Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Придумайте аргументы почему не нужно соблюдать законы. Почему необходимо соблюдать законы может ли существовать государство без

Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Родился человек, и уже его наделили определенными правами и обязанностями. С каждым годом он все больше начинает понимать и осознавать их. И у него появляется чувство ответственности перед обществом. В чем же смысл законов, зачем они нужны?

Необходимость в законах

Неужели кто-то не понимает, зачем нужны законы? Это очень простой вопрос, если в него вникнуть. Законы нужны для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми. Если бы законов не было, царила бы анархия и беззаконие. И можем себе представить плачевные последствия, если бы законов не существовало.

Законы есть разные - физические, нравственные, этические, духовные. Человек очень зависит от них. Нарушение одних приведет к печальным последствиям сразу, а других – через время.

И в каждом обществе, культуре, цивилизации свои законы. Например, за одно, и тоже преступление в разных странах по-разному накажут. Но преследуют при этом одну цель, защитить и обезопасить жизнь граждан и перевоспитать виновника. Вот для чего нужны законы.

Государственные законы

Эта категория законов нужна государству для того, чтобы регулировать деятельность граждан страны. А именно, они содействуют их благосостоянию и хорошему порядку в обществе. Таких законов очень много. Это и закон об образовании, о защите прав потребителей, закон о полиции, о недрах земли и другие. Преднамеренно нарушать их, все равно, что противиться самому правительству.

Идея-то законов хороша сама по себе. Цели, как мы увидели, благородные. Остается только придерживаться их. Чтобы понять, зачем государству нужны законы, представим себе семью. Глава семьи – отец, ожидает от всех членов понимания, любви, уважения, выполнения определенных обязанностей. Он очень надеется на сотрудничество, ведь, это касается благосостояния всей семьи. Мало того, отец – несет ответственность за атмосферу в доме, за воспитание детей. И как приятно видеть слаженную работу всей семьи. При этом в доме будет царить гармония, мир и понимание.

Подобное происходит и в государстве. Если каждый его житель делает хоть что-то для нормальной жизни, общество будет крепким, если же – нет, последствия будут подобны Римской империи. Будучи крепкой и могущественной, она сдала позиции империи, только из-за разрушения крепости семей, из которых состояла.

Дети тоже должны знать законы

Еще со школьной скамьи всем известно, что не знание того или иного закона не освобождает человека от ответственности за преступление или нарушение прав человека, вот зачем нужно соблюдать законы. Чтобы наши дети хорошо разбирались в этом, в школе есть ряд предметов, на которых обсуждают некоторые особенности законов. Например, на уроке обществознания учащимся даже предлагают написать сочинение, зачем нужны законы. И пусть они пишут о том, что для них является законом на время написания работы, главное, чтобы понимали их необходимость.

Ну, что же могла написать наша молодежь? Кто-то, мог описать ряд правил, по которым живет он и многие его одноклассники. Если он катается на роликах, на велосипеде он пользуется правилами дорожного движения. И он представляет себе, чтобы было, если бы машины выехали на перекресток, где не работает светофор. Слово «пробка» уже включает воображение в таком юном уме. Все ругаются, кричат друг на друга, но ехать-то все равно нельзя. А вот, когда светофор загорается, дорожное движение тут же регулируется. И одни машины едут прямо, другие – налево, третьи – направо. Пробки – уже нет, потому что начали работать правила.

А законы – это тоже правила. Только устанавливают они порядок не на дороге, а в стране. И хотя знать все законы не возможно, понимать, зачем они нужны, должны все жители.

Важность соблюдения законов

Может быть, кому-то и не хочется жить по чужим законам, однако - приходится. Хочется своих правил – подстроенных под себя, а не дают. Именно так представляют люди свободу. Но это мнимая свобода, она не дает удовлетворения и радости в жизни. Все равно лучше быть в обществе, где существует порядок. И этот порядок достигается только благодаря соблюдению государственных, физических и других законов.

Соблюдая физические законы, мы же не сопротивляемся им, не пренебрегаем умышленно? Зная закон силы тяготения, не бросаемся со скалы вниз, потому что точно разобьемся насмерть! Так почему же противимся другим важным законам?

Мы не можем быть абсолютно свободными, потому что наше тело имеет свои естественные потребности. А мы в свою очередь зависим от окружающего мира. Уже это ограничивает нас, но не ущемляет. И если каждый человек будет двигаться в пределах этих границ, он извлечет только пользу.

Закон устанавливает справедливость

Кто ввел сухой закон в СССР?
Первые попытки в борьбе с пьянством были еще при царе Николае Втором в 1913 году. После Великой Октябрьской революции большевики не поспешили возвратить алкоголь в магазины.

Как появился закон?
Законы появились еще в первобытном обществе, ведь отношения между древними людьми были сложными и своеобразными. Для того чтобы избегать конфликтов и недоразумений и придумали в.

Как обратиться в программу человек и закон?
Проще всего будет посетить официальную страницу программы — www.1tv.ru. Вам нужно будет просто заполнить предлагаемую форму, в которую вносятся индивидуальные данные, контактные.

Как называется основной закон страны?
Основным законом нашей страны принято считать Конституцию РФ. Это уникальный нормативный акт, который наделен наивысшей юридической силой. В данном документе определены все.

Почему важно соблюдать законы любого государства?

Редко кто задумывается над тем, почему важно соблюдать законы. Как показывает практика, для некоторых жителей нашего государства правила существуют, чтобы их нарушать. А ведь законы создаются не просто так, и каждый гражданин просто обязан их соблюдать. Во-первых, это позволяет сохранить равновесие в обществе и защитить слабых людей от жадных и более сильных. Конечно, хоть раз в жизни каждый нарушал правила. Но при этом многие даже не задумывались, почему важно соблюдать законы?

Итак, почему нужно соблюдать законы? Назовем несколько основных причин. Первой и, пожалуй, самой главной остается защита от хаоса. Если все жители нашего государства перестанут соблюдать определенные правила и, конечно же, законы, то наступит разруха, и страна придет в упадок.

Законы – это своеобразные соглашения, которые позволяют регулировать отношения между различными категориями граждан, организациями, крупными компаниями и органами правления. Если не будет определенных правил и ограничений, то в государстве начнется хаос. Если не будет законов, регулирующих подобные отношения, начнется междоусобная война, и ее последствия будут печальны и непоправимы.

Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил. Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям. Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет. К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков. В таком случае воцарится полная анархия.

Защита интересов граждан страны

Обязанность соблюдать законы прививается гражданам с самого рождения. Родители воспитывают своих детей, объясняя основные нормы поведения. При этом многие разъясняют своим чадам, что такое законы и почему важно их соблюдать. Помимо вышеуказанных причин, существует еще одна – защита государством интересов граждан. Это также важно. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Если же человек нарушает установленные правовые нормы, то не стоит ему ждать их соблюдения и от государства.

Теперь вы знаете, почему важно соблюдать законы. Ведь их создали для того, чтобы в стране не было хаоса и смуты. Можно много говорить о том, что соблюдать законы необходимо, важно и просто нужно. Наверное, никто бы не захотел оказаться там, где не установлены правовые нормы. Ведь такое общество обречено.

Классный час «Закон и правопорядок»

  • Закрепить знания учащихся о правилах, регулирующих жизнь человеческого общества.
  • Научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.
  • Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
  • Воспитывать уважительное отношение к закону.
  • Ход классного часа

    1 блок: Проблемно- мотивационный.

    Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке.

    Мораль — это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен. Аморальный поступок — это деяние, нарушающее общепринятые моральный нормы.

    — Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.(грубость, хамство, неуважение к старшим, сплетни, замусоривание и надписи в подъездах)

    Вывод: Если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

    2 блок: Информационный.

    Доклад №2. «Закон есть закон». (кодексы статьи).

    Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.

    Задание: Из слов составить 2 высказывания и объяснить их: (сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее); (законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они). «Лень — это мать. У нее сын воровство, а дочь голод».В.Гюго. Французский писатель, поэт. «Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Д Локк. Английский философ.

    .

    Индийский писатель Б.Мукерджи высказал такую мысль: «В стаде может быть много сильных слонов, и все они будут ничем не лучше стада козлов, если потеряют самообладание».

    Война на дорогах.

    — А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте.

    — Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение законов? Давайте попробуем рассчитать сколько стоит подобная глупость на одном простом примере.

    Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной, Вася позвонил

    по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована.В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно — оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь, и группа МЧС. — Как вы думаете, сколько стоит такой выезд государству? Каждый выезд обходится государству примерно в 30 тысяч рублей. Но кто же в гуманном обществе будет думать о деньгах, если, под угрозой оказались жизнь и здоровье детей.

    Статья 207 УК РФ гласит:

    — Ребята, давайте рассчитаем сколько тратит большой город на проверку 200 подобных звонков.

    Приходит время и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные — жизнь без правил, где побеждает сильнейший и царит хаос и анархия. Мы с вами просчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колонии для малолетних преступников, тюрем и т.д. А ведь все эти деньги моглибы быть истрачены на развитие культуры и искусства, здравоохранение и образование, на строительство новых домов, заводов, стадионов, бассейнов и т.д.

    Конституция выступает как бы текстом общественного договора заключаемого между гражданами и государством. Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны. Самый большой раздел конституции это основные права граждан, с ними мы уже знакомились. Посмотрите на доску и вспомните некоторые их них.

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на:

    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на:

    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право:

    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино:

    5. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом:

    3 блок: Аналитический.

    4 блок: Рефлексивно -оценочный.

    Тест «Легкомысленный ли Вы человек?».

    1. Часто ли Вы приходите в школу с невыученными уроками, надеясь, что «не вызовут»? Считаете ли Вы, что обязательно нужно соблюдать правила поведения?
    2. Легко ли Вы поддаетесь общему веселому настроению? Приходилось ли Вам принимать предложение друзей пропустить некоторые уроки?
    3. Часто ли Вы засиживаетесь летом в компании друзей после 23 часов?
    4. Бывали ли Вы в таких ситуациях, когда Вам приходилось убегать от тех взрослых, которые были недовольны Вашим поведением на улице?
    5. Рисковали ли Вы своим здоровьем?
    6. Курите ли Вы?
    7. Участвовали ли Вы в распитии спиртных напитков?
    8. Сможете ли Вы терпеливо выслушать то, что Вас совершенно не интересует?
    9. Положительно ли Вы относитесь к играм на деньги? Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам крайне необходимо вставать и что — либо делать?
    10. Считаете ли Вы женскую скромность положительным качеством?
    11. Считаете ли Вы мужскую сдержанность положительным качеством?

    Ответы -Да. На 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 вопросы- 0 баллов; 2, 9, 10, 13, 14 -5 баллов. Ответы — Нет. На 2, 9, 10, 13, 14 — 0 баллов; На все остальные с ответом нет — 5 баллов.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    § 3. Почему важно соблюдать законы

    Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

    Путешествие в прошлое
    Слово «смута» имеет много значений: непорядок, расстройство в делах, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью.
    Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось в начале XVII в. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода, в междоусобной борьбе, от рук иностранных захватчиков. Законного правительства не было, управление страной несколько раз переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре.

    А. Д. Кившенко. Избрание Михаила Романова на царство. Фрагмент

    Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. Они подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
    Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы страны. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

    Чем грозило государству отсутствие законной власти?

    Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

    Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

    Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

    С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

    Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

    Обсуждение закона в Государственной Думе

    Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

    Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

    К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

    В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Закон стремится установить справедливость

    А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

    Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

    Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

    • Статья 6 . Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности.
    • Статья 19 . Все равны перед законом и судом.
    • Статья 43 . Каждый имеет право на образование.
    • Статья 58 . Каждый обязан сохранять природу.

    Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

    Жил на свете человек
    Жил в Древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей - посещения народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

    Сократ не раз критиковал тех государственных деятелей, которые допускали несправедливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Однажды по ложному доносу Сократа привлекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.
    Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? - говорил он друзьям. - А кроме того, какой дурной пример для молодёжи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.
    А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

    Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

    В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

    Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

    В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

    Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

    Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

    Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

    Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

    Проверим себя

    1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
    2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
    3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
    4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
    5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

    В классе и дома

    1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
    2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
    3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
    4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
    5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
    6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

    Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

    Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

    Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

    Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

    1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
    2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

    Беседа по правовой культуре «Гражданин и закон»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    «Гражданин и закон»

    Тема. «Гражданин и закон»

    Цель. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности.
    Задачи. 1. Закрепить знания воспитанников о правилах, регулирующих жизнь человеческого общества. 2. Научить воспитанников предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.

    3. Воспитывать уважительное отношение к закону.

    Оборудование: оформлен стенд, карточки к выводу о войне на дорогах, карточки к правам сказочных героев, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация к мероприятию.

    Участники. Воспитанники 5 группы и педагоги.

    1) Вступительное слово воспитателя.

    1) Доклад №1 «Мораль и аморальные поступки» ;

    2) Доклад №2 « Правовой порядок»;

    3) Обсуждение правонарушений « Война на дорогах»; 4) Решение ситуаций «Сколько стоит глупость?»; 5) Практическое задание «Права сказочных героев». III . Заключительная часть « Легкомысленный ли Вы человек?» 1) Рефлексия; 2) Подведение итогов.

    I . Вводная часть « Человек существо общественное »

    1) Вступительное слово воспитателя

    Всем известно, что человек существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек рождается и умирает в окружении людей. Каждому человеку свойственно стремление к общению и каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия.

    Но он живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов.

    Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы сегодня и поговорим на нашем мероприятии.

    Сейчас наши докладчики напомнят нам о таких известных понятиях, как мораль и аморальные поступки.

    II . Основная часть «Закон есть закон»

    1) Доклад №1 «Мораль и аморальные поступки »

    Мораль — это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен. Аморальный поступок — это деяние, нарушающее общепринятые моральный нормы. Слайд 1.

    — Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков. (грубость, хамство, неуважение к старшим, сплетни, замусоривание и надписи в подъездах)

    — Итак, ребята, за нарушение норм морали существует ли правовое наказание со стороны государства?

    Вывод: Если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

    2) Доклад №2 « Правовой порядок»

    Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.

    Чем опасны и вредны для общества нарушения законов?

    Почему необходимо соблюдать законы?

    — Может ли существовать государство без законов?

    Задание. Из слов составить 2 высказывания и объяснить их: (сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее); (законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они). «Лень — это мать. У нее сын воровство, а дочь голод».В.Гюго. Французский писатель, поэт. «Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Д Локк. Английский философ. Слайд 2.

    Самым большим правонарушением является преступление. В отличие от аморального поступка, правонарушение — это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую — то особую норму, принятую в обществе . Но эта норма, в отличие от моральных норм, существует не вообще. Она должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

    Закон — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

    Чаще всего преступления совершаются в преступной группе. То, что человек в одиночку может и не совершил бы. В группе он смелый, да еще и поддается под чужое влияние.

    Индийский писатель Б.Мукерджи высказал такую мысль: «В стаде может быть много сильных слонов, и все они будут ничем не лучше стада козлов, если потеряют самообладание». Слайд 3.

    Немало людей покалечили свои судьбы из — за того, что, собравшись вместе, превращались в стадо тех самых козлов. И все потому, что теряли самообладание, самоконтроль.

    3) Обсуждение правонарушений « Война на дорогах»

    А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте.

    Пожалуйста, поднимите руки те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно.

    — Спасибо за честное признание своей вины. Давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы, невинные шалости на дорогах.

    Вывод на стенде: Слайд 4.

    1. К травмированию беспечного пешехода.

    2. К образованию аварийной ситуации.

    3. К дорожно — транспортному происшествию.

    Ежегодно в автокатастрофе погибает до 30 тысяч человек. Получают увечья до 200 тысяч.

    Вы познакомились с печальными данными статистики. Эти жертвы сопоставимы с жертвами войны. Жуткие цифры. Так, может быть пора прекратить эту войну на дорогах?

    — Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение законов? Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере.

    4) Решение ситуаций «Сколько стоит глупость?»

    Итак, следующая ситуация. Завтра контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться.

    Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной, Вася позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована.В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно — оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь, и группа МЧС. — Как вы думаете, сколько стоит такой выезд государству? Каждый выезд обходится государству примерно в 30 тысяч рублей. Но кто же в гуманном обществе будет думать о деньгах, если, под угрозой оказались жизнь и здоровье детей.

    И вот служебно-розыскная собака в течении 2-3 часов тщательно метр за метром обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые люди готовы грудью защищать жизнь детей. И наверное видя все это Вася и сам жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но нет, преступление совершено и отвечать за него придется.

    Статья 207 УК РФ гласит:

    Конечно, платить за Васину глупость в первую очередь придется родителям. Вряд ли они воспримут его поступок как невинную шалость.

    А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 разных заведомо ложных сообщений. Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. А государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости.

    — Ребята, давайте рассчитаем, сколько тратит большой город на проверку 200 подобных звонков.

    Не слишком ли дорогое удовольствие?

    Приходит время и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные — жизнь без правил, где побеждает сильнейший и царит хаос и анархия. Мы с вами просчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колонии для малолетних преступников, тюрем и т.д. А ведь все эти деньги могли бы быть истрачены на развитие культуры и искусства, здравоохранение и образование, на строительство новых домов, заводов, стадионов, бассейнов и т.д.

    Вывод: получается, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. — Может ли государство, обходиться без законов? Почему? А как называется основной закон государства?

    Конституция выступает как бы текстом общественного договора заключаемого между гражданами и государством. Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны. Самый большой раздел конституции это основные права граждан, с ними мы уже знакомились. Посмотрите на стенд и вспомните некоторые из них.

    5) Практическое задание «Права сказочных героев»

    Попытайтесь выполнить следующую работу: Допишите предложения. Какими правами должны воспользоваться сказочные герои.

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на: Слайд 5.

    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на: Слайд 6.

    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право: Слайд 7.

    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино: Слайд 8.

    5. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом: Слайд 9.

    III . Заключительная часть « Легкомысленный ли Вы человек»? 1) Рефлексия

    Легкомыслие не считается серьезным недостатком. Но эта черта нередко играет немалую роль в жизни человека, его судьбе. Не так уж мало людей абсолютно лишенных этого качества.

    — Часто ли Вы приходите в школу с невыученными уроками, надеясь, что «не вызовут»? Считаете ли Вы, что обязательно нужно соблюдать правила поведения? Слайд 10.

    — Легко ли Вы поддаетесь общему веселому настроению? Приходилось ли Вам принимать предложение друзей пропустить некоторые уроки? Слайд 11.

    — Часто ли Вы засиживаетесь летом в компании друзей после 23 часов? Слайд 12.

    — Бывали ли Вы в таких ситуациях, когда Вам приходилось убегать от тех взрослых, которые были недовольны Вашим поведением на улице? Слайд 13.

    — Рисковали ли Вы своим здоровьем? Слайд 14.

    — Курите ли Вы? Слайд 15.

    — Участвовали ли Вы в распитии спиртных напитков? Слайд 16.

    — Сможете ли Вы терпеливо выслушать то, что Вас совершенно не интересует? Слайд 17.

    — Положительно ли Вы относитесь к играм на деньги? Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам крайне необходимо вставать и что — либо делать? Слайд 18.

    — Считаете ли Вы женскую скромность положительным качеством? Слайд 19.

    — Считаете ли Вы мужскую сдержанность положительным качеством? Слайд 20.

    Ответы -Да. На 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 вопросы — 0 баллов; 2, 9, 10, 13, 14 -5 баллов. Ответы — Нет. На 2, 9, 10, 13, 14 — 0 баллов; На все остальные с ответом нет — 5 баллов.

    Итак, мы сегодня поговорили о законах и правопорядке. Так что же вы выбираете? Закон и правопорядок или хаос и анархию?

    Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций — закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

    На этом наше мероприятие закончилась. Надеюсь, ваши знания о праве стали более полными.

    1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».

    Закон — это правила, которые:
    1) устанавливает государство;
    2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
    3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

    2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

    1) упорядочивают жизнь
    4) облегчают принятие решения
    5) за несоблюдение их возможно наказание

    Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

    Изначально, функцию законов исполняли обычаи.

    3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

    1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
    4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

    4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

    Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

    5. Проанализируй факты.

    а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
    б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

    1) Напиши, что объединяет эти факты.

    В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их - идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти - наместником бога на Земле.

    2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

    Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
    Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

    6. Прочитай текст и выполни задания.

    Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

    Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

    Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

    С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

    В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие - целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона - философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
    С точки зрения того времени противоречия нет.
    С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

    7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

    Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

    Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

    Тема: Почему важно соблюдать законы

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникно­вения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; пони­мать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; метапредметные - 1) комму никативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    Ход уроков

    1.Организационный момент

    2.Мотивационно-целевой этап

    Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу .

    О чем эта притча?

    Какие уроки из нее можно извлечь?

    (Ответы учеников.)

    Тема уроков: «Почему важно соблюдать законы».

    Предположите, о чем мы будем говорить.

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

    (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    План уроков

    1.Закон устанавливает порядок в обществе.

    2.Закон стремится установить справедливость.

    3.Закон устанавливает границы свободы поведения.

    Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила по­ведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стре­мятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    Работа по теме уроков

    1. Закон устанавливает порядок в обществе

    Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

    Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»?

    (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы па доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятие «закон».)

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на во­просы.

    Текст учебника

    Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж, одним словом -непорядок. Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже 16-XVII вв. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Федорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей гибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре. 1

    Смута поселилась прежде всего в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться ее недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости. Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

    Дополнительный материал

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством пра­вил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

    В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского го­сударства - предусматривались не только различные наказания за при­чинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

    В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

    Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «пра­вильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

    Вопросы к классу

    Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    Зачем люди принимают законы?

    Почему важно соблюдать законы?

    (Ответы учеников.)

    Вывод. Порядок-это правильное устройство, вся наша жизнь основывается на определенном порядке. Люди работают, учатся, отдыхают, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно. Люди придумали юридические законы. - правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто со­блюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не счи­тает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою по­зицию, подтвердив ее примерами.

    Вопрос к классу

    Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

    (Ответы учеников.)

    2. Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к не­обходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? По­пробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Игра «Незрячий - поводырь». Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ро­лями. Не существует никаких правил и ограничений при пере­движении.

    Вопросы к классу

    Легко ли было передвигаться? Что мешало?

    Какие правила игры вы бы хотели установить?

    Какие выводы вы сделали?

    (Ответы учеников.)

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюде­нии взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не мо­жет уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

    Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

    Жил в Древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он был не только вы­дающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государствен­ных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполне­ния гражданских обязанностей - посеще­ния народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

    Сократ не раз критиковал тех государствен­ных деятелей, которые допускали неспра­ведливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Од­нажды по ложному доносу Сократа при­влекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равно­сильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.

    Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако фило­соф наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? - говорил он друзьям. - А кроме того, какой дурной пример для молодё­жи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.

    А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

    Вопросы:

    Сергей заявил, что Сократ все-таки должен был послушаться совета друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осужден несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты бы дал Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

      Какая позиция вам ближе?

      Кто, на ваш взгляд, прав?

    (Ответы учеников.)

    Вывод:

    Объясни, в чем состоит смысл справедливости? Почему люди к ней стремятся?

    Чтобы каждый получал то, на что он имеет право. Она помогает устанавливать добрые отношения между людьми, определять права и обязанности каждого члена общества, вознаграждать за добрые дела, за плохие-наказывать

    Каков наиболее надежный способ установить справедливость в обществе?

    С помощью законов, они устанавливают равенство перед законом, определяют права и обязанности каждого. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

    3.Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Задание: работая в группах и используя слова для справок характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, кара­ет, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон уста­навливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавли­вает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

      Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и ува­жать закон» на с. 30 учебника.

    Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

    Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутрен­ней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

    Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учиты­вает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижа­ют других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в ча­сти 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь­ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается про­паганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ста­вит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

    Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной мно­гих неприятностей для окружающих и для самого наруши­теля.

    Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона на­носит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отноше­ния с окружающими.

    Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

    Вопросы к классу

    К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    Почему свобода не может быть беспредельной?

    Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сфор­мулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

    Как жила Россия в период Смутного времени?

    Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    С чего начинается порядок?

    Какие законы вы знаете?

    Как поступает государство по отношению к тем, кто нару­шает законы?

    Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    1.Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    2.Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    3.Законов много, и каждый из них помогает налаживать по­рядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    4.Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непре­менно наказывать.

    5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    Почему справедливость нужна людям?

    Каким способом люди издавна стремились утвердить спра­ведливость в обществе?

    Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает уста­новить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    1.Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанав­ливать добрые отношения между людьми.

    2.Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    3.Самый надежный способ добиться справедливости в обще­стве - с помощью законов.

    4.У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    5.Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    6.Конституция РФ помогает установить справедливость в об­ществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объ­ясните, почему законы устанавливают границы свободы поведе­ния человека в обществе.

    Вопросы для третьей группы

    В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

    Как юридическая наука определяет смысл термина «сво­бода»?

    Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Почему законы действуют ради свободы человека?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    1.Законы действуют ради свободы человека.

    2.Свобода - нормальное состояние человека.

    3.Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

    4.Свобода имеет границы и ограничения.

    5.Быть свободным - не значит вольничать.

    6.Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально) из рубрики «В классе и дома»

    5.В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

    6.Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи при­меры. Каковы могут быть последствия нарушений?



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме