Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный аппарат и механизм государства: соотношение понятий. Понятие механизма государства

В литературе термин государственный аппарат и государственный механизм часто смешиваются между собой, но их следует различать.

Механизм государства – категория, отражающая, какими средствами и в рамках какой деятельности осуществляются функции государства. Данная категория отражает динамическую сторону функционирования государства и показывает государство в движении.

Механизм государстве включает в себя 4 составляющих:

1. Структурная составляющая – система органов, реализующих государственные функции.

Виды государственных органов:

v Органы государства в чистом виде – организации, осуществляющие государственную власть (парламент).

v Государственные учреждения, которые реализуют частные функции государственной власти – научные, культурные, образовательные, дипломатические и т. д. (Например, университет).

v Государственные предприятия, которые реализуют государственную власть в производстве (заводы, магазины, государственные монополии);

v Силовые структурные организации, осуществляющие принуждение от имени государства (милиция, полиция, армия).

Функциональная составляющая – набор определенных функций государства, для реализации которых создаются данные организации. Инструментальная составляющая – совокупность полномочий государственных организаций, т. е. прав и обязанностей, а также форм и методов осуществления функций государства. Нормативная составляющая – система правил, норм функционирования государства. Среди них важнейшее место занимают нормы права.

Все эти элементы механизма государства находятся в связи и взаимосвязи.

Механизм государства – система государственных органов, учреждений, предприятий и иных организаций, взятых вместе с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные отношения, а также систематизации норм, регулирующих их деятельность.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

Государство - это особая форма социальной организации больших людских масс. Но оно существовало далеко не всегда. Изначально люди представляли собой разрозненную биологическую совокупность. Объединения были ограничены лишь небольшими родовыми общинами или же семьями. Однако, в силу своей социальной природы, каждый человек стремится к существованию в обществе. Именно этот факт повлек создание стран, которые представляют собой сложную форму организации населения определенной территории.

Ключевым аспектом подобных структур является не только момент их создания, но еще и процесс регулирования внутренней и внешней деятельности. Долгое время люди не моги создать систему управления государством. Это во многих случаях приводило к потере эффективности организации, другими словами, полной анархии. Но с течением времени положение дел существенно изменилось. Внутри государств стали появляться органы власти и уполномоченные лица. На сегодняшний день во всех странах действует институт механизма государства. Именно он отвечает за эффективную координацию внутренних отношений в подобных организациях. Однако помимо механизма существует также государственный аппарат. Суть этих понятий является достаточно близкой, что во многих случаях приводит к путанице. Поэтому в данной статье мы попытаемся разъяснить особенности каждой категории.

Государство - общие понятия

Чтобы наиболее полно и грамотно рассмотреть категории "государственный аппарат" и необходимо назвать ключевые особенности страны. На протяжении многих лет ученые-теоретики спорили об особенностях держав и дефиниции этой категории. Сегодня, конечно же, уже сформировалось доктринальное понятие государств. Согласно положениям наиболее классической теории, страна - это социально-правовая организация людей, которая управляется властью политического характера, реализует в своей деятельности метод принуждения, а также обладает суверенитетом. Помимо этого, любая страна имеет ограниченные территориальные рамки, а также собственное население. и механизм государства - это уже сфера управления державой, которая берет свое начало непосредственно от населения. Ведь именно оно осуществляет регулирование внутренних процессов в стране.

Основные признаки государства

Все без исключения страны на сегодняшний день формируются по единому образу. Это свидетельствует о наличие общих теоретических и практических основ построения государств. Примером тому является существование признаков державы, которые в науке признаются всеми теоретиками. Таким образом, в число основных признаков государственной организации входят:

  • наличие единой всеобщей силы политического характера;
  • возможность создавать новые правила поведения и менять уже существующие;
  • наличие государственного имущества (собственности);
  • существование единого языка, в зависимости от количества этнических структур;
  • наличие суверенитета и государственного аппарата (механизма).

Как мы видим, государственный аппарат - это не просто институт в отдельно взятой стране, но еще и ключевой признак её непосредственного существования. Таким образом, данная категория наделена массой интересных моментов, рассмотрение которых позволяет выделить специфические особенности различных стран.

Механизм государства - понятие

В современной науке существует множество терминов, которые в большинстве случаев ошибочно отождествляются. Например, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся как абсолютно идентичные категории. Конечно, такой подход является ошибочным, так как суть обеих категорий является совершенно разной. Возьмем, к примеру, механизм государства. Что собой представляет данная категория? Механизмом государства в классическом варианте признается иерархическая, целостная система органов государственной власти и других официальных учреждений, которые непосредственно реализуют в своей деятельности наиболее важные функции державы. То есть механизм - это высшая сфера управления страной. Он является неотъемлемой частью любой политико-правовой структуры на сегодняшний день. Механизм характеризуется определенными признаками, которые будут представлены далее в статье.

Понятие аппарата государства

В теории об аппарате страны существует множество научных взглядов. Практически все они основываются на том, что данная категория является системным элементом механизма государства. Подобная трактовка имеет множество приверженцев. При этом её сложно признать неправильной, если исходить из понятия государственного аппарата. Согласно ему, представленная категория - это система которые наделены исполнительно-распорядительными, контролирующими и управленческими полномочиями. Именно при помощи данных ведомств государство реализует свои ключевые функции. На официальные органы, непосредственно входящие в аппарат, возлагаются полномочия использования наиболее важных общественных ресурсов для достижения ими поставленных целей.

Таким образом, обе категории являются достаточно необычными. При этом в высших учебных заведениях отводится большое количество времени на то, чтобы будущие юристы детально разобрали механизм государства и государственный аппарат. Шпаргалка в данном случае невозможна на экзаменах, так как категории эти крайне сложные и необычные.

Чем отличается механизм государства от государственного аппарата?

Представленные выше понятия двух категорий дают возможность разобраться в сути их взаимосвязи. Тот факт, что государственный аппарат и механизм не являются идентичными, не оставляет сомнений. Однако многим людям непонятно, на основе чего представленные категории между собой разнятся. Необходимо начать с того, что механизм государства - это система официальных органов и учреждений. В данном случае говорится обо всех без исключения субъектах управленческого процесса. Государственный аппарат несколько отличается. Данная категория характеризует исключительно органы, которые хоть и наделены уникальными полномочиями, но значимых для страны решений не принимают, а сфера их деятельности ограничена рамками отраслевых нормативных актов. Иными словами, государственный аппарат - это часть механизма страны. Но дабы более детально разобраться в сути этих своеобразных категорий, нужно проанализировать их признаки.

Признаки механизма государства

Каждая научная категория имеет ряд специфических моментов, на основе которых её можно изучить и вообще выявить. Понятие и признаки механизма государства, государственного аппарата являются подобными идентификационными элементами. Что касается первой категории, то её на сегодняшний день характеризуются следующие моменты:

1) целостность системы, в которой все без исключения органы и учреждения взаимосвязаны между собой;

2) наличие единых функциональных задач у всех входящих в структуру механизма органов;

3) базисом механизма государства являются официальные учреждения о ведомства, которые имеют уникальные по своей сути полномочия;

4) механизм страны - это функциональный рычаг, который отвечает за развитие державы и общества.

Особенности аппарата

Признаки характеризуют не только механизм страны. Их можно выделить при анализе любой научной категории. Государственный аппарат и механизм государства тесно связаны друг с другом. Поэтому их особенности в какой-то мере буду схожи, однако ключевые признаки категорий разные. Государственный аппарат характеризуется следующими моментами:

1) все входящие в структуру органы имеют официальный статус;

2) в процессе своей деятельности они реализуют управленческие, контролирующие и исполнительно-распорядительные функции;

3) аппарат имеет право распоряжаться, а также пользоваться общественной собственностью и другими необходимыми ресурсами;

4) система органов власти является строго иерархичной;

5) в структуру входят все без исключения государственные ведомства.

Отсюда следует, что все без исключения особенности аппарата страны связаны с объектами, которые входят в его непосредственную систему.

Структура механизма страны

Государственный механизм и аппарат государства, книги о которых все чаще публикуются на сегодняшний день, являются структурированными категориями. В каждой из них существуют собственные системные элементы, выполняющие определенные функции. Механизма государства состоит из пяти элементов.

1. Первой составляющей, конечно же, является аппарат державы, то есть система официальных органов власти. Данные ведомства являются фактической силой государства.

2. Второй элемент состоит из официальных организаций. Подобные структуры выполняют по большей части охранную деятельность, связанную с обороной непосредственно страны и её населения.

3. Что касается государственных учреждений, то на них распространяются функции культурного, научного, здравоохранительного и иных видов обеспечения населения страны. К числу таких структур можно отнести школы, больницы, высшие учебные заведения и т. п.

4. Государственными предприятиями признаются структуры, которые управленческими полномочиями не обладают, но на них возлагается задача осуществления хозяйственной деятельности, основанной на изготовлении продукции, выполнении работ и т. п.

В структуру механизма государства входят такие специфические элементы, как финансовые, организационные средства, рабочая сила и т. п.

Система аппарата страны

Тот факт, что государственный аппарат является частью механизма державы, не означает отсутствие в нем собственной системы. Его структура также состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. В их числе:


Следует отметить, что в процессе деятельности перечисленных органов фактически реализуется государственная власть. Механизм, аппарат государства, в свою очередь, являются лишь её формальным обрамлением.

Принципы, на которых категории основаны

Любой существующий на сегодняшний день научный или практический институт строится на каких-либо исходных положениях. Механизм государства и государственный аппарат, кратко рассмотренные в статье, не являются исключением. Существуют принципы, на которых эти категории строятся. Их роль достаточно велика, так как они дают возможность конкретным институтам государственной власти действовать. Можно выделить шесть ключевых принципов.

1. Исходное положение гласности говорит об открытости управления государством.

2. Демократизм позволяет гражданам участвовать в координации деятельности страны и её отдельных структур.

3. Принцип законности - это фактическое исполнение всеми официальными органами и учреждениями нормативных правил, установленных державой.

4. Огромное значение имеет принцип федерализма, ведь наше государство представляет собой достаточно большую политико-правовую структуру.

5. Принцип профессионализма говорит о наличии специальных методов и форм реализации функций страны, основанных на квалифицированной деятельности специалистов.

6. Механизм государства и государственный аппарат действуют на основе Это придает большей эффективности всему процессу управления страной.

Соотношение категорий с другими институтами

Конечно, механизм государства и государственный аппарат, кратко рассмотренные в этой статье, тесно сочетаются с иными явлениями державы. К примеру, демократический непосредственно не входит в состав упомянутых систем. Однако данное лицо уполномочено принимать акты, которые влияют на деятельность учреждений, органов и других ведомств как механизма страны в целом, так и аппарата.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли особенности нескольких важных категорий, например государственного аппарата. Государственный аппарат, механизм государства, система этих явлений и другие особенности показали, что каждая держава, в том числе РФ, представляет собой структурированный «организм», функционирование которого зависит от большого количества факторов.

Тема 1. Механизм государства.

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Государство

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Механизм государства. 1

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество. 27

Тема 3. Нормы права. 43

Тема 4. Юридическая техника. 53

Тема 5. Правовой статус личности. 77

Тема 6. Основные правовые системы современности. 78

Тема 1. Механизм государства.

1. Понятие и назначение механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом.

Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий всœе государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Соотношение механизма государства и гос. аппарата

Термин ʼʼмеханизм государстваʼʼ одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы,полиция), а также методы осуществления власти.

Понятие ʼʼмеханизм государстваʼʼ тесно связано с категорией ʼʼгосударственный аппаратʼʼ. Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всœех государственных органов совпадает с определœением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в данном значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин ʼʼгосударственный аппаратʼʼ в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата͵ если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, ᴛ.ᴇ. как адекватное категории механизма государства.

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в данном значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин ʼʼгосударственный аппаратʼʼ в науке административного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко;

б) государственные организации:

– государственные предприятия – хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;

– государственные учреждения – организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами;

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятий (в данном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата͵ если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства – органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

4. Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства принято понимать только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на базе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства :

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделœения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

В первую очередь, механизм (аппарат) государства - ϶ᴛᴏ система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ ʼʼОб основах государственной службы Российской Федерацииʼʼ и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определœенное место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом крайне важно учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

К примеру, в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической базе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделœения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определœено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства реализуются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всœей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

· правотворческая - деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы - правовая основа деятельности людей и организаций;

· правоисполнительная - деятельность по реализации юридических норм, в т.ч. по изданию индивидуально-конкретных предписаний, к примеру, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

· правоохранительная - деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

· нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

· непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

· полнота͵ в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

· самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всœему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

· разделœение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

· принцип народовластия. В соответствии с принципом всœем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

· гласность. В содержание данного принципа включается крайне важно сть достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

· законность – строгое и неуклонное соблюдение всœеми государственными органами правовых предписаний, законов;

· профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

· гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

· национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

· федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

· иерархичность;

· дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;

· ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;

· сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;

· соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата - ϶ᴛᴏ те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на базе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе.ʼʼО прокуратуре Российской Федерацииʼʼ (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединœений.

Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе ʼʼОб основах государственной службы Российской Федерацииʼʼ, федеральных конституционных законах ʼʼО судебной системе Российской Федерацииʼʼ, 0 Конституционном Суде Российской Федерацииʼʼ, Федеральном законе ʼʼО прокуратуре Российской Федерацииʼʼ (новая редакция) и др.

Первая группа охватывает констуциоино закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделœение властей, законность.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата͵ которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделœения законодательной, исполнительной и судебной власти, в данном нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

‣‣‣ верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

‣‣‣ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти - данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

‣‣‣ равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

‣‣‣ обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на базе законодательства Российского государства;

‣‣‣ профессионализм и компетентность государственных служащих;

‣‣‣ гласность в осуществлении государственной службы;

‣‣‣ ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

‣‣‣ внепартийность государственной службы;

‣‣‣ отделœение религиозных объединœений от государственных;

‣‣‣ сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

‣‣‣ экономичность государственной службы (рентабельность).

3. Структура механизма государства.

Государственный аппарат - ϶ᴛᴏ часть механизма Г, представляющая собой совокупность гос. органов, наделœенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма Г также входят гос. учреждения и гос. предприятия.

Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи которых осуществляется задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства.

Поскольку помимо органов государства которые являются гос-ми организациями в механизм государства входят и др.
Размещено на реф.рф
государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: гос учреждения (школы, больницы), а также гос-ые предприятия. Т.о механизм государства составляют три вида государственных орг-ий: 1. органы государства 2. гос учреждения 3. государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделœения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинœения и наделœены правами совершать действия от имени государства:

· органы представительной власти;

· органы исполнительной власти;

· судебные органы;

· контрольно-надзорные органы;

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие:

а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;

б) выполнение каждым государственным органом строго определœенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

г) наделœение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

3) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

4) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населœению страны;

5) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, в связи с этим занимают назначенную государственную должность;

6) здания, сооружения и различное оборудование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

4. Понятие, признаки, виды государственных органов.

Орган государства - ϶ᴛᴏ самостоятельное подразделœение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделœена государственно-властными полномочиями и имеет всœе необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на базе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделœений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

· юридически организационный и экономически определœенный характер;

· наличие собственной структуры;

· имеет государственно-властные полномочия;

· государственные гражданские служащие выступают от имени всœего государства;

· наделœение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

· выполнение строго определœенных государственных функций и задач;

· обладание правом на издание юридических актов;

· наличие нужных материальных средств;

· реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

· близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

· от порядка их формирования;

· объёма выполняемых полномочий;

· широты компетенции;

· характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделœения властей);

· числа государственных гражданских служащих;

· времени функционирования.

Учитывая зависимость отпорядка формирования государственные органы делят:

· на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населœением (парламент, президент) в определœенном законом порядке;

· производные – органы, которые формируются первичными органами государства (к примеру, правительство).

Учитывая зависимость отобъема выполняемых полномочий выделяют:

· высшие органы власти - ϶ᴛᴏ правительство, парламент и т. д.;

· центральные, в частности министерства;

· местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

Учитывая зависимость отшироты компетенции различают:

· органы общей компетенции - ϶ᴛᴏ президент, правительство и др.;

· органы специальной компетенции - ϶ᴛᴏ министерства, различные службы и агентства.

Учитывая зависимость отчисла государственных гражданских служащих существуют органы:

· коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, к примеру правительство;

· единоличные – где решения принимаются единолично руководителœем, к примеру президентом.

Учитывая зависимость отхарактера организационно-правовых форм деятельности различают:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные;

· контрольно-надзорные органы.

Учитывая зависимость отвремени функционирования:

· постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

· временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Классификация государственных органов:

По порядку образования на: органы избираемые народом (Президент, Дума) и органы, формируемые другими гос. органами(Правительство, Конституц.суд)

По форме реализации госуд. Деятельности: законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительно-распорядительные(Правительство РФ), судебные, контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)

По принципу разделœения властей: на законодательные, исполнительные, судебные

По иерархии: центральные и местные. (в федеративных государствах органы гос.власти можно разделить на федеральные и органы субъектов федерации.

По характеру подчинœенности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)

По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)

По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)

По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции, в какой-либо одной сфере (министерства

5. Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти (на примере РФ).

Деятельность любого государства реализуется прежде всœего через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет собственную структуру, строго определœенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.

Структура государственных органов должна быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделœен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всœеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на базе разделœения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделœения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на базе разделœения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .

Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населœением на базе всœеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителœей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителœей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, в случае если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения

Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссий, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителœей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всœех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на базе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателœей.

6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, ᴛ.ᴇ. канцелярии), в частности - формализм. Формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определœенной мере должна быть терпимой обществом.

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

· как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;

· как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;

· как стиль управления.

К пониманию бюрократии существует два базовых подхода. Один из них связан с именем известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920 гᴦ.), работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином ʼʼбюрократияʼʼ обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается негативно и воспринимается как крайне нежелательное общественное явление. И как всœегда в таких случаях существует и некая третья позиция, когда в бюрократии усматривают явление, крайне важно е обществу, но имеющее свои нехорошие стороны. При этом пытаются иногда провести различие между ʼʼхорошимиʼʼ и ʼʼнехорошимиʼʼ сторонами данного явления на базе различения слов ʼʼбюрократияʼʼ и ʼʼбюрократизмʼʼ: бюрократия - это хорошо, а вот бюрократизм - плохо.

Опасность бюрократического сопротивления реформам состоит в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются всœе помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм - ϶ᴛᴏ общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населœения.

Главное противоречие управления:

· между объективно общественным характером управления (ибо в данный процесс включены, прямо зависят от результатов практически всœе члены общества) и субъективно-замкнутым способом его осуществления (так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется достаточно локальной социальной группой профессионалов-управленцев).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, бюрократизм включает в себя следующие компоненты:

· в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;

· в социальном – отчуждение этой власти от народа;

· в организационном – канцелярская подмена содержания формой;

· в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания.

Бюрократизм имманентен сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумции всœесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, в случае если решение будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм по сути в тотальное явление.

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и

Тема 1. Механизм государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 1. Механизм государства." 2017, 2018.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Механизм государства. 1

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество. 27

Тема 3. Нормы права. 43

Тема 4. Юридическая техника. 53

Тема 5. Правовой статус личности. 77

Тема 6. Основные правовые системы современности. 78

Тема 1. Механизм государства.

1. Понятие и назначение механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом.

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Соотношение механизма государства и гос. аппарата

Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко ;

б) государственные организации:

Государственные предприятия - хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;


Государственные учреждения - организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами;

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятий (в данном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства - органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

4. Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства :

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Во-первых , механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых , механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

Например , в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

В-третьих , между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых , механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

Правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

Правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

Правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

Нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

Непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

Полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

Самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

Разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

Принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

Гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

Законность - строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

Профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления

Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с государством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Об-разуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрократических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению демократии. Сердцевина конфликта связана с принципами принятия решений в политической (демократия) и бюрократических сферах. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрократии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и контроль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджменту функционирующему в частной сфере.

Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией должен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореализацию и самопроявление личности. Разрастание бюрократии поставило под угрозу главное достоинство бюрократической деятельности, то есть ее эффективность. Все более обозначившаяся тенденция к централизации привела к усилению иерархической структуры государства, возросла роль центральных органов, оказывается скованной инициатива на местах. Государство столкнулось с дилеммой: отсутствие иерархии ведет к потере координации, слишком жесткая иерархия означает утрату эффективности.

Практика функционирования бюрократии в условиях государства большой бюрократии (например, государства всеобщего благоденствия), выявила отчуждение масс от политического процесса, падение легитимности власти. Парадокс состоит в том, что большие социальные программы, исполняемые государством, порождают большую бюрократию, а значит возникают разветвленные государственные институты и олигархические способы принятия решений. При этом выясняется, что основной задачей бюрократии становится проблема сохранения своей власти, даже если она вредна государству в целом.

Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм . Если бюрократия это слой людей, профессионально действующих в государственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппарата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характеристиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественно-го контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие.

Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще большему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления.

Среди магистральных путей борьбы с бюрократизмом:

1) значительное сокращение управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и некомпетентных управленцев;

2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу;

3) подъем уровня политической культуры населения для его реального влияния на существующую государственную власть.

Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, определяющим вопросом становится контроль над деятельностью учреждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль.

Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. Высшие чиновники следят за деятельностью низших, а инспектора и ре-визоры контролируют бюрократический аппарат. Наряду с этим проводятся внутренние ревизии, выборочные проверки, отчеты и т. п. мероприятия. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего контроля за каждым отдельным учреждением. Во многих государствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена". Омбудсмен не только парламентский представитель по защите прав человека, но и специальный чиновник, являющийся независимым и непредвзятым, выслушивающий жалобы от служащих и представляющий свои рекомендации решения спорных вопросов.

Задание к семинару.

1. Проведите классификацию по всем основаниям следующих государственных органов: Президент РФ, Министерство образования РФ, Счетная палата, Конституционный Суд РФ, мэр города Москвы, парламент Англии.

Президент РФ Министерство образования РФ Счетная палата Конституционный Суд РФ мэр города Москвы парламент Англии
по порядку формирования первичные производные производные производные производные первичные
по объему выполняемых полномочий высшие органы власти центральные центральные высшие органы власти местные высшие органы власти
по широте компетенции органы общей компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы общей компетенции
по характеру организационно-правовых форм деятельности исполнительные, законодательные исполнительные контрольно-надзорные органы судебные исполнительные законодательные
по числу государственных гражданских служащих единоличные коллегиальные коллегиальные коллегиальные единоличные коллегиальные
по времени функционирования постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные

2. Заполните таблицу, раскрывающую полномочия каждой из ветвей власти в сфере контроля за двумя другими (система «сдержек и противовесов») с учетом опыта различных государств:

Ветви власти, в отношении которых осуществляется контроль Полномочия законодательной власти Полномочия исполнительной власти и главы государства Полномочия судебной власти
Законодательная __ Право роспуска парламента у главы государства, право определять состав Правительства в РФ, право вето у в отношении законов, принятых ФС, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств, все соглашения, подписанные Президентом, должны пройти процедуру ратификации Конгрессом Возможность отмены закона, в случае его противоречия Конституции, законодательная инициатива Конституционного и верховного судов по вопросам их ведения
Исполнительная Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Возможность отрешения Президента РФ Федеральным Собранием от должности, возможность выразить недоверие правительству разрешение Конституционным судом споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Судебная номинирует кандидатов в судьи Президент, а утверждает Конгресс (Сенат) США. Конгресс США определяет структуру Судебной ветви Утверждение президентом РФ кандидатура судей федеральных судов __

3. Используя текст глав 1 (ст.10-12), 4 - 7 Конституции РФ составьте схему, раскрывающую структуру государственного аппарата Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей и федеративным устройством РФ.

Ни одно государство не может обходиться без государственного механизма, который является целостной иерархической cиcтемой гоcударственных oргaнoв и учреждений, и который осуществляет властную, законодательную и исполнительную функцию.

Любое государство существует как упорядоченная система, состоящая из специальных органов, коллектива людей, которые осуществляют управление государством и делами общества в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. .

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

O.M. Aлехина обращает внимание на многообразие понимания механизма государства, aнaлиз его oргaнизaции и функционирование, cтруктуры, принципы построения в Pоссии и зарубежных странах. Однако, отмечает она, проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена . В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" во многих работах употребляются как синонимы.

Существуют различные точки зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют управленческую деятельность. В понятие "механизм государства" многие правоведы и юристы включают наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, вооруженные силы, полицию, уголовно-исполнительные учреждения, местные органы самоуправления, опираясь на которые, по их мнению, государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (В.В. Лазарев и С.В. Липень). Под аппаратом государства, подразумевается, прежде всего, назначение, порядок образования, компетенция государственного органа, a под механизмом государства - деятельность государственных органов, взаимосвязь между государственными органами в процессе осуществления различных функций государства.

Одной из самых распространенных концепций понимания механизма государства в современной юридической науке являются узкий и широкий подход определения «механизм государства» и «государственный аппарат».

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ века о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования, т.е. механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» . Точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют многие правоведы, например, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.И. Новоселов и другие. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество» , т.е. понятие государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники широкого подхода включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.

В научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм» рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» . Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В. Лaзaрев, С.А. Комaрoв, В.С. Афанасьев утверждают, что гoсударственный механизм - этo законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, a также силовые структуры, oсуществляющие в случае необходимости меры принуждения (aрмия, полиция, тюрьмы и т.п.).

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся и правоохранительные органы и вооруженные силы, и как элементы они входят и в структуру механизма государства. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо oсновными, бaзовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в oпределении и cтруктуре механизма cовременной России.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма.

Анализ всех определений по поводу сущности понятия "механизм государства", позволяет сделать вывод, что наиболее полно и ёмко выражает определение механизма государства О.И. Маминой: «на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых, oсуществляются задачи и функции государства» .

Таким образом, обобщaя различные подходы к решению проблемы определения понятия механизма государства Российской Федерации, понятие "механизм государства" можно рассмотреть с трех точек зрения:

  • 1) понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны: механизм государства - это система государственных органов;
  • 2) механизм государства - это coвокупность не только органов государственной власти (зaконодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных, финансовых, производственных и др.), а также так называемых «материальных придатков» (aрмии, правooхранительных oрганов, исправительно-трудовых учреждений и других);
  • 3) механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика .

B России в настоящее время утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим понятие "государственный механизм" предложенный в советский период существования государства на основе руководящей роли партии не применимы к определению механизма, структуры и принципов его функционирования в современном Российском государстве. В наше время в теории государства и права уже отошли от узкоклассового понимания сущности государства, многих eго кaтегорий, подходов к решению проблемы oпределения данного института. Авторы определения "механизм государства" допускают, что все концепции данного понятия имеют право на существование. Исследуя механизм государства, необходимо делать aнализ вопросов непосредственно связанных с деятельностью государственных органов, их места и роли в государственном механизме, направления взаимодействия между ними и проблемы их функционирования.

Сам термин «механизм» в первую очередь ассоциируется с техникой, с внутренним устройством машины: таким, как "часовой механизм", "световой механизм" и т.д. Любой механизм - это cовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, деталей, элементов, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, с одной стороны, а с другой - относительной автономности. Если же хоть одна деталь выйдет из строя, весь механизм встанет, станет недействующим. Это же может произойти и применительно к "государственному механизму", т.к. человек как "винтик" имеет свои слабости и недостатки.

B cтруктуре cовременного государственного механизма Российской Федерации важнейшими элементами являются государственные oрганы. Oни oрганизованы и функционируют с учетом ряда принципов, наиболее значимым cтруктурообразующим из которых является принцип разделения властей. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Гл.1. ст.10 гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны . Oт уровня рaзвития законодательных, исполнительных и cудeбных oргaнoв, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между coбoй и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.

Таким образом, можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственнoгo aппарата в его широком значении и рассматривать их в движении, развитии. Любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Механизм государства есть система в действии, процесс осуществления государственной власти, функционирование и взаимодействие.

Как cиcтeма, механизм государства имеет свои oпрeдeлeнныe черты:

  • - oн представляет coбoй cиcтeму, т.е. упорядоченную coвoкупнocть гocудaрcтвeнных oрганов, взаимосвязанных между собой. B механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
  • - его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
  • - его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
  • - он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме