Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Наложение публичного сервитута. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

Цели публичного сервитута

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

Как можно установить публичный сервитут

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

Особенности межевания участков при публичном сервитуте

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

Защита прав собственника при публичном сервитуте

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты :

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях :

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения :

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.

Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.

Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.

Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

Когда заявитель подал документ он рассматривается в течение 5 дней с момента подачи. Когда данный срок проходит, принимается решение принять его в производство либо отклонить. Во втором случае, должно быть, составлено письменное описание тех причин, из – за которых документ был отклонён.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

Потребуются :

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.


Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы . Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:


Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате :

  • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
  • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

В случае когда человек занимающий должность регистратора в Росреестре не позаботился о должном оформлении завершения работ, то запись об обременении могла сохраниться с тех пор. Ещё так могло произойти если бывший собственник не удосужился произвести процедуру регистрационного типа, связанную с отменой действия публичного сервитута.

Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Что делать, если на участок наложено обременение?

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.


Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий :

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

В каких случаях он может быть прекращен?

Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.


Сервитут может быть снят :

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ .
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

Заключение

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Публичный сервитут на земельный участок является одной из разновидностей обременения, которое налагается на земельный участок. Главная особенность публичного сервитута заключается в том, что он может быть установлен только по решению органа власти, но без изъятия земельного участка в пользу государства.

Публичный сервитут на земельный участок

Гражданский кодекс разрешает собственнику любого недвижимого имущества потребовать от владельца смежного земельного участка, а в некоторых случаях и любого другого земельного участка, предоставить ему возможность ограниченно пользоваться им.

То есть получается, что сервитут:

  • вещное право;
  • обременение;
  • может носить постоянный и временный характер.

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен только на основании:

  • акта субъекта РФ, носящего нормативный характер;
  • акта органа местного самоуправления, носящего нормативный характер;
  • акта Российской Федерации, носящего нормативный характер.

Сервитут на земельном участке ни в коем случае не должен мешать собственнику распоряжаться и пользоваться своим земельным участком.

Если собственник не может пользоваться своим наделом, то он вправе обратиться в соответствующий орган государственной власти с требованием, чтобы тот изъял земельный участок, в том числе, путем выкупа за разумную цену.

При этом орган государственной власти обязан возместить собственнику участка все причиненные ему убытки или предоставить взамен равноценный по стоимости и по размерам земельный участок.

Публичный сервитут может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.

Цели введения публичного сервитута на земельный участок:

  • проход/проезд через участок;
  • неограниченный доступ к прибрежным полосам;
  • проведение дренажных работ;
  • временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
  • для охоты или рыболовства;
  • прогон скота через участок и т.д.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.

1. Подача заявления . Подавать заявление могут органы государственной власти или местного самоуправления, физические и юридические лица.

Пробелом в законодательстве все еще остается вопрос, куда же идти с этим заявлением ?

Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления - то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта - то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.

Например, в Пензенской области распоряжение об установлении сервитута выдает местное Правительство.

Еще одним интересным вопросом является то, каким именно актом будет устанавливаться сервитут: нормативным или индивидуальным ?

Если исходить из логики законодателя, то сервитут является обременением для конкретного участка и для конкретного владельца; поэтому правильнее будет говорить об издании индивидуального акта.

Но, с другой стороны, речь идет о том, что через этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц - значит, акт все же должен носить нормативный характер.

В заявлении должно быть указано:

  • участок, на котором устанавливается сервитут;
  • цели установления обременения;
  • срок действия сервитута;
  • сведения о собственниках участка;
  • сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.

2. Рассмотрение заявления органом государственной власти. Нормативным актом субъекта определяется орган, который занимается вопросом установления сервитута.

В том же акте прописывается срок, в течение которого должны быть рассмотрены представленные документы. В федеральных актах такого требования нет.

3. Организация общественных слушаний и вынесение решения по итогам слушаний. Общественные слушания - это, по сути, одна из разновидностей участия общества в решении касающихся их вопросов.

На сегодняшний день такой формы общественного участия в законодательстве не закреплено. Но данные слушания можно приравнять к сходу граждан.

Основным документом, который должен быть по результатам слушания, является протокол. В нем отражается повестка схода, количественный состав и итоги слушаний.

Земельный кодекс предусматривает, что общественные слушания носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер в принятии решения о введении сервитута.

4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.

5. Сервитут начинает «действовать» только после того, как сведения о нем будут внесены в ЕГРП.

При этом следует помнить, что сервитут - это ограничение не земельный участок. Соответственно, чтобы это ограничение зарегистрировать, в ЕГРП должны содержаться сведения об участке.

Документы, необходимые для регистрации:

Заявление о регистрации;
. документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
. нормативный акт об установлении сервитута;
. доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
. план земельного участка.

Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?

Публичный сервитут как один из видов обременений участка в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане.

Для того чтобы такие сведения отразить, необходимо провести межевание земель - то есть установить границы публичного сервитута на земельный участок.

Возникает вопрос, какие границы сервитута следует отображать при межевании: те, которые уже установлены или которые планируется установить? Является ли отсутствие акта органа государственной власти препятствием для проведения межевания?

На практике это выглядит следующим образом. Если участок зарегистрирован и поставлен на учет в кадастровой палате, то дожидаемся акта органа государственной власти об установлении сервитута и проводим межевание.

А что если участок, на котором планируется расположение сервитута, не зарегистрирован?

Тогда будет проводиться «двойная» работа. Межевание при оформлении участка и межевание при установлении сервитута.

Но можно ли в данном случае сделать все одним разом, если владелец участка точно знает, в каком именно месте будет расположен сервитут?

Рассмотрим данный вопрос с юридической точки зрения. Проект межевания земельного участка не является основообразующим и правопорождающим документом. Он либо «фиксирует» состояние уже имеющегося земельного участка, либо с учетом требований «формирует» (но не утверждает) предложения по границам земельного участка.

В этом случае в плане межевания земельного участка должны быть отражены уже существующие сервитуты (то есть, в отношении которых имеются соответствующие документы).

Но, с другой стороны, Градостроительный кодекс не запрещает такие действия.

Учитывая всю сложность процедуры оформления публичного сервитута, лучше всего проводить межевание с определением границ после издания соответствующего правого акта.

SOS: как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?

Как мы знаем, публичный сервитут устанавливается только на основании соответствующего акта органа власти, носящего нормативный характер, если это необходимо для обеспечения государственных нужд.

В случае возникновения проблем при реализации прав, предусмотренных законодательством, владелец участка вправе обратиться за судебной защитой.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, рассмотрение таких дел относится к компетенции арбитражных судов.

Если собственник земельного участка заявил требования о том, что земельный участок должен быть у него изъят за плату или через предоставление аналогичного участка, а государственный орган отказывает ему в этом, то заявление также подается в арбитражный суд.

Согласно законодательству, публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний.

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

Земельным кодексом также предусмотрено право собственника земельного участка установить соразмерную плату за пользование сервитутом, если установление сервитута привело к затруднениям в пользовании участком. Причем размер такой платы должен быть соразмерным.

Судебная практика определяет следующий вариант установления такой платы: исходя из соотношения площади участка, который принадлежит на праве собственности и площади участка, занятого сервитутом.

ООО «Ижевские транспортные линии» обратилось в суд для установления размера платы за пользование сервитутом в размере 300 руб. Суд первой инстанции при вынесении решения изменил сумму ежемесячной платы на 1092 руб. Аргументация следующая: истец занимает 2,3% от всей площади земельного участка ответчика. Это составляет 7 кв.м.; стоимость 1 кв.м. - 130 руб. Соответственно, 7*130=910 руб. Суд увеличил данную сумму еще на 20% с учетом того, что владелец участка должен получить разумную прибыль и компенсировать себе все неудобства. Итого, сумма составила 1092 руб.

Но главное, что стоит запомнить: публичный сервитут не устанавливается на основании решения суда!

То есть мы можем защитить свои права, только подав исковое заявление на решение органа власти об отказе в установлении сервитута или на признание недействительным акта органа власти о введении сервитута.

Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

Общие моменты

Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

Что это такое

Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

Сторонами такой сделки выступают:

Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

Какие бывают виды

Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

Правовое регулирование

Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

  • ст.23, ;
  • ст.274- ;

Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

Как производится государственная регистрация

Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • договор об установлении сервитута или решение суда;
  • об оплате ;
  • на землю.

Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

В какие сроки

После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

Примерный отчет об оценке

При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

  • , обремененного сервитутом;
  • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
  • интенсивность использования обремененной территории;
  • уровень влияния на распоряжение объектом;
  • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
  • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

«Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

Прекращение действия

Действие сервитута может прекращаться:

  • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
  • по обоюдному соглашению сторон;
  • по истечении сроков действия сервитута;
  • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

Судебная практика

Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

  • через пустырь перемещение невозможно;
  • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
  • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
  • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.
Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Публичный и частный сервитуты — отличия

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным . Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом , который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта . К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

Что к публичным сервитутам в городах не относится?

Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты :

  1. линии электропередач;
  2. опоры линий электропередач (столбы);
  3. подвод газа к участкам;
  4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
  5. канализационные трубы.

Они ограничивают использование земельного ресурса.

В частности , под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

Границы зон действия публичных сервитутов

Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:

  1. федеральный;
  2. муниципальный.

Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ . Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

  1. поставлен на .

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект . Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического . Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

Этот вид документации утверждается комиссией , после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.

Основания для возникновения

Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы , польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:

  • от уполномоченного должностного лица;
  • группы граждан населённого пункта;
  • от представителя органа власти.

Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

  1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
  2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
  3. Установление геодезических (межевых) указателей.
  4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
  5. – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
  6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
  7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.

Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

Законодательные основания регламентированы Федеральным законом, вступившим в силу 11.07.11 за № 193-ФЗ . А так же – положениями Земельного и Гражданского кодекса, местными локальными актами и постановлениями.

Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома . В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата , подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

Документы собираются в пакет , который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника , комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.
После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

Ошибочная кадастровая запись

Если в кадастровых записях обнаружились сведения об обременении, но в реальности сервитут не установлен, этот факт следует отнести:

  1. на счёт допущенной технической ошибки;
  2. к титульному инциденту с участком.

Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.

В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.

Случаи прекращения действия

Отвечаем на часто возникающий вопрос: «публичный сервитут может быть прекращен в случае…»

Как правило, сервитут устанавливается на время проведения указанных работ. По их завершении, его действие прекращается. Иногда возникает прецедент нарушения прав собственника, связанный с несоблюдением установленных границ. Либо – работы наносят ущерб поверхностному плодородному слою почв. Если не соблюдаются санитарные или противопожарные нормы, собственник участка также вправе ходатайствовать о прекращении недобросовестной эксплуатации его участка.

Досрочное происходит на том же основании :

  1. по согласию сторон;
  2. по решению администрации;
  3. через суд.

В такой ситуации инициатором обычно является владелец земельного участка.

Публичный устанавливается в качестве встречной уступки в сторону муниципальной или федеральной власти, если требуется провести работы, затрагивающие интересы города или государства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме