Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Объезд препятствия по встречке. Правила объезда

Ситуация с объездом препятствия - наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины - ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов Монитора автоправосудия , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод - значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы - очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего пять:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.4. «Обгон запрещен:

    На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

    На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;

    На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

    На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

    В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».
  • п. 9.6. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю ().

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия подписала Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР

Неоднозначные дорожные ситуации — это не редкость, о чём знает каждый водитель. Один из наиболее актуальных моментов такого рода — объезд препятствия через сплошную. Нередко в подобных ситуациях приходится выезжать на встречную полосу движения. Но допустимо ли подобное нарушение актуальных ПДД? Говорят, можно получить серьёзный штраф за пересечение разметки в виде сплошных линий.

Каждому, кто берётся за управление авто, необходимо знать, как правильно действовать при таком стечении обстоятельств.

Понятие объезда

В соответствии с действующими правилами, под объездом принято понимать совершение определённого манёвра , требующего покинуть полосу движения транспортным средством по причине наличия на ней некого препятствия.

Причём препятствие трактуется как некий объект, который находится непосредственно на проезжей части, сохраняя неподвижное положение, если он исключает возможность движения по определённой полосе дороги. Понятие объезда препятствия через сплошную оговаривают именно как неподвижный, а не движущийся предмет. Об этом обязательно стоит помнить.

Препятствиями считается:

  • неисправное либо повреждённое в силу тех или иных причин ТС ;
  • любое ДТП, затрудняющие движение;
  • любые посторонние предметы;
  • дефекты дорожного полотна.

То есть, если на дороге с соблюдением всех требований действующих ПДД остановится транспорт, его нельзя классифицировать как препятствие.

Сложность проблемы

Как уже отмечалось выше, препятствием считается все то, что неподвижно располагается на проезжей части и исключает проезд по данному участку автомобилей. Актуальные правила предписывают объезжать его только справа либо, если есть другая свободная полоса, — по ней. Выполнить объезд препятствия через сплошную на четырехполосных дорогах обычно несложно .

Но как правильно действовать, если на проезжей части имеется всего 2 полосы для движения, а справа ехать не представляется возможным? В таких ситуациях нужно чётко знать, разрешён ли объезд препятствия через сплошную линию разметки.

Действующие правила указывают, что движение при объезде по полосе для встречных машин трактуется как серьёзное нарушение. За него может быть выписан штраф в размере 1500- 2000 тыс. рублей. Возможно лишение водителя прав на 4- 6 месяцев. Аналогично наказывается штрафами любая попытка объезда по тротуару , обочине.

Некоторое время назад ввиду множества спорных ситуаций по данному вопросу руководство ГИБДД дало разъяснения к правилам дорожного движения относительно объездов через сплошную - наказаний за это быть не должно. Но на практике они применяются не всегда.

За что могут выписать штраф?

Важно понимать, какие именно действия со стороны автовладельцев могут составить административное правонарушение, если выполняется объезд препятствия, в том числе через сплошную.

Так, при движении по дороге и появлении на пути препятствия для его объезда водитель может выехать на обочину или на встречную полосу . В любом случае при выполнении объезда некоего препятствия через сплошную линию разметки, имеющую обозначение 1.1, равно как и 1.3, формируется реальное нарушение.

Это касается всех типов препятствий, в том числе:

  • ДТП с участием нескольких авто;
  • любого крупного предмета, исключающего попутный объезд;
  • ограждения, выставленного дорожными рабочими;
  • поломки иного ТС, спровоцировавшего его вынужденную остановку на проезжей части.

Однозначно не считается за препятствие затор, разбитое стекло, картонная коробка, пробка, лужа, мусорный мешок и даже пешеход. Если в таком случае совершить объезд препятствия через сплошную линию разметки, это может повлечь лишение ВУ по решению суда на основании ст. 12.15 КоАП по ч.4.

Выполнение объезда подвижного препятствия

Ещё один непростой момент на дороге - это объезд объектов подвижных, которые нельзя классифицировать как препятствие, как его трактуют ПДД. Даже если стоящее транспортное средство, у которого включена аварийная сигнализация, при его объезде начнёт движение, то объезжающий автоматически трансформируется в нарушителя установленных правил поведения на дороге. В таком случае объезд препятствия через сплошную линию трансформируется в обгон, выполненный по встречной полосе.

Другая спорная ситуация может сложиться с участием пассажирского транспорта. Так, если любой его представитель совершит остановку, чтобы высадить пассажиров, его нельзя назвать препятствием. В таких случаях объезд препятствия через сплошную недопустим . предписывают дожидаться окончания остановки маршрутного транспортного средства.

Варианты фиксации выезда на встречную полосу

Такое нарушение, как объезд препятствия через сплошную с выездом на встречную полосу, если это трактуется как нарушение, может быть зафиксировано как посредством современных комплексов, осуществляющих автоматическую видеофиксацию, так и специальной камерой сотрудников Госавтоинспекции. Если с ГАИ можно обсудить сложившуюся ситуацию и привести доводы в свою защиту, то с оборудованием это попросту невозможно. По результатам работы технического устройства водителю оформляется соответствующее постановление, сопровождающееся квитанцией для оплаты штрафа по выезду на полосу встречного движения.

Если же объезд препятствия через сплошную зафиксировали сотрудники Госавтоинспекции, вполне возможен конструктивный диалог, допускается выражать свои возражения, несогласия с нарушением в спокойной форме. Необходимо обязательно упомянуть вынужденный характер своего манёвра и отсутствие конкретного умысла. Допустимо сослаться на бездействие самих сотрудников, которые не принимают мер по решению проблемы с появившимся на дороге препятствием. Основанием для подобных претензий может выступить приказ МВД № 185, пункт 49.

В наиболее сложных случаях, когда водитель уверен в своей правоте и действительно не совершал правонарушения, которое ему приписывает сотрудник, можно подать жалобу на его действия в прокуратуру либо службу собственной безопасности. Но для столь серьёзного шага у водителя действительно должны иметься веские на то основания.

Современная судебная практика такова, что в большинстве случаев водители получают штрафы за объезд препятствия через сплошную, так как правила трактуют ситуацию двояко.

Выполнение объезда препятствия по встречной полосе

Не всегда получается произвести объезд препятствия через сплошную не на встречке . Но действующие законодательные пункты 9.2, 15.3 запрещают перемещение на полосы, рассчитанные на движение встречных авто в рамках объезда препятствий. То есть категорически запрещаются следующие манёвры :

  • при движении по дорогам, имеющим не менее четырёх полноценных полос, перемещаться на полосы, выделенные под движение встречных авто во время объездов препятствий;
  • при движении в непосредственной близости от перемещаться в полосу, предназначенную для встречных авто в рамках объездов любого рода, независимо от того, сколько полос предусмотрено на дороге.

Если же на двухполосной дороге разметка не нанесена либо явно видна прерывистая линия, обозначенная 1.5, запрещается выполнение объезда по встречной полосе. Это обусловлено отсутствием условий, которые создают факт запрета на подобные манёвры в принципе .

Особенности объезда препятствия в виде аварии по встречной полосе

Многие водители намереваются выполнять объезды препятствия даже через двойные сплошные, если попутные полосы перекрыты участниками дорожной аварии. Но такой манёвр карается серьёзным штрафом, не исключено лишение водительского удостоверения, что производится уже в судебном порядке.

Вне зависимости от причины, выезд на встречную полосу , если дорога разделена одной либо двумя сплошными линиями, повлечёт за собой наказание. Обычно объезд препятствия через двойную сплошную карается ещё строже, чем нарушение одной сплошной!

Допустимо ли объезжать через сплошную

Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке , но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение. В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.

При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных , которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.

Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку . То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это - неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.

Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.

Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:

  • объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
  • манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
  • движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.

Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.

Особенности маневрирования по знакам

Изредка на дороге могут встретиться препятствия, которые уже обозначены соответствующими знаками. В таких случаях необходимо следовать их указаниям. Водитель должен чётко их трактовать.

Установка знака, обозначающего наличие препятствия, осуществляется в случаях:

  1. Остановки специальных машин коммунальных служб, которые планово или экстренно работают в конкретной области дороги. Тогда непременно определённый участок огораживается, устанавливаются знаки, указывающие на объезд.
  2. ДТП, которое на длительный период времени полностью перекрывает полосу движения на дороге.
  3. Проведение ремонтных дорожных работ.

В каждом из перечисленных случаев нужное направление для объезда укажет установленный знак. Оно может быть разным в зависимости от ситуации. Даже если такой знак покажет путь, предполагающий движение через запрещающую разметку, нарушением это не будет, когда соблюдены его требования. То же касается установки временных знаков, регулирующих дорожное движение.

Предусмотренные штрафы

Размер штрафов за все нарушения периодически пересматривается. По информации на конец 2017-го, «стоимость» манёвра , связанного так или иначе с пересечением сплошных, составит 1000- 2000 рублей.

Возможно и которое карается штрафом в 1500 рублей. За движение по дорожкам для пешеходов либо велосипедистов предусматривается штраф в 2 тыс. рублей.

Важно понимать, что по мере возможности необходимо дождаться, пока препятствие будет устранено, чтобы не нарваться на санкции. В редких случаях, возможно, некоторый участок пути придется проехать задом, чтобы совершить разворот, но только если на это нет запретов. В противном случае и это наказывается штрафами.

Когда разрешается объехать препятствие?

Актуальные на сегодняшний день ПДД во многих случаях не запрещают выполнение такого манёвра , как объезд препятствия на полосе движения. Сделать это можно, выехав на:

  • находящуюся рядом полосу для попутных авто, только когда она отделяется строго прерывистыми линиями;
  • центральную полосу для движения по дороге (если есть три и более полос), если это не требует нарушать нанесённую на участке разметку и действие не разворачивается поблизости от железнодорожного переезда;
  • встречку , если двухполосная дорога не разделена сплошной линией и действие не разворачивается поблизости от ж/д переезда.

Как правильно объехать реальное препятствие на проезжей части?

Каждому водителю рано или поздно приходится сталкиваться с появлением препятствий на пути. Во многих случаях они провоцируют выполнение манёвра через сплошную. Так или иначе, важно помнить о простых правилах совершения объезда, следование которым позволит не допустить санкций в отношении водителя.

Основные правила таковы:

  1. В первую очередь важно оценить ситуацию и чётко выявить причину препятствия - вполне возможно, что автобус просто остановился для высадки пассажиров или образовался дорожный затор.
  2. Далее, необходимо искать пути объезда с правой стороны, если присутствует соответствующее место, не допуская наезда на область тротуара.
  3. Если серьёзная проблема налицо, о ней требуется сообщить сотрудникам ГИБДД, желательно дождаться сотрудника, чтобы он нашёл решение ситуации, хотя на практике такой вариант представить сложно.
  4. Если водитель принимает решение о пересечении сплошной, необходимо как минимум зафиксировать дорожную ситуацию посредством камеры в мобильном телефоне либо с применением видеорегистратора - это выступит доказательством в случае разбирательств, но и это не будет гарантией безнаказанности для водителя.

В процессе движения по дорогам, многим, наверное, и не раз приходилось сталкиваться с таким маневром, как объезд препятствия. В качестве препятствия могут выступать машины после ДТП, сломавшийся по разным причинам и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

В общих случаях объезд препятствия вопросов не вызывает. В общих случаях, это в таких, где хватает места для объезда, т.е. пространства на дороге бывает достаточно чтобы объезд не вступал в противоречия с ПДД. Но бывает и так, что выбора нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, когда такой маневр запрещен, например, через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Именно в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие, например: Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар ?

Ответ. Нужно стараться объезжать препятствие с правой стороны (через правую сторону дороги).

Если по ходу движения справа от препятствия есть обочина, то для объезда целесообразно использовать именно ее (обочину). Объезд препятствия по обочине, равно как и по тротуару, в ПДД не оговорен. Этот процесс будет выглядеть как объезд препятствия, в таком случае этот объезд не должен расцениваться как намеренное движение по обочине или тротуару. Но объезжаемый объект (дефект дороги) в действительности должен являться препятствием (см. ).

Объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию дорожной разметки имеет спорные стороны и может быть расценен двояко, т.е. объезд через сплошную можно истолковать и как нарушение, и как маневр, не противоречащий ПДД.

С одной стороны прямого запрета на объезд препятствия по встречной полосе на двухполосной дороге нет, с другой стороны, (сплошная линия) наносится в местах, где выезд на встречную полосу запрещается. Возникает вопрос: как поступить в таком случае?

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим правила объезда препятствия с точки зрения ПДД более подробно.

Препятствие, согласно определению, это неподвижный объект (или дефект дороги) на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

НЕ являются препятствиями: неудачно остановившийся автомобиль, затор из других машин (именуемый в народе «пробка»), неудобно стоящий габаритный транспорт, автобус (троллейбус) на остановке, выступающий своими габаритами на проезжую часть.

Сам термин «препятствие» понятен. А вот, понятие «объезд» Правила дорожного движения никак не растолковывают. Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах и , а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за неправильный объезд.

В перечисленных выше пунктах ( и ) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.

Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).

Пересечение сплошной или двойной сплошной линии разметки является нарушением ПДД. Ответственность за нарушение зависит от обстоятельств, по которым была пересечена линия. От письменного предупреждения до лишения водительских прав на один год.

Выезд на встречную полосу при объезде препятствия может происходить по разным причинам. Попутная сторона дороги может быть заблокирована в результате ДТП поломки грузовика и так далее. В такой ситуации у водителя есть два варианта: дождаться пока дорога освободиться или объехать препятствие по сплошной линии.

В правилах дорожного движения есть два понятия: обгон и объезд. Обгон – пересечение сплошной линии разметки с выездом на встречную полосу. Такое нарушение независимо от обстоятельств влечет за собой лишение водительских прав. Объезд – это маневр, позволяющий продолжить движение при появлении препятствий. Стоит отметить, что объезд автобуса на остановке не считается уважительной причиной и будет расценен как обгон, то есть нарушение.

В ПДД обозначено следующее: на любых дорогах с двусторонним движением, пересечение разметки 1.1, 1.3 или 1.11 встречной полосы запрещено, если она отделена трамвайными путями в том числе.

Препятствие на дороге

В ПДД четко обозначено, что препятствием является неподвижный объект на полосе:

  • неисправное ТС, которое не способно продолжать движение;
  • посторонний предмет на полосе загораживающий движение или создающий аварийную ситуацию;
  • ремонтные работы на участке дороги.

Штраф за грязные и нечитаемые номера – что делать в плохую погоду?

Неправильно припаркованный автомобиль препятствием не считается, хотя это создает помеху на дороге. По правилам ПДД остановка на проезжей части разрешена, если от авто до разделительной полосы остается пространство не меньше трех метров. Объезд препятствия через сплошную линию вследствие припаркованного на полосе ТС согласно правилам ПДД допустимым не является.

Правильный объезд

Алгоритм действий при возникновении препятствий на дороге следующий:

  • Оценка ситуации, чтобы убедиться, что остановка или затор впереди не временный.
  • При обнаружении препятствия производиться объезд. Лучше придерживаться правой полосы, но не заезжая на тротуар.

В идеальном случае водитель при возникновении препятствия на дороге должен сообщить об этом ГИБДД и ждать пока приедет инспектор. И только потом по предписанию сотрудника ГАИ совершать объезд слева с пересечением сплошной разметки.

Доказать отсутствие альтернативы можно и другим способом: записью с телефона или регистратора.

Когда объезд возможен

Сплошную разделительную полосу при наличии знака «обгон запрещен» можно пересекать при условии:

  • наличия прерывистой разметки;
  • обгон тихоходного ТС (если имеется треугольный знак с красной или желтой каймой);
  • обгоняется скутер, мотоцикл, велосипед или гужевая повозка.

Штраф за перевозку ребенка без детского кресла стимулирует к его покупке?


Тихоходными транспортными средствами, считаются те, скорость которых не более 30 км/час. Сюда включены все виды дорожной техники, каток и отдельные модели гусеничных тракторов.

Как ориентироваться на знаки

Кроме возникновения на проезжей части неожиданных препятствий возникают ситуации, когда проблема на дороге известна сотрудникам ГИБДД и другим дорожным службам. В таком случае движение водителя регулируется с их непосредственным участием. Это могут быть инспекторы, временные светофоры или дорожные указатели. Водитель для того, чтобы объехать препятствие с наименьшим риском должен уметь маневрировать с учетом предупреждающих или запрещающих знаков.

Специальный знак, разрешающий объезд устанавливается в таких обстоятельствах:

  • Если на дороге производиться дорожный ремонт разрушенного или опасного к использованию полотна.
  • Движение перекрывается при ДТП, требующее серьезного и длительного разбирательства.
  • Впереди работают специалисты коммунальной службы, транспорт которой загораживает проезд.
  • Проходит профилактическое обслуживание уличных фонарей.

Коммунальные работники обязаны установить знак и точно определить зону его действия. Автомобилист должен продолжать движение согласно стрелкам на дорожных указателях. Если действие им соответствует, то выезд на встречную полосу с пересечением разметки нарушением не является. Направление водителя зависит от ситуации.

Табличка с указателем 4.2.1 разрешает объезжать препятствие справа. Любые другие действия водителя будут расцениваться, как нарушение.

Если существует вариант проезда с правой стороны, то им обязательно нужно воспользоваться, следуя установленным правилам. Знак 4.2.2 разрешает совершать объезд слева, даже если на участке есть сплошная разметка.

Штраф за проезд железнодорожного переезда на красный свет

Во всех случаях объезжать препятствие и выезжать на встречную полосу разрешается только временно. Когда причина установки знака будет устранена, действия водителя определяются ПДД.

Наказание за неправильный объезд препятствия

Выезд на встречную полосу с пересечением сплошной или двойной сплошной разметки, либо на трамвайные пути встречного направления является нарушением ПДД и с 2019 года влечет за собой штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.


Исключением считаются случаи, обозначенные ч. 3 статьи 12.15.

Штраф выпишут, если:

  1. совершен обгон;
  2. при объезде пробки;
  3. при движении по встречной полосе перед поворотом налево.

Случайное пересечение сплошной разметки также является нарушением и грозит штрафом, что указано в пункт 4 статьи 12.15. Такое случается на узких участках дороги, когда выезд на встречную осуществлен формально. Водитель в такой ситуации может заявить о незначительности нарушения, ссылаясь на ст. 2.9 КоАП РФ. Если нарушение зафиксировано повторно на протяжении года, то водителя лишают прав сроком на 12 месяцев. Согласно ст. 12.15 ч.5 КоАП РФ такой меры можно избежать, ограничившись штрафом, если нарушение заснято в автоматическом режиме (регистратор и пр.). Если разделительная полоса четко обозначена на участке, то ее пересечении при отсутствии специальных знаков, однозначно считается нарушением.

Просрочил ОСАГО – готовь деньги на штраф?

Действия водителя при составлении протокола

При нарушении ПДД сотрудник ГАИ оформляет протокол для дальнейшего направления документов в суд. В документе стоит обозначить, что водитель просит рассматривать дело по месту проживания. Если факт нарушения не подтвержден фото или видеоматериалами, то протокол должен составляться с привлечением двух свидетелей.

Пока сотрудник будет оформлять бумаги, водителю стоит осмотреться и зафиксировать обстановку на дороге.

Вполне достаточно фото с регистратора или сделанного на телефон. На снимке должны присутствовать: знаки, разметка, участок дороги, автомобиль и прочие важные объекты, отражающие ситуацию. При несогласии с нарушением, стоит отразить его в протоколе. Необязательно указывать факт заезда на разметку и время перемещения по встречной, можно ограничиться отражением снятых замеров и приложить к протоколу фото.

Какие штрафы предусмотрены за просроченные права

Если есть какие-либо спорные моменты и несогласия с сотрудником ГИБДД, то это обязательно надо отражать в документе. Важно, чтобы инспектор предельно точно описал схему нарушения.


Возможно, было нарушено не правило допустимого опережения, а только расположение автомобиля. Выезд на встречную или неправильное завершение обгона – совсем разные нарушения.

Спорные ситуации

Если имеются доказательства, что водитель действовал согласно ПДД, то меру наказания можно смягчить. Например, объезд слева разрешается при наличии знаков, предупреждающих опасность на дороге при движении прямо.

Чтобы избежать составления протокола и последующего за ним наказания водитель должен обратить внимание на состояние разметки. Если полоса стерта и плохо видна, то данное обстоятельство учитывается как аргумент, доказывающий невиновность. Желательно иметь подтверждение этому факту в виде фото или видеоматериалов. В такой ситуации штраф выписывается не за пересечение сплошной разметки, а за нарушение положения автомобиля на проезжей части и его размер составляет не 5 тысяч, а полторы тысячи рублей.

1. Препятствие на дороге может привести к повреждению или столкновению транспортных средств при нарушении правил ведения работ по ремонту дорожного полотна.

Регулируется это утверждение Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090).

1.1. Такими нарушениями могут быть:
а) расположенные на проезжей части дороги неработающие дорожные машины, которые не обозначены соответствующими дорожными знаками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
б) необозначенные знаками в дневное время и дополнительно красными или желтыми сигнальными фонарями при недостаточной видимости и в ночное время места дороги, на которых производятся ремонтные работы;
в) расположенные на проезжей части необозначенные дорожными знаками и сигнальными огнями (в условиях недостаточной видимости и ночью) строительные материалы, различные ограждения и конструкции.

1.2. Здесь недостаточная видимость по ПДД — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

1.3. Производители работ по ремонту дорог на основании пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации должны согласовывать с ГИБДД производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

И надо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Основных положений для обеспечения безопасности движения на дорожной технике, участвующей в ремонте дороги, устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета. Про эти виды маячков подробно изложено в статье

1.4. Так как сигнальные фонари в ночное время на ремонтируемом дорожном полотне на фоне освещения населенных пунктов и движения транспорта сливаются с множеством огней, может быть дорожным организациям следует оставлять на неработающем стоящем на дороге механизме (экскаваторе, бульдозере, асфальтоукладчике, грейдере, катке и т.д.) включенным на ночь проблесковый маяк. Безопасность на дороге будет намного выше, а затраты для этого небольшие.

1.5. Про административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений написано в статье

2. Препятствие на дороге в виде стоящего на проезжей части дороги автомобиля.

2.1. В соответствии с пунктом 12.5. ПДД стоянка запрещается на проезжей части дорог вне населенных пунктов, обозначенных знаком 2.1. «Главная дорога». Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги (пункт 12.3. ПДД).

2.2. Пункт 12.6. ПДД гласит: при вынужденной остановке в местах, где остановка (и соответственно – стоянка) запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест. А до отвода автомобиля из опасного места ему необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. А в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве дополнительно к аварийной сигнализации и знаку аварийной остановки должны быть включены габаритные огни и могут быть дополнительно к габаритным огням включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Здесь «вынужденная остановка» — это прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

А на автомобилях, перевозящих опасные грузы и тяжеловесную и крупногабаритную технику в данных условиях должны быть включены проблесковые маячки желтого (оранжевого) цвета.

В населенных пунктах стоянка транспортных средств на проезжей части дорог запрещается в 9 случаях, относящихся к запрещению остановки, и кроме этого, ближе 50 метров от железнодорожных переездов (раздел 12 ПДД).

3. Препятствие на дороге, вызывающее невозможность дальнейшего проезда по своей полосе движения.

Согласно ПДД, препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Примеры.

3.1. Дорога с двусторонним движением по одной полосе для каждого направления. Полосы разделены сплошной линией. Обочины нет. На правой стороне дороги препятствие – стоит грузовой автомобиль. Признаков того, что автомобиль освобождает дорогу, нет. Объехать его, не пересекая сплошную линию, невозможно. Возможные варианты решения проблемы:

а) позвонить в ГИБДД и попросить решить вопрос с освобождением полосы или регулированием движения;

б) если вопрос не решается и ГИБДД не регулирует движение, то совершаем объезд препятствия с пересечением сплошной разделительной линии и выездом на полосу встречного движения. Перед объездом уступаем дорогу автомобилям, движущимся во встречном, а также и в попутном направлении;

в) совершив объезд, сразу же занимаем свою полосу и останавливаемся перед стоящим автомобилем (то есть не допускаем длительного движения по встречной полосе);

г) фотографируем положение автомобилей.

Меры наказания за это правонарушение.

3.1.1. В соответствии со статьей 12.16. КоАП РФ — несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

3.1.2. В соответствии со статьей 12.15. КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Если это нарушение будет зафиксировано сотрудниками ГИБДД, то можно получить от них предупреждение, если приводить свои доводы грамотно и последовательно (не забывая о том, что сотрудники ГИБДД обязаны регулировать движение в подобных ситуациях).

3.2. Пример второй. Дорога та же самая. На правой стороне дороги образовался затор из нескольких автомобилей или стоит автобус и производит высадку и посадку пассажиров. К препятствиям по правилам дорожного движения эти транспортные средства не относятся. Если водитель не выдерживает и совершает объезд, то мера наказания за это правонарушение уже намного жестче — штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

А повторное совершение данного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год (при фиксации нарушения камерами – штраф 5000 рублей).

3.3. Пример третий. Дорога та же самая. Но установлен знак «Остановка запрещена». На правой стороне дороги стоит автомобиль с включенной аварийной сигнализацией. Знак аварийной остановки не выставлен. Признаков того, что автомобиль ремонтируется, нет (водителя не видно).

Автомобиль может находиться на проезжей части под запрещающим остановку знаком только в случае вынужденной остановки. Определение вынужденной остановки приведено выше, в разделе 2.

Дальнейшие действия такие же, как и в пункте 3.1 (начиная со звонка ГИБДД).

На водителя припаркованного на проезжей части автомобиля, если ГИБДД докажет, что остановка не была вынужденной (нет признаков ремонта автомобиля, груз на месте, водитель здоров, невыставленный знак аварийной остановки), может быть наложен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – в размере 3000 рублей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме