Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Положительный эффект иммиграции в принимающей стране. Оказывает ли миграция положительный эффект на развитие экономики: мнения «за» и «против» 

Мигранты не только не вредят экономике, но и, наоборот, оказываются крайне выгодными для принимающей стороны и местного населения. Есть по крайней мере три причины, почему миграцию стоит приветствовать

Они не мешают «хорошей жизни»

Антимигрантская истерия набирает обороты на всех континентах, становясь горячей темой дебатов в рамках американской президентской гонки и миграционного кризиса в Европе. Некоторые страны давно поддерживают антимигрантские лозунги, программы и инициативы (Венгрия, Польша, Великобритания, Франция), другие — только включаются в этот процесс. Так, Дания объявила о развертывании антимиграционной кампании в иностранных СМИ. Польша, Греция, Испания объявили об ужесточении иммиграционного законодательства. Один из участников в гонке за президентское кресло, Дональд Трамп, заявил о необходимости отмены основного принципа американской иммиграционной политики «гражданство по месту рождения» для иностранцев и лиц без гражданства.

Мысли том, что приезжающие мигранты отбирают у местных работу, посягают на социальные блага и вообще мешают «хорошей жизни», одолевают жителей большинства европейских городов. Однако на практике, сложив реальные плюсы и минусы принимающего мигрантов государства, оказывается, что истинная цена миграции не имеет ничего общего с иррациональными страхами представителей местных сообществ.

В реальности мигранты, равно как и местные, вносят свой вклад в процветание и благосостояние страны и имеют по меньшей мере три причины быть любимыми гражданами принимающего их государства.

Создание новых рабочих мест

Прирост миграционных потоков в страну не ведет к автоматическому снижению уровня жизни местного населения, понижению трудовой занятости и падению доходов. После распада СССР и миграции русскоговорящих евреев на родину Израиль запустил программу оценки потенциальных «угроз» повышения безработицы и снижения уровня заработной платы. Прирост трудоспособного населения Израиля на 15% с 1989 по 1997 год благодаря массивной миграции из государств распавшегося СССР не изменил количественные показатели трудоустройства, равно как и не понизил уровень доходов местного населения.

Более того, изменение миграционного ландшафта страны часто приводит к созданию феномена этнического предпринимательства. В США в 1885 году 5% китайцев были заняты в сфере ресторанного бизнеса и химчистках, в 1921-м их было уже 32%, а в 1931-м — 40%. Сегодня это происходит и в Европе, когда цветы продают вьетнамцы, мелкой розницей занимаются китайцы, сфера обслуживания, питания наполняется гражданами государств Восточной Европы, а строительством, как это происходит в России, занимаются выходцы из государств Кавказа и Средней Азии.

В Европе лидерами предпринимательства мигрантов являются Португалия, где 25,9% мигрантов из стран Азии начинают свою предпринимательскую деятельность в первый год по прибытии, Великобритания, в которой 27% китайцев, 24% пакистанцев, 20% индийцев и 19% бангладешцев ведут свой бизнес. В Дании на одного предпринимателя-датчанина приходится пять предпринимателей — выходцев из третьих стран.

Считать, что мигранты отбирают рабочие места у местного населения, — неверно. Люди с меньшей профессиональной квалификацией и не владеющие в совершенстве языком страны, не могут быть полноценными конкурентами местных на рынке труда.

Доходы государства растут

Вопрос о соотношении миграции и уровня жизни местного населения давно волнует умы политиков, ученых и общественных деятелей. Еще в начале 2015 года экс-советник президента Европейской комиссии Филипп Леграйн обратился к европейской общественности с открытым письмом, разъяснив, что прием и обустройство 10% новых мигрантов, в том числе беженцев, в странах ЕС приведет к снижению долгового бремени на каждого европейца в сумме €2300 ($2550). Берется ВВП страны, задолженность страны на внешнем рынке, демографическая численность населения. Чем выше ВВП страны и/или численность — тем меньше долговое бремя для следующих поколений.

Есть и другие расчеты. Обеспечив проживающим в Германии иностранцам до 30 лет доступ к образованию, соответствующий уровню образования местного населения, Германия сможет получить приток налогов и поступлений, равный 118 400 €/чел. в отрезке человеческой жизни. Специалисты с квалификацией, образованием и языком, работая на высокооплачиваемых работах, платят выше налоги.

Каждый въехавший с 1990-2010 годов на территорию ФРГ иностранец заплатил порядка на €3300 больше налогов, чем получил социальных преференций от государства. Поэтому с каждым годом антимигрантская политика как в странах Европы, так и в России будет стоить дороже. Финансовое ведомство Великобритании еще в 2013 году уведомило парламент королевства, что запланированное правительством Камерона снижение нетто миграции (разница между въезжающими и выезжающими) приведет к росту долговых обязательств государства, которые составят до 187% ВВП против 74% сегодня.

Для поддержания уровня жизни и доходов любой стране нужен приток новой рабочей силы и обновляемый человеческий капитал. При сохранении демографической ситуации и миграционных трендов к 2050 году в странах Европы на одного пенсионера придется два работающих, а в России расклад будет 1:1. Это означает, что до 2050 года Германии потребуется не менее 5-7 млн рабочих рук, Великобритании — от 3-5 млн, а России — от 15 до 20 млн.

Люди — это деньги

В 2015 году Фонд Бертельсмана представил исследование, подтвердившее, что 6,6 млн жителей Германии, не имеющих немецкого гражданства, внесли в 2012 году €22 млрд в ВВП страны.

Лондонский центр миграции опубликовал данные о вкладе мигрантов в размере £20 млрд в экономику Соединенного Королевства за 1995-2010 годы. Для Королевского офиса по вопросам бюджетных распределений очевидно , что претворение в жизнь инициативы Дэвида Кэмерона по ограничению миграции в Соединенное Королевство в долгосрочной перспективе к 2060 году приведет к повышению налогообложения в трех-, четырехкратном размере или снижению расходов государства на социально значимые проекты, инвестиции.

Российских исследований о вкладе трудовых мигрантов в ВВП страны практически нет. Единственным достоверным источником информации являются данные о проданных патентах. С 2010-2014 годов свыше 6,5 млн проданных патентов принесли в бюджет около 45 млрд руб. За первое полугодие 2015 года бюджеты российских регионов уже пополнились на 10,5 млрд руб.​

Любым капиталом нужно уметь управлять, и «человеческий» капитал, ликвидность которого зависит от многих обстоятельств, в этом не исключение.

Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Более 215 млн жителей планеты являются мигрантами, т.е. живут сейчас в чужих странах и их число постоянно растет, значительную часть из них составляют трудовые мигранты. Россия за последние годы стала одной из самых привлекательных стран мира для трудовых мигрантов. Подобно США, Германии, Франции и Великобритании она привлекает на свой рынок труда миллионы людей. По данным доклада Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: статистический справочник», Россия, по притоку трудовых мигрантов (12,5 млн чел.), уступает только США (42 млн) и опережает Германию (10,8 млн). Россия оказалась на четвертом месте в мире по сумме отправленных из страны денежных переводов в $18,6 млрд по итогам 2009 г. При этом, по числу эмигрировавших наша страна оказалась в мире третьей — сразу за Мексикой и Индией. То есть от нас уехало на более или менее постоянное жительство за границу 11,1 млн чел. .
Анализ функционирования международного рынка труда включает рассмотрение последствий его влияния на экономическое развитие конкретных стран, связанных с анализом издержек-выгод импорта и экспорта рабочей силы. В воздействии международной трудовой миграции на экономику и трудовые ресурсы посылающих и принимающих стран, есть определенные издержки, потери одних и прибыли, извлекаемые из интернационализированного рынка труда, для других.
Посылающие страны теряют часть квалифицированных и обученных работников наиболее производительных возрастов, но их отъезд может уменьшить избыточную численность населения, бедность и безработицу на национальном рынке труда, хотя доля мигрантов в общей численности населения остается незначительной — около 3%.
Многие страны трудовой эмиграции рассматривают экспорт рабочей силы как источник очень необходимых валютных поступлений для развития. Другие достигли такого уровня валютных переводов трудящихся-мигрантов, что зависят от них в управлении своим платежным балансом. В 2010 г. мировой объем международных денежных переводов, по имеющимся оценкам, составил свыше $440 млрд . В возражение можно слышать аргументы, что переводы имеют также негативные последствия, связанные с превращением экономики страны в зависимость от переводов из-за границы, уязвимую от неожиданных внешних изменений (например, неожиданная массовая репатриация трудящихся-мигрантов в условиях кризиса). Однако следует отметить, что существующий анализ динамики переводов за ряд лет показывает отсутствие неожиданных или быстрых изменений.
Вместе с тем, переводы трудящихся-мигрантов, не обеспеченные товарной массой и экономическим ростом в принимающих странах, по оценкам, могут оказывать определенное инфляционное давление. Наблюдается также введение элемента неопределенности в доходы семей мигрантов, ослабление социального единства, усиление неравенства доходов и создание определенного экономического класса, основанного на мигрантском статусе.
Анализ издержек-выгод различается более определенно в соответствии с типом иностранной рабочей силы. Обращение к временным иностранным рабочим возникает для удовлетворения немедленной нехватки в рабочей силе, связанной с определенной деятельностью. В отдельных странах временная миграция служит как средство предотвращения нелегальной миграции, долгосрочной или постоянной миграции, с сопровождающими ее интеграционными издержками.
Для принимающих стран, преимущества (выгоды) от неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы, которая заполняет низкооплачиваемые, опасные, вредные работы, часто не престижные у местного населения, уменьшаются некоторыми издержками. Иностранные рабочие, воспринимаемые как угроза безопасности занятости или уровню зарплаты, как конкуренты на жилье, или как бремя для медицинских, образовательных и общественных услуг, могут стать объектом значительной общественной и официальной оппозиции. Такое сопротивление импортированию рабочей силы, сопровождающееся ксенофобией, также проистекает из культурных различий между местным населением и иностранными рабочими и их семьями. Защитники иммиграции часто отмечают, что практические свидетельства не подтверждают подобных опасений. Иммигранты, которые приходят на низ социальной лестницы занятости, могут в действительности содействовать продвижению местных национальных рабочих, которые были на низших позициях. Иностранные работники могут способствовать повышению местной заработной платы, создавая или поддерживая высококвалифицированные работы (некоторые отрасли индустрии не могли бы выжить без низкооплачиваемой иностранной рабочей силы). Доказывается также, что иммигранты не только потребляют социальные блага, но также вносят свой вклад в благосостояние государства, оплачивая налоги. Многие мигранты привозят свой собственный капитал с собой. Действительно, ряд стран предлагают специальные визы для лиц, которые привносят значительный капитал для собственной занятости и дают работу другим.
Поскольку эффект выгод использования высококвалифицированных рабочих для принимающих стран, особенно для развивающихся и стран с переходной экономикой, является более очевидным, свободное перемещение этого персонала меньше подвергается критике. Высокообразованные и относительно немногочисленные, подобные высококвалифицированные профессионалы часто рассматриваются как иммигранты с «низким риском». Предлагая квалификацию, на которую имеется большой спрос местной индустрии, эти рабочие широко воспринимаются как необходимое средство в принимающей стране, что проявляется в более благоприятной политике большинства стран относительно их приема. Преимущества в основном экономические: высококвалифицированные мигранты представляют новый потенциал для индустриальных инноваций, экономической динамики, предпринимательства и создания рабочих мест. В дополнение к этому, существуют особые преимущества для работодателей, которые могут получить лучшие в мире «умы», за относительно более низкую оплату в результате конкуренции на международном рынке труда.
Многие аналитики, тем не менее, подчеркивают скрытые издержки иммиграции высококвалифицированных работников. Хотя эффект иммиграции на национальный рынок труда является неявным, существуют определенные индикаторы, позволяющие фиксировать, что высококвалифицированные мигранты вытесняют местных работников, которые перемещаются по направлению более низко квалифицированной занятости. Аналогично, иммиграция высококвалифицированного персонала может также оказывать депрессивный эффект на уровень национальной заработной платы.
В посылающих странах выгода — потенциал переводов знаний и денег — взвешивается против многочисленных издержек — особенно «утечки умов», а также так называемый реверсивный технологический трансферт. Это означает, что уезжают часто наиболее хорошо образованные и многообещающие работники и их отъезд может представлять значительные социальные потери в дополнение к очевидным экономическим потерям. Действительно, утечка студентов и высококвалифицированных специалистов может сдерживать становление интеллектуального и исследовательского потенциала в посылающей стране. Одним из рисков нерегулируемого роста потока высококвалифицированных мигрантов является воспроизведение социально-экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами.
Растрачивание «умов», также известное как «deskilling», например, является широко распространенным в Восточной Европе, где существует тенденция эмиграции высококвалифицированного персонала к низко квалифицированной работе. Сравнительно более высокий уровень оплаты даже низко квалифицированного труда в развитых странах приводит к подобной деквалификации работников-мигрантов из стран, имеющих низкие жизненные стандарты.
С другой стороны, хотя «утечка умов» может принести серьезные потери, она также рассматривается как предохранительная мера для сокращения безработицы и потенциальной нестабильности в посылающих странах. Высококвалифицированные работники получают возможность реализовать свой творческий потенциал, не востребованный в собственной стране. В дополнение, временная природа подобной миграции может также оказывать долгосрочные социально-культурные эффекты на посылающие страны. Более ранний опыт европейских колоний, также, как недавней Японии, например, подчеркнули позитивное влияние открытия обществ внешним воздействиям, каким является трудовая миграция. Действительно, Япония, в значительной степени изменилась сегодня благодаря отправке своих управленцев и специалистов за рубеж, знакомства их с другими культурами.
Однако в целом страны «доноры» рабочей силы в современных условиях не демонстрируют значительного экономического подъема, напротив, увеличивается разрыв в уровне жизни слаборазвитых и развитых стран. Хотя, бесспорно, семьи трудящихся-мигрантов могут обеспечить более высокое качество жизни за счет переводов своих работников из-за рубежа. Сами мигранты получают доступ к новым возможностям. Тем не менее, общая оценка последствий значительной трудовой эмиграции для страны отрицательна. Растрачивание «человеческого капитала» наносит непоправимый ущерб экономическому потенциалу страны в целом.

Таблица 1
Издержки и выгоды международной трудовой миграции

Страны Издержки Выгоды
Страны-экспортеры рабочей силы «Утечка умов» в результате отъезда высококвали-фицированных специалистов;
«дряхление мускулов», отъезд работников трудос-пособных возрастов;
«реверсивный технологический трансферт» — сдерживание технологического развития страны в результате потери части наиболее квалифици-рованной рабочей силы;
потери затрат на подготовку квалифицированной рабочей силы;
упущенная выгода в результате не использования части подготовленного трудового потенциала в стране
Валютные переводы трудящихся-мигрантов семьям, оставшимся на родине;
уменьшение давления на рынке труда избыточной рабочей силы;
капитал, привозимый трудящимися-мигрантами в виде личных сбережений;
трудовой опыт работников по возвращении на родину;
знакомство с новейшими технологиями, современными формами и методами организации труда;
новые предприятия, бизнес, создаваемые работниками по возвращении на родину;
формирование зарубежной диаспоры, оказывающей содействие в развитии внешнеэкономических связей страны
Страны-импортеры рабочей силы Обострение социальной напряженности между иностранной и местной рабочей силой;
избыточное давление предложения рабочей силы на рынке труда;
возможное вытеснение иностранной высококвалифицированной рабочей силой местных работников;
издержки социального обеспечения трудящихся-мигрантов и членов их семей;
общая ксенофобия, социально-культурные различия иностранной рабочей силы и местного населения;
проблемы нелегальной иммиграции
Выгоды использования дополнительной высококвалифицированной рабочей силы;
низко квалифицированная рабочая сила, удовлетворяющая существующий спрос;
экономия на подготовке квалифицированной рабочей силы;
большая гибкость рынка труда с использованием контрактных иностранных рабочих;
налоги, которые платят иностранные работники;
расширение совокупного спроса на потребительские товары иностранными рабочими как стимул развития вторичных отраслей

Безусловно, это не означает необходимости абсолютного запрета трудовой миграции, обмен знаниями, коммуникация специалистов различных стран мира, работа над совместными проектами — важный элемент прогресса общества. Но необходимо в этом интернациональном рынке труда видеть и удерживать ясные национальные приоритеты, создавая возможности для работников к производительному труду, как в интересах общества в целом, так и повышая собственный уровень жизни и членов своих семей. Как показывает анализ причин миграции, сила выталкивающих факторов, как правило, доминирует над притягивающими аспектами трудовой миграции. Формирование сопоставимых со средним мировым уровнем условий труда и его стимулирование служат хорошей гарантией «не выталкивания» специалистов и квалифицированных работников за рубеж.
Вместе с тем, можно предположить, что трудовая миграция будет продолжаться и в перспективе, все большая часть рабочей силы будет становиться глобальным товаром, обращающимся интернационально, с развитием технологических основ производства, коммуникаций, интернационализацией хозяйственной жизни в целом.
В таблице 1 представлена классификация издержек и выгод интернационализации рынка труда применительно к странам-экспортерам и странам-импортерам рабочей силы, не претендующая на абсолютную полноту, но позволяющая увидеть основные доводы «за» и «против» международного перелива труда.
Динамика выезда российских граждан на работу за границу показывала рост все последние годы: с 45,76 тыс. чел в 2000 г. до 73,13 тыс. чел. в 2008 г., рост на 37,4%. В 2009 г. произошло некоторое снижение, из-за общего спада в мировой экономике, вызванного мировым финансовым кризисом, до 66,29 тыс. чел, но в 2010 г. снова начался рост до 70,24 тыс. чел. (рис. 1).

Использование иностранной рабочей силы приносит следующие выгоды странам иммиграции:

· занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1990-е годы трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции - 6,2%;

· расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. К тому же деньги на их счетах используются в экономике;

· снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население;

· при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Например, США только в сфере образования и науки сэкономили с 1965 г по 1990 г примерно 15 млрд. долл. К тому же, иностранным рабочим меньше платят, соответственно у фирмы снижаются издержки;

· иммигранты омолаживают структуру трудовых ресурсов развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

Наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные - в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

Страны-доноры тоже получают выгоду от оттока рабочей силы:

· снижается безработица;

· растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку;

· увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

В ряде случаев валютные поступления от экспорта рабочей силы могут превышать выручку от экспорта товаров (например, в Пакистане - в 5 раз, в Йемене - в 30 раз). Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «Денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане порядка 12-13% ВВП, а в Таджикистане - 34% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

После возвращения на родину эмигранты нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Возвращаясь на родину с определенными накоплениями, мигранты формируют средний класс, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

В целом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика.

Негативные последствия для страны-донора:

· потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате происходит старение трудовых ресурсов;

· теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров;

· происходит «утечка умов».

«Утечка умов» является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен, главным образом, в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов», превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде - в 7 раз, а в Великобритании - в 3 раза.

Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается неверным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые невозможно оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка умов» приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

· рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране;

· рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В экономическом, культурном, научном развитии почти любого государства миграция играет важную роль. Более того, она сегодня является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Миграционные процессы характеризуются множеством спорных моментов, которые могут трактоваться одновременно и положительно, и отрицательно. Поэтому далее рассмотрим плюсы и минусы миграции, а также ее роль в изменении экономического положения людей.

Анализ последствий миграции

Рассматривая последствия миграции, можно отметить, что они носят достаточно противоречивый характер.

Плюсы миграции для страны (региона), принимающей мигрантов:

Отрицательное влияние миграции

Проблемы миграции, или, другими словами, минусы данного процесса, заключаются в следующем:

  1. Демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, из-за чего снижается заработная плата местных работников.
  2. Осложнение ситуации на рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места.
  3. Массовый приток мигрантов может спровоцировать рост безработицы в стране.
  4. Мигрантами оказывается дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру страны: школы, детские сады, медицинские учреждения.
  5. Проблемы с внедрением трудосберегающих технологий, возникающие из-за использования дешевой рабочей силы, приводят к снижению производительности и эффективности труда.
  6. Львиную долю своих сбережений мигранты отсылают на родину, что означает отток средств из экономики принимающей страны.
  7. Массовые экономические (незаконные финансовые операции, контрабанда) и уголовные правонарушения.
  8. Негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом.
  9. Большие скопления мигрантов могут пытаться навязать свою собственную культуру, категорически отрицая взгляды принимающей страны. Как следствие, это будет приводить к межэтническим конфликтам.

Проблемы миграции в аспекте нелегалов дополняются и тем, что приехавшие, пользуясь местной инфраструктурой, не уплачивают государству налоги, что дополнительным бременем ложится на плечи коренного населения.

Преимущества и недостатки миграции: видео

Роль миграции на мировом уровне

Оценивая последствия миграции населения на мировом и национальном уровнях, стоит отметить преимущественно позитивное влияние ее процессов на состояние качества жизни людей и мировой экономики:

  • снижение безработицы;
  • выравнивание уровня жизни и уровня оплаты труда;
  • устранение дефицита рабочей силы в отдельных регионах и отраслях;
  • взаимообогащение этнокультурного потенциала.

Международная миграция также способствует культурной интеграции народов, выступает фактором, снижающим социальную напряженность в государствах, нуждающихся в экспорте рабочей силы.

Трудовая миграция на международном уровне выступает важнейшим инструментом повышения валютных доходов стран, экспортирующих рабочую силу.

Основные составляющие этих поступлений: налоги с прибыли компаний-посредников, валютные переводы иностранцев на родину, инвестирование мигрантами личных средств в отечественную экономику и проч. Вместе с тем, отток квалифицированных работников из стран-экспортеров приводит к снижению уровня научно-технологического потенциала государств, усугубляя и заметно закрепляя дифференциацию национальных экономик по качеству и уровню жизни населения.

В целом соотношение плюсов и минусов миграции населения определяется взаимным балансом интересов государств-участниц обмена населением, соотношением оптимальных и реальных параметров миграционных процессов и возможностями целенаправленного контроля за ними со сведением к минимуму масштабов нелегальной миграции.

В заключение стоит отметить, что наиболее успешно государство может построить свою миграционную политику при определении оптимального сочетания следующих условий:

  • стратегические программы социально-экономического развития страны должны согласовываться с текущими задачами миграционной политики;
  • при определении средств и целей миграционной политики необходимо придерживаться ориентации на гармоничное сочетание потребностей и интересов личности и общества в целом.

Как и где проще всего получить гражданство: видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса

Причины и мотивация, выгоды и потери стран - участниц международной трудовой миграции

Масштабы и направление международных потоков рабочей силы обусловлены многими причинами, мотивами и факторами, воздействующими на эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд) трудовых ресурсов. Основной причиной международной миграции рабочей силы является неравномерность социально-экономического развития стран и регионов; различия между странами по темпам экономического роста, уровню развития производительных сил, качеству жизни, доходам и занятости, обеспеченности трудовыми ресурсами.

Международные потоки рабочей силы устремляются в наиболее благополучные страны с высокими темпами роста, высокими доходами и высоким уровнем занятости. Разрыв между странами по уровню социально- экономического развития является главным фактором в определении направления трудовых потоков не только между развитыми и развивающимися странами, но и между самими развитыми странами, развивающимися странами и странами с формирующимся рынком.

Основными показателями экономического разрыва между странами служат: валовый внутренний продукт (ВВП) и валовый национальный доход (ВИД) на душу населения, национальная производительность труда, оплата труда, уровень безработицы и др. В 2012 г. среднемировой ВВП на душу населения (тыс. долл.) составил - 11,97; в США - 49,9, Великобритании - 36,9, Японии - 36,3, России - 17,7, Беларуси - 15,6, Бразилии - 11,9, Китае - 9,2, Украине - 7,4, Узбекистане - 3,5 тыс. долл.

В соответствии с классификацией Всемирного банка к странам с высоким уровнем дохода относятся страны, имеющие ВНД на душу населения от 12 616 долл. и выше; со средним уровнем дохода - от 1036 до 12 615 долл., с низким уровнем дохода - от 1035 долл. ВНД на душу населения и ниже. В 2012 г. ВНД на душу населения (тыс. долл.) в США равнялся 50,1, Великобритании - 38,2, Португалии - 20,6, России - 12,7, Казахстане - 9,7, Китае - 5,7.

В 2010 г. производительность труда в обрабатывающей промышленности Японии по добавленной стоимости на одного занятого в ценах 2005 г. составила 115 414 долл., США - 88 189, Германии - 82 362, России - 19 908 долл. Минимальная годовая зарплата (долл.) в Великобритании равнялась 16 188, США - 13 488, России - 3816, Китае - 1728. Разница между средним доходом высокообеспеченного и малообеспеченного населения в развитых странах, но экспертным оценкам, составляет 5-10 раз (в США 14 раз), в развивающихся странах - 15-20 раз.

На потоки трудовых мигрантов оказывают влияние различия в предложении труда и спросе на него на родине и в принимающей стране. Это определяется темпами роста, структурой производства, демографической ситуацией, плотностью населения, темпами прироста населения, различиями в уровнях безработицы. Направление трудовых потоков связано с перенаселенностью, высоким приростом населения в развивающихся регионах и низким приростом населения в развитых странах.

Основная часть эмигрантов выезжает по экономическим мотивам, имея в виду разрыв в уровнях доходов на родине и в стране назначения и ожидаемой выгодой от разрыва в заработках. Уезжают, как правило, наиболее образованные люди, со сроком обучения больше, чем у остальных соотечественников. Для эмигрантов из Африки эта разница достигает

10,8 лет, разрыв составляет 15,4 и 4,6 лет, Азии - 8,6 лет (14,4 и 5,8), Латинской Америки - 6,6 лет (12,5 и 5,9 лет). Обследование мигрантов в США показало, что многие зарабатывали на родине не менее 1 тыс. долл. в год, что превышало 15 тыс. долл. по паритету покупательной способности (ППС).

Большое влияние на мобильность трудовой миграции оказывают развитие и удешевление средств транспорта и связи. Формирование глобальных информационно-коммуникационных систем способствует расширению человеческих контактов в режиме реального времени, что обеспечивает широкий доступ к международной информации по трудоустройству и сокращает "эмоциональный отрыв" от родины.

На направление миграционных трудовых потоков влияют исторические связи и географическая близость стран исхода и приема мигрантов. Мигранты из стран Латинской Америки направляются преимущественно в США, а также Испанию и Португалию; из Северной Африки в Южную Европу; из Тропической Африки - в Бельгию, во Францию и другие бывшие метрополии; из Польши - в Германию; из стран СНГ - в Россию. На географию людских перемещений влияет совокупность и других обстоятельств - различия в состоянии политической и правовой среды, что стимулирует поток вынужденных мигрантов, беженцев.

Идет поток мигрантов и по таким причинам, как угроза жизни, военные конфликты, этнические конфликты, разгул преступности, преследования по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам. Наибольшее число беженцев из Афганистана, Судана, Бурунди, Сомали, Демократической Республики Конго направляется в другие развивающиеся страны.

Трудовая эмиграция все больше опирается па семейную стратегию, нацеленную на пополнение семейных доходов. В связи с этим увеличивается женская трудовая миграция, особенно из Юго-Восточной Азии, где доля женщин как наиболее надежных помощников остающейся на родине семье достигает 60-80% трудовых мигрантов. Для выезжающих в эмиграцию, особенно одиноких и малоквалифицированных мигрантов, важно присутствие в стране назначения родственников и диаспор соотечественников.

Складывающиеся сети социальных отношений базируются на родственных и дружеских связях и приобретают все возрастающее значение в расширении миграционных потоков. Со второй половины 1970-х гг. иммиграция приняла форму поселения, в том числе и в западноевропейских странах, что сделало эмиграцию безвозвратной в отношении значительной части людских потоков. Поселенческий характер современной иммиграции проявляется в преобладании доли постоянных жителей в общем количестве международных мигрантов.

По статистике ОЭСР, в 2010 г. в развитых странах около 70% населения иностранного происхождения проживало в принимающей стране более 10 лет. Доля репатриантов среди мигрантов с длительным сроком вида на жительство и с 5-летним сроком проживания в стране приема составляет от 20 до 50%. Статус постоянного иностранного жителя или гражданина ограничивает возможности репатриации.

Поселенческая иммиграция генерирует последующие людские потоки, приобретая цепной, саморазвивающийся характер. Иностранные резиденты с правом на постоянное место жительства (ПМЖ) притягивают потоки воссоединяющихся членов семей. Обосновавшиеся диаспоры, сплетение

ими сетей социальных связей с соотечественниками притягивает нелегалов и лиц, ищущих убежища.

Страны Западной Европы, не склонные к ассимиляции мигрантов и поселенческой иммиграции, неоднократно пытались сократить миграционные потоки и общее количество международных мигрантов, особенно во времена рецессий и кризисов. В условиях нефтяного кризиса 1970-х гг. в западноевропейских странах предпринимались усилия для репатриации мигрантов, осуществлялся перевод ряда производств в развивающиеся страны. Однако миграционное движение в Европу продолжало пополняться воссоединяющимися членами семей, беженцами, ищущими убежища, а также мигрантами по гуманитарным соображениям.

Международная трудовая миграция сопровождается неуклонным повышением доли интеллектуальной рабочей силы в результате массовой миграции деятелей науки и культуры, преподавателей и других высококвалифицированных специалистов. Международная мобильность людей тем выше, чем выше уровень образования, они легче и быстрее адаптируются, у них меньше трудностей в преодолении языкового барьера. По данным ЮНКТАД, общее число эмигрировавших специалистов за послевоенный период составило 2 млн чел. Высококвалифицированные мигранты руководствуются потребностями самореализации, профессионального роста; для них важен уровень научных исследований, техническая обеспеченность, творческая среда, уровень и качество жизни.

Международная миграция высококвалифицированных специалистов стимулируется иммиграционной политикой принимающих стран, в которой отдается предпочтение образованным и квалифицированным мигрантам. Большинство западноевропейских государств являются экспортерами интеллектуального потенциала в США, одновременно, привлекая "умы" из стран Центральной и Восточной Европы, бывших колоний, Китая, стран Юго- Восточной Азии.

Иммигранты вносят огромный вклад в создание инноваций, развитие высоких технологий в США и других развитых странах. Из 3000 фирм в Силиконовой долине США, созданных с 1980 г., более трети основаны выходцами из Индии, Китая, России. Многие иностранные выпускники американских университетов (студенты и аспиранты) работают в США. Американские социологи считают, что высококвалифицированный труд в расчете на одного работника создает ежегодно прибавочную стоимость в размере 400-450 тыс. долл., а труд ученых и инженеров - 800 тыс. долл.

"Утечке умов" способствует глобализация образования и научных исследований. Глобализация сферы образования стимулируется соглашениями между университетами разных стран; она проявляется в гармонизации образовательных стандартов и программ, особенно на уровне бакалавров и магистров; зарубежных стажировках студентов и преподавателей, обучении за рубежом, создании филиалов университетов в других странах.

Страны - участницы мирового миграционного процесса получают выгоды и несут потери, которые они стараются минимизировать. Мигранты содействуют росту производства в странах происхождения, поскольку через мигрантов и репатриантов передаются инвестиции, инновации и опыт. Эмиграция снижает напряженность на национальном рынке труда, как правило, повышает доходы и уровень жизни мигрантов и их семей, а также родственников, проживающих на родине. Денежные переводы мигрантов иногда являются основным источником притока валюты в страну происхождения.

Крупными получателями валютных переводов из-за рубежа являются Турция, Греция, Индия, Пакистан, Йемен, Иордания, Таиланд, Мексика, многие страны СИГ. В среднем денежные переводы мигрантов оцениваются в 2% ВВП стран-получателей; в 2008 г. учтенные переводы на родину составили 443 млрд долл., в том числе в развивающиеся страны - 325 млрд долл., увеличившись с 2003 г. в 2,4 раза. Личные переводы из России в другие страны СНГ, по данным Центрального банка РФ, за 2005-2012 гг. увеличились в 4,9 раза и составили 20,1 млрд долл., в том числе в Узбекистан - 6,2 млрд долл., Украину - 3,4, Таджикистан - 3,1, Молдову - 2, Киргизию - 1,7, Армению - 1,4, Азербайджан - 1,1, Беларусь - 0,8, Казахстан - 0,3 млрд долл.

Эмигранты платят налоги в госбюджет своей страны, если это оговорено в национальном законодательстве и межправительственных соглашениях. В Турции, например, молодые эмигранты вносят специальные платежи в национальный госбюджет за отсрочку от военной службы. Вернувшиеся эмигранты, как правило, обладают высокими профессиональными знаниями и навыками; многие возвращаются с капиталом для предпринимательства, создают малые и средние предприятия; вкладывают средства в отечественные ценные бумаги.

Отрицательные последствия эмиграции очевидны: уезжают наиболее предприимчивые и конкурентоспособные работники; массовый отток специалистов и молодых рабочих обескровливает национальную экономику, при этом теряются затраты на их образование, обучение и отдача в последующие годы. Отток научно-технической интеллигенции отрицательно влияет на научный и образовательный потенциал страны происхождения. Массовый отток мужчин и женщин в детородном возрасте отрицательно влияет на демографическую ситуацию в стране-экспортере.

Политика стран традиционной и массовой эмиграции направлена, во-первых, на сдерживание оттока специалистов; с этой целью вводятся лимиты на выдачу загранпаспортов, квоты на выезд определенных профессий. Во-вторых, власти стран-экспортеров озабочены устройством своих мигрантов за рубежом. Они готовят кадры для эмиграции; определяют платежи за трудоустройство, регулируют отъезд, пребывание за границей и возвращение на родину; выделяют приоритетные регионы для эмиграции и т.д.

В-третьих, главная цель эмиграционной политики - это вернуть доходы, заработанные эмигрантами. Страны происхождения эмигрантов определяют ставки обязательных валютных переводов; совместно с банками для иммигрантов в странах-реципиентах разрабатывают программы по производственному использованию валютных поступлений и созданию фондов развития.

Трудящимся эмигрантам предлагаются различные льготы для перевода средств на родину - более высокий процент по депозитам, свободное изъятие средств с депозитов; льготы при покупке государственных ценных бумаг, дешевый кредит. Репатриантам предоставляется приоритетный режим при приобретении земельных участков под индивидуальную застройку, строительство промышленных и инфраструктурных объектов; предпринимателям - освобождение от налогов в начальном периоде.

Страны иммиграции имеют большие выгоды от притока людских ресурсов, увеличивая численность населения, пополняя его экономически активную часть и улучшая структуру за счет молодых возрастов и т.п. Они получают неквалифицированную, но дешевую рабочую силу; экономя на обучении и подготовке, привлекают высококвалифицированных исследователей и специалистов, повышающих интеллектуальный потенциал общества и производства.

Возможны нежелательные последствия от притока людей более низкой культуры, другой религии, которые плохо адаптируются к новой социальной среде, что нередко порождает недовольство коренного населения и социальные конфликты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме