Понятие правовых систем. Классификация и элементы правовых систем
Правовая система
Эта статья требует оформления и доводки.
В этой статье необходимо:
Если вы желаете оформить данную статью, пожалуйста, отредактируйте данный шаблон в тексте статьи, дописав в него |Своё имя Если вы считаете, что материала в статье недостаточно или он не завершён, проставьте, пожалуйста, шаблон {{rq}} с соответствующими параметрами и поясните на странице обсуждения, чего именно недостаёт в статье. Не забудьте убрать данный шаблон со страницы по завершении работ над её оформлением. |
Правовая система - это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей) .
Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что «им может служить понятие правовой системы» . Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки „правовой системы“ в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется „юридической надстройкой“, возвышающейся над „юридическим базисом“» .
В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю.А Тихомировым, «Ещё одна грань в правопонимании - попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“» . Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось: «Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент)» . Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы «до сих пор остаётся слабо разработанной» .
Существует множество определений понятия «правовой системы» , которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три .
Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» , другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе» . Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю.А Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал свой мнение около двадцати лет назад» . К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью» .
В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения, по мнению В. В. Гаврилова, является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система - «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» .
Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» .
Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.
В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей» . Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве» .
В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права» .
В настоящее время многими исследователями отмечается, что наиболее емкими и точным является определение С. В. Швакина, согласно которому правовая система понимается как «информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)» .
Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права включает в себя четыре компонента:
- отрасли;
- суботрасли (подотрасли);
- правовые институты;
- нормы права.
Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института , то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты . Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Самым крупным элементом в системе права является отрасль права . Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
- порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
- средствами их обеспечения (санкциями);
- степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.
В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права . Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Система права включает в себя отрасли публичного и частного права . Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.
Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право .
К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.
В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.
Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.
Правовая культура
Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С. С. Алексеев). Проф. В. В. Лазарев отмечает, что можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры:
- правовые идеи,
- правовые нормы и институты,
- правовые поступки,
- правовые учреждения.
Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются:
- уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
- уровень законности;
- уровень совершенства законодательства;
- уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то
есть состояние правосудия в обществе.
Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
Реализация права
Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.
Формами реализации права являются:
1. Использование.
Осуществление использование права - активная реализация субъектами, гражданами, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.
2. Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм.
3. Соблюдение - реализация защищающих норм, не совершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.
4. Применение.
Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.
Классификация правовых систем
Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями .
Основная статья: Правовая система
Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых [кто? ] , являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют [кто? ] : страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).
Карта правовых систем мира
Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида (в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника) выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов - происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.
Романо-германская правовая система
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»
Основная статья: Англо-саксонская правовая система
К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия .
В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .
Религиозная правовая система
Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).
См. также
Примечания
Теория государства и права | |
---|---|
Теория государства | |
Теория права | |
Межотраслевые институты | |
Правовые семьи |
Право | ||
---|---|---|
Доктрина права | Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права | |
Основные отрасли права | Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право | |
Комплексные отрасли права | Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право | |
15. Основные правовые системы современности
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право. В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:
1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;
2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);
3) правовую семью.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности.
1. Роман о-германская семья – Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.
Признаки романо-германской правовой семьи:
1) единая иерархически построенная система источников права;
2) главную роль в формировании права играет законодатель;
3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;
4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;
5) деление системы права на отрасли.
2. Англосаксонская семья – Великобритания, США, Канада, Австралия.
Признаки англосаксонской системы права: 1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;
3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;
4) отсутствие кодифицированных отраслей права;
5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.
3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;
2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;
3) тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;
4) отсутствует деление права на частное и публичное;
5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;
3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.
Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович§ 1. Основные гражданско-правовые системы современности Понятие гражданско-правовой системы (семьи). Гражданское право возникло вместе с появлением государственно организованного общества и в момент своего зарождения, как, впрочем, и право вообще, представляло собой
Из книги Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации автора Ерохина Татьяна ВячеславовнаГлава 1. Организационно-правовые основы системы управления
Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с
Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня
Из книги Финансовое право автора Шевчук Денис АлександровичГлава IX Правовые основы денежной системы Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила АлександровнаГлава 16 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА 16.1 Понятие правовой системы. Типология правовых систем В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии,
Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис МихайловичОсновные правовые акты в жилищной сфере Жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента, постановлений Правительства, нормативных правовых актов федеральных
Из книги Экзамен на адвоката автораВопрос 50. Справочные правовые системы, информационные Интернет-ресурсы в работе адвоката. Справочно-правовые системы (СПС) – это компьютерные базы данных, содержащие тексты нормативных правовых актов, решения высших судебных органов, материалы судебной практики,
Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис АлександровичГлава 32. Правовые системы мира § 1. Классификация правовых систем Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.1.9. Правовые системы мира Правовая система (или семья) – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, а также элементов, регулирующих общественные отношения и характеризующих уровень правового развития того или иного
Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович§ 1. Эколого-правовые системы стран-членов СНГ (общие черты законодательства; права граждан; ОВОС и экспертиза; правоохранительный механизм; эффективность права)Право служит важным фактором обеспечения надлежащей окружающей среды. Оно призвано придавать отношениям
Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна24. Основные правовые системы современности В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы. Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права».Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно
Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович Из книги Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации автора Кашепов Владимир П.2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России Законодательное регулирование судебной системы как конституционного установления, а именно как совокупности судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями их
Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий АльбертовичГлава 4. Основные правовые системы современности На протяжении всей истории человечества римское право постоянно изменялось под влиянием тех культур, в которые оно привносилось. Так появились различные правовые системы. Смесь римского права и канонических и местных
!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.
Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.
Элементы правовой системы:
- право;
- правотворчество;
- правосудие;
- юридическая практика;
- правоотношения;
- субъективные права и обязанности;
- правовые учреждения;
- законность;
- правосознание и др.
Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.
Блоки правовой системы:
- нормативный;
- правообразующий;
- доктринальный (научный);
- статистический;
- прав и обязанностей и др.
Ценность правовой системы - в системном подходе.
Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.
Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".
Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.
Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.
Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.
Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.
Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.
Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.
Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.
Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.
Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.
Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.
Роль права в правовой системе
Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.
Прежде всего, необходимо дать понятие правовой системе. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система состоит из трех компонентов:
1. Совокупность правовых ценностей, связанных с определенным типом правопонимания, в котором отражены культурноисторические и национальные особенности того или иного государства.
2. Правотворчество как законодательно урегулированный процесс связанных между собой этапов и действий по созданию нормативных правовых актов, их изменению либо отмене.
3. Иерархически организованный правовой массив нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.
На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это:
Социально-экономическое развитие;
Политическая сфера;
Духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.
Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства.
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими признаками могут быть:
Источники права;
Структура права;
Различные представления о роли и месте права в жизни того или иного общества и государства;
Юридическая техника;
Основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).
Таким образом, правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.
Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.
Самой популярной классификацией современных правовых семей является классификация, данная французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев - идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых семей, Рене Давид выделил среди них четыре:
Романо-германская правовая семья;
Англосаксонская правовая семья;
Социалистическая правовая семья;
Религиозная (традиционная) правовая семья.
Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латиноамериканских стран, церковно-католическое право) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).
Как видно, направлений классификации и подходов к ней великое множество. Однако в российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национальноисторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.
В результате применения такого комплексного основания получены следующие виды правовых семей:
Романо-германского права;
Общего (англосаксонского) права;
Социалистического права;
Славянского права;
Мусульманского права;
Религиозного (традиционного) права.
Рассмотрим более подробно некоторые правовые семьи, наиболее часто выделяемые специалистами в области сравнительного правоведения.
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые разрабатывали и развивали, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
Начиная с XIX века основным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и юридической практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.
Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся:
В соответствии законов и подзаконных актов конституции;
В установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.
Помимо конституций в странах романо-германской правовой семьи различают три разновидности обычного закона:
Кодексы;
Специальные законы (текущее законодательство);
Сводные тексты норм.
Среди источников права романо-германской правовой семьи значима роль подзаконных нормативных актов:
Регламентов;
Административных циркуляров;
Декретов министров и т.д.
В странах романо-германской правовой семьи достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, в каком последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Например, противоречивое отношение к вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской правовой семьи. Но, в принципе, можно, анализируя реальную действительность, отнести судебную практику к вспомогательному источнику права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.
Славянская правовая семья
Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридических источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между правовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникновение элементов различных правовых систем. Славянская правовая семья (или общность) основывается на значительной культурноисторической специфике правовых ценностей славянских стран.
Данная правовая семья имеет общие идеологические, национальные, духовные, исторические и специально-юридические основания. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и восточноевропейской культуры.
Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно - традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства проявилось в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но и тщательно разработанной системы церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, «Эклога» вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.
Рецепция римско-византийского правового наследия происходила путем полного или частичного заимствования византийских номоканонов (сборников смешанного церковного и светского назначения). В Киевской Руси получили распространение не только номоканоны, но гражданское и уголовное право, изложенное в «Эклоге» и «Прохироне». Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период составления «Соборного Уложения царя Алексея Михайловича».
К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобытность русской государственности (для русского права всегда была характерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридические источники славянской правовой семьи унаследовали законодательные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой семье.
Социалистическая правовая семья
Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.
Советское право восприняло от русского права концепцию правовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Оригинальность советского права выразилась не только в конституционном праве, закрепившем социалистические институты власти, управления, нормативные установления, но и в остальных отраслях права - уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового и др. Например, по сравнению с административным правом западных стран, сосредоточенном на охране личности и судебном контроле над администрацией, социалистическое административное право закрепляло государственную политику коммунизма - народный контроль (заменивший судебный) и др.
Социалистическое и советское право отрицало частное право, право содержательно становилось инструментом политики. Социалистическое право носило публичный характер и было построено на императивных установлениях. Судебная практика полностью исключалась из числа источников права, хотя имела значение толкования права. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инструментом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти.
В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от романо-германской правовой семьи. Это проявляется в способах систематизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской семьи, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистическое право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).
Англо-американская (англосаксонская) правовая семья
В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англоамериканской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.
В англо-американской правовой семье различаются группы английского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи - 36 государств Британского содружества. Вторую группу образует право США.
В своей основе англосаксонское право является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права.
В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на частное и публичное. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, то есть к указанному общему правилу требуется на практике поправка.
Продемонстрируем значение и пределы действия правила прецедента на примере Великобритании:
1. Решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов.
2. Решения, принятые Апелляционным судом (состоит из двух отделений - гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов.
3. Высокий суд правосудия связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов.
4. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.
Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.п.
Ежегодно английским парламентом издается около 80 законов, итоги его законотворчества составляют около 50 томов. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.
Особенности правовой системы США объясняются историческими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писаной федеральной конституции и конституций штатов обусловило постепенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее французскими или испанскими колониями - Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под сильным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.
В американском праве в отличие от английского осуществляется более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.
В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание единообразных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В то же время в США, как и в Англии, по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.
Семья религиозного (традиционного) права
К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.
К системе традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар, Япония и др.
Основными источниками мусульманского права являются Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). В то же время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права).
Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования.
В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действуя в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.
Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан, Ливия).
Широко распространенной системой религиозного права является индусское право, оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом государственно-правовых отношений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживается в семейных и наследственных отношениях, в кастовом статусе человека. Каждая каста имеет строго определенную систему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. Каждая каста опирается на свои обычаи и располагает эффективными средствами принуждения. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести. Судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого процесса.
Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно шире стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.
Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или государство. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании.
Несмотря на превалирующее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативно-правового акта как источника права
Таким образом, исходя из существующих теорий происхождения права, систем права и правовых семей, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.
Определение права раскрывается через совокупность его признаков, принципов и функций.
Признаки права (см. рис. 1.3):
1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.
3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.
4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.
5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права.
6. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни (см. рис. 1.4). К числу основных принципов права можно отнести следующие:
1. Принцип демократизма - выражающийся в широком участии людей в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы) формировании права.
Рис. 1.3. Признаки права
2. Принцип законности - предусматривает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.
3. Принцип гуманизма - состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
4. Принцип справедливости - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т.п.
5. Принцип равенства граждан перед законом - состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и др. обстоятельств.
Рис. 1.4. Принципы права 26
6. Принцип взаимной ответственности государства и личности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность перед государством за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.
Функции права - это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения (см. рис. 1.5).
Рис. 1.5. Функции права
Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:
1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (регистрация партий, общественных объединений, избирательные компании), говоря о связи и политике, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти.
3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведения людей в обществе.
4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относится к сфере субъективного права.
Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.
Действие этой функции выражается:
В определении запретов;
В установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;
В применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.
Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или как ее еще называют предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.
Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали, - все они называются социальными нормами. Однако, с точки зрения изучаемой дисциплины, нас интересует норма права.