Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Федеральный закон «О государственной социальной помощи. Законодательная база российской федерации Закон 178 государственной социальной помощи

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного и рационального использования бюджетных средств.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

1. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной зашиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения. который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Государственная социальная помощь — предоставление социальных пособий малоимущим семьям, гражданам и иным категориям, которые указываются в настоящем Федеральном законе.

Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам денежных средств за счет инвестирования бюджетов РФ. Под субсидией понимается часть или полная оплата услуг гражданам.

Общие положения

Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи» был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, а одобрен 2 июля того же года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года. Также в это время вносились коррективы в новый ФЗ 61. Подробнее об этом

Краткое содержание ФЗ 178:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона.
  • Глава 2 — Перечисляет способы оказания государственной социальной помощи в виде предоставления гражданам набора социальных услуг.
  • Глава 3 — Описывает способ оказания государственной соц помощи за счет денежных средств бюджетов муниципалитетов РФ.
  • Глава 4 — Перечисляет заключительные и переходные положения действующего ФЗ.

О последних изменениях в 101 фз об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2018 читайте

Последние поправки

Как уже было сказано в статье, последние изменения в Закон №178 были внесены 1 июля 2017 года. В частности, изменение претерпела часть 13 статьи 12.1:

В этой части говорится о том, что уполномоченный орган, который несет ответственность за индексацию социальных пособий, должен в незамедлительном порядке извещать об этом все территориальные органы. Уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, которые выделяют пенсионные денежные средства отдельным категориям граждан (сотрудникам внутренних дел, пожарникам и другим сложным профессиям) также обязаны извещать территориальные органы о внесенных изменениях, индексации, увеличенных размерах денежных средств.

Читайте также о ФЗ 79 в новой редакции

Изменения 14 части статьи 12.1 Закона №178

В ней говорится о том, что уполномоченные органы, которые выделяют денежные средства из пенсионного фонда для выплаты особым категориям граждан, имеют право самостоятельно устанавливать доплаты людям за заслуги. Для осуществления данной процедуры собирается соответствующая информация о конкретном человеке в электронной или письменной форме. Для этого применяются отдельные виды закона.

В статье 6 закона описывается набор социальных услуг. Таковыми являются:

  • Проявление незамедлительной помощи медицинским работником и важными лекарственными препаратами;
  • При наличии особых медицинских показаний предоставление путевки в санитарно-курортные учреждения;
  • Льготы на проезд на поезде, а также между городами, при условии, что они посещаются для проведения лечения.

В статье 7 описывается, что получателями социальной помощи могут быть семьи с низким уровнем заработной платы, а также одиноко живущие граждане. Прожиточный минимум малоимущей семьи или одного человека определяется субъектами Российской Федерации. Если субъект не имеет своих значений по прожиточному минимуму, цифра определяется на основании величин, которые используются и устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В этой статье описывается порядок назначения государственной социальной помощи. Согласно положениям статьи, орган соц защиты самостоятельно назначает величину положенных льгот и пособий. Для принятия решения уполномоченное лицо собирает информацию о малоимущей семье или о малоимущем одиноком гражданине.

Для того чтобы была назначена социальная выплата, в орган социальной защиты предоставляется специальный документ (в письменной или электронной форме) посредством многофункционального центра. Заявление подается собственноручно гражданином.

После подачи заявления через определенный срок заявитель получит уведомление от органа социальной защиты. В нем будет написано о назначении, размере и дате ежемесячного пособия. В ином случае гражданин РФ получит отказ. Причина отказа будет находиться в теле документа. Срок получения уведомления — не более 10 дней.

В случае, если органам гос власти потребуется провести дополнительную проверку кандидата, они вправе запросить у него дополнительные документы об уровне дохода. Чтобы провести тщательный анализ, орган соц защиты формирует комиссию. Об этих действиях заявитель должен быть уведомлен заранее.

В статье 9 идет речь об отказе в назначенной государственной социальной помощи. Такой вариант возможен при условии, если заявитель предоставит недостоверную информацию о составе семьи и о своих реальных доходах. Если гражданин Российской Федерации не согласен с этим решением, он может обратиться в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.

Текст закона с последними изменениями

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» описывает правовые и организационные вопросы в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан. Скачать закон в последней редакции можно по .

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

Поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

Адресного и рационального использования бюджетных средств.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

Разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

Формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

Установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Статья 5. Источники оказания государственной социальной помощи

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Периоды оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи

1. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 10. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 11. Размер государственной социальной помощи

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

Денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.


Судебная практика по статье 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ

    Решение № 2-1599/2018 2-1599/2018~М-1631/2018 М-1631/2018 от 26 октября 2018 г. по делу № 2-1599/2018

    Фрунзенский районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг. На основании статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора...

    Решение № 2-1866/2018 2-1866/2018~М-1723/2018 М-1723/2018 от 23 октября 2018 г. по делу № 2-1866/2018

    Ленинский районный суд г. Грозного (Чеченская Республика) - Гражданские и административные

    Помощи в Российской Федерации» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов в Российской Федерации. Статья 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ предусматривает право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в...

    Решение № 2-1934/2018 2-1934/2018~М-1466/2018 М-1466/2018 от 23 октября 2018 г. по делу № 2-1934/2018

    Нахимовский районный суд (город Севастополь) - Гражданские и административные

    От 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К...

    Решение № 2-4511/2018 2-4511/2018~М-4635/2018 М-4635/2018 от 23 октября 2018 г. по делу № 2-4511/2018

    Ленинский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область) - Гражданские и административные

    В обоснование указав следующее. Прокуратурой проведена проверка по обращению Зинкина В.А по вопросу нарушения его прав на льготное лекарственное обеспечение. В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. ...

    Решение № 2-301/2018 2-301/2018~М-310/2018 М-310/2018 от 17 октября 2018 г. по делу № 2-301/2018

    Кумторкалинский районный суд (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    Соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Согласно ст.ст. 6.1 , 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг...

    Решение № 2-3641/2018 2-3641/2018~М-4063/2018 М-4063/2018 от 16 октября 2018 г. по делу № 2-3641/2018

    Октябрьский районный суд г. Новороссийска (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде...

    Решение № 2-4305/2018 2-4305/2018~М-3595/2018 М-3595/2018 от 15 октября 2018 г. по делу № 2-4305/2018

    Первомайский районный суд г. Мурманска (Мурманская область) - Гражданские и административные

    От 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К...

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 17.07.1999 N 178-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

Е.А. ЧЕРЕШЕВА

Черешева Екатерина Анатольевна - юрисконсульт ЗАО "Современные технологии", начальник отдела автоматизированных информационных систем Министерства здравоохранения и социальной поддержки населения области, стаж работы более 7 лет.

В издании дается комментарий каждого пункта статей Федерального закона "О государственной социальной помощи", в котором освещены вопросы государственного управления социальной помощью, специфика действия финансовых механизмов в данной сфере. Подробно рассмотрен набор социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде социальной помощи государством.

Данный Комментарий предназначен для применения в сфере оказания социальных услуг, для работников контролирующих органов.

При подготовке настоящего издания использовались нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2007 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года и подписан Президентом Российской Федерации 17 июля 1999 года. Целями принятия этого Закона являются оказание адресной социальной помощи, повышение доходов населения; обеспечение доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства.

Необходимость принятия комментируемого Закона вытекает из положений, закрепленных в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В преамбуле говорится о том, что комментируемый Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Практически о любой норме комментируемого Закона можно сказать, что она устанавливает правовые основы оказания социальной помощи. Например, статьи 6.1 и 6.7 перечисляют категории граждан, которым гарантировано предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Что касается организационных основ оказания помощи, то к таким нормам относятся статья 8, в которой определены основы порядка назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; статья 6.3, регламентирующая предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Вторая часть преамбулы говорит, что комментируемый Закон не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. Закон не является универсальным. Поэтому при решении вопросов о назначении таких видов социальных выплат, как пособия по безработице, пособия гражданам, имеющим детей, следует руководствоваться соответствующими законодательными актами. Так, предоставление ежемесячного пособия на ребенка регламентируется Федеральным законом N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который "устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства".

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье впервые дано правовое определение понятию "государственная социальная помощь". Итак, государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в комментируемом Законе. К категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, относятся:

малоимущие одиноко проживающие граждане;

малоимущие семьи.

Основным показателем выделения нуждающихся в государственной социальной помощи является признак малоимущественности. Статья 7 комментируемого Закона определяет, что гражданин или семья будут признаны малоимущими, если по независящим от них причинам их доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в месте их проживания. Величина дохода семьи или одиноко проживающего гражданина может изменяться из месяца в месяц, поэтому для признания семьи или гражданина малоимущими используется среднедушевой доход. Среднедушевой доход является расчетной величиной, характеризующей среднюю величину месячных доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Порядок расчета среднедушевого дохода установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Прожиточный минимум является денежной величиной, характеризующей размер необходимых доходов для обеспечения жизнедеятельности граждан. Прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров, минимальный набор услуг, а также обязательные платежи и сборы. Правовые основы для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при осуществлении мер социальной защиты граждан установлены в Федеральном законе от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Однако величина прожиточного минимума не является одинаковой для всех регионов Российской Федерации. Она зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Для учета всех различий субъекты Российской Федерации рассчитывают свои величины прожиточного минимума, действующие на их территории.

2. Государственная социальная помощь предоставляется в форме социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципального образования. Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируется нормами права.

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, перечень которых определен в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

Местные бюджеты - это бюджеты муниципальных образований. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет виды муниципальных образований - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

С правовой точки зрения бюджет - это юридический документ, составляемый, утверждаемый и исполняемый органами власти российской Федерации, ее субъектов и органов власти муниципальных образований соответственно. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации - в форме законов субъектов Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

3. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Примером субсидии может служить оплата проезда к месту лечения и обратно для категории граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Отличительным признаком субсидии от социального пособия является ее целевой характер, т.е. ее невозможно использовать на другие нужды. Предоставление субсидий допускается:

из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

В случае неиспользования в установленный срок или нецелевого использования субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной действующим законодательством.

Получатели социальных услуг - это граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолеть самостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).

4. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены существенные изменения в комментируемый Закон. В частности, был добавлен новый вид государственной социальной помощи - набор социальных услуг.

Набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с главой 2 комментируемого Федерального закона. Статья 6.2 дает развернутое определение состава набора социальных услуг - это:

дополнительная бесплатная медицинская помощь;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Получателями набора социальных услуг являются граждане из категорий, указанных в статьях 6.1 и 6.7 комментируемого Закона.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Комментарий к статье 2

1. Законодательство о государственной социальной помощи - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения между государством и физическими лицами, возникающие при оказании государственной социальной помощи. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому законодательство о государственной социальной помощи состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

Все законодательство о государственной социальной помощи базируется на положениях, зафиксированных Конституцией Российской Федерации. Статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, задачами которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство обязано заботиться о социальной справедливости и благополучии своих граждан путем:

охраны труда и здоровья;

гарантии минимального размера оплаты труда;

государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развития системы социальных служб;

установления государственных пенсий, пособий.

Государственная социальная помощь - это материальное обеспечение, предоставляемое государством социально слабо защищенным слоям населения, таким, как малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи, инвалиды, участники Великой Отечественной войны и иные категории граждан, указанные в комментируемом Федеральном законе.

Статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение категориям лиц, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно в виду наступления определенного возраста, инвалидности, болезни, в иных случаях, установленных законодательством. Государство создает систему обеспечения их материальными благами за счет средств государства.

2. Нормативно-правовые акты, предметом регулирования которых является предоставление государственной социальной помощи, подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. К законам относятся:

Конституция Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации, определяет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство и другие основополагающие принципы. Все принимаемые нормативно-правовые акты не должны противоречить положениям Конституции.

Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам определенным Конституцией Российской.

Федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, которые действуют на соответствующей территории, не должны противоречить федеральному законодательству.

К подзаконным актам относятся:

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу лиц, а распоряжение - это правовой акт индивидуального характера. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, которые носят обязательный характер и действуют на всей территории Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам и указам и распоряжениям Президента. В случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения предпочтение отдается актам Правительства Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства субъектов Российской Федерации, которые принимаются Правительствами субъектов Федерации. Эти акты носят обязательный характер на территории соответствующего субъекта. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, нормативным правовым актам Президента и Правительства Российской Федерации и законам, принимаемым соответствующим субъектом.

По времени действия нормативно-правовые акты подразделяются на бессрочные (принятые на неопределенный срок) и временные (дата окончания действия закона указывается в нем явно).

Нормативно-правовые акты по сфере действия подразделяются на акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и на акты, действующие на части ее территории.

К актам, действующим на всей территории Российской Федерации, относятся федеральные акты (Конституция, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерств и ведомств).

Акты, действующие на части территории Российской Федерации, подразделяются на:

акты субъектов Российской Федерации, действующие только на территории принявшего его субъекта;

акты органов местного самоуправления, действующие на территории соответствующего местного образования;

локальные акты, принимаемые в организациях, на предприятиях и действующие только на них.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции. Акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральным нормативно-правовым актам. Акты, принимаемые органами местного самоуправления, не могут вступать в противоречие с нормативно-правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации и общефедеральному законодательству. Локальные акты принимаются в соответствии с действующим законодательством в месте нахождения предприятия, организации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме