Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внешнеэкономическая деятельность. Общие вопросы

Бизнес, связанный с внешнеторговой деятельностью в России, – это высший пилотаж профессионализма и наиболее доходный вид предпринимательства, с точки зрения возможностей обычной коммерции. Это и одно из наиболее проблемных направлений в нашей стране.

Внешнеторговые операции автоматически ведут к регистрации компании в статусе участника ВЭД и, соответственно, требуют перехода персонала на другой уровень знаний торгового, транспортного, таможенного, валютного законодательства, международного торгового права, знаний валютных финансовых операций, бухгалтерии и налогообложения, отчетности и документооборота, знаний правоприменительной практики – и наличия практического опыта. Статус участника ВЭД предполагает тесное знакомство с новыми надзорными, контролирующими и разрешительными госструктурами, с прямыми и встречными проверками и сверками.

Но так ли уж страшен и сложен этот международный бизнес?

Что такое и с чего начинается ВЭД?

Общепринято глубоко ошибочное мнение, что это – транспорт и таможня. Как ни странно, но так отвечает более 70% руководящих сотрудников компаний, связанных с внешней торговлей. Однако ВЭД входит в вашу жизнь в момент принятия осознанного решения заняться международной торговлей, после чего начинается серия этапов вашего знакомства с внешнеэкономической деятельностью и участия в ВЭД. Что это за этапы?

1. Подготовка компании к сделке

Для начала необходимо провести анализ наличия у вас специалистов и оценить уровень знаний собственных сотрудников в области внешнеэкономической деятельности. Это касается бухгалтерии в области валютных операций, налогообложения и отчетности, юристов в сфере международной торговли, специалиста по закупаемому товару, то есть товароведа или технолога, а также знаний и компетенций по правилам ведения бизнеса в стране поставщика, особенно если это страны Азии. Сюда же можно отнести и наличие в компании специалистов по таможне и транспорту в области международных перевозок. Если каких-либо специалистов нет, то необходимо посмотреть, что есть на рынке, чьими услугами (частных лиц или компаний) вы можете воспользоваться.

2. Подготовка сделки

Подготовка, например, импортной сделки – это, в первую очередь, поиск товара, его производителей или покупателей за рубежом. Проверка их на надежность и компетентность. Согласование с выбранными производителями или поставщиками условий производства, сроков изготовления, условий оплаты и приемки, условий поставки, штрафных санкций. Далее – переход к проработке транспортной схемы и таможенных вопросов, сертификации продукции и т.д. Затем начинается согласование условий, тех же вопросов с подрядчиками, которых вы привлечете для выполнения работ, определенных вами в пункте 1. Уточните с ними свои действия, необходимые при реализации внешнеторговой сделки, – например, получение сертификата соответствия, справок для ветконтроля или санитарно-эпидемиологического заключения и т.п.

После всего этого необходимо провести предварительный расчет целесообразности сделки. Обычно это прикидка крупными мазками: стоимость продукции, стоимость доставки, таможенные платежи, стоимость подрядчиков, налоги, операционные налоги и сборы, цена реализации товара в России и т.д. Здесь важно отдельно учесть, сколько времени и сил ваших сотрудников будет потрачено на все эти процедуры, и рассчитать себестоимость их работ. Это важная часть, про которую многие часто забывают.

3. Подбор участников сделки

Итак, вы определились с поставщиками и товаром, с подрядчиками и собственными специалистами, и сделка, по вашим прикидкам, целесообразна. Тогда приступаем к подбору конкретных исполнителей. С поставщиками устраиваете тендер и добиваетесь оптимальной цены и условий работы. То же самое делаете с подрядчиками. «Давите» по ценам всех, не стесняйтесь, но и не переборщите. Бесплатный сыр только в мышеловке. Больше всего уделяйте внимание не цене, а профессионализму и опыту потенциальных подрядчиков, не бойтесь внешне казаться дилетантом. «Будьте китайцами»: «Моя не знай и твоя не понимай», – задавайте вопросы, загоняя всех в тупик собственной некомпетентностью.

Параллельно настраивайте свою команду и сотрудников на ВЭД, дайте им возможность повысить квалификацию и проработать сомнительные вопросы своей специальности. Выясняйте компетентность ваших партнеров. Изучайте ситуацию на рынке с учетом временных сроков своей ВЭД-сделки. Ориентируйтесь, что товар по своей сделке получите примерно через два-четыре месяца с момента оплаты, и еще один-два месяца до этого уйдет на заключение всех контрактов. Определитесь с конкретными компаниями и специалистами, с которыми вы пойдете вместе в реализации сделки.

Опасайтесь и помните о поразившей нашу страну внутрикорпоративной коррупции. Ваши уполномоченные отделы могут войти в сговор с подрядчиками и заложить им небольшой откат ($200–1000) с каждой поставки.

4. Заключение контрактов (договоров)

Заключайте свои контракты в соответствии с законами и правилами, а не соглашайтесь на типовые формы. Но осторожно: и ваши требования или формы, как и представленные вам партнерами, могут противоречить законодательству – и в результате не будут работать.

Помните, что ваш контракт может иметь свои особенности. Это именно ваш контракт, а не дяди и не тети, вам по нему работать и нести ответственность, вы, а не кто-то другой, ставите свою подпись, и вы, а не кто-то другой, платите свои, а не чужие, деньги.

Нас всегда поражала доверчивость участников ВЭД, которые при «серых» и офшорных схемах ввоза их товара заключают фиктивные договоры с компаниями-однодневками. Согласитесь достаточно странно самому платить, а собственность на товар отдать кому-то, доверившись лишь обещаниям. Мы не видели в своей двадцатилетней практике ни одного «серого» брокера, который бы отвечал своими деньгами за товар, если его, например, задержали и конфисковали на таможне.

5. Реализация сделки

А вот на этом этапе вашей внешнеэкономической деятельности обычно все и начинается. Вы будете пожинать плоды своей работы на предыдущих этапах и знакомиться с практикой. Началом этого для вас послужит подпись на вашей платежке. Это точка невозврата от запланированных и непредвиденных расходов. Машина, которую вы собрали, готова двигаться. Поэтому перед последним шагом просчитайте все и прикиньте все еще раз. Уверены? Тогда вперед! И… механизм запущен!!!

По вашей команде производитель начнет закупать материалы для производства, его поставщики начнут их поставку, перевозчики повезут, рабочие начнут готовить производство под ваш заказ, его бухгалтеры считать расходы и отслеживать движение денег, кладовщики – принимать и выдавать материалы для производственной линии и т.д. Логисты начнут бронировать места на судах и заказывать транспорт на согласованную с вами дату, окончательно досогласовывать транспортные и таможенные документы, готовить страховки, контролировать и уточнять с вами срок готовности вашего товара, координировать планы с транспортниками и таможенными представителями.

Как правило, уже на этом этапе могут возникнуть проблемы. Кто-то срывает сроки, где-то погода, где-то связь, обнаруживаются новые детали в процедуре производства, поставки или таможни. Что-то может изменить государство, причем, как в РФ принято, не оповещая участников ВЭД или вообще задним числом. Это, конечно, потребует новых решений и работы, но у вас еще есть время, пока идет процесс изготовления или доставки.

И вот долгожданный сигнал – товар готов! На автомате включается вторая часть вашей машины. Заработали ваши экспедиторы и перевозчики. Пошла приемка товара, вот уже подъезжает транспорт, затем погрузка, документы... согласование документов с вами, с таможнями двух стран (хорошо, если все вовремя и в приемке и в документах не ошибутся)… и… груз поехал. У-р-ра!

Таможня, оформление экспорта, согласование документов с таможенниками и с вами, оформление морских документов, страховка, погрузка, и вот оно… Судно вышло. И все еще раз сказали: «Ye-e-e-s!»

Доставка обычно проходит нормально, суда ходят исправно, но иногда могут контейнер по ошибке выгрузить в другом порту или поставить на другой фидер. Вы следите за временем, немного дергаетесь, когда подходит срок, теребите экспедитора, он – вас с брокером. Дескать, все ли нормально, не изменилось бы чего? И вот судно подошло к порту выгрузки. И… Все причалы заняты! Вам тут же сообщают, и вы, уже почти успокоившись, что линия довезла груз до России, так снисходительно отвечаете: «Ну, что же вы? Ну, ладно», – думая, что это решается за один день. Не тут-то было. Простоять могут и пять суток. Кстати, это называется «демеридж», и вам за него, по правилам морских перевозок, платить ($300–1500). Многие об этом не знают, поэтому пока нервничают лишь из-за сроков. Ведь цепочка движения товара не заканчивается на вас, и его уже ждут! Вы уже всем отрапортовали, что товар почти доставлен.

И вот… таможня! Это песня! Им все интересно! Вы или ваши подрядчики-брокеры заранее все им уже рассказали, с ними консультировались и все согласовывали: «Так ли это?» «Так!» – отвечала таможня… но… не совсем.

Тут много нюансов. Например, на пути вашего контейнера встают весы. Это незащищенный механизм, часто управляемый вручную. И у контейнера вдруг нестыковка с документами по весу. Вы же поверили поставщику и не стали взвешивать его за рубежом перед погрузкой на судно. А несоответствие веса – это, уважаемый участник ВЭД, уже контрабанда.

Все это время с вами и у вас происходит напряженная работа. Вам звонят, вас обвиняют, требуют деньги на решение вопросов, вы звоните поставщику, перевозчику, но у всех все в порядке, проблемы-то на вашей стороне. Обычно эта стадия битвы заканчивается нервным выходом груза в оформление. Вы уже накалены и разгневаны на всех своих подрядчиков и поставщиков и пока еще немного на таможню. Вы ждете подвоха с любой стороны. И… правильно.

Груз в таможне, декларация подается – и тут... в таможне изменились ценовые профили. Вы взрываетесь. Кто-о-о, кто-о-о ви-но-ва-а-а-т?!! А никто! Просто они меняются сверху в программе, и никто на посту до последнего момента, пока таможенник не введет данные, не знает, как там все это произойдет. И вам снова платить, ну, или любезно с доказательствами просим в суд за решением. Да, кстати, груз можете оставить в таможне, но это дорого обойдется, или все-таки уплатить по полной, а потом ждать у моря погоды, когда, если, гм-хм, выиграете суд и вам их, гм-хм, вернут из бюджета Российской Федерации. У нас же справедливая и демократичная страна, поэтому решение принимаете вы как участник ВЭД и импортер, о котором заботится наше государство и всячески... и все делает ему во благо. А про простои контейнера уже никто и не вспоминает, это уже на владельце груза, само собой. И вы платите все, что вам скажут, и, наконец, груз выходит к вам, если на вас еще не завели дело.

Бывает и по-другому – например, таможня придумает какие-нибудь изменения в своих программках, и потом они сбоят одну-две недели, а все ждут, и грузы стоят и прибывают. А бывает, что ФТС поменяет расчетные счета, и что-то снова происходит в программках, на постах платежей не видят, и все участники ВЭД ищут свои деньги, а грузы стоят, и новые подходят. Глядишь, и порт забился контейнерами, и… вернемся снова к «демериджу» судов…

Все это время ваши сотрудники, вы, ваши подрядчики и ваши же покупатели – все на телефонах. Ругаются, договариваются, делают какие-то еще документы, собирают справки, все в работе и на нервах.

Добро пожаловать в российскую ВЭД!

К чему этот далеко не полный рассказ? Вход любого груза в нашу страну – это самая детективная и непредсказуемая стадия и самый цирковой этап внешнеэкономической деятельности. Однако его можно пройти довольно-таки легко, если у вас громадный опыт и знания, если вы все сделали правильно и на всем пути выстелили соломку. Но настоящих профессионалов-практиков в этих вопросах, в отличие от псевдо-профи, у нас мало.

6. Финансовые расчеты

Цирка здесь значительно меньше. Минфин и ЦБ – это серьезные организации с многовековыми традициями и порядком.

Валюта – это серьезно. Например, если вы проводите платеж в Китай, то будете конвертировать рубли в доллары, а доллары потом в юани. За обе операции будете платить вы, но можно миновать долларовую транзакцию и сразу перейти в китайскую валюту. Кстати, с некоторыми компаниями КНР можно вести расчеты непосредственно в рублях. Можно платить живыми деньгами, а можно и аккредитивом. Можно добиваться отсрочки платежей и еще много чего можно, но это надо все знать, готовить и делать. А для этого нужны знания и специалисты.

Контролировать курсы валют надо всегда. Если сделка крупная, то можно очень хорошо финансово просесть, но, правда, можно и подняться. Кто устанавливает эти валютные курсы? Участнику ВЭД никогда не узнать.

Иногда, даже в наисерьезнейших банках, по ошибке их операционистов или ваших бухгалтеров, платежи могут загнать кому-нибудь другому. Дней десять-пятнадцать будете ждать, выяснять и искать, а вернуть их банк сможет лишь через две-три-четыре недели. Поэтому, вполне возможно, придется делать еще один платеж поставщику. За три года у нас такое случалось два раза. Поэтому будьте внимательны к финансовым документам и валютным операциям.

7. Отчетность и документы

Договорные документы по сделке, справки и заключения разрешающих и подтверждающих структур, транспортные и таможенные документы, требуемые бумаги для надзорных и контролирующих органов, связанные с учетно-отчетной деятельностью, налоговые и прочее. Они нужны все. Оформленные в правильном виде и всегда имеющиеся под рукой, они помогут вам доказать отсутствие у вас злого умысла по отношению к потребителям и государству, а также отстоять вашу позицию перед всеми интересующимися...

8. Налоги

Отдельная профессиональная тема. Валютные операции и налоги требуют дополнительных знаний. Основное здесь связано с уплатой НДС и курсовой разницей. Так, например, международная перевозка не облагается НДС, если Россия со страной перевозчика и странами перевозки имеет соглашение об отсутствии двойного налогообложения. Поэтому лучше, если Ваш подрядчик по транспорту будет «безНДСником», то есть налоговая ставка будет сразу равна нулю. Если он на НДС, то потребуется много документов и доказательства при специализированной проверке, чтобы его надежно перезачесть. Это длинная процедура, часто доходящая до суда с налоговой.

Самое неприятное в ВЭД то, что, сделав оплату своей сделки, даже если это и авансовый платеж, государству вы уже должны уплатить с этой суммы НДС. Для бизнеса это нелогично, ведь товар даже еще, может, и не произведен и уж точно вами не получен. Но таковы уж правила и традиции. Все это удорожает стоимость закупленного продукта и усложняет внешнеэкономическую деятельность.

9. Проверки и сверки

Это обыденность и непременный атрибут внешнеэкономической деятельности. Наиболее постоянные участники проверок от контрольных, надзорных и разрешительных органов – структуры ФТС, Минфина и ЦБ, МНС , Минздрава , ФСБ , МВД , Минтранса и органы сертификации. Всего мы насчитали 38 уважаемых подразделений. Они независимо друг от друга контролируют и проверяют вас напрямую и опосредованно, в том числе и через проверки ваших поставщиков, подрядчиков и потребителей. Приходят к вам по очереди, а иногда и параллельно в течение трех лет. Вы будете проходить не только проверки, но и сверки. И если кто-то в вашей цепочке движения товара что-то сделает не так, то у вас могут быть проблемы. Поэтому мы рекомендуем все делать правильно, красиво и хранить долго.

10. Прибыль

Внешнеэкономическая деятельность всегда была привлекательна для бизнеса. Это и прибыль, и возможности, и статус. С вступлением в ВТО откроются границы России, снизятся пошлины и зарубежные товары потекут на наши торговые прилавки, а материалы, комплектующие и полуфабрикаты, оборудование и технологии – в промышленный сектор экономики. Наша производственная база слаба, поэтому импортное замещение с сегодняшних 30–70% дойдет до 90–95%. За рубеж еще сильнее потекут и поедут сырье, продукты его самой первичной переработки и интеллект. Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность будет развиваться. Вам от нее не уйти, к тому же, малому и среднему бизнесу можно будет выжить только за счет импортных поставок и экспорта, причем без посредников. Ведение ВЭД не будет упрощаться, поэтому вопрос обеспечения ее ведения – важнейшая тема.

Предложения и варианты

Вернемся к вопросу «Но так ли уж страшна и сложна эта ВЭД?»

Вести ВЭД вместе с внешнеторговыми операциями и поставками можно в трех вариантах:

  • Самостоятельно на все 100%.
  • Отдать логистику и таможню профессиональным подрядчикам, а все остальное оставить себе. Обычно так и поступают многие, совершая свои и расхлебывая чужие ошибки, решая проблемы и неся груз ответственности и бремя проверок на своих плечах;
  • Обратиться к компаниям, оказывающим услуги по ведению и обеспечению ВЭД, то есть к ВЭД-аутсорсингу, и передать им все – и ВЭД, и реализацию сделки, вместе со всеми проблемами и рисками.

ВЭД-аутсорсинг – это полноценный самостоятельный бизнес, обеспечивающий внешнеторговые операции участников рынка и сопровождение ВЭД.

Во-первых , с ним можно легко осуществлять внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность без регистрации в качестве участника ВЭД и без ведения ВЭД. Отсутствует необходимость в высококвалифицированных специалистах по ВЭД, валюте и отчетности, международному праву и т.д. и т.п, так как аутсорсер – это уже готовая команда, которую любой руководитель или владелец бизнеса может нанять для себя и под свои нужды.

Во-вторых , можно полностью оградить свое предприятие от проблем и рисков, связанных с транспортировкой и таможней, валютой, отчетностью и налогами, и от проверок со стороны таможенных, валютных, сертификационных, налоговых и других структур.

В-третьих , обеспечивая ведение ВЭД и реализацию вашей сделки, партнер полностью освобождает вас и ваше предприятие от непрофильной работы и дает возможность полноценно заниматься своим бизнесом.

Квалифицированный ВЭД-аутсорсинг включает в себя выполнение следующего комплекса работ:

1. Поиск продукции и производителя или покупателя за рубежом, включая проверку его надежности. При этом вы, самостоятельно выбирая и утверждая производителя, сокращаете цепочки посредников;
2. Заключение контрактов, при этом контрактную цену товара и условия его производства, условия оплаты и поставки утверждаете вы сами;
3. Реализацию контракта (валютные операции, приемка продукции, логистика, таможня, сертификация, страхование, юридические споры и т.д.), весь этот набор услуг ВЭД-аутсорсинга может быть использован вами в комплексе или по отдельности в различных вариантах и комбинациях.

Сотрудничество на условиях ВЭД-аутсорсинга чаще всего востребовано в трех базовых вариантах.

Первый вариант – передача своей ВЭД-сделки и исполнения контракта компании-аутсорсеру. этом случае формальным держателем и исполнителем внешнеторговой сделки заказчика становится уже аутсорсер. По договору с заказчиком он реализует ее от своего имени и все риски, связанные с ведением ВЭД, закупкой, поставкой, логистикой, таможней, валютными операциями, проверками, налогами и отчетностью, несет сам. При этом вы в своей ВЭД-сделке, скрепляя свои отношения договором, действуете вместе с аутсорсинговой компанией и через нее. Поэтому всегда остаетесь в рублевой зоне и во внутрироссийском правовом поле, что вам, безусловно, знакомо.

Второй вариант – использование аутсорсера в качестве внешнеторгового агента. В этом случае держателем контракта становится ваше предприятие, а аутсорсер реализует всю сделку по поручению и доверенности. Большая часть рисков передается ему как исполнителю, но частично отчетность и риски остаются на вас как держателе контракта.

Третий вариант – использование отдельных функций, отобранных заказчиком из всего арсенала возможностей аутсорсера. В этом случае вы остаетесь держателем и плательщиком по контракту, а аутсорсер выполняет функции подрядчика по отдельным операциям или услугам. К ним можно отнести приемку продукции за рубежом, таможенное оформление, транспортировку, сертификацию, юридические услуги, консультации специалистов по бизнесу и странам, например, по азиатским странам, проверку зарубежных партнеров, сертификацию, ведение валютной бухгалтерии, расчетов налогов и ведения отчетности или аудит и т.д.

Если уж вы решили заниматься или уже занимаетесь внешней торговлей и международными сделками, подумайте и взвесьте все расходы, включая и содержание собственных сотрудников, задействованных в ВЭД. Просчитайте все риски и время, которое вы потратили и потратите на не свойственную вам и не профильную для вас работу – обслуживание внешнеторговых операций и сделок. Возможно, для себя вы найдете новое и правильное решение. Тогда у вас появится больше времени и сил для своего бизнеса.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок .

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

    государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

    стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

    получить в установленном порядке печать, штамп;

    зарегистрироваться в государственном реестре Республики Беларусь;

    открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке Республики Беларусь.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений :

    экспортно-импортная операция основывается на принципах полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, то есть основных принципах полного хозрасчета;

    объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

    коммерческой сделке должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование , должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

    организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативных правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов Республики Беларусь; двусторонних государственных соглашений);

    обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций ;

    лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

В Республике Беларусь высшими органами управления внешнеэкономической деятельности являются:

    Президент Республики Беларусь;

    Совет Республики Беларусь;

    Палата представителей Республики Беларусь;

    Совет Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь - высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.

Первым комплексным актом Республики Беларусь , регулировавшим внешнеэкономическую деятельность, был Закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» , принятый 25 октября 1990 года. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности ».

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется :

    Президентом Республики Беларусь;

    Национальным собранием Республики Беларусь;

    Правительством Республики Беларусь;

    иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь

в соответствии с:

    иными актами законодательства Республики Беларусь;

    нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов Республики Беларусь по:

    разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь;

    регулированию внешнеторговой деятельности ее участников;

    заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности

осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции , если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование .

В целях совершенствования внешнеторговой деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций ».

Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами определены также и в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами ».

Одним из основополагающих международных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, является Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров - международный документ, устраняющий расхождения в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров.

Положения Конвенции регламентируют:

    заключение договора международной купли-продажи;

    права и обязанности сторон договора;

    ответственность сторон сделки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Положения Конвенции не затрагивают содержания договора и вопроса права собственности на проданный товар (на территории Республики Беларусь Конвенция действует с 1 ноября 1990 года) .

Общими разделами контракта , как правило, являются:

    юридические лица;

    предмет контракта;

    срок поставки;

    цена и общая сумма контракта;

    количество;

    базисные условия поставок;

    качество товара;

    условия платежей;

    упаковка и маркировка;

    сдача и приемка;

    страхование;

    претензии;

    форс-мажор;

  1. решение споров;

    другие условия контракта.

В ряде случаев отдельные разделы контракта совмещаются . Это зависит от степени детализации договорных отношений партнеров.

    Контракт начинается с:

    1. обозначения названия документа «Контракт» ;

    2. даты подписания;

    1. определения сторон, то есть с названия фирмы;

      организации;

      местонахождения;

    2. юридического адреса;

      должности и фамилии руководителя, подписывающего контракт.

Текст контракта должен начинаться с преамбулы , в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор, с обязательным указанием, какая из сторон является: продавцом - покупателем (экспортером - импортером, лицензиаром - лицензиатом, заказчиком - исполнителем, арендатором - арендодателем, поручителем - агентом и т.д.) .

В этом разделе обычно определяется вид сделки (купля-продажа, аренда, бартер, передача ноу-хау и т.д.) . Указывается:

    наименование товара;

    характеристика;

    ассортимент.

В случае поставки ряда различных товаров они перечисляются в спецификации , являющейся неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка.

Срок поставки - это момент, когда продавец обязан передать товар покупателю . В контракте он устанавливается обычно определением календарного дня поставки, определением периода, в течение которого необходимо поставить товар (в течение, не позднее, ежеквартально и т.п.).

Датой поставки называется дата передачи товара покупателю. Ею может считаться:

    дата транспортного документа организации, принявшей товар для перевозки;

    дата расписки транспортно-экспедиторской фирмы;

    дата складского свидетельства (если покупатель опоздал с предоставлением тоннажа и продавец воспользовался правом сдать товар на склад);

    дата подписания приемо-сдаточного акта.

По правилам международной торговли термин «немедленно» означает поставку товара в любой день в течение не более двух недель.

В связи с введением лицензирования и квотирования ряда товаров правомерна оговорка: «... товар поставляется по мере его готовности к отгрузке и после получения экспортной лицензии от соответствующих органов».

Датой поставки считается дата коносамента. Разрешается досрочная и частичная поставки, перегрузка в пути и отгрузка на палубе. При аккредитивной форме расчетов вышеуказанное условие должно быть включено в текст аккредитива.

В контрактах обычно устанавливается цена за единицу количества товара и указывается общая сумма контракта .

Цены контрактов выражаются в определенных валютах (валюта цены). Однако для платежа по контракту может быть выбрана и другая валюта (валюта платежа). Следует иметь в виду, что все расчеты белорусских организаций по внешнеторговым операциям осуществляются в иностранных валютах.

Международные взаиморасчеты, как правило, осуществляются в конвертируемой и твердой валюте.

Базисные условия поставки - это совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности контрагентов по доставке товара и устанавливают момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а также момент перехода риска случайной порчи или утраты товара, если иное не оговорено в контракте. Иными словами, базисные условия определяют, какие расходы несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Базисные условия поставок товаров осуществляются в соответствии с «Инкотермс-2000» .

Существуют различные способы определения качества по:

    стандарту;

    техническим условиям;

    спецификации, указанной в контракте;

  1. описанию;

    предварительному осмотру;

    выходу готового продукта;

    справедливому среднему качеству;

    способу «телькель» (дословно «такой, какой есть» ).

Каждый контракт должен содержать гарантии продавцов в отношении физических свойств, технических характеристик товаров и их качества . Определяется также ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей.

Покупатель , которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не оговаривались в контракте, может по выбору предъявить следующие требования :

    замена товара тем же или аналогичным товаром надлежащего качества;

    соразмерно качеству товара уменьшить покупателю цену;

    безвозмездно устранить продавцом недостатки;

    устранить недостатки собственными силами за свой счет, после чего требовать с продавца возмещения этих издержек;

    расторгнуть договор с возмещением ему убытков.

При определении условий платежей руководствуются публикацией Международной торговой палаты:

    «Унифицированные правила по инкассо» ;

    «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» .

Наиболее выгодной для белорусского экспортера формой расчетов является безотзывный документарный аккредитив , представляющий собой твердое платежное обязательство банка, его открывшего (банка эмитента), в пользу экспортера, обособленное от внешнеторгового контракта, на котором он основан.

Также выгодной для белорусского импортера формой расчетов является инкассо с платежом после получения документов банком импортера.

Вид упаковки определяется базисными условиями поставок. Так, при ФОБ , СИФ и других условиях, предусматривающих перевозку товаров морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза ; при других базисных условиях - сухопутную . Специальные требования к упаковке излагаются в контрактах.

Маркировка грузов выполняется в соответствии с общепринятыми международными нормами и специальными требованиями покупателей.

Следует иметь в виду, что в связи со сложившейся практикой международной торговли продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экспорта товаров у него в стране , если в контракте отдельно не оговорены особые указаний относительно упаковки.

Нанесение предупредительной маркировки на уплату признается обязанностью продавца независимо от наличия указаний об этом в контракте.

Сдача- приемка. В контракте в обязательном порядке должен оговариваться ряд условий сдачи- приемки :

    вид сдачи- приемки. Она может быть предварительной или окончательной;

    место сдачи- приемки. Обычно точно определяется в контракте (предприятие, склад, порт, станция);

    срок сдачи-приемки. Сроки приемки по качеству и количеству обычно не совпадают. Проверку количества покупатель должен произвести немедленно по получении товара, качество проверяется в течение более длительного срока;

    проверка количества. Покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве по сравнению с условиями контракта. Он может оплатить предусмотренное договором количество товара, отказавшись от оплаты излишка. Проверка количества для определения суммы платежа производится по отгруженному или выгруженному весу;

    приемка по качеству. Она осуществляется либо на основе документа, подтверждающего соответствие поставленного товара условиям контракта, либо путем проведения анализа, сличения с образцами, осмотра и т.п. Обычно в контракте оговариваются те пределы отклонений качества товара от контрактного, в которых покупатель обязан все же принять его;

    метод сдачи-приемки. Обычно применяется либо выборочный метод, либо метод проверки всего количества товара.

В ходе исполнения контрактов купли-продажи осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. Обычно груз страхуется в пользу покупателей или получателей товаров на 110 % его стоимости. В контракте указываются виды страхования или перечисляются риски, от которых товар должен быть застрахован.

Претензии , предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответствием качества или количества товара условиям контракта, могут предъявляться только по тем вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, либо в случае, если представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным. Следует иметь в виду, что предъявление рекламации не может служить для покупателя основанием для отказа как от данной поставки , так и от поставки следующих партий товара. Продавец имеет право путем осмотра товара проверить обоснованность рекламации, рассмотреть её и сообщить свое решение в установленный срок. В случае отсутствия его ответа по существу претензия считается признанной продавцом и покупатель имеет право обратиться в арбитраж (расходы по арбитражу за счет продавца).

Все внешнеторговые контракты содержат оговорку об обстоятельствах непреодолимой силы , или форс-мажоре . Она разрешает переносить срок исполнения обязательств либо вообще освобождает стороны от них в случае воздействия обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Обычно продавец старается указать в контракте как можно больше конкретных форс-мажорных обстоятельств. Устанавливается в контракте и срок, по истечении которого стороны вправе отказаться от выполнения обязательств.

В большинстве случаев контракты предусматривают материальную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Такая материальная ответственность может быть предусмотрена как в форме уплаты штрафа , так и возмещения убытков . Покупатель обычно штрафуется за нарушение платежных обязательств.

Контракты могут предусматривать возмещение убытков за причиненный материальный ущерб, вызванный нарушением договорных обязательств . Под убытками понимают:

  1. повреждение имущества;

    упущенную выгоду.

В некоторых контрактах стороны устанавливают предельный срок просрочки в поставке , по истечении которого покупатель получает право отказаться от выполнения контракта, взыскав с поставщика либо штраф, либо убытки.

Обычно стороны стремятся решить возникающие разногласия путем переговоров . Однако контракты всегда предусматривают, что если сторонам не удается решить разногласия путем переговоров, то разногласия передаются на рассмотрение арбитражей , решения которых являются окончательными и обжалованию не подлежат.

8.1.1. Понятие логистики

См.:

При реализации внешнеторгового контракта процесс перемещения товаров от пункта отправления до места назначения включает выполнение комплекса технологических, организационно-правовых и экономических мер по обеспечению транспортных, складских и иных операций, которые в целом образуют систему товародвижения.

С логистическими системами товародвижения связано более 20% валового национального продукта ведущих зарубежных стран, таких, как США, Япония, Великобритания, Франция, Германия. При этом более 98% времени движения товара от первичного источника сырья и материалов до конечного потребителя готовой продукции приходится на прохождение их по различным каналам материально-технического обеспечения и транспортировку Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени. (Логистика и бизнес. М.: Брандес, 1977. С. 26)

Аналогичные показатели в России не ниже, а порой даже выше, чем за рубежом, поэтому в последние годы все больше внимания в сфере хозяйственной жизни страны и внешнеэкономической деятельности фирм уделяется логистике.

См.: Слайды № 8.1; 8.2

См.:

Имеются различные определения термина «логистика» в экономической литературе зарубежных и отечественных авторов. В наиболее общем виде логистика может быть определена как наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. (Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.:Экономика, 199 5.)

Логистическая схема на макроуровне предполагает организацию общей, интегрированной схемы движения материальных и информационных потоков. В то же время общая логистическая цепь разделяется на отдельные функциональные элементы, такие, как снабжение, производство товара, транспортировка и т.д. Локальная управленческая деятельность в рамках каждого из этих звеньев определяется как микрологистика.

Профессия логистик входит в двадцатку наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий менеджмента и по итоговому рейтингу занимает 16-е место. (Деньги. 1997. 15 окт.}

8.1.2. Основные принципы построения и функционирования логистических систем

Основными принципами построения и функционирования логистических систем, в том числе в транспортном обеспечении ВЭД, являются:

Системный подход, при котором различные функции логистики и все участники процесса товародвижения (поставщики, транспорт, посредники, потребители) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Такой подход предполагает оптимизацию всей цепочки движения товарных потоков;

Учет всей совокупности издержек логистической цепи. Критерием эффективности при этом является минимизация суммарных издержек всех звеньев, т.е. получение внеотраслевого (синергетического) эффекта;

Компромиссность как способ уравновешивания интересов участников логистического процесса, в том числе служб фирмы.

Цель деятельности менеджеров-логистиков - найти и поддерживать оптимальный баланс между всеми функциональными областями деятельности компании.

Пример. Морской транспорт является самой выгодной по уровню затрат альтернативой для компании, поставляющей продукты питания. Но сравнительно низкий уровень затрат оптимизирует только систему перевозки, так как использование данного вида транспорта требует постоянного роста запасов, расходов на хранение, дополнительной упаковки, издержек на перегрузку и т.д. При этом дополнительные затраты могут быть больше, чем экономия, получаемая непосредственно от перевозки морем. Это означает, что для достижения синергетического эффекта необходимо оптимизировать систему в целом, а не только одну из ее подсистем. Таким образом, решение о способе и маршруте транспортировки конкретного груза должно приниматься с учетом смежных функциональных областей.

8.1.3. Виды логистики

См.:

Выполнение требований логистики реализуется путем создания эффективных систем, охватывающих все самостоятельные сферы деятельности. В связи с этим различают следующие основные виды логистики:

Снабженческая, включающая операции по планированию, контролю и регулированию обеспечения производства сырьем и материалами, а также создания запасов;

Производственная, направленная на достижение высокой степени взаимодействия всех подразделений производства с минимальными затратами сырья и рабочей силы;

Распределительная, обеспечивающая сбыт и размещение товара у потребителя;

Транспортная;

Информационная, осуществляющая обмен данными внутри каждого звена логистической цепочки, а также в рамках системы в целом. Информационная логистика является неотъемлемой частью всех видов логистики. В настоящее время существует большое количество различных информационных систем и программ, позволяющих осуществлять слежение за грузом при транспортировке и передавать необходимые данные грузовладельцам, экспедиторам, получателям внешнеторговых грузов и другим участникам перевозки, а также предоставляющих возможность организовать обмен электронными сообщениями между этими компаниями.

Пример. В программе TEDIM (Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management) речь идет об интегрированных средствах обработки и получения информации менеджментом. Так, с помощью спутников и вычислительной техники возможно отслеживать транспортные потоки в реальном времени. В пакет TEDIM входят проекты ВорСот (информационное обеспечение портов на Балтике), RailTrack (железнодорожные и комбинированные перевозки между ЕС и Россией), CustCom (таможенное сотрудничество) и др.

В TEDIM участвует и Россия. Существует даже такое понятие, как «Новая Северная Европа» – имеется в виду Северо-Запад РФ, Москва, Скандинавия, Прибалтика, Северная Германия и Польша, т.е. те регионы, которые связаны с современными транспортными маршрутами, объединяющими ЕС и Россию. (Партнер. 1998. №2. С.43)

Деятельность торговых фирм осуществляется в основном на последних стадиях логистической цепи в сфере распределения и доставки товаров с использованием различных информационных систем*.

*См. также модуль «Управление информационными ресурсами»

8.1.4. Транспортная логистика

Транспортная логистика – это планирование, организация и осуществление рациональной доставки товаров от мест их производства или закупки до мест потребления, а также контроль за всеми операциями, связанными с их перемещением, обмен соответствующей информацией между грузовладельцем, перевозчиком и другими компаниями, участвующими в процессе доставки товара.

Анализ структуры логистических издержек развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15–35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические активности, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование). (Логистика. 1998. No 2. С. 11)

По другим данным, транспортные расходы составляют от 20 до 70% и более в общей структуре логистических затрат. (Бюллетень транспортной информации. 1998.№1. С.2)

Это позволяет говорить о ключевой роли транспортных операций в создании логистических систем.

К задачам транспортной логистики на макроуровне относятся:

Разработка общей концепции транспортного обеспечения движения товарных потоков;

Изучение поставщиков в зависимости от места нахождения товара и возможности его доставки;

Определение канала товародвижения;

Выбор места размещения складов (как дистрибьюторских, так и для создания запасов) и т.д.

Транспортная логистика на микроуровне занимается более детальными вопросами:

Организация погрузочно-разгрузочных работ;

Внутрискладские операции;

Выбор перевозчика;

Разработка экономичных партий отгрузок;

Разработка взаимоувязанных графиков отгрузок и др.

Транспортная логистика в производственном процессе соединяет все звенья производства и сбыта. При исполнении контракта купли-продажи она работает с готовым товаром и обеспечивает его распределение и доставку до получателя.

В отличие от существовавшей ранее практики, когда финансовые результаты оценивались на каждом отдельном этапе выполнения внешнеторговой сделки, при логистическом подходе возможно увеличение отдельно взятых транспортных издержек для достижения оптимального общего результата. Так как при исполнении контракта важен конечный результат, то грузовладелец должен определить для себя приоритеты в транспортном звене с точки зрения итоговой задачи и условий всей сделки по трем основным векторам:

Скорость и время доставки;

Стоимость транспортировки;

Надежность.

Это означает, что в данном случае грузовладелец должен выбрать основную целевую функцию системы доставки товара с учетом общих задач внешнеторговой сделки. Поскольку ее невозможно определить однозначно, необходимо каждый из перечисленных векторов замкнуть на условия контракта. Так, показатель скорости и времени доставки тесно связан со следующими факторами:

Сроки исполнения контракта и штрафные санкции за их нарушения;

Осуществление платежей за товар, т.е. движение финансовых потоков.

Стоимость доставки в значительной степени влияет на цену товара и эффективность конкретной сделки.

Транспортные издержки составляют около половины цены реализуемых на международном рынке товаров Российской Федерации. По оценке экспертов, транспортировка 1 т российских грузов по иностранной территории обходится в 20-25 дол., складывающихся в итоге в миллиарды. Ежегодные затраты Российской Федерации на транзит только на балтийско-финском направлении составляют порядка 2 млрд. дол. (Международный экспедитор. 1998. № 3. С.41)

Расходы фирмы на доставку товаров можно подразделить на:

Ожидаемые, т.е. определенные заранее и учитываемые в цене товара;

Непредвиденные (сверхнормативное хранение, изменение пункта отправления или назначения, засылка груза по неправильному адресу и т.д.), которые являются результатом недостаточно четких планирования и координации работы отдельных звеньев логистической транспортной цепи.

Параметрами надежности транспортировки грузов являются:

Сохранность доставки;

Сохранение потребительских свойств товара.

Обеспечение решения данной задачи связано с исполнением требований контракта купли-продажи в отношении обусловленных в нем качества и количества поставляемого товара.

Пример. Низкий тариф на единицу перевезенного груза может обернуться для фирмы дополнительными расходами, если в результате транспортировка будет осуществлена в ущерб скорости и надежности, что приведет к нарушению требований контракта по соответствующим параметрам. Возможными последствиями несбалансированной доставки или неправильно выбранных приоритетов в транспортном звене могут быть потерянный рынок сбыта, сокращение спроса на товар, упущенная выгода и т.д.

Таким образом, транспортную задачу логистики во внешнеэкономической деятельности можно определить как обеспечение экономически эффективной доставки товаров в требуемом количестве, обусловленного качества в оговоренный в контракте пункт назначения, в согласованное время с учетом общих целей, затрат и результатов договора купли-продажи.

Сергея Шкарупы .

20.04.2012

Внешнеэкономическая деятельность – дело доходное. Но очень сложное, если нет опыта. Обойти хотя бы некоторые подводные камни в плавании по морям международного бизнеса поможет подробная статья эксперта Сергея Шкарупы .

Сергей Шкарупа

Бизнес, связанный с внешнеторговой деятельностью в России, – это высший пилотаж профессионализма и наиболее доходный вид предпринимательства, с точки зрения возможностей обычной коммерции. Это и одно из наиболее проблемных направлений в нашей стране.

Внешнеторговые операции автоматически ведут к регистрации компании в статусе участника ВЭД и, соответственно, требуют перехода персонала на другой уровень знаний торгового, транспортного, таможенного, валютного законодательства, международного торгового права, знаний валютных финансовых операций, бухгалтерии и налогообложения, отчетности и документооборота, знаний правоприменительной практики – и наличия практического опыта. Статус участника ВЭД предполагает тесное знакомство с новыми надзорными, контролирующими и разрешительными госструктурами, с прямыми и встречными проверками и сверками.

Но так ли уж страшен и сложен этот международный бизнес?

Что такое и с чего начинается ВЭД?

Общепринято глубоко ошибочное мнение, что это – транспорт и таможня. Как ни странно, но так отвечает более 70% руководящих сотрудников компаний, связанных с внешней торговлей. Однако ВЭД входит в вашу жизнь в момент принятия осознанного решения заняться международной торговлей, после чего начинается серия этапов вашего знакомства с внешнеэкономической деятельностью и участия в ВЭД. Что это за этапы?


1. Подготовка компании к сделке

Для начала необходимо провести анализ наличия у вас специалистов и оценить уровень знаний собственных сотрудников в области внешнеэкономической деятельности. Это касается бухгалтерии в области валютных операций, налогообложения и отчетности, юристов в сфере международной торговли, специалиста по закупаемому товару, то есть товароведа или технолога, а также знаний и компетенций по правилам ведения бизнеса в стране поставщика, особенно если это страны Азии. Сюда же можно отнести и наличие в компании специалистов по таможне и транспорту в области международных перевозок. Если каких-либо специалистов нет, то необходимо посмотреть, что есть на рынке, чьими услугами (частных лиц или компаний) вы можете воспользоваться.

2. Подготовка сделки

Подготовка, например, импортной сделки – это, в первую очередь, поиск товара, его производителей или покупателей за рубежом. Проверка их на надежность и компетентность. Согласование с выбранными производителями или поставщиками условий производства, сроков изготовления, условий оплаты и приемки, условий поставки, штрафных санкций. Далее – переход к проработке транспортной схемы и таможенных вопросов, сертификации продукции и т.д. Затем начинается согласование условий, тех же вопросов с подрядчиками, которых вы привлечете для выполнения работ, определенных вами в пункте 1. Уточните с ними свои действия, необходимые при реализации внешнеторговой сделки, – например, получение сертификата соответствия, справок для ветконтроля или санитарно-эпидемиологического заключения и т.п.

После всего этого необходимо провести предварительный расчет целесообразности сделки. Обычно это прикидка крупными мазками: стоимость продукции, стоимость доставки, таможенные платежи, стоимость подрядчиков, налоги, операционные налоги и сборы, цена реализации товара в России и т.д. Здесь важно отдельно учесть, сколько времени и сил ваших сотрудников будет потрачено на все эти процедуры, и рассчитать себестоимость их работ. Это важная часть, про которую многие часто забывают.

3. Подбор участников сделки

Итак, вы определились с поставщиками и товаром, с подрядчиками и собственными специалистами, и сделка, по вашим прикидкам, целесообразна. Тогда приступаем к подбору конкретных исполнителей. С поставщиками устраиваете тендер и добиваетесь оптимальной цены и условий работы. То же самое делаете с подрядчиками. «Давите» по ценам всех, не стесняйтесь, но и не переборщите. Бесплатный сыр только в мышеловке. Больше всего уделяйте внимание не цене, а профессионализму и опыту потенциальных подрядчиков, не бойтесь внешне казаться дилетантом. «Будьте китайцами»: «Моя не знай и твоя не понимай», – задавайте вопросы, загоняя всех в тупик собственной некомпетентностью.

Параллельно настраивайте свою команду и сотрудников на ВЭД, дайте им возможность повысить квалификацию и проработать сомнительные вопросы своей специальности. Выясняйте компетентность ваших партнеров. Изучайте ситуацию на рынке с учетом временных сроков своей ВЭД-сделки. Ориентируйтесь, что товар по своей сделке получите примерно через два-четыре месяца с момента оплаты, и еще один-два месяца до этого уйдет на заключение всех контрактов. Определитесь с конкретными компаниями и специалистами, с которыми вы пойдете вместе в реализации сделки.

Опасайтесь и помните о поразившей нашу страну внутрикорпоративной коррупции. Ваши уполномоченные отделы могут войти в сговор с подрядчиками и заложить им небольшой откат ($200–1000) с каждой поставки.

4. Заключение контрактов (договоров)

Заключайте свои контракты в соответствии с законами и правилами, а не соглашайтесь на типовые формы. Но осторожно: и ваши требования или формы, как и представленные вам партнерами, могут противоречить законодательству – и в результате не будут работать.

Помните, что ваш контракт может иметь свои особенности. Это именно ваш контракт, а не дяди и не тети, вам по нему работать и нести ответственность, вы, а не кто-то другой, ставите свою подпись, и вы, а не кто-то другой, платите свои, а не чужие, деньги.

Нас всегда поражала доверчивость участников ВЭД, которые при «серых» и офшорных схемах ввоза их товара заключают фиктивные договоры с компаниями-однодневками. Согласитесь достаточно странно самому платить, а собственность на товар отдать кому-то, доверившись лишь обещаниям. Мы не видели в своей двадцатилетней практике ни одного «серого» брокера, который бы отвечал своими деньгами за товар, если его, например, задержали и конфисковали на таможне.

5. Реализация сделки

А вот на этом этапе вашей внешнеэкономической деятельности обычно все и начинается. Вы будете пожинать плоды своей работы на предыдущих этапах и знакомиться с практикой. Началом этого для вас послужит подпись на вашей платежке. Это точка невозврата от запланированных и непредвиденных расходов. Машина, которую вы собрали, готова двигаться. Поэтому перед последним шагом просчитайте все и прикиньте все еще раз. Уверены? Тогда вперед! И… механизм запущен!!!

По вашей команде производитель начнет закупать материалы для производства, его поставщики начнут их поставку, перевозчики повезут, рабочие начнут готовить производство под ваш заказ, его бухгалтеры считать расходы и отслеживать движение денег, кладовщики – принимать и выдавать материалы для производственной линии и т.д. Логисты начнут бронировать места на судах и заказывать транспорт на согласованную с вами дату, окончательно досогласовывать транспортные и таможенные документы, готовить страховки, контролировать и уточнять с вами срок готовности вашего товара, координировать планы с транспортниками и таможенными представителями.

Как правило, уже на этом этапе могут возникнуть проблемы. Кто-то срывает сроки, где-то погода, где-то связь, обнаруживаются новые детали в процедуре производства, поставки или таможни. Что-то может изменить государство, причем, как в РФ принято, не оповещая участников ВЭД или вообще задним числом. Это, конечно, потребует новых решений и работы, но у вас еще есть время, пока идет процесс изготовления или доставки.

И вот долгожданный сигнал – товар готов! На автомате включается вторая часть вашей машины. Заработали ваши экспедиторы и перевозчики. Пошла приемка товара, вот уже подъезжает транспорт, затем погрузка, документы... согласование документов с вами, с таможнями двух стран (хорошо, если все вовремя и в приемке и в документах не ошибутся)… и… груз поехал. У-р-ра!

Таможня, оформление экспорта, согласование документов с таможенниками и с вами, оформление морских документов, страховка, погрузка, и вот оно… Судно вышло. И все еще раз сказали: «Ye-e-e-s!»

Доставка обычно проходит нормально, суда ходят исправно, но иногда могут контейнер по ошибке выгрузить в другом порту или поставить на другой фидер. Вы следите за временем, немного дергаетесь, когда подходит срок, теребите экспедитора, он – вас с брокером. Дескать, все ли нормально, не изменилось бы чего? И вот судно подошло к порту выгрузки. И… Все причалы заняты! Вам тут же сообщают, и вы, уже почти успокоившись, что линия довезла груз до России, так снисходительно отвечаете: «Ну, что же вы? Ну, ладно», – думая, что это решается за один день. Не тут-то было. Простоять могут и пять суток. Кстати, это называется «демеридж», и вам за него, по правилам морских перевозок, платить ($300–1500). Многие об этом не знают, поэтому пока нервничают лишь из-за сроков. Ведь цепочка движения товара не заканчивается на вас, и его уже ждут! Вы уже всем отрапортовали, что товар почти доставлен.

И вот… таможня! Это песня! Им все интересно! Вы или ваши подрядчики-брокеры заранее все им уже рассказали, с ними консультировались и все согласовывали: «Так ли это?» «Так!» – отвечала таможня… но… не совсем.

Тут много нюансов. Например, на пути вашего контейнера встают весы. Это незащищенный механизм, часто управляемый вручную. И у контейнера вдруг нестыковка с документами по весу. Вы же поверили поставщику и не стали взвешивать его за рубежом перед погрузкой на судно. А несоответствие веса – это, уважаемый участник ВЭД, уже контрабанда.

Все это время с вами и у вас происходит напряженная работа. Вам звонят, вас обвиняют, требуют деньги на решение вопросов, вы звоните поставщику, перевозчику, но у всех все в порядке, проблемы-то на вашей стороне. Обычно эта стадия битвы заканчивается нервным выходом груза в оформление. Вы уже накалены и разгневаны на всех своих подрядчиков и поставщиков и пока еще немного на таможню. Вы ждете подвоха с любой стороны. И… правильно.

Груз в таможне, декларация подается – и тут... в таможне изменились ценовые профили. Вы взрываетесь. Кто-о-о, кто-о-о ви-но-ва-а-а-т?!! А никто! Просто они меняются сверху в программе, и никто на посту до последнего момента, пока таможенник не введет данные, не знает, как там все это произойдет. И вам снова платить, ну, или любезно с доказательствами просим в суд за решением. Да, кстати, груз можете оставить в таможне, но это дорого обойдется, или все-таки уплатить по полной, а потом ждать у моря погоды, когда, если, гм-хм, выиграете суд и вам их, гм-хм, вернут из бюджета Российской Федерации. У нас же справедливая и демократичная страна, поэтому решение принимаете вы как участник ВЭД и импортер, о котором заботится наше государство и всячески... и все делает ему во благо. А про простои контейнера уже никто и не вспоминает, это уже на владельце груза, само собой. И вы платите все, что вам скажут, и, наконец, груз выходит к вам, если на вас еще не завели дело.

Бывает и по-другому – например, таможня придумает какие-нибудь изменения в своих программках, и потом они сбоят одну-две недели, а все ждут, и грузы стоят и прибывают. А бывает, что ФТС поменяет расчетные счета, и что-то снова происходит в программках, на постах платежей не видят, и все участники ВЭД ищут свои деньги, а грузы стоят, и новые подходят. Глядишь, и порт забился контейнерами, и… вернемся снова к «демериджу» судов…

Все это время ваши сотрудники, вы, ваши подрядчики и ваши же покупатели – все на телефонах. Ругаются, договариваются, делают какие-то еще документы, собирают справки, все в работе и на нервах.

Добро пожаловать в российскую ВЭД!

К чему этот далеко не полный рассказ? Вход любого груза в нашу страну – это самая детективная и непредсказуемая стадия и самый цирковой этап внешнеэкономической деятельности. Однако его можно пройти довольно-таки легко, если у вас громадный опыт и знания, если вы все сделали правильно и на всем пути выстелили соломку. Но настоящих профессионалов-практиков в этих вопросах, в отличие от псевдо-профи, у нас мало.

6. Финансовые расчеты

Цирка здесь значительно меньше. Минфин и ЦБ – это серьезные организации с многовековыми традициями и порядком.

Валюта – это серьезно. Например, если вы проводите платеж в Китай, то будете конвертировать рубли в доллары, а доллары потом в юани. За обе операции будете платить вы, но можно миновать долларовую транзакцию и сразу перейти в китайскую валюту. Кстати, с некоторыми компаниями КНР можно вести расчеты непосредственно в рублях. Можно платить живыми деньгами, а можно и аккредитивом. Можно добиваться отсрочки платежей и еще много чего можно, но это надо все знать, готовить и делать. А для этого нужны знания и специалисты.

Контролировать курсы валют надо всегда. Если сделка крупная, то можно очень хорошо финансово просесть, но, правда, можно и подняться. Кто устанавливает эти валютные курсы? Участнику ВЭД никогда не узнать.

Иногда, даже в наисерьезнейших банках, по ошибке их операционистов или ваших бухгалтеров, платежи могут загнать кому-нибудь другому. Дней десять-пятнадцать будете ждать, выяснять и искать, а вернуть их банк сможет лишь через две-три-четыре недели. Поэтому, вполне возможно, придется делать еще один платеж поставщику. За три года у нас такое случалось два раза. Поэтому будьте внимательны к финансовым документам и валютным операциям.

7. Отчетность и документы

Договорные документы по сделке, справки и заключения разрешающих и подтверждающих структур, транспортные и таможенные документы, требуемые бумаги для надзорных и контролирующих органов, связанные с учетно-отчетной деятельностью, налоговые и прочее. Они нужны все. Оформленные в правильном виде и всегда имеющиеся под рукой, они помогут вам доказать отсутствие у вас злого умысла по отношению к потребителям и государству, а также отстоять вашу позицию перед всеми интересующимися...

8. Налоги

Отдельная профессиональная тема. Валютные операции и налоги требуют дополнительных знаний. Основное здесь связано с уплатой НДС и курсовой разницей. Так, например, международная перевозка не облагается НДС, если Россия со страной перевозчика и странами перевозки имеет соглашение об отсутствии двойного налогообложения. Поэтому лучше, если Ваш подрядчик по транспорту будет «безНДСником», то есть налоговая ставка будет сразу равна нулю. Если он на НДС, то потребуется много документов и доказательства при специализированной проверке, чтобы его надежно перезачесть. Это длинная процедура, часто доходящая до суда с налоговой.

Самое неприятное в ВЭД то, что, сделав оплату своей сделки, даже если это и авансовый платеж, государству вы уже должны уплатить с этой суммы НДС. Для бизнеса это нелогично, ведь товар даже еще, может, и не произведен и уж точно вами не получен. Но таковы уж правила и традиции. Все это удорожает стоимость закупленного продукта и усложняет внешнеэкономическую деятельность.

9. Проверки и сверки

Это обыденность и непременный атрибут внешнеэкономической деятельности. Наиболее постоянные участники проверок от контрольных, надзорных и разрешительных органов – структуры ФТС, Минфина и ЦБ, МНС , Минздрава , ФСБ , МВД , Минтранса и органы сертификации. Всего мы насчитали 38 уважаемых подразделений. Они независимо друг от друга контролируют и проверяют вас напрямую и опосредованно, в том числе и через проверки ваших поставщиков, подрядчиков и потребителей. Приходят к вам по очереди, а иногда и параллельно в течение трех лет. Вы будете проходить не только проверки, но и сверки. И если кто-то в вашей цепочке движения товара что-то сделает не так, то у вас могут быть проблемы. Поэтому мы рекомендуем все делать правильно, красиво и хранить долго.

10. Прибыль

Внешнеэкономическая деятельность всегда была привлекательна для бизнеса. Это и прибыль, и возможности, и статус. С вступлением в ВТО откроются границы России, снизятся пошлины и зарубежные товары потекут на наши торговые прилавки, а материалы, комплектующие и полуфабрикаты, оборудование и технологии – в промышленный сектор экономики. Наша производственная база слаба, поэтому импортное замещение с сегодняшних 30–70% дойдет до 90–95%. За рубеж еще сильнее потекут и поедут сырье, продукты его самой первичной переработки и интеллект. Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность будет развиваться. Вам от нее не уйти, к тому же, малому и среднему бизнесу можно будет выжить только за счет импортных поставок и экспорта, причем без посредников. Ведение ВЭД не будет упрощаться, поэтому вопрос обеспечения ее ведения – важнейшая тема.

Предложения и варианты

Вернемся к вопросу «Но так ли уж страшна и сложна эта ВЭД?»

Вести ВЭД вместе с внешнеторговыми операциями и поставками можно в трех вариантах:

  • Самостоятельно на все 100%.
  • Отдать логистику и таможню профессиональным подрядчикам, а все остальное оставить себе. Обычно так и поступают многие, совершая свои и расхлебывая чужие ошибки, решая проблемы и неся груз ответственности и бремя проверок на своих плечах;
  • Обратиться к компаниям, оказывающим услуги по ведению и обеспечению ВЭД, то есть к ВЭД-аутсорсингу, и передать им все – и ВЭД, и реализацию сделки, вместе со всеми проблемами и рисками.

ВЭД-аутсорсинг – это полноценный самостоятельный бизнес, обеспечивающий внешнеторговые операции участников рынка и сопровождение ВЭД.

Во-первых , с ним можно легко осуществлять внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность без регистрации в качестве участника ВЭД и без ведения ВЭД. Отсутствует необходимость в высококвалифицированных специалистах по ВЭД, валюте и отчетности, международному праву и т.д. и т.п, так как аутсорсер – это уже готовая команда, которую любой руководитель или владелец бизнеса может нанять для себя и под свои нужды.

Во-вторых , можно полностью оградить свое предприятие от проблем и рисков, связанных с транспортировкой и таможней, валютой, отчетностью и налогами, и от проверок со стороны таможенных, валютных, сертификационных, налоговых и других структур.

В-третьих , обеспечивая ведение ВЭД и реализацию вашей сделки, партнер полностью освобождает вас и ваше предприятие от непрофильной работы и дает возможность полноценно заниматься своим бизнесом.

Квалифицированный ВЭД-аутсорсинг включает в себя выполнение следующего комплекса работ:

1. Поиск продукции и производителя или покупателя за рубежом, включая проверку его надежности. При этом вы, самостоятельно выбирая и утверждая производителя, сокращаете цепочки посредников;
2. Заключение контрактов, при этом контрактную цену товара и условия его производства, условия оплаты и поставки утверждаете вы сами;
3. Реализацию контракта (валютные операции, приемка продукции, логистика, таможня, сертификация, страхование, юридические споры и т.д.), весь этот набор услуг ВЭД-аутсорсинга может быть использован вами в комплексе или по отдельности в различных вариантах и комбинациях.

Сотрудничество на условиях ВЭД-аутсорсинга чаще всего востребовано в трех базовых вариантах.

Первый вариант – передача своей ВЭД-сделки и исполнения контракта компании-аутсорсеру. этом случае формальным держателем и исполнителем внешнеторговой сделки заказчика становится уже аутсорсер. По договору с заказчиком он реализует ее от своего имени и все риски, связанные с ведением ВЭД, закупкой, поставкой, логистикой, таможней, валютными операциями, проверками, налогами и отчетностью, несет сам. При этом вы в своей ВЭД-сделке, скрепляя свои отношения договором, действуете вместе с аутсорсинговой компанией и через нее. Поэтому всегда остаетесь в рублевой зоне и во внутрироссийском правовом поле, что вам, безусловно, знакомо.

Второй вариант – использование аутсорсера в качестве внешнеторгового агента. В этом случае держателем контракта становится ваше предприятие, а аутсорсер реализует всю сделку по поручению и доверенности. Большая часть рисков передается ему как исполнителю, но частично отчетность и риски остаются на вас как держателе контракта.

Третий вариант – использование отдельных функций, отобранных заказчиком из всего арсенала возможностей аутсорсера. В этом случае вы остаетесь держателем и плательщиком по контракту, а аутсорсер выполняет функции подрядчика по отдельным операциям или услугам. К ним можно отнести приемку продукции за рубежом, таможенное оформление, транспортировку, сертификацию, юридические услуги, консультации специалистов по бизнесу и странам, например, по азиатским странам, проверку зарубежных партнеров, сертификацию, ведение валютной бухгалтерии, расчетов налогов и ведения отчетности или аудит и т.д.

Если уж вы решили заниматься или уже занимаетесь внешней торговлей и международными сделками, подумайте и взвесьте все расходы, включая и содержание собственных сотрудников, задействованных в ВЭД. Просчитайте все риски и время, которое вы потратили и потратите на не свойственную вам и не профильную для вас работу – обслуживание внешнеторговых операций и сделок. Возможно, для себя вы найдете новое и правильное решение. Тогда у вас появится больше времени и сил для своего бизнеса.

Должность менеджера ВЭД на разных предприятиях может звучать по-разному: менеджер по снабжению, менеджер по экспорту и импорту, логист, закупщик, таможенный декларант. Как бы ни назывался этот специалист, именно он обеспечивает продвижение товара от продавца к покупателю, если они находятся в разных странах, т.е. курирует все операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью фирмы.

Профессионалы в сфере ВЭД на рынке труда ценятся очень высоко.

Существует две основных специализации этой профессии. В компании-импортере менеджер ВЭД выполняет функции закупщика, а в сфере экспорта у него больше обязанностей продавца.

Места работы

Менеджеры ВЭД нужны в торговых и производственных компаниях, которые что-то продают или закупают за рубежом.

История профессии

В нашей стране до 1987 г. торговля с другими странами полностью контролировалась государством. Профессия менеджера ВЭД появилась в начале 90-х годов XX века с наступлением перестройки и экономических реформ, когда в России начали выстраиваться новые рыночные механизмы и правила взаимодействия бизнеса и государства. С тех пор экспортно-импортные операции между российскими и зарубежными компаниями только множатся. Потребность современного бизнеса в квалифицированных специалистах ВЭД растет.

Обязанности менеджера ВЭД

Должностные обязанности менеджера по ВЭД состоят в организации движения груза через границу внутрь страны или за ее пределы:

  • заключение и сопровождение внешнеторговых контрактов;
  • ведение переговоров и деловой переписки с логистическими компаниями и брокерами по условиям работы и оптимизации поставок;
  • контроль и сопровождение поставок на всех этапах — от размещения до получения заказа;
  • контроль своевременной оплаты экспортных и импортных платежей;
  • оформление необходимой сопутствующей документации (графики поставок, сертификаты, разрешения, лицензии).

Также в обязанности менеджера ВЭД может входить:

  • участие в международных выставках;
  • поиск новых продуктов и поставщиков за рубежом.

Требования к менеджеру ВЭД

Самые главные требования к менеджеру ВЭД — опыт работы и деловые связи. И то, и другое во внешнеэкономической деятельности — буквально на вес золота.

Специалист по ВЭД должен:

  • иметь высшее образование, желательно экономическое или техническое;
  • свободно говорить и писать на английском языке, а иногда и на немецком, китайском или японском;
  • хорошо ориентироваться в законодательстве различных стран и процедурах таможенного оформления;
  • владеть компьютером на уровне продвинутого пользователя;
  • быть инициативным, настойчивым и коммуникабельным.

Также для менеджера ВЭД важны навыки оформления таможенных документов и ведения переговоров.

Образец резюме

Как стать менеджером ВЭД

Начинать карьеру в сфере ВЭД лучше с высшим экономическим образованием по специальности «Мировая экономика». Или можно пройти краткосрочную программу повышения квалификации при любом экономическом ВУЗе, если у Вас уже есть высшее гуманитарное или техническое образование.

Зарплата менеджера ВЭД

Зарплата менеджера ВЭД складывается из фиксированной части, процентов от совершенных сделок и премий по итогам работы. Начинающие специалисты зарабатывают в районе 20-25 тысяч рублей. Месячный доход опытного менеджера может достигать 100 тысяч рублей. Средняя зарплата менеджера ВЭД составляет 40 тыс. рублей в месяц.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме