Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эвакуация и рассредоточение населения в чс. На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и госуда

Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время.

Рабочие и служащие после рассредоточения посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, не занятого на производстве. Возвращение - после ликвидации угрозы нападения.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города в загородной зоне назначается район размещения населения, благодаря чему резко снижается плотность населения, а следовательно, и потери.

Рассредоточение и эвакуация организуются и проводятся по производственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, - по территориальному принципу - месту жительства, через домоуправления, ДЭЗ... Дети эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственной организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (районах города).

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды транспорта, не занятые военными и неотложными перевозками.

Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком, особенно при реальной угрозе нападения противника.

Важно вывести население за пределы зон возможных разрушений, а затем, по мере возможности, используется транспорт для продолжения эвакуации.

Для руководства рассредоточением и эвакуацией на объекте создается эвакуационная комиссия. Сборные эвакуационные пункты (СЭП), на которых работают специально созданные комиссии, располагаются в школах, клубах и других общественных зданиях, непосредственно примыкающих к железнодорожным платформам, пристаням, непосредственно к выводящим в район рассредоточения шоссейным дорогам.

На территории СЭП готовятся убежища и укрытия с расчетом укрытия всех людей, которые могут одновременно находиться на пункте.

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение.

Получив извещение, население должно немедленно подготовить и взять с собою документы, деньги, необходимые вещи, запас продуктов и прибыть на сборный пункт в установленное время.

На сборном эвакуационном пункте людей регистрируют, группируют по вагонам или автомашинам (судам) и в назначенное время выводят на посадку в назначенный транспорт.

На каждый эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам. Переход не должен превышать 10-12 часов движения в сутки. Численность пеших колонн может колебаться в пределах 500-1000 человек. Колонна разбивается на группы по 50-100 человек, а во главе группы назначается старший. Скорость движения колонны 4-5 км/час. Через каждые 1-1,5 часа движения - привал на 10-15 минут, а во второй части перехода устраивается большой привал на 1-2 часа, как правило, за зоной возможных разрушений.

Для организации приема и размещения эвакуируемых, а также снабжения всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. На них возлагается разработка и исполнение плана ГО по приему и размещению прибывающего населения, организуются приемные эвакуационные пункты (ПЭП).

На ПЭП возлагается: встреча прибывающего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание первой медицинской помощи, организованная отправка людей к местам расквартирования.

Снабжение населения продуктами питания, а также коммунально-бытовые услуги оказываются службой торговли и местными службами коммунально-бытовых учреждений.

Медицинское обеспечение возлагается на существующую сеть лечебных учреждений.

Одним из основных способов защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Рассредоточение - это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.

Периодически, в соответствии с производственным циклом объекта экономики возвращаются в город для работы, после чего вновь убывают на отдых в загородную зону. Что касается учебных заведений, то они на это время прекращают свою деятельность.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны, субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне возлагается на начальников Гражданской Обороны:

  • - на территории РФ и входящих в ее состав административно-территориальных образований - на соответствующих руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • - в отраслях и на объектах экономики - на их руководителей.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне. Классификация вариантов проведения эвакуации, в зависимости от времени и сроков проведения:

  • - заблаговременная , при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийных бедствиях, или применения противником ОМП. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия, или данных разведки на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого срока.
  • - экстренная , в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей. В зависимости от требований к срочности принятия решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации эвакуация может объявляться председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы, на территории которой возникла опасность, если соответствующая комиссия не создана. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано и диспетчером опасного техногенного объекта. Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и их семей, осуществляется по производственному принципу начальниками ГО предприятий (т.е. по предприятиям, учреждениям, организациям), на которые возлагается ответственность за проведение эвакуации.

Эвакуация неработающего населения производится по территориальному принципу (т.е. по месту жительства) и организуется городскими эвакокомиссиями совместно с ЖЭУ, ЖКК, РЭУ. Места рассредоточения и эвакуации определены заранее. Например, для г. Сургута - это г. Когалым и г. Нефтеюганск - для эвакуации. Район Лянтора и других населенных пунктов - для рассредоточения.

Рассредоточение и эвакуация может проводиться пешим порядком, с использованием транспортных средств, а также комбинированным способом. Вид транспорта, задействованный для эвакуации может быть самым разнообразным: автотранспорт, железнодорожный, водный и личный транспорт. Учитывая климатические условия города Сургута, население города будет эвакуироваться в основном авто- и железнодорожным транспортом. Использование водного и личного транспорта не целесообразно, также как и вывод населения пешим порядком.

Автотранспорт - в большинстве случаев используется для вывоза эвакуируемых на большие расстояния. При перевозках автотранспортом помимо пассажирских автобусов применяются приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Повышаются нормы загрузки автотранспортных средств. Автотранспорт сводится в колонны по 25-30 машин.

Для вывоза населения по железной дороге используются не только пассажирские ж/д составы, но различные средства, обычно не применяемые в нормальных условиях для перевозки людей (товарные вагоны, полувагоны, платформы и др.). Предусматривается более плотная загрузка вагонов, а также увеличение длины поездов.

Оповещение рабочих и служащих предприятий проводится руководителями объектов, как только они получат распоряжение на проведение эвакомероприятий со штаба ГО и ЧС. При этом должно быть указано: 1. к какому времени прибыть на СЭП; 2. каким транспортом будет организована отправка в загородную зону; 3. район размещения в загородной зоне.

Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового пора­жения (ОМП).

Под рассредоточением понима­ют организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и разме­щение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в во­енное время. К категории рассредото­чиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедея­тельность города (например, работни­ки коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне по­сменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по оконча­нии работы возвращаются в загород­ную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой ор­ганизованный вывоз или вывод из го­родов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне осталь­ного населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного за­топления. В отличие от рассредоточен­ных эвакуированные постоянно прожи­вают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет со­бой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, уч­реждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточе­ние и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения насе­ления, который в зависимости от ко­личества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или не­сколько расположенных рядом насе­ленных пунктов.

Районы расселения рассредоточи­ваемых рабочих и служащих в заго­родной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загород­ную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения рассредоточи­ваемых целесообразно также распола­гать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных маги­стралей. Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением произ­водственного принципа. При этом со­храняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслужива­нием.

Рабочих и служащих объекта, пе­реносящего свою производственную деятельность в загородную зону, раз­мещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и слу­жащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производст­вом и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служа­щих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного за­топления, - в населенных пунктах, на­ходящихся вблизи этих зон.

Эвакуация широко применялась в Великую Отечественную войну. Одна­ко эти эвакуационные мероприятия принципиально отличаются от эвакуа­ционных мероприятий, намечаемых на случай войны в современных услови­ях. Во время Великой Отечественной войны, например, население эвакуиро­валось в отдаленные районы в проти­воположном направлении от против­ника, современная эвакуация предус­матривает вывод и вывоз населения из наиболее вероятных объектов ядерно­го нападения противника в безопасные зоны во всех направлениях от городов.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населе­ния городов, а, следовательно, и поте­ри населения могут быть значительно уменьшены. Принципиальная схема рассредоточения и эвакуации пред­ставлена на рис. 1.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных меропри­ятий занимаются руководители и штабы гражданской обороны объектов и эва­куационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассре­доточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряже­ния об их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды об­щественного транспорта (железнодо­рожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт инди­видуального пользования.

Для вывоза населения железнодо­рожным и водным транспортом ис­пользуются пассажирские железнодо­рожные составы и пассажирские теп­лоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и бар­жи. Предусматриваются более уплот­ненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эва­куируемого населения автотранспор­том обычно планируется на неболь­шие расстояния. Для этого использу­ются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомоби­ли. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, мо­жет выводиться пешим порядком. Вы­вод населения пешим порядком орга­низуется колоннами по дорогам, не за­нятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пе­ших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают со­став колонны, маршрут движения, ис­ходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность прива­лов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эва­куации (ППЭ), порядок и сроки выво­да (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сиг­налы управления и оповещения.

При угрозе нападения противника и недостатке транспортных средств важное значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этих слу­чаях используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущ­ность комбинированного способа эва­куации состоит в том, что массовый выводнаселения из городов пешим по­рядком сочетается с вывозом всеми ви­дами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и про­ведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответ­ствии с планом и указаниями руководителя ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией насе­ления на объекте создается эвакуаци­онная комиссия, а на крупных объек­тах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом руководителя ГО объ­екта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуаци­онной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация на­селения проводятся через сборные эва­куационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие об­щественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправ­ки населения, эвакуируемого транспор­том, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пе­шем порядке (пешими колоннами) на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи же­лезнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вбли­зи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновремен­но находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему при­писывают ближайшие объекты народ­ного хозяйства, а также ТСЖ, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведе­нии рассредоточения и эвакуации, руководителя ГО объекта организует вы­полнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряже­нием старшего начальника.

Население объекта о начале эва­куации оповещается через предприя­тия, учреждения, учебные заведения, ТСЖ, полицию, а также радиотранс­ляционную сеть и местное телеви­дение, по другим каналам мультимедиа. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, населе­ние должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необ­ходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае, если рабочих и служа­щих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более от­даленные районы по направлению рас­средоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуаци­онный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорож­ного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выво­дят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, при­стани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддер­живают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эше­лон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железно­дорожных эшелонов и старшие авто­колонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график дви­жения транспорта и прибыть на соот­ветствующую станцию (пункт) в заго­родной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитан­ным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 час. движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 чело­век. Для удобства управления колон­ну следует разбивать на группы по 50-100 человек, а во главе групп на­значать старших. Старшие групп обя­заны проверять численность налично­го состава, не допускать в группы по­сторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержи­вать в пределах 4-5 км/час, а дистан­ции между колоннами -до 500 м.

При совершении марша через каж­дые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10- 15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают боль­шой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разруше­ний. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую по­мощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстаю­щим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. За время привала рас­тянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посад­ки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицин­ским образованием, а в состав пешей колонны включают 1-2 медицинских работников и 1-2 сандружинницы.

Люди, двигающиеся в пеших колон­нах, по сигналу «Воздушная тревога» укрываются в складках местности или в ближайшем защитном сооружении. При вынужденной остановке эшелона (автоколонны), вызванной применени­ем противником оружия массового по­ражения, следует быстро высадить людей из вагонов (автомашин) и при­нять необходимые меры по защите их в складках местности или в ближай­ших защитных сооружениях. Если при движении в загородную зону встре­тятся районы радиоактивного, химиче­ского или бактериологического (био­логического) заражения, то их по воз­можности обходят с наветренной сто­роны. В случае, когда обхода нет, эти районы преодолевают на повышен­ных скоростях в средствах индивиду­альной защиты.

Для организации приема и разме­щения рассредоточиваемого и эвакуи­руемого городского населения, а так­же снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемные эвакуационные комиссии района, по­селка, создаются ре­шением соответствующего исполнительного комитета муниципального органа. Приемные эваку­ационные комиссии проводят свою ра­боту во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав приемной эвакуационной комиссии сельского (поселкового) Со­вета включаются ответственные работ­ники исполнительного комитета муниципального органа, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, прив­лекаемых для обеспечения рассредото­чиваемого и эвакуируемого населения. Пред­седателем приемной эвакуационной комиссии сельского (поселкового) Со­вета муниципального органа назначается ответственный работник местного Со­вета.

На приемные эвакуационные ко­миссии сельского Совета возлагается разработка и своевременная коррек­тировка (уточнение) раздела плана ГО по приему и размещению рассре­доточиваемого и эвакуируемого насе­ления; встреча, прием, учет и разме­щение прибывшего населения, а также снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоя­щим приемным эвакуационным орга­нам о ходе приема, размещения и обе­спечения прибывшего городского насе­ления, обеспечения отправки населения в конечные пункты его размещения.

При угрозе нападения противника проводят мероприятия по приведению станций, пристаней, пунктов высадки (выгрузки), приемных эвакуационных пунктов в готовность к приему насе­ления.

Приемная эвакуационная комиссия районного (поселкового) Совета уста­навливает связь с эвакуационной ко­миссией городского района (объекта) и уточняет вопросы приема и размеще­ния населения, графики движения эшелонов, автомобильных и пеших ко­лонн, численность отправляемого каж­дым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежу­точного пункта эвакуации (ППЭ) пеших колонн, вид и количество транс­порта для перевозки населения из ППЭ к районам расквартирования, а также вопросы снабжения и обслужи­вания населения.

По указанию приемной эвакуаци­онной комиссии района для приема населения, прибывающего из города, развертывают приемные эвакуацион­ные пункты (ПЭП). Последние оборудуются в школах, детских садах, клу­бах и других общественных зданиях недалеко от станции (пунктов) высад­ки людей. На ПЭП возлагаются: встреча при­бывшего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание пер­вой медицинской помощи, организо­ванная отправка людей к местам рас­квартирования.

В местах расселения освобождают помещения, предназначенные для раз­мещения рассредоточиваемого и эва­куированного населения, уточняют все вопросы размещения людей по домам (квартирам) местных жителей (в по­рядке подселения), в пансионатах, пионерских и туристских лагерях, под­собных хозяйствах и других обществен­ных зданиях. Заблаговременно под­готавливают коллективные средства защиты. Если укрытий ко времени прибытия городского населения будет недостаточно, то организуют дополни­тельное их строительство. Для выпол­нения этих работ привлекают все тру­доспособное население, в том числе и прибывшее из города.

Исключительно большое значение имеет снабжение в загородной зоне рассредоточенных рабочих, служащих и членов их семей, а также эвакуиро­ванного населения продуктами пита­ния, предоставление им коммунально-бытовых услуг и медицинского обслу­живания.

Снабжение населения продуктами питания и предметами первой необхо­димости возлагается на службу тор­говли и питания сельского района. Первые двое суток люди должны пи­таться запасами продуктов, привезен­ных (принесенных) с собой.

Коммунально-бытовое обслужива­ние населения в районах размещения возлагают на местные коммунально-бытовые учреждения (мастерские, па­рикмахерские, прачечные, бани). Ко­личество их при необходимости может быть увеличено в результате размеще­ния в загородной зоне аналогичных учреждений, вывезенных из города. Следует также широко привлекать к работе в коммунально-бытовых учреж­дениях специалистов различных ком­мунально-бытовых служб из эвакуи­рованного населения.

Медицинское обслуживание насе­ления возлагают на существующую сеть лечебных учреждений - больницы, поликлиники, сельские медицин­ские пункты и аптеки. Работа их в ус­ловиях радиоактивного, химического и бактериологического (биологическо­го) заражения резко осложнится, так как кроме общих больных могут по­ступать люди, пораженные радиоак­тивными, химическими веществами и бактериальными средствами. Значи­тельно возрастает роль оказания меди­цинской помощи на дому. Поэтому принимают меры к расширению сети поликлиник, больниц и медицинских пунктов, а также по увеличению чис­ленности медицинских кадров; привле­чению к работе врачей, медицинских сестер, фельдшеров из эвакуированно­го населения и использованию лиц, имеющих медицинскую подготовку.

Эвакуированное население привле­кают для работы в сельских хозяйствах, на предприятиях, вывезенных из горо­да и продолжающих работу в загород­ной зоне.

Рассредоточение и эвакуация населения (РЭН) - один из способов его защиты от поражающих факторов при ЧС.

Рассредоточение - это организованный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, свободного от работы, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства). Рассредотачиваемые постоянно приезжают на свои рабочие места, а по окончании работы - возвращаются в загородную зону. Время на дорогу в город и обратно не должно превышать 2 ч.

Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) из города и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, прекращающего работу в городе, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого разрешения.

Загородной зоной называется территория за пределами зоны возможных разрушений. Ее граница устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Каждому ОЭ в загородной зоне назначается район размещения.

Рассредоточение рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по территориально-производственному принципу комбинированным способом, т.е. всеми видами транспорта или пешком в минимальные сроки (в течение 24 ч с момента получения сигнала). Должны быть обеспечены движение колонн и транспорта, питание, медицинское обслуживание, защита.

Население эвакуируют по территориальному принципу, т.е. по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. Транспортом вывозятся рассредотачиваемые и формирования ГО, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальное население может выводиться пешком до пункта промежуточной эвакуации. Выполнение мероприятий РЭН во много раз уменьшит плотность населения города, что резко снизит потери. Кроме того, на оставшееся население должно быть достаточное количество мест в ЗС ГО.

При организации движения пеших колонн разрабатываются их маршрут, состав колонн, исходный пункт и рубежи регулирования движения, время их прохождения. Назначаются места и продолжительность привалов, расположение медпунктов, пунктов обогрева, промежуточных пунктов эвакуации, а также возможность вывоза людей транспортом обратно в места постоянного размещения. Определяются сигналы управления и порядок их доведения до людей.

Эвакуация организуется через сборные эвакуационные пункты , которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах). Сборный эвакопункт обеспечивает сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн. В районе расположения сборного эвакопункта должны быть защитные сооружения и другие учреждения обеспечения жизнедеятельности. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер.

Об эвакуации население оповещается через ОЭ, милицию, жилищно-эксплуатационные органы, сеть радио- и телевещания. По этому сигналу люди, взяв с собой документы, деньги, необходимые вещи, медикаменты, запас продуктов и воды, прибывают на сборный эвакопункт.

На каждый транспорт (эшелон, судно, автоколонну) назначается начальник, который должен обеспечить выполнение графика движения.

В пешей колонне может быть до 1 тыс. человек с разделением на группы по 50-100 человек. У начальника колонны имеется схема маршрута, рассчитанная на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения колонны - до 5 км/ч, дистанция между колоннами - 500 м.

Через каждые 1,5 ч движения делается привал на 15 мин, а через 6 ч - большой привал (до 2 ч). На привалах осуществляются подтягивание колонн, оказание медицинской помощи, проверка наличия людей, обеспечивается прием горячей пищи. На маршруте оборудуются защитные сооружения и пункты водоснабжения.

В загородной зоне для приема эвакуированных создаются приемные эвакопункты . Они обеспечивают размещение эвакуированных и снабжение их всем необходимым. Приемные эвакопункты создаются в помощь соответствующему штабу ГО и формируются аналогично СЭП из числа руководителей сельских районов. Составу приемного эвакопункта сообщаются график прибытия транспорта и пеших колонн, их численность, место промежуточного пункта эвакуации, вид и количество транспорта, который можно использовать для доставки людей от промежуточного пункта эвакуации . Приемные эвакопункты также развертываются в общественных зданиях вблизи пункта высадки.

Эвакомероприятия планируются заранее, тщательно и регулярно проверяется возможность их выполнения и обеспеченность.

При планировании эвакомероприятий необходимо отработать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения

Транспортное обеспечение заключается в организации вывоза людей в районы РЭН, вывоза материальных ценностей, перевозки рабочих смен из районов рассредоточения на ОЭ и обратно.

Медицинское обеспечение планируется осуществлять через действующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской местности, усиленную за счет вывозимых из города лечебных учреждений и медперсонала.

Из-за значительной миграции населения надо быть готовыми к появлению очага бактериологического поражения. В этих условиях значительно возрастет роль оказания медпомощи на дому.

На сборных, приемных, промежуточных пунктах эвакуации, станциях посадки, пересадки и высадки усиливаются существующие или развертываются дополнительные (новые) медпункты. Для оказания медицинской помощи в пути на каждый эшелон (колонну) выделяются медработники с необходимым оборудованием, а на некоторые маршруты - санитарные машины с подвижной бригадой медпомощи.

Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает организацию разведки, обеспечение населения индивидуальной и медицинской защитой, подготовку средств специальной обработки и обеззараживания, строительство ЗС ГО на путях РЭН, приспособление существующих помещений для защиты людей, доведение до населения режимов радиационной защиты, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию контроля радиоактивного облучения.

Организация питания, обеспечение водой и предметами первой необходимости осуществляются через соответствующие службы сельских районов (торговли, бытового обслуживания, общественного питания), усиленные за счет эвакуированных. На маршрутах в холодное время организуются пункты обогрева и снабжения водой из закрытых источников. Первые 2 суток люди могут питаться взятыми с собой запасами.

Успешное проведение РЭН в огромной степени зависит от морально-психологического состояния населения, что достигается проведением целеустремленной и кропотливой работы соответствующими инстанциями.

укрытие население защитный сооружение

Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового поражения. Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время. К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного за­топления. В отличие от рассредоточенных эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточение и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения населения, который в зависимости от количества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или несколько расположенных рядом населенных пунктов.

Районы расселения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загородную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения рассредоточиваемых целесообразно также располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей. Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением производственного принципа. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслуживанием.

Рабочих и служащих объекта, переносящего свою производственную деятельность в загородную зону, размещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного затопления, в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населения городов, а, следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей организуются и проводятся по производственному принципу, т. е., по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, по территориальному принципу - по месту жительства через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах).

Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения о их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования.

Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские железнодорожные составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке, и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматриваются более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают:

  • - схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения;
  • - районы и продолжительность привалов;
  • - медицинские пункты и пункты обогрева;
  • - промежуточный пункт эвакуации (ППЭ), порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.

Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущность комбинированного способа эвакуации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и проведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответствии с планом и указаниями начальника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения на объекте создается эвакуационная комиссия, а на крупных объектах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом начальника ГО объекта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуационной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация на­селения проводятся через сборные эвакуационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пешем порядке (пешими колоннами), на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, вблизи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер, к нему приписывают ближайшие объекты народного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведении рассредоточения и эвакуации, начальник ГО объекта организует выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряжением старшего начальника.

Население объекта о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, население должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае, если рабочих и служащих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более отдаленные районы по направлению рассредоточения (эвакуации), время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуационный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, пристани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддерживают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железно­дорожных эшелонов и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч., движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек. Для удобства управления колон­ну следует разбивать на группы по 50-100 человек, а во главе групп назначать старших.

Старшие групп обязаны проверять численность наличного состава, не допускать в группы по­сторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4-5 км/час, а дистанции между колоннами-до 500 м.

При совершении марша через каждые 1-1,5 ч, движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин., а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч., как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковременный отдых. За время привала растянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посадки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицинским образованием, а в состав пешей колонны включают 1-2 медицинских работников и 1-2 санитарной дружинницы;

Не допускается употребление загрязненных продуктов питания и воды и принимаются другие меры предосторожности.

Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пределов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение на эвакуацию принимается начальником ГО области (края, республики без областного деления).

Эвакуация проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения маршрутов движения с учетом радиационной обстановки. Население заранее предупреждается о времени и порядке эвакуации, транспорт подается к местам нахождения населения (к подъездам домов), погрузка и перевозка людей производятся на крытых транспортных средствах в короткие сроки по маршрутам с наименьшими уровнями радиации во избежание облучения людей. В период движения ведется радиационная разведка и дозиметрический контроль. Население доставляется до границы зоны загрязнения, а затем пересаживается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения.

При выезде на незагрязненную территорию производится контроль зараженности людей и выводимого транспорта. При необходимости производится санитарная обработка людей, дезактивация одежды, имущества и транспорта.

В зонах загрязнения проводятся мероприятия по дезактивации территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов, выполняются мероприятия по пылеподавлению, ведется контроль загрязненности сельскохозяйственной продукции. Организуется охрана зданий и имущества.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме