Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Первая часть заявки по 44 фз. Особенности участия в электронном аукционе

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

Настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

2. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

3. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

5. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

6. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

7. Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

8. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.

9. В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если компания планирует участвовать в госзакупках, то она должна подготовиться к ним заранее. Разберем форму подачи заявки на участие, обязательные сведения участника, сроки.

Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки (ч. 2 ст. 64 № 44-ФЗ). Означает ли это, что каждый поставщик может придумать свою форму заявки?

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.

Вебинар в Школе электронных торгов

Форма подачи заявки может быть произвольной

Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. А к заявке на электронный аукцион предъявляются свои, особые требования (ст. 66 № 44-ФЗ).

Заказчик указывает формулировку согласия участника на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и способ оформления информации о конкретных характеристиках товара и товарном знаке. Также заказчик может рекомендовать способ оформления информации об участнике закупки (наименование, место нахождения, ИНН и др.).

В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.

Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:

  • использовать общепринятые обозначения и наименования;
  • избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
  • уделить особое внимание заполнению всех документов, которые представляются в составе заявки.

Шесть обязательных сведений в заявке участника

При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:

  1. согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке;
  2. наименование поставляемого товара (в случае, если поставляется товар или выполняются работы, оказываются услуги, для выполнения, оказания которых используется товар);
  3. товарный знак (при наличии);
  4. количество;
  5. конкретные показатели поставляемого товара, которые соответствуют значениям, установленным в документации заказчика (при этом участник размещения заказа может предложить товар с улучшенными характеристиками);
  6. документы, подтверждающие соответствие дополнительно установленным требованиям заказчика (например, к гарантии, условиям поставки, новизне товара, году выпуска, описанию выполняемых работ, оказываемых услуг и др.).

Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.

Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.

Необходимые документы участника

В заявке на участие в закупочной процедуре участник обязательно указывает информацию о себе:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии);
  • место нахождения, почтовый адрес;
  • номер контактного телефона;

ИНН участника, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Проследите, чтобы данные в заявке строго соответствовали вашим учредительным и регистрационным документам.

К заявке нужно обязательно прикрепить документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства, например, правомочность участника закупки заключить контракт. А вот соответствие следующим требованиям подтверждаем лишь декларацией, составленной в свободной форме:

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие недоимки по налогам, сборам;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков;
  • отсутствие судимости у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа.

Только не надо думать, что декларация — это ваше сочинение на свободную тему. Все, что вы там напишете, должно соответствовать действительности. Плата за фантазии — упущенный контракт, а в худшем случае — РНП и финансовые потери.

Заявка на участие: уложиться в срок!

При подаче заявки на участие в выбранной закупочной процедуре важно соблюдать установленные сроки. Для разных способов закупки сроки подачи заявок могут отличаться. А кроме того, сроки могут быть изменены в отдельных случаях, регламентированных законодательством.

Если заказчик внес изменения в документацию, нужно успеть проверить соответствие своей заявки новым требованиям. А при необходимости — отозвать заявку и подать новую. На все эти действия участнику отводится совсем немного времени, даже с учетом измененного срока подачи заявок.
Помимо непосредственного срока, отведенного для подачи заявки, участник должен учитывать и фактические затраты времени на подготовку документов для участия в выбранной закупочной процедуре.

А если закупка предполагает внесение обеспечения заявки — нужно заранее позаботиться о том, чтобы необходимая сумма вовремя была переведена заказчику или на электронную площадку.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе теперь может быть представлено и в виде банковской гарантии.

Планирование участия в госзакупках должно начинаться задолго до того, как состоится сама закупочная процедура. Именно грамотное планирование и ответственный подход к заполнению документов позволят вам получать выгодные государственные и муниципальные контракты.

Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере.

Как Вы знаете, электронный аукцион 44-ФЗ представляет собой способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наименьшую цену контракта.

Электронный аукцион 44-ФЗ (ЭА) — это наиболее распространенный способ проведения торгов (более 50% торгов за 2016 год проводились в форме ЭА), поэтому разобраться с особенностями подготовки заявки и участием в данной форме тендеров важно каждому, кто желает стать исполнителем госзаказа.

Условно процесс участия в электронном аукционе можно разделить на следующие этапы:

  1. Знакомство с документацией заказчика .
    При подготовке к участию в электронном аукционе 44-ФЗ очень важно ознакомиться с документацией заказчика, обратить внимание на установленные требования и определить их правомерность, ведь заказчики зачастую допускают нарушения при составлении документации, с чем сталкивались многие из Вас, эти нарушения являются поводом для подачи жалобы в ФАС.
  2. Подача заявки на участие в аукционе

    Подготовка первой части заявки.
    При ее подготовке, подрядчику необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, установленными заказчиком в Описании объекта закупки и корректно заполнить данные в соответствии с Инструкцией и нормативными документами, указанными заказчиком в документации.

    Подготовка документов, представляемых во второй части заявки.
    При подготовке второй части, участнику необходимо приложить документы и сведения, указанные заказчиком в документации. Обращаем Ваше внимание, что вся информация должна быть достоверной, в противном случае заказчик имеет полное право отклонить вторую часть заявки.

  3. Проведение торговой процедуры.
    Здесь можно столкнуться с трудностями технического характера, застраховаться от которых невозможно, но важно знать, как действовать в таких ситуациях.
  4. Заключение контракта: важным моментом на этом этапе является предоставление обеспечения исполнения контракта, с чем связаны основные риски при его заключении.

Мы разберем ключевые моменты и нюансы по каждому из этих этапов, что поможет Вам застраховать себя от типичных ошибок и избежать сложностей, связанных с участием в электронных торгах.

Документы электронного аукциона 44-ФЗ

Для начала, рассмотрим порядок и сроки размещения документации, а также то, что должно содержать в себе описание объекта закупки.

Извещение и документация о проведении ЭА размещается заказчиком в единой информационной системе:

  • В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей , заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении ЭА не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком торге.
  • Если же начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 миллиона рублей : такой срок составляет не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Требования к виду аукционной документации

Теперь разберем, в каком виде заказчиком должна размещаться документация.

Заказчик, Уполномоченный орган либо специализированная организация должны размещать аукционную документацию без каких-либо ограничений, которые бы мешали участнику закупки ознакомиться с ее содержанием, т.е. как в визуальном, так и фактическом восприятии.

Совет: обратите внимание, что формат документации должен обеспечивать возможность поиска и копирования текста. Возможно, Вы сталкивались с тем, что заказчик размещает документацию в формате.doc, а внутри содержатся картинки, описывающие объект закупки. Или описание предоставляется в формате pdf, не позволяющем копировать текст, т.к. файл защищен заказчиком.

Это затрудняет или делает участие в торгах невозможным, т.к:

    нельзя найти интересующую вас информацию по ключевым словам. Например, когда название закупки очень общее, а требования к конкретным показателям находятся внутри документации;

    невозможно скопировать текст, чтобы использовать при подготовке заявки;

    невозможно искать информацию по документу;

    из-за плохого качества изображений сложно разобрать требования заказчика.

Не все форматы документов можно распознать с помощью специальных программ: картинки не распознаются, таблицы распадаются.

Если документ небольшой, его можно перепечатать вручную. Но если это объемное техническое задание с требованиями к материалам, например, на 50 страниц, подготовить заявку на ЭА будет очень сложно. Часто такой подход заказчика — просто способ заключить контракт со своим поставщиком и не допустить других участников к аукциону по 44-ФЗ.

Вышеперечисленные действия заказчика являются нарушением.

Совет: в таком случае Вы можете подать жалобу на аукционную документацию заказчика в ФАС. На практике ФАС признает необоснованными большое количество жалоб на формат документов, но все же жаловаться на закупочную документацию нужно.

Чем больше будет прецедентов, тем больше вероятность, что в дальнейшем заказчикам запретят публиковать документы, в которых невозможно искать или копировать данные.

В Письме МЭР от 30.06.2014 г. № АЦ/26237/14 говорится о том, что описание объекта закупки должно быть с возможностью копирования. Такой же позиции придерживаются и многие ФАС. В качестве примера можно рассмотреть:

— Решение Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербург по делу № 44-827/15 от 24.03.2014 г. о нарушении законодательства о закупках.

Электронный аукцион является самым популярным способом определения поставщика в рамках 44-ФЗ и равен 58% от общего объема проводимых закупок

Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,85 млн руб ., что на 21,54% больше показателя прошлого года. Количество Размещенных извещений в 2017 году практически равно количеству прошлого периода.

Описание объекта закупки в электронном аукционе 44-ФЗ

В соответствии со ст. 33 44-ФЗ, описание товара, работы или услуги должно носить объективный характер.

Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Заказчик не должен устанавливать требования в отношении:

    товарных знаков;

    знаков обслуживания;

    фирменных наименований;

    патентов;

    полезных моделей;

    промышленных образцов;

    наименование места происхождения товара;

    наименования производителя;

Также заказчик при проведении электронного аукциона по 44-ФЗ не должен устанавливать требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме предусмотренных законом случаев.

Заказчик не имеет права в требованиях установить конкретный товарный знак без слова «эквивалент», однако в 44-ФЗ есть исключение, а именно «если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Также по умолчанию поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено документацией. Исключение могут составлять только те товары (материалы), выпуск которых был прекращен.

В случае, если в документации электронного аукциона заказчик установил требования об одновременном соответствии предлагаемых участником закупки показателей товара как значениям, предусмотренным нормативным документами, т.е. ГОСТам, так и требованиям, указанным в документации, последние не должны противоречить нормативным документам, а также не должны вводить поставщиков в заблуждение.

Например: в документации заказчиком установлено требование по показателю материала «Песок для строительных работ»: «Истинная плотность зерен должна быть 2,9 до 3,2 г/см3». А в ГОСТ 8736-2014, регламентирующим данный материал, указано, что: «Истинная плотность зерен должна быть 2,0 до 2,8 г/см3».

Как мы видим, требования, установленные заказчиком, противоречат требованиям, установленным в нормативном документе. В этом случае, участнику необходимо подать запрос на разъяснение документации заказчику, если же его ответ будет неполный или не будет содержать четких инструкций, чем руководствоваться в данном случае, то поставщик может подать жалобу в ФАС на документацию, в противном случае высока вероятность, что первую часть заявки отклонят.

Также ФАС обращает внимание на то, что участник электронного аукциона 44-ФЗ не обязан иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать химический состав или компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Эта позиция отражена в письме ФАС России от 01.07.2016 г. № ИА/44536/16. Т.е. такие требования установлены необоснованно, и Вы можете подать жалобу на документацию.

Также заказчик не имеет права устанавливать в документации электронного аукциона описание объекта закупки:

    характеристики которого указывают на товар только одного производителя (например, технические условия, ТУ);

    в котором установлены требования к расходным материалам;

    в котором вычисление значений показателя производится по формулам;

    в котором установлены требования к материалам, из которых состоит данный товар;

    в котором установлены излишние требования к упаковке.

Заявка на участие в аукционе по 44-ФЗ

Теперь поговорим о том, что входит в состав заявки на электронный аукцион. Она должна состоять из двух частей: первой и второй. Разберем более подробно каждую из них.

Первая часть заявки

В соответствии со ст. 66 — 1 часть должна содержать в себе:

    согласие участника аукциона по 44-ФЗ на поставку товара/оказание услуг/выполнение работ;

    конкретные показатели предлагаемых товаров (материалов), наименование страны происхождения товара.

Обратите внимание, что первая часть заявки должна быть строго обезличена. В ней Вы не должны указывать никаких сведений о своей организации, также не нужно оформлять ее на фирменном бланке организации!

Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки.

Означает ли это, что участник может придумать свою форму заявки?

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие в электронном аукционе или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и Вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных предложений, и позволит избежать досадных недоразумений. Таким образом, форма может быть произвольной.

Совет: особое внимание обратите на описание характеристик товара, если Вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И Ваш товар должен полностью им соответствовать. Отговорка «отличается всего немного» в закупках по 44-ФЗ не проходит.

В аукционной документации должна содержаться Инструкция по заполнению первой части заявки, которая регулирует применение тех или иных знаков в требованиях к товарам или материалам. Если у Вас в документации установлены требования к материалам (товарам), а инструкция не содержит никаких указаний, или вообще отсутствует, то Вы можете написать запрос на разъяснение заказчику. Обратите внимание, что участник аукциона по 44-ФЗ может подать только 3 запроса на разъяснение.

Документы второй части заявки электронного аукциона

Рассмотрим более подробно, какую информацию и документы участнику закупки необходимо приложить во второй части заявки.

Заказчик, формируя аукционную документацию, устанавливает требования к потенциальным подрядчикам, и должен обязательно перечислить эти требования в документации. А также, он должен раскрыть, какой именно документ участник закупки должен прикладывать в подтверждение этих требований. Если же документы не перечислены, то это является нарушением со стороны заказчика. Таким образом, единые требования не должны быть просто перечислены в документации, а должны быть раскрыты с указанием документов, которые должен приложить подрядчик в подтверждение данных требований.

Единые требования применяются ко всем участникам аукциона по 44-ФЗ.

Первое единое требование:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Т.е., если товары, работы и услуги, закупаемые заказчиком, подлежат обязательному лицензированию, то он обязан установить данное требование к участникам. И поставщик в свою очередь обязан представить документ, подтверждающий его соответствие данному требованию. Это может быть лицензия, СРО или иной документ. Необходимо прикладывать действительные документы, т.к. Заказчиком вся информация проверяется. И в случае, если комиссия обнаружит предоставление подрядчиком недействительных сведений, то она обязана отстранить его от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Вторым единым требованием является:

Участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.

Участник электронного аукциона по 44-ФЗ в составе заявки не должен прикладывать дополнительный документ, который подтверждает его соответствие данному требованию. Т.к. данное соответствие подтверждает Выписка из ЕГРЮЛ, которую оператор торговой площадки автоматически направляет заказчику с заявкой.

Следующие единые требования к участникам рассмотрим в совокупности, это:

    непроведение ликвидации;

    неприостановление деятельности;

    отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности;

    отсутствие судимости за преступления в сфере экономики;

    участник электронного аукциона — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в торгах не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

    отсутствие между конфликта интересов;

    обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;

    не является офшорной компанией;

    отсутствие в предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона.

Вышеперечисленные требования подтверждаются декларацией, заказчик не имеет права требовать дополнительные документы, подтверждающие соответствие данным требованиям.

Совет: обратите Ваше внимание, что некоторые заказчики формируют в документации рекомендуемые формы для заполнения «декларации о соответствии единым требованиям». Вероятно, Вы с этим сталкивались. Тут будьте внимательнее, не все заказчики перечисляют все пункты единых требований, установленных в соответствии с 44 ФЗ. Т.е. если Вы их не перечислите, заказчик имеет полное право Вас отклонить.

Дополнительные требования к участникам электронного аукциона по 44-ФЗ

Также поговорим о дополнительных требованиях, предъявляемых к подрядчикам. Они перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года №99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников аукциона указанным дополнительным требованиям".

Т.е., если в данном постановлении указаны какие-то основания для применения дополнительных требований, тогда заказчик устанавливает их в документации и поставщик должен приложить документ, подтверждающий его соответствие данным требованиям.

Т.о. в качестве подтверждения соответствия единым и дополнительным требованиям участник закупки во второй части заявки должен:

  1. указать сведения о своей организации, предусмотренные Федеральным законом;
  2. приложить декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным статьей 31 44-ФЗ;
  3. приложить копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
  4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки — дополнительно прикладывать не нужно, т.к. Вы его прикладывали при аккредитации;
  5. также, если Ваша организация является учреждением уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов и в документации установлены преимущества участникам, то необходимо приложить документы, подтверждающие Ваше право на получение преимущества;
  6. поставщику необходимо будет приложить декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, в случае установления заказчиком ограничения.

Если вторая часть заявки составлена некорректно, денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения, могут быть ему не возвращены.

Если в течение квартала на одной электронной площадке вторую часть участника отклонили два раза, то денежные средства, внесенные в качестве обеспечения каждой третьей заявки, перечисляются заказчику.

Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в Письме от 10.12.2014 N Д28и-2803,

началом квартала в указанном случае следует считать дату, когда комиссия приняла решение о несоответствии первой заявки требованиям документации. Отметим, что такой вывод противоречит установленным гражданским законодательством правилам исчисления сроков. Согласно п. 2 ст. 192 ГК РФ отсчет кварталов ведется с начала года.

Вам необходимо подать заявку на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ до окончания срока подачи. В любой момент до окончания этого срока участник закупки может отозвать свое предложение, внести необходимые изменения и заново подать его.

Комиссия проверяет первые части в течение семи дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Участник ЭА не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации или предоставления недостоверной информации;
  2. несоответствия информации требованиям документации.

Участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

По результатам рассмотрения 1-х частей заявок, комиссия оформляет протокол рассмотрения. В случае, если Ваша заявка допущена, то следующий этап — это участие в электронном аукционе.

Днем проведения тендера является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей. "Шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Есть два способа подачи ценовых предложений:

  1. в пределах шага — когда предложение о цене контракта меньше текущего минимального предложения на величину шага;
  2. независимо от шага — когда подается любое ценовое предложение с учетом установленных требований.

Участник не вправе подавать предложение:

  1. о цене контракта, равной нулю;
  2. равное ранее поданному предложению самого участника;
  3. большее ранее поданного предложения самого участника;
  4. меньшее текущего минимального предложения, если оно подано самим участником.

Хотим отметить, что на электронных площадках, на которых проводятся аукционы 44-ФЗ, возможны сбои и непосредственно сама процедура может зависнуть. Если Вы оказались в подобной ситуации, первое, что необходимо сделать, это скрин страницы, и не один, а лучше несколько, чтобы при написании жалобы в ФАС Вы могли приложить доказательства некорректной работы площадки. В таком случае убедить комиссию в том, что Вы не успели подать ценовое предложение по вине площадки, а не по своей собственной, будет намного проще.

Вы можете посмотреть запись нашего вебинара по данной тематике:

Рассмотрение вторых частей заявок

Следующий этап проведения аукциона в электронной форме: это рассмотрение вторых частей заявок участников.

Общий срок рассмотрения вторых частей не может превышать три рабочих дня с даты размещения на ЭТП протокола проведения закупки.

Заключение контракта

Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Теперь разберем, каким образом можно снизить риски попадания участника в РНП.

Зачастую на практике бывают случаи, когда участника аукциона 44-ФЗ признают Победителем торговой процедуры, и все, что ему остается сделать это внести обеспечение исполнения контракта, подписать контракт и приступить к его исполнению.

На данном этапе очень важно:

  1. Соблюсти сроки.
  2. Внести обеспечение исполнение контракта. Оно вносится двумя способами: денежными средствами, либо банковской гарантией. Т.е. если участник не располагает необходимой суммой для внесения обеспечения, он обращается к банковским учреждениям. И не всегда Банки одобряют Гарантию. За этим следует, что поставщик не может внести обеспечение исполнения контракта, уклоняется от заключения контракта, и заказчик направляет информацию о данном участнике и все необходимые документы в ФАС.

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, ФАС проводит проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов, ФАС включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Совет: чтобы избежать подобной ситуации, настоятельно Вам рекомендуем заблаговременно получить одобрение банковской гарантии. Именно грамотное планирование и ответственный подход к участию в закупочных процедурах позволят Вам получать выгодные государственные и муниципальные контракты.

Таким образом, процесс участия в электронном аукционе по 44-ФЗ имеет свои сложности и нюансы. При подготовке к нему обращайте внимание на те моменты, которые мы описали, и Вы сможете избежать многих ошибок и застраховаться от рисков, связанных с участием в ЭА.

Если подготовка заявки вызывает у Вас какие-либо трудности, то Вы всегда можете обратиться в нашу компанию. Мы поможем подготовить Вам первую часть в соответствии с требованиями заказчика и требованиями нормативных документов, подготовим и подадим ее в срок, установленный аукционной документацией.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В закупочной документации аукциона на заказ в котором используются или поставляются товары (физически осязаемые вещи) должны быть явно приложены требования заказчика к этим товарам,
Смета, дефектная ведомость, обоснование НМЦ, и даже техническое задание не являются требованиями к качеству товаров по умолчанию, если об это прямо не описано в инструкции по заполнению заявки.
Если требований нет в явном виде, можно подать запрос на разъяснения положений документации , а можно смириться с тем, что большинство заказчиков вообще не понимает, что это такое. В этом случае никаких документов к первой части не прикладывается. (Гипотетически заказчик может и не предъявлять никаких требований, то есть согласен на товары минимального качества).
При наличии требований участники пишут документ называемый "предложение" из которых и состоит первая часть аукционной заявки.
Заказчик проверяет предложения участников на их соответствие своим требованиям до аукциона и отклоняет не прошедших такую проверку. Первые части заявок по умолчанию анонимны.

В предложении к каждой товарной позиции необходимо предложить конкретный товар и указать его (один) товарный знак если есть, а так же страну происхождения товара планируемого к поставке\использованию.
Можно указать предложенный заказчиком товарный знак или предложить свой (эквивалент), но товар в любом случае должен соответствовать показателям эквивалентности :
то есть быть как минимум не хуже качественных характеристик, затребованных заказчиком, которые участник так же описывает в предложении.

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа "минимум, максимум, менее, более, свыше, от, до" итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы "А+", "А super-eco" итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно:
никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки "более-менее " - показатель задан в диапазонах, и в таком случае их можно и нужно указывать в требованиях и предложении.

6. Двусторонние диапазоны в случае их неотъемлемого технического значения также нужно указывать полностью, опираясь на документацию товара.
*Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.
Если для описания товара важно закрепить визуализацию, то требование заказчика, а значит и предложение участника может содержать рисунок, эскиз, чертёж.

Текстовые требования без числовых значений типа: "товар должен новым, белым, пушистым и (конечно же) соответствовать ГОСТ" а также количество товара(только если явно фигурирует в качественных требованиях!) следует просто скопировать в предложение.
*Часто словесные эпитеты показателями не являются, а количество товара логически не является показателем никогда, но, пока в законе "дыра" и прямо об этом не сказано.

Если в требованиях заказчика:

  • указан "голый" товарный знак без показателей (эквивалентности);
  • "заточка": показатели (или их комбинация) указывают на одного производителя, то есть ограничивают конкуренцию (не допускают эквивалентности);
  • "замОк": показатели (или их комбинация) указывают на несуществующий товар, технически не верны (не соответствуют здравому смыслу или ГОСТ);
всё это прямые нарушения закона - нужно подавать запрос на разъяснение закупочной документации и\или (в том числе при отсутствии деятельного ответа) - жалобу в ФАС .

Предложение участника по умолчанию является анонимным документом:
никаких фирменных бланков, реквизитов, подписей и печатей не требуется. Особенно если участник не понимает с какой целью он раскрывает себя до аукциона.
Можно и нужно прикладывать таблицу Excel .

В случае допуска и победы участника, указанные им показатели будут вписаны в его контракт , а значит участник аукциона будет торговаться за свой персональный контракт с товарами, указанными им лично.

Типичные ошибки участников при заполнении первой части заявки (предложения):

Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов:
В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).
Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
Отклонение может быть обжаловано , но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.
Первую часть заявки в некоторых, особо-московских регионах называют "форма два" , что является типичным "фольклором": Один случайно ляпнул, второй скопировал, остальные повторяют. Нет в 44-фз никакой "формы два", как нет "формы один" и "три".

Злоупотребления ГОСТ-ами в строительных заказах

Российский госзаказ не был бы российским, если б почти все вокруг не были озадачены животрепещущим вопросом как определить нужный заказ в нужные руки. Первую часть заявки часто стали использовать, что бы намеренно усложнить участие в аукционе.
Выполняется этот приёмчик принуждением участников заполнять в предложении все спецификации из ГОСТ-ов всех используемых товаров до содержания углерода в гвоздях включительно. Плюс всевозможными трюками с наборами этих параметров и значений с единственной целью отклонить "ошибившихся".
Маразм настолько окреп, что появился целый рынок услуг "составления первых частей" и "подготовки документации".
    Начнём с самого начала.
  • Вопрос: Для чего ВООБЩЕ нужна первая часть заявки?
    Ответ: Что бы заказчик описал потребительские свойства товаров, гарантировав их измеряемое(объективное) качество, при этом допустив конкуренцию разных производителей.
  • Вопрос:Что такое ГОСТ?
    Ответ: Академики собрались, посчитали, исследовали (много лет) и решили: что в стали такого сорта (самой плохой) должно быть такое-то количество железа и углерода. А если меньше -то это уже не сталь, а какашка и к использованию не годится
  • Вопрос: Может ли какой-то завхоз контрактный управляющий влиять на область применения ГОСТа (многолетние исследования академиков)?
    Ответ: Нет. ГОСТ должен быть соблюдён всегда и везде. Количество углерода в стали это не лампочка, которую можно включить или выключить. Заказчик (нанятый или штатный инженер-проектировщик) может и должен выбрать сорт стали (автоматически включающий в себя все требования по углероду итп) и только.
    А участник должен согласиться поставить сталь этого сорта (или не хуже).
  • Вопрос: Влияет ли заполнение около-гостовских ребусов на итоговое качество поставляемых(используемых) товаров?
    Ответ: Нет. Вся ответственность поставщика(исполнителя) заключается в том, что он должен иметь соответствующие сертификаты качества на сталь. Количество углерода на всех этапах остаётся делом тех.экспертизы которая эти сертификаты выдаёт.

  • Итого: Количество углерода в стали не является областью компетенций завхоза контрактного управляющего, а значит и не является областью его контроля,
    Первая часть заявки не является "проверкой" на знание ГОСТ-ов.
Вывод: Намеренно усложняя процедуру закупки методами, не повышающими её конечное качество, заказчик ограничивает конкуренцию, а значит нарушает закон. Все подобные случаи должны быть обжалованы в в ФАС .
Внимание: обжаловано должно быть не отклонение заявки (за ошибку в миллиграммах углерода), обжалуются сами требования заказчика до подачи заявок.
Иначе, подавая заявку со всеми этими углеродами, участник становится действующим лицом театра абсурда национального масштаба, так же как и участвуя в разговорах о "правильном решении", "умеющих писать", "гарантиях успеха" и "цене вопроса за страницу" .

Впрочем, нам ведь не в первОй участвовать в абсурде всем населением? Правда же?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме