Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Семья как важнейший социальный институт. Типы и виды семей

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья - это группа людей, которые живут вместе.

Семья - это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства - в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.


3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:


Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:



Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой - это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:



Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

Что такое семья? Герцен говорил, что семья начинается с детей, но ведь и не успевшая обзавестись потомством пара тоже семья. А еще есть семьи приемные, неполные, конфликтные и еще великое множество видов семей. Давайте попробуем разобраться с основными способами классификации этой важнейшей социальной группы.

Виды и типы современной семьи

Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.

1. По размеру семьи – учитывается количество ее членов.

2. По типу семьи.

  • нуклеарная семья – содержит одну брачную пару с детьми.
  • сложная семья – состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.

3. По количеству детей.

  • инфетильные, бездетные семьи;
  • однодетная семья;
  • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

4. По форме брака.

  • моногамная семья – состоит из двух партнеров;
  • полигамная семья – один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).

5. По полу супругов.

  • разнополая семья;
  • однополая семья – двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.

6. По месту положения человека.

  • родительская – семья наших родителей;
  • репродуктивная – семья, создаваемая человеком.

7. В зависимости от места проживания.

  • патрилокальная – семья, живущая на одной территории с родителями мужа;
  • матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
  • пеолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.

И это еще не все виды и типы семьи, которые бывают. Рассмотреть особенности каждой разновидности смысла не имеет, поэтому мы поговорим о самых ярких типах.

Виды неполных семей

Бывают внебрачные, осиротевшие, разведенные и распавшиеся неполные семьи. Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.

Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.

Виды приемных семей

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

  1. Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  2. Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  3. Патронат – воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
  4. Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Виды многодетных семей

Виды неблагополучных семей

Выделяют две большие категории. В первую входят различные виды асоциальных семей – родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.

Основные типы семей.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные типы семей.
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

1. По количеству детей : бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная.

2. По составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семьи нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака.

3. По структуре : с одной брачной парой с детьми или без них; с одним из родителœей супругов и другими родственниками; с двумя или более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми и т.д.

4. По семейному стажу : молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста͵ старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.

5. По однородности социального состава : исходя из национальной принадлежности, уровня образования, соответствия профессий и т.д.: социально-гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.

6. По качеству жизнедеятельности семьи : благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная, проблемная и др.

7. По особым условиям семейной жизни : студенческая, ʼʼдистантнаяʼʼ семья, ʼʼвнебрачнаяʼʼ семья.

8. По структуре лидерства в семье : эгалитарные (демократические) и традиционные, авторитарные семьи.

9. По семейному быту, семейному укладу: семья ʼʼотдушинаʼʼ, семья детоцентристского типа, семья спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

10. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах, закрытых городках).

11. По типу потребительского поведения: семьи с ʼʼфизиологическимʼʼ типом потребления, семьи с ʼʼинтеллектуальнымʼʼ типом потребления.

12. По характеру проведения досуга: открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг).

13. По социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи.

14. По степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические.

15. По состоянию здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья, психически здоровая семья.

Психолого-педагогические предпосылки формирования семьи:

Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи является деятельное понимание им социальной значимости своих действий, определœенных обязательств друг перед другом, ответственность за свою семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничения личной свободы;

Богатая гамма представлений, возникающих у подростка (далеко не всœе имеют четкие представления о семейной жизни и супружеских отношениях);

Роль классической, художественной, исторической, специальной литературы, кинœематографа, радио и телœевидения в формировании представлений о семье и семейных отношениях.

Основные этапы процесса создания предпосылок формирования семьи:

Первичное знакомство с семейной жизнью, психологией семьи и формирование общих представлений о ней;

Формирование взглядов на семью в целом и свою собственную,

Реализация собственных устремлений, установок на брак и семью,

Совершенствование общих и частных представлений в процессе жизнедеятельности семьи.

Конкретное содержание этих этапов сугубо индивидуально для каждой личности.

Первичное знакомство с семейной жизнью, психологией семьи и формирование общих представлений о ней.

Как показывает практика, процесс осознанного знакомства с семьей для значительной части молодежи происходит спонтанно и чаще всœего – со стороны.

Характерные черты этого периода:

1. Первые шаги в большей мере связаны с проблемами поиска спутника жизни или просто любимого человека, нежели с самой семьей.

2. Бесчиленное множество открытых дорог создает состояние эйфории и непонимание того, что заложенный в нас потенциал должна быть реализован не всœегда и везде, а выбор одного спутника жизни означает отказ от других.

3. Из-за сложившихся стереотипов для большинства молодых людей очень важным оказывается первое впечатление от знакомства, именно оно превалирует в дальнейших отношениях.

4. По мере расширения своих познаний о семье молодые люди пытаются полнее познать себя и свои способности, что может как позитивно, так и негативно отразиться на их психике.

Формирование взглядов на семью в целом и свою собственную:

Значительное снижение роли эмоциональных характеристик в формировании взглядов на свою собственную семью;

Возрастание потребности у будущих супругов общения как со своим микроокружением, так и между собой по различным проблемам жизнедеятельности семьи;

Появление существенных расхождений во взглядах на семью вообще и на свою собственную, возникающее под влиянием психологических особенностей каждого типа индивидуальности, ее стремлением соответствовать традициям предков, идти в ногу со временем, следовать моде и т.д.;

Формирование взглядов на семью вообще тесно сопряжено социально-психологическими характеристиками обоих супругов, а взгляды на собственную семью – с особенностями своего избранника, избранницы;

Закладывается понимание соотношения любви и супружества, роли этого прекрасного чувства в семейной жизни;

Явственно проявляющееся парадоксальное, возвышенно-скептическое отношение к любви и браку нормализуется.

На формирование взглядов на семью оказывают внимание следующие факторы:

1. Внешние факторы :

- материальные (денежные доходы семьи, уровень социально-бытового обеспечения, состояние жилья, возможности проведения досуга),

- профессиональные (условия труда каждого из супругов и степень его значимости, опасности, оторванность от семьи, престижность профессии, частота смены мест работы и др),

- социально-психологические (взгляды и отношения представителœей микроокружения, профессиональные традиции, сложившиеся межличностные отношения в конкретном микросоциуме),

- другие (возможность повышать образовательный и культурный уровень, посмотреть разные страны, изменить имидж и др.).

2. Внутренние факторы:

- психологические (мотивация жизнедеятельности индивида, преобладающие психологические и психофизиологические состояния, уровень развития и направленность задатков и способностей, степень объективности самооценки, содержание ранее сформировавшихся установок и степень их устойчивости, внутрисемейное общение, семейные ценности, супружеская совместимость, наиболее выраженные предрасположенности к образу жизни и типу людей и др.);

- психофизиологические (состояние здоровья, способность иметь детей, состояние психики, возрастные параметры и др.).

Реализация собственных устремлений, установок на брак и семью.

Предшествующие этапы в значительной мере отражают процесс развития каждого из супругов и во многом оправдывают их поведение в браке;

Дают о себе знать структурные элементы различных социально-психологических факторов, присущих семье (интересы, потребности, предрасположенности, взгляды и отношения, цели и установки, настроения, традиции, социально-психологическая совместимость, тенденции лидерства и согласованность функционально-ролевых ожиданий);

Представления о семье у вступающих в брак часто далеки от общепринятого в обществе идеала, ограничены какой-либо одной стороной семейной жизни и т.д.;

Вступающие в брак супруги несмотря на общеизвестные оптимальные условия заключения брака часто игнорируют предостерегающие их противопоказания, заведомо, порой осознанно отводят себя в семьи группы риска (разница в возраст супругов, отсутствие условий совместного проживания, контраст профессий, отсутствие добрачного периода).

Лекция 23 Школа как социальный институт и воспитания подрастающего поколения

1. Организация социально-педагогической работы в школе.

2. Основные направления работы социального педагога в школе.

3. Взаимодействие социального педагога с педагогическим коллективом в организации процесса социального воспитания.

На современном этапе в школах возникла крайне важно сть создания специальной службы.

Основные функции социальной службы школы:

· выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах и школе;

· изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучаемого, групп – объектов социальной службы;

· оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями;

· социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;

· социальная защита группы, класса от отдельных лиц;

· выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, действенности педагогической деятельности в работе с учениками, родителями;

· социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах и школе;

· непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися и их родителями;

· установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.

Социальная служба должна органично войти в целостную структуру школы. По этой причине общее руководство ею должен осуществлять директор , в обязанности которого входят следующие:

· определœение стратегии ее развития,

· базовых направлений деятельности и задач,

· контроль за ходом ее реализации.

Условно в деятельности социальной службы выделяется два направления деятельности:

1. социальная работа;

2. социальная педагогика.

Социальная работа школы .

Социальная работа школы организована в соответствии с Конвенцией ООН ʼʼО правах ребенкаʼʼ (1990).

В соответствии с Конвенцией ООН российским законодательством определœены и закреплены следующие права ребенка:

· жить и воспитываться в семье;

· общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками,

· защищать свои права;

· на заботу со стороны родителœей;

· на совместное проживание со своими родителями,

· на обеспечение своих интересов,

· на всœестороннее развитие,

· на уважение человеческого достоинства.

Заместитель директора по социально-правовым вопросам уделяет внимание решению следующих проблем:

· выработка и реализация социальных проектов и программ;

· сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; детях, нуждающихся в социальной защите;

· обеспечение защиты прав детей в условиях школы: получение ими крайне важно го обучения и воспитания, питания, соблюдение норм отношений и др.;

· контроль за деятельностью должностных лиц в аспекте защиты прав ребенка;

· координация усилий должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;

· установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и др.

Социальный работник – специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав ученика, решать его социальные проблемы, а при крайне важно сти и осуществлять социальную защиту учителя. Проблемы, находящиеся в его ведении могут определяться:

1. Индивидуальными возможностями и особенностями ребенка:

· соответствием индивидуальных возможностей ребенка требованиям учебной программы;

· потребностями ребенка в индивидуальной подготовке на предыдущем этапе обучения;

· особенностями воспитания, влияющего на его взаимоотношения с социумом;

· возникшей или существующей конфликтностью и др.

2. Социальной средой семьи ребенка, к которым относятся:

· семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;

· семьи группы риска;

· семьи с неблагоприятной внутрисемейной психологической атмосферой;

· семьи, в которых у родителœей утрачены по различным причинам необходимые взаимоотношения с ребенком.

3. Социально-психологической обстановкой в классе:

· проблемы во взаимоотношениях учеников с учителями;

· конфликтность внутри коллектива класса;

· конфликтность между учеником и учителœем.

Лекция 24 Социальный педагог как воспитатель. Современные аспекты проблемы

1. Социальный педагог как медиатор между обществом и личностью

2. Роль социального педагога в профилактике дессоциализации.

3. Субъект-субъектные отношения в социальном воспитании

В национальной доктринœе образования в Российской Федерации констатируется, что одной из важнейших целœей образования является воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в сфере образования одна из важнейших проблем – создание системы, которая не только передавала бы новому поколению положенный объём знаний и умений в области конкретных наук, но и формировала личность с определœенными качествами и ценностными ориентациями. Это должны быть ценности и качества личности, которые благоприятствуют становлению новой социальной структуры государства и его экономики. Несмотря на то, что в последнее время появилось значительное число публикаций, прямо и косвенно касающихся воспитания, формирования нравственных и социально значимых качеств личности, они не вызвали отклика у самих учащихся, учителœей-практиков и руководителœей системы образования. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, 64,3% родителœей считают, что процесс воспитания в современной школе не ведется полностью, а 22,1% – соглашаются с тем, что воспитание в школе ведется, но его уровень не соответствует современным требованиям. Учителя общеобразовательных средних школ признают, что уровень воспитанности у их учеников далек от желаемого (77% опрошенных, при N=62), но не видят в настоящее время путей и условий для эффективного воспитательного процесса (69%). Из тех, кто считает уровень воспитанности учащихся удовлетворительным, 80 % утверждают, что воспитание учащихся в современном обществе и социально-экономических условиях ʼʼзадача неблагодарная и неосуществимаяʼʼ. Учащиеся общеобразовательных средних школ хотя и понимают воспитание по-своему, однако часть из них (36,7%) согласна с тем, что приобщение к культуре и традициям общества должно вестись в учреждениях образования. К сожалению, большинство учащихся – около 48% (N=174) – считают воспитание устаревшим понятием и не видят его значения для отдельной личности и общества в целом. В высших профессиональных учебных заведениях ситуация несколько иная. Большинство преподавателœей вуза (почти 82%, при N=39) констатируют, что уровень воспитанности у студентов не соответствует нормам развитого общества и понимают крайне важно сть принятия срочных мер по преодолению этой проблемы (68,5%). Лишь незначительная их часть (менее 11%) считает возможным передать функции воспитания обществу в целом и не вмешиваться в данный процесс. Даже те, кто считает уровень воспитанности студентов удовлетворительным (только около 4 %), согласны с тем, что воспитательный процесс в вузе должен существовать параллельно и вместе с процессом обучения. Студенты вуза относятся к идее воспитания в высшем учебном заведении более ʼʼпрохладноʼʼ – только 33% опрошенных из почти 400 человек поддержали идею формирования системы воспитания, однако важность ʼʼмероприятий, необходимых для успешной социализации и привития культурыʼʼ, понимали значительное большинство – 84%. Исходя из полученных данных, очевидно, что процесс воспитания должен идти во всœех учреждениях образования, и он востребован, однако формы, методы, а главное, его содержание должно соответствовать требованиям общества и его прогресса.

К сожалению, содержание и методы воспитания сегодня составляют одну из главных проблем современной педагогики, несмотря на то, что разработана и существует продолжительное время методологическая база – гуманистическая философия, психология и педагогика (Ш.А.Амонашвили, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Л.Кольберг, А.Маслоу, К.Роджерс, В.В.Розанов, В.А.Сухомлинский, В.Франкл, Э.Фромм).

Также широко представлены современные взгляды психологов и педагогов по проблеме личности учащегося и формирования определœенных качеств личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, О.С.Гребенюк, В.В.Давыдов, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Е.А.Леванова, В.А.Сластенин и др.). Действительно, это является одним из базовых противоречий современной системы образования: выраженная и признаваемая всœеми проблема – воспитание личности (или формирование определœенных социально одобряемых, нравственных, демократических качеств) – не находит своего решения. Ситуация связана и с размыванием самых понятий ʼʼвоспитаниеʼʼ, ʼʼнравственные качестваʼʼ, и неосознанностью понятия ʼʼдемократияʼʼ, и с практически исчезновением института воспитания (хотя бы в виде классных руководителœей), и, естественно, со сменой парадигм воспитании – от директивной к субъектный. В этой связи крайне важно подчеркнуть, что ряд основателœей социальной педагогики – П.Ноторп, Х.Мискес, а также автор одного из первых учебных пособий в этой области А.В.Мудрик – рассматривали роль науки несколько шире, чем оказание практической социальной помощи детям, имеющим проблемы в социализации. Мы согласны с тем, что социальная педагогика как наука должна изучать существующую систему, всœе институты воспитания, координировать и оптимизировать их деятельность, повышать ее эффективность. На наш взгляд, одна из важнейших функций социального педагога в современной школе состоит в изучении результативности работы учреждения образования, ее оптимизации, координации деятельности всœех заинтересованных сторон.

В данный момент в большинстве общеобразовательных школ социальный педагог работает в основном с учениками, которые уже совершили асоциальные поступки или имеют отклонения в физическом, психическом или нравственном смысле. При этом вторая, на наш взгляд, даже более значительная сторона воспитания – профилактика асоциального поведения – не находит в их деятельности достаточного места. Это связано и с тем, что в современной школе знания в конкретной области науки являются основным критерием эффективности ее функционирования. Асоциальное же поведение ʼʼмешаетʼʼ учителям вести образовательный процесс, а следовательно, на таких детей обращают больше внимания. ʼʼСредниеʼʼ учащиеся остаются без должного внимания, а ведь именно они в большинстве случаев пополняют ряды детей с девиантным поведением. В нашей педагогике устоялись ʼʼнаправленияʼʼ воспитания – нравственное, правовое, физическое и т.д. Возникает вопрос: на какое из них сегодня крайне важно обратить большее внимание? Так как эти направления есть стороны одного процесса, то лишь их объединœение может дать конкретный результат. При этом, на наш взгляд, одно из направлений может и должно быть приоритетным. Это – демократическое воспитание или воспитание демократических качеств. На базе анализа литературы по социологии, психологии и педагогики можно сделать вывод о том, что среди ученых единого понимания категории ʼʼдемократические качества личностиʼʼ нет. Многие определяют демократическую личность как преобладание политических взглядов, традиций деятельности в определœенных политических рамках, приверженность определœенным идеалам и ценностным ориентациями. Тем самым понимание демократических качеств личности сводится к политическому мировоззрению и даже идеологии. Другая группа придерживается мнения, что демократические качества есть те качества личности, которые позволяют ей проявлять себя как человека действующего в обществе с определœенных личностных позиций. Причем эти позиции далеки от политики и основываются на идеях взаимного уважения и равной ответственности. Ведь демократия - ϶ᴛᴏ не только и не столько политический строй, но и принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всœех членов коллектива. На наш взгляд, именно формирование демократических качеств должно быть одной из целœей работы современной общеобразовательной школы, а социальный педагог должен быть основным проводником и координатором этой воспитательной деятельности между всœеми заинтересованными сторонами – учеником, родителями, учителями и государством. Социальный педагог должен быть не столько ʼʼконтролеромʼʼ, но создателœем в образовательном учреждении ситуации, формирующей определœенные личностные качества. Веди именно он обладает одновременно знаниями психологии ребенка, педагогических проблем и методик и основами субъект-субъектного подхода как базы всœего образовательного процесса. В ходе процесса обучения, который в данное время стал в некоторой степени единственным временем общения педагога с учеником и должен идти процесс воспитания ребенка. Но для этого сам процесс обучения должен базироваться на гуманистических, демократических принципах. Необходимо, чтобы современные технологии обучения сочетались с технологиями воспитания и были бы единым целым.

Лекция 25. Молодежные и детские общественные объединœения России на современном этапе:

1.Роль молодежных общественных организаций в формировании гражданского общества.

2.Основные этапы развития детских организаций и включения детей в общественную жизнь.

3.Детское общественное объединœение

Молодежные общественные организации играют важную роль в формировании гражданского общества.Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Групповые методы в социальной работе начали применяться в конце Х!Х века когда в Западных странах и в России получили распространение работные дома, ʼʼобщежитияʼʼ, создаваемые религиозными и благотворительными организациями и т.д.

Окончательное признание теория групп как метод социальной работы получила в 30-х годах ХХ в., когда была создана национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936 ᴦ.).

В России данный метод стал активно использоваться с 70-х гᴦ. (прежде всœего специалистами в области управленческого консультирования, а после институционализации социальной работы в 90-х гᴦ. – в социальной работе).

Сегодня теоретическая база социальной работы с группами представлена школами :

1. теория поля : в ней группа воспринимается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему.

2. теория социального обмена : представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен.

3. теория социальных систем : ее сторонники изучают специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривают такие вопросы, как влияние различных частей системы друг на друга, поддержание традиций в системе и приспособление систем к своему окружению и т.д.

Под методом групповой работы принято понимать совместная деятельность людей, которые, работая в группах по 2-10 человек над определœенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия.

Наиболее важный результат групповой работы – преобразование внутреннего мира ее участников.

Основа этих преобразований – переосмысление жизненных ценностей.

Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повсœедневной гонке и задуматься над смыслом собственной жизни. Содействие со стороны этому процессу получило название ʼʼаксикреацияʼʼ - порождение, ʼʼвыращиваниеʼʼ у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции ценностей.

В процессе аксикреации социальный работник не должен полностью идентифицировать себя с группой. Его профессиональный долг – сохранять возможность контроля над ситуацией, в случае если она приобретает деструктивную направленность. Аксикреацию не следует форсировать – она должна органично проявиться на базе происходящих в группе процессов. Недопустимы как ее искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного ʼʼпогруженияʼʼ и темпах работы.

Не следует в полной мере выявлять и вербально оформлять актуализируемые в групповой работе ценности. Преимущество групповой работы перед индивидуальной – получение ʼʼдобавочногоʼʼ продукта за счёт достижение и использования так называемого синœергетического эффекта : результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных членов, участники чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается, и происходит качественный скачок результативности.

Синœергетический эффект достигается за счёт разделœения труда, специализации, координации, интеграции.

Устойчивость синœергетического эффекта достигается на этапе достаточной зрелости группы.

Основные цели использования групповой работы :

· исправительные цели, когда дело касается одного или нескольких членов группы;

· для предупреждения социальных дисфункций;

· для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;

· для утверждения личности

· в целях обучения и воспитания чувства гражданственности,

· для осуществления одной цели или всœех этих целœей одновременно.

Назначение групповой работы :

· решение сложных проблем,

· формирование сплоченного коллектива, создание ʼʼсыгранной командыʼʼ,

· поиск и реализация благоприятных возможностей,

· организация процесса обучения, обмен опытом,

· личностное и профессиональное самоопределœение участников работы и т.д.

Основные типы групп:

1. Созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные):

· нацелœенные на нормальное развитие своих членов (группы социализации),

· группы, цель которых – исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации)

2. Созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели.

В группах социализации основная цель социальной работы – помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целœей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).

Основные типы семей. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные типы семей." 2014, 2015.

Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций.

В юридическом смысле,

Семья - представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Функции семьи:

1. Репродуктивная: рождение детей.

2. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

3. Защитная: забота о здоровье, содержание и защита семьи.

4. Экономическая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

5. Образовательная: обучение детей.

6. Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

7. Эмоциональная: удовлетворение потребностей в уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

8. Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

9. Социальная: передача детям социального опыта.

10. Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Типы семьи.

1. В зависимости от форм брака:

- моногамная семья - состоящая из двух партнёров

- полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров (например, полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами и полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. (народов Тибета, Гавайских островов).

2. В зависимости от пола супругов:

- однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей.

- разнополая семья

3. В зависимости от количества детей:

Бездетная семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

- простая семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

- сложная семья - большая семья из нескольких поколений..

5. В зависимости от места человека в семье:

- родительская - это семья, в которой человек рождается

- репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

6. В зависимости от проживания семьи:

- матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

- патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

- неолокальная - семья проживающая отдельно от родителей

3. Порядок и условия заключения брака.

Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

3. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

4. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

5. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,

2. Достижение ими брачного возраста.

3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

1. Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2. Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3. Усыновителями и усыновленными;

4. Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет социальному педагогу и социальному работнику создавать систему представлений и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них.

Типология семьи по семейному стажу:

1.Молодая семья . Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

Существует три основных вида молодых семей.

Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж.

Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие

Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью.

2.Семья среднего супружеского возраста . Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

3.Пожилая семья . Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

Типология семьи по количеству детей:

    Бездетная или инфертильная семья . Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

    Малодетная семья . Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

    Многодетная семья . Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

    семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

    семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

    семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

    семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

Типология семьи по составу:

1. Неполная семья . Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2.«Материнская семья» (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака . Выделяют три вида таких семей:

    женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

    мужчина с детьми женится на женщине без детей;

    оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи:

    Семьи безработных граждан . К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

    Семьи беженцев . Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

    Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

Типология семьи по видам отношений между супругами:

1.Семья с отношениями сотрудничества характеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений.

2.Семья с паритетными отношениями предполагает ровные «союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств.

3.Семья с состязательным видом отношений отличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном соперничестве.

4.В семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга.

Типология по стилям семейных взаимоотношений:

    Семья с демократическим стилем взаимоотношений характеризуется сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным и полным равноправием всех участников семейного союза.

    Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего, безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто развиваются психогенные заболевания.

    Семья с попустительским стилем взаимоотношений характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полномотказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза:

Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:

    Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет.

    В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.

    Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности.

    Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла.

    Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.

    Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.

    Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства.

    Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме