Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Курсовая работа: Социальные нормы первобытного общества. Происхождение государства

Внутренне присущим признаком любой социальной общности, любого человеческого общества являются урегулированность и упорядоченность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество, современное либо те или иные формальные и неформальные объединения людей (включая различные преступные группировки), мы всегда обнаружим тот или иной порядок. Достигается он с помощью власти и социальных норм.

Понятно, что способы осуществления власти и социальная направленность этих норм в различных общностях будут различны, но их наличие является столь же необходимым, сколь необходимы для отдельного человека сознание и тело.

Урегулированность и порядок – это и есть такое качество социального организма, которое объективно требует социального регулирования. В противном случае общество не только не сможет нормально и прогрессивно развиваться, оно не сможет существовать.

Регулировать в переводе с латинского означает подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное взаимодействие частей механизма.

Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное – это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Например, старейшина приказал какому-то конкретному члену родовой общины в ближайшую ночь поддерживать огонь.

Нормативное – это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, т.е. общих, неперсонифицированных правил поведения, которые распространяются на всех членов рода. Именно социальные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.

Таким образом, социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

До недавнего времени считалось, что социальные нормы возникли прежде всего в силу материальных, экономических предпосылок.

Так, Ф. Энгельс писал: "Па известной, весьма ранней стадии развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом" . В данной цитате достаточно четко просматриваются материальные предпосылки возникновения социальных норм.

Однако являются ли они единственными?

Вопрос этот возникает не случайно. Дело в том, что многие ученые при анализе этой проблемы ограничивались приведением данного положения Ф. Энгельса. Другие, становясь на позиции тотального отрицания марксизма, отрицают и материальные предпосылки возникновения социальных норм, выплескивая тем самым вместе с водой и ребенка. Материальные предпосылки являются одними из важнейших, но далеко не единственными.

В первой половине XX в. фундаментальные исследования различных сторон жизни первобытных, архаичных обществ позволили французскому этнографу и социологу К. Леви-Строссу разработать и обосновать идею, согласно которой производство человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы . Суть запрета заключалась в недопущении половых отношений между мужчинами и женщинами одного рода. В данном случае имеет место биологическая причина.

Л. С. Васильев, популяризируя К. Леви-Стросса, писал: "Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или вещами (дарами), словами- знаками, символами составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами" .

Существовали социальные нормы, в генезисе которых лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые, санитарные и другие основания.

В отдельных случаях возникновение социальных норм детерминировали антиалкогольные причины.

Так, в отдельных религиозных течениях (адвентисты седьмого дня) существует запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим образом. Организм зайца устроен таким образом, что в процессе переваривания пищи в нем выделяется большое количество алкоголя. А поскольку алкоголь употреблять запрещено, запрещено есть и зайчатину.

А вот причина возникновения другой, весьма распространенной в древние времена, социальной нормы.

Поскольку люди работали сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все стороны жизни рода или племени. В столкновении с другими родами, в защите человека рода от посягательства извне члены сообщества проявляли полную солидарность.

Из этого естественного чувства самозащиты вытекало у всех без исключения народов стремление мстить за вред, нанесенный роду или отдельному его члену. Если, например, убит был член рода, его сородичи обязаны были отомстить убийце или другому члену рода. Древние скандинавы давали клятву: "Годы превратят скорлупу устрицы в пыль, пройдет еще тысяча лет, но месть не перестанет пылать в моем сердце" . При этом ни у кого не возникло вопроса, какой природы эта обязанность: нравственная, моральная или религиозная. Отступнику грозило всеобщее презрение, жестокое наказание и гнев богов. Напротив, жестокая месть всячески поощрялась.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами.

Впервые понятие "мононорма" ввел видный советский специалист по этнографии А. И. Першиц: "Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п." .

Вне всякого сомнения, в сознании первобытного человека нс могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в данном случае он руководствуется, но эnо отнюдь не означает, что с позиций современных представлений нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм того периода времени и обозначить их особенности.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, нс навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного. Люди сами себе "придумали" божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться. Особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, т.е. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жертвоприношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках и в святилищах.

Особое значение в условиях первобытного общества имела система табу.

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Ряд авторов полагают, что табу не создает ни обычая, ни морали, а лишь закрепляет обычаи и с этой точки зрения вообще не является самостоятельной социальной нормой. Более правильной представляется позиция, в соответствии с которой система табу является системой обычаев, но облечена она в форму религиозного запрета. И именно в этом его особенность.

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием. Складывались они на основе многолетних наблюдений и касались прежде всего сроков выполнения тех или иных сельскохозяйственных операций. Для того чтобы получить приличный урожай, надо знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.п.

Там же.

  • Лафарг П. Происхождение идеи справедливости // Марксизм и этика. Киев, 1925. С. 26.
  • Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общей этнографии. М., 1979. С. 213.
  • Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М. ; Л., 1966. С. 160.
  • Во времена первобытных людей, когда никаких законов, конституций и других сводов правил ещё не существовало, людьми управляли инстинкты. Это мало чем отличало древних людей от диких животных. Наши праотцы были полностью подчинены власти инстинктов, передавая их сквозь поколения через гены.

    С развитием умственных способностей в процессе эволюции, зависимость от власти инстинктов начинала ослабевать. Их постепенно заменяли социальные нормы. Они зародились ещё на ранних стадиях формирования самого общества. Людям необходимо было совместно решать множество задач, а для этого уже нужны были какие-то общепринятые правила.

    Социальные нормы первобытного общества уже не давали права на необдуманные импульсивные действия, не ведущие к серьёзным последствиям. Раньше человек мог, не думая реагировать на все раздражающие факторы окружающего мира. Теперь же, между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, призванные регулировать поведение каждого человека в обществе. Эти правила и стали называться социальными нормами.

    В период первобытного общества сформировалось несколько видов социальных норм. Их все можно разбить по определённым группам.

    Разновидности социальных норм в первобытном обществе

    ​ Обычаи. В процессе становления общества во взаимоотношениях между людьми установились
    определённые правила поведения. Многократно повторяясь в течение многих лет, они сформировали обычаи. Обычаи соответствуют самому правильному поведению человека в различных ситуациях. Их можно рассматривать как общепринятую реакцию человека на различные внешние события. Устоявшиеся обычаи передавались от старых к молодым множество веков.

    ​ Нормы морали. В процессе развития, люди начинали постепенно вырабатывать такие понятия,
    как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это положило основу появлению норм морали. Появились они гораздо позже обычаев. С развитием способности оценивать свои поступки и поступки соплеменников, у людей стало формироваться своё видение того, какие вещи не могут считаться допустимыми в их обществе.

    ​ Религиозные нормы. Необразованность первобытных людей и незнание ими причин многих
    природных явлений, привело к формированию религиозного мировоззрения. Стали появляться культы различных богов, жертвоприношения. Люди стали убивать животных или даже себе подобных, чтобы задобрить богов.

    ​ Система табу. Позже, у первобытных людей сформировался определённый свод правил,
    нарушение которых могло привести к тяжёлым последствиям. Так появилось табу - сакральное предписание, категорически воспрещавшие делать определённые вещи. Многие историки полагают, что используя табу, вожди древних племён вырабатывали у своих сородичей покорность и послушание их приказам. Появление табу привело к контролю людьми своих инстинктов. Они больше не были полностью в их власти, как животные. Советский этнограф Е.А. Крейнович полагал, что табу имеет социальные корни. Например, у нивхов - народа, населяющего территории России, Японии и Галиции - система табу выражена в борьбе разных групп людей. Основана эта борьба на противоречиях, возникающих между различными поколениями, а также между мужской частью племени и женской. Охотники, жившие в каменном веке, запрещали женщинам и более молодым представителям племени, есть лучшие куски медвежьего мяса, оставляя их для себя. Хотя, добывали пищу как раз более молодые и ловкие охотники, она всё равно доставалась в первую очередь старейшим представителям племени.

    ​ Зарок. В отличие от табу, когда окружающее общество запрещало человеку делать те или иные
    вещи, зарок представлял собой клятву отказа от чего-либо, которую человек давал сам себе. В местах, где допускалась кровная месть, человек мог поклясться, что не вернётся домой, пока убитый родственник не будет отмщён. В общественном строе древних людей зарок являлся чем-то вроде способа показать свою индивидуальность и характер.

    ​ Заклинание. Различные заклинания были очень распространены среди пещерных людей. С их
    помощью человек пытался оказать влияние на другого человека, заставляя его сделать нужные для себя вещи. Или, наоборот, отказаться от каких-то своих намерений. Разновидностью заклинаний являлись проклятия. В этом случае, человек обращался к сверхъестественным силам с призывом наказать или даже убить другого человека.

    Человек, живший в первобытном обществе, был окружён множеством предписаний и запретов. Некоторые социальные нормы первобытного общества, пусть и видоизменившись, дожили до сегодняшних дней. А некоторые сейчас выглядят варварством и дикостью.

    Причины появления социальных норм

    Ещё до возникновения государств, первобытным людям уже нужны были какие-то общие нормы и правила, согласно которым они могли бы объединяться для выполнения тех или иных задач. Люди уже не могли себе позволить действовать, полностью опираясь лишь на инстинкты и не отличаясь этим от животных. Ведь человечество наделено разумом.

    Со временем, всё больше и больше пробуждалось в людях чувство коллективизма. Каждый человек должен был не просто брать, но и отдавать что-то окружающим. Для этого нужны были общие регулирующие нормы. Каждое действие человека оценивалось с точки зрения его соответствия тогдашним понятиям о добре и зле, справедливости и чести. Люди постепенно приходили к пониманию, что их собственное благополучие зависит не только от удовлетворения личных желаний, но и от жизни в гармонии со своими соплеменниками. Социальные нормы, сформировавшиеся в те далёкие годы, позволили людям решать такие важные проблемы, как борьба за выживание и обеспечение внутреннего порядка жизни внутри племени.

    Социальные нормы первобытного общества основывались на опыте людей. Не имея идеализированных представлений о том, как все должно быть, они могли лишь сравнивать свой опыт, накопленный столетиями, с текущим положением дел. Это приводило их к выводу о том, что делать допускается, а что должно быть под строжайшим запретом.

    Ограничивая себя в своих желаниях и подавляя животные инстинкты, люди сдерживали своё негативное влияние на окружающую среду и развитие собственного рода.

    Введение

    источник право первобытный

    Термин «право» во всех языках мира довольно многозначен, поэтому так или иначе отражает многообразные проявления этого многостороннего феномена общественной жизни. Сложная внутренняя структура правовой материи дает нам основание говорить о многогранности каждого отдельного элемента правового пространства и показать различные аспекты и значения этого социального явления.

    Выбирая данную тему для написания курсовой, я руководствовалась, прежде всего ее актуальностью. Ни для кого не секрет, что право- важнейший регулятор общественных отношений, без правильного функционирования которого не возможна нормальная жизнедеятельность любого общества. К тому же право - наиболее значимый компонент юриспруденции. От его понимания во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Но чтобы понять такое сложное общественное явление, как право, необходимо обратиться к его истокам, исследовать процесс его формирования и дальнейшего развития на первоначальном этапе общественной формации.

    Прежде всего я поставила перед собой проблему: рассмотрение вопросов о появлении права и о его функционировании. Решая данную проблему, необходимо рассмотреть три вопроса относительно происхождения права:

    1. Социальные нормы в первобытном обществе;

    2. Процесс формирования права;

    3. Первые письменные источники права.

    Цель моей работы: раскрыть и изучить процесс формирования права и охарактеризовать основные направления его развития. Объектом исследования в моей курсовой работы будет считаться право как исторически сложившийся регулятор общественных отношений.

    Социальные нормы первобытного общества

    Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должного поведения, моделями. Эти правила разнообразны как по содержанию (регулируют отношения людей в различных сферах общественной жизни - бытовые, семейные, по поводу собственности, осуществления политической власти и т.д.), так и по способам возникновения (могут устанавливаться различными организациями граждан, органами государства или складываться исторически, в процессе развития человечества). Без существования правил, регулирующих поведение людей, было бы невозможным и существование общества.

    Внутренне присущим признаком любой социальной общности, любого человеческого общества являются урегулированность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество, современное, либо те или иные формальные и неформальные объединения людей, мы всегда обнаружим тот или иной порядок.1. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис классового общества требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Они выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

    До недавнего времени считалось, что социальные нормы возникли, прежде всего, в силу материальных, экономических предпосылок. Так, Ф. Энгельс писал: « На известной, весьма ранней стадии развития общества возникали потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. То правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом»2 Другие, становясь сегодня на позиции тотального отрицания марксизма, отрицают и материальные предпосылки возникновения социальных норм.

    Присваивающая система хозяйства, характерная для первоначального этапа развития первобытного общества, объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятия рыболовством, в другие способы добывания пищи, и обеспечение жильем и т.п. Не было в присваивающем хозяйстве и какого-либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах. Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Вместе с тем широкое распространение и использование приобретают в таких обществах и peгулятивные начала, формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правила смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно-брачных отношений, закрепления половозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыболовного промысла, распределения пищи, санитарно-гигиенические правила, нормы функционирования потестарных органов управления, процедуры разрешения споров и т.п. Эти регулятивные начала имеют одну суть: они направлены на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида.И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, составляли достаточно сложную регулятивную систему. В производящем хозяйстве дело обстоит принципиально иначе. К IV- III тыс. до н.э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т.п. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен уже появившегося прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов. Без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать. Как верно отметил Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».3 По содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

    Существуют различные подходы к оценке регулятивной системы первобытных обществ. Один из подходов обосновывает И.Ф. Мачин. По его мнению, при характеристике норм социальной регуляции первобытного общества вполне допустимо использовать понятие обычного права. Под обычным правом он понимаетсамостоятельный исторический тип права наряду с такими выделяемыми в последнее время типами права, как сословное право, социальное право. Синонимами термина «обычное право» могут служить термины «архаическое право», «традиционное право».

    С таким подходом не все согласны. Так, по мнению В.П. Алексеева и А.И. Першица, неправомерным является использование понятия обычного права применительно к первобытным обществам. С их точки зрения (а это и есть второй подход) нормами социальной регуляции первобытного общества были мононормы. Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А.И. Першиц: « Мононорма (от греч.monos- один, единый и лат. norma- правило) - обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности и этикета и т.п»4. Мононормы отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций. Нельзя мононормы делить и на институциональные, т.е. выработанные и санкционированные особыми органами, и неинституциональные, т.е. выработанные и выполняемые одними и теми же общностями. Мононормы содержат и те и другие основы своего появления, тогда как право - продукт в основном институционального, а мораль - неинституционального происхождения.

    Система социального регулирования, складывающаяся из мононорм, уже отличалась известными особенностями по своим регулятивным свойствам, в частности - по тому, что в ней уже были различимы запреты, дозволения, позитивные обязывания, и по тому еще, как и в какой последовательности они складывались и выражались в социальной жизни. В сознании первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в данном случае он руководствуется, но это не значит, что с позиции современных представлений нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм того периода времени.

    Более сложен вопрос о времени и механизмах возникновения мононорм. На этот счет имеется три основных взгляда. Согласно первому из них, для развития которого особенно много сделал Ю. И. Семенов, первые нормы, призванные сплотить древнейшие коллективы сексуальными и пищевыми запретами, появляются в первобытном человеческом стаде в процессе изживания зоологического индивидуализма животных предков человека. Возникновение запретов в форме табу относится ко времени существования раннего стада архантропов. Противоположен этому второй взгляд, согласно которому нормы поведения людей непосредственно вырастают из инстинктов их животных предков. Его наиболее видные приверженцы -- биологи К. Лоренц за рубежом и В. П. Эфроимсон в СССР. Склоняется к нему и С. А. Токарев, по мнению которого коллективистические нормы уже древнейших людей генетически связаны со стадными инстинктами животных. «Моральные правила-- нормы поведения,-- пишет он,-- вырастали из стихийной потребности людей держаться вместе и действовать сообща -- потребность, унаследованная от животных предков, живших стадами и поэтому обладавших стадными инстинктами».5 Есть и третья, промежуточная точка зрения, синтезирующая то рациональное, что содержится в двух первых. Ее развивает А. Г. Спиркин, считающий, что нормы поведения, хотя и имели своим биологическим истоком стадные инстинкты и навыки высших животных, могли возникнуть только в социальных условиях.6 В пользу этого взгляда говорят не только логические соображения, но и палеоантропологии и археологии -- восстанавливаемая по эидокранам степень социальности, находки скелетных остатков с прижизненными увечьями, первые указания на существование искусственных коллективных жилищ и таких форм общественного сознания, как религия и искусство, пока датируемые эпохой от конца нижнего до рубежа верхнего палеолита.

    Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

    Обычаи - ?то исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Стоит заметить, что они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

    Нормы первобытной морали - ?то правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе первобытных представлений о добре и зле.

    Нужно помнить, такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей побудет способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с позиции морали.

    Религиозные нормы - это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

    Табу -это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то.

    Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов.

    По мнению отечественного этнографа Е.А. Крейновича, система табу имеет социальные корни. У нивхов данная система представляет выражение борьбы различных человеческих групп за существование и базируется на двух видах противоречий:

    1. между старшими и младшими поколениями;

    2. между мужским и женским полом.

    Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками.

    Зарок - это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, так как через него он показывал свой характер.

    Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, -- привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия.

    Проклятие -- это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья.

    Агрокалендари - система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ.

    Таким образом, в первобытном обществе существовало много социальных норм, запретов. Многих исследователей родо-племенной организации поражала эта бросающаяся в глаза избыточность нормативного регулирования.

    Е.А. Крейнович, который в 1926-1928 гг. работал на Сахалине и Амуре среди нивхов, отмечал, что «и хозяйственная, и общественная, и духовная жизнь нивхов чрезвычайно сложна. Жизнь каждого человека задолго до его рождения предопределена и расписана в массе традиций и норм»7. "Гипертрофия нормы скорее, чем беззаконие, является характерной чертой примитивной жизни", -- утверждал Б. Малиновский8. Б. Спенсер и Ф. Гиллен, известные исследователи первобытного образа жизни австралийцев, писали: "Как и все древние племена, австралийцы по рукам и ногам связаны обычаем. Что делали их праотцы, то и они должны делать. Если во время церемонии их предки рисовали белую линию вокруг лба, то и они должны изображать эту линию. Всякое нарушение обычая в рамках известных границ встречало безусловное и часто суровое наказание"9. Русский путешественник и географ В. К. Арсеньев, изучавший быт и обычаи удэгейцев, удивлялся тому, как много у них было запретительных правил: "Множество примет и предрассудков. Мясо медведя и соболя нельзя жарить. Нельзя носить унты из бычьей кожи. Белку можно жарить только вверх головою, а рыбу -- только вниз головою. Раны и язвы нельзя показывать женщинам и так далее".13

    Можно прийти к выводу, что в первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, многие из к????ых по общепринятым современным взглядам будут нецелесообразными. Таким образом, признаками норм, существовавших в догосударственный период, выступают следующие:

    1. регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

    2. существование норм в поведении и в сознании людей, как правило, без письменной формы выражения;

    3. обеспечение норм в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

    4. запрет (система табу), как ведущий способ регулирования (отсутствие собственно прав и обязанностей);

    5. выражение в нормах интересов всех членов рода и племени.

    Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения права и государства.

    Причины возникновения социальных норм:

    1. Экономические; 2. Биологические; 3. Природные; 4.Религиозно-обрядовые; 5. Демографические; 6. Санитарно-гигиенические; 7. Психологические; 8.Другие.

    Виды социальных норм:

    1. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения которые в результате многократного повторение вошли в привычку;

    2. Простейшие нормы морали – правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

    3. Религиозные нормы – правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

    4. Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.) отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытие.

    5. Табу – религиозный запрет налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

    Мононормы – единые, не расчленённые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому, что они совпадали по содержанию.

    Признаки первобытных обычаев – это социальные нормы, которые сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку, обеспечивались мерами общественного воздействия, консервативны по своей природе, поскольку закрепляет то, что складывалось, в результате длительной и общественной практики.

    Причины происхождения права и государства:

    1. Экономические: переход от собирательства к производящей экономике; общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесел, появление купцов); рост производительности труда и появление излишков; появление частной собственности.

    2. Социальные: разложение рода и возникновение семьи, появление антагонизма; раскол общества на классы.

    Основные способы образования права в первобытном обществе:

    1. Санкционирование – утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования: прецедентная (судебная или административная деятельность, когда социальные нормы служили основанием для разрешения спора) и правотворческая (включение социальных норм в издаваемые государством законодательные акты, представляющие собой своды обычного права).

    2. Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права.

    Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

    По источнику возникновения: нормы права – государство, социальные нормы – род, племя;

    По способу обеспечения: нормы права – обеспечивающие принудительной силой государства, социальные нормы – обеспечивались общественным убеждением и принуждением всего рода (племени);

    По форме выражения: нормы права - закрепляются в специальных государственных актах (формах права) социальные нормы – жили в сознании людей;

    По времени возникновения: нормы права – возникают одновременно с момента возникновения государства, социальные - возникали одновременно с появлением человека;

    По уровню стабильности; нормы права – динамичны и консервативны.

    Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях .

    Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного) .

    Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему как право или протоправо .

    Социальные нормы - это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

    Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

    Обычаи - это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

    Нормы нервобыгной морали - это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.

    Религиозные нормы - это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

    11. Классификация норм права.

    Но́рма пра́ва - это всеобщее, узаконенное государством и выраженное в письменной форме правило, исполнение которого обеспечивается институтом принуждения и воспитания граждан соответствующего государства. Из нормы права вытекают права, обязанности и ответственность участников соответствующих правоотношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права обладает признаком целостности и не может противоречить сама себе.

    Существуют различные классификации норм права.

    По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:


    гражданского;

    административного;

    финансового;

    конституционного;

    семейного;

    трудового;

    уголовного права.

    В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

    По методу правового регулирования нормы права делят:

    диспозитивные;

    поощрительные.

    Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

    Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

    Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

    Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

    Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения.Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

    Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

    В зависимости от социального назначения выделяют также:

    общезакрепительные;

    декларативные;

    дефинитивные;

    коллизионные;

    оперативные нормы.

    В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

    Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

    Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

    В зависимости от сферы действия выделяют:

    региональные, действующие на территории субъектов РФ;

    общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;

    локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

    По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

    В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

    12. Правовые отношения: понятие и признаки.

    Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

    Правовые отношения имеют следующие признаки:

    1. правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

    2. правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

    3. для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

    4. правовые отношения охраняются государством;

    5. индивидуализированность субъектов правоотношений;

    6. наличие идеологического и общественного характера.

    Виды правовых отношений, как правило, различаются:

    1. по своему функциональному назначению;

    2. своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

    3. субъектному составу;

    4. характеру выполнения юридических обязанностей;

    5. составу их участников;

    6. длительности.

    Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

    1. государственно-правовые отношения;

    2. гражданско-правовые отношения;

    3. уголовно-правовые отношения и др.

    По своему функциональному назначению они делятся:

    1. на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

    2. охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

    По субъектному составу правовые отношения делят:

    1. на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;

    2. относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

    По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

    1. на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

    2. пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

    По длительности можно выделить:

    1. кратковременные правовые отношения;

    2. длительные правовые отношения.

    Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространенаклассификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей . По данному критерию различают правоотношения:

    1. односторонние;

    2. двусторонние;

    3. многосторонние.

    Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

    Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

    13. Общая характеристика теорий происхождения государства.

    - 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория,возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира.Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболееизвестным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

    2. Патриархальная теория государства , выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюсясемью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии спатриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государядля народа - это как власть отца в семье.

    3. Договорная теория , или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в ДревнейГреции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризисафеодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн,Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных взаключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этихусловий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасностизаключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданамидоговор, то они могут быть лишены власти.

    4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностьюи сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминаетживой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека внегосударства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, таки человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсерутверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобнотому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально.Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболееприспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболееприспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

    5. Теория насилия . Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л.Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды,завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденноеплемя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность,победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается вгосударство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания однихнародов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так какмногие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результатевнешнего завоевания или только насильственным путем.

    6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или инымсвойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждениипсихологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

    7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, всилу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затемраскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменнойорганизации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этихпроцессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постояннозанимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественноинтересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деленияобщества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временноеявление - оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе сисчезновением классов.

    14. Принципы права: понятие и классификация. Характеристика общеправовых принципов.

    Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

    Существует несколько свойств принципов права :

    1) наличие основополагающего характера;

    2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

    3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

    4) системность;

    5) устойчивость;

    6) фиксирование в законодательстве;

    7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

    8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

    Существует несколько видов принципов права:

    1) общие (общеправовые) принципы;

    2) отраслевые принципы;

    3) межотраслевые принципы.

    Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

    – на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

    принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

    принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

    принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

    принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

    принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

    Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

    К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:

    1.В УПК презумпция невиновности

    2.В ТП свобода труда

    3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

    Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

    1) принцип гласности;

    2) принцип состязательности;

    3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

    К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

    1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

    2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

    3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

    Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

    15. Понятие и классификация юридических фактов.

    Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования, развития и прекращения конкретных правовых отношений. В рамках теории государства и права все множество юридических фактов классифицируется следующим образом:

    1. По волевому признаку:

    а) события - это обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей;

    б) действия - это юридические факты, которые носят субъективный характер, т. е. зависят от воли и сознания людей, поскольку совершаются ими. В свою очередь действия как юридические факты разделяются на два следующих вида:

    Правомерные действия - делятся на акты-документы и факты-поступки,

    Неправомерные действия - это правонарушения.

    2. Отдельно выделяется группа таких юридических фактов, как правовые состояния. К числу последних, можно, например, отнести нахождение в должности, в родстве, в браке и т. п.

    3. По характеру последствий:

    а) правообразующие юридические факты - устанавливают правовое отношение,

    б) правопрекращающие юридические факты - прекращают правовое отношение,

    в) правоизменяющие юридические факты - изменяют правовое отношение.

    Часто для возникновения конкретного правового отношения требуется наличие не одного, а нескольких условий, т. е. совокупность юридических фактов, которые составляют юридические составы, или сложные комплексные юридические факты. Данная особенность характерна для юридических фактов, которые служат основанием привлечения лица к уголовной ответственности.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме