Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Административно-территориальное деление российской федерации. Административно-территориальное устройство россии

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Введение

Современная Россия представляет собой ассиметричное федеративное государство. Асимметричность заключается в том, что наряду с административно-территориальными образованиями (края и области) существуют национально-территориальные образования (республики и автономии). Республики и автономии построены по национально-территориальному принципу. Как правило, это небольшие по территории и населению образования (хотя есть и исключения - республики Саха-Якутия и Татарстан), которые представляют собой субъекты Федерации с одной (республики Алтай, Калмыкия и др.), двумя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и др.) и более (Республика Дагестан) "титульными" нациями.

В настоящее время из 83 субъектов в составе Российской Федерации 26 относятся к национально-территориальным образованиям (21 республика, одна автономная область, 4 автономных округов). На долю национально-территориальных образований приходится 52 % территории России, в них проживает 46 % населения.

Административно-территориальное деление Российской Федерации

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития, зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

  • - единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;
  • - тесная связь административно - территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;
  • - единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
  • - равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
  • - единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);
  • - единые принципы, лежащие в основе всего административно - территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);
  • - единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;
  • - автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения).

Административно-территориальное деление страны эволюционирует по мере развития социально-экономических связей между регионами, а так же новых политических приоритетов в формировании территориальных сообществ.

В настоящее время при районировании используются следующие основные принципы:

  • 1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны.
  • 2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района.
  • 3. Административный принцип определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

Существует несколько видов деления общей территории России:

В пределах Российской Федерации выделяют две экономические зоны - Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).

Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.

В настоящее время в составе России 12 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградский.

Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, создано 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный, Северо-Кавказский.

Следующий уровень деления - в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 83 субъекта Российской Федерации (Приложение).

На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. Главной целью формирования федеральных округов являлось укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации.

Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами.

Выделяются следующие ее недостатки:

  • 1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу.
  • 2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации.
  • 3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы.
  • 4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его

территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система

местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие

части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип,

требующий при образовании административно-территориальных единиц учета

особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества

населения, состояния путей сообщения.

В условиях многонационального государства важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц. Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению также становится важным принципом административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Эти вопросы - область деятельности, главным образом, субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям.

Эти решения находят отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации. 489.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, они подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; города краевого, областного, окружного значения; города районного значения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Городские районы являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу. К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки.

Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп наииональ-» ностей создаются национальные районы. В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов. Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасности функционирования объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. "191

2.Государственная Дума: состав, структура, компетенция.

В состав Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ГД) входят 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам, при этом к распределению депутатских мандатов допускаются те списки кандидатов, которые набрали не менее 7 % голосов избирателей.

Компетенция ГД: 1. Принятие ФКЗ и ФЗ, законов о конституционных поправках. 2. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. 3. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. 4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ. 5. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ. 6. Объявление амнистии. 7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности. 8. Обращение в КС РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ). По общему правилу заседания ГД являются открытыми, по решению палаты заседание может быть проведено и в закрытом режиме (также возможно закрытое заседание комитета ГД).

Первое заседание ГД (до избрания Председателя ГД) открывает и ведет старейший по возрасту депутат. По общему правилу заседание ГД ведет Председатель ГД либо его заместитель (избираемые ГД из своего состава).

В ГД создается Совет ГД, в состав которого входят руководители депутатских объединений, а также Председатель ГД, его заместители, председатели комитетов ГД. Совет ГД занимается предварительной подготовкой организационных решений по вопросам деятельности палаты.

Для подготовки и предварительного рассмотрения законопроектов, организации парламентских слушаний и решения других вопросов в ходе законотворческой работы в составе ГД формируются комитеты и комиссии.

В ГД из числа депутатов образуются депутатские объединения: фракции (на основе избирательного объединения (избирательного блока), проведшего в ГД свой список кандидатов по общефедеральному избирательному округу) и депутатские группы (не менее 35 депутатов).

ГД работает посессионно (весенняя и осенняя сессии).

Внеочередному рассмотрению на заседании ГД подлежат послания и обращения Президента РФ, срочные законопроекты, внесенные Президентом РФ или Правительством РФ, бюджетные законопроекты, ФЗ, возвращенные на повторное рассмотрение ГД Советом Федерации либо Президентом РФ, а также иные вопросы, если соответствующее постановление будет принято палатой.

  • 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
  • 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
  • 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
  • 3.2. Основные характеристики Российского государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 4.1. Понятие и структура гражданского общества
  • 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
  • Основные отличия рыночной экономики от плановой
  • 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
  • 5.2. Конституционный статус общественных объединений
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 3. Основы правового статуса личности
  • 6. Конституционные основы правового положения личности
  • 6.1. Понятие правового положения личности
  • 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
  • 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7. Гражданство Российской Федерации
  • 7 .1. Понятие гражданства
  • 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
  • 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
  • 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
  • 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
  • 9.1. Понятие и формы государственного устройства
  • 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
  • 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
  • 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и признаки органа государства
  • 11.2. Система и виды органов государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
  • 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
  • 12.1. Понятия выборов и избирательного права
  • 12.2. Виды избирательных систем
  • 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
  • 1 3.1. Президент Российской Федерации - глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
  • 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
  • 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 14. Федеральное Собрание - Парламент России
  • 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
  • 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
  • Контрольные вопросы и задания
  • 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
  • 16. Правительство Российской Федерации
  • 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
  • 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
  • 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • Контрольные вопросы и задания
  • 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • 17.1. Понятие и принципы правосудия
  • 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
  • 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
  • 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
  • 1 8.3. Система органов прокуратуры
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
  • 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
  • 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
  • 2 0.2. Формы непосредственной демократии
  • 2 0.3. Органы местного самоуправления
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • ЗаклюЧение
  • Оглавление
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства

    Административно-территориальное устройство - это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.

    Главная задача административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские - обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

    В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

    В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных ее областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

    Важнейшим принципом административно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

    В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

    Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

    10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика

    Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2010 г.) на 83 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.

    Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области - это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

    Административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

    Базовый уровень представляет собой деление территории субъектов Российской Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

    Первичный уровень - это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения - на городские районы.

    Существуют следующие административно-территори­альные единицы:

    - Республика, край, область, автономная об ласть - это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

      Города федерального значения (ГФЗ) - Москва и Санкт-Петербург. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург - бывшая столица России и второй по величине город в стране.

      Автономные округа - это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельнойадминистративно-территориальной единицей.

      Район (муниципальный район) - основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции.Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района.

    Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

      Города республиканского, областного и другого значения - это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статусгородского округа , приравненного к статусумуниципального района. В Новосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово. Особый статуснаукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

      Города районного значения - промышленныеи культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

    К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

    - рабочий поселок - населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

    - курортный поселок - населенный пункт в курортнойзоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

    - дачный поселок - населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

    Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения: села, станицы, деревни, хутора, аулы и т. д. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием .

    Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они - на муниципальные районы (первичный уровень).

    С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

    Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

    Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, в них могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

    В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов (в 2009 г. создан восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский). В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, будут оказывать определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальным устройством страны.

    1. Административно-территориальное деление:

    а) АТД: понятие и функции

    Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) - разделение территории унитарного государствана части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройствофедераций характеризуется федеративным устройством.

    Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например,РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

    Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

    Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное устройство» применима только в отношении субъектов Российской Федерации.

    Административно-территориальное устройство:

      элемент территориальной организации РФ;

      основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;

      основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

    Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах :

      соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

      создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

      содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

      обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

      сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

      участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

    Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц; порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

    Поскольку Конституция РФ 1993 г. не относит вопросы административно-территориального устройства к предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом критерии выделения административно-территориальных единиц, заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

    В соответствии с законом Челябинской области от 21 ноября 1996 г. № 44-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» (с изменениями от 25 мая 2000 г. ), к административно-территориальным единицам в Челябинской области относились: города областного значения, в том числе города с территориальным районом, города районного значения, районы, районы в городе, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки), сельсоветы.

    В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов Российской Федерации:

      субъект РФ делится на территории муниципальных районов и городских округов;

      в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;

      сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов;

      городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;

      сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;

      возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

    Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г., местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Сельское поселение и городское поселение являются муниципальными образованиями первичного уровня.

    Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Территорию поселений составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

    В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Сельский населенны пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

    Муниципальный район - несколько поселений (сельских и городских) или поселений и так называемых межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией.

    Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает осуществление местного самоуправления в районах городов федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – в пределах внутригородских районов. Кроме того, спецификой некоторых субъектов Федерации является введение в их системе административно-территориального устройства такой единицы как административные округа. Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать границ районов.

    Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус закрытого административно-территориального образования определяется Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

    Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

    Для ЗАТО существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью. Для граждан, проживающих и работающих в ЗАТО, предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств.

    Законодательством субъектов РФ об административно-территориальном устройстве определяется порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц. Процесс преобразования административно-территориальных единиц может быть обозначен как административно-территориальный процесс - установленный органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, включающий ряд стадий: возбуждение административно-территориального дела; подготовка материалов; подготовка проекта правового акта по делу; рассмотрение и принятие правового акта; оформление документов и исполнение административно-территориального преобразования.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме