Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль образец.

  • Как привлечь к ответственности материально ответственного работника?
  • Как оформляется служебный автомобиль?
  • Можно ли заключить договор о материальной ответственности с водителем?
  • Можно ли не увольнять сотрудника по заявлению об увольнении, если он является материально ответственным лицом?
  • Следует ли заключать договора полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, часто направляемыми в командировки?

Вопрос

Нужен перечень профессий, которые считаются материально-ответственными. Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Ответ

Ответ на вопрос:

Действующим законодательством не предусмотрено определение для такого понятия, как материально-ответственного лица. На практике, под ним понимают лицо, с которым заключён договор о полной материальной ответственности.

Договоры о полной материальной ответственности можно заключить не со всеми сотрудниками, а только с теми, которые:

  • непосредственно обслуживают или используют деньги (товар) или иное имущество, принадлежащее организации;
  • достигли 18-летнего возраста;
  • их должность или работа отнесены к числу тех, которые допускают заключение подобного договора.

Заключить с водителем договор о полной материальной ответственности можно только в том случае, если на него возлагают функции экспедитора, сопровождающего груз, например в рамках совмещения должностей ( ). Должность экспедитора предусмотрена в ранее упомянутом . В этом случае заключить договор о материальной ответственности можно в отношении вверенного экспедитору для перевозки имущества, то есть сопровождаемого груза. На это указывают и суды, см., например, .

Следует отметить, что договор о полной материальной ответственности страхует работодателя только в том случае, если ущерб причинен в результате недостачи вверенных работнику материальных ценностей. Если ущерб причинен в результате порчи имущества, то даже при наличии договора о полной материальной ответственности, взыскать ущерб в полном размере можно будет только в случаях, определённых Трудового кодекса РФ, а в остальных случаях любой работник (даже при наличии договора о полной материальной ответственности) обязан возместить причиненный ущерб в сумме, не превышающий среднего заработка работника. Если же есть основания, предусмотренные ТК РФ, то работника можно привлечь к полной материальной ответственности, даже если с ним не заключён соответствующий договор.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Споры и решения / Схема трудового спора

Если нет договора о материальной ответственности, можно ли взыскать ущерб с работника?

Суть спора: Дмитрий П. попал в аварию на транспортном средстве работодателя. Виновником происшествия признан работник: он нарушил правила эксплуатации автомобиля. Ремонт оплатил работодатель, так как он рассчитывал возместить полученный ущерб за счет сотрудника. Но тот отказался возмещать затраты добровольно, так как работодатель не заключал с работником договор о полной материальной ответственности. Дмитрия П. уволили по части первой статьи 81 Трудового кодекса. Сотрудник обратился в суд.

Что говорит закон по сути спора?

В разделе «Трудовые споры»

вы найдете судебное решение о том, что работник должен возместить материальный ущерб в полном объеме, если работодатель доказал его вину ()

Возмещение ущерба - это право работодателя, реализовать которое возможно только в случаях, напрямую установленных трудовым законодательством. Часто при приеме на работу с сотрудниками не заключают договоры о полной материальной ответственности и при возникновении ущерба в дальнейшем по вине сотрудника взыскать ничего не получается. Таким образом, обязанность сотрудника возместить причиненный работодателю ущерб возникает в связи с трудовыми отношениями между ними 1 .

Материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих условий:
- противоправного поведения (действий или бездействия) сотрудника;
- причинной связи между таким действием и материальным ущербом;
- вины в совершении проступка (ст. 233 ТК РФ, ).

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с сотрудника не подлежат ().

В суде могут быть истребованы документы:

Трудовой договор;
- приказ о приеме на работу и об увольнении;
- должностная инструкция работника;
- документы, подтверждающие факт и основания управления транспортным средством работодателя;
- документы, подтверждающие размер ущерба (остаточная стоимость автомобиля с учетом амортизации, стоимость ремонтных работ, оценка страховой компании);
- документы, подтверждающие вину работника (акт, оформленный страховой компанией, протокол органов ГИБДД, письменные объяснения работника)

Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю: ограниченную () и полную ().

Чтобы выиграть дело, работодателю необходимо доказывать, что:

Именно работник виноват в наступлении ущерба;
- есть основание для возмещения полного материального ущерба в соответствии со Трудового кодекса;
- заключение с работником договора о полной материальной ответственности не являлось обязательным или было невозможным в силу того, что его должность (профессия) не входит в перечень, утвержденный .

Этот перечень должностей и работ является исчерпывающим.

Чтобы отстоять свою позицию, работник может доказывать, что:

Его вины в указанном событии нет;
- автомобиль является для него средством труда (например, если сотрудник организации - водитель), а не передавался по разовому акту;
- отсутствует фактический ущерб работодателя (например, стоимость ремонтных работ), так как страховая компания все возместит;
- его действия не подпадают под случаи полной материальной ответственности, предусмотренные Трудового кодекса.

У кого больше шансов выиграть дело?

Если же страховая компания возмещает ущерб работодателю по договору страхования КАСКО, то взыскивать с сотрудника будет нечего.

Если работодатель проиграет дело, суд может потребовать:

В разделе «Кадровые документы»

вы найдете образец: трудовой договор с совместителем (help.сайт/vk/item6625)

Восстановить работника на работе;
- оплатить вынужденный прогул с даты увольнения по день восстановления на работе из расчета среднего заработка;
- возместить моральный вред (если такие требования работником заявлялись в суде);
- оплатить судебные расходы.

Знаете ли вы ответы на эти вопросы?

Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с секретарем в связи с тем, что ее рабочее место оборудовано дорогим компьютером?
Необходимо ли заключать договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером, если она не работает с денежными средствами?
Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с работником, который закупает и учитывает бланки трудовых книжек и вкладышей в них?
Можно ли взыскать материальный ущерб по соглашению с работником в размерах, превышающих средний заработок, если сотрудник признал свою вину в досудебном порядке?
Ответы на эти вопросы вы найдете в следующем номере.

Если для совместителя работа фактически является основной, можно ли его уволить?

Может ли сотрудник-совместитель работать в сменном режиме с 12-часовыми сменами по совместительству?

Да, может, если работник свободен по основному месту работы (). При этом не ограничивается продолжительность рабочего дня по совместительству. Главное, контролировать, чтобы по итогам месяца сотрудник-совместитель не превысил половины от установленной нормы для этой категории работников.

Если у совместителя прекращается трудовой договор по основному месту работы, значит ли это, что трудовые отношения по совместительству автоматически становятся основным местом работы или надо перезаключать договор?

Трудовые отношения по совместительству не могут измениться автоматически. Работник может искать себе другое основное место работы. Условие трудового договора о совместительстве между сотрудником и определенным работодателем не может находиться в зависимости от того, какие обстоятельства складываются между сторонами (при внешнем совместительстве). Перейти с совместительства на основное место работы можно несколькими способами.

Совет

Предоставляйте совместителям гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в полном объеме ()

Во-первых, если работник, который уволился с основного места работы, выступит с инициативой изменить условия заключенного договора по совместительству и работодатель будет согласен, то они могут заключить дополнительное соглашение к существующему трудовому договору. В документе надо указать, какие именно условия работы меняются. Например, режим рабочего времени, оплата труда, условие о совместительстве. Затем необходимо издать приказ в свободной форме об изменении условий трудового договора и отразить их в иных кадровых документах работника ().

Во-вторых, можно составить соглашение о расторжении трудового договора по совместительству (). А в дальнейшем уже заключить новый договор с другими условиями по основному месту работы. При этом в трудовую книжку работника вносятся соответствующие записи об увольнении и приеме.

Если сотрудник-совместитель захочет работать в организации по основному месту работы, нужно ли с ним прекращать трудовой договор по совместительству?

Совет

Прежде чем начать оформление, разъясните работнику, в чем разница между расторжением трудового договора и изменением его условий

Прекратить трудовой договор по совместительству вы можете, например, путем расторжения договора по соглашению сторон в любое время (). В этом случае необходимо внести запись в трудовую книжку об увольнении и далее о приеме по основному месту работы.

Или измените условия трудового договора, заключив дополнительное соглашение, как указано в ответе выше. Причем обязательно укажите все условия, которые изменятся. Например, режим рабочего времени, размер зарплаты.

Должен ли работник, поступающий на работу по совместительству, представить ИНН?

Нет, не должен. Подобное требование отсутствует в законодательстве даже для работника, который заключает трудовой договор по основному месту работы (ст. 65, 283 ТК РФ). Сотрудник может представить ИНН добровольно ().

Валентина МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, генеральный директор Института профессионального кадровика

1 Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Водитель автотранспортного средства – это не просто человек, который ведет машину из пункта А в пункт Б. Данная профессия настолько многофункциональна, что сочетает в себе несколько специфик. Но когда речь заходит о водителя, не все могут с уверенностью сказать может ли она быть возложена на данную профессию.

    Водители в том или ином количестве как наемные лица есть на любом предприятии. Принимая на работу шофера, ему выдается автомобиль и сразу же возникает вопрос, а в какой мере он несет ответственность за столько дорогое транспортное средство.

    Как и с другими наемными лицами с шофером при приеме на работу подписывается . В нем оговариваются условия будущего сотрудничества, график работы и размеры оплаты за произведенный труд. Трудовое соглашение закрепляет тот факт, что стороны принимают на себя обоюдную ответственность, и каждый обязан исправно исполнять свою часть контракта. Кроме соглашения, водителю составляется должностная инструкция, которая полно очерчивает его трудовые обязанности.

    В обязанности водителя входят:

    1. Следить за исправностью авто и своевременно оповещать нанимателя о необходимости ремонта или ТО.
    2. Поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи.
    3. Следовать прописанным маршрутам.
    4. Соблюдать правила дорожного движения.
    5. Следить за погрузкой и выгрузкой пассажиров или грузов.

    На работника данной профессии не должны возлагаться обязанности по ремонту авто, он может производить лишь мелкие починки.

    Законодательное регулирование вопроса

    Но является ли шофер ответственным за груз и машину? Работодатель для решения данного вопроса обязан ориентироваться на существующие законодательные нормы в Российской Федерации.

    В РФ Постановлением Минтруда России в 2002 году утвержден Перечень № 85. В нем приводятся списком все профессии, которые могут по желанию нанимателя привлекаться к . Не внесенные в перечень профессии не могут нести обязательства по возмещению причиненного ущерба в полном объеме. Поэтому заключать такие договоры с работниками, которые работают на местах, не внесенных в Перечень нельзя. А если он будет все же заключен, то его правомерность оспаривается в судебном порядке.

    Ориентируясь на пункты Перечня можно с уверенностью сказать, что заключить договор о материальной ответственности водителя нельзя.

    А вот если водитель, по является еще и экспедитором, то ситуация сразу в корне меняется. Ведь экспедитор, подолгу своей профессии, отвечает за выданные ему материальные ценности с момента их выдачи до момента доставки их до получателя.

    Можно ли заключить договор о материальной ответственности?

    Чтобы заключить на постоянной основе договор материальной ответственности водителя за автомобиль, необходимо проставить в его трудовое соглашение приставку экспедитор. При наличии такого уточнения обязательства по наступают после того, как будет подписан договор о материальной ответственности. До момента его подписания действуют общие правила возмещения причиненного ущерба, а именно в размере, не превышающем оклад за один месяц.

    Отсутствие договора с водителем не означает, что на него нельзя возложить некие финансовые обязательства. Например, можно выдавать грузы по доверенности. Доверенность автоматически подразумевает несение полных обязательств по сохранности, доставке, аккуратной погрузке и выгрузке товаров. Этот документ ограничен временными рамками или является разовым до момента передачи груза. Неудобство данного метода заключается в необходимости подготовки лишних бумаг. Если товары перевозятся не на постоянной основе, то доверенность прекрасно решит проблему с возложением ответственности.

    Что касается самого транспортного средства, то здесь каждый случай рассматривается отдельно. Принимаются во внимание факторы, повлекшие поломку или аварию, доказывается виновность лица.

    Ответственность водителя за причиненный ущерб

    Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром. Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого. По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются. Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

    В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

    1. Полную матответственность.
    2. Ограниченную матответственность.

    Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

    Ограниченная ответственность

    Ограниченные обязательства несут все работники, которые были приняты на работу с соблюдением законодательных норм о трудоустройстве.

    При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

    Большей частью на различных предприятиях (причем не только автотранспортных) водитель становится материально ответственным лицом за машину. А это значит, что статья 242 Трудового кодекса России обязывает работника нести все затраты по возмещению ущерба в полном размере.

    Случаев, когда может наступить ответственность водителя, очень и очень много. Это и различные ДТП, и кражи из автомобиля ценных вещей (магнитолы и т.д.), и многое другое.

    Что предусматривает закон

    Все случаи, за которые водитель несет полную ответственность, подробно расписаны в Трудовом кодексе РФ. Так, например, восстанавливать придется различную недостачу ценностей, которые были переданы водителю вместе с машиной по договору с прикрепленной к нему описью.

    Если работник установил в машине собственные ценные вещи – например, поменял магнитолу, в случае утери за них спрашивать с него не будут. Но родной аппарат придется поставить на место.

    Также полная материальная ответственность сотрудника наступает при наличии его вины в происшествии. Например, оставил незакрытой дверь, оставил ключи в замке зажигания, не проверил автомобиль перед отправкой в путь и попал в ДТП из-за технической неисправности. Также к числу поводов для возмещения ущерба самим водителем относится противоправное поведение последнего. Причем рассматривается как действие, так и бездействие. Например, если он видел, что машину вскрывают, чтобы украсть магнитолу, но при этом не позвал на помощь и сам сопротивления не оказал.

    Материальная ответственность не наступит только в тех случаях, если была непреодолимая сила, возникла крайняя необходимость, имела место необходимая оборона или были зафиксированы факты неисполнения работодателем своих обязанностей по обеспечению необходимых условий хранения машины.

    С кем заключают договоры на полную материальную ответственность

    Договор о полной материальной ответственности водителя может быть заключен с работником в возрасте от 18 лет и без верхнего ограничения. Как правило, такие бумаги подписывают с теми сотрудниками, что обслуживают или используют товарные ценности (в частности автомобиль).

    Согласно законодательству есть четко определенный список тех, с кем может быть заключен договор о полной материальной ответственности. В него входят:
    - заведующие складов;
    - иные руководители этих складов;
    - сотрудники, задействованные на заготовке грузов, их транспортировке, хранении и т.д.;
    - кастелянши;
    - экспедиторы.

    Заключая договор о полной материальной ответственности, стоит понимать, что вы не подписываетесь под сохранностью всего имеющегося у руководителя или хозяина компании имущества. Предметом договора является строго то имущество, которое было вверено работнику.

    Основная функция работника-водителя состоит в управлении транспортным средством. И вполне справедливо возложить на него ответственность за сохранность этой дорогостоящей вещи. Кроме этого, автомобиль – источник повышенной опасности, в связи с чем при его использовании увеличивается вероятность нанесения материального ущерба.

    Руководители организаций и менеджеры по персоналу часто заблуждаются, в чем именно заключается функционал шофера. Это приводит к ошибкам при привлечении к материальной ответственности водителя за автомобиль.

    Обязанность водителя возместить стоимость поломок авто зависит от разных юридических и фактических обстоятельств, которые мы постараемся разъяснить ниже.

    Понятие материальной ответственности работника

    Суть материальной ответственности работника выражается в его обязательстве компенсировать работодателю фактический ущерб, возникший из-за виновного нарушения должностных обязанностей. Сотрудник должен оплатить только реальный имущественный убыток, а упущенные прибыль и экономия не возмещаются.

    Материальная ответственность подразделяется на :

    1. Ограниченную, при которой работнику надлежит выплатить компенсацию в рамках суммы собственной среднемесячной зарплаты. Такое материальное обязательство возложено законом на всех без исключения нанятых работников.
    2. Полную, по правилам которой сотрудник всецело оплачивает сумму вреда. Это обязательство возникает только в случаях, исключительно обозначенных в законе, в частности в силу договора о полной материальной ответственности.

    Окончание трудовых отношений не упраздняет обязанности заплатить за материальный убыток.

    Права и обязанности водителя

    Привлечь работника к любому из обозначенных видов материальной ответственности за вред можно при нарушении им своих обязанностей.

    Основные обязанности водителя состоят в :

    • управлении автомобилем;
    • соблюдении правил дорожного движение;
    • перевозка клиентов организации;
    • поддержании автомобиля в рабочем состоянии: замена масла, заправка топливом, проверка механизмов и т.д.;
    • ремонте мелких поломок авто – например, устранение неисправности системы очистки лобового стекла.

    Обязанностям корреспондируют приблизительно такие права:

    • требовать от работодателя существенного ремонта авто;
    • отказаться управлять автомобилем в неисправном техническом состоянии;
    • самостоятельно принимать решения в пределах своей рабочей компетенции.

    Конкретные обязанности и ответственность в развернутом виде прописываются в должностной инструкции водителя и зависят от направления деятельности организации. Для шофера такси будет присутствовать обязанность информировать пассажира о готовности авто к поездке. Водитель курьерской службы обязан передавать клиенту вверенные вещи и т.п.

    Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль?

    По закону оформить соглашение о стопроцентной материальной ответственности можно с наемным совершеннолетним (от 18 лет) работником, непосредственно (то есть физически) обслуживающим имущественные ценности, должность которого поименована в Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85, регулирующим этот аспект отношений.


    В перечне должностей и работ водители автомобилей отсутствуют. Поэтому с ними заключать такой договор нельзя.

    Массивная судебная практика по вопросу привлечения к материальной ответственности водителя за автомобиль мотивирует это следующим образом. Функция шофера – управление машиной, в связи с чем авто для него рабочий инструмент, а не вверенная ценность. Перемещение автомобиля есть средство, а не самоцель перевозки.

    В перечне должностей, допустимых для заключения договора об абсолютной материальной ответственности, поименованы экспедитор и инкассатор. Но и здесь автомобиль будет рабочим средством, а не вверенным имуществом, в отличие от транспортируемых грузов. Поэтому и здесь возложение материальной ответственности за автомобиль есть момент спорный, и уяснять его придется, скорее всего, в судебном споре.

    Тем не менее кроме договорной абсолютной ответственности, закон допускает ее возникновение в других особых случаях, каждый из которых применим к водителю автомобиля.

    Внедоговорные основания привлечения к полной материальной ответственности такие:

    • с работником заключено разовое соглашение за вверенные ценности – и это может быть сам по себе транспортируемый автомобиль;
    • сотрудник умышленно нанес вред – к примеру, водитель намеренно разбил стекло авто;
    • работник в момент причинения вреда был пьян;
    • имущественный вред возник в результате преступления или административного проступка при наличии соответствующих приговора или акта – для водителей актуальны повреждения автомобиля вследствие виновных ДТП, подпадающих под соответствующие статьи;
    • сотрудник разгласил охраняемую тайну;
    • материальный ущерб причинен вне трудовых отношений – водитель повредил автомобиль при его использования после окончания рабочей смены.

    Чтобы привлечь наемного работника к материальной ответственности, как к ограниченной, так и к полной, работодателю нужно соблюсти общую процедуру привлечения.

    До предъявления провинившемуся водителю требования о материальной компенсации работодатель обязан провести расследование и установить точную сумму убытка, а также его причину. На этом этапе возможно привлечение оценочных экспертов и сотрудников ГИБДД (если поломка авто в результате ДТП). Водитель обязательно должен письменно объяснить ситуацию работодателю.

    Если сумма вреда меньше средней зарплаты водителя, работодатель не позднее месяца после окончания расследования может распорядиться об удержании из его заработка. В остальном, при отсутствии согласия сотрудника оплатить ущерб добровольно, привлечение к имущественной ответственности происходит через суд. Обратиться туда наниматель должен в пределах года.


    Трудовой закон не запрещает работодателю отказаться от взыскания компенсации или уменьшить ее. Кроме того, стороны вправе подписать соглашение о добровольном возмещении поломок автомобиля на любых условиях – с рассрочкой оплаты или вообще заменой ее на ремонт силами и работника.

    Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

    Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

    Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

    Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

    У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

    Есть и пределы

    Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

    Согласно законодательным актамТрудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

    Исключение из правил составляют два случая:

    1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
    2. Человек является экспедитором . В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

      Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать.

    Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

    В чем именно заключается МО этой должности?

    Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

    • Техническое состояние транспортного средства;
    • Сохранность и качество перевозимых предметов.

    Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

    А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно (по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

    Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

    Теперь непосредственно о грузе .

    Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

    Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

    Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

    Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

    Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей , поэтому отвечать за это он не может.

    Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

    Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

    Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

    Заключение необходимых соглашений

    При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

    Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

    Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной и о соответствующем соглашении речи идти не может.

    Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

    • Трудовой контракт;
    • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
    • Должностная инструкция.

    Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

    Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

    • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
    • Расторгнуть трудовые отношения;
    • Предложить другую должность.

    Составление договора

    При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

    В наличии должны находится следующие разделы:

    • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
    • Предмет – определение обязанностей;
    • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями;
    • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
    • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза,и которые от него не зависели;
    • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
    • Подписи и печати сторон.

    Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

    Заключение

    Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме