Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Период окупаемости проекта - это. Внешнее управление вводится с целью

Тесты текущего контроля

Тесты

1. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлет­ворить требования кредиторов, если:

а) не выполняет договорные обязательства;

б) обращено взыскание на его имущество по решению суда;

в) обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение, трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

2. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится с момента:

а) возбуждения дела о банкротстве арбитражным судом;

б) введения наблюдения;

в)введения финансового оздоровления;

г) заключения мирового соглашения;

д) введения внешнего управления;

е) принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.

3. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к крупным сделкам относятся:

а) сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом;

б) сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом и иным имуществом должника, балансовая стоимость которого пре­вышает 10% балансовой стоимости активов должника, на момент зак­лючения сделки;

в) сделки по отчуждению имущества, на совершение которых тре­буется согласие арбитражного суда.

4. По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» срок конкурсного производства:

а) не может превышать 1 год;

б) не может превышать 1,5 года;

в) может быть продлен на 6 месяцев;

г) может быть продлен на 12 месяцев;

д) может быть продлен арбитражным судом на любой срок и про­дление срока может быть обжаловано;

е) может быть продлен арбитражным судом на любой срок и про­дление срока не может быть обжаловано;

ж) не может быть продлен арбитражным судом;

з) верно только б), д); и) верно только а), в), е); к) верно только а), в), д); л) верно только б), в), д); м) верно только б), в), е); н) верно только а), в), ж).

5. По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

а) перепрофилирование производства;

б) продажа части имущества должника;

в) уступка прав требования должника;

г) продажа предприятия (бизнеса) должника;

е) верно только а), б), в);

ж) верно только а), б), г);

з) верно только а), б).

6. Какое решение вправе принять руководство предприятия при введении наблюдения:

а) о реорганизации предприятия;

б) о создании филиалов и представительств;

в) о выплате дивидендов;

г) о размещении облигаций и эмиссии иных ценных бумаг;

д) о внесении изменений в структуру и штатное расписание предприятия?

7. По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» может ли рассматриваться в качестве кандидатуры административ­ного или внешнего управляющего лицо, осуществляющее полномо­чия временного управляющего:

8. Участвует ли кредитор по обязательным платежам в заключе­нии мирового соглашения:

9. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий обязан производить расчеты с кредиторами:

а) со счетов должника в банках;

б) специального счета, открытого для этой цели.

10. На какой расчетный счет зачисляются денежные средства долж­ника, поступающие в ходе конкурсного производства:

а) на расчетный счет основного кредитора;

б) расчетный счет ИФНС;

в) один счет должника (основной счет);

г) разные счета должника, известные на момент открытия кон­курсного производства?

11. Временный управляющий действует:

а) с момента назначения его арбитражным судом и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банк­ротом и назначения конкурсного управляющего;

б) с момента своего назначения арбитражным судом до утверж­дения арбитражным судом мирового соглашения;

в) с момента назначения его арбитражным судом и до введения финансового оздоровления и назначения административного управ­ляющего, введения внешнего управления и назначения внешнего уп­равляющего или до принятия арбитражным судом решения о призна­нии должника банкротом и назначения конкурсного управляющего,

г) верно только б), в);

д) верно только а), б).

12. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельно­сти (банкротстве)» градообразующими организациями признаются:

а) юридические лица, на которых занято не менее 25% численно­сти работающего населения соответствующего населенного пункта;

б) юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта;

в) организации, численность работников в которых превышает

5000 человек;

г) юридические лица, имеющие на своем балансе объекты соци­ально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслу­живающие не менее 50% населения города;

д) верно все вышеперечисленное;

е) верно только а), в).

13. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не распространяется на:

а) казенные предприятия;

б) акционерные общества;

в) политические партии;

г) религиозные организации;

д) верно только а), в), г).

14. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» мораторий на удовлетворение требований креди­торов не распространяется на требования:

а) о взыскании задолженности по заработной плате;

в) граждан о возмещении вреда жизни или здоровью;

г) о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управля­ющего от исполнения договоров должника;

д) верно только а), в);

е) верно только а), б), в);

ж) верно только а), б), в), г).

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» что понимается под несостоятельностью (банкрот­ством)?

а) невыполнение должником договорных обязательств и просро­ченная более трех месяцев задолженность по заработной плате;

б) прекращение должником финансово-хозяйственной деятельно­сти и неликвидность его имущества;

в) обращение взыскания на имущество должника в связи с его неплатежеспособностью;

г) признанная арбитражным судом или объявленная самим долж­ником неспособность в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязан­ность по уплате обязательных платежей?

16. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельно­сти (банкротстве)» организация и проведение собрания кредиторов осуществляются:

а) представителем ИФНС;

б) арбитражным судом;

в) арбитражным управляющим;

г) комитетом кредиторов;

д) верно только а), б).

17. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» кредитор по денежным обязательствам - это:

а) кредитор, имеющий право участвовать в собрании кредиторов с правом голоса;

б) кредитор по денежным обязательствам и обязательным плате­жам;

в) кредитор по обязательствам, вытекающим из договоров граж­данско-правового порядка, предусмотренных ГК РФ;

г) верно только а), в);

18. Внешнее управление вводится с целью:

а) выполнить обязательства перед бюджетом;

б) выполнить требования граждан, перед которыми должник не­сет ответственность за вред их жизни или здоровья;

в) восстановить платежеспособность предприятия для продолже­ния его деятельности;

г) выполнить обязательства перед кредиторами;

д) ликвидировать предприятие.

19. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельно­сти (банкротстве)» для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание:

а) размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) размер задолженности по обязательствам перед гражданами за причинение вреда их жизни и здоровью;

в) размер задолженности по обязательствам перед учредителями должника - юридического лица, вытекающим из такого участия;

д) верно только а), б).

20. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов представляет интересы:

а) внешнего или конкурсного управляющего;

б) должника и кредиторов;

в) конкурсных кредиторов;

г) кредиторов по обязательным платежам.

21. По Федеральному закону «О несостоятельности (банкрот­стве)», в какую очередь подлежат удовлетворению суммы штрафов (пени) и иные финансовые (экономические) санкции:

а) в 1-ю очередь;

б) во 2-ю очередь;

в) в 3-ю очередь;

г) в 3-ю очередь после погашения основной суммы долга и про­центов?

22. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» распространяется:

а) на все юридические лица, являющиеся некоммерческими орга­низациями;

б) все коммерческие и некоммерческие организации и казенные предприятия;

в) все юридические лица, являющиеся коммерческими организа­циями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации в форме потребительского кооператива, благотворитель­ного или иного фонда.

23. На каком этапе между должником и кредитором может быть заключено мировое соглашение :

а) в любое время до возбуждения дела о несостоятельности;

б) на любой стадии рассмотрения дела в арбитражном суде;

в) в случае, когда арбитражный суд принимает решение об отказе в признании должника банкротом;

г) в период проведения конкурсного производства;

д) в случае погашения требований кредиторов?

24. По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» временный управляющий действует с момента его назначения арбит­ражным судом и до:

а) введения внешнего управления;

б) назначения внешнего управляющего;

в) принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

г) назначения конкурсного управляющего;

д) утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

е) принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом;

ж) верно только а) или в) или д) или е);

з) верно только а) и б) или в) и г) или д) или е); и) верно только б) или г) или е).

25. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» в период конкурсного производства расчеты с кре­диторами производятся:

а) требования кредиторов всех очередей удовлетворяются одновре­менно, при недостаточности денежных средств они распределяются между всеми кредиторами пропорционально суммам требований;

б) требования каждой очереди удовлетворяются после полного удов­летворения требований предыдущей очереди, при недостаточности денежных средств они распределяются между кредиторами соответствую­щей очереди пропорционально суммам требований.

26. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» дела о банкротстве рассматриваются:

а) третейским судом;

б) судом общей юрисдикции;

в) арбитражным судом.

27. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельно­сти (банкротстве)» при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

а) наблюдение;

б) внешнее управление;

в) конкурсное производство;

г) досудебная санация;

д) мировое соглашение;

е) финансовое оздоровление;

ж) банкротство отсутствующего должника;

з) верно все вышеперечисленное; и) верно только а), б), в);

к) верно только а), б), г), е);

л) верно только а), б), в), д);

м) верно только а), б), в), д), ж);

н) верно только а), б), в), д), е), ж).

28. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» собрание кредиторов организации-должника созы­вается по инициативе:

а) арбитражного управляющего;

б) комитета кредиторов;

в) конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномо­ченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее чем 10% общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов;

г) 1/3 числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов;

д) прокурора;

е) арбитражного суда;

ж) верно все вышеперечисленное;

з) верно только а), б), в);

и) верно только а), б), в), г).

29. Вправе ли в соответствии с Федеральным законом «О несос­тоятельности (банкротстве)» внешний управляющий самостоятель­но распоряжаться имуществом должника:

а) не вправе;

б) вправе;

в) вправе, только с согласия арбитражного суда;

г) вправе, только с согласия собственника-должника?

30. Коэффициент автономии, характеризующий независимость финансового состояния организации от заемных средств, определя­ется как отношение:

а) выручки к средней стоимости активов;

б) прибыли к объему продаж;

31. Тип кризиса в организации определяется:

а) уровнем подготовленности персонала и его ориентацией на изменения;

б) типом отсутствующего у организации ресурса;

в) спецификой взаимоотношений с кредиторами.

32. Какие пассивы относятся к группе источников собственных оборотных средств:

а) уставный капитал;

б) добавочный капитал;

в) резервный капитал;

г) полученные авансы;

д) нераспределенная прибыль;

е) верно только а), б), в);

ж) верно только а), б), в), г);

з) верно только а), б), в), д)?

33. Для чего осуществляется реструктуризация акционерного ка­питала:

а) привлечения новых акционеров;

б) вытеснения части старых акционеров;

в) увеличения чистых активов предприятия?

34. При разработке бизнес-плана следует ли изучать планы произ­водства других предприятий данной отрасли (сферы бизнеса):

35. При определении объема инвестиций следует ли учитывать потребность предприятия в сырье и материалах, средствах на реали­зацию продукции (оборотном капитале):

36. Какие из перечисленных мероприятий составляют этапы фи­нансового планирования:

а) планирование производства;

б) планирование ассортиментной политики;

в) анализ финансового положения;

г) составление прогнозных смет и бюджетов;

д) определение общей потребности в финансовых ресурсах;

е) планирование сбыта продукции;

ж) верно только а), б), е);

з) верно только в), г), д); е) верно только а), в), е)?

37. Финансовое положение предприятия может в планируемом году значительно ухудшиться, улучшиться, остаться без изменения. Сколько вариантов финансовых планов следует разрабатывать:

38. К какому виду планирования следует отнести инвестицион­ный бизнес-план:

а) оперативное планирование;

б) среднесрочное планирование;

в) долгосрочное планирование;

г) верно все вышеперечисленное;

д) верно только а), в);

е) верно только б), в)?

39. Ставка дисконта, с помощью которой осуществляется оценка доходных перспектив проекта, рассчитывается на основе:

а) среднерыночной доходности инвестора;

б) доходности по аналогичным проектам;

в) доходности по депозитам банка.

40. Финансовый анализ несостоятельного предприятия включает:

а) горизонтальный анализ;

б) вертикальный анализ;

в) трендовый анализ;

г) расчет финансовых показателей;

д) верно только а), б), г);

е) верно только а), б), в);

ж) верно все вышеперечисленное.

41. Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и крат­косрочный. Какова цель долгосрочного финансового плана:

а) определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы;

б) обеспечение постоянной платежеспособности фирмы?

42. Какие из нижеперечисленных форм бухгалтерского баланса являются источником информации о величине чистых активов орга­низации:

а) бухгалтерский баланс (ф. № 1);

б) отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

в) отчет о движении капитала (ф. № 3);

г) отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

д) приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

е) верно только а), в)?

43. В условиях неплатежеспособности предложение часто пре­вышает спрос. В этом случае деятельность антикризисного управля­ющего имеет смысл начать с того, чтобы:

а) провести более подробную сегментацию и поиск неудовлетво­ренной потребности;

в) расширить поиск потенциальных инвесторов.

44. С чего должна начинаться разработка инвестиционной стра­тегии предприятия:

а) расчета потребности в дополнительных инвестициях;

б) определения источников и схем финансирования;

в) оценки финансово-экономического положения предприятия;

г) анализа рынка продукции?

45. Какие факторы учитывает инвестиционный критерий «Срок окупаемости»:

46. Научно-производственное объединение (НПО) подготовило инвестиционную программу, основой которой является вывод на ры­нок в этом году принципиально нового медицинского прибора. На основе ставки дисконта 20% в год НПО рассчитало срок окупаемо­сти и чистый дисконтированный доход. Насколько реальны планы НПО в привлечении отечественных инвестиций, если срок окупае­мости составил два с половиной года:

а) реальны, если получить государственную поддержку в виде государственных гарантий;

б) не реальны?

47. Прямолинейный метод возмещения капитала применяется для оценки инвестиций:

а) с возрастающим потоком доходов;

б) с убывающим потоком доходов;

в) с равномерным равновеликим потоком доходов.

48. Окупаемость инвестиций - это:

а) уровень доходности на каждый инвестированный рубль;

б) рентабельность активов;

в) время, необходимое для возмещения первоначальных расхо­дов.

49. Данные о дебиторской и кредиторской задолженности пред­приятия содержатся в следующих документах финансовой отчет­ности:

а) бухгалтерском балансе (ф. № 1);

б) отчете о прибылях и убытках (ф. № 2);

в) отчете о движении капитала (ф. № 3);

г) отчете о движении денежных средств (ф. № 4).

50. В какой последовательности должны разрабатываться плано­вые документы предприятия:

а) стратегия - бизнес-план - оперативный план;

б) план - бизнес-план - стратегия;

в) бизнес-план - стратегия - план?

51. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собствен­ными средствами характеризует:

а) наличие собственных оборотных средств организации;

б) финансовую устойчивость организации;

в) обеспеченность организации оборотными средствами для ве­дения хозяйственной деятельности.

52. К внутреннему финансированию относится:

а) выпуск акций;

б) амортизация основных средств;

в) чистая прибыль предприятия;

г) краткосрочное кредитование;

д) верно только а), б), в), г);

е) верно только а), б), в).

53. Вертикальный анализ бухгалтерской отчетности проводится в целях:

а) выявления удельного веса отдельных статей отчетности в ито­говом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода;

б) простого сравнения статей отчетности с данными предыдущих периодов;

в) расчета относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня отчетного периода.

54. Главная проблема управления финансами предприятия заклю­чается в выборе компромисса между следующими параметрами:

а) рентабельностью и оборачиваемостью активов;

б) рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности;

в) вероятностью неплатежеспособности и структурой капитала.

55. Для предприятий, инвестиционные решения которых направ­лены на выход из кризиса, решающим критерием оценки инвестици­онных проектов будет:

а) максимизация прибыли с учетом рисков, связанных с осуще­ствлением инвестиции;

б) будущая структура активов и пассивов;

в) верно только а), б).

56. Внутренняя норма окупаемости инвестиций - это:

а) коэффициент, при котором текущая величина денежных дохо­дов равна сумме текущих инвестиций, а величина чистой текущей стоимости равна нулю;

б) показатель эффективности инвестиций, определяемый как от­ношение текущей стоимости будущих доходов к текущей стоимости капиталовложений.

57. Чистая приведенная стоимость проекта показывает:

а) величину затрат предприятия для реализации инвестиционно­го проекта;

б) будущую стоимость доходов инвестора от реализации инвес­тиционного проекта;

в) приведенную стоимость будущих денежных потоков, дискон­тированных с помощью соответствующей процентной ставки, за вы­четом приведенной стоимости инвестиционных затрат.

58. Укажите основные признаки предприятий, нуждающихся в ре­структуризации:

а) невостребованность на рынке товарной массы, производимой предприятием;

б) высокий уровень затрат на производство и реализацию про­дукции предприятия в сравнении с конкурентами;

в) верно все вышеперечисленное.

59. Период окупаемости проекта - это:

а) время, за которое поступления от производственной деятель­ности предприятия покроют затраты на инвестиции;

б) время, в течение которого реализуется инвестиционный проект;

в) время, в течение которого инвестор владеет заемными сред­ствами банка.

60. На каком из этапов финансового планирования используется балансовый метод:

а) анализ финансовой ситуации;

61. Для финансирования принимаются проекты, если «Чистый дисконтированный доход проекта»:

а) больше нуля;

б) меньше нуля;

в) равен нулю.

62. Оборачиваемость оборотных активов имеет практическое зна­чение для оценки:

а) состояния запасов;

б) рентабельности реализованной продукции;

в) движения мобильных активов;

г) излишков оборотных активов.

63. Рентабельность активов, характеризующая эффективность уп­равления всеми ресурсами организации, вычисляется отношением:

а) чистой прибыли к средней стоимости активов;

б) прибыли к объему продаж;

в) текущих активов к текущим обязательствам;

г) собственного капитала к средней стоимости активов.

64. Коэффициент текущей ликвидности определяется как:

а) Краткосрочные вложения + Денежные средства / Кратко­срочные пассивы - (Доходы будущих периодов + Резервы предстоя­щих расходов и платежей);

б) Сумма оборотных активов / Краткосрочные обязательства - (Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов и платежей);

в) Сумма всех активов / Сумма всех обязательств.

65. Справедливо ли утверждение «Ликвидационная стоимость предприятия как целого обычно меньше, чем сумма выручки, полу­ченная от раздельной распродажи ее активов»:

66. Чистый оборотный капитал - это:

а) оборотные активы;

б) краткосрочные обязательства;

в) оборотные активы минус краткосрочные обязательства.

67. Срок окупаемости инвестиционного проекта определяется:

а) как момент времени, когда сумма дисконтированных капиталь­ных вложений будет равна сумме дисконтированных чистых доходов;

б) как количество лет, определяемое отношением суммы капиталь­ных вложений к среднегодовой величине чистого дохода (в случае неизменности доходов по годам);

в) верно только а), б).

68. Основными недостатками внешнего финансирования являются:

а) необходимость обеспечения кредита;

б) наличие внешнего контроля использования заемных средств;

в) наличие кредиторской задолженности может привести к банк­ротству предприятия;

г) верно только а), б), в);

д) верно только а), б).

69. Баланс организации за отчетный период показал повышение кредиторской задолженности и снижение дебиторской. Каким обра­зом, при прочих равных условиях, приведенные изменения повлияли на чистый приток денежных средств в отчетном периоде? Чистый приток денежных средств:

а) увеличился;

б) уменьшился.

70. Какие факторы учитывает инвестиционный критерий «срок окупаемости»:

а) продолжительность периода владения проекта;

б) время, необходимое для возмещения инвестиционных затрат;

в) время поступления денежных средств в течение срока окупае­мости?

71. Наиболее ликвидные активы - это:

а) денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

б) дебиторская задолженность покупателей;

в) запасы и затраты;

г) основные средства и незавершенное строительство.

72. Кризисное состояние предприятия имеет место, когда:

а) стоимость внеоборотных активов меньше собственного капи­тала;

б) произошло уменьшение собственного капитала за счет доба­вочного капитала;

в) сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложе­ний и дебиторской задолженности меньше наиболее срочных обяза­тельств.

73. Мобильность имущества предприятия определяется :

а) высокой оборачиваемостью;

б) отсутствием убытков;

в) высокой долей оборотных активов в составе средств предприя­тия;

г) эффективностью использования имущества.

74. Чистый дисконтированный денежный поток определяется:

а) путем сложения за все годы показателей дисконтированных валовых доходов и вычитания из полученной суммы объема капи­тальных вложений;

б) путем вычитания из суммы дисконтированных денежных по­токов объема инвестиций, предназначенных на реализацию данного проекта;

в) верно только а), б).

75. Рентабельность продаж определяется как отношение:

а) прибыли от продаж к объему продаж (выручке);

б) прибыли до налогообложения к активам;

в) оборотных активов к краткосрочным обязательствам.

76. Точка безубыточности инвестиционного проекта показывает:

а) объем производства, при котором выручка от реализации про­дукции равна себестоимости производства;

б) период, за который поступления от производственной деятель­ности предприятия покроют затраты на первоначальные инвестиции;

в) общую прибыль, получаемую предприятием от реализации

продукции;

г) это ставка, при которой дисконтированные доходы от инвести­ций уравновешиваются с инвестиционными затратами.

77. Основные недостатки показателя «Период окупаемости про­екта»:

а) не учитывает ценность денег во времени;

б) игнорирует наличие денежных поступлений после срока оку­паемости;

в) показывает доходность всего инвестиционного проекта;

г) верно только а), б);

д) верно все вышеперечисленное.

78. На каком из этапов финансового планирования используется балансовый метод:

б) составление сводных таблиц финансового плана;

в) корректировка и конкретизация финансового плана;

г) ни на одном из вышеперечисленных?

79. В открытом акционерном обществе, которое выводится из фи­нансового кризиса из-за нехватки оборотных средств и недогрузки мощностей, наблюдается высокая себестоимость продукции. Какие действия целесообразно применить в этом случае:

а) активизировать переговоры с крупными оптовиками;

б) наладить собственную торгово-сбытовую сеть;

д) верно все вышеперечисленное;

е) верно только б), г)?

80. В бухгалтерском балансе организации основные средства от­ражаются:

а) по первоначальной стоимости;

б) восстановительной стоимости;

в) остаточной стоимости;

г) рыночной стоимости.

81. Внутренняя норма доходности:

а) показывает доходность, устраивающую инвестора при реали­зации инвестиционного проекта;

б) период, за который поступления от производственной деятельно­сти предприятия покроют сумму первоначальных инвестиций;

в) это ставка дисконта, при которой эффект от инвестиций, он же чистый дисконтированный доход проекта, равен нулю.

82. Общую обеспеченность предприятия оборотными средства­ми для ведения хозяйственной деятельности и своевременного пога­шения срочных обязательств предприятия характеризует:

а) коэффициент текущей ликвидности;

б) коэффициент обеспеченности оборотных активов собственны­ми средствами;

в) коэффициент автономии.

83. При определении чистой текущей стоимости объекта учиты­вается:

а) ставка дисконта;

б) инвестиции в объект;

в) доход от использования объекта;

г) доход от перепродажи;

д) верно все вышеперечисленное.

84. Разработку финансового плана целесообразно начинать с про­гноза:

а) прибылей и убытков;

б) движения денежных средств;

в) активов и пассивов баланса.

85. Основными недостатками внутреннего финансирования яв­ляются:

а) грубые ошибки при инвестировании из-за самостоятельности

принимаемых решений;

б) снижение ликвидности и платежеспособности предприятия;

в) невозможность использования внешнего финансирования.

86. Для чистого дисконтированного дохода (NPV) и индекса до­ходности (PI) справедливо следующее утверждение :

а) если NPV > 0, то РI > 1;

б) если NPV > 0, то РI = 0;

в) если NPV < 0, то РI > 1;

г) если NPV > 0, то РI = 1.

87. Исходными документами для составления оперативных фи­нансовых планов являются:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о движении денежных средств;

г) верно все вышеперечисленное;

д) верно только б), в).

88. Какая схема финансирования инвестиционного проекта при прочих равных условиях является более предпочтительной:

а) с минимальным значением чистого дисконтированного дохода (NPV);

б) с максимальным значением внутренней нормы доходности;

в) нет правильного ответа.

89. К постоянным затратам относятся:

а) заработная плата основных рабочих;

б) арендная плата;

в) затраты на сырье и материалы.

Выражения «в соответствии» и «в соответствие» отличаются по смыслу: именно от этого зависит их написание. Чтобы не допускать ошибок в выборе окончания слова «соответствие», необходимо разобраться, в каких речевых ситуациях уместно его использование.

Лексический ряд «соответствие», «соответствовать», «соответственный» имеет общее значение соотношения между чем-либо, выражающее согласованность в определенных характеристиках, совпадение по времени, месту или другим признакам.

Выражение «в соответствии» употребляется, если речь идет о действии, которое должно совпадать с определенными требованиями к поведению, принятию решений, выполнению каких-либо функций.

Он действовал в соответствии с приказом, и совесть его не мучила.

Жить в соответствии с общепринятыми нормами просто, но совершить поступок по установленным правилам невозможно.

Решение о поездке к морю было принято в соответствии с мнением всех членов семьи.

«В соответствии» является наречным предлогом, образованным от существительного «соответствие». В предложении оно используется как служебная часть речи, хотя частично сохраняет обстоятельственное значение.

В приличном обществе принято вести себя в соответствии с правилами этикета. (Как? – в соответствии с правилами.)

Действия спасателей координировались из центра в соответствии с метеорологическими условиями. (Как? – в соответствии с условиями.)

Выражение «в соответствие» подразумевает необходимость привести к некоторому стандарту, исправить, усовершенствовать то, что должно соответствовать каким-либо устойчивым требованиям общего порядка.

Если привести собственные потребности в соответствие со своими возможностями, не возникнет желания получать удовольствия за чужой счет.

Дела надлежало привести в соответствие с инструкцией по технике безопасности.

По морфологическим признакам «в соответствие» – это винительный падеж имени существительного с предлогом. Написание –е в окончании объясняется тем, что форма винительного падежа существительного соответствие совпадает с формой именительного падежа.

Синтаксическая роль предложно-именного сочетания «в соответствие» – прямое дополнение.

сайт определил, что разница между сочетаниями «в соответствие» и «в соответствии» заключается в следующем:

  1. Сочетание «в соответствие» состоит из существительного и предлога, в предложении выступает в роли дополнения. «В соответствии» является наречным предлогом, частично сохранившим обстоятельственное значение.
  2. Если речь идет о необходимости что-то привести «в соответствие» с каким-либо стандартом, используется существительное с предлогом. Наречный предлог «в соответствии» указывает на соотношение каких-либо действий.
  3. Сочетание «в соответствие» может включать определение к существительному: «прийти в полное соответствие». Наречный предлог «в соответствии» – неделимое целое, в него нельзя ввести дополнительные языковые элементы.

Экологическая общественность уже который месяц находится в состоянии повышенной активности. Дело в том, что государство решило кардинально изменить систему нормирования воздействия на окружающую среду. Так, в середине прошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

Объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории );

Объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории );

Объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории );

Объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории ).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект). В январе-апреле 2015 г. были проведены публичные слушания, с учетом результатов которых Проект был доработан , прошел независимую антикоррупционную экспертизу и был представлен Правительству на утверждение. Давайте рассмотрим доработанный Проект подробнее.

Для начала отметим, что согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться:

Уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

Уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

Классификация промышленных объектов и производств;

Особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В Проекте критерии базируются на принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I КАТЕГОРИЯ

В соответствии с пояснительной запиской к Проекту к объектам I категории относятся объекты отраслей (части отраслей, производства), которые характеризуются наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды или осуществляют выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные для здоровья населения и состояния окружающей среды химические вещества или их соединения.

Кроме того, на основании Федерального закона № 7-ФЗ в I категорию попадают объекты хозяйственной и иной деятельности, относящиеся к областям применения НДТ. В связи с этим в качестве критериев отнесения объектов к I категории были использованы отрасли (части отрасли, производства), которые в соответствии с перечнем областей применения наилучших доступных технологий, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (далее — Распоряжение № 2674-р), относятся к областям применения НДТ.

При формировании критериев отнесения хозяйствующих субъектов к I категории учитывались виды производственной деятельности с конкретными показателями мощности, на которые распространяется действие Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 15.01.2008 № 2008/1/EC «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» и приложение 1 к Модельному закону «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды» (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением № 31-8 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

В связи с тем, что объекты I категории являются основными загрязнителями окружающей среды, им в Проекте уделено большое внимание (перечень объектов I категории занимает больше половины объема Проекта).

К таким объектам предлагается отнести в первую очередь объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, объекты энергетики, металлургии, предприятия органического и неорганического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, предприятия текстильной, кожевенной, целлюлозно-бумажной, пищевой, свиноводческой и птицеводческой отраслей, мясокомбинаты, предприятия с мощными цехами электролитической и химической обработки сырья, объекты, на которых осуществляется производство оксида магния, работы по обработке поверхностей, предметов и продукции с использованием органических растворителей и др.

Отметим, что в доработанном Проекте была сделана важная оговорка: указанные объекты относятся к I категории при условии наличия в сбросах и выбросах вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду данных объектов веществ 1 и (или) 2 класса опасности . На наш взгляд, сделать такую оговорку было вполне разумным и оправданным шагом, т.к. это существенно снижает количество потенциальных объектов I категории.

Согласно Проекту к объектам I категории не относятся предприятия, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, в которых оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов.

Объекты I категории будут под самым пристальным контролем со стороны государства. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для них предусмотрен особый способ нормирования — получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР):

Извлечение

Статья 31.1 Комплексное экологическое разрешение
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
[…]
10. Комплексное экологическое разрешение содержит:
технологические нормативы;
нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
нормативы допустимых физических воздействий;
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
требования к обращению с отходами производства и потребления;
согласованную программу производственного экологического контроля;
срок действия комплексного экологического разрешения.
[…]
19. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения КЭР . Заявку на получение КЭР необходимо будет подать в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности :

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
(вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
[…]

Кроме того, стационарные источники выброса, расположенные на объектах I категории, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

Кроме всего прочего, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Отметим также, что с 1 января 2018 г. должны вступить в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), согласно которым в ст. 11 будут установлены дополнительные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня (новые пп. 7.5 и 7.6):

Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории , за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подп. 4 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;

Материалы обоснования КЭР , разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подп. 7.5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

II КАТЕГОРИЯ

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. В данный перечень входят в том числе объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории.

КСТАТИ

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» Минпромторг России при участии Минсельхоза России, Росстандарта и Роспотребнадзора в течение 2015-2017 гг. разработает 47 справочников по НДТ для различных областей промышленности.
В этой связи также стоит отметить Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Кроме того, ко II категории относятся объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты по производству силикатного кирпича, объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и др. Обратите внимание, что далеко не для каждой отрасли указаны производственные мощности, исходя из которых производится отнесение объектов к той или иной категории.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для объектов II категории будет введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
[…]
3. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
[…]
7. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Извлечение
из Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
[…]
11. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух .

К слову, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 219-ФЗ, не содержат информации о представлении объектами III категории отчетности о сбросах вредных (загрязняющих) веществ .

На объектах III категории также разрабатывают и утверждают программу ПЭК , осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).

IV КАТЕГОРИЯ

Извлечение
из Проекта
(изначальный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Так, в этом случае к IV категории должны были относиться все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы. Однако при наличии хотя бы одного стационарного источника выбросов, например собственного источника теплоснабжения (проще говоря, бытового газового котла), небольшое офисное предприятие уже нельзя было бы отнести к IV категории. При этом не ясно, в какую категорию попадало бы указанное предприятие, ведь в соответствии с Распоряжением № 2674-р производство тепловой энергии через сжигание топлива относится к области применения НДТ, а значит, предприятие следовало бы отнести к I или II категориям.

Доработанный Проект содержит другие критерии:

Извлечение
из Проекта
(доработанный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся:
5.1 Объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
а) масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
б) обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
в) сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
5.2 Объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива при соответствии данных объектов условиям, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пунктом 5.1 настоящих Критериев.

Таким образом, в указанную категорию попадают все офисные предприятия и объекты социальной и образовательной сферы, отапливаемые собственными маломощными газовыми котлами. Автор статьи уверена, что данный вариант критериев гораздо более логичен и оправдан с точки зрения целей Проекта.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2016)
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
[…]

Статья 65. Государственный экологический надзор
[…]
9. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ

В ходе обсуждения Проекта часто встречались замечания об отсутствии в нем конкретного списка предприятий, относящихся к той или иной категории (хотя бы к I и II как самым опасным). Оппоненты разработчиков Проекта указывали также на то, что используемые критерии довольно расплывчаты и не учитывают многих показателей производства. Таким образом, в одну категорию попадают, например, крупные нефтеперерабатывающие заводы и мини-установки по сжиганию нефтеотходов. Такие общие формулировки дают пространство для различных толкований как со стороны природопользователей, так и со стороны представителей контролирующих органов, что неизбежно приведет к коррупционным проявлениям. Так обстояло дело и с печально известными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» до того момента, как после внесения ряда изменений в нем не были максимально конкретно расписаны объекты отраслей, их производственные мощности и классификация, на основании которых объекту присваивается класс опасности и устанавливается соответствующий размер санитарно-защитной зоны. Отметим, что данный недостаток в доработанном Проекте так и не был устранен.

Кроме того, как мы видим, в критериях отнесения объектов к IV категории (ни в изначальном, ни в доработанном Проекте) не сказано ни слова об отходах. Таким образом, предприятие, не имеющее собственных источников выбросов и сбросов, но образующее в ходе своей деятельности опасные отходы I и II классов, будет относиться к IV категории. С одной стороны, позиция разработчиков Проекта понятна, ведь самый распространенный отход I класса — это отработанные ртутные лампы, которые образуются почти на каждом офисном предприятии. А с другой стороны, на основании ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС, если у них образуются только твердые коммунальные отходы (ТКО) (в данном случае плательщиками будут являться региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению). Поэтому логично было бы включить образование только ТКО как один из критериев отнесения объектов к IV категории.

Cо сточными водами тоже не все неоднозначно. Как быть с поверхностным стоком с территории или с крыши зданий, который есть практически на всех объектах? Считать ли его сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду? Если да, то получается, что формально предприятий IV категории вообще не существует.

Отметим, что в Проекте можно найти еще много нюансов, вызывающих вопросы. Например, объекты разведения сельскохозяйственной птицы и свиней включены в перечень объектов I категории, а объекты разведения крупного рогатого скота — в перечень объектов II категории. Почему? Кроме того, объекты разведения мелкого рогатого скота вообще не упоминаются в Проекте.

Недоумение вызывает отнесение ко II категории аэродромов с длиной основной взлетно-посадочной полосы (ВПП) 2100 м и более. Как разработчик проектов нормативов предельно допустимых выбросов, автор не понимает, причем здесь вообще длина ВПП? Ведь источниками выбросов являются самолеты, которые принадлежат чаще всего не аэродромам, а авиакомпаниям, в то время как аэродрому принадлежат объекты обслуживания техники, хранения горюче-смазочных материалов и заправки, оказания услуг пассажирам. И все эти юридические лица будут отнесены ко II категории? Логичнее было бы включить в данную категорию собственников авиатехники, и не в зависимости от длины ВПП, а на основании данных о пассажиропотоке или количестве вылетов/прилетов самолетов в сутки.

Сразу бросается в глаза незавершенность классификации объектов. Почему-то для одних отраслей производства классификация идет в зависимости от объема производства, а в других — нет. При этом классификация произведена фактически по одному признаку — виду хозяйственной деятельности и отрасли производства, хотя, как уже было отмечено в начале статьи, согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться несколько факторов (в т.ч. уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов).

Отнесение ко II категории всех объектов, относящихся к области применения НДТ, кроме объектов I категории, также представляется спорным, ведь из п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что к области применения НДТ относятся только объекты, оказывающие значительное НВОС , т.е. объекты 1 категории.

После подробного изучения Проекта можно сделать вывод, что данный документ был разработан наспех и не выполняет той масштабной задачи, которая была на него возложена, в полном объеме. Судя по всему, Проект до его принятия больше дорабатываться не будет. Так что, очевидно, в ближайшие годы нас ждет трудный период адаптации к новым требованиям. Будем надеяться, что данный нормативно-правовой акт все-таки доведут до ума в ближайшее время после его принятия и он будет более или менее соответствовать экологическим реалиям. Иначе нас ждут огромная лавина судебных процессов по вопросам отнесения предприятий к нужной категории и не меньшая лавина разъяснительных писем от уполномоченных органов, как это всегда бывает в нашей стране после принятия срочных и недостаточно проработанных документов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.Г. Воронина,
инженер-эколог ООО «Экомет-2»

К.Г. Гейде,

А.М. Шафикова,
главный специалист ООО «Экомет-2»

А.П. Бирюков,
заместитель директора ООО «Эконт»

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), будут предъявляться различные требования в зависимости от категории, отнесение предприятий к той или иной категории окажет существенное влияние на их деятельность в части применения к ним мер государственного регулирования, пропорциональных значимости НВОС. Соответственно, неточности при установлении категорий объектов могут негативно сказаться на предпринимательской и инвестиционной деятельности. Именно поэтому правильная оценка уровней НВОС имеет большое значение.

Ознакомление с прошедшим публичные слушания и подготовленным к утверждению проектом Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект) показало, что предложенная в нем классификация по структуре во многом напоминает санитарную классификацию предприятий, сооружений и других объектов со всеми ее недостатками. В Проекте представлены перечни объектов (по видам деятельности и мощности), которые отнесены к I и II категориям, и указаны критерии отнесения объектов к III и IV категориям. При этом, если в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена возможность установления или изменения (в случаях, если объект отсутствует в классификации или имеет иную, чем принято в классификации, мощность) размеров санитарно-защитных зон по результатам расчетов и измерений, то в Федеральном законе № 7-ФЗ указано, что категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС. Формулировка «при актуализации учетных сведений об объекте» может иметь несколько толкований и требует уточнения.

Формирование классификации объектов по уровню НВОС с помощью перечней объектов, относящихся к разным категориям, как показывает опыт (на примере СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в разных модификациях действуют уже более 10 лет и до сих пор вызывают множество претензий и вопросов у природопользователей), не рационально , т.к. никакие перечни не могут в полной мере учесть особенности всех объектов. Например, малое предприятие по регенерации отработанных масел будет относиться к I категории как объект, на котором производятся нефтепродукты, что вряд ли объективно. К тому же такой подход не исключает коррупционной составляющей при определении категории предприятия.

Таким образом, необходим дополнительный объективный критерий (в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 таким критерием являются результаты расчетов уровней химического и физического воздействия на атмосферный воздух и соответствующих измерений), учитывающий все виды НВОС и позволяющий количественно оценить уровень НВОС и, соответственно, объективно отнести объект к определенной категории. На наш взгляд, таким критерием может быть размер платы за НВОС .

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ НВОС является платным. Расчет платы за НВОС осуществляется с использованием следующих документов:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 24.12.2014; далее — Постановление № 344);

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Указанными нормативно-правовыми актами регулируется порядок расчета платы:

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, в т.ч. через централизованные системы водоотведения;

Размещение отходов производства и потребления.

Размер платы за выбросы и сбросы пропорционален сумме произведений норматива платы и массы каждого загрязняющего вещества в выбросах и сбросах, а размер платы за размещение отходов — сумме произведений норматива платы и массы отходов каждого класса опасности, размещаемых на объектах хранения и захоронения. Норматив платы по определению представляет собой удельную (приведенную к единице массы) экономическую оценку НВОС при выбросах и сбросах загрязняющих веществ и размещении отходов разных классов опасности. По некоторым оценкам, нормативы платы не в полной мере отражают затраты на реабилитацию окружающей среды, однако в целом корреляционная взаимосвязь между нормативами платы и уровнями негативного воздействия прослеживается.

Например, согласно Постановлению № 344 базовый норматив платы за выброс 1 т бенз(а)пирена составляет 2 049 801 руб., а за выброс 1 т диоксида азота — 52 руб.

Таким образом, размер платы за НВОС по сути является критерием, с помощью которого можно оценить уровень НВОС, установить категорию объекта в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ и правильно расставить приоритеты при определении мер государственного регулирования к различным объектам (предприятиям).

Выводы и предложения:

1. Классификация объектов, оказывающих НВОС, представленная в Проекте, не в полной мере объективна и требует уточнения. В Проекте предлагается учесть дополнительный критерий — размер платы за НВОС.

2. В качестве дополнительного критерия, на основании которого осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, целесообразно принять разные уровни платы за НВОС:

Величины А, Б и В предлагается установить с использованием базы данных администратора платежей действующих предприятий и расчетным путем — для проектируемых объектов.

Для объектов, включенных в перечень опасных, технически сложных и уникальных объектов (см. ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), возможно, следует предусмотреть особый порядок отнесения к категориям в зависимости от уровня НВОС.

2016-04-09

Законодатели Карачаево-Черкесии рассмотрели 15 вопросов. Были рассмотрены и одобрены пятеро кандидатов на должности мировых судей. Все кандидаты, предложенные Квалификационной коллегией судей КЧР, ранее работали мировыми судьями и не имеют нареканий. Им продлили срок полномочий на 5 лет в связи с окончанием предыдущего. М. Якуш назначен на должность мирового судьи по судебному участку № 1 Урупского судебного района, Х. Эбзеев - участок № 6 г. Черкесска, Х. Семенов - участок № 7 г. Черкесска, А. Карасов - участок № 9 г. Черкесска, З. Кондохов - участок № 8 г. Черкесска.
Были рассмотрены и одобрены изменения в Закон КЧР «Об Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики». Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью приведения настоящего закона в соответствие с изменившимся федеральным законодательством от 05 октября 2015 г. № 285-ФЗ, от 15 февраля 2016 г. № 29-ФЗ, от 09.03.2016 г. № 66-ФЗ.
Согласно данным изменениям, член Избирательной комиссии КЧР с правом решающего голоса обязан сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в порядке, установленном законом.
Статья 9 дополнилась предложением о том, что кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Внесен еще ряд изменений, которыми положения закона приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
Также одобрены изменения в статью 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О Главе Карачаево-Черкесской Республики».
Необходимость разработки данного законопроекта обусловлена внесенными изменениями в Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 09 марта 2016 г. № 66-ФЗ.
Изменениями закрепляются особенности назначения даты голосования по избранию главы субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе определены даты проведения голосования в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В двух чтениях был принят проект закона КЧР «О внесении изменений в Закон КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2016 год». Законопроектом предусмотрено перемещение бюджетных средств внутри Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. Перемещение бюджетных ассигнований внутри некоторых министерств предусмотрено и депутатскими поправками.
В двух чтениях парламентарии проголосовали за принятие изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение, возврате транспортных средств на территории Карачаево-Черкесской Республики». Изменения «назрели» в процессе применения Закона на практике. Согласно им уточнено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляется не только владельцем, представителями владельцев, но и лицом, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Кроме того, статьей 1 Федерального закона от 08 июня 2015 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» внесены изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно названным изменениям, во-первых, уточнена процедура задержания транспортного средства. Речь идет о перемещении задержанного автомобиля эвакуатором на спецстоянку при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления им. Согласно поправкам эта процедура прекращается непосредственно на месте задержания в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора.
Кроме этого, изменениями предусматривается обязанность должностных лиц, составивших протокол о задержании, присутствовать на месте задержания машины до начала движения автомобиля-эвакуатора. При этом уточнено, что копия протокола о задержании транспортного средства вручается не только правонарушителю, но и лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Следующий рассмотренный законопроект - «О внесении изменения в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О регулировании отдельных вопросов в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики». Разработка законопроекта также обусловлена необходимостью приведения республиканского закона от 13 декабря 2013 г. № 86-РЗ в соответствие с федеральным законодательством. Так, на основании изменений, внесённых Федеральным законом «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ, вышеобозначенный республиканский закон дополняется статьёй 5.1, согласно которой предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт собственникам жилых помещений:
- одиноко проживающим неработающим, достигшим возраста семидесяти лет - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет - в размере ста процентов;
- проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигшим возраста семидесяти лет - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет - в размере ста процентов;
- инвалидам I, II групп, детям инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, - в размере пятидесяти процентов.
Законопроект одобрен в двух чтениях.
Другой рассмотренный и одобренный в 2 чтениях законопроект региона - «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики». Он был разработан с целью приведения вышеназванного действующего Закона в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесенные изменения касаются согласования архитектурных решений проектов в области строительства и реконструкции объектов недвижимости с целью определения их соответствия предмету охраны исторического поселения.
Органы охраны объектов культурного наследия получают право участвовать в рассмотрении архитектурных решений объектов капитального строительства, вводится норма об обязательном утверждении ими требований к градостроительным регламентам, разрабатываемым для исторических поселений, и утверждении историко-архитектурного плана поселения. Предусматривается разработка градостроительных регламентов за пределами исторического поселения для определения точек (секторов) видовых раскрытий сложившихся панорам исторического поселения.
Устанавливается необходимость выдачи органом охраны объектов культурного наследия заключения о соответствии объекта капстроительства или внешнего облика объекта индивидуального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства.
Также при обнаружении мест захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в республиканский орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении такого объекта в соответствующий реестр с приложением сведений о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности.
Рассмотрен проект постановления Народного Собрания КЧР «О внесении изменений в Постановление Народного Собрания КЧР «Об утверждении Регламента Народного Собрания КЧР». В соответствии с предлагаемыми изменениями предполагается, что кандидаты на должность Уполномоченного по правам человека в КЧР могут вноситься в Народное Собрание Главой КЧР, депутатами Народного Собрания (группой депутатов, фракцией), органами местного самоуправления, правозащитными организациями, иными органами и организациями.
Также были рассмотрены отзывы на проекты федеральных законов. Всего в Парламент республики поступил 61 проект федеральных законов, все они были рассмотрены в профильных комитетах. Парламентарии Карачаево-Черкесии не поддержали семь.
Еще ряд законопроектов, внесенных Правительством КЧР, был принят только в первом чтении. Законодатели посчитали нужным доработать нормативные акты с привлечением всех заинтересованных сторон.
В ходе 23-й сессии Парламента КЧР по поручению Президента Республики Абхазия Рауля Хаджимба секретарь Совета безопасности Абхазии Мухамед Килба вручил высшую награду Республики Абхазия - орден «Честь и слава» супруге выдающегося российского политического деятеля, нашего земляка Юрия Калмыкова, ушедшего из жизни в 1997 году.
«Разрешите передать мне пожелания мира и процветания Карачаево-Черкесии от Президента Республики Абхазия. Хочу выразить благодарность Главе Карачаево-Черкесии Рашиду Темрезову, спикеру Парламента республики Александру Иванову и всему депутатскому корпусу за предоставленную возможность вручать высокие государственные награды нашей страны в торжественной обстановке с участием уважаемых людей Карачаево-Черкесии», - сказал в обращении Мухамед Килба.
Секретарь Совета безопасности Абхазии Мухамед Килба также подчеркнул, что Президент Абхазии Рауль Хаджимба в своей работе, международной деятельности уделяет особое внимание выстраиванию добрых отношений с субъектами России на юге страны, Северного Кавказа, но к Карачаево-Черкесской Республике всегда было более трепетное отношение.
Говоря о Юрии Калмыкове, Мухамед Килба отметил, что он «ярко вошёл в историю России, народов Северного Кавказа и родной Карачаево-Черкесии».
«Заслуги Юрия Хамзатовича перед абхазским народом безмерны и неоценимы. Орден «Честь и слава» - высшая награда Абхазии - малая часть благодарности народа», - заявил М. Килба.

В соответствии или в соответствие: все решает смысл

"Скажите, а как вы бы написали в словосочетании «в соответстви…) «и» или «е»?
Такой вопрос возникает порой даже у людей, знающих неплохо законы правописания.
Что делать, как правильно написать в соответствии или в соответствие? Давайте разбираться.

Что говорят правила

Если в двух словах ответить на этот простой вопрос, то можно сказать коротко – это два разных содержания, смысла. А потому и написание их разнится, оно неодинаково – в одной ситуации пишется «е» в конце, а в другой – «и». Поскольку существуют четкие правила русского языка, то эти 2 выражения будут писаться так, как диктует смысл каждого из них . Чтобы правильно их писать в текстах, надо определиться с речевыми ситуациями, где они уместны.

Что означают слова

Лексически слово соответствие, соответствующий и пр. значит соотношение между чем-то, выражая согласованность в некоторых характеристиках, то есть речь: о месте, о времени и пр.

Когда пишем «в соответствии»

Выражение «в соответствии» пишут в случаях, когда действие должно совпадать с тем или иным требованием, например, к поведению, или человек принимает решение, или должен выполнять какие-то действия.

Пример
Жизнь в соответствии с монашескими правилами нелегка.
Комиссия решила обследовать трубопровод в соответствии с мнением каждого члена.

Выражение «в соответствии» - наречный предлог, образовавшийся от слова «соответствие».
Его используют в предложениях в роли служебной части речи, несмотря на частичное
сохранение обстоятельственного значения.


Пример
Придя в чужой дом, ведите себя в соответствии с установленными в нем правилами (вопрос: как вести себя? и ответ: в соответствии с установленными правилами.)

Матросы действовали в соответствии с указаниями метслужбы (вопрос: как действовали? – ответ: в соответствии с указаниями)

Когда пишем «в соответствие»

Выражение «в соответствие» предполагает приведение к стандарту, исправлению, сделать лучше
то, что должно удовлетворять те или иные устойчивые нормы общего порядка.

Пример
Приведение своих потребностей в соответствие с возможностями избавит вас от жизни за чужой счет.
Приведя дело в соответствие с инструкцией, мастер смог отчитаться без проблем.

То есть, если говорить о морфологических признаках, то это существительное с предлогом в
винительном падеже. «Е» пишется в конце слова, потому что форма этого падежа слова «соответствие» совпадает с формой именительного.

Что же касается синтаксической роли предложно-именного сочетания, то оно является прямым
дополнением.

Резюме

  • Выражение с окончанием «е», состоящее из существительного и предлога, играет роль дополнения (надо что-то привести «в соответствие»; включает определение к существительному:
«привести в соответствие»).
  • Выражение с «и» - это наречный предлог, который в чем-то сохранил обстоятельственное значение (он указывает на соотношение действий; неделимое целое, в которое не введешь дополнительный
языковый элемент).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме