Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нормы расходов. Одной методикой определения нормативных затрат стало больше (Желонкина М.Н.)

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина . Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги - обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в , позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Согласно п. 4 Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.
Норматив на оказание услуги
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180 , в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта - на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках , принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6 .

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты : ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Первая из трех частей данного норматива - нормативные затраты на оплату труда работников , непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства .
Нормативное количество услуг Комментарий
1 2 = 3 / 4 3 4 5
Тренер 0,25 1 4 Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства - 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер
Инструктор-методист 0,05 1 20 В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов
Наименование ресурса (штатной единицы) Норма ресурса (на единицу услуги) Цена единицы ресурса, руб. Комментарий
1 2 3 4 = 2 х 3 5
Тренер 0,25 590 000 147 500 В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм
Инструктор-методист 0,05 470 000 23 500
Итого 171 000

Вторая составляющая прямых затрат на услугу - нормативные затраты на приобретение материальных запасов . Расчет продемонстрируем на примере услуги по обучению в музыкальной школе .

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Норма ресурса (на единицу услуги) Нормативное количество ресурса Нормативное количество услуг Комментарий
1 2 = 3 / 4 3 4 5
0,01 1 10 Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек
0,01 1 10
0,01 1 10

Затем определяются нормативные затраты на приобретение материальных запасов:

Наименование ресурса (материальный запас) Норма ресурса (на единицу услуги) Срок использования ресурса (лет) Цена единицы ресурса, руб. Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год Комментарий
1 2 3 4 5 = 2 х 4 / 3 6
Комплект таблиц по музыкальным инструментам 0,1 5 1 000 20 В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров
Комплект ударно-шумовых народных инструментов 0,1 3 4 000 133,3
Синтезатор с подставкой (комплект) 0,1 5 10 000 200
Итого 1 148
Иные затраты , непосредственно связанные с оказанием услуги, рассчитываются аналогичным образом. В их состав входят, например, обслуживание информационно-справочной системы библиотеки, приобретение учебной литературы в музыкальной школе, повышение квалификации педагогического персонала в учреждении СПО, организация питания в доме-интернате, проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов.

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

В свою очередь, при определении данного вида затрат суммируется семь детализированных групп. Поскольку принципы расчета во всех этих случаях практически одинаковы, приведем лишь два примера.

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества , эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования . Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп - 10, число человек в группе - 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате .

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год. Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги - 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Как известно, применять нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества органы власти, осуществляющие полномочия учредителя, должны будут при формировании субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждениям на 2016 год (на 2016 год и плановый период). А это значит, что учредителям и подведомственным учреждениям необходимо уже в ближайшем будущем приступить к расчетам нормативных затрат по новым правилам.

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям :

  1. стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);
  2. нормы использования ресурсов - учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);
  3. сроки использования ресурса;
  4. затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).
По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях.

    Капитальные затраты (CAPITAL EXPENDITURE) Словарь терминов по управленческому учету

    Материальные затраты - 20. Материальные затраты представляют собой стоимости потребленных материальных ресурсов в процессе производства продукции (работ, услуг). По своему назначению и использованию в процессе производства материальные ресурсы группируются по видам… …

    капитальные затраты - Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, которые после их окончания улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.)… …

    издержки нормативные Справочник технического переводчика

    ИЗДЕРЖКИ, НОРМАТИВНЫЕ - технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Продукт оценивается на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных… … Большой бухгалтерский словарь

    ИЗДЕРЖКИ, НОРМАТИВНЫЕ - технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Продукт оценивается на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных… … Большой экономический словарь

    ВРЕМЕНИ ЗАТРАТЫ - характеризуют продолжительность различн. видов деятельности (см. Вид деятельности): рабочего времени, свободного времени и т. д. Термин В.з. возник в связи с тем, что время имеет относительную самостоятельность (см. Время социальное), свою… … Российская социологическая энциклопедия

    МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство - Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Цена количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому… … Википедия

    Цена фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ»

Выполнил: ст-т 3к. 2гр. Б/У

Велибеков М.В.

Проверила: Авдеева Л.Б.

Махачкала 2009

Введение

1. Понятие о нормировании затрат

2. Формирование нормативов по прямым статьям затрат

3. Порядок составления смет по общепроизводственным расходам

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы в том, что на предприятиях все большее значение приобретает нормирование затрат. Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года – ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Целью исследования курсовой работы является нормирование затрат на предприятиях.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе выведены следующие задачи:

Раскрытие понятия о нормировании затрат;

Исследование нормативов по прямым статьям затрат;

Изучение порядка составления смет по общепроизводственным расходам.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты и обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Стандарты норм и нормативов разрабатываются предприятием самостоятельно. Все нормативы можно подразделить на три уровня.

Первый уровень - по отношению к применяемому методу расчета цен. Идеальные нормативы предполагают наиболее благоприятные цены на потребляемые ресурсы. Нормальные нормативы рассчитываются по средним в течение экономического цикла ценам. Текущие нормативы предусматривают расчет на основе цен определенного учетного периода, как ожидаемых, так и действующих в этот период.

Базисные нормативы - цены устанавливаются и остаются неизменными с начала до конца текущего года. Обычно применяются для исчисления индексных цен.

Второй уровень - по отношению к использованию производственных мощностей.

Теоретические нормативы - это затраты, достигнутые предприятием при хорошем или идеальном использовании производственных мощностей, то есть при полном использовании мощности, нормированной величине времени отдыха, полном отсутствии брака, простоя, порчи. Нормативы прошлого среднего использования рассматриваются по статистическим данным и включают уже затраты времени на брак, простои и порчу, то есть недостатки предыдущего периода. Нормативы нормального исполнения - это ожидаемый средний уровень напряженности норм в будущем периоде.

Третий уровень - по отношению к объему выпуска продукции. Цель разработки таких нормативов - увеличение объема производства продукции. Теоретические нормативы определяются производственной мощностью в объеме 100%.Практические нормативы устанавливаются предприятием близко к теоретическому уровню с учетом неизбежных потерь. Нормальные нормативы основаны на достижении объема производства исходя из средней величины высшего и низшего объемов производства в течение цикла.

Ожидаемые нормативы рассчитываются на основе конкретных условий производства и при ожидаемом объеме выпуска продукции.

На практике нормирование может осуществляться по трем элементам производственных затрат:

1. Прямые материальные затраты. В рамках данного элемента подлежат нормированию цены на основные материалы, а также ожидаемое количество основных материалов, которое будет использовано. Как правило, ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет отдел материально-технического снабжения, а также планово- экономический отдел. Определение нормативного количества основных материалов является одной из наиболее трудных задач нормирования. На данный показатель оказывают влияние ряд факторов: специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Важным элементом нормирования количества основных материалов является определение коэффициентов брака и потерь. Разработка данных нормативов осуществляется под руководством планово-экономического отдела, в ней принимают участие начальники и экономисты производственных подразделений, конструкторы, технологи, работники отдела материально-технического снабжения.

2.Прямые затраты труда. При нормировании данного элемента устанавливаются нормы времени, а также нормативная ставка оплаты труда основных производственных рабочих. Норма времени - это время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы

Нормируемое время подразделяется на:

Подготовительно-заключительное, то есть затрачиваемое рабочим на выполнение следующих работ:

получение технической документации и ознакомление (чертежи, описание технологического процесса);

подготовка оборудования (наладка, переналадка), инструмента, приспособлений, мерителей (подбор и получение);

действия, связанные с окончанием обработки.

Подготовительно-заключительное время затрачивается на всю партию деталей и не зависит от ее величины.

Основное время - это время, в течение которого непосредственно производится технологический процесс (изменяется форма, размеры, физико-химические свойства детали или изделия). Основное время может быть ручным, машинно-ручным, машинно-автоматическим, аппаратурным.

Вспомогательное время затрачивается на выполнение отдельных элементов работы, таких как установка и съем детали (изделия); закрепление и открепление детали (изделия); измерения; подвод и отвод инструментов; включение и выключение оборудования.

В условиях массового и серийного производства, когда применяются групповые методы обработки или когда происходят аппаратурные технологические процессы (термические, гальванические и т. п.), основное и вспомогательное время устанавливается на партию, зависящую от пропускной способности оборудования. Время организационного обслуживания рабочего места, то есть время на уборку отходов и рабочего места, получение и сдачу инструментов, мерителей, приборов, приемку рабочего места от сменщика, затрачиваемое на протяжении смены. Время технического обслуживания рабочего места - смазка, подналадка, смена затупившегося инструмента в течение смены. Время на отдых и естественные (личные) надобности устанавливается для поддержки работоспособности рабочего в течение смены.

Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется классификация рабочей силы. Разработка данного норматива, как правило, осуществляется менеджером и экономистами производственных подразделений.

Нормативные ставки оплаты труда устанавливаются отделом труда и заработной платы и фиксируются в трудовом контракте. Несмотря на то, что диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, чаще всего для каждой операции устанавливаются средние нормативные ставки.

3. Накладные (косвенные) затраты. Нормирование накладных расходов представляет собой сумму оценок постоянной и переменной составляющей накладных расходов в следующем учетном периоде.

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планиро­вания затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не факти­ческие. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты - объем - прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной сис­теме основу для контроля бюджетов.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки де­ятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюд­жетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реаль­ных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представ­лены в таблице.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчи­танные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в рас­чете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

Прямые материальные затраты;

Прямые затраты труда;

Общепроизводственные расходы.

Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет норма­тивных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зави­сят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах.

Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затра­ты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются оди­наково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» от­носится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затра­ты» - к общему их количеству.

Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших за­трат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фикси­ровать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные пря­мые трудозатраты определены заранее.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные за­траты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применя­ются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и дру­гих факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуще­ствляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все дан­ные о фактических производственных затратах замещаются норматив­ными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материа­лов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгал­тер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаружива­ется отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхожде­ния. Этот процесс, известный как анализ отклонений, - эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов.

2. Нормативное количество основных материалов.

3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводствен­ных расходов.

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только по­следние четыре, так как эти организации не используют сырье и матери­алы в своих операциях.

Нормативные затраты основных материалов определяются умно­жением нормативной цены этих материалов на нормативное их количест­во. Нормативная цена основных материалов представляет собой тща­тельную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление норма­тивных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Опре­деляя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.

Нормативное количество основных материалов - оценка ожи­даемого количества, которое будет использовано. Такая оценка являет­ся одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, ква­лификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества мате­риалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных опе­раторов.

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Норма­тивное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, не­обходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы про­извести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несут менеджер соответствующего подразделения и куратор.

Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты тру­да достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Хотя диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, для каждой операции принима­ют средние нормативные ставки. И даже если рабочий, изготовивший продукт, в действительности получает меньше, при исчислении норма­тивных прямых затрат труда используют нормативную ставку оплаты.

Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нор­мативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы, рассмотренные раньше. Однако существует одно главное разли­чие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов со­стоит из двух частей - для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используют разные базы.

Нормативный коэффициент переменных общепроизвод­ственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выра­жение определенной базы, например ожидаемое количество норматив­ных машино-часов или нормо-часов трудозатрат. (Может быть использо­вана другая база, если машино-часы или нормо-часы не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов.) Формула на базе нормо-часов выглядит следующим образом:

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов находят делением общих планируемых постоянных об­щепроизводственных расходов на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат:

Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.

Если фактический выпуск превышает запланированный и норма­тивные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактически постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактичес­кий выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма по­стоянных ОПР будет приходиться на меньший объем продукции.

Одной методикой определения нормативных затрат стало больше (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 30.03.2016

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена Минобрнауки России от 27.11.2015 N АП-114/18вн (далее - Образовательные программы и Методика соответственно).

Новому порядку - новые методики

Для федеральных учреждений с 1 января 2016 г. действует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 порядок (далее - Порядок N 640), который:
- изменил формирование объема финансового обеспечения выполнения государственного задания с учетом общих требований к нормированию в сфере оказания государственных услуг;
- уточнил порядок формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
За исключением отдельных положений, которые начнут применяться постепенно, на протяжении 2017 - 2019 гг., Порядок N 640 начал применяться уже в 2015 г. при формировании государственного задания на 2016 г. Аналогичные изменения произошли и в нормативно-правовых документах для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.
Методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, в том числе в сфере образования, разрабатываются во исполнение не только Порядка N 640, но и общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (п. 1 Методики). Указанные Требования утверждены Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040.
Применение Методики обеспечит федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки России (далее - учреждения), переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения министерством конкурса по распределению контрольных цифр приема:
- по профессиям и специальностям;
- по укрупненным группам профессий и специальностей.
Такое распределение проводилось в целях обучения по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.03.2015 N 285.

Случаи применения Методики и понятийный аппарат

Приказом Минфина России от 16.06.2014 N 49н утвержден Перечень видов деятельности, по которым формируются базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг и работ (далее - базовые перечни). Формирование таких перечней проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленных сферах деятельности функции:
- по выработке государственной политики;
- по нормативно-правовому регулированию.
В частности, реализация образовательных программ, оказываемых учреждениями в качестве основных видов деятельности, включена в базовый перечень по виду деятельности "Образование и наука". Таким образом, к указанной реализации необходимо применять положения Методики, в том числе при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по программам подготовки:


Для целей Методики используется следующий ряд специфических показателей. В отношении к профессиям и специальностям (укрупненных групп профессий и специальностей) применяются:
- базовые нормативы затрат (минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги при очной форме обучения);
- стоимостная группа профессий и специальностей (объединяет те профессии и специальности (укрупненные группы профессий и специальностей), по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты);
- составляющие базовых нормативов затрат (направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг);
- корректирующие коэффициенты (применяются к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражают территориальные и отраслевые особенности реализации).
Указанные показатели формируются Минобрнауки России одновременно с объявлением конкурса и учетом:
- специфики реализации образовательных программ и требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661;
- приоритетов государственной политики, в том числе с учетом требований абз. 9 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указ N 599);
- объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Результат вышеуказанной работы составляет три группы показателей:
1) перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей;
2) итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат;
3) корректирующие коэффициенты и порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В соответствии с п. п. 25 и 26 Порядка N 640 Минобрнауки России не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов и порядок их применения, в том числе:
- территориальные корректирующие коэффициенты;
- корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе согласно абз. 6 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги, а также затраты на содержание недвижимого имущества.
В таком же порядке должны быть утверждены и отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие:
- особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами (детьми-инвалидами) студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами (детьми-инвалидами);
- формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), технологии обучения, например дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (коэффициенты применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг или выполнение работ);
- специфику реализации образовательных программ, в том числе с учетом требований абз. 9 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Минобрнауки России при необходимости уточняет значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Об этом сказано в п. 5 Методики.

Формирование базовых нормативов затрат

Согласно п. 6 Методики базовые нормативы затрат включают в себя две группы затрат на оказание государственной услуги.

Первая группа. Затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются составляющие, перечисленные в пп. 7.1 - 7.3 п. 7 Методики. Прежде всего, это оплата труда. В начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников (других работников) образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (в случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами), включены страховые взносы во внебюджетные фонды:
- в Пенсионный фонд России;
- в Фонд социального страхования РФ;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -
в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Еще одна составляющая - затраты на приобретение:
- материальных запасов;
- особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи).
Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, включают в себя приобретение непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги:
- учебной литературы;
- периодических изданий;
- издательских и полиграфических услуг;
- электронных изданий.
Также к иным относятся затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд:
- педагогических работников до места прохождения повышения квалификации и обратно;
- обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации до места прохождения практики и обратно.
Еще две группы иных затрат связаны:
- с организацией учебной и производственной практики, включая затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации, за исключением затрат, отнесенных к приобретению транспортных услуг;
- с повышением квалификации педагогических работников, в том числе затраты на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) педагогических работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг.

Вторая группа. Общехозяйственные нужды

Согласно п. 8 Методики в составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты:
- на холодное (горячее) водоснабжение и водоотведение;
- теплоснабжение (электроснабжение, газоснабжение);
- котельно-печное топливо.
К общехозяйственным затратам на содержание объектов недвижимого имущества и ОЦДИ, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, относятся в том числе затраты на проведение:
- текущего ремонта;
- мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.
Причем на основании п. 9 Методики затраты на коммунальные услуги и по содержанию имущества образовательной организации учитываются и в том случае, когда имущество используется для оказания государственной услуги на основании договоров:
- аренды (финансовой аренды);
- безвозмездного пользования.
Суммы резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ, необходимого для общехозяйственных нужд, также относятся к общехозяйственным затратам (п. 8.3 Методики). Указанный резерв формируется в соответствии с Порядком N 640 и в размере начисленной годовой суммы амортизации по ОЦДИ.
Также к общехозяйственным нуждам относят перечисленные в пп. 8.5 - 8.7 п. 8 Методики затраты:
- на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет;
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы во внебюджетные фонды;
- на организацию культурно-массовой (физкультурной, спортивной оздоровительной) работы со студентами, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги;
- на прочие общехозяйственные нужды.
Согласно п. 10 Методики базовые нормативы затрат определяются по стоимостным группам профессий и специальностей, а также их укрупненным группам.
Порядок расчета значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги (п. 11 Методики) предусматривает применение требований:
- федеральных государственных образовательных стандартов;
- норм материальных (технических, трудовых) ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере), а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В течение переходного периода Порядок N 640 допускает отсутствие нормативно-правовой базы. В данном случае значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются в том числе экспертным методом. Такой метод позволяет рассчитать базовый норматив затрат на единицу услуги с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели в рамках соответствующего финансового года и планового периода:
- сводной бюджетной росписью федерального бюджета;
- бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета.
Например, экспертным методом могут быть рассчитаны затраты на различные канцелярские товары (бумагу, ручки, папки с арочным механизмом) и расходные материалы (картриджи, чернила).

Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки

Минобрнауки России формирует указанный перечень с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" особенностей организации и осуществления образовательной деятельности. Кроме того, учитываются приоритеты государственной политики в сфере среднего профессионального образования, установленные актами Президента и Правительства РФ.
Отметим, что в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. Минобрнауки России от 06.08.2015 N АП-64/18вн утвердило Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по подготовке:
- специалистов среднего звена;
- квалифицированных рабочих (служащих).
Также в указанный Перечень вошли итоговые значения и величины составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, а также отраслевые и территориальные коэффициенты.

Определение нормативных затрат

Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе в сфере образования. Указанные Требования применяются при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением. Формулы расчета нормативных затрат приведены в разд. III Методики. Применять их придется только в том случае, если не будут утверждены соответствующие стандарты и регламенты.
Расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания - задача учредителя, а не учреждения. Однако аргументированно отстаивать свою позицию в случае уменьшения объема субсидии, рассчитанного по новым правилам, учреждение может только:
- при полном понимании механизма расчета нормативных затрат;
- при умении применять указанный механизм на практике.
Кроме того, самостоятельно выполненный расчет нормативных затрат может помочь учреждению в поиске наиболее эффективных способов расходования материальных и трудовых ресурсов. Например, экономическая служба может проанализировать:
- нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования при групповых занятиях;
- сроки использования ресурсов с целью выявления возможности их увеличения.
Однако необходимо помнить, что даже самый точный расчет размера субсидии ограничивается пределами бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на указанные цели.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме