субъектами хозяйствования. Появление новых субъектов хозяйствования, деятельность которых основана на разных формах собственности, изменение условий и правил хозяйствования нуждается в поиске путей повышения гарантий защиты их прав и законных интересов.

Правовым средством защиты интересов конфликтующих сторон является судебная защита прав субъектов хозяйствования. Вместе с тем обеспечение надлежащей защиты прав субъектов хозяйствования не ограничивается принятием обоснованного судебного решения и распространяется также на стадию его принудительного исполнения. Ведь на этой стадии защита нарушенных прав субъектов хозяйствования, не удовлетворенных в добровольном порядке, получает свое логическое завершение. Это свидетельствует о важности защиты прав субъектов хозяйствования не только при разрешении споров хозяйственными судами, но и во время проведения исполнительных действий по обеспечению реализации судебных решений.

К сожалению, действующее законодательство, которое регулирует порядок разрешения споров в судебном (хозяйственном) процессе и принудительного исполнения решений, не дает ответ на все спорные вопросы, связанные с защитой прав субъектов хозяйствования. Оно характеризуется пробелами и противоречиями, а значит требует изменений и дополнений. Это, прежде всего, касается возбуждения производства по делу, подготовки материалов к рассмотрению в заседании хозяйственного суда, разрешения хозяйственных споров, а также исполнения судебных актов.

Защита прав субъектов хозяйствования рассматривается в контексте действующих законов, а также с учетом необходимой корректировки их в соответствии с существующей практикой.

Массовое производство, развитие информационных технологий, глобальная взаимозависимость, конкуренция привели к беспрецедентному росту числа различных конфликтных ситуаций и их усложнению. Это вызвало необходимость оптимизации процедур урегулирования таких споров. Первым результатом подобного явления стало повышение значения судебной системы и ее усовершенствование.

Судебная защита нарушенных или оспариваемых прав либо законных интересов характеризуется следующими традиционными преимуществами:

  • 1) защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный для рассмотрения споров о праве;
  • 2) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм различных отраслей права в порядке гражданской юрисдикции;
  • 3) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  • 4) защиту осуществляют беспристрастные судьи;
  • 5) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Считается, что все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и в конечном счете способствует правовому воспитанию участников гражданского оборота.

Но в настоящее время судам сложно справиться с нарастающим объемом дел. Это одна из причин нарушения процессуальных сроков. Возможно, говорить и о других отрицательных моментах судебной юрисдикции: высокий размер государственной пошлины, сложность процедуры судебного разбирательства и т.д. Кроме того, конфликты и столкновения могут вызвать между их сторонами настоящую войну, от которой страдают и лица, непосредственно не принимающие участия в ней, например работники, деловые партнеры, клиенты.

Но такое развитие ситуации не является неизбежным. Зная о разнообразии способов мирного урегулирования споров и владея навыками их применения, можно не только разрешить проблему в интересах всех ее участников, но и предупредить конфликт.

Один из результатов современной судебной реформы сводится к попытке развития альтернативных способов разрешения споров. Этому свидетельствует принятие Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров <1>, затем ныне действующего ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <2>, Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" <3>.

В рамках настоящего исследования попытаемся определить наиболее приемлемые и возможные сегодня варианты "мирного" урегулирования споров с помощью альтернативных процедур на примере участия в них обществ с ограниченной ответственностью.

Третейское разбирательство как альтернатива суду государственному.

Третейские суды (арбитражи) практически во всех странах рассматриваются как положительное явление, способствующее значительному облегчению бремени, лежащего на государственном правосудии в сфере разрешения конфликтов, возникающих между участниками хозяйственного оборота. В мире существует достаточное количество различных третейских судов, но при всем многообразии исходное положение у них едино - две стороны спора о праве просят третью рассмотреть и разрешить конфликт. Отсюда и название "третейский суд" - суд третьего.

На основании ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд может создаваться для рассмотрения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает свое существование; третейский суд может быть также постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейского суда, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

К числу преимуществ третейской процедуры традиционно относят ее быстроту и экономичность <4>. Но практикующие третейские судьи утверждают, что это зависит прежде всего от существа рассматриваемого спора.

Быстрота не означает рассмотрение и разрешение дела в первом же заседании третейского суда. Однако отсутствие апелляционных, кассационных и надзорных инстанций позволяет получить итоговый судебный акт сразу после разбирательства избранным сторонами третейским судом, т.е. решение третейского суда является окончательным.

Экономичность, по всей видимости, означает более дешевое разбирательство в третейском суде относительно суда государственного. Однако размеры третейских сборов во многих постоянно действующих третейских судах не слишком отличаются от сумм государственной пошлины, установленной законодательством о налогах и сборах. А вот на издержках, связанных с ведением дела, можно сэкономить. Например, на представителях, экспертах и специалистах. Необходимость прибегать к их услугам отсутствует, ведь формирование состава третейского суда основано на доверии сторон. И это значительное преимущество перед судом государственным. Стороны вправе выбирать себе арбитров как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Так, для урегулирования спора с участием общества с ограниченной ответственностью это может быть специалист из области корпоративного права либо обладающий знаниями исходя из специфики конфликта.

Практика рассмотрения споров третейскими судами выявила и ряд проблем. Так, при заключении договора поставки ООО "А" и ООО "Б" включили пункт, согласно которому все споры в процессе исполнения обязательств будут рассмотрены в постоянно действующем третейском суде при Вятской торгово-промышленной палате. В результате конкретный третейский суд, имевшийся сторонами в виду при подписании договора, не смог принять спор к своему производству, а Арбитражный суд Кировской области отказывает в этом же из-за наличия третейской записи. В результате потерпевшая сторона вообще может остаться без судебной защиты своих интересов. Следовательно, хозяйствующим субъектам необходимо еще на стадии заключения договоров более тщательно формулировать оговорки о передаче возможных в будущем споров на разрешение третейского суда. Желательно, чтобы это был не просто пункт в договоре, а приложение к договору в виде отдельного документа, где прописаны все тонкости урегулирования спора в третейском суде. Трудности по составлению данного документа могут быть компенсированы одноразовым обращением за помощью к специалистам (например, в этот же постоянно действующий третейский суд), а затем его использованием в качестве стандартной формы.

Права и интересы хозяйствующих субъектов могут осуществляться и реализовываться ими не только и не обязательно лично, но и опосредованно, т.е. через представителя.

Гражданское законодательство знает институт представительства , коммерческого представительства, регламентирует порядок и законность оформления их деятельности и полномочий. При изучении этого институт необходимо уяснить, что представительство - это правоотношение, субъектами которого являются представитель и представляемый. Цель представительства и его особенность - осуществление одним лицом (представителем) сделки (правомерного юридического действия) в интересах другого лица и от чужого имени. Основаниями для осуществления этих полномочий служит доверенность и договор поручения.

Доверенность -- это односторонняя сделка, и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для такого рода сделок (см. ст.ст. 155-156 ГК РФ). Студенту необходимо знать формы доверенности и се действие по срокам, кем подписывается доверенность, порядок прекращение доверенности (ст. 188 ГК РФ).

Гражданский Кодекс 1995 года впервые вводит понятие передоверия, которое осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. При этом необходимо соблюдение двух обязательных требовании: доверенность должна быть нотариально удостоверена, даже тогда, когда первоначальная доверенность была составлена в простой письменной форме; полномочия при передоверии не могут выходить за рамки ограничений, оговоренных в первоначальной доверенности.

Всякое право, предоставленное гражданину или организации, имеет реальное значение, если оно гарантировано законом, т.е. в конечном счете принудительной силой государства.

Российским законодательством предусмотрены различные способы защиты прав и свобод граждан, физических лиц и их объединений . Особая роль отводится судебной защите (вспомните теорию разделения властей).

Судебная защита прав и свобод трактуется ст. 46 Конституции РФ как гарантия их осуществления. Гражданский кодекс развивает и детализирует эту норму применительно к осуществлению гражданских (читай и предпринимательских) прав. Ст. 11 ГК закрепляет два важных положения предоставления судебной защиты, а ст. 12 ГК называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Студенты должны запомнить эти способы защиты и обратить внимание на то, что допускается использование и других методов защиты, не указанных в ст. 12 ГК, если есть прямое указание в законе.

В гл. 2 ГК урегулированы лишь три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита гражданских прав, возмещение убытков и особо - возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами моечного самоуправления (их должностными лицами). Это объясняется тем, что иным способам защиты посвящены специальные нормы в разделах, относящихся к праву собственности обязательственному праву, а также в главе о сделках.

Приведенные в законе способы защиты можно сгруппировать и выделить следующие; способы, применяемые только судами; способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту без участия суда. Каждый из перечисленных способов защиты может применяться обособлено или в совокупности с другими способами.

Право на защиту можно рассматривать как самостоятельное субъективное право, обладающее специфическим содержанием. Оно включает в себя как меры материально-правового характера, так и меры процессуально правового порядка.

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действии фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

Необходимо при рассмотрении этого вопроса разграничить меры фактического характера, предусмотренные законом, либо вытекающие из сложившихся обычно принятых мер. Меры самозащиты имеют и свои границы.

Однако законодательство выделяет случаи, когда вредоносные действия лиц по защите своих прав признаются правомерными. Речь идет о действиях, совершенных в состоянии необходимой обороны и в условиях крайней необходимости. Этот вопрос уже рассматривался в курсе «Правоведение», в связи с чем могут возникнуть трудности. Студентам следует разобраться, что необходимая оборона и условия крайней необходимости регламентируются как гражданским, так и уголовным правом (ст.ст. 1066-1067 ГК РФ, ст. 37 и ст. 39 УК РФ).

В связи с судебной защитой, которая осуществляется с помощью исков, возникает юридическое понятие «исковая давность». Вводя это понятие, законодатель определил, что это - "Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено". Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. В ГК установлен общий срок давности в три года. Все нормы исковой давности носят императивный характер, стороны не могут их изменить, в договорном порядке. Истечение срока исковой давности не означает прекращение права и, значит, правового основания защиты своего нарушенного права. Другими словами, студенты должны уметь отличать сроки исковой давности от пресекательных сроков, знать в каких случаях они применяются, обратить внимание на установленные ГК специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК), знать основания приостановления и прерывания исковой давности, а также знать на какие требования исковая давность не распространяется.

Защита права собственности представляет собой совокупность правовых способов, которые применяются к нарушителям отношений собственности. Глава 20 ГК закрепляет два традиционных правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный и негаторный.

Виндикационный иск - требование собственника о возврате своею имущества из чужого незаконного владения. собственник должен доказать свое право на не требуемое имущество. Незаконный владелец, в свою очередь, может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестный владелец не знает и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец мог и должен знать о незаконном владении. Истребование имущества от добросовестного владельца регламентируется ст. 302 ГК и от недобросовестного владельца (ст. 303 ГК). Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом. Обратите внимание, что по негаторному иску сроков исковой давности не существует, требование сохраняется на весь период, пока существует правонарушение.

Юридическая ответственность является разновидностью защиты прав и интересов лица. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, которому свойственны все признаки характеризующие ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее исключительно имущественный характер. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки.

Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений равноправных участников гражданского оборота.

В зависимости от конкретных обстоятельств различают договорную и внедоговорную ответственность . Основное их отличие в том, что договорная ответственность наступает и случаях, предусмотренных законом, а также сторонами в договоре, а внедоговорная - только законом. Гражданские право предусматривает виды ответственности: долевая, солидарная, субсидиарная. Студенты должны знать, чем отличается каждый вид ответственности и случаи их применения.

Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии следующих условий:

возникновение у кредитора убытков;

противоправность действий должника;

причинная связь;

вина должника.

Вина в гражданском праве выступает в форме умысла или неосторожности. По степени вины неосторожность делится на грубую и простую. Вспомните из «Правоведения», форма и степень вины обычно не влияют на размер ответственности.

Ст. 393 ГК возлагает на должника обязанность возместить причиненные убытки, т.е. такие, которые находятся в причинной связи с нарушением обязательства. Противоправными признаются действия лица, которые нарушают требование закона или иных обязательных для сторон правил.

Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Виды убытков: расходы, которые кредитор произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества кредитора - все это реальный ущерб. Третий вид убытков - упущенная выгода.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств - является неустойка. Неустойка -- определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а также и случае просрочки исполнения.

Необходимо обратить внимание на применение договорной и законной неустойки.

Конституция РФ 1993 г. закрепила систему нематериальных благ граждан (Глава 2).

Новый ГК РФ создал реальные гарантии осуществления личных неимущественных прав граждан в нашей стране. Личные неимущественные права в гражданском праве имеют самостоятельный характер, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых способов их защиты.

Основные признаки нематериальных благ определены в ст. 150 ГК. Ст. 151 ГК определяет, что моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушении или посягательств на его права. Более развернутое определение морального вреда и практика применения компенсации содержится в постановлении Пленума Верховною суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом "О защите прав потребителей (в редакции от 05.12.95 г.). В ст. 13 этого закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возмещаются причинителем вреда при наличии его вины.

Необходимо усвоить, что Закон "О защите прав потребителей"" распространяется на граждан только в тех случаях, когда товары, услуги приобретаются исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В новых экономических отношениях особое место занимает право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Студенты должны знать понятия: честь, достоинство и деловая репутация. Эти понятия применимы не только для защиты прав гражданина, но и организации, в части защиты деловой репутации юридического лица.

Студентам необходимо усвоить, что защита чести, достоинства и деловой репутации обеспечивается не только ст. 152 ГК, но и другими институтами гражданского права (например: обвинения в плагиате, в нарушении условий договора и т.п.). При изучении данного вопроса следует обратить внимание на отличие гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от уголовно-правовой. Гражданский закон охраняет честь, достоинство и деловую репутацию как граждан, так и организаций, уголовный - только граждан.

Цель гражданско-правовой защиты - восстановление нарушенного имущественного интереса.

Цель уголовно-правовой защиты прежде всего наказание лица, совершившего преступление (ст. 129, 130 УК РФ)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме