Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация к уроку на тему: Опасные ситуации на дорогах. "Дорожные ловушки" - опасные ситуации на дороге

«Errare humanum est» – человеку характерно ошибаться. Эта фраза на забытой большинством современников традиционной латыни как нельзя лучше разъясняет предпосылки той ситуации на дорогах, которая сложилась сейчас. Аварии, которые сплошь и рядом происходят не только лишь в сложных погодных условия, а в большинстве случаев – на ровненьких и сухих дорогах, при обычной видимости и т.д., издавна закончили кого-то поражать, став сухими цифрами статистики. Как досадно бы это не звучало, сейчас и сам автомобиль стал чуть ли не самым ужасным убийцей мирного населения, существенно превзойдя по числу причиняемых им смертей и увечий военные деяния, полыхающие на данный момент по всему миру.

«Человечий фактор».

И предпосылки практически всех этих смертей и увечий, обычно, до очевидного ординарны и именуются по-умному «человечьим фактором», а проще – обыкновенной растерянностью в том состоянии непрерывного стресса, каким является для очень многих из сидячих за рулем вождение автомобиля. При этом понимающие все ученые как-то подсчитали, что шофер на дороге совершает в среднем одну ошибку каждые три-пять минут. Конкретно в этой ситуации людям, находящимся за рулем, в большинстве случаев и недостает проф мастерства, обыкновенной собранности и психической готовности принять единственно правильное в какой-нибудь проблемный момент решение.

Да, случается, что подводит и техника, но уже издавна подтверждено, что ее сбои и отказы составляют хотя и статистически значимую, но все-же не очень огромную часть случающихся на дорогах происшествий.

Обучить водителя, в особенности начинающего, отыскивать верный выход из ситуации угрожающей катастрофой довольно тяжело. Естественно, древняя правда – теоретические познания неплохи в теории, но не много помогают в реальной жизни, как досадно бы это не звучало, в наших критериях утежеляется к тому же тем, что для большинства выпускников автошкол даже познание теории, похоже, является лишней роскошью. Причина этого ординарна до неприличия – окончательная победа рыночных отношений на постсоветском пространстве сделало получение прав на управление автомобилем, как досадно бы это не звучало, всего только не очень дорогим (в сопоставлении с ценой самого автомобиля) приобретением. Фраза «где права брал?» не стала быть досадной «шуточкой юмора», став прозой жизни. Всеобщий пофигизм и разгильдяйство, нередко демонстративно-наплевательское отношение к соблюдению правил движения (и даже девиз: «правила выдуманы для трусов!»), сделали не только лишь наши дороги, да и тротуары местом, на которое без ужаса нереально выйти.

Появление небезопасных ситуаций.

Практика вождения, но, указывает, что небезопасные ситуации на дорогах появляются не повсевременно и не со всеми участниками движения, а в большинстве случаев – в одних и тех же, до боли стандартных случаях. И, по статистике, самые небезопасные ситуации, почаще других заканчивающиеся ДТП, связаны с неуввязками ограниченной видимости дороги и перемещающегося по ней транспорта.

При этом понятие «ограниченной видимости» – это далековато не всегда непроглядный мрак, метель либо пылевая буря. В большинстве случаев виновник аварии находится у водителя перед очами. Это – ветровое стекло, очень уж нередко потертое-поцарапанное, с трещинками, просто грязное либо обмерзшее, влажное или «увенчанное» наклейками, иконками и тому схожими атрибутами.

Свою лепту в ухудшение обзора заносят и переразмеренное зеркало заднего вида, и висячие на нем игрушки-талисманы, и, (да простят меня поклонники и патриоты!) находящиеся перед очами у водителя коллекции значков, флаги возлюбленных спортивных клубов и даже русский триколор.

Ведь все эти предметы, с одной стороны, временами, пусть даже безотчетно, завлекают внимание водителя, а с другой – неизменное ритмичное перемещение перед очами какого или предмета способно вводить человека в состояние, близкое к трансу – чем уже много веков удачно пользуются гипнотизеры. И конкретно этому эффекту, а совсем не настолько возлюбленным экстрасенсами всех мастей «окаянным местам», мы должны большинству «не поддающихся объяснению» аварий практически «на ровненьком месте».

К огорчению, правила фактически не ограничивают схожее украшательство, а его стоимость очень высока. Потому шофер, в особенности начинающий, должен затвердить, как «Отче наш» – лобовое стекло автомобиля должно быть в неплохом состоянии, совершенно незапятнанным и свободным от всяких излишних деталей! Ничего стороннего там быть не должно вообщем!!!

Стекла автомобиля.

Все произнесенное относится и к заднему стеклу, которое для большого количества автомобилистов уже издавна перевоплотился в место, закрытое шторками либо затемненное, где живут возлюбленные игрушки, головные уборы, огнетушитель, всякая подходящая и ненадобная мелочь – перечень длиннющий, все находится в зависимости от личных предпочтений владельца и членов его семьи. А ведь обычный обзор вспять на дорогах – в большой степени гарантия избежать «поцелуя в зад» от незамеченной впору догоняющей Вас машины.

И к боковым стеклам хоть какой машины – те же самые требования. Да, тонированные стекла – это круто, но опасность получить боковой удар из-за не обнаруженной машины, показавшейся с боковой дороги (а даже самая дорогая тонировка очень понижает видимость, в особенности в черное время суток и в облачную погоду) – это не только лишь неприятно, да и больно лупит по кармашку…

Опасность появления ошибок вождения, приводящих к ДТП, очень увеличивается из-за спешки либо даже несильного утомления водителя, при склонности отвлекаться от управления автомобилем на дискуссии, музыку, калоритные объекты и т. д.

Далековато не каждый сидячий за рулем способен потягаться с Цезарем либо Наполеоном, которые были в состоянии идиентично отлично делать сходу несколько принципиальных дел. Для большинства наших современников, сидячих за рулем, подобные переключения внимания, помноженные на обширно распространившуюся и интенсивно культивируемую СМИ «клиповость» сознания – неумение быть повсевременно сосредоточенным на кое-чем одном, привычку повсевременно отвлекаться на новые раздражители заносит свою лепту в растущую статистику аварийности. И, к огорчению, на наших дорогах небезопасные ситуации стали обычным явлением, и большая часть автовладельцев, загоняя собственного «стального жеребца» на стоянку, раз в день подсчитывают количество проблем, которые им удалось предупредить.

Призывы быть максимально внимательными на дорогах – издавна уже звук пустой для тех, кто не очень ценит чужие, ну и свою жизнь. Но охото веровать, что для большинства садящихся за руль фраза «тебя ожидают дома» еще имеет и смысл, и значение.






ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ ЗАПОМНИ! На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами. Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет– на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.




Ловушки на углу перекрестка Опасность на углу перекрестка состоит в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на бровку тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.


Ловушки у светофора У светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал спецавтомашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители, нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, переходят дорогу на красный сигнал.


Ловушки отвлечения внимания Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересую- чему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, мяч, собака, лужа. К дорожным ловушка м могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон.


Ловушки понижения внимания По дороге, окруженной жилыми домами, зеленью, редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.


Ловушки, подстерегающие возле дома Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики- фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и скорая помощь часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр.


Ловушки середины дороги Пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и прогнозу. Обзор могут закрывать стоящие рядом пеше- ходы. От большого количества мелькающих рядом автомашин может закружиться голова, и пешеход потеряет равновесие.


Ловушки при движении вдоль проезжей части В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение правил дорожного движения, то есть по ходу движения транспортных средств. В этом случае движение автомобилей происходит со спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ И ТРОТУАРАХ» Разработала: Максатова Л.В. МБОУ « БольшеберезниковскаяСОШ » с. Б.Березники 2016 г.

Тема № 1: «Опасные ситуации на дорогах»

Полная статистика ДТП за 2010 -2011 -2012 г 2010 год 2011 год 2012 год Всего ДТП 199431 199868 203597 Погибло 26567 27953 27991 Ранено 250635 251848 258 618

Статистика ДТП По состоянию на 30 апреля 2013 года зарегистрировано: 842 автоаварий, в результате которых 90 человек погибло и 1165 травмировано. В результате ДТП погибло 3 и травмировано 82 детей. По вине водителей, управляющих транспортом в состоянии опьянения зарегистрировано 44 автоаварий.

ЗАПОМНИ: От твоих знаний ПДД зависит твоя жизнь! А теперь - ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ!

У асфальтовой дороги Возмущались носороги: - Пешеходам нет пути! Как дорогу перейти? (зебра) Здесь не катится автобус. Здесь трамваи не пройдут. Здесь спокойно пешеходы Вдоль по улице идут. Для машин и для трамвая Путь-дорога есть другая (тротуар)

Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся, не ленись! Знать обязан пешеход: Тут …! (подземный переход) Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горит и день, и ночь – Зелёный, жёлтый, красный (Светофор)

А как ты знаешь дорожные знаки? Посреди дороги дети, Мы всегда за них в ответе. Чтоб не плакал их родитель, Будь внимательней, водитель! В дождь и в ясную погоду Здесь не ходят пешеходы. Говорит им знак одно: "Вам ходить запрещено!" «Дети» «Движение пешеходов запрещено»

Если кто сломает ногу, Здесь врачи всегда помогут. Помощь первую окажут, Где лечиться дальше, скажут. «Пункт первой медпомощи» Коль водитель вышел весь, Ставит он машину здесь, Чтоб, не нужная ему, Не мешала никому. «Место стоянки»

В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. «Место остановки автотранспорта» Не один здесь знак, а много: Здесь железная дорога! Рельсы, шпалы и пути – С электричкой не шути. «Железнодорожный переезд»

Знает каждый пешеход Про подземный этот ход. Город он не украшает, Но машинам не мешает! Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти, Пешехода пропусти! «Подземный переход» «Пешеходный переход»

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ: Виновниками дорожных происшествий с велосипедистами в 70 случаях из 100 оказываются сами велосипедисты! До 70% уличных травм дети получают по дороге из школы домой!

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со свето возвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Правила Дорожного Движения:

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Правила Дорожного Движения:

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Правила Дорожного Движения:

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика Правила Дорожного Движения:

«Семь правил ПДД для детей»

Правило первое. Выберите безопасное место для перехода. Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.

Правило второе. Перед переходом обязательно остановитесь, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотрите дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра - так, чтобы видеть приближение машин. Правило третье. Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.

Правило четвёртое. Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в «ловушку». Правило пятое. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.

Правило шестое. Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины. Правило седьмое. Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

ПОМНИ! Зона остановки – опасное место для ребёнка: стоящий автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть!

ПОМНИ! Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может сразу же остановиться, а будет продолжать ехать по инерции!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п.13.1 Нарисовать дорожные знаки. Изготовить: « Памятка пешеходу» «Памятка водителю»

Тема № 2: «Безопасность в общественном и личном транспорте»

Вспомним правила этикета в общественном транспорте В транспорте мы ежедневно проводим много времени. И очень часто впечатления, полученные там, портят нам настроение на целый день. Наивно думать, что в один прекрасный день все люди начнут соблюдать правила этикета, и пребывание в автобусе или метро перестанет быть для нас слишком обременительным. Но нужно начинать. И почему бы не с себя самого? Какие же правила этикета действуют в транспорте?

Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят: пожилые люди, дети, женщины. Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения. При воде необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.

Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном транспорте, надо соблюдать правила этикета, по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не опираться на других пассажиров, не разглядывать людей в автобусе, метро, троллейбусе, трамвае и т.д. Многие полагают, что мужчины обязаны уступать места в транспорте женщинам. Однако это не совсем так. Уставший мужчина, возвращающийся домой после тяжёлого рабочего дня, должен сам решить, хватит ли у него сил на благородный поступок уступить место прекрасной даме, если та вовсе не кажется измученной трудовыми буднями

Нельзя: Толкаться, суетиться, запрыгивать на ходу! Наступать людям на ноги! Громко разговаривать, кричать! Высовывать голову из окна! Посмотри: Где в салоне расположены запасные выходы. Прочитай инструкцию, как ими пользоваться! Помни: Обязательно держись за поручни! Не располагайся возле выхода! Если увидел бесхозную сумку или пакет – сообщи взрослым или кондуктору!

Пожар в общественном транспорте. Алгоритм действия: Немедленно сообщи о возгорании водителю или кондуктору. Оповести пассажиров, разбуди спящих. Защити рот и нос от дыма платком, рукавом. Пригнись, выбираясь из салона, не касаясь металлических частей. Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя. В поезде уходи от пламени в передние вагоны., плотно закрывая за собой двери. Если есть угроза для жизни – не пытайся спасти багаж. Из вагона выпрыгивай лишь в крайнем случае, при этом надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.

Опасности в автомобиле Помни: Самое опасное место в автомобиле – рядом с водителем! Необходимо пользоваться ремнями безопасности! Для детей – специальные кресла! Если столкновение неизбежно – наклони голову к ногам, закрыв её руками! Выбравшись из машины – отойди от неё на расстояние 15-20 м

Рассмотрите внимательно рисунок и выберите предметы, которыми можно разбить стекло при аварии автомобиля (троллейбуса, трамвая). Задание № 1:

Задание № 2: Пятиклассник Женя засиделся дотемна, делая уроки, и решил «проветриться» на велосипеде до прихода родителей. Надел синий спортивный костюм и выехал на улицу, район – то тихий. Каков шанс у Жени благополучно вернуться домой? Ответ: Ошибки Жени – пошёл кататься в темноте, когда трудно заметить велосипедиста; мальчик был в тёмной одежде; детям до 14 лет не разрешается выезжать на проезжую часть.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п.13.2 Изготовить: «Памятка пассажиру в автобусе (троллейбусе, трамвае)» «Памятка пассажиру в метро»

http://42.gibdd.ru/2306.htm http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html http://images.yandex.ru http://little.com.ua/pdd В презентации использовались: http://www.knigge.ru/obshestvenni_transport.html http://marichka.kiev.ua


Цель занятия: Формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

На первое занятие следует пригласить инспектора ГИБДД.

Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Затем слово предоставляется инспектору ГИБДД.

Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их.

Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.



Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности , а также из-за незнания Правил дорожного движения.

Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт– Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…».

В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Современный транспорт. Виды и классификация

Транспортных средств

Цель занятия: Сформировать у учащихся понятие о видах и классификации транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к транспортным средствам. Закрепить знания об остановочном и тормозном пути транспортных средств.

Новые слова: Механические транспортные средства, немеханические транспортные средства, прицеп.



1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В настоящее время дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта. Они различаются по назначению, размерам, передвигаются с различной скоростью.

Учитель предлагает ученикам назвать виды транспорта, которые они знают.

Затем он рассказывает, как и по каким признакам классифицируются транспортные средства.

Все транспортные средства можно разделить на механические и немеханические.

К механическим транспортным средствам относятся транспортные средства, которые приводятся в движение двигателем. Исключение составляет мопед (мокик), который Правила дорожного движения относят к немеханическим транспортным средствам и, следовательно, для передвижения на нем не требуется иметь водительского удостоверения.

Все автомобили можно разделить на специальные, грузовые и легковые.

К специальным автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили скорой помощи, милицейские, автокраны и другие.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов.

Легковые автомобили перевозят пассажиров.

Автобусы служат для перевозки большого количества пассажиров. Они могут быть городскими, междугородними, экскурсионными.

Трамваи, троллейбусы, метро относятся к городскому общественному транспорту, который для движения использует электродвигатели.

Мотоциклы и мотороллеры служат для перевозки пассажиров и небольшого количества грузов.

Тракторы используют в сельском хозяйстве и для буксирования прицепов.

К самоходным машинам относятся грейдеры, бульдозеры и другие, которые используются при строительстве и ремонте дорог и других объектов.

Немеханические транспортные средства приводятся в движение с помощью мускульной силы или механическими транспортными средствами. Сюда же Правила дорожного движения относят и мопеды (мокики), хотя они и имеют двигатель.

Велосипеды приводятся в движение мускульной силой человека.

У гужевых повозок в качестве тягловой силы используют лошадей, быков, волов.

К транспортным средствам можно отнести также вьючных животных - верблюдов, яков, ослов, а в некоторых странах – слонов.

Прицеп также является немеханическим транспортным средством, поскольку двигателя не имеет. Однако для его движения используются механические транспортные средства.

Учитель объясняет ученикам, что автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. Если дорога скользкая после дождя или на ней образовалась ледяная корка при отрицательной температуре, то переходить проезжую часть становится ещё опаснее – автомобиль до полной остановки проходит ещё больший путь.

Остановочный путь – это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути.

Учитель дает пояснения.

Заметив на дороге пешехода, водитель не сразу начинает тормозить. Сначала он определяет расстояние до пешехода, оценивает скорость движения своего автомобиля и состояние дороги (сухая или скользкая), обращает внимание на движение других транспортных средств и возможность объезда пешехода и т.д. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Пока он думал, надо тормозить или нет, автомобиль прошел некоторый путь, который называется путь, пройденный за время реакции водителя .

При нажатии на педаль тормоза автомобиль не начинает сразу тормозить. Проходит какое-то время, пока срабатывает тормоз. Автомобиль за это время проходит ещё некоторое расстояние, называемое путем, пройденным автомобилем за время срабатывания тормозного привода.

Но и поле начала торможения автомобиль останавливается не сразу. Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки называют тормозным путем .

На длину тормозного пути оказывают влияние скорость движения автомобиля, масса автомобиля, состояние его шин и тормозов, тип дорожного покрытия и его состояние, погодные условия и время года.

Чем выше скорость движения автомобиля, тем длиннее его тормозной путь. Для пояснения этого можно провести с учащимися опыт. Сначала двое из учеников (большой и маленький) идут спокойным шагом и по команде учителя пытаются резко остановиться. Сделать им это не удается – после команды они проходит ещё один-два шага. Причем, тот, кто больше, проходит больший путь. Затем ученикам предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это им ещё труднее. Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться по инерции.

Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль.

Учитель обращает внимание детей на опасности, связанные с погодными условиями. Зимой на скользкой дороге остановить транспортное средство очень трудно – оно проходит большее расстояние до полной остановки, чем на сухой дороге. Кроме того, в морозную погоду стекла автомобиля замерзают, и водитель позже замечает пешехода.

Ночью, когда видимость ограничена, переходить проезжую часть становится особенно опасно – водитель поздно замечает препятствие и может совершить наезд. Кроме того, в темное время суток наступает усталость, и водитель с запозданием реагирует на препятствие.

Подводя итог, учитель дает установку детям: никогда не спешить при переходе проезжей части дороги и не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

2. Практическое задание

Учитель вместе с учениками разбирают конкретную ситуацию.

Как вы думаете, одна секунда – это много или мало?

Пешеход за одну секунду делает один шаг. Автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/час, за одну секунду проезжает по ровному сухому асфальту около 17 метров. Это тормозной путь автомобиля. Если сюда добавить путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозов, то остановочный путь автомобиля составит около 50 метров.

Пешеход думает, что водитель успеет затормозить, и переходит проезжую часть перед близко идущим транспортом. Он не хочет понимать, что при всем своём старании водитель не сумеет остановить автомобиль.

А если дорога скользкая, то остановочный путь удлиняется значительно. Например, при скорости 80 км/час на скользкой зимней дороге автомобиль окончательно остановится только через 400 метров (почти полкилометра!).

Учитель изображает на доске схему проезжей части, пешехода и приближающееся транспортное средство. Обозначает расстояния, которые проходят пешеход и автомобиль, дает пояснения.

«Кого назвали – тот и ловит».

Играющие располагаются по кругу. В центре – ведущий. Он называет имя одного из стоящих в кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч ведущему. Тот, кто не поймал мяч или не назвал слово, становится ведущим. При ответах повторы не допускаются.

Побеждает тот, кто ни разу не был ведущим.

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Чем отличаются механические и немеханические транспортные средства?

3. Перечислите механические транспортные средства?

4. Перечислите немеханические транспортные средства?

5. Чем отличаются автобус, троллейбус, трамвай?

6. Что такое гужевая повозка?

7. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

8. Что такое тормозной путь?

9. От чего зависит тормозной путь?

10. Назовите составляющие остановочного пути.

11. имеет ли тормозной путь гужевая повозка, велосипед, пешеход?

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Городской пассажирский транспорт. Правила

поведения в общественном транспорте и на остановочных площадках

Цель занятия: Закрепить знания учащихся о правилах перевозки людей общественным транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в общественно транспорте и на остановочных площадках.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит детей вспомнить, кого называют пассажиром.

К городскому пассажирскому транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Автобус – это пассажирский автомобиль с кузовом вагонного типа. Это самый распространенный вид городского транспорта.

Троллейбус – городской безрельсовый транспорт, снабженный электродвигателем постоянного тока с напряжением 500-600 вольт. Снабжение электродвигателя током осуществляется через контактную сеть от подвесных проводов.

Трамвай - городской рельсовый транспорт, снабженный электродвигателем постоянного тока с напряжением 500-600 вольт. Снабжение электродвигателя током осуществляется через контактный провод и рельсы.

Метро – городской рельсовый электротранспорт, линии которого прокладывают, как правило, в туннелях глубоко под землей. Иногда эти линии выходят на поверхность земли и располагаются над ней на специальных эстакадах, чтобы не мешать движению других транспортных средств.

Такси – городской транспорт индивидуального пользования. Обычно это легковые автомобили или микроавтобусы.

Учащимися вместе с учителем повторяют правила поведения в общественном транспорте и на посадочных площадках.

1. В ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

2. Нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса. Надо иметь в виду, что при торможении автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

3. Высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной его остановки.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

При посадке и высадке не задерживайтесь в дверях.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Обращает внимание учащихся, что иногда дети не успевают войти в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти несчастный случай. Поэтому при выходе через переднюю дверь желательно встретиться взглядом с водителем и убедиться, что он все видит. И обязательно надо смотреть под ноги, поднимаясь или спускаясь по ступенькам.

4. Нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины, а билеты у водителя нужно покупать только на остановке.

5. Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя загораживать проход перевозимыми вещами или перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках.

Кроме того, в общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Надо вести себя спокойно, слушать объявления водителя.

6. Пассажирам запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

7. Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии - на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

8. Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходить стоящий на остановке автобус или троллейбус надо в два этапа. Сначала дойти до края автобуса или троллейбуса и выглянуть из-за него, убедившись в отсутствии транспорта, приближающегося со встречного направления. Затем, посмотрев налево и ещё раз направо, можно продолжить движение через проезжую часть.

9. Соблюдать правила безопасного поведения в метро.

Метро – это транспорт повышенной опасности. Станции метро оборудуются турникетами, наклонными движущимися эскалаторами, пассажирскими платформами, подземными переходами и другими сооружениями и устройствами.

Основные правила поведения в метро следующие:

Не пытайся пройти в метро бесплатно;

Не беги по эскалатору, не ставь вещи на ступеньки;

Стой на ступеньках лицом в сторону движения, не садись на ступеньки;

Не задерживайся на выходе с эскалатора;

Не подходи к краю платформы;

Не подходи к вагону до полной остановки поезда;

Не поднимай упавший на рельсы предмет, позови дежурного;

Не паникуй, если поезд остановился в туннеле;

Немедленно сообщи работникам метро об оставленных предметах.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пассажиров».

Обязанности пассажиров.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси пассажиры могут только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки и лишь со стороны тротуара, обочины или края проезжей части.

Пассажирам запрещается : отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения, открывать двери транспортного средства во время его движения.

2. Практическое задание

Учитель просит детей изобразить на бумаге виды городского пассажирского транспорта и рассказать об их отличиях.

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие виды городского пассажирского транспорта вам известны?

2. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

3. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

4. Через какую дверь нужно входить в автобус?

5. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

6. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

7. Кому разрешается входить в автобус или троллейбус через переднюю дверь?

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Личный транспорт – легковой автомобиль,

мотоцикл, мопед, велосипед. Правила поведения пассажиров

в транспортном средстве

Цель занятия: Закрепить знания учащихся о правилах перевозки людей транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в транспортном средстве.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит детей вспомнить, кого называют пассажиром. Напоминает, что пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте – но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла.

К личному транспорту относятся легковой автомобиль, мотоцикл, мопед (мокик), велосипед. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Вместе с учащимися он повторяет общие правила поведения при нахождении в любом транспортном средстве, которые изложены в разделе Правил дорожного движения Российской Федерации «Обязанности пассажиров». В соответствии с этим разделом пассажир обязан:

1. При нахождении в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими.

2. Высадку и посадку в транспортное средство осуществлять со стороны тротуара или обочины и только после полной его остановки.

3. Не отвлекать разговорами водителя во время движения.

4. Не высовываться во время движения из окон легкового автомобиля.

5. Не открывать двери во время движения транспортного средства.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть также специальный раздел «Перевозка людей». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

1. Соблюдать правила поведения пассажиров, находящихся в легковом автомобиле.

Легковой автомобиль – быстрый и удобный вид личного транспорта. Вместе с тем, он наиболее опасен для пешеходов и пассажиров.

Число пассажиров в салоне легкового автомобиля должно соответствовать числу посадочных мест для пассажиров.

На переднем сиденье движущегося легкового автомобиля ребенок может находиться только с 12 лет и быть обязательно пристегнутым ремнем безопасности. Дети до 12 лет при перевозке их как на переднем, так и на заднем сиденье должны находиться в специальном кресле, которое позволяет и их пристегнуть ремнём безопасности.

Выходить из легкового автомобиля следует только со стороны тротуара или обочины после его полной остановки. При открывании двери надо быть осторожным и не ударить проходящих мимо пешеходов. Открывать двери во время движения запрещено.

Запрещается высовываться из окон легкового автомобиля во время движения.

Обучение езде на легковом автомобиле разрешается только с 16 лет.

2. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке на мотоцикле.

Мотоцикл, особенно без бокового прицепа – объект повышенной опасности, ибо устойчивость его во время движения ниже, чем у трех- или четырехколесных транспортных средств. Поэтому движение мотоциклов даже днем разрешено только с включенными фарами.

Число пассажиров мотоцикла должно соответствовать числу посадочных мест для пассажиров.

Все пассажиры, находящиеся на мотоцикле, должны быть в застегнутых шлемах.

При движении на мотоцикле детям до 12 лет можно находиться только в коляске, держась за поручень обеими руками и обязательно в застегнутом мотошлеме. Мотошлем защитит от возможного удара головой при аварии. Перевозка детей до 12 лет на мотоцикле без коляски при отсутствии специального сиденья запрещена.

Обучение езде на мотоцикле разрешается только с 14 лет.

3. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке в кузове грузового автомобиля.

Детей разрешается перевозить только в закрытом кузове-фургоне. Их должен обязательно сопровождать взрослый. Находиться в кузове грузового автомобиля можно только на специально оборудованных сидячих местах. Стоять или ходить по кузову во время движения запрещено.

При перевозке организованной группы детей на автомобиле даже днем должны быть включены фары.

4. Соблюдать правила движения на мопеде (мокике) и велосипеде.

Мопеды, мокики, велосипеды – транспортные средства повышенной опасности, поскольку ими чаще всего управляют дети. Кроме того, эти транспортные средства обладают малой устойчивостью. В России из 100 малолетних велосипедистов, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, погибают 18 подростков.

Основными причинами несчастных случаев с водителями мопедов и велосипедов являются:

Плохое знание правил дорожного движения;

Несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства;

Недостаточная видимость велосипедистов на дороге в темное время суток;

Внезапный выезд на проезжую часть дороги;

Нарушение правил дорожного движения.

Учитель просит поднять руки учащихся, у которых есть мопед или велосипед. Объясняет, что на проезжую часть дороги разрешается выезжать на велосипедах детям с 14 лет, а на мопеде – с 16 лет.

Велосипеды и мопеды могут двигаться только по крайней правой полосе движения в один ряд. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ездить по тротуару или пешеходной дорожке запрещено - можно задеть прохожих или играющих детей. Поэтому кататься можно только во дворах домов, на стадионах, детских или спортивных площадках. Учиться ездить на велосипеде надо там, где нет движения автомобилей и пешеходов.

Ребенок на велосипеде считается водителем. Поэтому водителям велосипеда необходимо знать устройство и постоянно поддерживать свой транспорт в исправном состоянии. У этих транспортных средств должны быть накачаны шины и укреплено сиденье, должны быть исправными педаль тормоза, звонок, руль.

Разрешается ездить на велосипеде, только держась за руль обеими руками. Нельзя перевозить на багажнике пассажиров и буксировать другие велосипеды. Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без причины - это мешает жильцам домов. Кроме того, если постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода.

Категорически запрещается цепляться за проезжающий мимо транспорт, а также перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину. Учитель объясняет учащимся, чем опасна такая езда.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги дорожные знаки «Въезд запрещен», «Движение мотоциклов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» и «Велосипедная дорожка», которые должны знать велосипедисты.

Затем он просит их рассказать, где можно и где нельзя кататься на велосипедах и почему.

Учитель предлагает детям отгадать загадки.

Сам не едет, ни идет.

Не подержишь – упадет.

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперед.

(велосипед)

По дорожке во дворе

Мчится Коля на коне.

Не машина, не мопед,

А простой ………

(велосипед)

3. Вопросы для закрепления знаний

1. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дорог?

2. Какие дорожные знаки запрещают или разрешают движение велосипедистов?

3. Где можно обучаться езде на велосипеде и мопеде?

4. В каких местах движение на велосипедах и мопедах запрещено и почему?

5. Почему нельзя буксировать велосипед или мопед?

6. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипедах, не имеющих специального сиденья?

7. Где должны находиться дети до 12 лет при перевозке их в легковом автомобиле?

8. Где должны находиться дети до 12 лет при перевозке их на мотоцикле с коляской?

9. Каковы правила перевозки пассажиров на мотоцикле?

10. Каковы правила перевозки детей в кузове грузового автомобиля?

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Мы - пешеходы. Правила дорожного движения

об обязанностях пешеходов

Цель занятия: Формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит вспомнить учащихся, как они понимают термины «правостороннее» и «левостороннее» движение транспорта.

Правостороннее движение - это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

В большинстве стран мира движение правостороннее. А в некоторых странах, таких, например, как Япония, Англия, Индия, Австралия - левостороннее . То есть транспорт движется по левой стороне проезжей части.

Поэтому, в странах с правосторонним движением, в том числе в России, при переходе проезжей части надо посмотреть сначала налево, откуда движется транспорт, а дойдя до середины – направо.

С учетом направления движения конструируют и транспортные средства. Так, в маршрутных такси, автобусах, троллейбусах и трамваях двери для входа и выхода пассажиров делают всегда только справа.

Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. По тротуару надо ходить с правой стороны. Учитель напоминает учащимся, что слово «тротуар» в переводе с французского языка означает «место для движения пешеходов». Одни люди идут по правой стороне в одну сторону, а другие - навстречу, тоже по правой стороне.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности.

Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя - может неожиданно появиться машина. В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Учитель рекомендует запомнить словесные формулы. Каждый учащийся, подойдя к проезжей части дороги, должен мысленно сказать себе: «Стоп. Я иду через дорогу. Опасно. Надо быть осторожным». Если это повторять каждый раз, появится привычка всегда соблюдать правила безопасного поведения.

Учитель просит учащихся вспомнить правила перехода дорог по пешеходному переходу и дороге, где поблизости нет пешеходных переходов. Объясняет, что в этом случае надо найти безопасное место для перехода, расположенное подальше от поворота и с хорошим обзором в обе стороны.

Если машина идет быстро, надо дать ей проехать. Нельзя спешить перейти дорогу и перед медленно движущейся машиной, так как за ней может быть вторая, едущая быстрее. При переходе дороги нужно всегда смотреть и прислушиваться. Машина может появиться в любой момент.

Особенно опасным участком дороги считается перекресток, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым , т.е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлено сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

Учитель напоминает детям о том, где можно, а где нельзя играть.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках , не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар – это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей части дорог и тротуарах – это мешает движению транспорта и пешеходов.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пешеходов». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

Обязанности пешеходов.

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним нево

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме