Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сертификация оит. Обязательная сертификация в атомной энергетике и промышленности Оит 0004 1999 порядок проведения сертификации

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ

Москва

1 . Область применения

Настоящий документ устанавливает порядок и правила проведения работ по признанию в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - Система) сертификатов соответствия (протоколов испытаний), выданных органами по сертификации (испытательными лабораториями (центрами) других систем сертификации, включая зарубежные.


Документ разработан в соответствии с документом «Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения» (ОИТ-0001-1998), утвержденным приказом от 22.04.98 г. № 281/168/39 Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России, зарегистрированным Минюстом России 30 июня 1998 г., регистрационный № 1546.

Настоящий документ предназначен для органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий (центров) Системы, а также для отечественных и зарубежных изготовителей (продавцов, исполнителей) оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - ОИТ).

Положения настоящего документа применяются при заключении соглашений с другими системами сертификации, включая международные, региональные и национальные системы.

Документ используется совместно с другими документами Системы.

2 . Общие положения


2.1. Признание сертификатов соответствия (протоколов испытаний) является одной из форм выполнения работ по сертификации ОИТ в Системе.

2.2. Объектами признания могут быть сертификаты соответствия (далее - сертификаты), выданные в установленном порядке другими системами сертификации на выпускаемую продукцию, партию продукции, на единичные изделия, предназначенные для применения на объектах использования атомной энергии, сертификаты на системы качества, а также протоколы испытаний.

2.3. Признание сертификатов (протоколов испытаний) осуществляется с целью сокращения предусмотренных правилами Системы объемов работ по обязательной сертификации ОИТ и снижения затрат заявителя на проведение сертификации ОИТ, включая сертификацию систем качества, сертифицированных (испытанных) в других системах сертификации.

2.4. Процедуры признания сертификатов (протоколов испытаний) организует и выполняет орган по сертификации Системы с привлечением сертификационных экспертных центров.

2.5. Сертификаты (протоколы испытаний) могут быть признаны полностью или частично.


2.6. Полное признание сертификата сопровождается выдачей сертификата установленной в Системе формы (далее - сертификат Системы).

2.7. Частично признанный сертификат (протокол испытаний) используется при сертификации ОИТ в Системе как одно из оснований для возможности выдачи сертификата Системы.

2.8. Орган по сертификации, выполняющий процедуры признания сертификатов (протоколов испытаний), несет ответственность за необоснованное признание сертификатов (протоколов испытаний), выданных другими системами сертификации, за нарушение правил сертификации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.9. Заявитель вправе подать апелляцию в установленном в Системе порядке на действия, связанные с признанием сертификатов (протоколов испытаний), выданных другими системами сертификации.

2.10. Вся документация, необходимая для выполнения признания зарубежных сертификатов (протоколов испытаний), представляется на русском языке. Ответственность за аутентичность перевода несет заявитель.


Решение о возможности проведения сертификации с использованием процедур признания для конкретных

3.2. Для проведения сертификации с использованием процедур признания сертификата в графе «Дополнительные сведения» заявки на сертификацию, заполненной по форме приложения 2 документа «Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок проведения сертификации» (ОИТ-0004-1999), заявитель предлагает выполнить сертификацию на основе признания сертификата на ОИТ и (или) систему качества, выданных в другой системе сертификации, с указанием об обязательности или добровольности ранее выполненной сертификации.

Сертификация с использованием процедур признания сертификатов, выданных в других системах сертификации, в отдельных случаях может выполняться также по предложению органа по сертификации.

3.3. Заявка подается в орган по сертификации заявителем, являющимся держателем подлинника или копии сертификата. Копия сертификата заверяется в соответствии с требованиями, указанными в Приложении .

В случае, когда подлинность сертификата или его копия вызывают сомнение, орган по сертификации Системы может обратиться за подтверждением подлинности в орган по сертификации, выдавший сертификат.


К заявке, кроме предлагаемого к признанию сертификата на ОИТ или его копии, заявителем прилагаются документы, на основании которых был выдан сертификат, включая протоколы сертификационных испытаний, а также документы, определяющие назначение ОИТ по применению на объекте использования атомной энергии и документы, содержащие оценку соответствия комплектующих изделий, материалов, примененных при изготовлении ОИТ, установленным требованиям.

3.4. Для признания зарубежных сертификатов к заявке на сертификацию помимо документов, указанных в пунктах 3.2и 3.3, заявителем прилагаются:

· технические регламенты;

· технические условия, технические спецификации;

· комплект конструкторской документации на сертифицированные ОИТ, включая необходимые расчеты;

· технические условия (или аналогичные документы) на конструкционные материалы (основные и сварочные 1) и (или) разрешение на их применение, оформленные в порядке, установленном в Российской Федерации;

· национальные нормативные документы, устанавливающие характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации, и требования к методикам сертификационных испытаний (в случае, если ОИТ изготовлялись и испытывались по национальным нормативным документам).

Объем представляемой документации может быть уточнен органом по сертификации для конкретных сертифицируемых ОИТ.

1 Под сварочными материалами понимаются также материалы, применяемые для наплавки и пайки

3.5. Орган по сертификации или по его поручению сертификационный экспертный центр проводит анализ сертификата, выданного в другой системе сертификации, в том числе по следующим вопросам:

· соответствие предъявленного сертификата рассматриваемым ОИТ;

· идентичность или эквивалентность нормативной базы сертификации;

· полнота подтвержденных требований относительно предусмотренных для обязательной сертификации в Системе.

3.6. Соответствие предъявленного сертификата сертифицируемым ОИТ устанавливается путем сопоставления идентифицируемых признаков ОИТ с данными сертификата и сопроводительной документации. Результат считается положительным, если ОИТ соответствуют по всем идентифицируемым признакам сертификату и сопроводительной документации.

3.7. Идентичность нормативной базы сертификации оценивается путем сопоставления обозначений нормативных документов, а также состава характеристик (показателей), подтверждаемых при сертификации (далее - требований), указанных в «Номенклатуре оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» (ОИТ-0013-2000) (далее - Номенклатура), и в сертификате.

Перечень нормативных документов и состав требований, указанных в Номенклатуре, может быть уточнен для конкретных сертифицируемых ОИТ.

Если обозначения нормативных документов не идентичны, то проверяется эквивалентность установленных в них требований. При этом орган по сертификации может потребовать от заявителя представления нормативных документов, указанных в сертификате.

3.8. При выполнении сертификации ОИТ, не включенных в действующую Номенклатуру, с использованием процедур признания сертификатов, выданных в других системах сертификации, состав нормативных документов и подтверждаемых при сертификации характеристик (показателей) устанавливается органом по сертификации Системы с привлечением при необходимости сертификационных экспертных центров.

3.9. При выполнении сертификации зарубежных ОИТ с использованием процедур признания, для проверки эквивалентности требований, предъявляемых к сертифицируемым ОИТ, заявителем представляются нормативные документы в соответствии с п. 3.4.

Проверка эквивалентности нормативных требований может выполняться с участием заявителя. Форма и порядок такого участия определяется в программе работ по сертификации.

3.10. Полнота подтвержденных требований относительно предусмотренных для обязательной сертификации в Системе, проверяется сопоставлением выполнения требований пунктов нормативных документов, идентичность и (или) эквивалентность которых подтверждена в соответствии с пунктами 3.6, 3.7, 3.9, с данными протоколов сертификационных испытаний, признанных в порядке и по правилам, установленным в разделе 4.

Для признания сертификатов, выданных добровольными системами сертификации, дополнительно к процедурам по п. 3.2 - 3.10 выполняются работы по признанию протоколов испытаний, указанные в разделе 5.

3.11. Для проведения работ по признанию сертификатов на системы качества к заявке, кроме предлагаемого к признанию сертификата или его заверенной копии, прилагаются документы, на основании которых был выдан сертификат.

Для признания зарубежных сертификатов на системы качества к заявке прилагаются документы о наличии и реализации программ обеспечения качества.

Объем представляемой документации может быть уточнен органом по сертификации Системы.

3.12. Орган по сертификации или по его поручению сертификационный экспертный центр оценивает соответствие информации, полученной по результатам анализа представленных документов, требованиям, установленным в Системе. В обоснованных случаях может проводиться проверка заявителя.

3.13. При положительном результате работ, выполненных по пунктам 3.6 - 3.12, сертификат может быть признан полностью. В этом случае орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата Системы.

3.14. При подтверждении части необходимых требований к ОИТ или системе качества, указанных в пунктах 3.6 - 3.12, сертификат может быть признан частично. В этом случае орган по сертификации принимает решение о проведении сертификации в части неподтвержденных требований, включая проведение соответствующих сертификационных испытаний или проверок системы качества.

3.15. При отрицательном результате работ по пунктам 3.6 - 3.12орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата Системы.

3.16. Свои решения орган по сертификации доводит до сведения заявителя в порядке, установленном в Системе. При отрицательном решении уведомление об отказе в выдаче сертификата Системы сопровождается обоснованием причин отказа.

3.17. Инспекционный контроль за ОИТ, сертифицированными с использованием процедур признания, выполняется в соответствии с требованиями документа «Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Положение об организации и проведении инспекционного контроля» (ОИТ-0017-2001).

4 . Порядок и правила проведения работ по признанию протоколов испытаний, выполненных в других системах обязательной сертификации

4.1. Признание протоколов испытаний, выполненных испытательными лабораториями (центрами) других систем обязательной сертификации, проводится в случае подачи заявителем заявки на сертификацию с указанием в графе «Дополнительные сведения» предложения о проведении сертификации ОИТ в Системе с учетом признания протоколов испытаний, выполненных в другой системе сертификации, и указанием на обязательность проведенной сертификации.

Сертификация с использованием процедур признания протоколов испытаний, выданных в других системах сертификации, в отдельных случаях может выполняться также по предложению органа по сертификации Системы.

4.2. Орган по сертификации с привлечением при необходимости сертификационного экспертного центра проводит анализ каждого протокола испытаний, в том числе по следующим вопросам:

· распространение протокола испытаний на данные ОИТ;

· правильность отбора образцов (проб) для испытаний;

· идентичность или эквивалентность определяемых характеристик (показателей);

· соответствие значений характеристик (показателей) конкретным требованиям нормативных документов, указанных в Номенклатуре;

· идентичность (аналогичность) или эквивалентность методов (методик) и средств испытаний, включая соответствие норм и показателей точности;

· идентичность или эквивалентность условий проведения испытаний;

· полнота подтвержденных требований, относительно предусмотренных для обязательной сертификации в Системе.

4.3. Распространение протокола испытаний на данные ОИТ определяется сопоставлением протокола испытаний с технической (эксплуатационной) документацией на эти ОИТ, представленной заявителем.

Кроме того, проверяется наличие аттестата аккредитации у испытательной лаборатории, выдавшей протокол испытаний, и соответствие проведенных испытаний области ее аккредитации.

4.4. Правильность отбора образцов (проб) для испытаний рассматривается в отношении объема выборки и способа отбора.

4.5. Идентичность определяемых характеристик (показателей) устанавливается сопоставлением данных протокола испытаний с характеристиками (показателями), определенными для сертифицируемых ОИТ Номенклатурой.

В случае выявления различия в показателях, характеризующих одно и то же свойство ОИТ, определяется возможность признания их эквивалентными в отношении соблюдения установленных требовании Перечень нормативных документов и состав требований, указанных в Номенклатуре, может быть уточнен для конкретных сертифицируемых ОИТ.

4.6. Соответствие значений характеристик (показателей), указанных в протоколе испытаний, сопоставляют со значением характеристик (показателей), установленных в нормативных документах с учетом погрешности испытаний (измерений) и требуемых норм точности.

4.7. Идентичность (аналогичность) методов (методик) испытаний устанавливается сопоставлением методов (методик), указанных в протоколе испытаний, с нормативными документами, по которым предусмотрено проведение испытаний в Системе.

В случае выявления различия в методах (методиках) испытаний, определяется возможность признания их эквивалентными.

4.8. Идентичность или эквивалентность условий проведения испытаний устанавливается сопоставлением условий выполненных испытаний с условиями эксплуатации ОИТ на объектах использования атомной энергии, за исключением тех случаев, когда нормативными документами для конкретного вида испытаний устанавливаются специальные требования.

В случае выявления отличий в условиях проведения испытаний оценивается их влияние на результаты испытаний и определяется возможность признания их эквивалентными, причем, условия испытаний более жесткие, чем условия эксплуатации ОИТ, как правило, признаются эквивалентными.

4.9. Полнота подтвержденных требований определяется сопоставлением их состава, указанного в протоколе, с составом требований, предусмотренных для сертификации в Системе.

4.10. При положительном результате работ, выполненных по пунктам 4.2 - 4.9, протокол испытаний может быть признан полностью. В этом случае орган по сертификации может принять решение о нецелесообразности проведения повторных сертификационных испытаний для подтверждения характеристик (показателей), указанных в признанном протоколе.

4.11. При подтверждении части необходимых требований к ОИТ, выполненных по пунктам 4.2 - 4.9, протокол может быть признан частично. В этом случае орган по сертификации может принять решение о проведении части сертификационных испытаний, для подтверждения недостающих характеристик (показателей).

4.12. При отрицательном результате работ по пунктам 4.2 - 4.9 орган по сертификации принимает решение о проведении сертификационных испытаний в полном объеме.

4.13. Свои решения орган по сертификации доводит до сведения заявителя в порядке, установленном в Системе.

5 . Порядок и правила проведения работ по признанию протоколов испытаний 2 , выполненных в системах добровольной сертификации

2 Порядок и правила признания протоколов испытаний, установленные в настоящем разделе, могут применяться по решению органа по сертификации для признания протоколов испытаний, выполненных вне рамок систем сертификации.

5.1. Признание протоколов испытаний, выполненных испытательными лабораториями (центрами) систем добровольной сертификации, проводится в случае подачи заявки на сертификацию с указанием заявителем в графе «Дополнительные сведения» предложения о проведении сертификации ОИТ в Системе с учетом признания протоколов испытаний и указанием на добровольность выполненной сертификации.

5.2. При проведении процедур признания протоколов испытаний, выполненных в системах добровольной сертификации, орган по сертификации или по его поручению сертификационный экспертный центр запрашивает у заявителя и проводит оценку в том числе:

· документов, подтверждающих, что использовавшееся испытательное оборудование, средства измерений, методики выполнения испытаний, измерений, анализа отвечают требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на них;

· информации о квалификации и наличии аттестации персонала, выполнившего измерения, на право проведения этих работ;

· документов, подтверждающих независимость выполненных испытаний.

При необходимости орган по сертификации организует проведение проверки самой испытательной лаборатории (центра). Порядок и объем проверки определяются программой проверки и заранее доводятся до сведения заявителя.

5.3. При положительном результате оценки документов, перечисленных в п. 5.2, и проверки испытательной лаборатории (центра), в случае ее проведения, выполняется анализ протоколов испытаний в порядке, описанном в пунктах 4.2- 4.9, и принимается решение в порядке, указанном в пунктах 4.10 - 4.12.

5.4. При отрицательном результате оценки документов, перечисленных в п. 5.2, и (или) проверки испытательной лаборатории (центра), в случае ее проведения, орган по сертификации принимает решение о проведении сертификационных испытаний в полном объеме.

5.5. Признание протоколов испытаний, выполненных в зарубежных испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в национальных или международных системах аккредитации, осуществляется в порядке, установленном в настоящем разделе.

6 . Оплата работ по признанию сертификатов (протоколов испытаний)

Оплата работ по признанию сертификатов (протоколов испытаний) как одной из форм выполнения работ по сертификации ОИТ в Системе проводится заявителем в установленном в Системе порядке.

Приложение

(обязательное)

Требования к копиям сертификатов и их приложениям

1. Копия сертификата может быть заверена одной из следующих организаций:

· органом по сертификации, выдавшим сертификат;

· держателем подлинника сертификата;

· нотариальной конторой.

2. Копия сертификата должна быть двухсторонней, выполнена электрографическим способом и заверена подлинной печатью заверяющей организации и подписью ответственного лица.

3. При наличии приложений к сертификату они должны быть представлены совместно с ним или его копией.

4. При представлении копии приложений они заверяются организацией, заверившей копию сертификата.

5. Заверяющая организация на каждую копию ставит штамп со своими реквизитами и указывает в нем количество продукции (размер части партии), на которое распространяется заверенная ею копия.

6. Ответственность за идентичность информации, указанной в копии сертификата и в приложениях к нему (при наличии), информации, содержащейся в подлинниках этих документов, несет организация, заверившая копию.

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее по тексту – система ОИТ 2) начала создаваться в 1998 г. совместно Минатомом России, Госстандартом России, и Госатомнадзором России. Это были годы, когда сертификация, как одна из форм подтверждения соответствия требованиям НД с уклоном на экономическую самостоятельность, начинала свое развитие в РФ.

Система ОИТ, организованная в соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) устанавливает :

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области сертификации другими законодательными актами РФ;

- выполнение федеральными органами исполнительной власти организации работ по обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции;

- необходимость государственной регистрации в установленном порядке систем сертификации в Росстандарте;

- установление федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на это, форм обязательной сертификации с учетом сложившейся международной и зарубежной практики;

- состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности;

- условия ввоза импортной продукции;

Другие необходимые для деятельности системы ОИТ положения.

В 1999 г. Госстандарт зарегистрировал систему ОИТ. К этому времени были разработаны и введены в действие основные документы системы ОИТ (прил. 8). В настоящее время этот перечень включает в себя более 20 документов .

Одной из основных целей сертификации является установление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества и подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. В связи с этим область действия системы ОИТ, определенная в ОИТ-0001-1998, относится к сертификации продукции применяемой на ядерных установках, радиационных источниках или в пунктах хранения и важной для их безопасности, а также продукции, производимой ими и представляющей собой ядерную и/или радиационную опасность.

Сертификация в системе ОИТ рассматривается в качестве инструмента, позволяющего подтвердить качество продукции, поставляемой на объекты ИАЭ или производимой ими, что в конечном итоге должно сказаться на общем уровне безопасности этих объектов. Это согласуется с существующим в международной практике подходом к обеспечению безопасности ИАЭ.

Структура системы ОИТ включает в себя Центральный орган, Орган по сертификации, Рабочий орган, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном в системе ОИТ порядке, четыре из которых аккредитованы за рубежом. В Системе аккредитован также учебный центр – Московский институт повышения квалификации Корпорации «Росатом» (рис.5.2., рис. 5.3.). Функции федеральных органов исполнительной власти по организации сертификации и участию в ее проведении установлены основополагающим документом этой системы: ОИТ-0001-1998.

На начальном этапе организации системы ОИТ Центральный орган , состоящий из представителей Корпорации «Росатом», Росстандарта и Ростехнадзора, выполняет координирующие и регулирующие функции при установлении правил и процедур при сертификации продукции в системе ОИТ. Деятельность Центрального органа регламентируется документом ОИТ-0002-1998.

Непосредственно сертификацией занимаются Органы по сертификации в соответствии с функциями, возложенными на них документом ОИТ-0012-2000, в том числе:

Рис.5.2. Структура системы сертификации ОИТ.

Сертификация оборудования, изделий и технологий;

Выдача сертификатов;

Приостановка или отмена действия выданных ими сертификатов;

Предоставление заявителю необходимой информации (в пределах компетенции);

Проведение инспекционного контроля сертифицированных оборудования, изделий и технологий;

Формирование и внедрение фонда НД, необходимых для сертификации.

В системе ОИТ имеются организации, получившие лицензии от Ростехнадзора на право проведения работ в объеме ОК с выдачей соответствующего сертификата соответствия, в том числе автономная некоммерческая организация (АНО) «Атомсертифика», АНО «Атомтехнотест» и др. Это организации, имеющие специализацию по определенным видам деятельности, и обладающие необходимым комплектом испытательного оборудования и опыта работы в этой области ИАЭ.

В системе ОИТ аккредитовано свыше 35 сертификационных экспертных центра и свыше 40 испытательных лабораторий, функции которых установлены документами ОИТ-0005-1999 и ОИТ-0010-1999

Особенности работы испытательных лабораторий, отличающие их работу от подобных лабораторий других систем сертификации, состоят в следующем :

Испытания, подтверждающие соответствие параметров оборудования, изделий и технологий, должны проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям их эксплуатации на объектах ИАЭ, включая и условия работы ОИТ при отказах и проектных авариях, если иное не требуется НД для конкретного вида испытаний;

При испытаниях оборудования, изделий и технологий, содержащих ядерные материалы или радиоактивные вещества или изготовленных из этих материалов изделия, должны выполняться требования соответствующих законодательных актов, федеральных норм и правил и иных НД, действующих в области ИАЭ.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии » предусмотрена обязательная сертификация всего оборудования, изделий и технологий без каких-либо исключений. Соответствующие ограничения на область действия системы ОИТ определяется документом ОИТ-0001-1998.

Следует заметить, что процедура сертификации в системе ОИТ выполняется в два этапа. На первом этапе по результатам предварительной экспертизы дается заключение о полноте учета требований НД, распространяющихся на данное оборудование, и о полноте подтверждения этих требований (протоколами испытаний, расчетами). На этом этапе Заявителю рекомендуется исправить выявленные недочеты (провести дополнительные испытания, откорректировать документацию и др.). На втором этапе производится анализ результатов дополнительных испытаний и исправлений документации. Затем проводится экспертиза основных и дополнительных материалов и определяется возможность выдачи сертификата соответствия.

Проведение работ по сертификации в два этапа помогает Заявителям обеспечить выполнение всех нормативных требований, действующих для конкретного вида оборудования и внести необходимые изменения в конструкторскую и технологическую документацию на изделие, а также провести весь спектр испытаний для достижения качества ОИТ для объектов ИАЭ необходимого уровня безопасности.

Сертификат выдается только при условии подтверждения всех характеристик (показателей) оборудования и изделий, важных для безопасности объектов ИАЭ.

Кроме того, вся серийная продукция, проходящая сертификацию в системе ОИТ, подвергается ежегодному инспекционному контролю в процессе которого проверяется изменение технологии изготовления продукции, документация, стабильность характеристик продукции. В соответствии со схемой сертификации системы ОИТ предусматривается проведение проверки производства на предприятии-изготовителе по утвержденной программе.

В отличии от других систем обязательной сертификации, в том числе ГОСТ Р, при сертификации в системе ОИТ подтверждаются следующие обязательные требования к:

Безопасности объекта ИАЭ в соответствии с принятой классификацией;

Показателям назначения (функциональным показателям);

Показателям надежности;

Показателям пожаробезопасности;

Показателям электробезопасности;

Конструктивно-технологическим характеристикам;

Устойчивости к внешним воздействующим факторам (сейсмические, радиация, механическим воздействиям, дезактивирующим растворам, климатическим воздействиям (температура, влажность, давление, коррозионно-активные агенты в атмосфере);

Электромагнитной совместимости;

Метрологическому обеспечению;

Программному обеспечению;

Маркировке и упаковке;

Транспортированию и хранению;

Условиям поставки импортного оборудования, комплектующих и материалов;

Материалам и полуфабрикатам;

Комплектующим изделиям.

Рис.5.3. Схема проведения сертификации

Примечание. Перечень и номенклатура системы ОИТ, подлежащих обязательной сертификации в системе ОИТ представлен документами , в которую входит 37 объектов (оборудования и изделий), что составляет менее 25% всего планируемого списка оборудования, изделий и технологий. Отсутствие некоторых позиций в номенклатуре сертифицируемых в системе ОИТ объясняется рядом причин, в том числе отсутствием аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий, способных действовать в объеме всех видов ОИТ, а также отсутствием ряда НД, на соответствие требований которых необходимо проведение сертификации. Порядок пополнения перечня ОИТ-0013-2000 и критерии включения в него, представлены в документе ОИТ-0015-2001.

Тем не менее, для сертификации продукции в системе ОИТ, не представленных в настоящее время в ОИТ-0013-2000 (оборудование системы обращения с РАО, контейнеры для отработавшего ядерного топлива и др.), действует схема проведения сертификации с участием экспертной комиссии, заменяющей собой экспертный центр, отсутствующий для этого вида ОИТ.

Сертификация вносит существенный вклад в обеспечение безопасности объектов ИАЭ, поскольку практика сертификации в системе ОИТ позволила:

Выявить ОИТ, не вполне соответствующие требованиям НД в области ИАЭ;

Установить при проведении сертификационных испытаний параметры ОИТ, которые не были определены изготовителями;

Ввести ограничения на параметры применения ОИТ на объектах ИАЭ в связи с неполным подтверждением обязательных требований.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИКАЗ

Приказываем:

1. Утвердить "Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения" (прилагается).

2. Ввести "Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения" с 01.01.99.

Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Е.О.Адамов

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации,
метрологии и сертификации
Г.П.Воронин

Начальник Федерального
надзора России по
ядерной и радиационной
безопасности
Ю.Г.Вишневский

И.о. Министра промышленности
и торговли Российской Федерации
Г.В.Габуния

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
30 июня 1998 года.
Регистрационный N 1546

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минатома России,
Госстандарта России,
Госатомнадзора России
от 22.04.98
N 281/168/39

Основные положения

1. Область применения

Настоящий документ устанавливает цели, принципы, организационную структуру и основные правила Системы сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - Система) и определяет взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности (далее - организации), а также физическими лицами, деятельность которых связана с разработкой, изготовлением, испытаниями, использованием и сертификацией оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - ОИТ), включая сертификацию систем качества и производств ОИТ в соответствии с утвержденными формами сертификации.

Документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 год, N 26, ст.966), Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.93 N 5154-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 год, N 25, ст.917), Федеральным Законом "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 N 170-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 год N 48, ст.4552) , а также , утвержденными постановлением Госстандарта России от 16.02.94 N 3 , регистрационный N 521 от 21.03.94 (газета "Российские вести", 1994 год, N 56), и Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации , утвержденным постановлением Госстандарта России от 21.09.94 N 15 , регистрационный N 826 от 05.04.95 ("Российская газета" от 12.05.95, N 91).

Положения настоящего документа соответствуют Руководствам ИСО/МЭК (в т.ч. ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 25, 27, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 53, 54, 55, 56), стандартам ИСО серии 10000 и европейским стандартам серии 45000.

2. Общие положения

2.1. Система предназначена для проведения обязательной сертификации ОИТ, в том числе импортируемых, в соответствии с Федеральным Законом "Об использовании атомной энергии" .

Сертификация ОИТ в Системе осуществляется как сертификация соответствия.

2.2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации ОИТ осуществляется федеральными органами исполнительной власти - Минатомом России, Госстандартом России и Госатомнадзором России совместно в соответствии с действующим законодательством и Положениями о них, а также документами Системы.

2.3. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом Система строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами.

2.4. Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, в т.ч. международными, региональными, национальными, а также с системами контроля безопасности, которые функционируют под руководством специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

2.5. Сертификация конкретных видов ОИТ проводится в соответствии с документами, определяющими порядок сертификации этих видов ОИТ и конкретизирующими положения Системы с учетом специфических особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставок и использования.

3. Цели и принципы Системы

3.1. Основными целями Системы являются:

Подтверждение соответствия характеристик (параметров) ОИТ, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, установленным нормативным требованиям;

Содействие повышению качества и конкурентоспособности ОИТ.

3.2. Работа по сертификации в Системе организуется для конкретных видов ОИТ по правилам сертификации, установленным в Системе, с учетом особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования.

3.3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в документах Системы, то применяются правила международного договора.

3.4. Требования по сертификации ОИТ являются обязательными при заключении контрактов на поставку ОИТ, входящих в номенклатуру ОИТ для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации.

3.5. Система предусматривает информирование потребителей (покупателей, заказчиков), изготовителей (продавцов, исполнителей), органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий (центров) (далее - испытательные лаборатории), а также других заинтересованных организаций о правилах и результатах аккредитации и сертификации, об участниках сертификации.

3.6. При сертификации в Системе должны соблюдаться требования Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.93 N 5485-1 ("Российская газета" от 21 сентября 1993 года, N 182), а также конфиденциальность в отношении коммерческой информации.

3.7. В соответствии с Законом РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25.10.91 N 1807-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740) официальным языком Системы является русский. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.

4. Нормативные документы

4.1. Сертификация ОИТ в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям государственных и отраслевых стандартов, норм и правил, применяемых в области использования атомной энергии, технических условий, а также международных и национальных стандартов, введенных в действие в Российской Федерации в установленном порядке (далее - нормативные документы).

При проведении сертификации по согласованию с Центральным органом Системы допускается использование иных документов.

4.2. Перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация конкретных ОИТ, устанавливается при аккредитации органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий по данным видам ОИТ.

5. Участники обязательной сертификации

5.1. Участниками обязательной сертификации в Системе являются:

Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России;

Центральный орган Системы;

Органы по сертификации;

Сертификационные экспертные центры;

Испытательные лаборатории;

Изготовители (продавцы, исполнители).

5.2. Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии со совместно:

Создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

Осуществляют выбор способа подтверждения соответствия ОИТ требованиям нормативных документов (формы сертификации);

Определяют центральный орган Системы;

Аккредитуют органы по сертификации, экспертные сертификационные центры и испытательные лаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

Ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

Устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

Устанавливают правила аккредитации;

Осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными ОИТ;

Рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

Выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации совместно:

Утверждают номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации (п.2.8) ;

Разрабатывают и заключают соглашения с другими системами сертификации (п.2.3).

5.3. Центральный орган Системы определяется совместным решением Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и действует в соответствии с документами, используемыми в Системе.

Основной задачей Центрального органа Системы является обеспечение функционирования и совершенствования Системы.

Центральный орган Системы в соответствии со :

Организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

Рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий.

5.4. Органы по сертификации в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" :

Сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

Приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

Предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Органы по сертификации в соответствии с пунктом 3.5 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации :

Формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

Осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ.

В отсутствии органов по сертификации в соответствиии с пунктом 1.1 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" сертификацию ОИТ проводят Минатом России и Госатомнадзор России. В этом случае сертификация ОИТ осуществляется на основании совместного решения (приказа) по Минатому России и Госатомнадзору России.

5.5. Сертификационные экспертные центры, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке:

Осуществляют экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательной лабораторией документов;

Готовят заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;

Подготавливают необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;

Участвуют по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными ОИТ;

Анализируют и участвуют в формировании фонда нормативных документов, необходимых для сертификации;

Представляют изготовителю (продавцу, исполнителю) по его запросу необходимую информацию в пределах своей компетенции;

Подготавливают предложения по привлечению испытательных лабораторий и согласовывают их с органом по сертификации.

5.6. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке, осуществляют испытания конкретных видов ОИТ или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

5.7. Органы по сертификации, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории действуют в соответствии с положениями о них.

5.8. Изготовители (продавцы, исполнители) ОИТ, реализуемых на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обязаны:

Реализовывать эти ОИТ только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

Обеспечивать соответствие реализуемых ОИТ требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;

Указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должны соответствовать ОИТ, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

Приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированных ОИТ, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

Обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию ОИТ и контроль за сертифицированными ОИТ;

Извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированных ОИТ.

5.9. Непосредственная работа в органах по сертификации, сертификационных экспертных центрах и испытательных лабораториях осуществляется с обязательным участием экспертов, аттестованных и зарегистрированных в соответствии с установленным в Системе порядком.

6. Правила сертификации в Системе

6.1. Органами по сертификации, сертификационными экспертными центрами и испытательными лабораториями могут быть аккредитованные в Системе организации, обладающие необходимой компетенцией и имеющие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, необходимые лицензии.

6.2. Аккредитация органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий осуществляется в соответствии с установленным в Системе порядком.

Официальное признание органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий удостоверяется аттестатом аккредитации.

6.3. Сертификация ОИТ проводится в соответствии с порядком, установленным в Системе.

6.4. На ОИТ, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, органом по сертификации выдается сертификат соответствия. Сертифицированные ОИТ маркируются знаком соответствия в порядке, установленном в Системе.

6.5. Сертификация отечественных, включая экспортируемые, а также импортируемых ОИТ проводится по одним и тем же правилам Системы, за исключением случаев, предусмотренных в п.3.3 настоящего документа.

6.6. Сертификаты и аттестаты аккредитации в соответствии с пунктом 4.8 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации вступают в силу с даты регистрации их в государственном реестре.

Аккредитованные сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории, нарушающие правила Системы, исключаются из государственного реестра в установленном порядке.

Информация об этом доводится до участников Системы и других заинтересованных организаций.

6.7. Проведение инспекционного контроля за деятельностью Центрального органа, аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий организуют Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в пределах своей компетенции (в соответствии с п.5.2 настоящего документа).

Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства организует орган, проводящий их сертификацию.

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий, а также за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства осуществляется с привлечением региональных и территориальных органов, базовых организаций по стандартизации и метрологии и других организаций Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России.

6.8. При возникновении спорных вопросов, связанных с деятельностью органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий, заинтересованная сторона может подать апелляцию. Апелляции в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" рассматриваются Центральным органом Системы.

Апелляции по вопросам сертификации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" рассматривают совместно Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России.

7. Финансирование работ

7.1. Финансирование работ в Системе осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" .

Зам.начальника
Департамента
исследований в
области атомной науки и техники
Минатома России
Ю.Г.Ткачук

Начальник Управления
машиностроения
Госстандарта России
В.В.Шильдин

Зам.начальника Отдела
по надзору за качеством
и сертификацией оборудования
для ядерно- и радиационно
опасных объектов
Госатомнадзора России
А.В.Агеев

Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти",
N 16, 27.07.98

Обязательная сертификация продукции, поставляемой на атомные станции и другие объекты атомно-энергетического комплекса, регулируется национальным законодательством и осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты и нормативные документы периодически пересматриваются и обновляются и устанавливают правила проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологий, используемых в атомной энергетике и промышленности.

Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», приняты постановления Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и постановление Правительства от 26 июля 2010 г. № 548 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». МАГАТЭ опубликовало серию норм по безопасности № SF-1, № GS-G-3.1 и GS-R-3 (2008)1 и рекомендовало их для использования другим международным организациям, государствам-членам МАГАТЭ и их компетентным национальным органам.

В настоящей статье анализируется, какое влияние окажут эти документы на особенности проведения обязательной сертификации продукции и сертификацию систем управления безопасностью, качеством и охраной окружающей среды в атомной энергетике и на предприятиях атомного топливного цикла.

ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ ОЧЕРЕДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Проведена очередная реанимация Федерального закона «О техническом регулировании», принят восьмой по счёту Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Пользователям закона с каждым разом всё труднее улавливать нюансы его изменений, но тенденция этих изменений и поправок проясняется. Законодатель раз за разом стремится восстановить порушенную систему нормативного обеспечения российской экономики, хотя изменения в закон, как и раньше, принимаются келейно, без широкого обсуждения с профессионалами и учёта их замечаний и предложений.

В газете «Промышленные ведомости»2, многочисленных научных публикациях и на различных форумах широко обсуждался вопрос кем, когда, на чьи деньги и в чьих интересах разрабатывался закон «О техническом регулировании», какое влияние он оказал на российскую экономику. Однако с мнением профессионалов и их предложениями до сих пор никто не считается. Отсюда невероятно низкая практическая эффективность закона в части разработки технических регламентов. Федеральный закон «О техническом регулировании» войдёт в историю отечественного права как один из самых одиозных и неудачных правовых институтов.

Что же нового внесла в правоприменительную практику очередная поправка в закон «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия?

Появился ещё один фигурант, которому предоставлено право принимать технические регламенты – это Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения об этом министерстве. Национальному органу по стандартизации вменено в обязанность до вступления в силу технического регламента утверждать и публиковать перечень документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Расширена номенклатура документов, на соответствие которым должна проводиться обязательная сертификация продукции. Ранее для оценки соответствия продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, учитывались требования технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, требования, установленные государственными заказчиками (ОАО «Концерн Росэнергоатом»), федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности (Ростехнадзор), федеральными органами государственного управления использованием атомной энергии (ГК «Росатом») и государственными контрактами. Теперь к ним добавлены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. К ним приравнены переводы на русский язык этих документов (при условии принятия их на учёт национальным органом РФ по стандартизации).

В случае возмездного пользования документами иностранного правообладателя и (или) ограничения открытого доступа к таким документам, национальный орган РФ по стандартизации организует опубликование сведений о размере платы за документы и правила их распространения.

Кроме того, Правительство РФ до вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции может вводить в действие обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств-участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При этом Правительство РФ правомочно устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный контролировать соблюдение этих требований. Особенностью последнего нововведения является то, что заявитель вправе выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия его продукции (либо в соответствии с п. 1, либо в соответствии с п. 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Конкретизирован порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (п. 3 статьи 31). Теперь он определяется Правительством РФ. Правительство РФ определяет и органы по аккредитации. В частности, на выполнение работ по подтверждению соответствия согласно п. 9 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обратиться в орган по аккредитации за получением аттестата на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В АТОМНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, установленная статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, осуществляется Системой сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее Система). Система учреждена и введена в действие совместным приказом Минатома РФ, Госстандарта РФ и Госатомнадзора РФ № 281/168/39 от 22.04.1998 г. Система не позиционирует с другими формами оценки соответствия, такими как контроль (надзор), приёмка и испытания. Она занимает своё место в общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и выполняет свою роль. Система относится к системам обязательной сертификации. Это единственная в Российской Федерации система обязательной сертификации, которая официально уполномочена сертифицировать продукцию по требованиям ядерной и радиационной безопасности. Функционирование Системы осуществляется, исходя из принципа подтверждения соответствия продукции третьей стороной, т.е. независимости третьей стороны от изготовителя продукции и потребителя продукции.

Ранее учредителями Системы была утверждена номенклатура оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации, в которую в соответствии с установленным порядком вносились дополнения и изменения. При этом при формировании перечня иногда возникали разногласия по его содержанию. Теперь в соответствии с п. 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» правительством приняты постановления от 1 декабря 2009 г. № 982 и от 26 июля 2010 г. № 548. Первое постановление утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а второе – внесло коррективы в этот перечень. В частности, из перечня продукции, для которой установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, исключены коды 6930, 6934, 6955, а кодам 6937, 6940, 6968, и 6981 дана новая редакция. Таким образом, на государственном уровне окончательно устранена неопределённость и решён вопрос в установлении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

НОВЫЕ НОРМЫ МАГАТЭ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики, промышленности и атомного энергомашиностроения особое внимание необходимо обратить на внедрение и сертификацию систем управления безопасностью.

В настоящее время МАГАТЭ выпустило новую серию норм по безопасности, которые заменили серию норм № 50-C/GS-Q (1996). Нормы № GS-G-3.1 (2006) и GS-R-3 (2008) представляют собой стандарты на системы управления деятельностью, связанной с безопасностью. Они называются системами управления для установок и деятельности. Эта серия норм вобрала в себя всё лучшее, что было наработано МАГАТЭ за последнее время. Она свела воедино и интегрировала в себе элементы, связанные с безопасностью, защитой жизни и здоровья персонала и населения, обеспечением качества, защитой окружающей среды, физической защитой и экономическими аспектами деятельности оператора, которые рассматривались раньше в отдельно взятых системах управления. Цель системы состоит в том, чтобы исключить возникновение угрозы для безопасности посредством учёта последствий всех факторов, т.е. с точки зрения безопасности в целом. К тому же эта система применима в течение всего жизненного цикла установок и на протяжении всей деятельности в нормальных, переходных и аварийных ситуациях. Здесь соображения безопасности получили первостепенное значение и приоритет над всеми остальными условиями хозяйственной деятельности.

По рекомендации МАГАТЭ нормы безопасности должны быть включены в национальные законы и нормы стран-членов МАГАТЭ и дополнены положениями международных конвенций с детальным описанием своих государственных требований. Они должны создать для каждой страны национальную основу для регулирования безопасности в атомной энергетике. По существу стандарт на Систему управления установками и деятельностью – это стандарт по управлению безопасностью.

С начала кампании по сертификации СМК наиболее подготовленные предприятия атомного энергетического комплекса России, считая, что нет «пророков в своём отечестве», устремились за сертификатами в зарубежные сертификационные центры. Так, основные производители твэльной продукции – предприятия ОАО «ТВЭЛ» предпочли получить сертификаты ТЮФ, Сибирский химический комбинат остановил свой выбор на Бюро Веритас. На Уральском электрохимическом комбинате сертификацию СМК было решено проводить по видам производства с учётом специфических требований потребителей продукции. СМК завода электрохимических преобразователей была сертифицирована в системах сертификации «Военный регистр», ГОСТ Р, Авиационный регистр, а сертификацию СМК разделительного производства в ТЮФ. СМК Электростальского машиностроительного завода, циркониевого и кальциевого производств Чепецкого механического завода сертифицированы ТЮФ. Сертификация СМК Смоленской АЭС проведено «Bureau Veritas Certifications». Только Балаковская АЭС сертифицировала СМК в национальных системах – Системе сертификации ОИТ и Системе сертификации ГОСТ Р.

Выбор зарубежных органов по сертификации предприятия атомной отрасли обосновывали тем, что эти органы обладают устойчивым авторитетом в своей области деятельности, их сертификаты ценятся выше и имеют мировое признание. Вот что пишет в своей статье начальник управления обеспечения качества Сибирского химического комбината. «Мы правильно поступили, что ушли от отраслевой сертификации, не стали тратить на это средства, а сразу работали с известным международным органом Бюро Веритас. Его сертификат ценится выше и имеет мировое признание». Нетрудно понять, что никакой «отраслевой сертификации» не существует, а существует российская национальная система обязательной сертификации, а сертификаты Бюро Веритас, как и ТЮФ нельзя назвать международными сертификатами в силу того, что они не имеют такого статуса, а потому и мирового признания. Зарубежные органы по сертификации выдают российским предприятиям не международные сертификаты, а сертификаты, принятые в их системах, – так что надо называть вещи своими именами. А употребляемые понятия «международный сертификат» и «мировое признание» – это только попытка выдать желаемое за действительное.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме