Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности правового статуса сотрудника дипломатической службы. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус Правовое положение сотрудников мид рф

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ
"Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Определены особенности прохождения госслужбы в МИДе России.

Установлены повышенные требования к профессиональным и личным качествам сотрудников дипломатической службы.

Определены 11 дипломатических рангов, которые присваиваются сотрудникам. В их числе - Чрезвычайный и Полномочный Посол, советники 1 и 2 классов, атташе. Установлены дополнительные запреты и ограничения, связанные со службой. Например, нельзя выезжать за пределы России по частным делам, не уведомив представителя нанимателя. Запрещено приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юрлиц.

С гражданином, поступающим на службу в загранучреждение МИДа России, заключается контракт на срок до 3 лет.

Усилена социальная защищенность сотрудников с учетом специфики работы. Речь идет о дополнительных гарантиях тем, кто работает в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.

Работающим в загранучреждениях МИДа России полагаются компенсации транспортных расходов при выезде в государство пребывания и возвращении по окончании работы. Им также оплачивается медпомощь. Возмещаются затраты на обучение несовершеннолетних детей школьного возраста. Предусмотрены иные гарантии.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением части 7 статьи 14

Часть 7 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.


ВВЕДЕНИЕ

Раздел I

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Зарождение российской дипломатии

и дипломатической службы

2. Дипломатическая реформа Петра I:

переход к европейской модели дипломатической службы

3. Дипломатическая служба в послепетровские времена

4. Внешнеполитический аппарат российской империи

конца XIX - начала XX в.

Контрольные вопросы

Литература

СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Государственная служба:

статус, принципы, функции

2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего

Контрольные вопросы

Литература

Раздел II

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,

его статус и задачи

Оперативная работа центрального аппарата МИД России

Контрольные вопросы

Литература

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА

1. Понятие и принципы правового статуса

загранпредставительства Российской Федерации

2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения

3. Свобода сношений с аккредитующим государством

4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения

5. Иммунитеты и привилегии

персонала дипломатических представительств

и консульских учреждений

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:

СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Классификация дипломатических представительств

2. Персонал дипломатического представительства

3. Дипломатический корпус

4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции

5. Вопросы межгосударственного обмена

Контрольные вопросы

Литература

КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ

1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений

2. Консульские функции

3. Консульские отношения со странами - участницами СНГ

Контрольные вопросы

Литература

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ

РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Постоянные представительства и специальные миссии:

правовой статус, формы и приоритеты

служебной деятельности

2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН

3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях

5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур

Контрольные вопросы

Литература

Раздел III

ПРОХОЖДЕНИЕ

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ

1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус

2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы

3. Особенности работы с молодыми специалистами

Контрольные вопросы

Литература

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база

2. Планирование - основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы

3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения

4. Ротация дипломатических служащих

Контрольные вопросы

Литература

БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Безопасность как проблема дипломатической практики

2. Современные проблемы безопасности и пути их решения

3. Антитеррористическая безопасность

4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата

Контрольные вопросы

Литература

Раздел IV

КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ,

СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы

2. Департамент кадров МИД и его основные функции

3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы

4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы

Контрольные вопросы

Литература

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ

СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие стиля служебных отношений

2. Классификация стилей служебной деятельности

3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности

4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений

Контрольные вопросы

Литература

1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России

2. Система надбавок к должностному окладу

3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе

Контрольные вопросы

Литература

Раздел V

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Информация и ее роль в системе государственного управления

2. Требования к дипломатической информации

3. Источники информации

4. Обработка информации

Контрольные вопросы

Литература

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

1. Экономическая дипломатия

2. Культурная дипломатия

Контрольные вопросы

Литература

ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА

1. Понятие дипломатического протокола

2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение

3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы

4. Разработка единых протокольных норм приема иностранных делегаций в 70-80-е годы

5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Государство и СМИ: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия

2. Основные направления и формы работы пресс-службы МИД России

3. Опыт деятельности пресс-служб

российских дипломатических представительств за рубежом

Контрольные вопросы

Литература

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы

2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы

3. Систематизация документов и контроль за их исполнением

4. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка

Контрольные вопросы

Литература

Раздел VI

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

1. История создания

2. Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы

3. Организация службы.

Требования к международным гражданским служащим

4. Роль и место комиссии по международной гражданской службе

5. Перспективы развития международной гражданской службы

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРАНЦИИ

Контрольные вопросы

Литература

БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Дипломатические службы Великобритании и США: общее и особенное

2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света

3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях

4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ

1. Становление дипломатической службы современной Германии

2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ

3. Организация дипломатической службы и ее структура

4. Приемы и методы германской дипломатической службы

5. Особенности современной дипломатической службы Германии

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЯПОНИИ

1. Становление дипломатической службы Японии

2. Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы

3. Решение кадровых вопросов

4. Особенности дипломатической службы

Контрольные вопросы

Литература

Правовое положение дипломатического работника представляет собой часть общего правового статуса личности и включает в себя совокупность прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий, поощрений и мер ответственности, связанных с исполнением функций дипломатического характера, а также обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 205-ФЗ правовой статус регулируется данным Федеральным законом, Федеральным законом № 79-ФЗ, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, – ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Причем необходимо отметить, что сотрудники дипломатической службы в период работы в загранучреждениях пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права.

Основу прав дипломатических работников составляют нормы, закрепленные ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ, Федеральный закон № 205-ФЗ не устанавливает дополнительных нрав дипломатических работников по сравнению с федеральным законодательством о гражданской службе, по в то же время предусматривает ряд государственных гарантий, которые будут рассмотрены ниже.

В период работы в загранучреждениях на дипломатических работников также распространяются права, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., среди которых можно выделить:

  • – право на свободу передвижения по территории государства пребывания за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 26);
  • – право на неприкосновенность корреспонденции (ст. 27);
  • – право на неприкосновенность личности дипломатического агента (ст. 29);
  • – право на неприкосновенность частной резиденции (ст. 30);
  • – право на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31);
  • – право на освобождение от большинства налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (ст. 34);
  • – право на освобождение от всех государственных и трудовых повинностей (ст. 35);
  • – право на ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования (ст. 36).

При этом необходимо учитывать, что перечисленные права, а по сути – привилегии и иммунитеты, предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществление функций дипломатических представительств как органов, представляющих государство.

Обязанности дипломатических работников характеризуют сущность служебной деятельности, производны от задач и функций государственного органа и во многих случаях прямо вытекают из прав, перечисленных выше. Основные обязанности дипломатических работников установлены ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо них на сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 205-ФЗ налагаются следующие обязанности:

  • 1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений МИД России, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении МИД России, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;
  • 2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения МИД России, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.

Нормы международного права (ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.) также предусматривают корреспондирующую обязанность уважать законы и постановления государства пребывания, без ущерба для предоставленных привилегий и иммунитетов.

Правовой статус дипломатических работников предусматривает и ограничения, связанные с дипломатической службой . Надо заметить, что установление ограничений, связанных с прохождением государственной, а вместе с ней и дипломатической службы, является одним из наиболее распространенных в мировой практике механизмов обеспечения интересов государства и эффективной служебной деятельности, препятствования злоупотреблениям властными полномочиями, противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов. Так, гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а служащий нс может находиться на гражданской службе в случаях, установленных ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо ограничений, действующих для всей системы гражданской службы, законодатель в ст. 4 Федерального закона № 205-ФЗ предусмотрел ограничения, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломатической службы. Согласно указанной статье гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).

Имеют место и запреты, связанные с дипломатической службой .

Запреты в системе государственной службы – это закрепленные нормами административного законодательства положения, не дающие возможности государственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения.

Основной объем запретов, распространяющихся на дипломатических работников, установлен ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо этих запретов, в связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы ст. 5 Федерального закона № 205-ФЗ налагает запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц.

Вышеупомянутая Венская конвенция о дипломатических сношениях устанавливает запрет на осуществление дипломатическим агентом профессиональной или коммерческой деятельности на территории государства пребывания в целях личной выгоды (ст. 42), а также вмешательство во внутренние дела государства пребывания (ст. 41). Дипломатические работники не могут при осуществлении своих полномочий в экономической, социальной, технической и торговой областях осуществлять вмешательство во внутренние или внешние дела государства пребывания, пренебрегать правом государства пребывания свободно определять свою собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над территорией.

Эффективное осуществление служебной деятельности в условиях установления жестких обязанностей, запретов и ограничений невозможно без обеспечения должного уровня социальных государственных гарантий дипломатическим служащим, обусловленных исключительностью и уникальностью статуса дипломатических работников как государственных служащих, представляющих интересы государства на международной арене. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы им в соответствии со ст. 52 и 53 Федерального закона № 79-ФЗ предоставляются основные и дополнительные государственные гарантии.

Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе, которые отображают специфику внешнеполитической деятельности и призваны компенсировать риски, стоящие перед дипломатическими работниками и их семьями. Необходимо отметить, что дополнительные гарантии предоставляются сотруднику дипломатической службы, а в некоторых случаях и членам его семьи, только в условиях работы в загранучреждении МИД России.

Министерство иностранных дел РФ принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 205-ФЗ сотруднику дипломатической службы и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.

Сотрудник дипломатической службы обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий.

Сотруднику дипломатической службы, направляемому на работу в загранучреждение, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении, включая провоз багажа весом не более 500 кг на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры).

Сотруднику дипломатической службы компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования.

При повреждении здоровья сотрудника дипломатической службы или проживающего совместно с ним члена сто семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении МИД России в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, указанному сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении МИД России либо до истечения одного года после прекращения работы в указанном загранучреждении вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъявлении свидетельства о нраве на наследство) предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы, установленных на день выплаты.

В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы, работающего в загранучреждении:

  • 1) расходы на подготовку к перевозке и на перевозку останков к месту захоронения осуществляются за счет средств загранучреждения;
  • 2) членам его семьи, проживавшим совместно с ним, предоставляется единовременная денежная выплата в размере двукратного месячного должностного оклада сотрудника дипломатической службы в иностранной валюте, а также возмещаются расходы, связанные с их переездом в Российскую Федерацию.

В отдельную группу можно выделить гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах. Так, сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой согласно ст. 15 указанного Закона выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня.

Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 40%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за два дня.

Поощрение и награждение дипломатического работника являются формами общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые и материальные преимущества; применяются к государственным служащим за безупречную работу и эффективную службу, добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности.

Формы поощрения и наград дипломатических работников непосредственно в Федеральном законе № 205-ФЗ не урегулированы. В то же время существует ряд устоявшихся форм:

  • – Почетная грамота МИД России;
  • – Звание "Почетный работник МИД России";
  • – Памятная медаль А. М. Горчакова;
  • – Нагрудный знак МИД России "За отличие".

За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИД России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях – без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов (п. 9 Положения о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов – представительств МИД России на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371).

Кроме того, в МИД России действует Положение об условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иных видов поощрения, утвержденное приказом МИД России от 29 марта 2010 г. № 3934).

Следует обратить внимание и па вопрос об ответственности дипломатических работников . Правонарушения лиц, наделенных властными полномочиями, характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, права и свободы граждан. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей в зависимости от степени общественной опасности действующее российское законодательство предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность дипломатических работников.

  • 1. Уголовная ответственность. Большая часть составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность государственных служащих, содержится в гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". В и. 1 примечания к ст. 285 УК РФ содержится определение должностного лица как лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
  • 2. Административная ответственность. Гражданские служащие, в том числе дипломатические работники, в качестве самостоятельных специальных субъектов должностных административных правонарушений КоАП РФ не выделяются, а подпадают под общую категорию "должностного лица". КоАП РФ устанавливает аналогичное УК РФ определение должностного лица (ст. 2.4.), при этом указывается, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ не содержит систематизированного перечня преступлений государственных служащих, более того, существует значительная проблема разграничения административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих ввиду близости формулировок административного правонарушения и дисциплинарного проступка.

  • 3. Дисциплинарная ответственность. Законодательством о гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по сто вине возложенных на него служебных обязанностей, предусматриваются следующие дисциплинарные взыскания (ст. 57 Федерального закона № 79-ФЗ):
  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • 4) освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы;
  • 5) увольнение с государственной гражданской службы.

Аналогичные меры предусматривает п. 49 Служебного распорядка центрального аппарата МИД России , территориальных органов – представительств МИД России на территории России , дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации , представительств Российской Федерации при международных организациях , утвержденного приказом МИД России от 23 июля 2009 г. № 11868.

Особенности наступления юридической ответственности и правовых последствий, распространяющихся на дипломатических работников, находящихся в загранкомандировке, напрямую связаны с дипломатическим иммунитетом. Так, государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой- либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства (ст. 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

  • – вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
  • – исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника, или отказа получателя как частного лица, а не от имени аккредитующего государства;
  • – исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

В то же самое время действует норма о том, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31 Венской конвенции).

дипломатический служба представительство кыргызстан

Прохождение дипломатической службы и ее правовая база

Действовавшая в недавнем прошлом в стране номенклатурная система кадровой работы проецировала на себя кадровые процессы и порядок служебных отношений в системе дипломатической службы. Постепенно в ней создалась элитная политико-дипломатическая прослойка, имевшая достаточно сильные позиции и авторитет. Она существенно влияла на решение кадровых вопросов в рамках партийно-номенклатурной системы подбора, расстановки и воспитания дипломатических кадров, что в конечном итоге привело к существенным деформациям в кадровой сфере Министерства иностранных дел СССР.

Перестроечные процессы начались с введения в действие «Положения о Посольстве СССР», уточненного «Положения об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, аккредитованного в иностранном государстве», «Положения о порядке проведения служебной аттестации дипломатических работников МИД СССР». На основе этих нормативных документов шел поиск более действенных форм прохождения дипломатической службы и эффективных методов оценки деловых, профессиональных и моральных качеств работников дипломатического состава. С января 1987 г. была начата служебная аттестация дипломатических кадров центрального аппарата, а с января 1989 г. - аттестация всех дипломатических и консульских работников за границей.

Было принято также «Положение о прохождении службы дипломатическими работниками МИД СССР». Предыдущее аналогичное положение было утверждено в апреле 1953 г. и, естественно, было выдержано в духе времен культа личности и никак не могло быть использовано в условиях демократизации общественных отношений и обновления дипломатической службы. С его введением была существенно обновлена нормативно-правовая база кадрового обеспечения дипломатической службы в рамках исторически сложившейся модели непрерывного прохождения дипломатической службы. Многие ее положения и принципы действуют поныне.

Прохождение дипломатической службы представляет собой особую организационно-правовую систему, включающую в себя органическую совокупность целенаправленных действий по отбору, расстановке, воспитанию и ротации дипломатических кадров, реализации должностных полномочий и контроля качества исполнения служебных обязанностей по государственной должности дипломатической службы. Сердцевиной указанной системы является профессионально-должностное развитие кадров дипломатической службы, интеллектуальный и профессионально-кадровый прогресс дипломатической службы, высокий духовно-нравственный потенциал каждого служащего.

Основные элементы системы прохождения дипломатической службы можно представить следующим образом:

  • а) отбор на службу, оценка претендентов на государственную должность дипломатической службы с точки зрения их профессионально-квалификационной, психологической и духовно-нравственной пригодности к работе в структурах Министерства иностранных дел и загранучреждений КР;
  • б) процедура утверждения в должности (замещение государственной должности дипломатической службы);
  • в) профессиональная адаптация путем испытательного срока, стажировок, повышения квалификации и других мероприятий;
  • г) оценка служебной деятельности, формирование здоровых ценностных установок на высокоэффективное исполнение должностных обязанностей;
  • д) присвоение разрядов, рангов и званий;
  • е) профессиональное развитие путем внутриаппаратного обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях, в процессе самоподготовки;
  • ж) должностное продвижение по вертикали (в том числе через резерв), перемещение и ротация по горизонтали на основе личных заслуг и достоинств;
  • з) регулирование межличностных отношений и социально-психологическая диагностика служебных отношений, формирование атмосферы деловитости и сотрудничества, ответственного отношения к делу;
  • к) создание благоприятных социально-бытовых и материально-финансовых условий использования персонала - охрана труда, организация медицинского и социального обслуживания, обеспечение детскими учреждениями, комплексом спортивно-культурных услуг;
  • л) прекращение служебных отношений, выход в отставку.

Прохождение дипломатической службы как особой формы профессиональной социализации работника в условиях демократического государства ориентировано не на классово-идеологическую, а на демократически-правовую природу государства и его аппарата. В ее рамках реализуются основополагающие принципы государственной службы демократического правового социального государства.

Порядок прохождения дипломатической службы нормативно регламентируется:

  • - Конституцией Кыргызской Республики, Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
  • - венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях и другими международно-правовыми актами;
  • - указами Президента КР

Прохождение дипломатической службы, таким образом, представляет особую систему юридических фактов, влияющих на социально-правовой статус дипломатического служащего и его карьеру. При этом учитывающих буквально все условия и факторы: социальное происхождение и родственные связи, образование и наличие соответствующих документов о повышении квалификации, специальность и место должности в штатном расписании, порядок найма на службу и правила продвижения по службе, объем привилегий, иммунитетов и ограничений. Все эти элементы регулируются соответствующими правовыми нормами и положениями.

Но это вовсе не означает, что в основе системы прохождения дипломатической службы лежат только организационно-правовые нормы и чисто кадровые технологии. Основа прохождения службы - повседневная практическая реализация должностных полномочий. В этом смысле оно эквивалентно исполнению полномочий по государственной должности дипломатической службы. С момента вступления в должность дипломатический работник становится субъектом права, получает формальные и реальные полномочия в сфере реализации соответствующих функций государственного органа. А это целый комплекс социально и юридически значимых действий, для которых должностная структура становится несущей конструкцией живого организма дипломатической службы. А вот специалисты, замещающие должности, их профессиональная квалификация, практический опыт, нравственный потенциал придают службе динамичный характер, превращая аппарат в живой, постоянно развивающийся организм.

Перечисленные факторы определяют успешность служебной карьеры, направленность которой может быть разной: по восходящей, горизонтали или нисходящей.

Социально наиболее приемлем, конечно, первый вариант карьерного движения. Причем как для государства в лице МИДа, так и для самого государственного служащего. Этот вариант обеспечивает органическое сочетание интересов обеих сторон, интегрированное выражение личных устремлений человека и заинтересованности МИДа в прогрессивно-поступательном развитии дипломатической службы как системы.

Накопленный опыт позволяет представить основные направления служебной деятельности в процессе прохождения службы в структурах аппарата Министерства иностранных дел КР, загранучреждениях и представительствах МИД на территории КР:

  • - оперативно-дипломатическая работа в сфере международной политической, военной, торгово-экономической и валютно-финансовой деятельности, охраны границ и таможенных отношений;
  • - консульская деятельность и решение вопросов гражданства;
  • - работа с соотечественниками;
  • - информационно-аналитическое обеспечение внешнеполитической деятельности, включая работу со СМИ и по обеспечению связей с общественностью;
  • - экспертно-правовая работа;
  • - служба кадрового обеспечения дипломатической службы;
  • - протокольная служба;
  • - архивно-документационная служба;
  • - служба обеспечения безопасности и режима;
  • - административно-хозяйственная работа, включающая управление недвижимостью и эксплуатацию загранобъектов;
  • - служба финансово-экономического обеспечения внешне политического ведомства.

Реализация перечисленных направлений и соответствующих им функций и должностных обязанностей представляет содержательную сторону прохождения дипломатической службы, с учетом, конечно, особенностей каждого конкретного подразделения.

В целом на дипломатическую службу возложены функции представительства государства в сношениях с иностранными государствами и международными организациями; представление в установленном порядке Президенту, и Правительству страны предложений и рекомендаций по вопросам международных отношений; организация проведения переговоров и подписания международных договоров с иностранными государствами и международными организациями; подготовки предложений о заключении, ратификации, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров; протокольного обеспечения межгосударственных обменов на высшем и правительственном уровнях; осуществления текущего контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов; содействия развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом; содействия распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике КР; информирования государственных органов, СМИ о международном положении и внешней политике государства. Предусмотрены также и другие функции, касающиеся решения иных организационно-кадровых, контрольных, информационно-аналитических и других аспектов деятельности аппарата. Реализуются же эти функции общими усилиями в процессе прохождения службы дипломатами, всеми служащими дипломатической службы и техническим персоналом всех структур системы Министерства иностранных дел страны.

Издательство : МГИМО-Университет

ISBN : 978-5-9228-1142-2

В пособии через призму сравнительно-правового анализа, который позволяет выявить отличия в подходах к организации дипломатической службы в России и за рубежом, анализируется современное состояние правового регулирования дипломатической службы Российской Федерации и затрагиваются вопросы места дипломатической службы в системе государственной службы, специфики её организации и прохождения, особенностей правового статуса сотрудников дипломатической службы.

Для бакалавров, студентов магистратуры и аспирантов МГИМО, практических и научных работников системы МИД России, всех тех, кто интересуется вопросами государственной и дипломатической службы, административного права, системы государственного управления.

Фото: www.historychannel.co.jp
Тан Мор, Пир Аттилы

Рецензия .
Дипломатия — сфера для интеллектуалов

В современной научной литературе ощущается явный недостаток исследований о дипломатической службе и в целом о системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Труды, посвященные осмыслению сущности дипломатической службы и ее места в структурах государственного управления, и вовсе малочисленны.

В последние годы появились работы по различным направлениям российской дипломатии. В большинстве случаев это учебные пособия для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» (например, «Дипломатическая служба» под редакцией А.В. Торкунова и А.Н. Панова ). Положительная сторона подобных изданий - прикладная направленность. В ряде случаев они подготовлены авторами, имеющими большой опыт работы в центральном аппарате МИД и его загранучреждениях. Такие монографии и учебные пособия содержат не только материалы общего характера (о дипломатической службе, МИД, посольствах и постоянных представительствах при международных организациях), но и аналитические разработки по функциональным сферам деятельности дипломатических представительств, таким как информационно-разъяснительная, экономическая и культурная дипломатия и т.д.

Следует отметить, что для многих работ характерна одна общая черта - недостаточная проработанность правовой основы дипломатической службы. Авторы опирались на соответствующие положения о Министерстве иностранных дел, посольстве, Чрезвычайном и Полномочном После и прочие нормативные правовые акты. При этом ряду изданий не хватало правовой культуры - не с точки зрения цитирования нормативных документов, а в плане наполнения правовыми смыслами.

Именно в этом контексте учебное пособие Тиграна Занко «Дипломатическая служба Российской Федерации: особенности и основные направления совершенствования правового регулирования» представляет несомненный интерес. Автор справедливо отмечает, что исследование вопросов правового регулирования организации и прохождения дипломатической службы сегодня приобрело особую значимость.

В работе Т. Занко предметно рассматриваются особенности правового регулирования служебных отношений в сфере дипломатической деятельности. Автор излагает свое понимание статуса государственной службы на основе изучения правового обеспечения федеральной государственной службы России, а также сравнительного анализа соответствующих практик в ряде иностранных государств. При этом приводится обширный перечень правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения, определяющих их сущность и принципы, анализируется правовая основа разделения государственной службы на различные виды. Отмечается, что дипломатическая служба обладает некоторыми сущностными отличиями, позволяющими выделить и законодательно закрепить ее в качестве одного из видов государственной службы. Это концептуальное положение подтверждается предметным обзором особенностей дипломатической службы и ее правового статуса.

Вместе с тем Т. Занко справедливо отмечает отсутствие в российском законодательстве специального нормативного закрепления принципов дипломатической службы (в ряде иностранных государств они закреплены в соответствующих нормативных документах). На основе сравнительно-правового исследования автор предлагает свой перечень базовых принципов дипломатической службы Российской Федерации. Данный перечень не вызывает особых возражений, но, возможно, нуждается в уточнении и расширении.

Созвучия и различия внешней политики, дипломатии и дипломатической службы

Академический интерес представляют рассуждения Т. Занко о созвучности и различии таких понятий, как внешняя политика, дипломатия и дипломатическая служба. Однако прикладное значение имеют скорее соображения автора об основных направлениях совершенствования правового регулирования процесса организации и прохождения дипломатической службы. В пособии приводится конкретный план, в котором изложены права дипломатических работников в России и в некоторых других странах, государственные гарантии компенсации рисков. Одновременно перечисляются обязанности дипломатических работников, их ответственность, ограничения, связанные с прохождением службы. Правовое регулирование кадровой службы при этом выделяется в отдельное направление.

Кадры решают все

Автор предлагает правовую оценку принципов отбора на дипломатическую службу (в России и в других странах), назначения на должность, присвоения дипломатических рангов, регламентации деятельности сотрудников дипломатической службы, служебного распорядка, аттестации и т.д.

В качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава дипломатической службы рассматривается правовое регулирование ротации дипломатических работников. Это сложный, а во многих случаях и болезненный вопрос. Дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации. Подчеркнем, он обязан исполнить это решение, даже если оно по тем или иным причинам его не устраивает. Вместе с тем в этом вопросе имеются правовые нестыковки, связанные, в частности, с перечнем уважительных причин для отказа от направления на работу в загранучреждение. Данный аспект затрагивает вопросы соответствия ведомственных актов Министерства иностранных дел положениям федерального законодательства.

МГИМО - главная «кузница кадров»

Отдельная тема - система повышения профессионального уровня кадров дипломатической службы. Здесь многое зависит не только от постановки этой работы в кадровой службе МИД, но и от подготовки специалистов в МГИМО (У) МИД России, Дипломатической академии МИД России и в ряде других высших учебных заведений. В этом плане качественное взаимодействие налажено между МИД России и МГИМО (У). В соответствии с рекомендациями руководства МИД в МГИМО (У) начали функционировать так называемый дипломатический модуль и магистерская программа «Дипломатия и дипломатическая служба». В книге Т. Занко содержатся рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования процесса организации и прохождения дипломатической службы.

Дипломатическую службу желательно выделить в самостоятельный вид государственной службы

Теперь уже не экономика движет политикой, как считалось ранее, а политика командует экономикой, иногда даже в ущерб национальным интересам, в том числе тех стран, которые в погоне за суверенитетом вновь оказались в капкане блоковой дисциплины.

Особый интерес вызывает мнение автора о возможности выделения дипломатической службы в самостоятельный вид государственной службы. Для всех российских дипломатов речь идет не только и не столько о совершенствовании правового регулирования, сколько о восстановлении справедливости. Выделение дипломатической службы в самостоятельный вид государственной службы позволило бы решить многие вопросы материального и, прежде всего, пенсионного обеспечения дипломатических работников и в целом всех сотрудников системы Министерства иностранных дел. Постановка этого вопроса правомерна также потому, что в отличие от других видов государственной службы (налоговой, таможенной и т.д.) дипломатическая служба сопряжена со многими ограничениями и рисками, которые затрагивают не только самих дипломатических сотрудников, но и их семьи.

Ограничения и риски дипломатической службы

Специфика дипломатической службы состоит также в том, что на дипломатических сотрудников в период пребывания в заграничной командировке распространяются нормы международного права. Дипломатические сотрудники и тем более работники административно-технического состава (канцелярия, бухгалтерия, водители и др.) обязаны соблюдать законы государства пребывания, режимные ограничения, в том числе касающиеся перемещения по территории страны. Очевидны и другие ограничения, связанные, в частности, с тем, что, уезжая в заграничную командировку, сотрудник дипломатической службы лишается возможности напрямую общаться со своими родственниками, оказывать необходимую помощь пожилым родителям, прерывает контакты со своим кругом друзей и близких знакомых, лишается привычного климата и культурной жизни.

Кроме того, дипломатические сотрудники вынуждены выезжать в страны со сложной общественно-политической ситуацией и даже в государства, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, не говоря уже о местах с тяжелым климатом или сложной санитарно-эпидемической обстановкой. В этом же ключе можно рассматривать и другие выводы и рекомендации автора. Они могут быть использованы в законотворческой деятельности по регулированию полномочий МИД во внешнеполитической сфере и в разработке соответствующих нормативных правовых актов, касающихся административно-управленческой деятельности и повседневной жизни дипломатических сотрудников.

Дипломат - полномочный представитель государства

С удовлетворением можно отметить, что Т. Занко понимает все сложности дипломатической профессии. Не секрет, что она требует глубоких знаний в различных областях, широкой эрудиции и высокого культурного уровня, владения иностранными языками, навыками коммуникативного общения, деловых переговоров и публичных выступлений перед иностранной аудиторией. Все эти навыки особенно необходимы сегодня в условиях политической, экономической и информационной войн.

К достоинствам учебного пособия следует отнести также научный анализ иностранного опыта регулирования дипломатической службы, данных изучения зарубежных правовых институтов и механизмов правового регулирования государственно-служебных отношений в сфере внешнеполитической и административно-управленческой деятельности, в том числе кадрового обеспечения дипломатической службы. Практическое значение имеет сравнительный анализ правового регулирования дипломатической службы в разных странах.

На взгляд ветерана дипломатической службы, в этом сугубо юридическом исследовании не хватает анализа правового регулирования ряда ключевых направлений работы МИД и его загранучреждений. Представляется возможным осветить юридическим языком, например, правовые основы информационно-аналитической деятельности посольств. В этой сфере возникает много вопросов, связанных, в частности, с законными и незаконными способами получения информации. На этот счет есть соответствующие положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Вместе с тем можно было бы поразмышлять на эту тему с точки зрения внутреннего законодательства Российской Федерации, в том числе ведомственных нормативных документов. Особый интерес вызывает проработка правового толкования таких проблем.

Аналогичный подход желательно применить и к другим направлениям дипломатической деятельности. В настоящее время наблюдается крайне агрессивный настрой в так называемой информационно-разъяснительной работе, что иллюстрируется переходом классических приемов пропаганды и контрпропаганды в стадию открытой информационной войны. Необходимо провести параллель между национальными или блоковыми интересами и прямыми нарушениями международного права. Аналогичная ситуация наблюдается в экономической дипломатии. Теперь уже не экономика движет политикой, как считалось ранее, а политика командует экономикой, иногда даже в ущерб национальным интересам, в том числе тех стран, которые в погоне за суверенитетом вновь оказались в капкане блоковой дисциплины. В связи с этим встает вопрос об актуальности западных постулатов о свободе рынка, конкуренции, состязательности и прочей псевдодемократической риторики.

Подобные вопросы возникают и в культурной дипломатии. Где грань между продвижением своих «ценностей» и образа страны и вмешательством во внутренние дела других государств? Как международное право и национальные законодательства должны регулировать деятельность неправительственных организаций и фондов, занимающихся политической деятельностью за счет иностранного финансирования?

Вышеупомянутые вопросы представляют собой обширное поле для работы юристов. Разумеется, данная проблематика имеет определенную специфику, и именно поэтому остро необходимо ее правовое регулирование. Учебное пособие Т. Занко еще раз подтверждает условность границ между юридическими подходами и реальной политической жизнью. Эта книга, основанная на скрупулезном анализе правового регулирования дипломатической службы, не может не привлечь внимания дипломатов, политологов, историков, специалистов в областях международного и национального законодательства.

Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме