Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Создание помех на проезжей части. Помехи пдд и их решение

При возникновении конфликтной ситуации - не уступили дорогу автомобилю с "мигалкой" - сотрудники ГИБДД, как правило, безотносительно к нюансам ситуации сообщают водителю о мере ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, сопровождается которое изъятием водительского удостоверения. И многие водители считают подобное обоснованным. На самом деле в данной ситуации нюансы как раз есть. Попробуем разобраться, какая ответственность определена законом.

Обратим внимание водителей, что раздражающие их "мигалки" - это часто автомобили с проблесковыми маячками синего цвета, которые не имеют специальной раскраски. Просто дорогой черный лимузин иностранного производства с парой синих "ведерок" на крыше.
Не пропустить такое авто не так страшно – максимум 300 рублей штрафа, да и те платить придется только в том случае, если сидящие в машине с мигалкой люди имеют какое-то срочное и даже неотложное задание государственной важности, подтвержденное соответствующим документом.

Обратимся к законодательству.

Статья 12.17 часть 2 КоАП РФ «Непредставление преимущества в движении транспортных средств со специальными цветографическими схемами и с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Штраф от 300 до 500 рублей или лишение прав на управление транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев, изъятие водительского удостоверения». Вот тот самый и единственный в данном контексте случай, когда не уступивший дорогу водитель может лишиться водительского удостоверения.

Если автомобиль со спецсигналом и мигалкой синего цвета не имеет специальной раскраски, то наказание за игнорирование такой машины значительно мягче: статья 12.17 часть 1 КоАП РФ «Непредставление преимущества в движении маршрутным транспортным средствам, а равно транспортным средствам с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Предупреждение или штраф в размере от 100 до 300 рублей».

А вот ответственность водителя автомобиля со спецсигналом и "мигалкой" синего цвета не имеющего специальной раскраски, если соблюдать не только его права, но и обязанности, должна быть следующей.

Первое наказание: статья 12.5 часть 4 гласит «Управление ТС, на котором без разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (кроме охранной сигнализации). Лишение прав на управление ТС на срок от 12 до 18 месяцев с конфискацией устройств, изъятие водительского удостоверения, запрет эксплуатации, снятие номерных знаков». Второе наказание: статья 12.5 часть 5 «Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (кроме охранных), установленных без разрешения.» Наказание то же: «Лишение прав на управление ТС на срок от 12 до 18 месяцев с конфискацией устройств, изъятие водительского удостоверения, запрет эксплуатации, снятие номерных знаков». Наказания для владельца автомобиля на данный момент законом не предусмотрено.

Транспортные средства со специальными цветографическими схемами и с проблесковым маячком синего цвета

В тексте Правил вы встретите и тот и другой термин. В одном месте Правил вы прочитаете: «Водители должны уступить дорогу и т.д.». В другом месте Правил вы прочитаете: «Водители не должны создавать помех и т.д.». Оба термина означают одно и то же. А вот, что именно они означают, к сожалению, далеко не каждый водитель понимает правильно.

Попробуем разобраться с этими терминами на конкретных примерах.

Перед вами нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог (светофоров нет, знаков приоритета нет, обе дороги с твёрдым покрытием). В этом случае очерёдность проезда устанавливается по общему принципу «помехи справа» - тот, у кого помеха справа, должен уступить дорогу.

Посадите себя мысленно за руль красного автомобиля, и вы поймёте, что серый автомобиль приближается к перекрёстку справа от вас. Следовательно, сейчас вы должны остановиться у края пересекаемой проезжей части, пропустить серый автомобиль и только после этого продолжить движение.

Вполне возможно, у вас возник вопрос: «Почему уступать нужно тому, кто справа, а не слева»?

Такое требование Правил не что иное, как следствие правостороннего движения, принятого в нашей стране. Согласитесь, что расстояние до точки столкновения у вас больше, чем у водителя серого автомобиля, то есть вам легче выполнить требование «Уступите дорогу».

Скажите, а сейчас вы будете уступать дорогу серому автомобилю? Он ведь по-прежнему справа от вас!

Скорее всего, сейчас вы проедете через перекрёсток первым.Но!

Прежде, чем проехать, вы оценивали расстояние до серого автомобиля?

Прежде, чем проехать, вы оценивали скорость серого автомобиля?

Прежде, чем проехать, вы учитывали состояние дорожного покрытия (если гололёд, то можно на перекрёстке и забуксовать).

Прежде, чем проехать, вы помнили об уровне своего водительского мастерства (при неумелом трогании с места двигатель может и заглохнуть).

Прежде, чем проехать, вы учитывали динамические возможности своего «железного коня» (на сколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

Вы же понимали, что вся ответственность за безопасность разъезда, полностью лежит на вас! Вы могли бы принять и другое решение – остановиться и (от греха подальше) пропустить «серого».

Но в обоих случаях (первым вы проехали или вторым) вы это делали,уступая дорогуводителю серого автомобиля!

Резюмируем:

«Уступить дорогу» – требование, не означающее обязательную остановку!

Обязательным является – не создать никаких помех тем, кто имеет по отношению к Вам преимущество в движении.

«Создать помеху» означает вынудить другого водителя изменить скорость или направление движения.

Тот факт, что водитель проехал первым (не создавая помех) вовсе не означает, что он не уступил дорогу.

Правила дают такое определение термину «уступить дорогу»:

Правила. Раздел 1.Уступить дорогу (не создавать помех)- требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Преимущество. Приоритет.

И опять-таки необходимо сказать, что в тексте Правил вы встретите оба термина. Где-то будет написано: «Водитель имеет преимущество и т.д.». Где-то будет написано: «Приоритет маршрутных транспортных средств». Оба эти термина означают одно и то же, а именно, право на первоочередное движение в намеченном направлении.


«Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)» - термины взаимосвязанные: если уж один имеет преимущество, значит, другой должен уступить дорогу. Важно только, чтобы в любой ситуации все участники дорожного движения безошибочно определяли свой статус: кто вы сейчас – «первый» или «второй».

Правила дают такое определение термину «преимущество»:

Правила. Раздел 1. Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обгон и опережение.

Обгон – самый сложный и самый опасный манёвр. Не зря Правила посвятили ему отдельный раздел и ввели целый перечень ограничений на выполнение этого манёвра. Тут только важно, чтобы водитель чётко понимал, что такое обгон и чем он отличается от опережения.

Обгон – это всегда выезд на «встречку»!

А значит обгон, как его трактуют Правила, возможен только в следующих трёх случаях.

Итак, Правила наделили маршрутные транспортные средства (далее – МТС) определёнными преимуществами. Одновременно Кодекс ввел перечень наказаний для водителей, создающих помехи движению МТС.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами.

Кодекс счёл нарушение этого требования неопасным и предложил минимальное наказание:

КоАП. Статья 12.17. Часть 1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству влечет

Такое же минимальное наказание ждёт водителя и в том случае, если он не уступит дорогу автобусу или троллейбусу, начинающему движение от обозначенной остановки – предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

А в Протокол нарушения инспектор впишет: «Нарушил требование пункта 18.3 ПДД».

Правила. Раздел 18. Пункт 18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.

Правила разрешили нам сажать или высаживать пассажиров на остановках МТС, но при условии, что это не создаёт помех МТС.

Водителя этой белой легковушки уже можно наказывать – предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Это если он остановился с целью посадки-высадки и при этом создал помеху автобусу. А если остановился с другой целью, тогда это другое нарушение, и об этом разговор в Теме 19.


И ещё Правила разрешили движение по трамвайным путям (если все полосы данного направления заняты), а поворот налево или разворот не просто разрешили, а строго предписали – обязательно с трамвайных путей!

Вот они и выстроились на трамвайных путях в ожидании возможности повернуть налево.


А тут некстати и трамвай подоспел. И что же, теперь они все нарушители, и надо срочно перестаиваться на проезжую часть?

Нет, сейчас водители Правила не нарушают. Ведь что такое по Правилам «уступить дорогу» – это требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр , если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

То есть по Правилам создать помеху можно только в динамике, начиная или продолжая движение. А они сейчас вообще не двигаются, стоят неподвижно, а когда поедут, тем более не создают помеху трамваю, наоборот – освобождают трамвайные пути.

А пока и автомобили, и трамвай просто стоят в общей очереди в ожидании возможности продолжить движение в намеченном направлении.


Другое дело сам манёвр перестроения на трамвайные пути, Правила именно это и имели в виду. Вот тут уж, будьте любезны, перестаиваясь на трамвайные пути, уступите дорогу трамваю.

Но наказание за такое нарушение по-прежнему мизерное – предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Гораздо серьёзнее Кодекс наказывает водителей за выезд на полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств – Правда, здесь не всё так однозначно.

Если полоса для МТС отделена прерывистой линией, и над нею синий знак, можно сюда заезжать совершенно безнаказанно для посадки-высадки пассажиров или чтобы попасть в прилегающую территорию.

Однако всё остальное запрещено. Любая попытка опередить кого-нибудь или объехать препятствие с выездом на полосу МТС, или припарковаться не с целью посадки-высадки карается строго – штраф 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).


Если над полосой «кирпич», тогда неважно, какая разметка отделяет полосу для МТС, въезд сюда запрещён категорически.

И наказание всё то же – штраф 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).


Если полоса для МТС отделена сплошной линией, тогда наоборот – неважно какой знак над полосой, синий или красный, въезд сюда запрещён категорически.

И наказание всё то же – штраф 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).

Ну, а это не просто выезд на полосу для МТС, это выезд на встречку!

И, соответственно – штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Наиболее частое, а соответственно распространенное правонарушение, которое может совершить пешеход нарушивший ПДД, это переход дороги в неположенном месте. Тем не менее, переход дороги в неположенном месте может не ограничиться нарушением по статье Статья 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Эта статья предусматривает минимальный штраф или даже предупреждение. А вот создание помехи, которое фактически вполне может быть при таком переходе в неположенном месте, уже само по себе более тяжкое правонарушение.

Итак, если переход дороги пешеходом сопровождался созданием помехи для ТС, то пешеходу уже может быть вменена другая, более строгая статья, а соответственно и другой более штраф. Именно о таком штрафе за создание помехи пешеходом для ТС, мы и поговорим в нашей статье.

Какой пункт ПДД нарушает пешеход создавая помеху для ТС, по какой статье КоАП РФ он будет нести ответственность

Вначале обратимся к ПДД, как к "Библии" всех участников дорожного движения, а именно к главе 4 «Обязанности пешеходов». Здесь вырвем из контекста следующие слова из пункта 4.4…

…При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств…

Здесь в принципе все становится ясно, что помеха может создаться по Правилам лишь тогда, когда пешеход переходит вне перекрестка, при этом игнорирует приоритет ТС. А теперь о статье КоАП РФ. В случае, если пешеход создал помеху ТС, неважно каким образом это произошло. Переходил ли он дорогу в неположенном месте или причиной тому стали другие варианты его поведения, к нему будет применена статья 12.30 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», которая, конечно, предусматривает штраф. О размере штрафа за создание помехи для ТС мы расскажем далее…

Штраф за создание помехи для ТС пешеходом (Статья 12.30 КоАП РФ)

Теперь непосредственно о мере наказания. Итак, часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ гласит:

...Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей

…из этого можно сделать вывод о том, что штраф в случае создания помехи пешеходом для ТС составит 1000 рублей. При этом заметьте, что речь о профилактической работе не идет, то есть возможность получить предупреждение отсутствует.

Может ли быть выписан штраф за переход в неположенном месте по нескольким статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ?

Теперь давайте попробуем сгустить краски. Скажем вы перешли в неположенном месте, да еще и создали помеху. Может быть в этом случае выписано два штрафа? На самом деле инспектор не может выписать пешеходу более чем один штраф, по разным статьям КоАП РФ. Но только в том случае если нарушение представляло собой одно действие! Например, разовый переход дороги в неположенном месте или на красный, при этом с созданием помехи для ТС. Об этом говорится в статье 4.4 КоАП РФ (часть 2), процитируем:

…При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

…то есть, будет применена более строгая статья, а именно 12.30 КоАП РФ.

Можно ли избежать штраф за создание помехи пешеходом для ТС или заплатить его со скидкой

Если вы внимательно читали нашу статью, то на первую часть заголовка этого абзаца в состоянии ответить сами. Нет, от штрафа здесь не уйти! А вот что на счет оплатить подешевле, то это вполне решаемо. Так в распоряжении всех нарушителей ПДД есть статья 32.2 КоАП РФ, которая подразумевает скидку в 50 процентов при оплате штрафов в 20-дневный период с момента вынесения постановления. Такая скидка распространяется не для всех статьей КоАП РФ, но для 12.30 - ДА! Здесь главное уложиться в сроки. Не заплатить ранее чем информация о штрафе появиться в базе ГИБДД и не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Вопрос-ответ по теме "Создание помехи для ТС пешеходом"

Вопрос: При переходе дороги в неположенном месте могут ли выписать штраф за создание помехи для ТС и сколько?
Ответ: Да, могут! При этом если выпишут за "помеху ТС", то не могут выписать за переход в неположенном месте. Штраф 1000 рублей.

  1. 1 . Важное значение для квалификации данного правонарушения имеет понятие “жилой зоны”. В перечне основных понятий и терминов, содержащихся в п. 1.2 Правил дорожного движения, такое понятие отсутствует. Порядок движения в жилых зонах регламентирован в разд. 17 Правил дорожного движения, где, в частности, предусмотрено, что в жилой зоне, т.е. на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 “Жилая зона” и 22 “Конец жилой зоны”, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств, скорость которых в этой зоне не должна превышать 20 км/ч (п. 10.2 Правил дорожного движения). Кроме этого, в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест (п. 17.2 Правил дорожного движения).

Невыполнение соответствующих требований образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения. Конкретные противоправные действия могут выражаться в сквозном движении по жилой зоне, движении транспортных средств со скоростью более 20 км/ч, осуществлении учебной езды на соответствующей территории и др.

  1. 2 . Квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является место совершения правонарушения. Совершение правонарушения в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге влечет назначение повышенного административного штрафа.
  2. 3 . Субъектами рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств.
  3. 4 . С субъективной стороны комментируемое административное правонарушение характеризуется умышленной виной.
  4. 5
  5. 6 . Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматривают начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Комментарий к статье 12.29

  1. 1 . В п. 1.2 Правил дорожного движения даны определения участников дорожного движения, которые являются субъектами административных правонарушений, предусмотренных в комментируемой статье.

Пассажир определяется как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В разд. 4 Правил дорожного движения определены следующие обязанности пешеходов .

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красною цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями п. п. 4.4 – 4.7 данных Правил.

В разд. 5 Правил дорожного движения предусмотрены следующие обязанности пассажиров :

– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Кроме этого, пассажирам запрещается :

– отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– открывать двери транспортного средства во время его движения.

Невыполнение соответствующих обязанностей и запретов пешеходами и пассажирами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

  1. 2 . Часть 2 ст. 12.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, возчиками и иными лицами, участвующими в процессе дорожного движения (за исключением пешеходов и пассажиров, также водителей транспортных средств). Обязанности перечисленных участников дорожного движения содержатся в различных положениях правил.

Так, например, в соответствии с п. 24.8 Правил дорожного движения велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

– управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

– перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

– перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

– двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

  1. 3 . Ответственность лиц, названных в ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, совершивших нарушения правил в состоянии опьянения, предусмотрена в ч. 3 комментируемой статьи. Для наличия состава административного правонарушения должны быть установлены два факта:

1) нарушение возчиком, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований Правил дорожного движения;

2) нахождение соответствующего участника дорожного движения в момент совершения нарушения Правил дорожного движения в состоянии опьянения. Порядок проведения освидетельствования указанных лиц на состояние опьянения аналогичен проведению освидетельствования в отношении водителей транспортных средств (см. комментарий к ст. 12.8 КоАП РФ) .

  1. 4 . Субъектами административных правонарушений по анализируемой статье могут быть участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста.
  2. 5 . С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.
  3. 6 . Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. 7 . Рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителя, а по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи – также сотрудников Госавтоинспекции, имеющих специальное звание, старших участковых уполномоченных полиции и участковых уполномоченных полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Комментарий к статье 12.30

  1. 1 . Для квалификации административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи важное значение имеет понятие “создание помех в движении транспортных средств” . Законодательство не содержит такого определения. Исходя из содержания понятия “уступить дорогу (не создавать помех)”, сформулированного в п. 1.2 Правил дорожного движения, искомое определение можно сформулировать как нарушение правил пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), которое может вынудить водителей транспортных средств, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость. Под термином “преимущество (приоритет)” в указанном пункте Правил понимается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Поведение пешеходов, пассажиров, иных участников дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства) регламентируется разд. 4, 5, 24, а также некоторыми другими положениями Правил дорожного движения, однако ответственность по ч. 1 комментируемой статьи может наступить только в случае создания помехи в движении транспортных средств.

  1. 2 . Для состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ч. 2 комментируемой статьи, конструктивным признаком состава административного правонарушения, кроме нарушений Правил дорожного движения, является наступление вредных последствий в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Напомним, что в примечании к ст. 12.24 КоАП РФ предусмотрено, что под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Соответствующее медицинское заключение, полученное в рамках проведения административного расследования, будет являться основанием для привлечения пешехода, пассажира, иного участника дорожного движения (кроме водителя транспортного средства) к административной ответственности по ч. 2 анализируемой статьи.

  1. 3 . С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины. По отношению к вредным последствиям, предусмотренным в ч. 2 комментируемой статьи, вина проявляется в форме неосторожности.
  2. 4 . Протоколы по данным правонарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. 5 . Рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителя. По ч. 1 комментируемой статьи дела также вправе рассматривать сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

Комментарий к статье 12.31

  1. Нормативные правовые акты не содержат определения термина “выпуск транспортного средства на линию”. По сложившейся правоприменительной практике под этим термином понимается официальное разрешение водителю на выезд из гаража (автохозяйства, бокса и др.) для участия в дорожном движении, данное должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона о безопасности дорожного движения допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В п. 1 ст. 17 названного Закона установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Подзаконный акт – Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации устанавливает запрет должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выпускать на линию транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Выпуск на линию транспортных средств с нарушением установленных требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

  1. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, также возлагается обязанность обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения). Аналогичная норма содержится в п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, где установлен запрет на выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованных без соответствующего разрешения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определен в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации).

Невыполнение адресатами перечисленных требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи.

  1. Под подложными регистрационными знаками подразумеваются знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами либо с внесенными в подлинные регистрационные знаки какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них символы, а также государственные регистрационные знаки, не внесенные в регистрационные документы данного транспортного средства.

Требования к установленным на передней части транспортных средств световым приборам или световозвращающим приспособлениям, цвету огней и режиму работы световых приборов определены соответствующими положениями Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 “Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств” и п. п. 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Выпуск на линию транспортных средств с нарушением этих требований влечет ответственность по ч. 3 комментируемой статьи.

  1. В ч. 4 комментируемой статьи установлена ответственность за выпуск на линию транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам РФ (п. п. 11 и 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
  2. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.
  3. С субъективной стороны данные правонарушения характеризуются умыслом.
  4. Протоколы о таких правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.31 КоАП РФ, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи – также старшими и государственными инспекторами и безопасности дорожного движения (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Комментарий к статье 12.31.1

  1. 1 . В ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения содержатся основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В частности, на них возлагается обязанность соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Установлено, что эти правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Пункт 4 ст. 20 названного Закона предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

– обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

– организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей;

– организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Нарушение перечисленных обязательных требований влечет ответственность по ч. ч. 1, 2 и 3 комментируемой статьи соответственно.

  1. 2 . Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица. Такие правонарушения совершаются умышленно.
  2. 3 . Протоколы по указанным правонарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. 4 . Рассмотрение этой категории дел (за исключением легковых такси) отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместителя (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

Комментарий к статье 12.32

  1. Пункт 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения устанавливает запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. В свою очередь, в п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации установлен запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории. Для квалификации правонарушения, связанного с допуском к управлению транспортным средством лица, не имеющего права управления транспортным средством, не важно, отсутствует у него это право как таковое либо он лишен его в установленном порядке.
  2. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  3. Протоколы об указанных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Рассмотрение этой категории дел отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместителя, старших и государственных инспекторов безопасности дорожного движения (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения

Комментарий к статье 12.32.1

  1. 1 . Закон о безопасности дорожного движения содержит положение, в соответствии с которым не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами (п. 13 ст. 25). Кроме этого, в п. 2 ст. 20 названного Закона установлено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Нарушение должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств установленного запрета, образует объективную сторону анализируемого правонарушения.

Обратите внимание : в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 92-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” запрет на допуск к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, вступает в силу с 1 июня 2015 г.

  1. 2 . Составление протоколов о комментируемом правонарушении отнесено к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  2. 3 . Дела о таких правонарушениях рассматривают начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель, старшие и государственные инспекторы безопасности дорожного движения (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Комментарий к статье 12.33

  1. 1 . В п. 1.5 Правил дорожного движения предусмотрено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Кроме этого, запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Требования, касающиеся сохранности автомобильных дорог, железнодорожных сооружений и других дорожных сооружений, содержатся в Правилах по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N 129. Все участники дорожного движения обязаны соблюдать эти требования, а при обнаружении соответствующих повреждений либо помех – сообщать в дорожные органы и организации либо подразделения Госавтоинспекции.

С объективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются двумя видами составов:

1) повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств организации дорожного движения;

2) умышленное создание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.

Для квалификации нарушений по комментируемой статье характер помех не имеет значения. Вместе с тем законодатель счел необходимым выделить отдельно такую помеху, как загрязнение дорожного покрытия, которое может создать угрозу безопасности движения.

  1. 2 . Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица.
  2. 3 . С субъективной стороны повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений может быть как умышленным, так и неосторожным. Создание помех может быть только умышленным действием.
  3. 4 . Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. 5 . Дела о комментируемом административном правонарушении вправе рассматривать начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, государственные инспекторы дорожного надзора (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме