Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Туризм неприкаянный: российскому гостеприимству хотят прописать новый закон. Изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" — Российская газета Краткая история вопроса

Недавнее решение вывести управление российским туризмом из ведения Минкультуры РФ и передать его под контроль Минэкономразвития связано, по мнению участников отрасли, с необходимостью более активно развивать нормативную базу, которая по-прежнему отстает от ряда лидеров мирового рынка гостеприимства. Но общая тенденция — туризм регулярно переходит от одного ведомства к другому — свидетельствует, скорее, о том, что никакого долгосрочного видения по поводу этой отрасли у государства по-прежнему нет.

До недавнего времени отсутствие стратегии компенсировали мегапроекты наподобие сочинской Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, но теперь рынку предстоит развиваться в условиях жестких структурных ограничений. Падение доходов потребителей, рост издержек поставщиков туруслуг, значительная доля теневого сектора, высокие риски компаний-организаторов путешествий, высокие административные барьеры — таковы нынешние малоприятные реалии российского туризма.

Действующий закон о туризме устарел и больше не соответствует современным реалиям и экономическим целям страны, заявил несколько дней назад в интервью РИА «Новости» глава Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олег Сафонов. Основной акцент в новом законе, по его мнению, должен быть сделан на внутренний туризм, тогда как действующий документ, принимавшийся в середине девяностых годов, ориентирован прежде всего на выездной турпоток. Кроме того, новый закон о туризме должен свести воедино разные регулирующие рынок нормы и способствовать выведению из тени ряда направлений сферы гостеприимства, включая отельный сектор.

Это выступление Олега Сафонова стало его первым программным высказыванием после того, как Ростуризм в середине сентября был передан из ведения Министерства культуры в подчинение Министерству экономического развития. «Будучи федеральным министерством, осуществляющим выработку и реализацию экономической политики по целому ряду направлений, Минэкономразвития России обладает широким спектром функций, которые позволяют выработать системный подход к развитию туристической отрасли. Ведомство предлагает сформировать новую стратегию развития туризма РФ на период до 2035 года, которая определит целевую модель туристского рынка. В рамках данной стратегии планируется разработать систему туристических продуктов, повысить уровень предоставляемых услуг в стране, а также снять барьеры, ограничивающие спрос и затрудняющие внутренний и въездной туризм», — прокомментировало это решение в официальном сообщении министерство Максима Орешкина.

Нынешняя передача туризма от одного министерства к другому — это уже не первое подобное решение. Минкультуры стало заниматься этой сферой только в 2012 году — после того, как было сформировано правительство Дмитрия Медведева, а до этого туризм был подведомствен Минспорта во главе с Виталием Мутко, которое с 2008 по 2012 годы, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин, именовалось Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ. Ранее Ростуризм, образованный в ноябре 2004 года указом президента, несколько лет находился в прямом подчинении правительства, а до этого в течение нескольких месяцев Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт) входило в структуру Министерства здравоохранения и социального развития. Чтобы не углубляться в совсем уж далекую историю, отметим, что регулярные реорганизации управления туризмом происходили и раньше.

«К тому, что туризм постоянно переходит от ведомства к ведомству, все участники рынка давно привыкли, — комментирует для EADaily член президиума Альянса туристических агентств, руководитель сети турагентств „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — Мы понимаем, что передача туризма Минэкономразвития — это не последнее такое решение, и, к сожалению, во многом это показатель отношения к отрасли. У ее игроков есть понимание того, что туризму нужно отдельное министерство, но в рамках политики по сокращению чиновничьего аппарата и госрасходов рассчитывать на это не приходится. Поэтому от перехода к Минэкономразвития никто не ждет каких-то принципиальных изменений ни в хорошую, ни в плохую сторону. Но на адаптацию к новым условиям — а мы ведь только привыкли работать с Минкультуры — уйдет год-полтора. Прямо завтра активная работа с Минэкономразвития не начнется — для начала надо хотя бы познакомиться». Что касается инициативы Ростуризма по принятию нового закона, то она, по мнению Мкртчяна, является логичной реакцией на последние тенденции рынка: существующий закон действительно в большей степени ориентирован на выездной туризм и в ситуации, когда основной акцент смещается на внутренний туризм, он и правда устарел. Но конкретных предложений по содержанию нового закона от властей пока нет, уточняет эксперт.

«Профессионалы в сфере туризма — люди стойкие и закаленные, поэтому подобные перемены воспринимают стоически, — добавляет руководитель общества „Знание“ России, генеральный директор сочинского санатория „Знание“ Дмитрий Богданов. — Но определенные надежды в связи с передачей туризма в Минэкономразвития все же присутствуют. Необходимо решать очень много вопросов по нормативной базе. Уровень государственного регулирования в сфере туризма, к сожалению, очень сильно отстает от наших самых активных конкурентов. Многие думают, что эти вопросы должен решать Ростуризм, но в действительности это министерский уровень, поскольку за разработку законодательных актов отвечают именно министерства. Ростуризм с новым законом о туризме выйти в Госдуму не сможет, а Минэкономразвития сможет. За те же несколько лет, что туризм был подведомствен Минкультуры, нормативная база, к сожалению, не слишком продвинулась».

На протяжении последних лет основным отраслевым документом, помимо рамочного закона, выступала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», которая впервые была принята сразу на семь лет с общим объемом порядка 141 млрд рублей (включая100 млрд рублей средств инвесторов), а в мае этого года была утверждена на такой же срок вновь. В обновленной версии документа основными проблемами внутреннего туризма признаны сложности инфраструктурного характера. Нехватка инженерных и транспортных объектов выступает препятствием для привлечения в туристскую сферу частных инвестиций, а это, в свою очередь, ведет к отставанию уровня развития туристской инфраструктуры от интереса собственно туристов. Кроме того, обозначены такие проблемы, как отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров, недостаточно интенсивное продвижение России как привлекательного направления для туристов.

Между тем участники рынка обращают внимание на иные проблемы. «Профессиональное сообщество полагает, что лучшим решением по стимулированию въездного туризма была бы отмена туристических виз в Россию, как это сделала Белоруссия — страна, гораздо более закрытая в других отношениях, чем Россия. Если же говорить о внутреннем турпотоке, то требуется всячески стимулировать — возможно, с помощью директивных мер — развитие в рекреационных зонах системы „все включено“. Это актуально в связи с продолжающимся падением доходов населения, и если люди будут понимать, что никаких дополнительных трат на отдыхе им не предстоит, это может повысить спрос в массовом сегменте», — говорит Алексан Мкртчян.

Серьезные проблемы рынка путешествий на уровне спроса подтверждают недавние исследования. Как показал опрос «Левада-центра», проведенный после отпускного сезона, только четверть респондентов нынешним летом смогла позволить себе путешествие (включая тех, кто ездил к родственникам и друзьям). 18% опрошенных не смогли никуда поехать из-за отсутствия денег, столько же посвятили летний отпуск домашним делам, еще 20% летом вообще не были в отпуске, а 24% отдыхали на даче. Хотя с точки зрения чиновников турпоток растет. В Краснодарском крае, например, по оценке его администрации, к концу лета отдохнули более 13,3 млн человек — на 3% больше прошлогодних показателей, а в Крыму за девять месяцев отдохнули более 6 млн человек, или почти на 30% больше показателей за аналогичный период 2017 года.

Однако эти цифры лукавы: по ним нельзя судить ни о продолжительности отдыха, ни о том, сколько денег люди оставляют на курортах — если вообще принимать их на веру. Не стоит забывать, что ни о каких сколько-нибудь точных подсчетах в частном секторе размещения, который в том же Крыму значительно превосходит легальный, речи не может идти в принципе. Между тем какого-то особенного прогресса в подсчете туристов за последние годы не наблюдается — начальство привычно выполняет «план по валу». Между тем пресловутые «бабушки» давно прописались в международных системах онлайн-бронирования, которые вообще никак не контролируются в российской юрисдикции. «Вопросы, связанные с проникновением в Россию систем во главе с Booking.com, нужно давно решать — это прямое следствие излишнего административного регулирования деятельности туроператоров, — отмечает Дмитрий Богданов. — Из-за непродуманных решений на федеральном уровне огромные средства, которые должны оставаться в России, просто получает западная экономика в виде комиссий от владельцев объектов размещения, выплачиваемых в пользу того же Booking.com, стопроцентно американской компании».

Все это заставляет задуматься о том, насколько правильно выстроено целеполагание в отрасли, хотя в здесь, на первый взгляд, «цели поставлены, задачи определены» самим президентом. Два года назад на Форуме действий ОНФ Владимир Путин констатировал, что вклад туристической отрасли России в ВВП страны крайне мал — всего 1,6%, тогда как в странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель уже превышает 10%. Это указание ответственные за туризм чиновники незамедлительно приняли к сведению, и уже в марте прошлого года на открытии ежегодной выставки «Интурмаркет» в Москве министр культуры Владимир Мединский заявил, что доля туризма в ВВП России достигла 3,4% - видимо, имея в виду мультипликативный эффект туризма для других отраслей экономики. Но есть и другие оценки. В ходе недавнего визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: «Мы сейчас выбрали ещё одну тему — туризм, которую ещё не открыли. В мире десять процентов ВВП составляет туризм, в наших странах — один процент». Что и говорить, ВВП — показатель лукавый.

«Новый закон о туризме, безусловно, нужен, — рассуждает Дмитрий Богданов. — Но закон — это инструмент, который становится необходим после того, как определена цель, а здесь пока нам похвастаться нечем. Увеличение доли туризма в ВВП до 10 процентов или доведение въездного турпотока до определенного уровня — это не цель, а всего лишь некоторые количественные параметры, по которым можно судить, насколько мы приближаемся к цели. Собственно же целью должно быть отнюдь не количество заработанных отраслью денег. Настоящие задачи туризма — это формирование любви уважения к своей стране, здоровой нации, имиджа страны в мире, укрепление ее международных связей. Но в головах федеральных чиновников пока это все не складывается в общую картину, и пока я не вижу серьезной вдумчивой работы над содержанием нового закона».

Тем не менее, по словам Богданова, все это не означает, что достижений в туризме у нас нет. «О туризме, — продолжает эксперт, — впервые за много лет стал говорить как о серьезной части нашей экономики президент. Туризм впервые внесен в основные направления развития экономики России — один из важнейших правительственных документов, который затем претворяется в конкретные бюджетные статьи — в ближайшие три года туризм будет получать по 800 миллионов рублей из бюджета. В следующем году в Санкт-Петербурге состоится Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации — это очень серьезное профессиональное событие. Все это очень важные, но, по сути, эпизодические моменты без понимания того, какой мы хотим видеть сферу туризма в ближайшие 15−20 лет. Задача, на мой взгляд, должна заключаться в том, чтобы 80 процентов населения страны совершало по России две поездки в год — одну за здоровьем, вторую — культурно-познавательную. Это сразу определяет задачи, связанные с инфраструктурой — объекты размещения, транспорт и прочее».

Но при этом нельзя забывать и о выездном туризме, где продолжается череда банкротств туроператоров — последней крупной потерей стал уход с рынка одной из старейших российских турфирм «Натали Турс», ущерб от которого, по оценке Ассоциации туроператоров России, на конец июля составлял порядка 1,2 млрд рублей. В том, что этот процесс будет продолжаться, не сомневается, похоже, никто. В следующем году туроператоры ожидают значительное подорожание турпакетов в связи с ростом цен на авиакеросин и очередным падением курса рубля, а отсутствие существенного роста доходов населения не позволяет рассчитывать, что клиентов у туркомпаний станет больше. Риски же, которые несут покупатели туров, никуда не делись, и чтобы их эффективно нейтрализовать, придется, возможно, идти на непопулярные меры.

Как полагает Алексан Мкртчян, гарантировать компенсацию почти всем пострадавшим при прекращении деятельности туристических компаний можно только за счет введения обязательного страхования для каждого тура. По словам эксперта, расчеты показывают, что достаточной суммой страхования будет 75 тысяч рублей на одного человека — в нее укладывается 90% продаваемых туров (аналогичным образом 90% вкладчиков имеют банковские депозиты в размере 1,4 млн рублей, возврат которых гарантирован государством). «Существующая сегодня система страхования туроператоров даже близко не покрывает убытки при банкротстве крупных игроков, разрыв между суммой страхового покрытия и реальными потерями может измеряться десятками раз, и в результате страхование оборачивается профанацией, — утверждает Мкртчян. — Стандартного покрытия в 50 миллионов рублей хватает только для страхования небольших туроператоров, для игроков же первой пятерки требуется покрытие до миллиарда рублей. К сожалению, расходы по страхованию каждого тура придется возложить на самих туристов, но речь идет о сравнительно небольшой сумме — порядка пяти процентов от стоимости тура. Бесплатно страховать риски туроператоров не станет никто».

Николай Проценко

Иллюстрация: inkrasnogorsk.ru

«Черная среда» - предстоящее 1 февраля - день, когда чиновники, руководствуясь новым законом о туризме, «зачистят» рынок выездного туризма, неминуемо приближается.В этот день, согласно прогнозу экспертов, количество туроператоров сократится как минимум на 40% - многие просто не смогут потянуть то огромное финансовое обременение, которое на них наложил новый закон. При этом пострадавшими, прежде всего, окажутся небольшие и средние туроператоры, в основном из регионов, а также их клиенты-туристы. Крупный же турбизнес уже нашел обходные пути того, как не платить требуемые законом деньги. Одновременно вскрылось и то, что декларируемая цель нового закона - усиление защиты туристов, была чиновниками полностью выхолощена: защищенность туристов теперь стала ниже как минимум в 3 раза (а при некоторых условиях - даже в 10 ниже), чем это было до нового года! Точное авторство этого абсурдного закона держится в секрете, хотя известно, что вышел он из недр Ростуризма и Минкульта. В связи с этим возникает логичный вопрос о компетентности чиновников этих ведомств...

Немного предыстории...

Для начала ещё раз напомним про все те траты, которые туроператоры должны выкроить из своей «гигантской» прибыли, которая, как известно, не превышает 3% от оборота. Прежде всего, согласно новому закону, до 31 января 2017 года всем туроператорам выездного туризма необходимо оплатить взносы в фонд персональной ответственности при «Турпомощи». Размер взносов составляет 7% от общей цены турпродукта (оборота) туроператора за предыдущий год. Конечно, можно оплатить сразу все 7%, выведя из оборота и заморозив колоссальную сумму, а можно это «удовольствие» растянуть на 7 лет, платя каждый год по 1%. Более того, учитывая, что годовой налоговый отчет готовится только к апрелю, а значит точных данных за прошлый год по обороту у туроператоров пока нет, законодатель разрешил им растянуть платежи в фонд персональной ответственности: до 31.01 надо заплатить вступительный взнос в 100 тысяч рублей, а затем по мере получения бухотчетности в апреле, если потребуется, доплатить еще в соответствии с показателями баланса. Единственным утешением по этим платежам является то, что деньги из фонда персональной ответственности являются возвратными, т.е. при уходе туроператора с рынка выездного туризма он забирает их обратно себе на расчётный счет.

Помимо нового «налога» в виде платежей в персональный фонд, чиновники Минкульта оставили в силе и давно изживший себя институт фингарантий, причем даже несмотря на протесты как туроператоров, так и самих страховщиков, не желающих заниматься этим видом деятельности. Таким образом, до 31.01 туроператорам придется ещё и купить страховку по фингарантиям. Правда для тех туроператоров, которые полностью наполнили персональный фонд (доведя его до 7% оборота), страховка больше будет не нужна. Снизили чиновники и минимальный размер страховки с 30 до 10 млн рублей.

Ну и не стоит забывать про «налог» в виде оплаты в резервный фонд «Турпомощи» (ранее назывался компенсационным фондом для экстренной эвакуации туристов). До конца января надо внести: 1) по 50 тысяч рублей для туроператоров, у которых за прошлый год количество туристов не превысило 10 тысяч, а денежный оборот не превысил 40 миллионов рублей, 2) по 100 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом туристов до 100 тысяч человек, 3) по 300 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом от 100 до 500 тысяч туристов в год, 4) по 500 тысяч рублей для туроператоров, с турпотоком более чем в 500 тысяч туристов.

Налог на право быть туроператором для зачистки рынка

Теперь давайте посчитаем, насколько увеличился «налог на право быть туроператором» для мелких компаний после вступления в силу нового закона. Итак, ранее минимальные платежи туроператора составляли: 1) фингарантии на 30 млн рублей, которые можно в среднем на год можно купить примерно за 300-350 тысяч; 2) ежегодный платеж в резервный фонд «Турпомощи» в размере 100 тыс. В итоге ежегодная финансовая нагрузка у компании с турпотоком до 10 тысяч человек в год была в пределах 400-450 тысяч рублей.

По новому закону мелкому туроператору раз в год придется раскошелиться на: 1) фингарантии на 10 млн рублей, которые можно купить где-то за 120-150 тысяч; 2) взнос в резервный фонд в размере 50 тысяч; 3) взнос в персональный фонд ответственности в размере 1% от оборота. При обороте в 40 млн рублей (а это очень маленький оборот для выездного туроператора, ведь средняя цена путевки на человека никак не меньше 40 тыс.руб, а значит такой денежный оборот означает отправку в год всего 1 тысячи туристов), в этом фонде надо заморозить около 400 тысяч. Итого в год «налог на статус туроператора» тянет на сумму уже около 600 тысяч.

В итоге финансовая нагрузка на мелких туроператоров выросла примерно в полтора раза. Правда если рассматривать эти платежи не сиюминутно, а с учетом горизонта планирования в 7 лет, то из-за конечности размера персонального фонда в 7% от оборота, платежи по новому закону окажутся как бы более выгодными, ведь персональный фонд в отличии от страховки на фингарантии возвратный - при прекращении деятельности туроператор забирает все эти деньги обратно. Однако 7 лет для российской экономики в общем и для туристической отрасли в частности нереально огромный срок: за это время либо ишак сдохнет, либо падишах. А уж про реальную стоимость замороженных денег через 7 лет даже предполагать страшно - инфляция и падающий курс превратят их в ничто, а значит такой длительный горизонт можно принимать во внимание, однозначно утверждая, что «налог на статус туроператора» новый закон увеличил примерно в 1.5 раза.

Плохо это или хорошо? Ответ однозначный - ужасно, ведь тем самым существенно уменьшается конкурентная среда, особенно в регионах, с рынка уходят нишевые туроператоры, зато оставшиеся крупные игроки по законам монополии при первой же возможности резко взвинтят свои цены.

Как защита туристов оказалась профанацией

Далее стоит рассмотреть вопрос защищенности туристов в новом законе, из-за чего все эти изменения в нём чиновниками и были затеяны. Как оказалось, с этим вопросом дела обстоят ещё хуже. Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фон экстренной эвакуации никуда не делся - это хорошо, т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) - приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого оборота. А если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо.

В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда - уменьшился его размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз (!!!) - полная профанация поручения Президента! Более того, фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» - только при банкротстве компании.

Как туроператоры избегают грабительских платежей

Но и это ещё не всё! Как оказалось, крупные туроператоры вовсе не намерены выводить из своих финансов реальные 1% от оборота: из-за ошибки или преднамеренной неточности со стороны чиновников, которые приравняли минимальный турпоток в 10 тысяч человек к денежному обороту в 40 млн рублей в качестве критерия мелкого туроператора, практически все крупные компании к новому году разделись на 15-20 юридических лиц, удовлетворяющих критерию в 10 тысяч туристов в год. «Критерий тут простой: если 1% от оборота значительно больше, чем цена страховки для фингарантий, то такое дробление юрлица имеет смысл. В итоге по пути дробления пошли туроператоры средней руки и более крупные - с реальным годовым оборотом от 400 млн», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперт, принимавший участие в обсуждении нового закона.

Фото сайта Турпром.Ру

1 августа 2012 г. вступает в силу соглашение о безвизовом режиме Украины и Турции.
Недавно Министерство Иностранных дел обнародовало список стран, куда украинцы могут ездить без виз — это Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Тунис (при наличии туристического ваучера), Малайзия, Бруней.
В зависимости от того, в какую страну вы едете, в любом банке можно купить дорожные чеки american express в долларах США или евро.

9 февраля 2012 года Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон Украины «О туризме» № 4385-VI (законопроект №7097).
Предлагаем вашему вниманию сжатый анализ изменений, принятых 09.02.2012 г.
Закон «О туризме» дополнен новой статьей 19, улучшающий порядок информирования туристов об условиях туристических услуг. В Статье 19 предусматривается то, что тур-оператор (тур-агент) обязан предоставить информацию о предоставляемых туристических услугах в доступной и понятной для туриста форме, до заключения договора на туристическое обслуживание. В Статье 19 приведён перечень сведений, которые тур-оператор обязан предоставить туристу до начала путешествия — это:
— сведения о транспортном средстве, категория места для туриста, время и место промежуточных остановок в пути.
— сведения о названии представительств тур-оператора, которые уполномочены тур-оператором, принять претензии или жалобы туриста, а также их адрес и телефон;
— сведения о порядке обеспечения тур-оператором обязательного или добровольного страхования туриста и его имущества;
— сведения об условиях добровольного страхования расходов, в случае расторжения договора на тур-обслуживание по инициативе туриста.
В новой редакции изложена статья 20 Закона Украины «О туризме», в которой определены основные требования к туристическим договорам. В договоре на туристическое обслуживание с одной стороны тур-оператор обязуется оказать комплекс туристических услуг по заказу туриста, который обязуется оплатить весь комплекс услуг, то есть туристический продукт. Тур-агент может заключить договор с туристом на туристическое обслуживание только от имени тур-оператора, а не от своего.
Внесены изменения и в вопрос об ответственности тур-оператора перед туристом по договору на туристическое обслуживание. В соответствии со ст.20 (часть 12) Закона «О туризме» в новой редакции говорится об ответственности тур-оператора перед туристом за исполнение тур-услуг по договору.
При этом в ст.20 (ч.12) Закона «О туризме» в новой редакции определены случаи, при которых тур-оператор освобождается от ответственности перед туристом по договору.
Это случаи:
— если по вине туриста произошло нарушение условий договора;
— если неисполнение условий договора на тур-обслуживание произошло по вине третьих лиц, не перечисленных в договоре, и ни одна из сторон не могла знать заранее и не знала об их наступлении;
— если неисполнение условий договора произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств или произошло в результате событий, которые тур-оператор не мог предусмотреть.

Позитивные нововведения появились в ст.20 Закона «О туризме», определившего все условия договора на туристическое обслуживание:
1) обязательное указание точного времени и места пребывания, с указанием даты начала и окончания туристического обслуживания;
2) обязательная характеристика транспортных средств (их вид и категория), которые осуществляют перевозку туристов, а также дата, время и место отправления и возвращения;
3) отели и гостиницы, их категория и место размещения, а также сведения о соответствии услуг отеля установленным требованиям, время и порядок оплаты обслуживания в отеле;
4) информация о видах и способах питания;
5) предоставление для туриста информации о минимальном количестве туристов в группе и оповещение туриста в трёхдневный срок, о том, что туристическое путешествие не состоится, в случае недобора группы.
6) предоставление туристу полной информации о программе туристического обслуживания;
7) информация о всех видах экскурсионного обслуживания, включенных в стоимость туристического продукта;
8) сведения о прочих субъектах туристической деятельности (их адреса и телефоны), которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт;
9) информация о страховщике, осуществляющем обязательное или добровольное страхование туристов, багажа и рисков, связанных с оказанием туристических услуг;
10) информация о правилах въезда в страну и о месте временного пребывания.
11) информация о стоимости гостиницы (отеля) и порядок оплаты;
12) о форме расчётов.

В соответствие со ст.20 (ч.5) Закона «О туризме» изменены условия, сроки и порядок возможного пересмотра стоимости туристических услуг после заключения договора на туристическое обслуживание. Изменения допустимы не позднее, чем 20 дней до начала путешествия. Изменение стоимости услуг допускается только в случае изменения тарифов на транспортные услуги, или введения новых ставок налогов и сборов и других обязательных платежей, изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта. Увеличение цены туристических услуг после заключения договора не может превышать 5% его первоначальной стоимости. Если цена туристического продукта повышается более, чем на 5%, турист имеет право отказаться от поездки, а тур-оператор (тур-агент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму (ч.6, ст.20 Закона «О »).
Внесены изменения условий, при которых стороны могут требовать расторжения договора или внесения изменений. В ст.20 (ч.8) Закона «О туризме» сказано, что тур-оператор обязан не позднее, чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о предстоящем изменении обстоятельств путешествия. В этом случае турист может отказаться от выполнения договора, без возмещения ущерба тур-оператору или согласиться с изменением цены туристического обслуживания и внесением изменения в договор.

8234 27 апреля 2016

Чуть больше, чем через полгода, с 1 января 2017 г., вступит в силу новый закон, регулирующий туристическую деятельность. Последние поправки в закон о туризме - наиболее масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 г. и внедрения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 г. Изменения затрагивают всех игроков рынка, но мы подробно остановимся на тех положениях, которые будут наиболее интересны турагентам.

Первое. Работа по поручению туроператоров.

Требование ФЗ-49 работать по поручению ТО. Данная норма прописана недостаточно чётко и, возможно, будет дорабатываться. Дмитрий Морозов, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА трактует это положение так: «Гражданское законодательство для правоотношений, связанных с реализацией турпродукта, предполагает агентирование в двух видах - от собственного имени и от имени туроператора (поручение и комиссия). Турагент является агентом от туроператора, который реализует турпродукт потребителю. Это основная схема и именно она закреплена в действующей редакции основного отраслевого закона 132-ФЗ. Ей уже следуют. Закон 49-ФЗ, внесший изменения, которые вступят в силу с 1 января 2017 г, говорит о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта, то есть он говорит то же самое, но уже более конкретно и предметно. Таким образом, отраслевой закон устанавливает, что реализация турпродукта турфирмой осуществляется на основании поручения. иными словами, в рамках договора агентирования, как основного договора для видов поручения. Согласно Гражданскому законодательству, если турагент действует от имени туроператора - выдается доверенность. Но в ситуации, когда турагент действует от собственного имени - доверенность не нужна. Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Я читаю закон так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора. Если от имени туроператора, то должна быть доверенность, если от собственного - то не должна. Данного мнения придерживаюсь не только я, но и многие эксперты отрасли».

Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Эксперт: «Я трактую это так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора».

Инна Руденская, руководитель юридического департамента Сети МГП, также согласна с коллегой: «В п.10 49-ФЗ в последнем предложении пункта говорится: “Турагент осуществляет продвижение и реализацию турпродукта по поручению туроператора”. Мы считаем, что это поручение может быть реализовано двумя формами. Первая - от собственного имени турагента. Вторая - от имени туроператора. В случае, когда реализация турпродукта производится от имени туроператора, необходимо оформление надлежащим образом доверенности турагенту. Данную норму закона было бы логично подкорректировать, чтобы не пришлось трактовать по-разному и, чтобы она была доступна для понимания широкому кругу специалистов, а не только юристам. В данный момент мы с туроператорами обсуждаем конкретную реализацию этого положения. Каким образом будет оформляться доверенность, как ее будут доставлять, например, из Москвы в районы крайнего севера в сжатые сроки. Ведь, если говорить о форме доверенности, оформленной надлежащим образом, то это только оригинал. У нас есть время обсудить неточности в формулировках, которые первоначально ни нам, ни нашим коллегам туроператорам были не видны. Хотелось бы подойти ответственно к этому вопросу и снять все разночтения с формулировок в законе. Потому что и турагентства, и туроператоры заинтересованы в адекватных условиях реализации турпродукта, без искусственно созданных препон».

Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи.

От чего в данном контексте эксперты предостерегают категорически: «Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи. Турагент не может работать по договору купли-продажи, не может покупать турпродукт - это запрещено законом, услуга не может быть предметом купли-продажи. Услуга - не телевизор, ее нельзя купить. Услугу можно реализовать или предоставить только по поручению агенту, а также по договору поручения и комиссии».

Второе. Факт завуалированной туроператорской деятельности агентов будет регулироваться.

Статья 10 закона 49-ФЗ гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Комментарий Дмитрия Морозова: «В части формирования турпродукта законодательство не изменяется, в нем предусмотрено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а турагентская деятельность - это продвижение и реализация, без формирования турпродукта.

Не стоит заниматься скрытым формированием турпродукта, поскольку при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность.

Вот здесь агенты часто могут хитрить, продавать перевозку и размещение не в составе пакета, а отдельно (при этом проводить сделки через разные юрлица и формально не нарушать ст.10), то есть фактически заниматься формированием турпродукта, не имея на то законных оснований. И появление такой формулировки в обновленном законе говорит о том, что факт завуалированной туроператорской деятельности агентов известен на государственном уровне и будет регулироваться. Ведь если агент начинает формировать турпродукт, то он фактически трансформируется в туроператора, а это влечет за собой ряд дополнительных обязанностей: необходимость получения фингарантий, необходимость внесения компании в реестр туроператоров и т.п. В принципе, случаи превращения турагентской компании в туроператорскую известны и в их новом статусе бизнес продолжался весьма успешно, но на данный момент часто турфирмы предпочитают идти на некий подлог, выдавая туристам разные договоры на разные юрлица и не информируя о потребительских свойствах такого продукта. Но это до тех пор, пока все идет хорошо и не возникает судебных конфликтов или чрезвычайных ситуаций на отдыхе, когда туристу может понадобиться компенсация или вмешательство «Турпомощи». Мое мнение таково: я однозначно не рекомендую заниматься скрытым формированием турпродукта, так как при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность. И ст.10 49-ФЗ это строго регулирует».

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г. устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, - комментирует Дмитрий Морозов. - Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - турагент является агентом туриста.

Положение может обернуться новой головной болью для турагентов, поскольку закон содержит в себе противоречия. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - агентом туриста

То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором? Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор? Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста. Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки - пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя. Надеюсь, что нам до января 2017 г. удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов.

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности. Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах. Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой - заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть. Предупрежден - значит вооружен», - резюмирует эксперт.

13 сентября открылась работа осенней сессии Госдумы, от которой турбизнес ждет рассмотрения поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», устраняющих ряд пробелов в текущей редакции закона. В очередном выпуске "Туризм и законодательство" мы рассмотрим изменения, которые предлагается внести в отраслевой закон.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был внесен в Думу и направлен в Комитет ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 июля 2017 г.

Основной целью законопроекта является устранение технических ошибок и ряда правовых пробелов, которые были допущены при написании федерального закона № 49-ФЗ, содержавшего текущую редакцию закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

С полной таблицей изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можете ознакомиться здесь, а мы дадим ниже разбор самых значимых поправок с "переводом с юридического".

ИСПРАВЛЕНЫ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ В ЗАКОНЕ

Одна из самых обидных ошибок содержится в ст.4.1. закона в текущей редакции, в которой устанавливается, что должностные лица туроператора не могут занимать свои должности, если сведения о компании были исключены из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6-14 части пятнадцатой ст. 4.2.

«В переводе» это подразумевает практически все поводы для исключения сведений о туроператоре из реестра - даже если туроператор сам (!) подал в Ростуризм заявление о прекращении деятельности в какой-то определенной сфере туризма. Новый законопроект этот пробел устраняет, ограничивая перечень «нарушений» должностных лиц абзацами 4,6, 9, 12 и 13 части пятнадцатой ст.4.2.

Еще одна правка ст.4.1. относится к туроператорам, которые в полном объеме сформировали фонд персональной ответственности. Сейчас в законе указано, что таким операторам финансовое обеспечение ответственности не требуется. Законопроект же уточняет, что это правило распространяется только на тех туроператоров, которые осуществляют деятельность только в сфере выездного туризма. Если же речь идет о компаниях, работающих еще и в других сферах, им необходимо будет оформлять фингарантию в размере, действующем для рынков внутреннего и въездного туризма.

Законопроект также уточняет период, за который туроператоры должны отчитываться в Ростуризм и считать количество туристов, общий объем денежных средств, полученных от реализации турпродукт и проч. Сейчас в законе этот период звучит как «предыдущий год». Законопроект же уточняет - «предыдущий календарный год», т.е. приводит отраслевой закон в соответствие с другими нормативными актами.

В 2017 г. туроператоры вошли с новым законом, который устанавливал новый размер финансового обеспечения 3% на 2016 г. и 5% с 2017 г. и далее. Т.е. воспользоваться «скидкой» туроператоры в этом году не смогли.

Законопроект корректирует ст.17.2., но опять туроператорам не удастся платить менее 5%. Корректировка выглядит следующим образом: 3% на 2017 г. и 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма с 2018 г.

ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ОПЕРАТОРА - ДО СВИДАНЬЯ

Законопроект исключает из нынешней редакции закона часть третью ст.10.1., которая требует от турагента выдачу туристу копию доверенности на заключение договоров от имени туроператоров.

Безусловно, принятие этой поправки будет радостно встречено всеми участниками рынка, т.к. по словам многих турагентов эта норма закона только мешает в работе, нежели чем защищает чьи-либо интересы.

ФОНДЫ ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ»

Поправки в закон уточняют порядок расходования средств резервного фонда, указанный в ст.11.4 (часть 10). Новая редакция предполагает, что расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.

Речь идет о налогах, которые «Турпомощь» уплачивает за доходы, полученные от размещения средств резервного фонда и расходов на содержание и обслуживание банковского счета, на котором находятся средства резервного фонда.

Те же самые поправки вносятся и в отношении средств персонального фонда - доход, полученный от размещения средств фонда, может расходоваться на уплату налогов и ведение банковского счета.

Также законопроект в случае его принятия позволит «Турпомощи» «использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год.

Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.».

Напомним, что нынешняя редакция закона подразумевает, что персональные фонды формируются на отдельных банковских счетах и по ним должен вестись отдельный учет, в то время как «Турпомощь» для этих целей открыла только один счет.

Законопроект вводит отдельную статью 11.7 - «Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления».

Согласно этой статье, туроператор, освобождается от финобеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности на срок с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.

Продлять освобождение от платежей туроператору придется каждый год, для чего ему придется подавать в Ростуризм соответствующее заявление в срок не позднее 1 марта текущего года. Если туроператору откажут в продлении, то ему придется до 1 апреля заключить и представить в Ростуризм договор о финобеспечении на новый срок.

Если же отказ в продлении срока связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может перечислить в фонд персональной ответственности денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА

Поправки в закон увеличивают срок подачи в Ростуризм сведений о новом договоре о финобеспечении в случае досрочного расторжения действующего договора - с 30 календарных дней до 45.

Также законопроект уточняет, что новый договор страхования ответственности туроператору понадобится не просто в случае отзыва лицензии у страховщика, а именно лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Ст.17.4. определяет дату наступления страхового случая по договорам финобеспечения туроператоров - день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законопроект уточняет - «В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца 16 части 15 статьи 4.2 настоящего федерального закона.».

Законопроект также устанавливает, что при наступлении страхового случая страховщик или гарант обязаны проинформировать Ростуризм о получении первого требования туриста о выплате из фонда финансовой ответственности или банковской гарантии.

При этом, проект закона предлагает исключить обязанность страховщика или гаранта предоставлять в Ростуризм сведения о произведенных выплатах из финобеспечения туроператора, содержащуюся в ст.17.4.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме