Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация теория происхождения государства 3 курс института. Органическая теория

«Функции государства» - 1. Понятие и значение функций государства. Функция – вид деятельности. Взаимодействие «целей», «задач» и «функций». План урока. Цель государства – реализация потребностей общества. Формы и методы осуществления функций государства. Внешние -вопросы войны и мира -развитие экономических и культурных связей -экология.

«1150 лет российской государственности» - Российской государственности 1150 лет. http://images.yandex.ru/. Первый вариант крепости, датирующийся 753 годом, был деревянным. http://vk.com/russiaconception#/wall-26781852_76. Подробнее http://www.rusfact.ru/news/kak_zarozhdalas_rus/2011-01-12-608. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text.

«Федеральное собрание Российской Федерации» - Думы нового созыва. Думы прекращаются в момент начала работы Гос. Формами депутатской деятельности являются: Стадии законодательного процесса. Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) – представительный и законодательный орган Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности.

«Теория государства и права» - Конфедерация. Литература: Государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабого. Государство. Недооценка влияния социально-экономических и политических факторов. Антидемократические. Органическая теория. Внешние. Договорная теория (теория естественного права). Рассовая теория. Невозможно опровергнуть.

«Государство в политической системе общества» - Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, займы и т. д.). Тема 6: государство в политической системе общества. В РФ действует Всероссийская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ.

«Теории происхождения государства» - Основоположник теории Аристотель (384-322). 5. Органическая теория. Расовая теория. 7. Расовая теория. Организация людей на земле,как в царстве небесном. Разработанная Львом Петражицким и Зигмундом Фрейдом. 1. Теологическая (божественная) теория. 6. Психологическая теория. Материалистическая (марксистская) теория.

Всего в теме 43 презентации


Авторы – религиозные философы, Августин Блаженный (), Фома Аквинский (), Филофей (XVI в.), Жан Маритен (XXв.). Официальная идеология Ватикана. Суть - божественное (сверхъестественном) происхождение государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Достоинства: Укрепляет гражданское согласие и духовность; Препятствует насилию Недостатки: не научна Теологическая 11 Фома Аквинский


Авторы – Аристотель (до н.э.), Конфуций (до н.э.), Р. Филмер () Суть - возникновение государства из семьи, а общественной и государственной власти из власти отца семейства. Патернализм. Достоинства: формирование уважения к государственной власти, сплочение общества Недостатки: отрицание специфики государства и госвласти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти 1 Патриархальная 2


Авторы – Г. Гроций (), Т. Гоббс (), Д. Локк (), Ж.-Ж. Руссо (), А.Н. Радищев () Суть - государство возникло в результате общественного договора, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека Достоинства: демократическое содержание, обосновываются естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение Недостатки: игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально- экономические, военно- политические). Договорная 3 Г. Гроций


Авторы – Ф. Энгельс () К. Маркс () В.И. Ленин () Суть - государство есть результат изменения социально- экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство Достоинства: основывается на социально- экономическом факторе общества Недостатки: недооценка национальных, религиозных, психологических, военно- политических и иных причин Классовая 4 Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И. Ленин


Авторы – Огюст Конт (), Герберт Спенсер () Суть – государство - живой организм, продукт социальной эволюции, в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов Достоинства: биологические факторы повлияли на появление государства, так как человек является существом биосоциальным. Недостатки: нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы Органическая 5 О. КонтГ. Спенсер


Авторы – Е. Дюринг (), К. Каутский (), Л. Гумплович () Суть – государство - результат насилия (внутреннего или внешнего), например, завоевание слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения Достоинства: элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств Недостатки: кроме военно- политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Теория насилия 16 К. Каутский


Авторы – Л.И. Петражицкий (), З. Фрейд () Суть – государство образовалось вследствие психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям" Достоинства: указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы и то, что различные интересы людей реализуются только через психику Недостатки: нельзя свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии 1 Психологическая 7 ПетражицкийЗ. Фрейд


Сущность государства Нормативный подход: государство – это совокупность норм, регулирующих поведение, социальные и политические отношения Нормативный подход: государство – это совокупность норм, регулирующих поведение, социальные и политические отношения Институциональный подход: государство – это совокупность социально-политических институтов, имеющее сложную социально-политическую природу и иерархическую структуру Институциональный подход: государство – это совокупность социально-политических институтов, имеющее сложную социально-политическую природу и иерархическую структуру Социологический подход: государство – это социально дифференцированное общество, определенным образом организованное население Социологический подход: государство – это социально дифференцированное общество, определенным образом организованное население


Отношение к государству 1 Государство: – цель и высший результат общественного развития - безусловная польза для общества - должно быть сильным 2 Государство: - социальное и нравственное зло - должно быть ограничено правом (либералы) - должно быть уничтожено (марксисты, анархисты) Этатизм Антиэтатизм


Понятие государства Государство – организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И.) «Государство это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт правителей и управляемых» (Claessen H. J. M.)


Признаки государства Публичная власть, отделенной от общества (аппарат управления и аппарат принуждения) 1 Собственная территория, имеющая административно-территориальное деление 2 Налоговая система 3 Институт гражданства (подданства) 4 Признаки, отличающие государство от догосударственных форм общества Публичная власть: -Отделена от общества и непосредственно ему не подконтрольна -Осуществляется особым слоем людей, наделенных властными полномочиями, для которых управление является профессией -Опирается на право -Подкрепляется принудительной силой государства Государственная символика (гимн, герб, флаг) 5


Признаки государства Суверенитет – независимость от всякой иной власти 1 Исключительное право на правотворчество 2 Исключительное право на эмиссию денег 3 Монополия на легальное применение насилия 4 Признаки, отличающие государство от других политических институтов Представляет интересы общества в целом 5


Функции государства Это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное значение Внутренние функции государства 1 Правовая функция обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина 2 Политическая функция обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества 3 Организаторская функция упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы


Функции государства4 Экономическая функция организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций Экологическая функция гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования 5 6 Социальная функция обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта


Функции государства7 Культурная функция создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики 8 Образовательная функция деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования 9 Идеологическая функция воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей


Функции государства Внешние функции государства 1 Обеспечение национальной безопасности поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства 2 Поддержание мирового порядка участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества 3 Взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами

Слайд 2

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства. Общая характеристика Далее Выход Назад

Слайд 3

Теория Гуго Гроция Содержание Теория Томаса Гоббса Теория Джона Лока Теория Жан-Жака Руссо Теория Евгения Дюринга Теория Людвига Гумпловича Теория Карла Каутского Теория Тарда Теория Николая Коркунова Теория Льва Петражицкого Либертарно-юридическая Патримониальная теория Древнегреческая теория Древнеиндийская теория Древнекитайская теория Теологическая теория Теол. теория в условиях современности Патерналистская теория Патриархальная теория I Теория Огюста Конта Теория Герберта Спенсера Другие теории Государство по Энгельсу Государство по Ленину Патриархальная теория II Выход Назад

Слайд 4

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в Древнегреческая теория Выход Содержание форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Слайд 5

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок и закон. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба. Древнеиндийскаятеория Древнекитайская теория Выход Содержание Индра Император

Слайд 6

Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Теологическая теория Выход Содержание

Слайд 7

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Теологическая теория в условиях современности Жак Маритен Выход Содержание

Слайд 8

От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм Патерналистская теория Выход Содержание Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Слайд 9

От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан. Патриархальная теория I Выход Содержание

Слайд 10

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Патриархальная теория II Выход Содержание

Слайд 11

Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса». Теория Огюста Конта Выход Содержание

Слайд 12

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, Теория Герберта Спенсера Выход Содержание возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Слайд 13

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п. Теории других представителей органической школы Выход Содержание

Слайд 14

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила. Государство по Энгельсу Выход Содержание

Слайд 15

В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Государство по Ленину Выход Содержание

Слайд 16

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественно-правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества). Теория Гуго Гроция Выход Содержание

Слайд 17

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из Теория Томаса Гоббса него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. Выход Содержание

Слайд 18

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его. Теория Джона Локка Выход Содержание

Слайд 19

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Часть 2 Теория Жан-Жака Руссо Часть 1 Выход Содержание

Слайд 20

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Теория Жан-Жака Руссо Часть 2 Часть 1 Выход Содержание

Слайд 21

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы. Теория Евгения Дюринга Выход Содержание

Слайд 22

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей. Теория Людвига Гумпловича Выход Содержание

Слайд 23

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Теория Карла Каутского Выход Содержание

Слайд 24

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики. Теория Льва Петражицкого Выход Содержание

Слайд 25

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Теория Николая Коркунова Выход Содержание

Слайд 26

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство. Теория Тарда Выход Содержание

Слайд 27

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Иные теории происхождения государства Либертарно-юридическая теория Выход Содержание

Слайд 28

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. Патримониальная теория Выход Содержание

Слайд 29

Автор Презентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской основной школы Авсетов Аслан. Материалы - www.ru.wikipedia.org Музыка – Сергей Ущиповский - Бег облаков (Альбом «Баланс Элементов») Январь.2010 год Главная Выход Содержание

Посмотреть все слайды

Происхождение государства и права Презентацию выполнил учитель истории и обществознания филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Новокленское Сухаре Виктор Серафимович Происхождение государства и права

государство

Государство принимает законы; - гарантирует их реализацию;

Право закрепляет

обязательные правила деятельности органов государства,поведения его должностных лиц.

Потребность в государстве и праве

род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями.

к появлению «третьей силы»,

способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство.

Возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни.

Регулировать семейные

отношения

Теории происхождения государства и права

Теорий происхождения государства и права много:

- теологическая теория

- Патриархальная теория

- Теория договора

- Теория насилия

- Органическая теория

- Психологическая теория

- Расовая теория

- материалистическая (марксистская) теория.

Самостоятельная работа с текстом учебника §1, стр6-9. Составление таблицы: Писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. Писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась группа людей, которая профессионально занималась управлением:

Сборщики налогов

надсмотрщики

Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Повторим?

  • Как связаны государство и право?
  • 2. Какие теории происхождения государства и права вам известны? 3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий? 4. Каково содержание теории общест- венного договора? 5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория? 6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.
Домашнее задание: §1, вопросы. Написать эссе: 1. Что появилось раньше - государство или право? Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2011г.
  • Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2011г.
  • Никитин А.Ф. Право Учебник для общеобразовательных учреждений(профильный уровень) Издательство «Дрофа» 2011г.

Теории происхождения государства Существует много вариантов объяснения возникновения государства, и тем не мене ни один из них не дает полноценного ответа. В чем же секрет? А секрет скрыт в поиске, потому что государство как механизм управления людьми является достаточно сложным механизмом, и скорее всего не существует единого ответа на поставленный нами вопрос. Каждая из концепций происхождения государства имеет свое рациональное зерно, и что-то разумное содержится в каждой из них, но истина, как всегда, недостижима.


Теологическая За всю историю человечества было много ученых, которые пытались дать ответ на вопрос о происхождении государства. Наиболее старой теорией является теологическая. Суть ее сводится к тому, что государство – это продукт божественного творения. За всю историю человечества было много ученых,


Фома Аквинский - выдающийся сторонник этой теории В своей работе «О граде Божьем» он описал механизм возникновения государства. Автор утверждает, что государство, как и все на земле, – это продукт творения Божьего, и даровано оно было людям для того, чтобы упорядочить земные процессы. Таким образом, возникает целостная концепция создания мира – есть мир, которым управляет Господь. Делает он это по средствам государства и ставит во главе государств царей. Цари, в свою очередь, являются слугами церкви, то есть Бога, хотя и обладают всей земной властью. На этом религиозный мир замкнулся, а мы с вами шагнули дальше. Религия по-прежнему является важной частью нашей жизни, но она уступила место другим взглядам и концепциям.




Патриархальная теория Суть этой концепции в том, что государство является прообразом семьи. Описывалась такая сцена: семья трансформировалась в род, род перешел в племя, а племя, в силу различных факторов, превратилось в государство. Эта теория был очень удобной для правящих монархов того времени, поскольку во главе семьи должен стоять отец, следовательно, во главе государства должен стоять монарх. И, тем не менее, в этой теории есть большой изъян. Учеными было доказано, что не из семьи получился род, а процесс был прямо противоположный. Это является основной проблемой патриархальной теории.


Договорная теория Государство представляет собой общественный договор. Под договором имеется в виду не подписанный документ, а скорее система связей между отдельными членами общества, которые условно договариваются о том, что они будут выполнять определенные функции для поддержания работы всей системы. В первобытном обществе не было и не могло быть государства, поскольку оно не было нужно, каждый был сам за себя, каждый отстаивал свои личные интересы при помощи физической силы. Теперь, когда люди научились контактировать между собой, они готовы поступиться собственной независимостью и свободой ради безопасности. Государство представляет собой определенные сдерживающие рамки, жертвуется определенная часть свободы, но не вся. Мы соблюдаем установленные законы, таким образом, ограничивая себя в чем-то, но в то же время понимаем, что это необходимо для общественного бытия.


Договорная теория Договорная теория возникла в период очень бурного роста буржуазии в Европе, что порождало собой очень серьезную политическую борьбу между третьим сословием (буржуазией) и монархией. Поэтому обоснователи этой теории говорили, что государство – это договор, а монарх, видимо, – неизбежный фактор, но и у монарха, и у народа должны быть определенные права, которыми они могут пользоваться. Монарх, или государство, имеет право наказывать своих граждан за нарушение закона, а народ, в свою очередь, имеет право на вооруженное восстание, в случае если монарх или государство ущемляет их права. Эта идея лежит в основе всех европейских революций, в том числе американской, хотя в Америке как раз произошла революция европейского типа.






Насильственная теория Государство – это своего рода ответ завоевателя на то, каким образом управлять завоеванным народом. Если все люди жили бы в мире и согласии, то есть представляли бы собой единый организм (например, отдельно взятый народ), то государство им вообще было бы не нужно, они договаривались бы между собой другими методами. В качестве примера можно привести неписаный свод законов горцев Кавказа – Адат. Он не был даже закреплен на бумаге, но все их соблюдали. Таким образом, рассматривая сообщество близких между собой людей, мы понимаем, что государство им вообще не нужно.


Насильственная теория Государство как таковое нужно поработителю. Пришел чуждый народ, захватил территорию, поработил местное население, теперь им нужно управлять. Для этих целей создается некая система – аппарат чиновников, налагается дань, или налог, пишутся специальные законы об управлении людьми. Вроде бы теория подтверждается, но истории известны случаи, когда государства возникали без какого-либо внешнего воздействия. Как же это объяснить? Выходит, что эта теория работает не всегда.


Психологическая теория Внутри человека существует очень богатый психологический мир. Как бы ни была разнообразна психика людей, все они делятся на две категории: ведомых и ведущих. Таким образом, согласно этой концепции государство возникает как психологический позыв людей, которые хотят управлять, и это становится возможным, потому что существует большое количество людей, готовых подчиняться, более того, они даже хотят, чтобы ими управляли. И все бы хорошо, если бы не современные исследования в области психологии. Учеными было доказано, что психика человека не первична по отношению к социально-политической деятельности, а как раз наоборот. Исследования показали, что это внешняя среда влияет на сознание и психику человека. Проще говоря, условия жизни человека диктуются его условиями жизни. Если знаменитая пословица: «с волками жить – по-волчьи выть».






Расовая теория Все расы на земле делятся на две – расу господ и расу рабов. Под расой господ подразумевается так называемая белая, арийская раса, все остальные считаются «недочеловеками», или людьми второго сорта. В рамках этой концепции в истории была очень печальная практика. Речь идет о нацистском государстве. Эту концепцию отвергла сама история, и до сих пор в немецком парламенте стены несут на себе надписи советских солдат- освободителей. Биология позднее доказала, что такой разницы между людьми нет, мы все происходим от одного человека.



Классовая теория Общество раскололось на непримиримые классы – управляющих и управляемых. Произошло это по экономическим причинам, в связи с развитием производства. Люди стали получать прибавочный продукт и, таким образом, начала выделяться определенная верхушка правящих классов, которая смогла сосредоточить в своих руках большой прибавочный продукт. Прибавочный продукт – это некоторый излишек в производстве. Люди, которые обладают большим количеством излишков, возвышаются над обществом, и отсюда возникает противостояние между людьми, которые работают и получают небольшую прибыль, и теми, кто работает мало, или не работает вообще, но имеет значительную прибыль. Последние – это правящие классы. На этом противостоянии и была построена классовая теория государства. Это своего рода борьба между угнетаемыми и угнетателями.


Классовая теория Угнетателями выступали старейшины, начальники или просто физически сильные люди, которые могли отобрать у других этот прибавочный продукт. Таким образом, постепенно возникает правящая элита. Угнетенными были простые трудящиеся крестьяне. Несмотря на всю складность этой теории, в ней тоже есть свои проблемы. Не всегда и не везде общества формировались так, как писали Маркс и Энгельс.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме