Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образец жалобы в уфас на действия заказчика. Жалоба в ФАС — образец заявления в антимонопольную службу

Как написать/подать жалобу в ФАС в письменном и электронном виде

Порядок подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) по вопросу нарушения закона в ходе госзакупок определен в гл. 6 ФЗ «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и детально прописан в Административном регламенте ФАС, утвержденном приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее — Адм. регламент).

Согласно п. 3.6 Адм. регламента жалоба должна содержать следующие сведения на русском языке:

  • полное наименование заявителя и лица, чьи действия обжалуются;
  • информацию о закупке, в ходе которой произошло нарушение;
  • описание самого нарушения;
  • список приложенных документов (доказательств).

Жалоба в ФАС по № 44-ФЗ может подаваться любым участником закупки в письменном виде и подписывается им лично. Отсутствие подписи является основанием для возврата жалобы без рассмотрения. Ранее действовавший административный регламент дозволял подавать жалобы и в электронном виде. Сегодня такая возможность прямо не предусмотрена.

Скачать образец жалобы (шаблон) можно здесь: Подача жалобы в ФАС по № 44-ФЗ.

Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения ФАС по закону № 44-ФЗ

Сроки подачи жалобы в ФАС на действия/бездействие определены в ст. 105 закона № 44-ФЗ:

  • по общему правилу это любое время после размещения плана закупок на госпортале с оговоркой, что после опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок у заявителя остается 10 дней на подачу жалобы в ФАС;
  • для обжалования нарушений, совершенных заказчиком, оператором при выборе поставщика на аукционе, — в пределах 10 дней с момента размещения итогового протокола аукциона (о проведении, признании его несостоявшимся и т. п.). С 01.07.2018 данное правило распространяется на проведение электронных конкурсов, электронных запросов котировок и предложений;
  • для обжалования документации об аукционе (а с 01.07.2018 документации всех электронных процедур) — до окончания срока подачи заявок;
  • в случае допущения нарушения при рассмотрении 2-й части заявки — до заключения контракта;
  • для обжалования действий оператора в ходе аккредитации участника на торговой площадке — 30 дней с момента совершения нарушения;
  • для обжалования действий заказчика или иного лица, правомочного заключать госконтракт, совершаемых в связи с заключением контракта, — до даты заключения контракта.

В течение 2 дней со дня поступления жалобы от участника закупок ФАС сообщает о времени и месте ее рассмотрения. А решение принимается в течение 5 дней после поступления.

Если отправитель жалобы — гражданин, не участвующий в закупках, жалоба будет рассматриваться до 30 дней.

Как принимаются решения ФАС по жалобам

Порядок рассмотрения и принятия решений по жалобам подробно описан в Адм. регламенте. Оно происходит в несколько этапов:

  1. При поступлении жалобы определяется ее подведомственность и соответствие требованиям законодательства (наличие обязательной информации).
  2. Затем информация о жалобе вносится в Единую информационную систему (ЕИС), а заявитель уведомляется о времени и месте ее рассмотрения.
  3. После этого жалоба передается комиссии для непосредственного рассмотрения.
  4. Комиссия, проведя ряд процедур (открытие заседания, разъяснение прав и обязанностей и т. п.), заслушивает содержание жалобы либо от заявителя, либо от представителя ФАС.
  5. В рамках рассматриваемого дела комиссия проводит внеплановую проверку по документам, связанным с проведением торгов.
  6. По результатам мероприятий комиссия выносит решение об обоснованности или необоснованности предъявленной жалобы.

Вынесенное комиссией решение можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Таким образом, для обжалования действий/бездействия лиц в сфере госзакупок довольно четко определены:

  • сведения, которые должны быть указаны в жалобе;
  • сроки, в течение которых возможна подача такой жалобы;
  • порядок рассмотрения жалобы ФАС, этапы и документальное оформление.

1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.

7. Участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд; (см. текст в предыдущей редакции)

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

5 рабочих дней



Как подать жалобу на заказчика по 44-ФЗ

В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вопросам подачи жалобы на заказчика посвящена вся шестая глава «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» 1 .

1 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Кто имеет право подавать жалобу?

Жалобу на действия (бездействие) заказчика имеет право подавать любой участник закупки, которым считается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое подало заявку на участие в определении поставщика. Также жалобу могут подавать осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц, например, общественная палата субъекта РФ, общественные инспекции, ассоциации производителей товаров и услуг и т.д.

Если обжалуемые действия (бездействие) заказчика совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

В чем основание для подачи жалобы?

Основанием для подачи жалобы является мнение подающего ее лица о том, что действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки.

Куда подается жалоба?

Жалоба может подаваться в суд или в контрольный орган в сфере закупок. При этом если жалоба подается в контрольный орган, то это не является препятствием для обжалования действий (бездействия) заказчика также и в судебном порядке. Далее в статье пойдет речь о подаче жалобы в контрольный орган в сфере закупок.

Жалоба может подаваться в следующие контрольные органы:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд. Таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в лице своих территориальных органов 2 . Сведения о территориальных органах ФАС можно найти на сайте ФАС . Также отметим, что у ФАС существует административный регламент по рассмотрению соответствующих жалоб 3 . Как правило, именно в ФАС и поступает большинство жалоб, поскольку решения этого органа имеют бóльшую силу (см. ниже).
  2. 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
    3 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  3. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Таким органом также является ФАС 2 .
  4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Такие органы определены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в Тульской области таким органом определен областной контрольный комитет 4 .
  5. 4 Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 № 695 «Об определении органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок».


  6. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд. Такие органы определены нормативными правовыми актами муниципальных образований. Например, в городе Глазов Удмуртской республики таким органом является Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы 5 .

5 Решение Глазовской городской Думы от 29.01.2014 № 403 «Об органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Глазов».

Когда можно подавать жалобу?

Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок (плана-графика размещения заказов на официальном сайте) , но не позднее, чем через 10 дней после размещения с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Собственно такой срок и предусматривается в законодательстве для того, чтобы у заинтересованных сторон было время для обжалования результатов закупки. Если жалоба подается в отношении положений документации о закупке, то такую жалобу можно подавать только до окончания установленного срока подачи заявок.

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке .


При проведении электронного аукциона обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется в любое время определения поставщика, а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий заказчика осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

В какой форме должна подаваться жалоба и что она должна содержать?

Жалоба подается в письменной форме, подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
  5. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В каких случаях жалоба может быть отклонена без рассмотрения?

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  1. жалоба не соответствует требованиям, установленным федеральным законодательством о контрактной системе;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении срока, предусмотренного федеральным законодательством о контрактной системе;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Может ли лицо, подавшее жалобу, отозвать ее?

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе (на официальном сайте).

Где можно ознакомиться с примерами поданных жалоб?

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, на официальном сайте . При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) не требуется.

Как рассматривается жалоба?

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе (на официальном сайте) информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени ее рассмотрения. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация в единой информационной системе (на официальном сайте) не размещается.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.

Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы (например, протоколы, обоснования начальной цены контракта и т.д.), которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов (учреждений), подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Лица, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок, окончательных предложений в соответствии с такими критериями, как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.


Иными словами, если, например, участник закупки не согласен с тем, как оценил его заявку заказчик по указанным критериям, то жаловаться на это в контрольный орган в сфере закупок бесполезно.


Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок соответствующее требование, которое является для них обязательным. В этом случае срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если вследствие приостановления определения поставщика контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, то в решении о приостановлении определения поставщика устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

По результатам рассмотрения жалобы контрольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Копия решения и предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляются участнику закупки, подавшему жалобу и лицу, действия которого обжалуются. В течение этого же срока информация о принятом решении и выданном предписании размещается в единой информационной системе (на официальном сайте).

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок?

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную 6 и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операторы электронных площадок и их должностные лица обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов.

Государство гарантирует прозрачность и общедоступность закупок для федеральных и региональных нужд. Предприниматель, который посчитает, что при отборе победителя его права были нарушены, всегда может пожаловаться на действия заказчика, нарушение процедур, иные обстоятельства, поставившие его в неравное положение с остальными участниками. Разберемся, как подать жалобу антимонопольщикам.

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ , поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде

Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.

Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту

Обязательными сведениями являются:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
  • номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
  • причина обращения;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • перечень прилагаемых бумаг.

На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.

Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.

Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы

Что обжалуется

В какие сроки подавать

Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего

В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола

Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона

В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов такого аукциона;
  • либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
  • либо протокола проведения такого аукциона в случае признания его несостоявшимся

До окончания установленного срока подачи заявок

Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке

В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)

Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта

Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта

Сколько ее будут рассматривать

Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.

На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.

Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок . ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.

Когда могут отказать

Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

  1. Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
  2. Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
  3. В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
  4. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.

Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.

Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.

Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г. N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.

Составить жалобу

Образец: жалоба в УФАС по 44 ФЗ

Подать жалобу

Вы можете подать жалобу в УФАС в электронном виде, подписав электронной подписью уполномоченного лица, или в форме письменного документа. К обращению также необходимо приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подписание.

В зависимости от предмета закупки, документ направляется в ФАС России или его территориальный орган (подведомственность определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, утвержденного Приказом от 19.11.2014 N 727/14).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме