Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предупреждение возникновения опасных дорожно транспортных ситуаций. Ошибки, связанные с оценкой текущей дорожной ситуации

Опытный водитель определяет неплотно закрытую дверь автомобиля по шумам, поступающим в салон.

Еще один шум, который не должен возбуждать у вас беспокойства, – это свист или вой воздуха, вызванный выступающими частями автомобиля. Особенно неприятный свист возникает при полном открытии поворотного вентиляционного стекла. Может быть, он также вызван боковым зеркалом, а особенно багажником, укрепленным на крыше. Тонкие прутья этого багажника издают при быстром движении свисты, пугающие малоопытных водителей, которые подозревают в этом повреждение автомобиля. Отклоняющиеся при быстром движении поводки и щетки стеклоочистителей также издают неприятный и утомляющий свист. Совет один – закрыть окна. Тогда внутри кузова наступит тишина; уменьшатся шум и свист. Опытный водитель даже в сильную жару при быстром движении закрывает окна и пользуется исключительно вентиляторами, которыми оснащен каждый современный автомобиль.

Пользуясь случаем, следует отметить, что открытие окон во время быстрого движения вызывает возникновение сильных завихрений воздуха, значительно увеличивающих сопротивление движению, а поэтому снижающих скорость автомобиля и повышающих расход топлива.

Если окно приоткрыто, можно заметить изменение шума внутри кузова при проезде мимо предметов, находящихся поблизости от дороги: заборов, штакетов, столбов, перил мостов и т.п. Внезапное появление этих шумов, иногда очень сильных, особенно беспокоит ночью, когда плохо видно, мимо чего мы проезжаем. Не надо обращать внимания на эти шумы. При некоторых обстоятельствах они могут даже помочь нам сориентироваться в дороге.

Перегрев двигателя, нагрев неотпущенного ручного тормоза, кипение воды в чрезмерно закрытом чехлом радиаторе, замыкание в системе электрооборудования водитель может обнаружить при помощи обоняния и установить причину путем осмотра. Следует отличать запахи, имеющие отношение к нашему автомобилю, от проникающих извне. Необходимо определять, не дошел ли, например, запах дыма или гари с поля, на котором жгут картофельную ботву, от горящего костра, от паровоза, рельсы которого мы пересекли, из дымовой трубы промышленного предприятия, мимо которого мы проезжаем, или от другого внешнего источника. От внешних источников могут исходить также такие запахи, как запах светильного газа или сероводорода вблизи от газового или металлургического завода, специфические запахи кожевенных заводов, заводов искусственного волокна, цементных, сахарных, рыбных, химических и т.п.

Определить, что запахи эти исходят не из нашего автомобиля, можно, выждав некоторое время, после нескольких сот метров пути проверить, исчезли запахи или нет.

Прогнозирование дорожной обстановки

Водитель постоянно учится распознавать опасные дорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильно оценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но и действия других участников движения, выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортной ситуации.

Прогнозирование водителем действий других участников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение. Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямого обмена информацией по оценке ими определенной дорожно-транспортной ситуации и о своих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибок в анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработке соответствующих решений. Это обусловливает в каждой опасной дорожно-транспортной ситуации определенную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Умение быстро, в условиях ограниченного лимита времени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортного происшествия создает благоприятные условия для выработки навыков по реализации этих решений.

Отсюда вытекает необходимость предвидения поведения не только управляемого транспортного средства, но и других участников движения, что соответствует концепции коллективной безопасности в противовес индивидуальной.

Водителю в первую очередь важно уметь предвидеть возможные дорожно-транспортные ситуации и их изменение во время движения. Основой для такого предвидения служат опыт водителя, его знания и анализ обстановки на дороге, которые он получил в результате наблюдения за дорогой. Главное в прогнозе – определить, как повлияют на безопасность пути движения его автомобиля объекты, попавшие в поле зрения водителя.

Водитель в процессе прогнозирования отвечает себе на следующие вопросы:

– что произойдет в ближайшее время;

– что произойдет с большей вероятностью;

– какая ситуация представляет непосредственную опасность;

– какая ситуация представляет потенциальную опасность.

Потенциальная опасность – это когда дорожно-транспортная ситуация может стать непосредственной через определенное время. Например, стоящий у тротуара автомобиль, в котором сидит водитель, может начать движение, не предупредив об этом, и тогда создает опасность для движения.

Непосредственная опасность – это когда дорожно-транспортная ситуация очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, вы движетесь по главной дороге, а по пересекаемой второстепенной дороге приближается автомобиль, не снижающий скорость.

Рассмотрим дорожно-транспортную ситуацию, представляющую непосредственную опасность для водителей.

Ремонт дороги

На дорогах неоднократно встречаются участки, где проводится ремонт в меньшем или большем объеме. Перед ремонтируемым участком устанавливают не только предупреждающий знак 1.23. «Дорожные работы», но и запрещающий знак 3.24. «Ограничение скорости». Помимо безусловного соблюдения предписаний обоих знаков, следует ехать осторожно, чтобы не мешать работающим дорожным рабочим. Если проезжая часть засыпана щебнем, но еще не укатана, необходимо ехать очень медленно, чтобы избежать разбрасывания щебня.

Проезд по неукатанному щебню сопровождается обычно сильным шумом. Шум этот тем сильнее, чем быстрее мы едем, хотя он слышен и при самом медленном движении. Сам по себе этот шум не опасен, он лишь напоминает о необходимости снизить скорость. Следует добавить, что камни, выбрасываемые из-под колес, ударяясь о низ шасси автомобиля, могут повредить трубопроводы привода тормозов и бензотрубопроводы, а также металл крыльев и при этом отбить во многих местах слой краски, что в дальнейшем может привести к коррозии.

Если осуществляется гудронирование дорожного покрытия, то надо ехать очень медленно и подальше от гудронатора, потому что на автомобиль могут попасть частицы разогретого битума, который быстро затвердевает и затем с трудом счищается, оставляя грязные следы на полированной поверхности кузова. При движении по свежепропитанной битумом дороге шины колес разбрасывают частички битума, образуя на шасси автомобиля черный липкий слой, который трудно удаляется. Если его не счистить, то к нему будут прилипать пыль, песок и каменные крошки.

Одним из основных путей предупреждения дорожно-транспортного травматизма является выявление и анализ причин, породивших дорожно-транспортные происшествия. Если в результате расследования ДТП обнаруживают неисправности конкретных узлов и механизмов транспортного средства, недостатки в содержании и инженерном обустройстве дороги, упущения в организации и регулировании движения, приведшие к возникновению происшествия, то обычно разрабатывают соответствующие технические решения, направленные на устранение выявленных факторов.

Иначе обстоит дело, когда в результате расследования выясняется, что виновником происшествия является водитель. В этих случаях значительно сложнее установить конкретные причины ошибок в действиях (или бездействии) водителя. И связано это в первую очередь с тем, что причины таких ошибок чаще всего не являются очевидными. Как правило, в подобных случаях причиной считают неверный выбор скорости движения или дистанции до впереди идущего автомобиля, невнимательность, неопытность или неосторожность водителя и т. д.

Анализируя психологические причины несчастных случаев, М. А. Котик автора

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

Из книги Штрафы и пени. ГИБДД, кредиты, ЖКХ, налоги автора Садовая Людмила Леонидовна

Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации автора Редакционная коллегия "Метро"

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ГЛАВА 15 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 15.1. Основой организации движения поездов является график движения, объединяющий работу всех подразделений метрополитена.Размеры движения поездов по часам суток и график движения поездов утверждает

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия) - коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее

Из книги Речевой этикет. Русско-немецкие соответствия. Справочник автора Формановская Наталья Ивановна

Привлечение внимания? Чаще всего при привлечении внимания используются следующие формы:Простите!Verzeihung! Verzeihen Sic!Извините!Entschuldigung! Entschuldigen Sie!Простите (Извините), пожалуйста!Verzeihen (Entschuldigen) Sie bitte!? Стилистически повышенные формы употребляются только в том случае, когда

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Совет № 4 Помните! Безопасная скорость определяется дорожной ситуацией в большей степени, чем Правилами дорожного движения С этим советом произошла занимательная история. Когда готовилась книга, я внес этот совет в содержание, но редактор «забраковал» его. Мол, что

Из книги Защитная книга водителя автора Барбакадзе Андрей

Совет № 79 Если после попадания в глубокую лужу во время движения появился неприятный писк, не волнуйтесь, ремень генератора просохнет, и писк пройдет После въезда в глубокую лужу вы заметили, что появился неприятный писк во время движения? Скорее всего, вода залила

Из книги автора

Совет № 84 Чтобы не рисковать, старайтесь во время дождя не превышать безопасную скорость движения Согласно независимым исследованиям, скорость начала аквапланирования (в дождь) для шин одного из самых популярных размером 205/55-R16 – 90-100 км/ч (в зависимости от особенностей

Из книги автора

Кто вправе «остановить» ваш автомобиль во время движения и с какой целью Остановить ваше транспортное средство или изменить его направление (даже независимо от вашего желания) во время движения может любой регулировщик с целью регулирования движения при проезде


221-240 балів - «12»

201-220 балів - «11»

181-200 балів - «10»

161-180 балів - «9»

141-160 балів - «8»

121-140 балів - «7»

101-120 балів - «6»

81-100 балів - «5»

61-80 балів - «4»

41-60 балів - «3»

21-40 балів - «2»

1-20 балів - «1»

Методическое пособие

Раздел 1 Дорожно-транспортная аварийность

  • 1.1. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность
    дорожного движения
  • 1.2. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства

Раздел 2 Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ ДТП

  • 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
  • 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд.
    Следование за лидером. Обгон-объезд
  • 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
  • 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
  • 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов.
    Посадка-высадка пассажиров
  • 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств

Раздел 3 Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

  • 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах
  • 3.2. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности

Раздел 4 Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

  • 4.1. Первая помощь при ДТП
  • 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи
  • 4.3. Практическое оказание первой медицинской помощи

Раздел 5 Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

  • 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте
  • 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций
    на маршрутах движения транспортных средств

Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность

Тема 1.1. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.

Тема 1.2. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя

Профессиональное мастерство водителя определяется как набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его предлагается рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональным интеллектом называют способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных ситуаций.

Мастерство управления автомобилем определяется качеством каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:

восприятия;

принятия и обработки информации;

подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;

принятие решений;

технического исполнения решений;

Рассматривая совокупность профессиональных качеств водителя, необходимых для обеспечения безопасности движения, в целях обучения следует рассматривать в первую очередь единство трех качеств:

технического мастерства управления автомобилем;

знаний и навыков поведения в дорожном движении;

дисциплины и ответственности (включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость).

Определение причины ДТП в значительной степени осложняется необходимостью анализа действий человека. По данным ГИБДД до 75% всех ДТП обусловлены ошибочными действиями водителей.

Большинство причин, регистрируемых на первичном учете ДТП, квалифицируются как нарушения ПДД участниками дорожного движения.

Для обучения водителей и профилактики аварийности важно установить основные механизмы возникновения происшествий и причины ошибочных действий водителей, квалифицируемых как нарушение ПДД.

Рискованное управление автомобилем

Применительно к деятельности водителя понятие риска обычно рассматривают в трех взаимосвязанных значениях.

Риск – это мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности водителя.

Среднестатистический риск дает лишь общее представление об опасности профессии. Конкретное значение риска существенно различается по видам и условиям перевозок в большой степени зависит от поведения водителя, от принимаемого им уровня риска.

Риск – это действие, в том или ином отношении грозящее водителю возникновением дорожно-транспортного происшествия. Почему водители предпринимают такие действия, которые приводят к ДТП, как при этом оценивают степень риска, какой уровень риска считают для себя приемлемым?

Рассматриваются в свою очередь следующие виды действий водителей, связанные с риском:

принятие решений о поездке, когда либо водитель, либо транспортное средство или дорога находятся в «опасном» состоянии;

рабочий риск, т.е. стиль управления, связанный с повышенной скоростью, недостатком дистанции до лидера, малыми интервалами и т.д.

Риск – это ситуация выбора между двумя вариантами действия: более привлекательным, но менее надежным и менее привлекательным, но более надежным. Например, водитель выбирает более короткий (привлекательный с точки зрения экономии времени) маршрут, но более опасный.

Склонность к риску – это один из показателей социально-психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна. Склонность к риску может быть выявлена при помощи методов психологического тестирования.

«Приемлемый» для водителя уровень риска, связанный с его уровнем ответственности и дисциплины и проявляемый в навыках поведения в дорожном движении, может оказываться неадекватным (несоответствующим) его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации. Водители, обладающие такой негативной чертой поведения, как повышенная склонность к риску, часто проявляют эту особенность неоправданными обгонами, резкими маневрами и перестроениями. Для них характерна повышенная скорость при управлении транспортным средством, недостаточные дистанция и интервал движения.

Водитель должен постоянно контролировать свое поведение в дорожном движении. Если он замечает, что регулярно в течение рабочего дня он несколько раз становится виновником опасных ситуаций, то следует или пересмотреть свое поведение или совсем отказаться от профессии водителя, поскольку он подвергает опасности жизнь и здоровье многих людей.

Как определить степень опасности ситуации, возникшей на дороге из-за рискованного поведения водителя? Водитель сам это может сделать по своим субъективным ощущениям. Всем водителям хорошо известно чувство страха в опасной ситуации, связанное с импульсивным повышением количества адреналина в крови. При этом возникает кратковременное учащенное сердцебиение, потливость, ощущение жара или холода. Водитель испытывает сложный спектр сложных эмоций от недовольства собой до неприязни, и даже агрессии по отношению к другим участникам движения, чувство страха и ощущение своей ущербности по сравнению с другими водителями и т. п. При этом он теряет присутствие духа, становится невнимательным, забывает что надо делать, т.е. под час не способен к выполнению даже простых действий. Хуже всего, что при этом развивается как бы цепная реакция ошибок и опасных ситуаций, вводящих водителя во все более и более напряженное и неустойчивое состояние.

Однако, если водитель имеет навыки управления в опасных ситуациях и почти «на автомате» производит правильные действия по выходу из ситуации или ситуация сама по себе исправляется и водитель это осознает, то стрессовая реакция организма блокируется и вступают в действие стресс-лимитирующие механизмы, сопровождаемые выходом в кровь других гормонов, в том числе эндогенных (внутренних) опиатов. Последние повышают работоспособность, усиливают внимание, возвращают способность к правильной оценке обстановки и к адекватным действиям. Эти вещества вызывают также легкую эйфорию, т. е. ощущение «кайфа», которое ошибочно называют удовольствием от «дозы адреналина».

Для водителей, склонных к риску, характерно стремление сознательно идти на обострение в ситуациях взаимодействия с другими участникам движения. Главное, что отличает таких водителей, это сознательное или безотчетное желание испытать риск и получить ту самую «дозу адреналина».

Водитель, склонный к риску, постепенно повышает его уровень. Если раньше в подобной ситуации он испытывал желанную встряску, то теперь он воспринимает опасность как должное и обычное. Такая девальвация уровня приемлемого риска ведет водителя к дорожно-транспортному происшествию. Исследования показывают, что на 1000 конфликтных ситуаций, в которых удалось избежать ДТП только благодаря экстренным действиям водителя, и вызывающих у последнего кратковременный стресс, приходится одно ДТП.

С другой стороны, следует признать, что у водителя чаще рискующего в дорожном движении вырабатываются относительно более эффективные навыки управления автомобилем. Это позволяет ему справиться с возрастающей сложностью дорожно-транспортных ситуаций. Но вместе с ростом сложности ситуаций быстрее растет и риск вовлечения водителя в ДТП. Систематические исследования американских ученых неоднократно показали, что рискованный стиль вождения, прежде всего выражающийся в повышенной скорости и обгонах, закономерно ведет чаще к ДТП.

С этой целью вводится понятие конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимается такая дорожно-транспортная ситуация, при которой действия одного из участников движения или другие факторы дорожной обстановки потребовали действий других участников движения, направленных на предотвращение инцидента, не связанных с целью движения и не вызванных мероприятиями организации дорожного движения. О мере конфликтности или риска дорожно-транспортной ситуации судят по интенсивности предупредительных действий, а также по величине изменений параметров движения транспортных средств при этом, таких, как: скорость, ускорение, замедление, траектория (смена полосы, изменения дистанции, интервала).

Типичные дорожно-транспортные происшествия, связанные со склонностью водителя к риску, чаще всего возникают в условиях взаимодействия участников движения при обгонах, объездах, маневрировании, проезде перекрестков.

Наиболее распространенные модели поведения водителей

Недооценка опасности, наряду со склонностью к риску, является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП. оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта, имеющихся знаний прогнозирует развитие дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в инцидент или ДТП. Оценка водителя всегда субъективна. Рассогласование субъективной оценки и объективной опасности приводит к неадекватным действиям водителей.

Чересчур осторожный водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба». Водитель, недооценивающий опасность, всегда неосознанно (в отличии от водителя, склонного к риску) совершает рискованные манеры, либо не предпринимает необходимых предупредительных действий в условиях высокого потенциального риска опасного развития ДТС.

Каково же взаимоотношение между необходимым временем приобретения навыков прогнозирования ДТС с риском вовлечения в ДТП? На эти вопросы будет дан ответ в следующем разделе, посвященном особенностям процесса развития профессионального мастерства.

Процесс развития профессионального мастерства и опыта водителя

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков управления транспортным средством и прогнозирования возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций, водитель должен проехать от 10 до 30 тыс.км. Риск совершения ДТП водителем со стажем управления 1-2 года существенно выше среднестатического – для водителей-профессионалов в 3,6 раза, для владельцев индивидуального транспорта в 4,6 раза. Представленные данные свидетельствуют о необходимости компенсации недостаточного уровня квалификации водителей этой категории, в первую очередь, на основе изучений типичных ситуаций повышенной опасности, приводящих к ДТП.

Поведенческие характеристики водителя, основанные на навыках, подчиняются определенным закономерным тенденциям развития, при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция (взаимное влияние).

В качестве одного из механизмов возникновения ДТП может быть рассмотрено явление интерференции навыков. Под интерференцией (взаимным влиянием) понимают процесс торможения недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. Такое торможение сказывается в двух наиболее распространенных ситуациях. Первая состоит в том, что реализация нового навыка осложняется действием старого. Вторая ситуация связана с возникновением ошибочных действий, когда вместо необходимого нового навыка человек действует с прочно усвоенным старым.

Все водители прекрасно знают, что на автомобилях, оборудованных запорным устройством руля, категорически запрещается выключать двигатель во время движения или начинать движение (например, на уклоне) до включения двигателя. Такие действия приводят к заклиниванию руля и самым печальным последствиям. Тем не менее, у водителей, приобретших навык управления автомобилем на моделях, не имевших запорного устройства руля, имеется опасность совершить указанные ошибки под воздействием старого навыка.

Пример происшествия. Водитель-профессионал, работавший на грузовых автомобилях, управляя недавно приобретенным легковым автомобиле, на затяжном спуске механически, не задумываясь о последствиях, выключил двигатель, повернув ключ в замке зажигания. Рулевое управление заклинило – сработало запирающее устройство. Произошел съезд автомобиля в кювет с последующим опрокидыванием.

В данном случае сработал прочно приобретенный навык водителя за время работы на грузовых автомобилях. При управлении автомобилем с новыми конструктивными особенностями этот навык стал содержать в себе большую опасность.

Особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшимися навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, при отвлечении внимания, ситуациях, характерных для условий дорожного движения, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

Водитель прочно усваивает навыки, связанные с оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамикой автомобиля. При управлении автомобилем, имеющим другие габариты и динамические характеристики, опасность интерференции остается в условиях сложной дорожной обстановки зачастую проявляется. Отсюда возникают конфликтные и критические ситуации. Этот же механизм может привести к ДТП.

Одним из способов нейтрализации явления интерференции навыков является обеспечение преемственности в конструкциях автомобилей, однако в последнее время в нашей стране эта проблема становится очень актуальной. Появление автомобилей новых конструкций с передним приводом, постоянным полным приводом, автоматическими коробками перемены передач (АКПП) и антиблокировочными системами (АБС), ростом числа находящихся в эксплуатации импортных автомобилей с правым расположением руля, а в недалекой перспективе кардинальное изменение расположения органов управления, требуют проведения специальной подготовки водителей для нейтрализации явления интерференции навыков при смене моделей подвижного состава.

Во время стажировки водитель должен обратить особое внимание на требуемые изменения в действиях по управлению автомобилем, а при малейшей неуверенности пройти тренажерную подготовку на закрытой площадке.

Неустойчивость к монотонии

Монотонией называют такое состояние водителя, когда в силу условий дорожного движения или специфики транспортной работы в течение продолжительного времени ему приходится выполнять однообразные, многократно повторяющиеся движения. Например, при езде по малозагруженной ровной дороге. Состояние монотонии так же может возникнуть у водителя на привычном, хорошо известном маршруте. Усугубляет состояние монотонии комфортные условия в кабинете, феномен «укачивания», утомления и т.п.

Состояние монотонии характеризуется сонливостью, замедлением реакции, снижением восприятия остроты восприятия дорожной обстановки.

Лучшим способом преодоления этого состояния является кратковременный отдых. Водитель должен знать и уметь пользоваться приемами, помогающими бороться с монотонией. К таким приемам относятся дыхательные упражнения, мимические упражнения (гримасы), специальные упражнения для глаз, движения челюстными мускулами и т. д. Водитель при возникновении состояния усталости должен дать себе «встряску» путем повышенного самоконтроля. Хорошие результаты дают «самозадания» водителя, например, стараться управлять автомобилем так, чтобы максимально экономить топливо или предельно плавно переключать передачи и двигаться без малейших рывков. Психологи рекомендуют водителям при возникновении монотонии думать о чем-то постороннем, приятном – специально обращать внимание на окружающие раздражители, отвлекающие от однообразной картины местности. Одним из основных условий профилактики монотонии является соблюдение режимов труда и отдыха, полноценный отдых перед рейсом и полноценный сон.

Особенности темперамента человека, свойства его нервной системы, профессиональная подготовка и другие факторы также оказывают влияние на устойчивость к монотонии. Если одним удается легко справиться с монотонной работой, то другим это не всегда удается.

Дорожно-транспортные происшествия, причиной которых явилось возникшее состояние монотонии водителя, особенно в ночное время, отягчаются высокой тяжестью последствий.

По результатам проведенных исследований выявлено существенное различие между самооценкой водительской квалификации, и ее реальным уровнем. Только 4% водителей из нескольких тысяч опрошенных признали необходимость повышения своего профессионального мастерства. Последствия такой самонадеянности с точки зрения безопасности движения очень серьезны. Величина превышения реального уровня водительского мастерства и уровень опасности поведения в различных ДТС, тесно связаны. Чем значительнее превышение, тем больше рискованных действий совершает водитель при управлении автомобилем.

Меньшее влияние на возникновение ДТП оказывает несовершенство технического мастерства; доля дорожно-транспортных происшествий у молодых водителей, вызванных сознательными нарушениями или рискованным поведением, невысока.

Вторая стадия характеризуется завышенной самооценкой профессионального мастерства. Приобретенные к этому времени навыки позволяют управлять автомобилем без первоначального напряжения, что создает иллюзию резкого увеличения возможностей безопасного вождения. Если к тому же первая стадия прошла «безболезненно», без серьезных инцидентов и происшествий, то эта иллюзия еще более усиливается. Фактический же уровень мастерства большинства водителей в этот период еще очень далек от необходимого. Это проявляется в повышенном и часто неоправданном риске, недооценке опасных последствий своих действий, недостаточной осмотрительности и осторожности, пренебрежении Правилами дорожного движения. Очень часто водители сами создают такие сложные ситуации, что справиться с ними не могут. Эта стадия наиболее опасна, она характеризуется наибольшей склонностью к переоценке собственных возможностей. На третьей стадии, появляется повышение объективности самооценки водительского мастерства, но доминирует все-таки переоценка.

Ошибки, совершаемые водителями, очень разнообразны как по характеру, так и по причинам.

Когда признаки опасности ДТС обнаружены вовремя, то и в этом случае могут возникнуть ошибки оценки параметров ситуации. Например, водитель обнаружил автомобиль, подъезжающий к нерегулируемому перекрестку справа, но из-за неправильной оценки скорости автомобиля сделал неправильное предположение о возможности проезда пересечения первым. Ошибки оценки обычно являются результатом неверного определения таких параметров ситуации, как скорость, дистанция, ускорение, расположение на проезжей части, расстояние до объекта.

Еще одна группа ошибок связана с принятием решения. Можно вовремя и правильно оценить ситуацию, но принять неверное решение. Например, несмотря на то, что впереди на близком расстоянии движется встречный автомобиль, начать обгон. Или увеличить скорость движения перед крутым поворотом дороги. Причины таких ошибок чаще всего связаны с сознательным риском.

И, наконец, ошибка выполнения действий. И опасность воспринята своевременно, и оценка верна, и решение принято правильное, например, объехать препятствие, но вращение руля выполнено так резко, что это привело к опрокидыванию автомобиля.

Причины возникающих ошибок при управлении транспортным средством чрезвычайно разнообразны. Типовые ошибки водителей, встречающиеся наиболее часто, представлены в таблице 7.

Тип ошибок Возможные источники ошибок
Ошибки восприятия обстановки сзади автомобиля Последовательность осмотра обстановки с использованием зеркала заднего вида; редкое использование зеркала заднего вида для оценки обстановки сзади; регулировка зеркала заднего вида; слепая зона
Ошибки оценки изменения пространственно-временных параметров до встречного автомобиля Динамические характеристики движения своего автомобиля; пространственно-временные параметры встречного автомобиля (скорость, расположение на проезжей части дороги; первоначальное расстояние до него); характеристики дорожного участка (ширина, кривизна, величина сужения); динамические габариты своего и встречного автомобилей; безопасный интервал для разъезда со встречным автомобилем
Ошибки прогноза возможного поведения других участников дорожно-транспортной ситуации Действия других участников ситуации и их признаки, им сопутствующие; маловероятные события; интерпретация сигналов, подаваемых другими участниками ситуации; предположение о видимости своего автомобиля; другими участниками движения; особенности данного участка дорожной сети (организация дорожного движения, расположение мест притяжения пешеходов)
Ошибки выполнения действий Сформированность двигательных навыков управления автомобилем, переход на управление автомобилем новой марки; повреждение опорно-двигательного аппарата, длительный стресс

Ошибки водителя представляют своеобразный индикатор, характеризующий его профессиональное мастерство не только с количественной, но и с качественной стороны. Известно, что с приобретением водительского стажа, число ошибок уменьшается, а сами ошибки становятся иными.

Каким же образом изменяется тип ошибок с увеличением водительского стажа?

Рассмотрим результаты опроса водителей. Водителям, имеющим различный стаж работы, была предложена анкета, в которой перечислялись различные типы ошибок. Требовалось отметить ту, которая явилась на их взгляд главной причиной дорожно-транспортного происшествия или критической ситуации, возникшей по их вине в течение последних 4-5 месяцев. Оказалось, что наиболее серьезными ошибками, приводящими к опасным инцидентам на дороге, являются ошибки оценки ситуации.

Достоверность данных подтверждается исследованиями японских ученых, получивших аналогичные результаты, главный вывод из которых заключается в следующем: наиболее часто водители совершают ошибки оценки ДТС.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме