Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проверку о достоверности предоставленных деклараций депутатов проводят. Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих

Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. N 207
"Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности"

В соответствии с частью 7.1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим постановлением при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения, и лицами, замещающими эти должности.

Правила
проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. N 207)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящими Правилами устанавливается порядок осуществления проверки достоверности и полноты представленных гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее - проверка).

2. Проверка осуществляется по решению учредителя федерального государственного учреждения или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем.

3. Проверку осуществляют уполномоченные структурные подразделения федеральных государственных органов.

4. Основанием для осуществления проверки является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) кадровыми службами федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации;

д) общероссийскими средствами массовой информации.

5. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

6. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней учредителем федерального государственного учреждения или лицом, которому такие полномочия предоставлены учредителем.

7. При осуществлении проверки уполномоченное структурное подразделение вправе:

а) проводить беседу с гражданином, претендующим на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также с лицом, замещающим должность руководителя федерального государственного учреждения;

б) изучать представленные гражданином, претендующим на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также лицом, замещающим должность руководителя федерального государственного учреждения, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

в) получать от гражданина, претендующего на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также от лица, замещающего должность руководителя федерального государственного учреждения, пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам.

8. Учредитель федерального государственного учреждения или лицо, которому такие полномочия предоставлены учредителем, обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме лица, замещающего должность руководителя федерального государственного учреждения, о начале в отношении его проверки - в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о начале проверки;

б) информирование лица, замещающего должность руководителя федерального государственного учреждения, в случае его обращения о том, какие представленные им сведения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, подлежат проверке, - в течение 7 рабочих дней со дня обращения, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с указанным лицом.

9. По окончании проверки учредитель федерального государственного учреждения или лицо, которому такие полномочия предоставлены учредителем, обязаны ознакомить лицо, замещающее должность руководителя федерального государственного учреждения, с результатами проверки.

10. Лицо, замещающее должность руководителя федерального государственного учреждения, вправе:

а) давать пояснения в письменной форме в ходе проверки, а также по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

11. По результатам проверки учредитель федерального государственного учреждения или лицо, которому такие полномочия предоставлены учредителем, принимают одно из следующих решений:

а) назначение гражданина, претендующего на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, на должность руководителя федерального государственного учреждения;

б) отказ гражданину, претендующему на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, в назначении на должность руководителя федерального государственного учреждения;

в) применение к лицу, замещающему должность руководителя федерального государственного учреждения, мер дисциплинарной ответственности.

12. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в соответствующие государственные органы.

13. Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также материалы проверки, поступившие к учредителю федерального государственного учреждения или лицу, которому такие полномочия предоставлены учредителем, хранятся ими в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.

Среди обязанностей кадровой службы муниципального образования, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе), есть обязанность по организации проверки сведений о доходах муниципального служащего, а также соблюдения им ограничений, связанных с муниципальной службой. В этой статье расскажем, когда муниципальный служащий должен предоставлять сведения о доходах работодателю, какие ограничения он должен соблюдать при поступлении и прохождении муниципальной службы, какие последствия могут наступить при их нарушении служащим и в каком порядке кадровая служба должна организовывать проверку сведений о доходах и соблюдения служащим ограничений, связанных с муниципальной службой.

Согласно Закону о муниципальной службе кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя довольно много функций и обязанностей. Статьей 28 указанного закона установлены такие обязанности, как ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих, проведение конкурсов и аттестаций, формирование и организация работы с кадровым резервом. Также кадровая служба организует проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и проверки соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных Законом о муниципальной службе и другими федеральными законами.

Проводиться эти проверки могут как при поступлении на муниципальную службу, так и во время ее прохождения.

Сведения о доходах муниципальных служащих

В целях осуществления мер противодействия коррупции государство контролирует доходы муниципальных служащих. Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащие, замещающие должность государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах и имущественных правах).

Обращаем внимание, что не все граждане, поступающие на муниципальную службу, и муниципальные служащие должны предоставлять сведения о доходах и имущественных правах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а только те, чьи должности включены в специальный перечень, утверждаемый нормативным правовым актом субъекта РФ или местного самоуправления.

Например, в перечень должностей, при назначении (избрании) на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный Постановлением администрации городского округа Коломна МО от 26.04.2012 N 963, в том числе входят:

— глава городского округа;

— заместители главы администрации городского округа;

— управляющий делами администрации городского округа;

— начальники управления архитектуры и градостроительства, управления образования администрации городского округа.

Следует отметить, что Законом о муниципальной службе предусмотрено предоставление сведений о доходах и имущественных правах только самого гражданина. Так, любой гражданин, поступающий на муниципальную службу (независимо от того, включена должность, на которую он поступает, в перечень или нет), должен предоставить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения предоставляются за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу (пп. 10 п. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе). В случае непредоставления таких сведений гражданину могут отказать в поступлении на муниципальную службу, предварительно уведомив его об этом в письменной форме.

Ну, а если должность, на замещение которой претендует гражданин, включена в соответствующий перечень, то одновременно со сведениями о своих доходах и имущественных правах гражданин предоставляет и сведения о доходах и имущественных правах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме этого, сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода предоставляются ежегодно до 30 апреля года, следующего за текущим. Порядок и форма предоставления данных сведений такие же, как и для государственных гражданских служащих субъектов РФ (п. 1 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

Обратите внимание! Непредоставление муниципальным служащим сведений о доходах, если предоставление таких сведений обязательно, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение этого лица с муниципальной службы (п. 5 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

Сведения о доходах и имущественных правах предоставляются в форме справки, утвержденной нормативно-правовым актом местного самоуправления в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 , в кадровую службу органа местного самоуправления. Порядок предоставления устанавливает руководитель этого органа. Отметим, что требовать от гражданина или муниципального служащего дополнительные документы, подтверждающие полученный доход или право собственности на имущество, кадровые работники не имеют права, поскольку это не предусмотрено законодательством.

Если гражданин или муниципальный служащий обнаружил, что в поданных им в кадровую службу справках не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе предоставить уточненные сведения в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Если же сведения о доходах и имущественных правах муниципальным служащим не предоставлены в силу объективных причин, то данный факт подлежит рассмотрению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Сведения о доходах и имущественных правах относятся к информации ограниченного доступа (или конфиденциальной), если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну. Муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах и имущественных правах, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, а именно они могут быть:

— уволены по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя;

— привлечены к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ;

— привлечены к уголовной ответственности по ст. 137 УК РФ.

Сведения о доходах и имущественных правах, полученные при назначении на должность муниципальной службы, а также предоставляемые муниципальным служащим ежегодно, приобщаются к личному делу муниципального служащего.

Если гражданин не поступил на муниципальную службу, такие сведения не могут использоваться в дальнейшем и подлежат уничтожению либо возвращаются гражданину по его письменному заявлению. Кроме этого, не допускается использование сведений о доходах и имущественных правах для установления либо определения платежеспособности гражданина и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора пожертвований в фонды общественных или религиозных организаций и физических лиц. Сведения о доходах и имущественных правах, отнесенные в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите (ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

Публикация сведений о доходах в СМИ

Сведения о доходах и имущественных правах, предоставляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, которые входят в перечни, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Положения данных актов основываются на Указе Президента РФ от 18.05.2009 N 561 , устанавливающем порядок размещения и опубликования сведений о доходах федеральных гражданских служащих. Сведения о доходах муниципальных служащих, как правило, размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных образований. К таким сведениям относятся:

— перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

— перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности перечисленным выше лицам;

— декларированный годовой доход указанных лиц.

Сведения о доходах и имущественных правах размещаются на официальных сайтах в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе. Кадровые службы органов местного самоуправления в семидневный срок со дня поступления запроса от средства массовой информации обеспечивают предоставление ему запрашиваемых сведений, но в том случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте.

Запрещается размещать на официальных сайтах и в средствах массовой информации:

— иные, кроме перечисленных выше, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц;

— персональные данные супруги (супруга) муниципального служащего и его несовершеннолетних детей;

— данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему, супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании;

— информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Поскольку в силу п. 12 ч. 1 ст. 28 Закона о муниципальной службе помимо организации проверки сведений о доходах и имущественных правах кадровая служба организует проверку соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных ст. 13 Закона о муниципальной службе, напомним эти ограничения.

Итак, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

— наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

— предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

— непредоставления предусмотренных Законом о муниципальной службе, Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Кроме этого, гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с главой муниципального образования.

Проверка сведений: основания и порядок проведения

Итак, согласно п. 6 ст. 15 Закона о муниципальной службе проверке подлежат:

— достоверность и полнота сведений о доходах и имущественных правах предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, и муниципальными служащими, замещающими указанные должности;

— достоверность и полнота сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

— соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Проверка достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, и соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов проводится в отношении всех граждан, претендующих на замещение любой должности муниципальной службы, и служащих, замещающих любую такую должность.

Порядок осуществления проверок по отношению к муниципальным служащим определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ на основании Закона о муниципальной службе, Закона N 273-ФЗ, Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 и других нормативных правовых актов субъектов РФ.

Рассмотрим порядок проведения проверок на примере Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению, утвержденного Указом мэра г. Москвы от 17.10.2012 N 70-УМ (далее — Положение).

Прежде всего отметим п. 7 ст. 8 Закона N 273 установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах и имущественных правах осуществляется кадровой службой по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем):

— самостоятельно;

— путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно Положению любая проверка проводится на основании решения:

— главы муниципального образования;

— главы администрации муниципального образования;

— председателя представительного органа местного самоуправления муниципального образования;

— председателя избирательной комиссии муниципального образования;

— кадровой службы органа местного самоуправления, а в случае ее отсутствия — должностного лица, ответственного за ведение кадровой работы в органе местного самоуправления.

Указанное решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

— правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

— работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб либо должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

— общественной палатой РФ;

— общероссийскими средствами массовой информации.

Несмотря на то, что по законодательству проверка может проводиться только на основании письменной информации, предоставленной вышеперечисленными органами, кадровые службы могут проверять сведения и по собственной инициативе. Законодательством предусмотрен отказ гражданину в поступлении на муниципальную службу в случае непредоставления сведений о доходах или предоставления заведомо ложных сведений — значит, работодателю дано право проверять достоверность представленных гражданином сведений по своей инициативе. Кроме этого, и Законом N 273-ФЗ, и нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими порядок проведения проверок, предусмотрено проведение таких проверок кадровыми службами самостоятельно.

Примечание. Не может служить основанием проверки информация анонимного характера.

Проверка осуществляется:

1. Кадровыми службами или ответственными должностными лицами самостоятельно. В процессе проверки кадровики изучают предоставленные гражданином или муниципальным служащим сведения о доходах и имущественных правах и дополнительные материалы, проводят с ним беседу, получают пояснения об этих сведениях и готовят в установленном порядке запрос о достоверности сведений в органы прокуратуры и иные государственные органы и организации (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов).

2. Путем инициирования перед мэром Москвы предложения о направлении запроса о проведении оперативно-разыскных мероприятий в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности. Данное предложение направляет представитель нанимателя на основании информации, полученной из кадровой службы или от ответственного должностного лица. Порядок представления документов для направления запроса о проведении оперативно-разыскных мероприятий определяется мэром Москвы.

Обратите внимание! Запросы о предоставлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ (п. 7 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

В течение двух рабочих дней со дня получения решения о проведении проверки руководитель кадровой службы или ответственное должностное лицо обеспечивает направление гражданину или муниципальному служащему уведомления о начале в отношении него проверки. В уведомлении также разъясняется, что гражданин (служащий) вправе обратиться для беседы, которая должна быть проведена с ним в течение семи дней с момента обращения, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с гражданином, муниципальным служащим

В случае невозможности уведомления гражданина о начале проверки в указанный срок составляется акт, приобщаемый к материалам проверки.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. На период проверки информации о наличии у муниципального служащего конфликта интересов, если на момент принятия решения о проведении проверки данный конфликт не устранен, служащий отстраняется от замещаемой должности муниципальной службы на указанный срок. Если проверка не завершена, указанный срок продлевается до 90 дней представителем нанимателя, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения служащего от замещаемой должности муниципальной службы за ним сохраняется денежное содержание по этой должности.

По окончании проверки кадровая служба или ответственное должностное лицо представляет представителю нанимателя доклад о ее результатах, в котором должны содержаться обстоятельства, установленные по результатам проверки, а также одно из следующих предложений:

— о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

— об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

— об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

— о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

— о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Рассмотрев доклад, представитель нанимателя принимает соответствующее решение. По окончании проверки муниципальный служащий должен быть ознакомлен с ее результатами. Сведения о результатах проверки кадровая служба с письменного согласия руководителя органа местного самоуправления, принявшего решение о ее проведении, также предоставляет органу, чья информация послужила основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства РФ о персональных данных и государственной тайне. А при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Материалы проверки приобщаются к личному делу муниципального служащего и хранятся в кадровой службе или у ответственного должностного лица в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Подводя итог, отметим, что согласно пп. «л», «м» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции в том числе являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, иных органов, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Поскольку организация проверки сведений о доходах и имущественных правах граждан, поступающих на муниципальную службу и муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности, является одним из методов противодействия коррупции, кадровым службам следует особо обратить внимание на проверку сведений, предоставляемых как гражданами при поступлении на муниципальную службу, так и в процессе ее осуществления муниципальными служащими.

Кроме этого, следует помнить, что в силу ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на доступ к документам и материалам организации, проверку исполнения законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, а также проведение проверок органов местного самоуправления имеет право прокуратура РФ. И в случае обнаружения нарушений законодательства о муниципальной службе и борьбе с коррупцией прокурор может обратиться в суд о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязать работника кадровой службы принять меры к устранению выявленных нарушений, а также возбудить дело об административном правонарушении.

08/02/2011

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).


Е ще одна группа специалистов - должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), - пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м - полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность - устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более - не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно - даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, - у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура - отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. Online812 побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

- Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
- Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, - проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, - это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

- И много было таких сигналов?
- За последние годы - ни одного.

В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
- Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

- Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

- Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины - через ГИБДД, недвижимость - через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве - через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

- Что обычно скрывают госслужащие?
- Именно эту сторону своей жизни - по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой - чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы - например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

- А машины какие скрывают?
- В основном отечественного производства. Из современных - про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

- Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
- Из государственных служащих - выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

- Это только чиновники?
- Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
- В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

- Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
- В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

- А как можно не знать, чем владеет жена?
- Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно - супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
- Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

Неужели дисциплинарное взыскание - так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
- Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе - это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация - и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

- Но уголовная-то ответственность возможна?

- Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, - эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
- Такие случаи - с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Л. А. ЧЕРНЫШЕВА

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕДОСТОВЕРНЫХ ИЛИ НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ
О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ

Важнейшим приоритетом в государственной политике Российской Федерации является борьба с коррупцией. Рядом нормативных правовых актов в 2013—2014 годах внесены существенные изменения в порядок привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, расширен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также утверждена новая форма справки о предоставлении вышеуказанных сведений.

Достаточно активно нарабатывается правоприменительная практика. В первом полугодии 2014 года 3 700 чиновников получили дисциплинарное взыскание после проверки их деклараций о доходах и расходах, 162 из них уволены по утрате доверия .

Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» важнейшей задачей надзорной деятельности является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. В этой связи необходимо систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Прокурорские проверки показывают, что наибольшее количество нарушений законодательства о противодействии коррупции совершается при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Это связано, во-первых, с небрежностью заполнения справок о данных сведениях, незнанием и непониманием требований к их заполнению.

Во-вторых, с недостаточным объемом полномочий кадровых служб по проведению самостоятельной проверки предоставляемых сведений.

В-третьих, с тем, что в соответствии с действующим законодательством привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя), а это, с свою очередь, приводит к безнаказанности государственных и муниципальных служащих, недобросовестно исполняющих обязанность своевременно и в полном объеме предоставлять требуемые законом сведения.

Одним из эффективных методов предотвращения коррупционных правонарушений является обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить:

1) ограниченный круг правонарушений;

2) сферу применения дисциплинарной ответственности;

3) унифицированный подход, применяемый законодателем к порядку привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение норм Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Таким образом, дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе и за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах, можно определить как ответственность, наступающую вследствие нарушения норм Федерального закона «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы и статус лиц, замещающих отдельные должности, применяемую уполномоченным субъектом к правонарушителю, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в виде дисциплинарного взыскания.

Как уже отмечалось, за последние два года законодатель внес дополнения в ряд федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в различных органах государственной власти . Предусмотрен общий перечень составов коррупционных дисциплинарных проступков; введена категория «утрата доверия»; установлен общий порядок дисциплинарного производства (порядок наложения взыскания, сроки наложения взыскания и др.).

Рассматривая вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, необходимо отметить, что виды дисциплинарных взысканий достаточно разнообразны и регламентированы значительным количеством нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Например, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает такие дисциплинарные взыскания, налагаемые по указанным основаниям, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

На сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, а также в иных случаях в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

На сотрудников таможенных органов согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации,

увольнение из органов таможенной службы.

За коррупционные правонарушения во всех перечисленных законах предусмотрены такие же дисциплинарные взыскания, как и за нарушение служебной дисциплины в целом, с добавлением такого основания увольнения, как утрата доверия.

Исключением является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ст. 59.1 которого перечень видов дисциплинарных взысканий, налагаемых за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, ограничен замечанием, выговором, предупреждением о неполном должностном соответствии.

Немаловажным является вопрос о круге лиц, которые могут привлекать к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения.

По общему правилу дисциплинарная ответственность к служащим применяется только в порядке подчинения.

Для военнослужащих и служащих правоохранительных органов правило о прямой подчиненности не является определяющим, привлечь к дисциплинарной ответственности правомочно не только непосредственное (прямое) начальство, но и начальство более высоких уровней.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок — это одна из разновидностей правонарушения, поэтому ему присущи все признаки последнего.

Во-первых, в качестве дисциплинарного проступка могут выступать как действия, так и бездействие, которые определены в законе.

Если говорить о коррупционном правонарушении, то дисциплинарным проступком будет действие или бездействие, выраженное в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе в предоставлении недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах.

Во-вторых, ответственность наступает исключительно за виновные действия, т. е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка.

В-третьих, за совершение дисциплинарного проступка на государственного и муниципального служащего может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных правонарушений составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, служит неисполнение лицом обязанности по предоставлению сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность может наступить за непредоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление их в неполном объеме, предоставление недостоверных данных.

При анализе объективной стороны дисциплинарного проступка, как правило, устанавливается причинная связь между проступком и наступившими отрицательными последствиями.

Субъективная сторона дисциплинарного коррупционного проступка характеризуется любой формой вины (как умыслом, так и неосторожностью).

Субъектом дисциплинарного проступка, как уже отмечалось, является лицо, которое состоит в перечне лиц, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом он должен состоять в данном перечне на момент совершения проступка.

Основанием для применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения является доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, дисциплинарное взыскание налагается на основании рекомендации указанной комиссии.

Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, проводится в порядке, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации порядок проверки устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При применении мер дисциплинарной ответственности необходимо учитывать характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующее исполнение служащим своих должностных обязанностей.

Взыскание за коррупционное правонарушение применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим коррупционного правонарушения. В этот срок не засчитывается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, в других случаях его отсутствия на службе по уважительным причинам, время проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается определенная статья закона , в которой указано данное правонарушение как основание привлечения к дисциплинарной ответственности.

Копия акта о применении к служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается государственному служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Можно отметить, что на сегодняшний день в целом сформировалась правовая основа, ориентированная на профилактику коррупции, в том числе и по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Для проведения проверки необходимо:

Шаг 1. Подготовить докладную записку о проведении проверки, если она инициируется уполномоченным лицом кадровой службы

Шаг 2. Составить приказ (распоряжение) о проведении проверки

Шаг 3. Провести проверку

Шаг 4. Подготовить доклад о результатах проверки

Как подготовить докладную записку о проведении проверки

Докладная записка готовится, если в результате анализа справки о доходах, расходах уполномоченное лицо кадровой службы обнаружило, что справка содержит недостоверные или неполные сведения либо госслужащий нарушил срок ее представления.

1) Ф.И.О. и должность госслужащего, в отношении которого нужно провести проверку;

3) информацию о недостоверности (неполноте) представленных сведений.

К записке целесообразно приложить подтверждающие документы. Они необходимы для того, чтобы представитель нанимателя принял обоснованное решение о проведении проверки.

Докладная записка направляется представителю нанимателя либо лицу, уполномоченному им принимать решение о проведении проверки.

Как составить приказ (распоряжение) о проведении проверки

Приказ (распоряжение) составляется, если представитель нанимателя или уполномоченное им лицо приняли решение провести проверку, инициированную на основании докладной записки уполномоченного лица кадровой службы либо информации, представленной в письменном виде иными органами и организациями.

Такая информация должна быть достаточной для инициирования проверки, однако критерии достаточности нормативно не определены. Как указал Минтруд России в Письме от 15.08.2014 N 18-2/В-571, достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии представленных сведений фактическим обстоятельствам. Как правило, данная информация содержится в различных документах, отражающих действительное имущественное положение госслужащего и членов его семьи. Она может находиться в открытом доступе (например, в открытых государственных реестрах, в том числе иностранных, в средствах массовой информации) или содержаться в представленных госслужащим документах.

Вместе с тем полученная от указанных органов и организаций информация, свидетельствующая о несоответствии представленных конкретным госслужащим сведений фактическим обстоятельствам (без приложения соответствующих документов), не означает, что проверку проводить нельзя. Следовательно, любая информация, представленная в письменном виде (кроме анонимной), о несоответствии представленных конкретным госслужащим сведений фактическим обстоятельствам может быть признана достаточной.

Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

Решение принимается отдельно в отношении каждого госслужащего.

На практике проект приказа (распоряжения) готовит сотрудник кадровой службы госоргана.

В таком проекте указывается:

1) структурное подразделение, которое будет осуществлять проверку;

2) Ф.И.О. и должность госслужащего, в отношении которого необходимо провести проверку;

4) срок проведения проверки.

Как провести проверку

Структурное подразделение госоргана, уполномоченное проводить проверку, проводит ее самостоятельно или путем направления запроса в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Самостоятельное проведение проверки

Руководитель кадровой службы обеспечивает:

1) уведомление в письменной форме госслужащего о начале в отношении него проверки.

Уведомление вручается госслужащему под подпись в журнале учета проверок либо на копии уведомления, которое подшивается в материалы проверки.

Уведомить необходимо в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

Если госслужащий отсутствует на месте (например, из-за временной нетрудоспособности, очередного отпуска, служебной командировки), уведомление направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении либо составляется акт, приобщаемый к материалам проверки;

2) проведение беседы с госслужащим в случае его обращения.

В ходе беседы госслужащего информируют о том, какие сведения, представляемые им, подлежат проверке. Провести беседу необходимо в течение семи рабочих дней со дня обращения госслужащего, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с госслужащим.

Уполномоченное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, вправе выполнить следующие действия:

1) провести беседу с госслужащим;

2) изучить представленные госслужащим сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также дополнительные материалы;

3) получить от госслужащего пояснения по представленным им сведениям и материалам;

4) подготовить проекты запросов в органы и организации. В запросе указывается информация, содержащаяся в п. 16 Положения;

5) навести справки у физических лиц и получить от них информацию с их согласия;

6) осуществить анализ сведений, представленных госслужащим, в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.

Проведение проверки путем направления запроса

Запрос составляется, если для проведения проверки необходимо проводить оперативно-розыскную деятельность. Он направляется в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление такой деятельности.

Проект запроса готовит уполномоченное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В запросе указывается информация, предусмотренная п. 17 Положения.

Запросы подписывают уполномоченные должностные лица.

В субъектах РФ запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий направляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти). Порядок подготовки таких запросов они устанавливают самостоятельно. В качестве примера см. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 09.09.2010 N 57-пг.

На период проведения проверки госслужащий может быть отстранен от должности с сохранением денежного содержания по замещаемой им должности. Предложение о необходимости такого отстранения согласовывается с руководителем структурного подразделения, в котором госслужащий замещает должность, и вносится руководителем кадровой службы на рассмотрение лица, принявшего решение о проведении проверки.

Проверку проводит кадровая служба госоргана, уполномоченная на ее проведение, в срок, не превышающий 60 дней со дня, когда было принято решение о проведении проверки. Срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки, по мотивированному предложению руководителя кадровой службы.

Как подготовить доклад о результатах проверки

Обязанность составлять доклад о результатах проверки установлена в п. 27 Положения.

В докладе необходимо указать одно из следующих предложений:

– об отсутствии оснований для применения к госслужащему мер юридической ответственности;

– о применении к госслужащему мер юридической ответственности;

– о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

– дату его составления;

– основание проверки;

– Ф.И.О. и должность госслужащего, в отношении которого проводилась проверка;

– дату начала и окончания проверки;

– информацию о результатах запросов в государственные органы и организации;

– сведения о результатах запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в случае если они направлялись;

– информацию, содержащуюся в документах, которые имеют отношение к проверке;

– обстоятельства, установленные по результатам проверки.

Доклад подписывает руководитель кадровой службы или уполномоченное должностное лицо и представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме