Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отказаться от земельной доли в пользу родственника. Как оформить отказ от права на земельный участок

Олег Эдуардович (16.07.2015 в 12:36:43)

Добрый день.

Граждане - собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Для прекращения права собственности на земельный участок при добровольном отказе, собственник земельного участка, согласно статьи 236 Гражданского кодека Российской Федерации, должен в любой доступной форме объявить о своем намерении добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Следует иметь ввиду, что отказ от права собственности на земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка и собственник несет бремя его содержания, а также уплаты , до на этот земельный участок другим лицом.

Формой извещения о добровольном отказе от права собственности на земельный участок является заявление, которое подается в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок. К заявлению прилагаются подлинник документа, удостоверяющего право на земельный участок и план его границ. Если право собственности на земельный участок, от которого отказывается гражданин, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка, то представлять такой план не нужно.

Если право собственности на земельный участок от которого отказывается гражданин, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, то в заявлении об отказе от права собственности на земельный участок необходимо указать, где расположен земельный участок (адрес),целевое назначение, если в садоводческом обществе, то наименование общества, номер земельного участка в обществе, размеры земельного участка и его площадь с приложением плана (чертежа) границ составленного на основе имеющегося планово-картографического материала (выкопировка с плана или схемы садоводческого общества, выкопировка с плана БТИ и других материалов).

В соответствии со статьей 18 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ в случаях, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект. Иными словами отсутствие илинезавершенность работ по кадастровому учету земельного участка не является основанием для органа местного самоуправления в отказе в принятии заявления и дальнейшей постановке земельного участка органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на учет, какбесхозяйного.

В случае принятия от гражданина заявления об отказе от прав собственности на земельный участок и приложенных к нему документов, орган местного самоуправления уже сам подает в учреждение юстиции по регистрации прав (регистрационную палату) заявление о принятии на учетбесхозяйного земельного участка в порядке установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Принятие на учет земельного участка осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществляется по истечении не менее года со дня принятия земельного участка на учет и только на основании вступившего в силу .

После проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок гражданину, отказавшемуся от права собственности на него, регистрационная палата направляет письменно уведомление о снятии земельного участка с учета в качестве бесхозяйного. В уведомлении указывается, что право собственности гражданина прекращено и соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


«Об утверждении Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении на пользование земельными участками для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных нужд за пределами черты населенных пунктов» К указанному заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок (постановление, решение о предоставлении участка). Предоставление такого документа не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Можно ли отказаться от части земельного участка

Федеральным законом от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав) регламентирован порядок прекращения права собственности на земельный участок (земельную долю) вследствие отказа от права собственности на него. Согласно статье 30.2 Закона о регистрации прав, введенной в действие Федеральным законом от 22.

в наследство получил долю земельного участка.

Условия и порядок отказа от права собственности на земельный участок

К заявлению прилагается документ, подтверждающий право собственности на, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав. В том случае, если собственности на земельный участок было зарегистрировано в соответствии с Законом о регистрации, то предоставление документов, подтверждающих право собственности на земельный участок не требуется, поскольку сведения, подтверждающие факт регистрации собственности на земельный участок находятся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Данное положение основано на требованиях ч.

Post navigation

К заявлению о государственной регистрации прекращения собственности должен быть приложен правоустанавливающий документ на (земельную долю).

Поданные мною заявления о регистрации нежилого помещения-направляю.

Вопрос: Мною в упрощенном порядке («дачная амнистия») зарегистрировано право собственности на земельный участок для дачного строительства. участок является многоконтурным. Основный 6 соток под дачей и 4 сотки под огород на окраине дачного поселка.

Как отказаться от огорода? В связи с тем, что собственности на возникло в упрощенном порядке, кадастровые работы в отношении такого участка не проводились.

В случае если отчуждение доли производится на основании нотариально удостоверенного договора, то заверенные заявления сособственников об отказе от покупки доли должны быть направлены нотариусу для подтверждения подлинности (ст.250 ГК РФ).

В течение пяти дней с даты государственной регистрации собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный или долю на основании настоящего пункта орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой или такую земельную долю.

«Об утверждении Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении права на владение, право на пользование либо права на аренду земельных участков для государственных или общественных нужд в черте населенных пунктов» N 36, ст. 397). 1. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 22 декабря 1995 г.

N 2717 U952717 «О земле» право частной собственности на земельный участок и право землепользования возникает на основании актов исполнительных органов власти, принятых в соответствии с их компетенцией, и иных оснований, предусмотренных законодательством.

Это может быть окруженный другими участками «островок» без возможности подъезда или земля в тупиковом проезде, которую нужно спасти от захламления. Есть здание завода рядом с которым находится водоем искусственного происхождения.

В советские времена вода использовалась для циркуляции в замкнутой системе охлаждения, т.е. водоем был реально нужен. Теперь же предприятие планирует выпускать другую продукцию и технологический процесс не будет требовать использования воды.

Отказ от собственности на земельный участок предусмотрен в случаях, когда владелец не осуществляет в его пределах надлежащие работы на основании каких-либо причин, а также не желает уплачивать налог за пользование участком. В таких ситуациях целесообразнее официально отречься от надела, чем столкнуться с обязательствами по налогам и штрафными санкциями, связанными с ними.

В каких случаях целесообразно отказатьсяот участка земли

В соответствии с законодательством лицу, получившему в собственность земельный участок, вручается право распоряжения и пользования таковым по собственному усмотрению. Дополнительно на владельца возлагаются определенные обязательства по содержанию надела - гражданину следует не только эксплуатировать землю согласно целевому назначению, но и своевременно уплачивать налог за возможность ее использования.

Нередко встречаются случаи, когда собственник участка не поддерживает на нем надлежащий порядок, не посещает и не использует принадлежащую ему территорию. Подобное может произойти по разным причинам - состояние здоровья, расположение участка в глухих природных зонах вдали от дорог и коммуникаций, низкое качество почвы и другие факторы. При этом владелец зачастую отказывается выплачивать сумму налога на владения, в результате чего происходит накопление невыплаченных средств и образуется задолженность, что, разумеется, провоцирует множественные неприятности.

Казалось бы, в подобной ситуации оптимальным решением является продажа неиспользуемой земельной площади, но и здесь возможны затруднения, связанные с поиском покупателя. В случае если и прочие варианты отчуждения участка, например, дарение, недоступны собственнику, не желающему более эксплуатировать предоставленный надел, существует возможность официального отказа от права владения землей. Порядок подобной процедуры освещен в статье 53 Земельного Кодекса РФ, а также регламентирован статьей 236 Гражданского Кодекса.

Здесь стоит упомянуть еще один важный нюанс. Ранее, отказные земли получали статус бесхозных территорий, и за бывшими владельцами сохранялась обязанность уплаты налога до момента, пока у надела не появится новый владелец. Если в течение года на участок не находился арендатор либо покупатель, площадь переходила в собственность муниципалитета и лишь тогда предыдущий хозяин освобождался от налоговой обязанности.

В настоящее время территория передается в распоряжение местного органа власти в момент официальной регистрации прекращения права собственности по заявке заинтересованного гражданина, который тут же освобождается от дальнейших налоговых взносов. Также бывший владелец полностью утрачивает возможность распоряжения наделом - теряет право на его продажу, дарение, обмен, передачу в залог и не имеет более доступа к эксплуатации земельной территории.

Порядок процедуры

Гражданин, желающий отказаться от права собственности на земельный участок должен предоставить заявление с обозначением своей воли в орган, регистрирующий права на недвижимость и фиксирующий сделки с таковым. Отделение должно быть расположено по месту нахождения интересующей территории. Подать заявку можно как лично, так и воспользовавшись услугами представителя, предварительно оформив на него нотариальную доверенность.

Структура бланка заявки должна быть следующей:

  • шапка документа, включающая наименование государственного учреждения, а также Ф.И.О. заявителя, его адресные и контактные данные;
  • наименование заявления;
  • основная часть, где следует указать сведения о местонахождении земельной площади, а также обозначить имеющиеся правоустанавливающие документы на надел;
  • перечень бумаг, прилагаемых к заявлению;
  • дату составления документа;
  • подпись заинтересованного лица.

Заявление потребуется подкрепить документом, подтверждающим права на пользование землей. Также при себе необходимо иметь паспорт и его копию. Для юридических лиц необходимо подготовить согласие на отказ от собственности, подписанное всеми учредителями организации.

В случае если гражданин желает отречься от права бессрочного пользования землей, либо отказывается от права пожизненного наследования, ему следует поменять курс и подать заявление в органы местного самоуправления, либо орган государственной власти.

В этом случае заявителю необходимо позаботиться о наличии кадастрового паспорта земельной площади. В случае если отказ от участка происходит со стороны юридического лица, потребуется документ, подтверждающий его регистрацию.

Запрос на предоставление бумаг обычно осуществляет орган власти, подавая соответствующую заявку в учреждения, в распоряжении которых находятся необходимые сведения. В случае затруднений с получением таковых, подготовкой документов потребуется заняться лицу, заинтересованному в отказе от прав собственности.

После приема заявления и его фиксации, на руки гражданину выдается акт, содержащий перечень принятых бумаг и порядковый номер заявки.

Процедура отказа от земельных владений в целом достаточно проста, но и здесь имеются некоторые нюансы. В частности, спорным моментом является факт наличия на участке строений любого целевого назначения. В подобной ситуации, во избежание разногласий с уполномоченными органами, лучше всего обратиться за советом к специалисту, компетентному в данном вопросе.

Согласно ст. 35 Земельного Кодекса, отчуждение земли недопустимо без расположенных на ее территории построек, в случае если таковые принадлежат одному и тому же собственнику и в целом имеют место быть. Иными словами, если на участке имеются строения различного назначения, отказ распространяется также и на них. Избавиться от земли, сохранив при этом право собственности на дом, не получится.

Кроме того, отказ от владений не предполагает снятия обязательств относительно уплаты налога за строение, возведенное на территории. Гражданину следует вносить установленную сумму до того момента, пока сооружение не перейдет в собственность иного лица.

Сроки

Орган по регистрации недвижимости рассматривает заявку на отказ от права владения земельной площадью не более 30 дней. При принятии положительного решения, уполномоченные лица официально фиксируют отречение от конкретной территории и направляют почтовое уведомление о завершении процедуры, как заявителю, так и муниципальному образованию, в чьей собственности теперь находится надел.

С момента документального оформления прекращения прав владения площадью, как земля, так и строения, имеющиеся на ней, переходят в собственность государства без выплаты компенсации со стороны последнего.

Следует уточнить, что в течение 1 года с даты фиксирования отказа от земли, бывший собственник может восстановить право владения таковой. Для этого также потребуется предоставить заявление в отделение Росреестра.

Отказаться от права собственности на земельную площадь может любой гражданин, а также организация и иное юридическое лицо. Процесс потребует заполнения бланка заявления и подготовки небольшого пакета документов. При ответственном подходе к осуществлению процедуры, задержек с регистрацией отказа возникнуть не должно, но для закрепления вероятности успеха следует проконсультироваться с юристом.

Гражданским законодательством установлены основания прекращения права собственности, применимые к любому виду имущества (ст. 235 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст. 52 Земельного кодекса РФ отчуждение собственником земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом ограничения оборотоспособности земельных участков.

В силу п. 2 ст. 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Отказ от права собственности на земельный участок невозможен в том случае, если на земельном участке расположены принадлежащие вам дом, гараж, баня, иные постройки, поскольку в силу норм действующего законодательства за собственником построек на земельном участке сохраняется право пользования землей. Следовательно, одно только формальное заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок при фактическом сохранении права пользования участком в связи с нахождением на нем построек не может рассматриваться как отказ от права собственности и являться основанием для прекращения права на такой земельный участок.

Если вы решили отказаться от права собственности на земельный участок, вам необходимо подать заявление об отказе в МФЦ или филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» либо воспользоваться электронными услугами Росреестра через портал: www.rosreestr.ru.

При этом следует иметь в виду, что утратить можно только то право, каким обладаешь. Поэтому к заявлению об отказе от права собственности необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. документ, на основании которого у вас возникло право на земельный участок (договор купли-продажи, дарения, решение органа власти, свидетельство о праве собственности на землю и т.д.). Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее уже было зарегистрировано. Оплачивать государственную пошлину за подачу заявления об отказе от права собственности на землю не требуется.
Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. При отказе от права собственности на земельный участок указанный участок поступает в муниципальную собственность.

Для отказа от земельного участка потребуется подготовить заявление в органы исполнительной власти, если они выдавали разрешение на пользование участком, вместе с комплектом документов. Отказ собственника будет рассматриваться в течение 30 дней, по результату будет вынесено решение.

При положительном рассмотрении дела следует направить акт государственного или муниципального органа в Росреестр с сопровождающей документацией и заявлением.

Аннулирование сведений о собственности происходит в течение 10 дней при обращении напрямую в регистрирующий орган или 15 дней при подаче документов через МФЦ или портал Госуслуги. Одновременно с этим информация будет поставлена на кадастровый учет для неначисления земельного налога.

Также нужно предоставить в компетентные органы:

Правоустанавливающий документ на собственность в отношении земли;

Выписку БТИ и технический паспорт при наличии на земле строений;

Паспорт обратившегося лица;

Квитанцию об оплате госпошлины для предъявления в Росреестр.

В экономических отношениях встречаются ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для его собственника, который отказывается от права собственности на него. В этом плане земельные участки как объекты рыночных отношений не исключение.

В связи с этим Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на земельный участок отказ от права на него. Условия и порядок отказа определены статьей 53 ЗК РФ. Отказ от права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации как прекращение права собственности с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Согласно статье 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) юридически отказ от соответствующего права собственности оформляется только заявлением надлежащей формы об отказе от права на земельный участок или земельную долю. Устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует участок, то в ряде случаев это может образовывать состав земельного правонарушения (например, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет).

К заявлению прилагается документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Право на земельный участок, не зарегистрированное в ЕГРП, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 39.2 ЗК РФ, решения о прекращении права собственности на земельный участок. Указанное решение принимается соответствующим органом в месячный срок со дня получения такого заявления.

Копия данного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Исполнительный орган государственной власти (на территории Омской области - Министерство имущественных отношений Омской области) или орган местного самоуправления (на территории города Омска - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска) обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в ЕГРП, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения.

В том случае, если право собственности на земельный участок или земельную долю было зарегистрировано в соответствии с Законом о регистрации, предоставление документов, подтверждающих право собственности на земельный участок или земельную долю, не требуется, поскольку сведения, подтверждающие факт регистрации права собственности на земельный участок или земельную долю, находятся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Данное положение основано на требованиях части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой при предоставлении государственной услуги, в том числе в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, от заявителя требуются правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП.

Земельные участки, в том числе и доли в них, от которых отказались их собственники, переходят с собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В то же время следует учитывать, что реализация отказа от права собственности на земельную долю возможна только при условии соблюдения требований гражданского законодательства относительно порядка реализации такого отказа. Так, отказ от права собственности реализуется на основании ст.236 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, государственная регистрация отказа от права собственности на земельную долю возможна только в том случае, если такая земельная доля будет приобретена другим субъектом, то есть собственник, отказывающийся от права собственности на земельную долю, должен каким-либо образом произвести её отчуждение.

В качестве единственного субъекта, приобретающего право собственности на земельную долю, в отношении которой совершен и зарегистрирован отказ собственника, закон определяет муниципальное образование. Тем самым отказная доля переходит в муниципальную собственность. Иные формы собственности в данном случае не предусмотрены.

Собственник земельного участка или земельной доли, который отказывается от права собственности на такой земельный участок или земельную долю, освобождается от обязанности обеспечения государственной регистрации права собственности на такой земельный участок или земельную долю в случае, если право собственности возникло до введения в действие Закона о регистрации.

Предоставление указанному собственнику такой «льготы» видится правомерным и целесообразным, так как возложение на него этой обязанности явилось бы усложнением процедуры государственной регистрации отказа от права собственности на земельный участок или земельную долю. Кроме того, собственно требование о государственной регистрации права собственности до государственной регистрации отказа от нее представляется нецелесообразным.

Закон о регистрации предусматривает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в случае отказа от такого права собственником земельного участка или земельной доли, который сводится к тому, что от уполномоченного органа государственной власти (субъекта Российской Федерации или муниципального образования) не требуется заявление о такой государственной регистрации.

При этом на Росреестр возлагается обязанность после осуществления такой государственной регистрации направить вышеуказанным органам, а также бывшему собственнику (лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на земельный участок или земельную долю) уведомление в письменной форме (в форме официального письма Росреестра) о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю.

Действующее законодательство не содержит каких-либо указаний относительно того, возможен ли отказ собственника от земельного участка, обремененного правами третьих лиц. Кроме этого, не упоминается отказ лица от права собственности на земельный участок в качестве одного из оснований прекращения обременений (ограничений) этого участка.

Одним из основополагающих принципов гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. В силу данного принципа содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила: «Разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, а, значит, лица могут отказываться от права собственности на земельные участки, обремененные правами третьих лиц, поскольку это не запрещено законом. В силу чего ограничения (обременения) земельного участка сохраняются и переходят вместе с участком в публичную собственность.

Основной причиной отказа собственника от земельного участка является его желание освободиться от бремени содержания этого участка, в силу чего воля такого собственника направлена на прекращение принадлежащего ему права. Можно сказать, что судьба земельного участка ему безразлична. Безразличие к судьбе участка и к тому, кто станет его новым собственником, как представляется, послужило основной причиной для закрепления законодателем правила об автоматическом возникновении публичной собственности на земельные участки, от права частной собственности на которые отказались их прежние собственники. Ведь земельный участок является не просто вещью, но и природным объектом, природным ресурсом одновременно, кроме этого, частью территории государства, составляющей вместе с другими земельными участками основу жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории.

За период 2015 года в Управление Росреестра по Омской области поступило 405 заявлений о прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности, из них 389 заявлений от физических лиц и 16 аналогичных заявлений от юридических лиц. Из общего количества поданных заявлений 27 -имеют отношение к земельным участкам, находящимся на территории города Омска, и 378- к земельным участкам, находящимся на территории Омской области (в том числе, 154 земельных участка в Омском районе, 50 - в Таврическом, 30 - в Нижнеомском районе).

Виктория Гарань,

ведущий специалист-эксперт отдела регистрации

прав на земельные участки и объекты

недвижимости нежилого назначения

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме