Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура правосознания включает в себя. Понятие, структура правосознания

категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначимые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. П. определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОСОЗНАНИЕ

совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву (см.). Взгляды, образующие П., выражают представление людей о том, какие требования может и должно предъявлять право, а равно толкование и оценку действующих правовых норм, а также оценку правомерности или неправомерности поведения людей. Представляя собой правовые взгляды господствующего в данном обществе класса, П. является одной из частей надстройки над базисом классового общества.

В обществе с антагонистическими классами нет и не может быть единого П. всего общества. В таком обществе только господствующий класс может воплощать свое П. в соответствующих правовых и политических учреждениях.

В буржуазном обществе идеи, представления, нравственные принципы, религия, политика у буржуа и пролетариев прямо противоположны. Пролетариат еще в условиях капиталистического общества вырабатывает свое П., противоположное П. господствующего класса.

Социалистическое П. как часть пролетарской идеологии возникает в капиталистическом обществе на основе конфликта между производительными силами и производственными отношениями, на основе новых экономических потребностей общества, связанных с необходимостью замены капиталистических производственных отношений социалистическими. Возникновение пролетарского П. свидетельствует об осознании рабочим классом своих интересов и задач революционного преобразования общества. Основы социалистического П. сформулированы в трудах классиков марксизма-ленинизма.

С победой социалистической революции и установлением диктатуры рабочего класса социалистическое П. получает свое выражение в институтах социалистического права, становясь частью надстройки над социалистическим базисом. С победой социализма и установлением морально-политического единства общества социалистическое П. становится правосознанием всего советского народа. Руководящая и направляющая роль в формировании и развитии социалистического П. рабочего класса и всех грудящихся принадлежит Коммунистической партии.

Практически роль социалистического П. в нашем обществе заключается в том, что в соответствии с развитием П., обусловленным, в свою очередь, развитием советского общества, устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются прежние. С другой стороны, социалистическое П. имеет огромное значение для уяснения гражданами и должностными лицами советских юридических норм, сообразования поведения с требованиями норм права (см.) и правильного применения их в судебной практике и практике органов гос. управления.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

один из видов общественного сознания, представляющий собой психическое отражение правовой действительности, т.е. совокупность идей, взглядов, суждений, представлений, требований, убеждений, мнений, оценок, эмоций, настроений, чувств и т.п. относительно субъективных прав и обязанностей, объективного права, а также опосредующих их социальных институтов (государства, правопорядка, юридически значимого поведения и т.п.). П. (наряду с юридическими текстами - источниками права в формальном смысле - и правоотношениями) является одной из форм объективации, внешнего бытия права. Правовая норма фиксирует социально типичные, «нормальные» (а потому и должные) модели, эталоны поведения, которые реализуются в жизнедеятельности людей (в правоотношениях). Поэтому нормативно предписанные образцы поведения должны, с одной стороны, отражать и аккумулировать предшествующий опыт правового общения (по сути, они - результат оценки определенных отношений как должного, нормального, правильного или наоборот - девиантного, ненормативного), а с другой - быть акцептованы, восприняты П. Таким образом, правовые нормы и субъективные права и обязанности всегда представлены в форме П. П. - сложная многомерная целостность. Образующие его содержание взгляды, суждения, требования, оценки, настроения и т.д. принято структурировать по различным основаниям. В зависимости от уровня отражения правовой действительности различают теоретическое и обыденное П. Теоретическое П. формируется на базе специально-научного изучения права и взаимодействующих с ним социальных явлений. Это систематизированное знание, обобщение закономерностей социально-правового развития в виде юридических теорий, концепций, доктрин и т.п. Обыденное П. складывается в процессе практической деятельности субъекта и служит ему повседневным средством ориентации в окружающей среде. В сравнении с теоретическим у обыденного П. другие, чисто практические, механизмы формирования функционирования. Целесообразно рассматривать: общественное П. - правовые знания, представления, чувства, настроения, функционирующие на уровне общества в целом; индивидуальное П. - П. конкретного человека; групповое П. - специфика отражения правовой действительности, характерная для определенных социальных групп как реальных (различные формальные - трудовые, учебные, воинские и т.п. - и неформальные коллективы), так и условных (подростки, молодежь, государственные служащие, юристы, правонарушители и т.п.). Можно выделить также массовое и специализированное П. Массовое П. отличается социальной типичностью всех образующих его элементов, их признанием, санкционированием определенной социальной общностью, а также непосредственной направленностью на практическую деятельность. По сути, это достаточно широко распространенное обыденное П. Специализированное П. - П. определенных условных социальных групп. В самом общем виде состояние П. (индивидуальная правовая установка) может определяться как правопослушание или правовой нигилизм. Н.В. Варламова

Отличное определение

Неполное определение ↓

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам , законности , правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

  • правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
  • правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
  • поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

  1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
  2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению.
  3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры .

Основные черты правосознания:

  • является одной из форм общественного сознания;
  • состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
  • носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права ;
  • обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
  • в отдельные периоды развития общества является формой права;
  • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка , а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. "Перерождение" правосознания крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел . Это антипод законности . Правовой дилетантизм вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой нигилизм отрицание социальной ценности права ; осознанное игнорирование требований закона , та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX в. Козьма Прутков призывал всех "зрить в корень" и "подвергать все сомнению". Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об "отмирании" права. В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями . Отдавались "на поруки" преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

  1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство , ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.
  2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.
  3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права .

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов ;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека , особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

  • Общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества .
  • Индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен.
  • Групповое. Необходимо учитывать и такое понятие, как "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер на центральном телевидении, было организовано "интервью" в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого "интервью" сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как: "толпа", "массы" и "народ".

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

Понятие правовой культуры

В юридической науке и в культурологии отсутствует единое понимание не только термина "культура", но и другого - "правовая культура ". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии , профсоюзы , иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество . Это многоплановое понятие и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

Правовое воспитание

Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество , в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов , деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию , их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.

Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.

Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни.

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система , в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.

Правосознание включает как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в обще значимых правилах поведения, которые должны устанавливаться государством, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права.

Правосознание - форма общественного сознания, отражающая отношение социальных субъектов действующих норм права и правовых явлений. Через правосознание отражается не только состояние правовых отношений, но и тенденции их изменений.

Признаки правосознания:

Правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные и иные интересы осознаются как правовые;

Правосознание включает как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;

Правосознание является источником права, системой общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

Носителями правосознания выступают субъекты права;

Правосознание является непосредственным внутренним мотивом правового поведения, что определяет намерения людей, их отношение к объектам и институтов правовой действительности".

Структурно правосознание, как считает подавляющее большинство теоретиков права, состоит из двух основных элементов:

1. Правовая психика отвечает практическом, обыденном уровню общественного сознания, формируется в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Правовая психика включает:

Правовые чувства, правовые настроения, правовые переживания - подвижные, эмоциональные;

практические правовые знания, правовые представления, правовые взгляды - познавательные, предусматривают самооценку, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения ее соответствия праву;

Правовые привычки, правовые традиции, правовые обычаи - неподвижные, устойчивые, выступают как регуляторы поведения.

2. Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Правовая идеология включает:

Правовые идеи, правовые принципы, теории, убеждения - осознанное осмысление правовой реальности;

Правовые понятия, правовые категории - проникновение в сущность правовых явлений;

Правовые цели, правовые мотивы, правовые установки - расщепление сознания (установки) на правомерное и противоправное поведение, их мотивация.

Классификация форм правосознания:

1. За субъектами (носителями) правосознания:

Индивидуальное - совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;

Групповое - выражает отношение к праву, правовых явлений, их оценку со стороны социальных групп, формальных и неформальных коллективов, отражает их общие интересы и потребности, их соотношение с интересами всего общества (например, требования Профсоюза аттестованных сотрудников милиции Украины);

Общественное - выражает отношение к праву всего общества, отражает его интересы.

Общественная и групповая правосознания проявляется не иначе как через индивидуальную правосознание, и у каждого человека они проходит сквозь призму личных интересов, черт характера. Было бы неправильным говорить, что общественное и групповое сознание - это сумма суждений о праве каждого из членов социальных групп, народа (общества). Общественная и групповая правосознания выражают самые общие, совпадающие оценки права и правовых явлений членами социальных общностей.

2. По глубине отражения правовой действительности:

Повседневная, непрофессиональная - представляет собой жизненные, порой поверхностные суждения о праве человека, сталкивающегося с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и других сферах жизни. Она создается, прежде всего, в результате того юридического воспитания, которое получает человек, будучи членом общества;

Профессиональное - специализированные правовые знания, которые используются в работе юристами (в суде прокурор - обвиняет, адвокат - защищает и др..). Она включает:

o научное (теоретическое) правосознание ученых, преподавателей высших учебных заведений;

o практическое правосознание судей, работников милиции, адвокатов, прокуроров и др.

Согласно теоретическим исследованиям, основными функциями правосознания являются:

Познавательная функция - ей соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и находит выражение в понятии "правовая подготовка". Через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Задачи такого познания (на уровне общего, обыденного) практики состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении событий, действий, состояний, признаков, относящихся к правовой реальности;

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение находит выражение в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что выступает объектом желания, целью деятельности;

Регулятивная функция правосознания осуществляется средствами правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой активности - реакция в виде правомерного или противоправного поведінки1.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания:

Обыденное правосознание - складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, что является доступная для населения. Этот уровень свойственен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с нормами права: некоторую информацию получают из средств массовой информации, наблюдают за юридической деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др. Для людей с этим уровнем правосознания характерны знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание характерна как основной массе членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной практической деятельности. Каждый человек так или иначе сталкивается с нормами права. Роль эмоционального фактора здесь достаточно велика. Сначала отношение к праву, правопорядку, законности, организации общества складывается на стихийном уровне и находит выражение в чувствах и эмоциях. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание основ, общих принципов правовой организации общества, и здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями человека;

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей, специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики;

Профессиональное правосознание - это правовое сознание профессиональной группы (таким видом правосознания наделены и работники милиции, поскольку они являются представителями профессиональной группы). В зависимости от предмета отражения в правосознании профессиональной группы образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и тому подобное).

Говоря непосредственно о содержательные особенности профессионального правосознания работников милиции, следует отметить, что они находят свое выражение непосредственно в специальном компоненте, однако при этом во многом обусловливаются специфическим содержанием общесоциального компонента.

Советская правовая система базировалась на идее обязанностей человека перед государством. В государстве складывалось негативное отношение к правам человека.

Таким образом, фактически человек и представитель государства, имели неравные права и обязанности в одних и тех же отношениях. И это обстоятельство не могло не найти своего отражения в общественном правовом сознании и не могла не сказаться и на профессиональной правосознания самих представителей власти. Не смотря на то, что на уровне позитивного права эта идея уже не находит своего признания, в правовом сознании она достаточно глубоко укоренилась. Именно поэтому сотрудники милиции могут:

Идентифицировать себя с социальной группой, находится в особых, отличных от простых граждан, отношениях с государством, рассматривают себя в качестве лиц, находящихся вне рамок общего правового поля, считают, что имеют особые полномочия и иммунитет;

Не признавая ценность человека, его прав и свобод, придерживаться в своей практической деятельности принципов "конвейерной" логики судопроизводства, по которой оправдательный приговор - редкое явление;

Чувствовать свою беспомощность и бесправие в отношениях с вышестоящими руководителями, а также представителями контролирующих и надзорных органов.

Все это может привести к деформации правосознания под которой следует понимать искажения, "разрушение" позитивных идей, установок, чувств и убеждений.

Виды деформации правосознания такие:

Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточный уровень правовых знаний при личной уверенности в собственной высокой профессиональной юридической подготовке;

Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных мотивов, а из-за небрежного отношения к юридическим ценностям;

Правовой идеализм - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач;

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, сознательное игнорирование требований закона, резко критическое отношение к требованиям права и уважения к нему.

Как справедливо отмечает P. A. Рябцев, для славянской правового сознания исторически характерно то, что человек, который имеет даже малейшую долю власти, кроме получения морального удовлетворения от ее использования становится богом в пределах действия своих повноважень1. Эта особенность имеет негативные последствия и для правосознания работников милиции которые:

Рассматривают свою деятельность в первую очередь не как способ реализации возложенных действующим законодательством обязанностей, а как средство реализации собственной власти над другими людьми;

Не имеют установки на строгое и неукоснительное соблюдение действующего законодательства;

Глубоко убеждены в возможности использовать предоставлении полномочия по собственному усмотрению, в том числе - для удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Правовой нигилизм, то есть отсутствие уважения к действующему праву имеет своим следствием следующие особенности профессионального правосознания работников милиции, которые проявляются в осуществляемой ими правоприменительной деятельности:

Признание важнейшим принципом профессиональной деятельности принципа целесообразности;

Ошибочное представление о соотношении и юридическую силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов (в том числе - ведомственных приказов), следствием которого становится перевес в пользу последних при возникновении между ними противоречий;

образование "штампов", стереотипов мышления, что, по справедливому наблюдению Н.Л. Граната, становятся источником интеллектуальных, психологических и эмоциональных барьеров при работе в нетипичных ситуациях.

Особенности понимания специфики профессионального правосознания в сравнении с обыденным правосознанием, которые в процессе профессионального обучения, так и в міжособистому общении работников милиции становятся неотъемлемой составляющей специального компонента их правосознания и предопределяют:

Установку на большую компетентность, чем у других граждан, в отношении понимания норм права;

Переоценку собственного профессионального опыта и чрезмерную веру в правильность совершаемых действий и безошибочность принимаемых решений;

Высокую степень интуитивности мышления и его некритичность;

Склонность к необдуманным, импульсивным поступкам;

Формирование представления о невозможности повысить эффективность правоприменительной деятельности за счет организации взаимодействия с населением через низкий уровень правовой культуры последнего.

ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Правосознание - совокупность идей, взглядов, навыков, умений, чувств, эмоций, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.

Признаки правосознания:

Одна из форм общественного сознания;

Отражает всю правовую реальность: систему права, законодательство, юридическую деятельность;

Включает идеи, теории, навыки, умения, чувства, эмоции, настроения и другие элементы;

Носителями правосознания являются различные субъекты: индивиды, социальные общности, общество в целом и др.

Охватывает представления людей о действующем праве, существовавшем ранее и желаемом;

Оказывает ориентирующее воздействие на поведение людей, позволяет им сделать осознанный выбор варианта поведения.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Структура правосознания

Структура правосознания:

1. Правовая идеология

2. Правовая психология

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, навыков, умений, в которых выражается отношение различных социальных групп, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

3. Виды правосознания:

По субъектам:

а) общественное правосознание;

б) групповое правосознание;

в) индивидуальное правосознание.

С позиций социального уровня :

а) обыденное;

б) профессиональное;

в) научное.

По направленности:

а) обращенное к прошлому (ретроспективное);

б) обращенное к настоящему;

в) обращенное к будущему (перспективное).

В зависимости от характера выражения правовой реальности:

а) нормальное;

б) аномальное (деформированное).

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал "ходячими формами мышления". На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

Роль правосознания в жизни общества:

1) Правосознание является необходимым фактором при создании норм права;

2) Правосознание является важным и необходимым условием полной реализации правовых норм.

4. Понятие, содержание и виды правовой культуры.

Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Виды правовой культуры:

По субъекту (количественный показатель)

Индивидуальная;

Групповая;

Общества.

По уровню (качественный показатель)

Обыденный;

Профессиональный;

Доктринальный.

Структура правовой культуры общества:

Уровень правосознания граждан и должностных лиц;

Уровень совершенства законодательства;

Уровень законности и правопорядка;

Уровень правотворческой и правореализующей культуры;

Уровень работы правоохранительных и правоприменительных органов;

Уровень реализации права гражданами;

Уровень развития юридической науки.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому, правосознание – весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории. Через правосознание теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания . Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии .

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Правовая психология – форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Это наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).



Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопонимания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – это нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ (классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений).

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества.

К функциям правосознания , как направлениям воздействия этого явления на общественные отношения, относят: познавательную, оценочную, регулятивную.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств в их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания :

1. В зависимости от субъектов правосознания:

а) индивидуальное, т.е. отдельных физических лиц,

б) групповое, т.е. социальных сообществ людей (классы, страты, коллективы и др.)

в) общественное или общесоциальное, т.е. всего общества.

2. С точки зрения профессиональной подготовки субъектов правосознания:

а) обыденное правосознание – массовые представления людей, не имеющих юридической специализации, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта:

б) профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.);

в) – научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме