Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Марина александровна шалагинаправоведение. Понятие правоведения

ПРАВОВЕ́ДЕНИЕ - наука о праве, законоведение.

Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.

Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Правоведение позволяет понять:

1) сущность права и государства;

2) возникновение и развитие государства и права;

З) происходящие в современном обществе государственно-правовые явления.

Правоведение дает объемное представление о го­сударстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.

Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.

Предметом правоведения являются:

1) система основных правовых понятий;

2) государство как общественно-политическое явление

З) право как социально-политического явления общественной жизни; 4) взаимосвязь между государством и правом;

5) основные понятия и положения различных отраслей права.

Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:

1) всеобщий – основан на следующих положениях:

А) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;

б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии.

2) общенаучные методы:

а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;

б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;

в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;

г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния.


Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.


Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.


Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.


Так, предметом правоведения являются:


1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;


2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;


3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;


4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.


Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.


В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.


Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).


Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.


Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.



  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.


  • Достаточно скачать шпаргалки по правоведению - и никакой экзамен вам не страшен!
    Методы


  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а т. Загрузка.


  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение


  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также р... подробнее ».


  • Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.
    Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Правоведение (основы права) как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Поэтому основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридических дисциплинах, в текстах законов. Поэтому студенту просто необходимо в первую очередь усвоить положения правоведения, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.

Правоведение развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она вместе с тем вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных иными юридическими науками.

Правоведение стоит особняком в общей системе юридических наук. Оно не изучает правовые системы отдельных государств, тс или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. Предметом правоведения являются те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для становления и функционирования такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира или их комплексам (англосаксонская, континентальная, мусульманская и другие правовые семьи). Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития.

Исследуя право в целом, правоведение определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность в этой науке связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Ни одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.

Государство изучается правоведением как правообразующая и правообеспечительная сила. Те же закономерности государства, которые нс связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.

Право и государство существуют в тесной связи друг с другом и органическом единстве. Они неразрывны в реальной жизни, возникают в силу одних и тех же причин и переходят от одного исторического типа к другому одновременно и параллельно. Их раздельное существование практически немыслимо.

Позитивное право создается или санкционируется государством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства, применением государственными правоохранительными органами правовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.

Вместе с тем осуществление государством властно- управленческих функций предполагает воздействие на волю и сознание людей в форме установления прав и обязанностей, обеспечивая и охраняя их безопасность, свободный труд и отдых, побуждая сообразовывать свое поведение с интересами других лиц, материальными и духовными потребностями всего общества в целом. Законы и другие источники права устанавливают основы взаимоотношений личности с государством и его органами, закрепляют и охраняют права и свободы человека и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический режим, определяют структуру и компетенцию органов государства, полномочия общественных объединений и юридических лиц.

Все сказанное дает основание сделать вывод, что государство и право неразрывно связаны между собой и не могут существовать независимо друг от друга. Именно поэтому общая наука правоведения включает исследование и права и государства и носит название "Теория государства и права". Но при этом следует специально отметить, что и право, и государство – самостоятельные общественные явления, имеющие собственные черты и закономерности.

Предметом правоведения соответственно будут:

  • общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
  • сущность, типы, форма, функции, структура и механизм действия государства и права: понятие и структура правовой системы;
  • основные государственно-правовые понятия, общие для всего правоведения.

Предмет правоведения не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно-правового вмешательства в различные сферы социальной жизни. Общественная практика ставит перед наукой все новые и новые задачи, требующие теоретического анализа и осмысления.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин "методология" состоит из двух греческих слов: "метод" (путь к чему-либо) и "логос" (наука, учение). Таким образом, дословно "методология " – учение о методах познания. Термин "методология" обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Методология юридической науки – это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки – это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.

Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политикоправовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций – материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Ряд теоретиков связывали государственноправовые явления с волей Бога либо так называемого объективного разума, другие – с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи – с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.

Все многообразие методов правоведения в зависимости от степени их распространенности можно классифицировать следующим образом.

  • 1. Всеобщие методы , т.е. философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую). Материалистическая диалектика связывает возникновение государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (например, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы); а всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Идеалистическая диалектика выступает в двух формах: объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, согласованием воли людей (договором).
  • 2. Общенаучные методы , в отличие от всеобщих, не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К ним относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента и др.

Анализ обычно является первой стадией любого научного исследования, на которой изучаемый объект разделяют на части с последующим изучением и выявлением его строения, состава, свойств и признаков. Так, например, в категории "система права" выделяются и исследуются такие понятия, как отрасль, подотрасль, институт и норма права.

Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое; аналитическое обобщение выделенных и изученных особенностей объекта. Он выступает как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Например, объединение юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения в самостоятельную группу – институт права, как институт права собственности в гражданском праве или институт ответственности должностных лиц – в административном нраве.

При системном подходе вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при ее структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, дастся функциональная характеристика. Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Так, например, применение этого метода позволило выделить мировые правовые системы современности: англо-американскую, романо-германскую, обычного права и религиозную.

С системным подходом тесно связан функциональный подход , который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности, функции правосознания и т.д.). Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные (специальные) методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К таким методам относят социологический, статистический, кибернетический, математический и др.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие – к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей (закон необходимого разнообразия и т.п.).

Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в "каждом знании столько истины, сколько математики". В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Частноправовые методы являются сугубо юридическими. К ним относятся формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Формально-юридический метод позволяет определять специальные юридические термины (как, например, "юридическое лицо", "существенный вред", "смягчающие вину обстоятельства"), выявлять их признаки, провести классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача метода состоит в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы (макросравнение), либо их отдельные элементы (микросравнение) – законы, юридическую практику и т.д. – в целях выявления их общих и особенных свойств. В правовой пауке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Как видим, методы научного познания государства и права многообразны, тесно связаны между собой и лишь в совокупности и взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы указанной сферы.

Как и любая другая фундаментальная наука, правоведение выполняет ряд важных функций, характеризующих ее теоретическое и практическое значение для преобразования общественной жизни. Несмотря на разнообразие классификаций, представляется возможным выделить функции , которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права.

Реализуя онтологическую функцию , правоведение познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы: что есть государство и право? как и почему они возникли? что представляют собой в данный момент? и др. Данная функция характеризует добывание нового знания, его накопление и систематизацию.

Суть гносеологической (познавательной ) функции – в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Данная функция представляет собой выработку и оформление научных знаний о государстве и праве; она направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, об обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Прогностическая функция правоведения проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственноправовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Она определяет в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, формируя научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д.

Осуществляя идеологическую (идейно-воспитательную) функцию , правоведение приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, правосознание и поведение должностных лиц и отдельных граждан как важнейший идеологический фактор. Такая функция способствует повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формированию высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Таким образом, функции правоведения раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики, они взаимосвязаны, дополняют друг друга, а потому, лишь взятые в системе, дают полное представление о назначении такой науки, как правоведение.

Лекции. 8 часов. Заочное отделение. Факультет философии человека.

Понятие права.

Право- это система действующих в обществе, общеобязательных правил поведения(правовых норм), установленных и охраняемых государством.

Признаки права:

1.государственно-волевой характер;

2.нормативность;

3.властно-регулятивная природа;

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает возведенную в закон общую волю(волю всего общества).

Нормативность права состоит в том, что содержанием права являются общеобязательные правила поведения.

Властно-регулятивная природа права указывает на то, что с одной стороны право регулирует общественные отношения, а с другой стороны это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.Этим право отличается от морали и социальных норм.

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.

Эта позиция господствовала в годы советской власти и обосновывала подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривалось исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования.


Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция - дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.

Четвертая позиция - позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права - характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Принципы права- это исходные положения, руководящие идеи, определяющие содержание права. Принципы права сами по себе относятся к числу правовых норм, являются наиболее общими из них, нередко закрепляются в конституциях и законах.Принято различать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые- приоритет прав и свобод человека и гражданина; ограничение их только законом; социальная справедливость;гуманизм; равноправие;демократизм; законность, единство прав и обязанностей и др.

Межотраслевые- принципы, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права:ответственность за вину; презумпция невиновности, которые характеризуют уголовное и административное право и процесс;

Отраслевые- принципы, закрепляющие важнейшие закономерности какой-либо отриали права,например принцип равноправия и самостоятельности сторон характерный для гражданского права;

Функции права: сущность и социальное назначение права проявляется в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и на поведение людей.

По их внешнему проявлению различают политическую, экономическую, воспитательную и иные функции права.

По их внутреннему содержанию выделяют регулятивную и охранительную функции. В рамках регулятивной функции выделяют статическую регулятивную функцию (юридическое закрепление в правовых институтах социально-значимых отношений) и динамическую регулятивную функцию(правовое оформление динамики общественных отношений) .

Охранительная функция направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе(жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок,институты демократии и т.д.)В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на эти ценности.

Форма и источники права:

Сущность любого социального явления составляет внутреннее содержание предмета, которое проявляется в единстве всех его характеристик, свойств, связей, отношений..

Способом существования и внешнего выражения сущности выступает его форма.

Одним из существенных признаков права, которые отличают его от других социальных норм(норм морали,традиций, обычаев, религиозных норм) является формальная определенность.

Форма права – это форма права, как отдельного самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение- упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Наряду с понятием форма права в правовой науке используется понятие источник права

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

· Различаются:

o конституция - основной закон государства;

o конституционные законы;

o обыкновенные законы;

o подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

· Основные отрасли российского права

· Основными отраслями современного российского права являются конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, предпринимательское право, уголовное право, трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, природоохранное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

· Ведущую роль во всем комплексе отраслей права играет конституционное (государственное) право. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления.

· Административное право - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Нормами этой отрасли устанавливаются система, порядок и компетенция органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляются права и обязанности граждан в их отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, соответствующие меры ответственности и т.д.

· Гражданское право представляет собой совокупность норм, регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота (физических и юридических лиц), основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).

· Предпринимательское право - это совокупность норм, регулирующих предпринимательские (хозяйственные) отношения, т.е. отношения, складывающиеся при регулировании и осуществлении предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения. При этом предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность предпринимателя деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

· Уголовное право представляет собой совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Основными задачами норм этой отрасли являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

· Трудовое право - это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения между работодателями и работниками. Нормами этой отрасли права определяются основные трудовые права и обязанности работников, устанавливается порядок заключения и расторжения трудового договора, регулируются вопросы рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, трудовой дисциплины, охраны труда и т.д.

· Семейное право - это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере брака и семьи. Нормы этой отрасли права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, а также другими родственниками), определяют порядок и формы опеки и попечительства и т.д.

· Финансовое право представляет совокупность норм, регулирующих финансовые отношения. Нормы финансового права определяют порядок формирования и распределения бюджетных средств, регулируют вопросы составления и утверждения бюджета, денежного обращения, взимания налогов и других обязательных платежей, устанавливают основания, формы и процедуры финансовой деятельности банков и т.д.

· Земельное право - это совокупность норм, регулирующих земельные отношения. Нормы земельного права регулируют вопросы собственности на землю, определяют условия и порядок землепользования, правовой режим земель различных категорий и т.д.

· Природоохранное право является совокупностью норм, определяющих средства, формы и порядок охраны окружающей природной среды от всех видов вредного воздействия на нее. Нормы этой отрасли права закрепляют современные стандарты здоровой окружающей среды, защищают экологическое благополучие населения, обеспечивают право каждого на благоприятную окружающую среду.

· Гражданское процессуальное право - это совокупность норм, которые определяют порядок гражданского судопроизводства. Нормы этой отрасли права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, природоохранительных и административных правоотношений (дела по жалобам на неправильности в списках избирателей; по жалобам на действия, нарушающие права и свободы граждан; по жалобам на административные взыскания и т.д.). В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются также дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя).

· Уголовно-процессуальное право - это совокупность норм, определяющих порядок производства по уголовным делам во время дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом. Основными задачами уголовного судопроизводства являются охрана прав и свобод человека и гражданина, защита правопорядка, быстрое и полное раскрытие преступлений, объективное рассмотрение и разрешение уголовных дел на основе закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

· Исправительно-трудовое право - это совокупность норм, регулирующих порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам, работам без лишения свободы, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих при-говоры к этим видам наказания на территории РФ, формы участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных, совершенствовании деятельности исправительно-трудовых учреждений и контроле за их деятельностью.

· Система права - это строение права, его подразделение на отрасли и институты.

· Отраслевой принцип построения системы права, концепция выделения различных отраслей права по критериям предмета и метода правовой регуляции, конструкция внутренней организации системы права и его составных частей (правовых норм, институтов и отраслей) и т.д. являются положениями юридико-доктринального учения о праве как регуляторе общественных отношений, о внутренне согласованной системе правовой регуляции (ее формах, механизме, средствах и способах), об особенностях правовой регуляции разнородных общественных отношений и т.д.

· Например, в современном российском законодательстве сложились такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли законодательства, отражая процессы дифференциации и интеграции в правовом регулировании, содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).

· Интегративные процессы в законодательстве выражаются и в формировании отдельных крупных законодательных массивов в виде, например, комплексов нормативно-правовых актов, посвященных правовой регуляции вопросов борьбы с преступностью, проблем транспорта, информатизации и т.д.

· Систематизация правовых актов

· Действующее право состоит из множества различных правовых актов (нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентного значения и т.д.), в которых выражено и представлено нормативно-правовое содержание различных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правового материала и удобства практического пользования им применяются различные способы (виды) систематизации правовых актов.

· Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для Соответствующих пользователей правовой информации.

· Более развитыми способами систематизации правовых актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.

· Инкорпорация - это способ систематизации, который состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или неофициальном порядке) разного рода сборники или собрания действующих правовых актов по определенному предмету и кругу вопросов правовой регуляции.

· Консолидация - это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правовых актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правового акта.

· Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Понятие и юридическое содержание нормы права

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в нормативно- правовых актах и иных признаваемых государством источниках, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Выделяются следующие характерные черты и признаки нормы права.

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания: 1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности; 2) запрета совершать некоторые поступки; 3) разрешения действовать соответствующим образом. Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Юридическим содержанием нормы права является:

1. Предоставление прав одной стороне. Например, право продавца вещи получить ее цену и право покупателя получить приобретенную им вещь.

2. Возложение на другую сторону обязанностей. Например, юридическая обязанность покупателя уплатить продавцу стоимость вещи и юридическая обязанность продавца передать проданную вещь.

3. Связь прав и обязанностей. Продавец обязан передать вещь и имеет право получить деньги – цену этой вещи, а покупатель, наоборот, имеет право получить вещь и обязан передать продавцу деньги. В этом заключается взаимосвязанное поведение сторон, установленное нормой права.

4. Вмешательство государства в случае, если стороны не выполняет своих обязанностей. Вмешательство государства представляет собой властное принудительное воздействие с целью исполнения нормы права либо привлечение виновного к ответственности.

Шалагина М.А.

Правоведение

Шпаргалки

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

2. Понятие, признаки и функции государства

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

4. Формы государственного устройства

5. Механизм государства. Органы государственной власти

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

8. Нормативные правовые акты. Закон

9. Норма права. Структура нормы права

10. Классификация норм права

11. Право и мораль

12. Толкование права. Правосознание

13. Правонарушение

14. Юридическая ответственность

15. Основные правовые системы современности

16. Правовая система России

17. Отрасли права

18. Конституция Российской Федерации

19. Федеративное устройство России

20. Система органов государственной власти России

21. Избирательные права граждан РФ

22. Права и свободы личности в РФ

23. Законность, правопорядок и правовое государство

24. Понятие гражданского права

25. Гражданские правоотношения: понятие и виды

26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

28. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства

29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства

30. Понятие договора. Заключение договора

31. Изменение и расторжение договора

32. Понятие и содержание права собственности

33. Приобретение и прекращение права собственности

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность

35. Наследственное право. Наследство. Наследование имущества

36. Наследование по закону и по завещанию

37. Выморочное имущество

38. Способы принятия наследства

39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор

40. Семейные и имущественные права ребенка

41. Опека и попечительство

42. Общие положения законодательства о труде

43. Понятие трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора

44. Источники земельного права

45. Участники земельных правоотношений

46. Постоянное(бессрочное) пользование земельными участками

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

48. Налоговые правонарушения

49. Административное право


50. Административное правонарушение и административная ответственность

51. Гражданское процессуальное право

52. Арбитражный процесс

53. Адвокатура

54. Нотариат

55. Уголовное право

56. Прокурорский надзор в РФ

Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме