Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Краткая характеристика романо германской правовой семьи. Особенности романо-германской правовой семьи

Можно выделить следующие специфические черты и особенности романо-германского права Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Москва, 2009. С.21..

1)Его органическая связь с римским правом, его становление и развитие на основе римского права. Речь идет не о превращении римского права в методологическую и юридическую основу всего романо-германского права, а о формировании и развитии всего романо-германского права на базе «рецепцированного» римского права, т.е. возрожденного и приспособленного к потребностям времени. Оно оказало неодинаковое влияние на национальные правовые системы. В Германии ее влияние было сильнее, чем во Франции, что было связано с отсутствием единой централизованной власти, продолжительному господству феодальных порядков. Это привело к длительному сохранению весьма архаичной и раздробленной национальной правовой системы, широкому проникновению в нее норм, доктрин римского права.

Право более идеологизировано, опутано теорией, доктриной. Ее рассматривают в различных терминах, концепциях и абстрактных подходах. Право ассоциируется не только с юридическими нормами, но и с политической наукой, с социальной сферой, моралью. Сущность права усматривается не столько в существовании системы установленных норм, с помощью которых решаются задачи, сколько в наличии социально-правовых принципов и общих идей, на основе которых оно формируется и развивается, не как сущее, а как должное.

3)Особая значимость закона в системе источников права. Все важнейшие споры решаются на основе закона как нормативно-правового акта, содержащего в себе юридические нормы высшей силы. Именно закон обеспечивает единство семьи континентального права; в рамках, установленных законом, действуют все другие источники права.

4)Одинаковое понимание нормы права. Нормы создаются не в силу конкретных причин, казусов, а на основе изучения практики, частично на соображениях справедливости и морали, политики и гармонии системы. Она - «что-то среднее между решением спора - конкретным применением нормы - и общими принципами права» Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Москва, 2009. С.70.. Нормы права не должны быть слишком общими, так как в этом случае они перестают быть достаточно надежным руководством для практики; но в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному решению, лишь к конкретной ситуации. Общий характер, признаваемый за нормой права, объясняет, почему задачей юристов в странах романо-германской правовой семьи считается главным образом толкование законодательных формул в отличие от стран общего права, где юридическая техника характеризуется методом "установления различий".Нормы разрабатываются государственными органами, а потом лишь применяются к конкретным случаям исполнителями, в том числе судьями. Судьи не сами вырабатывают нормы права, а применяют уже созданные и которые распространяются на большое количество случаев и людей. В странах общего права хотят, чтобы норма была сформулирована по возможности точно. В странах романо-германской правовой семьи, напротив, считают, что правовая норма должна оставлять известную свободу судье; ее функцией является лишь установление правовых рамок и директив судье; не следует регламентировать детали, так как создатель правовой нормы (юрист или законодатель) не может точно предусмотреть разнообразие конкретных дел, возникающих в практике.

Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты - это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрание казуистических правил общего права, не сборник судебных или административных прецедентов.

Благодаря своему абстрактно-нормативному содержанию действующее право стран континентальной правовой семьи отличатся большой четкость, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменить в нужном направлении. Но есть и недостатки, обусловленные трудностями надлежащей конкретизации абстрактно-общего смысла нормы права применительно к отдельным случаям. С этим связано то большое внимание, которое в теории и практике романо-германских правовых систем уделяется проблеме толкования нормы права.

5)Одной из отличительных черт континентального права является ярко выраженный характер деления его на публичное и частное право.

Основным критерием разграничения публичного и частного права является интерес. В основе публичного права лежит общественно значимый публичный интерес, который понимается как «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития» Тихомиров Ю.А. Публичное право. Москва, 2008. С.55.. Оно касается вопросов правового регулирования деятельности государственных органов, общественных организаций, взаимоотношение граждан с государством.

В основе частного права лежит частный интерес, воплощающийся в интересах отдельных лиц, в их правовом и имущественном положении, в их отношениях друг с другом. «Особенности романо-германской правовой семьи в полно мере обнаруживаются в сфере частного права. В области публичного права ее специфика проявляется значительно слабее. В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает частное (гражданское) право» Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Москва, 2009. С.158.. Центральное место в гражданском праве занимает обязательственное право, является неотъемлемой отраслью для всех стран романо-германской правовой семьи, в то время как само понятие обязательственного права неизвестно другим правовым семьям, в частности семье общего права. Из обязательственного права узнают, как возникает обязательство, каков правовой режим и последствия неисполнения, как оно изменяется и прекращается.

«Как фактор, определяющий единство правовых систем романо-германской семьи, обязательственное право играет роль, подобную трасту в странах общего права и праву собственности в социалистических странах» Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Москва, 2009. С.42.

Деление права на публичное и частное изначально и вплоть до позднего Средневековья было свойственно лишь романо-германскому праву, хотя такое деление в настоящее время присуще многим правовым системам.

Грань между публичным и частным правом не может быть раз и навсегда установленной, со временем она меняется. Публичное часто проникает в частное, и наоборот. Этот факт также зависит от политических и правовых традиций, обычай, уровня развития правовой культуры и других факторов.

Поэтому в разных национальных правовых системах в рамках романо-германской правовой семьи перечень отраслей и институтов права, причисляемых к категории публично-правовых и частноправовых, не одинаков. Например, во Франции к публичному праву относят: конституционное, административное, финансовое и международное публичное право. К частному праву относят: «собственно частное право» (гражданское право), коммерческое право, гражданское процессуальное право, уголовное право, трудовое право, сельскохозяйственное право, лесное право, право социального обеспечения и др.

В Германии к публичному праву относятся: конституционное, административное, финансовое, международное публичное право, уголовное право, уголовное процессуальное право, гражданское процессуальное право, церковное право. К частному праву относят: гражданское, коммерческое, право компаний, право переговорного инструментария, право интеллектуальной собственности, патентное право, торговое право, международное частное право. Трудовое право не относят ни к тем ни к другим, т.к. в одних отношениях может рассматриваться как частое право, в других - как публичное право Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. Учебник. Москва, 2008. С.43.

Хотя в настоящее время многие правовые системы воспринимают деление права на публичное и частное, в романо-германской правовой семье деление это отличается по своему характеру и последствиям.

В отличие от англосаксонской правовой семьи деление это носит более четкий и глубокий характер. В системе общего права это деление носит в основном академический характер. Вследствие этого в случае возникновения спора в сфере отношений, регулируемых с помощью норм публичного права, у индивида появляется возможность одновременного использования для защиты своих интересов средств из частного права, т.е. споры носят частно-публичный характер.

В континентальной правовой семье деление на частное и публичное право носит еще и практический характер. Здесь даже существуют две различные иерархии судебных органов, каждая из которых действует соответственно в системе частного и публичного права. Т.е. система арбитражных судов и судов общей компетенции, рассматривающих наряду с гражданскими исками уголовные и административные дела.

6)Важной особенностью романо-германской правовой семьи является ярко выраженный кодифицированный характер. «Кодификация - форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм» Головистикова А.Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2011. С.486..

В отличие от других правовых систем, кодификация в романо-германской правовой системе выделяется те, что она:

а)имеет более глубокие и более прочные исторические корни;

б)проявляется как своеобразная юридическая техника, которая позволила четко изложить право в соответствии с интересами общества;

в)имеет не локальный, а глобальный характер, охватывает практически все отрасли и институты права;

г)имеет свою собственную идеологию. Суть этой идеологии - создать новую правовую реальность, новый правовой порядок, который воплощал бы в себе идеал построения единого национального государства и отвечал бы требованиям, предъявляемым новым, постоянно изменяющимся обществом и новой системой управления страной. Кодификация положила конец достаточно многочисленным юридическим архаизмам, правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшим практике.

В результате кодификации создаются кодексы, положения, основы законодательства, правила, уставы. Наиболее распространенными являются кодексы. Сегодня слово "кодекс" широко используется для наименования компиляций, группирующих и излагающих в систематизированном виде правила, относящиеся к одной определенной области. Осакве выделяет следующие признаки континентально-европейского кодекса: систематизация (глубоко обдуманная проработка норм и принципов права); единство предмета, регулируемого в кодексе; взаимосвязь и логическая последовательность всех глав; официальный характер (проходит официальный законодательный процесс); последовательность в нумерации всех статей; равенство с другими законами по предмету, регулируемому в кодексе. За исключением тех случаев, когда законодатель специально оговаривает иное, кодексы не имеют никакого приоритета по сравнению с не включенными них законами. Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации в том виде, как ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. «Его задача - дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы» Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Москва, 2009. С.45..

Это основные отличительные черты и особенности романо-германской правовой семьи. Также можно назвать и другие. Например, относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, четко проводимое различие между тем и другим. Это привело к возникновению особых коммерческих судов и созданию кодифицированных актов коммерческого права. Также в системе цивильного права доминирует как особая отрасль торговое право.

Также для данной правовой семьи характерно преобладание материального права над процессуальным, схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, системы их профессиональной подготовки.

Необходимо обратить внимание и на специфические черты национальных правовых систем романо-германского права. Наибольшие различия прослеживаются в области административного права. Это объясняется более тесной связью данной отрасли права со структурой органов государственного управления, которая значительно различается в разных странах. Эта отрасль больше зависит от политического и социального динамизма общества, чем многие другие отрасли, охватывает очень широкий круг отношений. «Возникнув исторически как «полицейское право», призванное обеспечить общественный правопорядок, оно получило затем в свое ведение почти все сферы государственного управления» Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Москва, 2009. С.161..

Таким образом, наиболее старой, более распространенной и более влиятельной в современном мире является романо-германская правовая семья. Она оказала наибольшее влияние на формирование правовых систем в различных странах мира.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права. Характерна для стран Европы: Франции, Италии, Испании и пр.

Основные особенности :

· основной источник права - нормативно-правовой акт

· существует единая иерархическая система законодательства

· преобладает кодифицированное законодательство

· право разделяется на частное и публичное

· имеется сходство понятий и принципов

· главную роль играет конституция

Прецедент не является источником права . Юридическая доктрина имеет значение только на стадии правотворчества или толкования права, самостоятельным источником права она не является. Обычай также не является источником права, однако в сфере гражданского законодательства может регулировать отношения в случае, если он не противоречит закону, и в праве имеется пробел. Международное право имеет весомое значение. Имеет место конституционный контроль.

Характерные особенности романо-германской правовой семьи . Континентальная система права носит универ­сальный характер, обладает целым рядом общих признаков. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники.

Деление права на частное и публичное. Необходимо для дифференцированного правового регулирования част­ных и общественных интересов. Как парные категории публичное и частное право не могут существовать друг без друга, тем более что происходящие пе­ремены в их содержании и соотношениях дают основание относиться объективно к их существованию.

Строгая отраслевая классификация . Система права под­разделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конститу­ционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

В рам­ках отраслей права развиваются подотрасли и институты. Так, консти­туционное право включает в себя подотрасли прав и свобод граждан, избирательного права, федерального права, власти и государственных органов, институты прямой демократии.

Устойчивая иерархия источников. Верховенствующее положение занимает конституция, которая закрепляет основы статуса личности, политиче­ского, экономического и социального строя, атрибуты государства. Конституция определяет цели правотворчества и направления разви­тия законодательства, как его отраслей, так и применительно к сфе­рам общественной жизни.

Верхо­венство закона - важнейший принцип континентальной правовой системы. Различаются, например, федеральные законы и федераль­ные конституционные законы (Россия), законы и органические зако­ны (Франция), конституционные, органические и ординарные законы (Молдова, Румыния). К другим источникам права относят правовые акты.

Систематизация законодательства. Формы ее различаются по степени охвата нормативного материала, его структуризации, по юридической силе. Так, в Германии в процессе систематизации упор делается на инкорпорацию, в Швейцарии систематическое собрание федерального законодательства включает законы и подзаконные акты, а также постановления федерального суда, имеющие общенормативный характер, во Франции формой систематизации законодательства выступа­ют кодексы, которые включают в себя часть других актов, относящихся к соответствующей теме. Признание ряда теоретических концепций : доктрины и прин­ципов правового государства; закрепление принципа разде­ления властей; обеспечение системы конституционного кон­троля (конституционное правосудие); регулирование адми­нистративной юстиции; гарантии развития многопартийной системы; обеспечение местного самоуправления.

4. Роль доктрины в Романо-германской правовой семье. Доктрина не используется в качестве формального источника права, но она опосредованно влияет на законодателя, заставляя его принимать сторону той или иной юридической концепции; генерирует идеи, создает понятия. Способы, методы установления, толкования и реализации права.

5. Источники права: закон - принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В зависимости от их значимости различают законы конституционные, федеральные. Конституционные законы принимаются по вопросам, играющим наиболее важную роль в функционировании государства. Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений. Федеральные законы делятся на кодифицированные (органические) и обыкновенные.

Каковы ее особенные черты?

Право всех стран романо-германской правовой семьи подразделяется на публичное и частное: признаются очевидными различия в методах правовой регламентации отношений между властью и подвластными субъектами (сфера публичного права) и между частными лицами (сфера частного права). Во всех государствах публичное право распадается на основные отрасли: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, а также отрасли процессуального права, а частное право - на гражданское, коммерческое, трудовое, семейное и др.. Существуют отрасли, где нормы публичного и частного права тесно совмещены. Это авторское право, транспортное право, страховое право и т.п. Правовые институты, понятия, а также понимание правовой нормы в целом однородны.

Хотя в рамках одной правовой семьи встречаются и параллельное развитие одних и тех же правовых категорий и явлений, и деформация общеизвестных институтов и понятий, считается, что усвоение особенностей правовой системы одной страны служит гарантией облегченного восприятия основных черт и особенностей права других стран той же правовой семьи.

Страны романо-германской правовой семьи имеют "писаное право": правовые акты принимаются парламентом или административным органом в пределах своих правотворческих полномочий. Правовые акты при этом выступают основным, довольно часто единственным источником права.

Высшая юридическая сила признается за Конституцией или Основными законами страны. Их принятие предусматривается в порядке особой законодательной процедуры, часто на референдумах. Соответствие Конституции - обязательное требование к развитию текущего законодательства. Одни государства в целях поддержания соответствия законодательства конституции устанавливают судебный контроль за конституционностью законов. В Японии, государствах Латинской Америки судья может отказаться применить закон, если сочтет его противоречащим Основному закону. Другие государства, например Австрия, Италия, Российская Федерация, ФРГ, учредили специальные суды, на которые возлагается проверка конституционности законов.

В законодательстве стран романо-германской правовой семьи выделяется группа законов, принятие которых предусмотрено Конституцией страны. Это органические законы. Как правило, юридический авторитет органических законов уступает только Конституции и конституционным законам, вносящим изменения в Конституцию. Принятие и внесение изменений в органические и конституционные законы, как правило, осуществляются в особом порядке. В Российской Федерации органические законы именуются федеральными конституционными законами, а вносящие изменения в Конституцию - законами о поправках к Конституции Российской Федерации.

Значительное место в системе источников права в государствах романо-германской правовой семьи занимают международные договоры. Их место в иерархии правовых актов часто сопоставимо с конституционными законами. Во всяком случае, в законодательстве Нидерландов, Российской Федерации, Франции установлена превышающая силу внутренних законов юридическая сила действующих международных договоров.

Текущее законодательство с точки зрения техники его оформления составляют кодифицированные акты (кодексы), обыкновенные (специальные) законы, сводные тексты нормативных правил.

Правовые обычаи в настоящее время в странах романо-германской правовой семьи утрачивают значение самостоятельного источника права. Редкое исключение, когда обычай действует вместо либо вопреки законодательной норме, повинуясь принципу преимущества обычая над позитивным правом, прямо устанавливается законодательством страны (Австрия, Италия) в какой-либо отдельной сфере гражданского оборота или мореплавания. Как однопорядковые явления закон и обычай рассматриваются в системе источников права Греции, Швейцарии, ФРГ. В других странах обычай может применяться в дополнение к норме закона.

За судебной практикой и правовой доктриной признается бесспорное значение для познания права и ведущая роль в подготовке законодательных текстов, толковании закона. Судебную практику все чаще характеризуют как вспомогательный источник в силу возможности дальнейшего использования судами решения суда кассационной инстанции в качестве "фактического прецедента" . Кроме того, верховные суды, другие высшие судебные органы, имея определенный авторитет властного органа, при обеспечении единообразного применения закона и единства судебной практики зачастую начинают претендовать на роль власти, дополняющей либо конкурирующей с законодательной. В то же время юридические формулировки судебных решений имеют совершенно иную суть и иной характер, нежели правила, устанавливаемые законодателем.

Доктрина права в романо-германской правовой семье исторически явилась источником основных принципов, постулатов права; она формирует понятийный аппарат правовой науки и юридической практики; формулирует тенденции и перспективы развития законодательства; наконец, обеспечивает теоретическую "подготовку" законодателя, предлагает научный инструментарий для толкования закона.

Совокупность определенного рода источников права и главенствующая роль, отведенная среди источников закону, - то, что объединяет страны романо-германской правовой семьи. Конечно, различия между национальными правовыми системами этих стран могут быть довольно большими. Так, различны соотношения в системе нормативных актов законодательных и подзаконных актов, законов и обычаев, методика систематизации и уровни кодификации законодательства, способы конституционного контроля; варьируются от государства к государству приемы построения системы и функций органов правосудия. Однако определяющим для данной группы стран выступает место и значение закона в установлении правовой регламентации, в системе источников права.

26.Источники права, используемые в романо-герман­ской правовой семье.

Не смотря на неоднозначность решения вопроса об «источниках права» различными юридическими школами романо-германской правовой семьи, всё же а этой семье традиционно доминирует формально-юридический подход, согласно которомуобщими для всех правовых систем этой семьи являются такие источники права нормативно-правовые акты; правовые обычаи; международные договоры; общие принципы права; правовая доктрина; судебная практика (судебные прецеденты).

При этом данные источники могут быть разбиты на группы по ряду оснований.

1) По формальной обязательности исполнения:

обязательные (нормативные) источники права - нормативно-правовые акты, международные договоры, общие принципы права и правовые обычаи:

необязательные (ненормативные) источники права - правовая доктрина, судебные решения.

2) В зависимости от юридической силы и общественного значения:

первичные; вторичные

Первичными источниками у всех государств романо-германской правовой семьи являются нормативно-правовой акт и правовой обычай.

Причем в единой иерархически построенной системе источников обязательного права ведущее место занимает именно нормативно-правовой акт (закон). Закон имеет приоритет по отношению не только обобщениям судебной практики, и межгосударственным договорам, но и к обычаю (как первичному источнику права,). Законы регулируют частную и публичную сферы общественных отношений наиболее важные вопросы общественного устройства права и свободы граждан, структуру и организацию государственной власти. Они закрепляют правовое положение физических и юридических лиц. отношения между ними Важное место среди обычных законов эанимают кодексы. Установлен судебный контроль за конституционностью действующих законов Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами или верховными судебными органами.

Последнее время, в системе источников романо-герма некого права существенно возросла роль подзаконных нормативных актов, актов правительственной власти. Это ордонансы, декреты, регламенты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления и др. Значительная часть из них появляется на свет в результате делегированного правотворчества. Парламент в пределах своей компетенции и в соответствии с конституцией делегирует полномочия правительству и его структурным подразделениям. Значение правовых актов, являющихся результатом делегированного правотворчества, определяется полномочиями издавших их органов.

Правовому обычаю как источнику права ныне уже отведена вспомогательная роль. Закон, как писаный нормативный акт, подкрепляет свою силу и общепризнанность благодаря базированию на обычае. Как правило, толкование закона, чтобы сделать его доступным для населения; осуществляют с точки зрения обычая. В то же время, роль обычая в качестве обязательного источника права варьируется в разных государствам романо-германской правовой семьи (в Швейцарии и Германии обычаи считается почти что равноценным закону источником права, а во Франции рассмотрение обычая в качестве источники права считается ужа несколько устаревшим)

Международные договоры, в результате развития международных отношений международной интеграции (особенно в рамках ЕС) сегодня начинают играть всё более мощную роль как источники права романо-германской правовой семьи.

Те международные договоры, которые ратифицированы национальными законодательными органами являются в национальных правовых системах государств романо-германской правовой семьи такими же источниками права как и законы.

Вторичные источники имеют определенную юридическую силу лишь в том случае, когда первичные источники либо отсутствуют либо являются в решении данного конкретного вопроса неясными и неполными, В то же время использование вторичных источников не является юридически-обязательным. К вторичным источникам романо-германского права принадлежат судебные прецеденты, правовые доктрины (научные работы известных ученых-юристов).

Правовая доктрина, представляя теоретические положения, а также научные теории юридического характера, ныне, являясь одним из уже неофициальных источников права, оттеснена на второй план основным официальным источником - законом

К числу источников романо-германской правовой семьи можно отнести следующие:

1. Нормативно-правовой акт. Среди нормативно-правовых актов главное место занимает закон. Среди законов наибольшей юридической силой обладают конституции. Затем следуют органические (конституционные) законы, которые, однако, существуют не во всех странах этой семьи. Кроме этого, существуют ординарные (обычные) законы. В федеративных странах романо-германской правовой семьи разделяются также федеральные законы и законы субъектов федерации. Различные страны романо-германской правовой семьи объединены в настоящее время единой концепцией, согласно которой закон обладает высшей юридической силой. Подзаконные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать законам. Однако, это не означает, что они носят второстепенный характер, поскольку при помощи подзаконных актов регулируется масса отдельных вопросов, осуществляется дальнейшее развитие положений, установленных в законах.

2. Нормативный (международный) договор. Отличается от нормативного акта тем, что принимается отдельными государствами в результате достигнутых между ними соглашений, либо в результате присоединения какого-либо государства к существующему соглашению. Требует процедуры ратификации (подтверждения о присоединении) и имплементации (включения положений международного договора в национальную систему права). По своей юридической силе, как правило, приравнен к ординарному закону, однако ст. 15 Конституции Российской Федерации установлен приоритет нормативного договора перед законом.

3. Обычай. Обычай может стать источником права только в случае его санкционирования государством. В ряде случаев (см., например, ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации) такая санкция может быть общей. В этом случае обычай может действовать не только secundum lege (в дополнение к закону), но и praetor lege (кроме закона). Возможны ситуации, когда обычай занимает положение contra lege (против закона) (например, в Италии в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой Гражданского кодекса).

4. Судебная практика Роль судебной практики в странах романо-германской правовой семьи может быть уточнена лишь в связи с ролью закона. Еще со времен средневековья в этой правовой системе сформировалось правило: Non exemptis, sed tegibus, judicandum est (не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу). Однако при этом законодатель зачастую просто не успевает гибко отреагировать на изменения, происходящие в обществе, что влечет за собой необходимость толкования закона применительно к отдельным случаям. Отказ от правила прецедента, согласно которому судьи обязаны применять нормы, которые ранее уже применялись в аналогичном деле, приводит к тому, что роль судебной практики заключается в использовании не отдельных судебных решений, а их обобщений, содержащихся в интерпретационных актах. Лишь в порядке исключения из общего принципа отдельные судебные решения могут стать основой для рассмотрения последующих дел. В ФРГ и России такой авторитет придан решениям Федерального конституционного суда, в Аргентине и Колумбии - решениям верховных судов по конституционным вопросам. Научная доктрина хотя и не является источником права, но занимает важное место и в подготовке законов, и в рассмотрении отдельных дел. Это связано с тем, что сама юридическая терминология и основные юридические конструкции создаются в рамках правовой доктрины. Кроме того, следует помнить, что подготовка нормативных актов сегодня практически в всех случаях осуществляется с привлечением экспертов различных научных учреждений, что и обусловливает непосредственное влияние правовой доктрины на законодательство.

К основным признакам, раскрывающим содержание этой правовой семьи, отличающим ее от других, прежде всего от англосаксонской, относятся историческое возникновение и эволюция развития; рецепция римского права; иерархия источников права и верховенство закона; судоустройство и судебные кадры и др.

Романо-германская правовая семья исторически сложилась первоначально в континентальной Европе, поэтому ее еще называют и континентальной в результате накопления многовекового технико-юридического опыта и развития специфической правовой культуры и правовых традиций.

Создание романо-германской правовой системы связано с возрождением, происходившим в Западной Европе в XII-XIII вв. Новое общество осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность. За правом вновь была признана его собственная относительно самостоятельная роль.

Основным источником идей возрождения и создания нового права являлись университеты и церковь как очаги культуры.

Рецепция римского права означала:

во-первых, возрождение изучения римского права в университетах, в ходе которого осуществлялось восприятие правовых концепций, взглядов и образа мыслей школы римского права;

во-вторых, применение терминов римского права, использование принятых в нем структур и понятий (деление на частное и публичное, классификация прав на вещные и личные, понятия пользования, сервитута, давности, представительства, найма и др.).

В течение длительного времени основным источником права в романо-германской правовой системе была доктрина именно в университетах (в период XXIII-XIX вв.) были главным образом выработаны основные принципы права. И лишь с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.

Значение доктрины проявляется в том, что именно она создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Важная роль доктрины состоит также в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Кроме того, она оказывает влияние на самого законодателя, выражающего лишь те принципы, которые устанавливались в доктрине. Доктрина влияет на законодателя, являясь лишь косвенным источником права. Она создает в различных странах инструментарий для работы юристов.



На развитие романо-германской правовой семьи большое влияние оказала школа естественного права, которая по существу стала доктринальной основой этой системы.

Для школы естественного права характерен не отказ от римского права, а новый, более прогрессивный подход к его применению и толкованию.

Во всех странах, где действует романо-германская правовая система, существует фундаментальное деление права на публичное и частное, которое основано на том, что отношения между правящими и управляемыми требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут регламентироваться одними и теми же правовыми нормами и методами.

Необходимость публичного права обусловлена тем, что органы государства руководят социальным и экономическим развитием страны, устанавливают ограничение права собственности, регламентируют профессиональную деятельность, выдают разрешения и лицензии, предоставляют льготы и т. д.

Публичное право во всех странах романо-германской семьи имеет одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, уголовное право, процессуальное право.

Во всех странах романо-германской семьи правовую норму понимают как общее правило поведения, имеющее более серьезное значение, чем только ее применение судьями в конкретном деле.

Для романо-германской правовой семьи характерно «писаное право». Основным источником этого права служит закон. Здесь прежде всего необходимо обращаться к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом, или к правительственным и административным актам, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя.

Романо-германская правовая система с ее принципами верховенства закона существенно отличается от англосаксонской правовой системы. Различие состоит в том, что романо-германская правовая система подходит к решению вопроса, ссылаясь на закон, тогда как англосаксонская правовая система стремится к тому же результату, основываясь, в первую очередь, на судебных решениях. Отсюда и различный подход к норме права, которая в странах романо-германской правовой системы понимается в ее законодательном и доктринальном аспектах, а в странах англосаксонской правовой системы - в аспекте судебной практики.

Изданные органами законодательной власти или административного управления нормы «писаного права», которые юристам предстоит толковать и применять для вынесения решения в каждом конкретном случае, составляют в странах романо-германской правовой системы определенную иерархическую структуру. На верхней ее ступени стоят конституции или конституционные законы.

В романо-германской правовой системе роль обычая как источника права незначительна и область его применения очень ограничена. Обычай редко признается самостоятельным источником права, он используется при отсутствии закона и не имеет значения сам по себе. Обычай важен лишь в той мере, в какой служит нахождению справедливого решения.

В странах романо-германской правовой системы судебная практика не является источником права, что подтверждается общим правилом: «Не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу».

Определенная иерархия источников права и главенствующая роль принципа «верховенства закона» обусловливают и такую характерную особенность романо-германской правовой семьи, как кодификация законодательства (наличие кодексов). Образцом послужила Франция с ее пятью наполеоновскими кодексами.

Таким образом, к основным особенностям романо-германской правовой семьи относятся:

Длительность исторического формирования, рецепция римского права, влияние канонического права;

Деление на публичное и частное право;

Деление права на отрасли;

Верховенство закона;

Иерархия источников «писаного права»;

Кодификация законодательства;

Незначительная роль обычая как источника права;

Отсутствие прецедентного права;

Понятие нормы права как общего правила поведения, установленного государством.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII--ХVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название "рецепция римского права". Вначале эта рецепция носила доктринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Именно это и привело к определенному сходству правовых систем европейских стран. В этом же направлении сказалось и влияние канонического права. Национальные кодификации придали праву определенность и ясность, значительно облегчили его практическое использование и явились логическим завершением сложившегося в континентальной Европе понимания правовой нормы и права в целом. Они завершили формирование романо-германской правовой семьи как целостного явления. 11 Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. -- М.: Юрайт-М, 2002 c.400

Особенности романо-германской правовой семьи проявляются в ряде моментов:

  • - Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила.
  • - Число казуистических норм невелико, норма права очищена от казуистических деталей.
  • - Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов.
  • - Действует принцип: нет преступления без указания о том в законе правовой семья саксонский германский

Для романо-германской правовой семьи характерны: наличие писаного права, единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также деление системы права на отрасли. Общим для права всех стран романо-германской семьи являются его кодифицированный характер, общий понятийный фонд (сходство основных понятий и категорий), более или менее единая система правовых принципов. Во всех этих странах есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет. Этот авторитет подкрепляется и установлением в большинстве государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

Романо-германская юридическая доктрина и, главным образом, законодательная практика различают три разновидности обычного закона:

  • - Кодексы
  • - специальные законы (текущее законодательство)
  • - сводные тексты норм.

Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное. Это деление носит самый общий характер, является, по преимуществу, доктринальным и потеряло в последнее время былое значение. В самом общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному -- отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой. В каждую из этих двух сфер в разных странах попадают примерно одни и те же отрасли. Однако, скажем, в ФРГ разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что, в частности, находит свое отражение в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции.

В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разветвлена. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений (например, акционерные законы). Число их в каждой стране велико 11 Гражданское и торговое право капиталистических стран. -М., 1992.- 124с. .

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации -- строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей -- обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора "давления" либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англо-саксонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах.

Использование термина «романо-германское право» обосновывается тем, что данная правовая семья включает правовые системы «романских» и «германских» государств. Романо-германское право еще называют континентальным правом. Термин «континентальное право» вошел в науку сравнительного правоведения в конце XIX в. и достаточно условным. Оно отражает территорию распространения данного права в данный конкретный отрезок времени. После его распространение далеко за пределами континентальной части Европы условность использования данного термина для обозначения романо-германского права стала очевидной и такой, что неполно отражает реальное положение вещей.

Основные этапы становления романо-германская правовая семьи:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. – зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н. э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.п., то есть фактическое отсутствие права в современном понимании этого слова;

2) ХІІ-XVII вв. – возрождение римского права, распространения его в Европе и приспособление его к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII в. - до наших дней – кодификация права, появление конституций - Польша и Франция (1791 г.) и отраслевых кодексов – Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона), Гражданское уложение Германии (1896 г.), создание национальных правовых систем.

География распространения романо-германской правовой семьи включает национальные правовые системы многих государств современного мира. Сформировалась она на территории континентальной Европы. К романо-германской правовой семьи относятся правовые системы всех государств Латинской Америки, национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значительная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира.

Главной особенностью романо-германской правовой семьи является ее формирование на основе рецепции римского права . В каждом отдельном государстве континентальной Европы формирования национальной правовой системы базировалось, прежде всего, на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и понятных терминах, организацией норм обычного права в определенную систему.

Важной особенностью романо-германского права является его ярко выраженный кодификационный характер . По сравнению с другими правовыми семьями, где кодификации претерпели значительные правовые массивы, в романо-германском праве кодификация отличается тем, что она имеет более глубокое и прочное исторические корни. Кодификация права, началась в странах Западной Европы и продолжается по сей день.

Важной особенностью романо-германского права следует считать ярко выраженную, по сравнению с другими правовыми семьями, его доктринальность. В западной научной литературе в связи с этим традиционно указывается на то, что работы ученых-юристов, подобно решений суда, пользуются значительным влиянием в системе гражданского права.

Исторической особенностью романо-германского права является повышенный статус частного права относительно публичного права, то есть соблюдается принцип первичности частного права и вторичности публичного права. Не случайно данная правовая система берет свое начало именно из римского частного права, а не из римского публичного права. Долгое время в романо-германской правовой доктрине считалось, что настоящий юрист должен заниматься проблемой частного права, тогда как публичное право считалось предметом изучения не юристов, а философов, социологов и политологов.

Верховенство закона , как основополагающий принцип функционирования правовой системы, является еще одной особенностью романо-германского права. Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с ним, а в случае противоречия любой акт может быть опротестован или отменен.

Правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником романо-германского права была доктрина, то после французской кодификации им становится закон .

В романо-германской правовой доктрине закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, осуществляемое судами.

Понятие правовой нормы является одним из важнейших элементов романо-германского права. Романо-германское право выработало единую точку зрения на ее понимание. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Понимание правовой нормы сводится к следующему: норма права - это правило поведения, которое является общим и общеобязательным, имеет большое значение. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное распоряжения, как высшее правило поведения для граждан и государственных органов.

Характерные черты романо-германского типа правовой системы:

  • общие источники права романо-германского типа: римское право , которое было заимствовано всеми правовыми системами континента, начиная с XI в.; обычное право германских и славянских племен («варварские правды»). С римского права были восприняты разделение права на частное и публичное, конструкции большинства имущественных и личных прав и правоотношений (собственность, брак, договор, завещание)
  • четкая, стройная система источников права, среди которых основной формой является нормативно-правовой акт . Нормативно-правовые акты, как правило, построены по следующей иерархической схеме: конституционные (органические) законы – обычные (текущие) законы – подзаконные акты.
  • право четко структурировано , а именно: существует разделение на публичное и частное, на отрасли и институты;
  • ведущая роль в правотворчестве принадлежит законодателю , как правило, – представительному органу государственной власти;
  • господствующая юридическая доктрина – доктрина верховенства закона . Во-первых, она означает, что закон имеет высшую юридическую силу и все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закона любой акт может быть опротестован или отменен. Во-вторых, в соответствии с доктриной верховенства закона правоприменитель обязан действовать строго в соответствии с законом, не создавая при этом новых правовых норм.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме