Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пересечение перекрестка пдд. Безопасное движение на перекрестке

Тема 14. Проезд перекрестков (ПДД, глава 13). Общие правила. Регулируемые перекрестки.

Что такое перекресток?

Перекресток отличается от выезда с прилегающей территории. Пункт 8.3. ПДД говорит о том, что по отношению к дороге прилегающая территория всегда второстепенна. Выезжая с нее необходимо пропустить все транспортные средства и пешеходов, путь которых пересекается.

Согласно статистике более 30% столкновений происходит именно на перекрестках. Это 13-14% от общего количества всех ДТП. При этом ведется учет только происшествий с погибшими или ранеными. Столкновения без пострадавших сводками во внимание не принимаются. Если верить неофициальным данным и учитывать при этом мелкие ДТП, столкновений на перекрестках случается в 8-10 раз больше. Только в Москве каждый год происходит более 15 тыс. таких случаев, по сорок с лишним в сутки в среднем.

Главная причина ДТП на перекрестках – это несоблюдение очередности проезда. Водитель должен досконально знать правила и технологию проезда перекрестков, уметь быстро ориентироваться уже при подъезде к перекрестку, определять свою очередь и уступать дорогу тем, кто имеет преимущество. Эти правила универсальны и взаимосвязаны. Они применимы к перекресткам любой конфигурации, с любым количеством пересекающихся дорог, с любой интенсивностью движения.

Проезжая перекресток следует быть внимательным, осторожным и сосредоточенным. Спешка легко может повлечь за собой ошибку, которая станет причиной ДТП. Замешкавшийся водитель также может создать пробку или аварийную ситуацию, задержав не только себя, но и других участников движения. Именно поэтому действия при проезде перекрестка должны быть четкими, осознанными, своевременными и понятными окружающим. Любезности к другим участникам дорожного движения недопустимы, так как они могут поставить их в сложное положение или быть неверно истолкованы и вызвать в конечном итоге неразбериху на дороге.

Последовательность действий при проезде перекрестка

Процесс преодоления перекрестка состоит из трех последовательных этапов. Каждый из них осуществляется по отдельности, но в определенном порядке.

Процедура проезда перекрестка начинается еще до того, как водитель въезжает на него, а именно с определения и понимания его типа. Для каждого вида перекрестка существуют свои правила проезда. Ошибка на этом этапе повлечет за собой применение ложных правил и выработку неправильной очередности движения, что может в свою очередь стать причиной столкновения с другим ТС.


Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые перекрестки могут быть равнозначными и неравнозначными. Среди неравнозначных в свою очередь выделяют перекрестки с поворотом главной дороги и без поворота. Определение вида перекрестка производится по набору конкретных признаков.

Условия движения через тот или другой перекресток могут очень сильно отличаться. Вид и оснащение перекрестка определяется количеством транспортных средств, проезжающих через него в сутки или за час, то есть интенсивностью движения. Малозагруженные дороги, на которых ТС редко встречаются друг с другом, обычно имеют нерегулируемые равнозначные перекрестки. Это самый простой их тип. Неравнозначные перекрестки встречаются на дорогах со средней интенсивностью движения. Одна дорога, проходящая через них, является главной, а другая – второстепенной. На неравнозначных перекрестках устанавливаются знаки приоритета, помогающие водителям сориентироваться, где какая дорога. Риск столкновения на таких перекрестках меньше, чем на нерегулируемых равнозначных.

Регулируемый перекресток востребован при высокой интенсивности движения. Он оснащен светофорами. Такая организация движения может обеспечить достаточно безопасное взаимодействие больших транспортных и пешеходных потоков, пересекающихся в одном месте и разветвляющихся в разные стороны.

На втором этапе процесса преодоления перекрестка необходимо правильно въехать на него. При наличии нескольких транспортных средств важно определить, кому нужно уступить дорогу, а кто, наоборот, должен будет пропустить Ваш автомобиль. Дождавшись своей очереди, можно въехать на перекресток.

Третий этап представляет собой выезд с перекрестка. Очередность движения при этом определяется направлением дальнейшего следования (прямо, разворот, направо или налево).

На любом перекрестке может сложиться такая ситуация, при которой водитель, въехавший на него первым, выезжает последним и наоборот.

Глава 13 ПДД подробно описывает все действия, связанные с проездом различных перекрестков.

Общие правила для любых перекрестков

Пункты 13.1. и 13.2. Правил содержат общие для всех перекрестков требования. В частности, согласно пункту 13.1. водители должны при повороте уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, двигавшимся в попутном или встречном направлении и продолжающим двигаться прямо. Данное требование обязательно независимо от наличия и отсутствия пешеходного перехода, велосипедной дорожки, светофоров или дорожных знаков. Совершая поворот, не пропускать пешеходов или велосипедистов можно только в двух ситуациях. Во-первых, во время движения по сигналу регулировщика. Во-вторых, на перекрестках с движением пешеходов, регулируемым отдельным пешеходным светофором.


Пункт 13.2. регулирует действия водителя при образовании затора сразу за перекрестком в том направлении, куда он двигался. В этом случае Правила допускают въезд на перекресток только для проезда в другом свободном направлении. Если водитель не желает или не может менять маршрут, въезд на перекресток запрещен даже при зеленом сигнале светофора. Рекомендуется совершить остановку перед стоп-линией, подождать, пока за перекрестком появится свободное место и при наличии разрешающего сигнала выдвигаться в намеченном направлении. Невыполнение этих требований может стать причиной перекрытия движения в поперечном направлении и создания помехи для движения остальных транспортных средств или пробки по вине въехавшего на перекресток и не сумевшего его своевременно освободить водителя.

Признаки регулируемого перекрестка

Регулируемые перекрестки отличаются более интенсивным движением. Для того, чтобы все желающие могли проехать, одни ТС должны останавливаться и давать возможность другим проехать. В этом и заключается регулирование дорожного движения. Выполняет такую задачу или регулировщик, или светофор.

Пункт 13.3. ПДД называет регулируемым только такой перекресток, на котором присутствует действующий светофор или регулировщик. В ситуации, когда светофор не работает, неисправен или переведен в мигающий желтый режим, а сотрудник ДПС отдыхает или просто осуществляет наблюдение за дорожным движением и не подает при этом никаких сигналов, перекресток следует считать нерегулируемым. Соответственно, его проезд производится по правилам для нерегулируемых перекрестков.

На регулируемых перекрестках нет главных и второстепенных дорог, и установленные на его углах знаки приоритета не имеют никакого значения. Очевидно, что при определении типа перекрестка, прежде всего, стоит обращать внимание на наличие светофора или регулировщика и классифицировать его в этом случае как регулируемый. При их отсутствии перекресток считается нерегулируемым, и тогда становится актуальным вопрос о знаках приоритета, главной и второстепенной дорогах.

Въезд на регулируемый перекресток

Право въехать на регулируемый перекресток предоставляется разрешающим сигналом светофора или регулировщика. Пунктом 6.10. Правил установлены требования, согласно которым разные сигналы регулировщика дозволяют двигаться во всех или только в определенных направлениях. Светофор работает аналогичным образом – поворот налево, направо, разворот, иногда и движение прямо регулируются отдельными и дополнительными секциями с зелеными и красными стрелками. При отсутствии на светофоре дополнительных секций основной зеленый сигнал разрешает проезд в любых не запрещенных знаками и разметкой направлениях. Обычно зеленый свет горит одновременно и движущимся навстречу ТС. Движение по пересекаемой дороге при этом отсутствует.

Если на перекрестке присутствует трамвайное движение, то даже при наличии разрешающего сигнала очередь других ТС никогда не будет первой. Пункт 13.6. ПДД говорит о том, что при пересечении пути трамвая, следующего в любом направлении на зеленый свет, и другого ТС, транспортное средство обязано уступить ему дорогу.


Кроме зеленого сигнала светофора допуск на перекресток предоставляется комбинацией красного (желтого) сигнала с активной дополнительной зеленой стрелкой. Согласно пункту 13.5. двигаться можно только в направлении этой стрелки, уступая при этом дорогу всем ТС, едущим наперерез с других направлений. В такой ситуации уступать дорогу должны не только водители безрельсовых ТС, но и водители трамваев.


Если движение осуществляется на зеленый сигнал с включенной дополнительной стрелкой, то при въезде на перекресток кроме трамвая никакие другие ТС пропускать не нужно. В это время сигналы светофора или запрещают им движение, или обязывают уступать дорогу.


Выезд с регулируемого перекрестка

Третий этап пересечения перекрестка, а именно выезд с него, зависит от того, в каком направлении запланировано дальнейшее движение ТС. Очередность выезда описана в пункте 13.4. Правил. При горящем зеленом свете светофора, движущимся навстречу безрельсовым транспортным средством и собственном движении в прямом направлении или при повороте направо, дорогу уступать не следует. При совершении поворота налево или развороте, наоборот, необходимо уступить дорогу. Именно так трамваи определяют очередность проезда между собой, а безрельсовые ТС после трамваев между собой. В основе этого требования лежит правило помехи справа. После начатого маневра по повороту налево, встречное транспортное средство, находящееся в таких же условиях и также движущееся на зеленый свет, будет расположено правее Вашего автомобиля.


В результате объединения требований пунктов 13.4. и 13.1. получается следующий порядок выезда с перекрестка:



Очевидно, что выезд с регулируемого перекрестка в прямом направлении или направо намного проще, чем налево или на разворот.

Очередность проезда при переключении светофора

Рассмотреть данный вопрос следует с двух сторон, а именно рекомендации и требования по въезду на перекресток при переключении светофора с зеленого на желтый свет, и правила выезда с перекрестка в аналогичной ситуации.

Довольно часто реальное количество транспортных средств, намеревающихся проехать через регулируемый перекресток, намного больше того их числа, которое светофор способен пропустить за один цикл своей работы. В итоге перед светофором выстраивается очередь. Когда загорается зеленый свет, проехать перекресток успевает только ее часть, затем включается желтый, а после красный сигнал светофора. Особенно актуальна такая ситуация для узких улиц с интенсивным движением. Возникает вопрос: до какого момента разрешен въезд на перекресток в сложившихся условиях.

Пункт 6.13. ПДД содержит разъяснения по этой проблеме. Так, в нем говорится, что при подаче запрещающего сигнала водитель должен совершить остановку перед стоп-линией, а при ее отсутствии перед въездом на первое пересечение проезжих частей. Запрещается въезжать на перекресток, если желтый свет загорается до того, как пересечена эта граница. При этом необходимо остановиться в указанных местах. Если переключение светофора произошло тогда, когда водитель уже выехал за стоп-линию или оказался на пересечении проезжих частей, это не считается нарушением Правил. С этого момента сигнал светофора не разрешает движение всем, кто оказался позади такого водителя, но не касается его самого, так как он совершал въезд на перекресток на разрешающий сигнал. В ситуации, когда впереди образовался затор, даже при разрешающем сигнале нельзя въезжать на пересечение проезжих частей, следует обязательно остановиться и пропустить очередной цикл работы светофора.

Если сигнал светофора или регулировщика сменился тогда, когда ТС находится на перекрестке, ни в коем случае нельзя останавливаться и перегораживать путь тем, кому должен быть подан разрешающий сигнал и кто уже готов начать движение. Так, пункт 13.7. обязывает въехавших на перекресток водителей освободить его независимо от цвета горящего сигнала светофора. Это же положение имеет отношение и к ситуации со сменой сигнала, подаваемым регулировщиком.

Однако, некоторые водители злоупотребляют этим правилом и проезжают весь перекресток на желтый, а иногда даже на красный свет.

Стоит обратить особое внимание на то, что если водитель видит впереди желтый или красный сигнал светофора или сигнал регулировщика, запрещающий движение, он обязан остановиться перед перекрестком. Пункт 13.7. описывает такие ситуации, когда транспортное средство уже въехало на перекресток или находится в непосредственной близости от него и не успевает остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части. Если водитель может остановиться, не применяя при этом экстренного торможения, продолжение движения через перекресток станет проездом на запрещающий сигнал светофора и повлечет за собой наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Повторное такое же нарушение, совершенное в течение одного года после уплаты штрафа, грозит водителю новым штрафом уже в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев (статья 12.12. КоАП РФ).

Пункт 13.8. содержит в себе требование, адресованное ТС, не въезжать на перекресток до тех пор, пока его не освободят другие транспортные средства и пешеходы, даже если красный свет уже сменился зеленым. Соответственно, разрешающий сигнал является необходимым условием для того, чтобы начать движение, но не единственным. Водитель обязан предварительно убедиться, что все ТС и пешеходы, двигавшиеся через перекресток с других направлений, освободили как минимум нужную половину дороги. В произошедшем в описанной ситуации ДТП будет виноват не тот, кто не успел освободить путь, а тот, кто слишком рано начал движение, не пропустив выезжающих с перекрестка.


Водитель, заканчивающий проезд перекрестка, едет с высокой скоростью, в противном случае он бы мог остановиться при смене сигнала перед стоп-линией. Именно по этой причине он не может избежать столкновения с ТС, выехавшим наперерез. Водитель, который только начал движение и еще не успел набрать скорость, при возникновении опасности может быстро остановиться. От его действий будет зависеть вероятность столкновения.

Транспортное средство, раньше времени выехавшее на перекресток, получает большие повреждения при столкновении в результате бокового удара от того, кто двигался с высокой скоростью в поперечном направлении. Боковая сторона легкового автомобиля является одним из самых уязвимых мест. Столкновение такого рода часто может сопровождаться тяжелыми последствиями, усугубляющимися в случае опрокидывания машины. Очевидно, что участник движения, который подвергается более сильной опасности, должен быть более заинтересован в предотвращении ДТП.

Очень важно помнить о пешеходах, начиная движение на только что загоревшийся разрешающий сигнал. Ситуация, когда водитель приближается к стоп-линии, и в этот момент ему загорается зеленый свет, а на соседних полосах стоят транспортные средства, подъехавшие к светофору раньше, очень опасна. Неопытный или невнимательный водитель может сразу увеличить скорость, не принимая во внимание тот факт, что перед соседними ТС могут находиться пешеходы, заканчивающие переход проезжей части. При этом они не видят движущийся автомобиль и могут легко оказаться на его пути, а после и под колесами. Вот почему сначала необходимо обязательно убедиться в отсутствии пешеходов.

Выше уже было сказано, что на регулируемом перекрестке при интенсивном движении проехать в прямом направлении или направо намного проще, чем развернуться или выехать налево. Основная проблема при этом заключается в том, что прежде чем совершить разворот или левый поворот, необходимо уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, которые довольно часто движутся непрерывным потоком на зеленый свет. Когда поток заканчивается, оказывается, что уже горит желтый или красный свет и готово начаться движение в поперечном направлении. Типичной ошибкой в такой ситуации становится попытка проскочить перед самым носом у встречного транспортного средства. Очевидно, что действовать нужно иначе. Пункты 13.7. и 13.8. Правил помогут справиться с этой проблемой. При ее решении можно руководствоваться процессом левого поворота и предпринимать аналогичные действия.

Так, зеленый сигнал светофора позволяет совершить въезд на свободный перекресток. Водителю разрешено доехать до его центра и при закрытом пути далее остановится, заняв крайнее левое положение и оставив указатель левого поворота включенным. Пропустив встречный поток и дождавшись переключения светофора на желтый или красный сигнал, можно завершить поворот позади последнего транспортного средства.


Требования, изложенные в пунктах 13.7. и 13.8., уместны по отношению к небольшим перекресткам, но не всегда актуальны для пересечения широких дорог с разделительными полосами. Освобождение такого перекрестка может занять так много времени, что светофор снова переключиться с зеленого на красный свет. В целях решения этой проблемы между пересечениями проезжих частей могут устанавливать промежуточные светофоры со стоп-линиями. При такой организации движения при переключении светофора и нахождении водителя на перекрестке, он может доехать только до ближайшей стоп-линии. Перед ней следует остановиться и дождаться следующего разрешающего сигнала. Если на пути следования нет промежуточных светофоров и стоп-линий, проехать перекресток можно до конца без остановки.


На таком перекрестке правила поворота налево также отличаются от общепринятых. Если имеется промежуточный светофор, водитель, совершающий левый поворот, теряет во времени, так как он вынужден дополнительно ждать, пока переключится сигнал, стоя в разрыве разделительной полосы. Однако, он существенно выигрывает в безопасности по причине отсутствия необходимости пропускать встречные ТС, рассчитывать расстояние до них и их скорость. Такой поворот налево осуществляется в два приема. Второй из них начинается, как только у встречных транспортных средств включается красный свет. При отсутствии промежуточного светофора и стоп-линии на разделительной полосе поворот выполняется, как обычно, в один прием с необходимостью уступать дорогу всем, кто едет навстречу.

Таким образом, если дорога имеет разделительную полосу, то подъезжая к перекрестку стоит обязательно обращать внимание на наличие или отсутствие стоп-линий и промежуточных светофоров перед каждой пересекаемой проезжей частью.

Правила дорожного движения:

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

  • со стороны левого и правого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам прямо и направо…;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств… запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

  • со стороны левого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено…

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

6.13. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью…, не создавая помех пешеходам…

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.12, часть 1

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Статья 12.12, часть 3

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

продолжить чтение

Знаки приоритета на регулируемом перекрестке

Сигналы светофора могут противоречить требованиям установленных на этом же перекрестке знаков приоритета. Однако на регулируемом перекрестке главных и второстепенных дорог быть не может – действующий светофор всегда разрешает движение по одной дороге и запрещает по другой, которая пересекается с первой. Следовательно, при работающем светофоре никакие знаки приоритета не действуют и не имеют значения. Они установлены только на тот случай, когда светофор сломается или окажется выключен, из-за чего перекресток станет нерегулируемым.

продолжить чтение

Перекрёсток – место, где пересекаются (примыкают) две дороги, находящиеся на одной высоте. Разноуровневые проезжие части, к примеру мосты и эстакады, при разветвлении не образуют перекрёсток. Если образуется выезд на дорогу с территории рядом, то в этом случае примыкание путей тоже не происходит.

По конструкции примыкания выделяют следующие виды перекрёстков.

  1. Четырёхсторонние . На таком разветвлении аварийная ситуация складывается в два раза чаще. Это самый опасный тип примыкания проезжих частей, так как имеет 32 точки, в которых может возникнуть конфликт между потоками транспорта. Даже при наличии сигнального электрического фонаря, скорость перед таким участком лучше снизить.
  2. Т-образные . В этом случае пересекаются три дороги. Чаще всего, но не всегда, угол между проезжими частями прямой.
  3. У-образные. В этом случае угол, под которым расположены проезжие части, может быть больше или меньше прямого. Поток авто движется в трёх направлениях. Одна дорога – главная, а две другие – второстепенные.
  4. Х-образные . Это разветвление, на котором транспорт движется с четырёх сторон. Разновидность четырёхстороннего пересечения путей.
  5. Круговые . Число аварий на таком разветвлении меньше из-за движения по кругу. Основное руководство при движении – правило «помеха справа».


По очерёдности разветвления проезжих частей дороги делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемое пересечение путей снабжено электрическими сигнальными фонарями. Иногда на них может стоять регулировщик. На нерегулируемых пересечениях определиться с тем, кто за кем проезжает, должен водитель транспортного средства (ТС). К нерегулируемым пересечениям путей относятся также перекрёстки с неисправным электрическим фонарём, когда светофор работает в режиме мигающего жёлтого, а также, если присутствует регулирующее лицо, но не подаёт никакие сигналы.

В том случае, если на примыкании проезжих частей находится действующий электрический сигнальный фонарь и регулировщик, автомобилист должен выполнять команды человека.

Для проезда по примыкающим путям автомобилист ещё до того, как окажется на перекрёстке, должен определить его вид. Перед тем, как выехать на разветвление, владелец авто должен уступить тем, у кого есть преимущество. Оказавшись на пересечении, автомобилист должен следовать в нужном направлении, уступая дорогу идущему человеку и другому транспорту.

Если автомобилисту требуется сделать правый и левый поворот, то следует пропустить идущее лицо, переходящее проезжую часть, на которую он хочет повернуть. Велосипедисты, движущиеся прямо по специальной велодорожке или по обочине проезжей части, также должны быть пропущены водителем транспорта. В том случае, если на разветвлении есть электрический сигнальный фонарь, регулирующий движение лиц, находящихся вне транспортного средства, который показывает красный цвет, дорогу уступать не нужно.

Если на примыкании путей образовалась пробка, а водителю нужно выехать с пересечения именно на эту территорию, то не стоит въезжать, пока движение не отрегулируется, и не появится свободное место для осуществления движения в заданном направлении.

Правила проезда нерегулируемых перекрёстков

Равнозначных

На равнозначном разветвлении все примыкающие к нему участки одинаковы по значению.

При выезде нужно двигаться по следующему алгоритму.

  1. Чтобы сделать правый поворот, нужно пропустить пеших лиц и велосипедистов, движущихся справа (читайте также о ).
  2. Чтобы повернуть налево, следует пропустить встречный транспорт, совершающий движение прямо и направо, а также людей, которые переходят дорогу слева от ТС.
  3. Если нужно развернуться, то уступают встречному транспорту и тем авто, которые въезжают на перекрёсток слева. Если вы по правилам въехали на данную территорию, то выехать прямо вам не составит труда.
  4. В том случае, если вам нужно сделать левый поворот, и другому ТС, движущемуся со встречного направления, нужно совершить аналогичный манёвр, то водители могут сделать это одновременно. Траектории передвижения не должны пересекаться, и между машинами должен соблюдаться боковой интервал.

Проезд такого примыкания проезжих частей осуществляется так же, как и на других разветвлениях. Если нет никаких знаков, перекрёсток считается равнозначным, и руководством служит правило «помеха справа». Если установлен знак «Уступи дорогу», то при въезде на эту территорию дорогу уступают тому транспорту, который уже движется по кругу.


С трамвайными путями

Если водитель проезжает дорогу с трамвайными путями, то эта железная дорога попутного направления превращается в третью полосу, поэтому с них происходят все повороты и развороты, если знаками или разметкой не предписывается другой порядок движения. Автомобилисты должны всегда помнить, что помехи трамваю создавать нельзя.

Неравнозначных

Если примыкают неравнозначные дороги, автомобилист, движущийся по второстепенной части трассы, обязан пропустить транспорт, идущий по главному пути в любом направлении.

Особенности проезда регулируемых перекрёстков

На пересечении, которое регулируется, проезд осуществляется по сигналам электрического фонаря или регулировщика. В случае, если светофорные сигналы и технические средства безопасности противоречат действиям регулировщика, следует поступать в соответствии с действиями регулирующего лица.


Перекрестки относятся к разряду одних из самых опасных участков автодорог. К тому же на них в час пик образуются заторы. время от времени изменяются в отношении таких проездных зон.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодатели стараются улучшить ситуацию на дорогах, вводя новые положения по максимально безопасному использованию перекрестков.

Каждому водителю следует знать, какие вообще виды скрещивающихся дорог существуют, как правильно их пересекать, сворачивать, ездить. Например, есть большая разница регулируемый перекресток или нерегулируемый, стоит там светофор или только знаки и дорожная разметка.

Осведомленность о нарушениях и мерах ответственности, предусмотренных законом, поможет автомобилистам быть более внимательными и не допускать обход стандартов и требований.

За несоблюдение правил движения по перекресткам и вблизи них, существуют разные наказания – от денежных взысканий, вплоть до отстранения от прав вождения.

Определение

Точное определение, что такое перекрёсток, существует в комментариях к Правилам дорожного движения (далее – ПДД). Терминология в данном законодательном положении менялась со дня начала существования ПДД.

Необходимость создавать Правила возникла автоматически с приходом века развивающейся автомобильной техники.

Чем больше стало на дрогах появляться машин, тем чаще стали случаться трагические столкновения с людьми, колясками, запряженными лошадьми, иными движущимися объектами (другими машинами, напр.).

Перекресток – это участок автодорожной инфраструктуры, где пересекаются, сходятся, расходятся пути тем или иным образом.

Это сокращенное и более понятное название. Текстовка в правилах более замысловатая и не всем автомобилистам понятная.

Исключением из данного понятия являются все заезды или выезды из прилегающих территорий, которые, в свою очередь, не являются дорогами вообще, так как не служат для сквозного перемещения транспортных средств по ним.

Чтобы определить самостоятельно, перекресток впереди, или нет, необходимо знать следующие важные детали:

  1. Пути будут скрещиваться или сходиться, расходиться.
  2. Всегда у перекрестка есть центр – зона пересечения путей, визуально легко находимая.
  3. Полотна пересекающихся дорог могут быть разной ширины.
  4. Покрытие полотен могут быть разносоставными – асфальт и грунтовая.
  5. Значимость уступки дороги может быть одинаковой.
  6. Пути перекрестков не прерываются, а переходят далее, в проезжую часть.
  7. Путь и все сопутствующие ему правила на самом перекрестке не прекращаются, а продолжают свое действие. Там также есть встречная полоса и работают дорожные знаки, разметка.
  8. Маневрировать на перекрестке следует по полосам движения, которые водитель может визуально представить, согласно направлению дорог в месте их пересечений.
  9. Проезжая часть каждого из направлений в месте соединения с другими путями расширяется, наблюдаются закругления.
  10. Разметка прерывается на самом перекрестке – не изображается, но ее функции не прекращаются.
  11. Площадь пересечения линий дорог соответствуют ее элементам, указывающим на границы, обочины, начало тротуаров и др.

Чтобы удобно было визуально найти единственно правильный путь для своей машины, автомобилист может пользоваться специальными границами перекрестков, которые представлены Правилами.

Есть ли изменения в правилах

Правила движения по перекрёсткам описаны в ПДД, Главе №13, которая имеет название – «Проезд перекрестков».

Новые поправки в эту часть Правил вносились 8.11.17 г. Они касаются порядка на участках, где возможные только круговые движения на перекрестках. Это помогает сразу понять, кто и кому должен уступить проезжую часть, можно ли совершать развороты и другое.

Изменения коснулись следующих пунктов Правил:

В остальном особых изменений эта тема не претерпела в законодательстве. Деление перекрестков на регулируемые или нет, равнозначные или нет – осталось прежним.

Виды

Перекрестки делятся по разным принципам:

Принцип Название перекрестков Описание
Форма Х-образные Образуют форму буквы «Х».
В виде «+» Пересечение под углом 90 градусов, образуют форму знака «+».
Т-образные При скрещивании путей получается форма буквы «Т».
У-образные Форма перекрестка в виде буквы «У» кириллицы.
Y-образные Форма пересечений получает перекресток в виде буквы «Y» латиницы.
Круговые
(кольцевые)
Движение по перекрестку осуществляется по кругу (кольцу).
Треугольник Скрещивающиеся пути образуют в центре треугольник.
Звезда То же самое что и в случае с треугольником – только форма получается в виде звезды.
Регулировка Регулируемые Со светофорами
Нерегулируемые Без светофоров
Приоритетность Равнозначные Все дороги главные
Неравнозначные Есть дороги главные, а есть второстепенные.
Интенсивность движения Многосторонние Перекрестки могут быть в определенном количестве и соединенные друг другом.

Элементы «Г»- образные не являются перекрестками, а называются поворотами, т.к. пути не скрещиваются.

Границы (воображаемые, т.к. их не рисуют на покрытии дорог):

  1. Крестообразный участок, его границы, в т.ч. места с частью тротуара, которая ограничена для пешеходов. Угловые закругленные участки тротуаров прерываются.

  2. На Т-образной зоне.

  3. На У-образном объекте.

    Благодаря тому, что дороги представляют собой линейные объекты, то и мысленно представить себе, где пути пересекаются нетрудно.

    Ориентироваться легче, когда такие объекты со светофором, а не только снабжены дорожной разметкой. Это связано с тем, что при слишком активном движении, бывает, крайне сложно сразу сообразить, куда и как правильно проехать.

    Потому как внимание может быть отвлечено именно ситуацией на дороге, водители могут не заметить какой-либо знак, особенность разметки. Границы необходимо знать еще и для того, чтобы знать, какие правила действуют в том или ином случае.

    Регулируемые и нерегулируемые

    Регулируемый перекресток – это зона дороги, где скрещены пути и установлены специальные дорожные знаки, разметка и светофор.

    Главное оборудование в данном случае – светофор. Его сигналы в приоритете для любого водителя, оказавшегося на регулируемом перекрестке.

    На рисунке ниже показан пример. Водитель, который видит зеленый сигнал светофора на своем пути, вправе:

    • совершать разворот (при наличии разрешающей разметки);
    • поворот вправо;
    • ехать прямо.

    Остальные автомобили ожидают, пока для них не загорится зеленый свет сигнального устройства.

    Нерегулируемые перекрёстки – это зоны дорожного полотна, где не стоят светофоры, но есть знаки приоритетов, а также разметка. Здесь правило работает по принципу равнозначности и неравнозначности дорог.

    Если дороги неравнозначны, тогда движущимся по главному пути машинам всегда уступается проезд. Если дороги равнозначные, то работает правило «помеха справа».

    Т-образные

    Перекрестки в форме буквы «Т» — это пересечения линий только с одной из сторон основной дороги. Эти участки также могут снабжаться светофорами, знаками, табличками. А могут быть оснащены только дорожной разметкой, если примыкающая дорога заасфальтирована.

    Если второстепенный путь является гравийным, не асфальтированным, тогда приоритет отдается главной дороге, заасфальтированной.

    В любом случае, здесь действует самое главное правило – «помеха справа», пропуск всех, кто едет по главной. При повороте автомобилист обязан включать соответствующий сигнальный маячок на фарах.

    С круговым движением

    Круговые перекрестки имеют свое преимущество – не требуется следовать правилу «помеха справа», когда автомобилист едет по кольцу перекрестка.

    Равнозначный круговой перекресток обозначается в правилах под номером – 4.3. Его в этом случае устанавливают во всех направлениях движений автотранспортных средств.

    Преимуществом здесь обладают те автомобилисты, которые уже движутся на круге. Заезжающие на кольцевую часть перекрестка водители, обязаны уступить им проезд.

    На изображении внизу указано, как это совершается – красное авто приостановилось, чтобы уступить путь розовой машине, а темно-синий ТС – черному.

    Когда участники дорожного движения встречают на пути неравнозначный кольцевой перекресток, то это значит, что он будет оснащен знаками, указывающими приоритет, остановку, необходимость уступить путь едущим не только по кольцу.

    В дополнение к таким обозначениям ставятся таблички, сигналящие конкретное направление проезда по главной. Так водители узнают, какая именно полоса является главной на этих перекрестках.

    Чтобы безошибочно проезжать такие участки, следует выучить правила, описанные в пунктах 13.9, 13.10.

    Основы правил таковы:

    1. Водитель, движущийся по второстепенному пути, обязан уступить проезд тому, кто едет по главной дороге.
    2. В случае пересечений траекторий на главной дороге, уступает проезд та машина, которая движется с правой стороны.

    На рисунке ниже главной дорогой служит кольцо. Поэтому попавшие на круг водители автоматически по правилам получают право преимущественного движения. Но указатели-знаки говорят также и о других главных путях, которые примыкают к кольцу.

    На рисунке розовая машина ехала по главной дороге, но она вынуждена уступить дорогу красному автомобилю, едущему по своей главной дороге. Это потому, что красная машина является «помехой справа» для розового авто.

    Синяя машина находится на второстепенной дороге, поэтому она уступает проезд черной, несмотря на то, что последнее ТС оказалась «помехой слева».

    Равнозначные и неравнозначные

    Равнозначные перекрестки – это места соединения и расхождения путей, которые все имеют главный приоритет. В этих случаях водители уступают проезд тем, кто является для них «помехой справа».

    Неравнозначные перекрестки – скрещиваемые и расходящиеся пути, где есть дороги главные и второстепенные. К таким дорогам могут относиться также и те, которые имеют разное покрытие.

    К примеру, чаще всего главная является асфальтированной, а второстепенная – грунтовой. Преимущество всегда у тех, кто еде по основной.

    Смещенных

    Смещенными называют те перекрестки, центр которых сдвинут в сторону, дороги с изломами, либо сдвигаются в стороны.

    Сложность проезда по таким участкам автодорог заключается в том, что автомобилисты не всегда могут успеть сориентироваться в конфигурации перекрестка и траектории своего пути.

    Риски возникают для тех, кто едет по главной и по второстепенной дороге. Есть риск выехать на встречную полосу, либо столкнуться с водителем, из-за крутого излома дороги.

    Правила езды по таким зонам следующие:

    1. Смотреть на сигналы светофоров.
    2. Если не регулируется участок светофорами, значит, ориентироваться по дорожным знакам.
    3. В случае отсутствия и знаков, и светофора – ездить строго по разметке.

    На рисунке видно, что синему автомобилю следует сдавать правее и ехать по траектории, обозначенной красной стрелкой рисунка.

    Если же он проедет прямо, то смещенный центр перекрестка автоматически «перебрасывает» его на встречную полосу. А это уже будет считаться грубым нарушением и чревато выплатами большого штрафа.

    С дополнительной секцией

    Дополнительная секция светофора – это иллюминация в форме стрелки указывающей направление, куда разрешено автомобилям ехать, сворачивать.

    Оборудование служит дополнением к светофорам, поэтому подключается к ним в соответствии с общей программой регулировки движения.

    Всего у секции три сигнализирующих цвета:

    При этом секции могут располагаться:

    • с правого боку светофора;
    • слева от корпуса светофора;
    • под ним.

    Они могут включаться вместе с основными сигналами на светофоре. Есть разница между дополнительной секцией и отдельными знаками, указывающими стрелками направление.

    Указатели, представленные также иллюминацией, крепятся под или рядом со светофором. Их функция только лишь показать направление.

    А дополнительная секция входит в состав конструкции светофора и указывает не только направление, но и когда можно проезжать.

    Правила:

    1. Значимость цвета стрелок одинакова с цветами светящихся дисков светофора. Добавляется лишь функция указателя направления для проезда.
    2. Направление «налево» одновременно разрешает сделать разворот машине, если ситуация на дороге, знаки и разметка позволяют.
    3. Светящаяся зеленая стрелка вместе с красным сигналом светофора предупреждает. Что необходимо сначала пропустить движущийся по главной дороге транспорт, а потом уже проезжать самому по направлению, указанному стрелкой.

    Последнее правило относится также и к трамваям. Если им необходимо свернуть по направлению стрелки-указателя, но горит красный или желтый сигнал светофора, тогда водитель трамвая обязан пропустить все машины, едущие по основной дороге.

    В случае, когда стрелки не светятся по каким-либо причинам, необходимо ориентироваться по сигналам светофора.

    Правила проезда перекрестков по ПДД

    Любой движущийся транспорт должен перемещаться так, чтобы не создавать помех для проезда другим участникам, а также не провоцировать столкновения, ДТП.

    Общие правила:

    1. Самый высокий приоритет всегда у регулировщика, чьи сигналы позволяют безопасно проезжать всем водителям в любой сложной ситуации на дорогах.
    2. Когда участок пути оборудован светофором, знаками приоритета и разметкой, прежде всего, следует обращать внимание на светофор.

    3. Когда светофор оказался неисправным, в первичную силу вступают знаки приоритета, потом разметка.
    4. Если на перекрестке затор, на него въезжать нельзя, следует остановиться и подождать, пока путь проезда освободится.
    5. Пешеходам или велосипедистам следует дорогу уступать практически во всех случаях.
    6. Регулировщики имеют право отменять сигналы, подающиеся светофорами, дорожными знаками, разметкой. Неисправность светофорной установки можно определить по постоянно сигналящему желтому свету.

      Для более полного представления необходимо несколько типичных случаев рассмотреть отдельно.

      С разворотом

      Если разворачиваться налево, тогда автомобилист обязан уступить проезд машине, едущей навстречу, справа или прямо. Это же самое касается и автомобилей, которые движутся по главной дороге.

      Кроме автотранспортных средств, следует обращать внимание также и на иные движущиеся объекты – пешеходов или велосипедистов. Их следует пропускать в приоритете, если они перемещаются по пешеходным и велосипедным дорожкам.

      С поворотом

      Когда совершается поворот на перекрестке, то правила действуют такие же, как и в случае с разворотом:

      1. Если участок регулируемый, смотреть на сигналы светофора.
      2. Ориентироваться по знакам, если нет светофора (нерегулируемые перекрестки).
      3. Пропускать сначала пешеходов, велосипедистов.
      4. Смотреть внимательно на движущийся транспорт по главной дороге.

      Важно знать специфику поворачиваний вправо или влево, в зависимости от того, по какому пути продвигается автомобиль, которому требуется свернуть на перекрестке.

      Как только водитель проехал на разрешающий светофорный сигнал и повернул через перекресток, тогда ему следует не останавливаться, сразу же покинуть место скрещивания путей, чтобы не создавать помех для движения других участников.

      При этом важно смотреть, нет ли впереди топ линии. Если она прочерчена, тогда у нее следует приостановиться, и переехать её только после зеленого сигнала светофора.

      Налево

      Все машины, едущие по проезжей части, должны держаться правой стороны. Это вне зависимости от того, какой значимости дорога – главная или второстепенная.

      Когда водитель намеревается делать поворот влево, при этом перемещаясь по правой стороне, то ему следует учесть сразу несколько правил.

      Правила проезда влево на перекрестке:

      1. При регулируемом участке необходимо смотреть на сигналы светофора.
      2. Пешеходы, если есть для них переходы, велосипедисты, едущие по своим дорожкам, пересекающимся с проезжей частью – пропускаются.
      3. Движущаяся навстречу машина, едущая прямо, должна быть пропущена в первую очередь перед совершением маневра.
      4. Автомобилю, сворачивающему вправо, надо уступить проезд.

      После того, как все видимые движущиеся препятствия были пропущены, знаки, сигнал светофора были соблюдены, можно совершать маневр поворота влево на перекрестке.

      Направо

      При повороте направо приоритет отдается тоже той, машине, которая движется по главной и собирается свернуть на второстепенную.

      Но если совершается поворот на главную с второстепенной, тогда водитель должен остановиться и пропустить автотранспорт идущий по основному пути.

      После того, как проезд освободиться, можно совершать маневр поворота на основную дорогу и продолжать движение по правой стороне, соответственно разметке.

      Перестройка в левый ряд возможна при 4-х стороннем движении и при наличии прерывистой линии на протяжении нужного отрезка пути.

      На велосипеде, мотоцикле или скутере

      Регулируемые перекрестки предоставляют возможность быстрого решения, как ехать велосипедисту, либо мопедисту через такой участок пути. Сложнее определиться с действиями на нерегулируемых пересечениях.

      Особенно, когда необходимо повернуть вправо, влево, либо проехать прямо, а близко идущая машина собирается сворачивать.

      Ездить мопедисты и скутеристы должны придерживаясь правой стороны, ближе к обочине, если позволяет дорога (ширина, отсутствие велопути). В последнем случае, лучше пропустить автомобиль, а затем проехать самому.

      Если необходимо пересечь проезжую часть вне пешеходного перехода, тогда это разрешается делать на велосипеде строго в момент остановки машин на красный световой сигнал. При этом пересекать линии можно только пунктирные, подчиняясь общим автомобильным правилам.

      С трамваями

      При движении трамвая к перекрестку его машинист обязан остановить вагон, если на светофоре горит красный сигнал, но уже загорелась зеленая стрелка на дополнительной секции.

      Такие стрелки устраиваются внизу светофора, сразу же под ним и служат сигнальными огнями для движения с поворотами.

      Трамвай уступает дорогу всему движущемуся нерельсовому транспорту в случае, когда стрелка загорается одновременно с желтым или красным световым сигналом светофора.

      Если же на дроге сигнальные приспособления диктуют равные условия пересечения, поворотов и проездов прямо через перекресток, то тогда для всех автомобилистов действует одно правило – трамвай в этом случае имеет первичное преимущество.

      Если же дорога неравнозначна, но не регулируется светофорами, тогда трамваям отдается преимущество – его всегда пропускают автомобилисты.

      При разъезде трамваев друг с другом на перекрестке с равнозначными дорогами и при отсутствии светофора (нерегулируемый перекресток), предпочтение отдается для проезда тому, кто является «помехой справа».

      Если нужно повернуть налево, тогда водитель трамвая должен пропустить тех, кто едет по прямой на равнозначной дороге, либо, собирается свернуть вправо.

      Очередность проезда

      Очередность проезда на перекрестках определяется по знакам приоритета. Стоп знаки всегда сигналят участнику движения, чтобы он остановился вне зависимости от того, едет ли по главной дороге транспорт или нет.

      Это необходимо для того, чтобы водитель смог осмотреться, убедиться, что никого нет, или все приоритетные участники проехали по своим траекториям. И только потом уже следует совершать свой маневр. Обычно по знакам ориентироваться нужно на нерегулируемых перекрестках.

      На регулируемых участках – достаточно соблюдать предупреждения световых сигналов светофора и руководствоваться именно ими.

      Ответственность за нарушения

      Нарушения правил проезда на перекрестках фиксируется сначала службой ГАИ при помощи следующих средств и способов:

    • полицейские ДПС;
    • фото или видеокамеры.

    На основании , предусматриваются следующие виды наказаний:

    Автомобилистам следует досконально знать все тонкости правил, которые следует исполнять касательно проезда на перекрестках.

    В городской черте есть не только регулируемые пересечения дорог. Если на них нет светофора, или регулировщика, или, скажем, светофор не работает, тогда транспортная развязка переходит в разряд неуправляемых. В ПДД описаны подобные ситуации. При этом к нерегулируемым перекрёсткам, проезд по которым мы сейчас рассматриваем, относится также пересечение неравнозначных дорог, то есть когда есть главная, пересекающаяся второстепенной, и пересечение равнозначных дорог. Разумеется, в отсутствие активной регулировки порядок проезда по таким транспортным развязкам; знаки, не имеющие приоритета на других развязках, здесь выходят на первый план.

    Основа основ

    На самом деле, существует всего-навсего три основных правила проезда нерегулируемых перекрёстков. Преимущество при переезде будет у машины, едущей по главной, у трамвая, если есть пути на пересечении дорог, и при помехе движению справа. А теперь давайте рассмотрим каждую ситуацию поподробнее.

    Если мы имеем дело с неуправляемым перекрёстком, на котором тем или иным образом обозначены приоритетная и второстепенные дороги, то задача сильно упрощается. Машина, движущаяся по приоритетной, должна продолжать манёвр, а те, кто едут по второстепенной, должны остановиться перед транспортной развязкой, убедиться, что не создадут помех для других транспортных средств, и только после этого выезжать. Главная обозначается , а на второстепенной перед выездом висит перевёрнутый треугольник «Уступи дорогу». Если же знаков нет, то обращайте внимание на покрытие: грунтовая по отношению к асфальтовой всегда будет второстепенной. Вообще, вдобавок к «Уступи дорогу» на неуправляемой развязке может быть установлен знак «Движение без остановки запрещено». В этом случае, даже если препятствий для выполнения манёвра нет, перед пересечением дороги нужно остановиться полностью и только после этого продолжать езду.

    Если на нерегулируемом перекрёстке проезд предусмотрен для трамвая, то есть на нём есть рельсы, то приоритет будет у трамвая. Нюанс в том, что это правило будет работать, только если трамвай едет по основному направлению. Если же он подъезжает со стороны второстепенной, то должен будет уступать так же, как и остальные автомобили. При этом если трамвай с главной съезжает на второстепенную, то у него также будет приоритет в движении. Это, кстати, касается и безрельсовых транспортных средств. То есть если вы с основного направления съезжаете на второстепенное, то водители машин на этой второстепенной дороге обязаны уступить вам дорогу и только после этого начинать совершать свой манёвр.

    Мы рассмотрели проезд по нерегулируемому перекрёстку, правила пересечения которого определены знаками. Теперь возьмём более сложный случай, когда знаков на транспортной развязке нет. Такое может быть, кстати говоря, если сломается светофор на пересечении городских улиц. В этом случае работает правило помехи справа. Если на равнозначном перекрёстке нет других действующих правил проезда, то вы обязаны уступить машинам, едущим вам, условно говоря, в правый бок. Это правило вы наверняка встречали в действии на больших парковках, потому что там как раз каждый перекрёсток нерегулируемый и дороги равнозначные. В этом случае, подъезжая к транспортной развязке, нужно притормозить, оценить обстановку и, если по дороге справа от вас движется машина, остановиться и пропустить её. Движение по таким транспортным развязкам требует от вас концентрации и сосредоточенности, так как цена ошибки слишком высока. Не забывайте, кстати, обращать внимание и . Неуправляемые транспортные развязки стараются не оставлять там, где есть пешеходные переходы, но в любом случае, если соответствующая разметка есть, приоритет всегда у пешехода.

    Кто главнее

    Когда подъезжаете к перекрёстку, будь он регулируемый или нет, обращайте внимание на знаки. Работоспособность светофора издалека можно оценить, только если он мигает жёлтым цветом, а вот выключенный полностью светофор вы можете заметить уже слишком поздно. Вы должны в любой момент по приближению к транспортной развязке знать, на какой дороге вы находитесь. Если , то вы должны действовать согласно его сигнализации. Обратите внимание, что при работающем светофоре другие правила распределения приоритета не действуют!

    Но предположим, что светофора на пересечении нет, регулировщика тоже. Тогда обратите внимание на знаки и разметку. Если по ходу вашего движения есть ромб «Главная дорога», то можете продолжать двигаться дальше, естественно, уступив дорогу попутному или встречному трамваю, если им нужно повернуть. Этот знак создаёт для вас приоритет проезда, и водители, пересекающие вашу дорогу со второстепенной, остановятся и пропустят вас. В случае если по направлению вашего перемещения висит другой указатель, например, «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», тогда уже вы должны остановиться и пропустить машины, едущие по приоритетной дороге. Проезд по нерегулируемому перекрёстку по правилам, что касаются второстепенной дороги, должен быть осуществлён только тогда, когда нет препятствий для манёвра. Возможно, вам придётся стоять достаточно долго, однако это продиктовано соображениями безопасности в первую очередь. Дело в том, что водители, едущие по основной дороге, не будут снижать скорость. То есть если случится столкновение, то оно будет достаточно сильным и может привести к непоправимым последствиям.


    Если на перекрёстке работает светофор, то другие знаки приоритета не действуют

    Знаки могут быть расположены как сбоку, так и сверху. Поэтому будьте очень внимательны, подъезжая к незнакомому участку дороги, что пересекается другой дорогой. В случае когда на вашей стороне символов и обозначений нет, посмотрите на встречную полосу. По форме висящего там знака вы можете сделать вывод, что именно он обозначает. То есть «Главная дорога» - ромб, а «Уступи дорогу» - перевёрнутый треугольник. Точно так же вы можете ориентироваться, если обозначения с вашей стороны дороги не продублированы, а есть только на противоположной.

    Не забывайте и о том, по какой именно дороге вы едете. Если это грунтовая дорога, вливающаяся или пересекающая асфальтовую, то она по умолчанию считается второстепенной. Будьте особенно внимательны при проезде нерегулируемого перекрёстка на трассе, ведь там скорости машин и близко не такие, как в городской черте, и последствия могут быть плачевными. Если же обе дороги, например, грунтовые, то вспоминайте о правиле помехи справа.

    Ваши действия на такой дорожной развязке должны быть предсказуемые и легко читаемые. Другие водители должны понимать, что именно вы будете сейчас делать, поэтому не забывайте про поворотники и другие сигналы. Заботьтесь о том, чтобы на дороге вас было видно, и габаритными огнями. Вообще, следует всегда помнить о том, что пересечение дороги - опасное место для манёвров. Поэтому старайтесь чётко и неукоснительно следовать правилам при проезде по нерегулируемому перекрёстку. В правилах говорится о том, что движение по транспортной развязке и манёвры на ней должны проводиться, говоря простым языком, без задержек и прозрачно.

    Вывод

    Итак, есть всего три правила проезда по нерегулируемому перекрёстку. Это преимущество главной дороги, преимущество трамвая и помеха справа. Неукоснительное следование им, а также концентрация и грамотная оценка дорожной обстановки позволят вам безопасно и комфортно пересекать такие развязки, не создавая угрозы ни для себя, ни для других водителей. Правила пересечения и выполнения манёвров в этом случае прописаны достаточно категорично. Если в других ситуациях у водителей есть некоторые рамки, например, они сами могут выбрать траекторию разворота, исходя из дорожной обстановки, то здесь жёсткость, как вы, без сомнения, сами понимаете, необходима.

    Езда на автомобиле предполагает концентрацию, но городская черта уж точно предъявляет к водителю повышенные требования. Водитель должен быть внимательным и осторожным, быстро и правильно оценивать обстановку и предсказывать манёвры других участников движения хотя бы на шаг вперёд. Всё это приходит с опытом езды. Так что обращайте внимание на знаки и светофоры, они помогут приобрести необходимый навык. И почаще освежайте в памяти ПДД; не забывайте следить за их обновлениями.

    Прежде всего необходимо понимать, что перекрёсток равнозначных дорог это обязательно не регулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала:

    Правила. Раздел13. Пункт 13.3. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым .

    Жёлтый мигающий сигнал информирует водителей о том, что перекрёсток стал нерегулируемым.

    Знаков приоритета нет, обе дороги с твёрдым покрытием – это .

    Здесь светофоров вообще нет, и нет знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог .

    На таких перекрёстках водители должны сами устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа»:

    Правила. Раздел13. Пункт 13.11 . На перекрестке равнозначных дорог справа .

    Другими словами Правила попросту возложили всю ответственность за безопасность проезда через перекрёсток на водителя, имеющего «помеху справа».

    И это логично! Ваш путь до точки столкновения заметно больше, чем у водителя грузовика.

    Вам легче выполнить требование «Уступите дорогу»!

    Поэтому-то Правила и «нагрузили» ответственностью тех, у кого «помеха справа», и освободили от ответственности тех, у кого «помеха слева».

    А теперь посмотрим, как этот общий принцип реализуется в различных ситуациях на перекрёстках равнозначных дорог.

    Светофоров нет, знаков приоритета нет, грузовик справа – надо уступать ему дорогу.

    Но уступить дорогу это ведь не обязательно остановиться!

    Обязательным является не создать помеху движению!

    А какую помеху вы можете создать, если, например, будете поворачивать направо?

    В этом случае траектории движения вообще не пересекаются.

    Траектории, правда, могут пересечься, если водитель грузовика вздумает развернуться!

    Но в этом случае в конечной фазе разворота вы станете для него помехой справа, и теперь уже его обязанность – уступить вам дорогу.

    Другое дело, если вы намерены двигаться прямо. Или повернуть налево. Или развернуться.

    Вот тут вы вполне можете создать помеху грузовику и тем самым нарушите Правила.

    А раз так, тогда ваша святая обязанность – остановиться у края пересекаемой проезжей части!

    Ведь что такое по Правилам «уступить дорогу» (не создавать помех):

    Правила. Раздел13. «Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

    О как! Мало того, что вы «не должны продолжать движение», так вы ещё и не должны его «возобновлять»! То есть останавливайтесь и стойте до тех пор, пока угроза столкновения (по вашей вине) не исчезнет.

    При таком раскладе помехи справа нет ни у кого. Оба могут продолжать движение.

    И если обоим надо прямо или направо, они проедут перекрёсток без остановки (траектории движения не пересекаются).

    Они даже могут одновременно повернуть налево или развернуться. Если, конечно, получится безопасно разойтись правыми бортами.

    В этом случае траектории движения тоже не пересекаются.

    Есть только единственная ситуация, когда траектории точно пересекаются!

    Это если один двигается прямо или направо, а встречный поворачивает налево или разворачивается.

    Изначально у встречного помехи справа не было. Помеха справа возникла в процессе движения через перекрёсток.

    И вот тут, на перекрёстке, он и должен уступить нам дорогу.

    В Правилах для этого случая дано прямое указание:

    Правила. Раздел 13. Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

    Хотя, на самом деле, вполне достаточно и того, что уже было сказано в пункте 13.11: «водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа » .

    Получается, что пока справа всё чисто, мы тоже можем (и даже должны) въезжать на перекрёсток.

    Но на самом перекрёстке надо уступать дорогу встречному – траектории пересекаются, и он для нас помеха справа.

    Наконец, третий, и последний из всех возможных вариантов – сейчас вы для него помеха справа.

    Можете смело двигаться во всех направлениях.

    Только помните! – если будете разворачиваться, то в конечной фазе разворота он станет для вас помехой справа!

    Про разворот в такой ситуации Правила не дали никакого прямого указания. Тут почему-то авторы Правил решили, что вполне достаточно одного только пункта13.11: «… водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа » .

    Конечно, на перекрёстке могут сойтись и три, и четыре транспортных средства, и такие задачки в Билетах есть. Но принципиально это ничего не меняет. Принципиальным является следующее:

    Перекрёсток равнозначных дорог – это самый демократичный из всех перекрёстков.

    Здесь у всех равное право на проезд .

    А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

    Вот как об этом вас будут спрашивать на экзамене:


    Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

    1. Проедете перекрёсток первым.

    2. Проедете перекрёсток одновременно со встречным автомобилем до проезда мотоцикла.

    3. Проедете перекрёсток последним.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме