Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сущность конституции рф.

Успех решения задачи по определению понятия конституции в значительной степени зависит от того, насколько верно уясняется сущность данного феномена. Наука конституционного права выделяет формально- юридическую и социально-политическую сущность конституции.

Формально-юридическая сущность выражается в том, что конституция является актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой и занимающих верховное положение в системе законодательства.

Другой аспект анализа заключается в выявлении социально-политической сущности конституции. По вопросу о том, что составляет сущность конституции в социально-политическом смысле, имеются различные теории. Они аналогичны тем, что возникли для обоснования сущности права в целом.

Одной из самых древних теорий является теологическая, согласно которой сущность права и соответственно конституции заключается в завещании божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни. Теологи считают, что в конституции воплощаются божественные идеи высшей справедливости и разума.

Другой, также довольно старой и широко распространенной теорией является трактовка сущности конституции как общественного договора.

Суть общественного договора заключается в согласовании политических интересов различных классов, групп и слоев общества. Принимая конституцию, члены общества заключают договор о том, на каких основах учреждается данное общество и по каким правилам оно собирается жить. Механизм согласования интересов выражается в том, что классы, социальные слои, территориальные, национальные, религиозные, культурные и иные общности и группы людей добиваются их отражения в конституции.

Теория общественного договора близка с теорией соотношения политических сил. С этой точки зрения конституция играет роль политического документа, выражает соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. К примеру, конституционные акты в Англии отразили компромисс между земледельческой аристократией и нарождавшейся промышленной буржуазией в XVII в. Этот компромисс выразился, в частности, в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов и выборности Палаты общин парламента. Отмечая политическую сущность конституции, Дж. Милль по этому поводу писал: "Во всякой конституции есть одна сильнейшая сторона, и если бы обыкновенные конституционные сделки перестали существовать и отдельные элементы вступили в борьбу, то она бы постоянно одерживала верх. Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительною силой вне стен парламента" .

Теория соотношения политических сил была интерпретирована социалистами в качестве теории соотношения сил в классовой борьбе. Классики марксизма-ленинизма сделали вывод об антинародной сущности буржуазной конституции, выражающей интересы господствующих эксплуататорских классов. В противовес была предложена конституция социалистического типа, отражающая интересы и волю трудящихся. Формой их выражения на этапе построения социализма была конституция государства диктатуры пролетариата.

В противоположность марксистско-ленинской доктрины представители теории общественного договора и школ естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней интересов народа и естественных прав людей, отражающих опыт прогрессивного развития и традиций. Именно естественно сформировавшиеся конституции отличаются стабильностью и настоящей гибкостью, так как в отличие от конституций, спускаемых сверху ("революционных" конституций, октроированных конституций и т.п.), они формируются в результате общенародного опыта.

Каждая из теорий о сущности конституции основывалась на своих идейных постулатах и собственной эмпирике. Некоторые теории по мере развития цивилизации подверглись модификации. Так, узкоклассовое понимание сущности конституций социалистического типа трансформировалось в утверждение об общенародной сущности социалистической конституции в период констатации факта построения развитого социализма.

В современных конституциях некоторых государств обнаружился феномен слияния теологических воззрений, идей общественного договора и взглядов представителей естественного права в единую консолидированную идею о демократической и гуманистической сущности конституции как правового акта высшего разума, справедливости и общественно-политического идеала. Такое слияние можно обнаружить, если проанализировать преамбулы конституций ряда европейских государств. К примеру, преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. начинается словами: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленные желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон". Другим, еще более ярким примером является содержание преамбулы Конституции Швейцарии. В ней говорится: "Во имя Всемогущего Бога! Народ и швейцарские кантоны, сознавая свою ответственность перед Создателем, полные решимости обновить свой союз в целях укрепления свободы, демократии, независимости и мира в духе солидарности и открытости к миру..., убежденные в том, что только тот является свободным, кто пользуется своей свободой, и что расцвет общества является благосостоянием наименее обеспеченных его членов, принимаем Конституцию...".

За единство торжества божественного и свободы в конституционном демократическом развитии России выступали многие русские мыслители и философы конца XIX – начала XX в. Эти идеи до конца своих дней проповедовал известный государствовед и философ И. А. Ильин (1883– 1954 гг.). Проживая в эмиграции в годы советской власти, он призывал по мере достижения демократии не забывать о том, что государство и его законы служат делу Божию на земле .

Таким образом, для уяснения социально-политической сущности конституции в современный период используются гуманистические и демократические теории о создании главного закона общества и государства, отражающего лучшие стороны разумного и целесообразного, гармонизирующего значимые отношения в оптимальный для данной страны общественный и государственный строй, отвечающий интересам личности и общества. В реальной жизни эта модель, однако, не всегда воплощается в полной мере и еще более отходит от идеала в процессе реализации конституционных положений. Поэтому, наряду с идеальной сущностью конституции, важно увидеть ее реальную сущность, отражающую компромисс между идеальным и тем фактическим соотношением сил, которое сложилось на момент принятия конституции. В любом, даже в самом демократическом обществе создаваемая модель конституционного строя представляет собой политико-социальный компромисс, который может выразиться в отказе от определенных демократических ценностей, в некотором перекосе в балансе разделения властей и т.д. Однако, как правило, главная цель конституции или вносимых в нес изменений и дополнений – это нахождение консенсуса, поиск равновесия, стремление одновременно к стабильности и обновлению в целях дальнейшего поступательного развития государства и общества. Чем больше соответствия между идеалом и формой отражения сложившегося соотношения сил, тем сильнее вероятность совпадения юридической и фактической конституций.

Завершающий уровень, на котором проявляется сущность конституции, – это состояние фактической реализации закрепленных положений. По уровню совпадения формальной и фактической конституций различают реальную и фиктивную конституции. Фиктивность конституции свидетельствует о необходимости либо изменить формально-юридическую модель, либо попытаться привести в соответствие с ней складывающиеся реалии, используя политические и правовые рычаги убеждения и принуждения, включая меры конституционного контроля. В то же время "даже самая фиктивная конституция лучше прямого деспотизма, поскольку само наличие писаной конституции есть легальное средство борьбы за провозглашенные в ней ценности" .

Сущность конституции предопределяет ее содержание. Вопрос содержания, т.е. предмета конституционного регулирования представляет собой один из наиболее интереснейших аспектов научного анализа в теории конституции. Посылка о том, что конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны, носит абстрактный характер. Как правило, эти отношения структурируются и составляют такие группы, как основы конституционного строя и гражданского общества, правовое положение личности, форма государственного устройства, форма государственного правления и система государственных органов, система публичной власти и местного самоуправления. Несмотря на сходство предмета конституционного регулирования по причине разнообразных факторов (исторических, культурных, правовых, политических и т.д.) содержание практически каждой конституции имеет свои особенности. Одни конституции содержат преамбулу, другие нет. Цели принятия конституции также существенно различаются. В частности, в преамбуле Конституции США декларируется факт образования федерации, а в преамбуле конституций Ирландии и Индии – создание независимого государства. Конституции Германии, Испании, Японии в своих преамбулах отражают естественное после ликвидации фашизма стремление к построению не только свободного демократического, но и мирного государства.

Исторически сложилось, что непосредственно в самом тексте Конституции США нет главы, посвященной правам и свободам, такие положения содержатся в поправках к данной Конституции. Аналогично в Конституции Франции 1958 г. пет главы, посвященной правовому положению личности. В ней имеется отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле Конституции 1946 г. В противоположность приведенным примерам в конституциях большинства стран значительное место отведено регулированию правового статуса личности отдельными главами (разделами).

Существенно различаются конституции по структуре и объему регулирования порядка формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, закреплению экономических, финансовых и социальных основ государственности. В разной степени детализированы основы общественного строя, внутренней и внешней политики государства.

Исторические традиции предопределяют и акценты, которые расставляются при выборе предмета конституционного регулирования. В частности, в Швеции, где традиционно большое значение придается свободе слова и информации, начиная с XVIII в. к числу конституционных относится Акт о свободе печати.

Особенностью целого ряда конституций третьего поколения явилось закрепление регулирующей роли государства в экономической и социальной сферах (Испания, Италия, Португалия и др.). В них содержатся соответствующие главы и разделы, посвященные принципам социально- экономической политики, в том числе государственному планированию и программированию экономического и социального развития; гарантиям социальной защиты граждан.

На содержание конституции накладывает отпечаток и форма государственного устройства. В большинстве конституций федеративных государств имеются положения, посвященные статусу не только центральной власти, но и власти составных частей федерации. Однако степень регулирования взаимоотношений федерации и ее субъектов весьма различна. Если в конституциях Австрии, Бельгии, Германии (ФРГ), Индии, Швейцарии подробно определяются компетенция органов государственной власти составных частей федерации, а также формы контроля со стороны федеральных властей, то Конституции США и Российской Федерации на этот счет лаконичны.

  • Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863. С. 69.
  • Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1993. С. 239.
  • Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 48.

Конституция в формальном смысле - основной закон государства, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Сущность конституции - ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Таким образом, под сущностью конституции понимается ее со­циально-политическое содержание. Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие струк­турные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); инс­титут государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государст­венную символику; механизм защиты конституции.

Обычно в начале текста конституции выделяется де­кларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты час­тей, разделов, глав, статей и параграфов. Содержание и форма конституции взаимозависимы.

Форма конституций в узком (формально-правовом) ас­пекте - основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте - вся нормативная структура, составляющая конституционным строй страны (все источники норм конституционного право). Из сущности конституции вытекают ее основные функции:

1) социальная - является тем социальным компромис­сом, которого достигло общество (общественным до­говором);

2) политическая - отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму);

3) юридическая - выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нор­мах;

4) учредительная - обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции явля­ются легитимность, реальность, стабильность. Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, пря­мое действие.



7. Конституция РФ – юридическая база текущего законодательства.

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., явилась логическим завершением конституционной реформы. Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии. Основанием проведения реформы явился тот факт, что действу­ющая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям. В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совеща­ние, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект. Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декла­ративные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1-16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64):

3) Федеративное устройство (ст. 65-79);

4) Президент РФ (ст. 80-93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94-109);

6) Правительство (ст. 110-117);

7) Судебная власть (ст. 118-129);

8) Местное самоуправление (ст. 130 -133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Конституция РФ является Основным законом РФ, хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет. В отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в слу­чае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Конституция имеет прямое действие. Это означает, что при пра­воприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Консти­туция является как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федератив­ное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функциониро­вания механизма государства, задает систему «сдержек и противо­весов». Но главное в Конституции РФ - это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения влас­тей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представи­тельным органом или исполнительной властью. Конституция РФ формирует основные принципы системы «сдержек и противовесов», определяя границы полномочий нормотворческои деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Россий­ской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий орга­нами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления,

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Офи­циальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Кон­ституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

  1. Фактическая и юридическая Конституции.

В правовой науке существует деление конституций на юридическую и фактическую. Термином “фактическая конституция ” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система соц.-эк. и общ.политических отношений. Юридическая конституция - фактически существующий документ, закрепляющий основы гос., полит. и эк. устройства данной страны, принятый установленным законом образом. Однако юр. конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодат. акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической.

Сущность юридической конституции, её содержание должны быть предопределены фактической конституцией, социально - экономическими и общественными политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция - это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями . Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.

Понятие, сущность и функции конституции

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция - документ государства, т.е. это правовой акт. Конституция - основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу. Конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права.

По сути, и содержанию конституция - документ и общества и государства. Конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений, должностных лиц, граждан страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции, прежде всего, отражают какие формы собственности, и организации экономической деятельности какие существуют в данный момент в обществе, и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическими и рационалистическими.

Суть классово-политического подхода в том, что конституция закрепляя названные группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающих общественные отношения и содействующих их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Поэтому, есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.

С одной стороны, очевидно, что часто именно борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это "классовой борьбой" или "борьбой социальных сил" - пусть остается на усмотрение каждого исследователя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Вместе с тем это может быть борьба не тех, кто занимает неодинаковые ступени в социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит к одному слою, но по-разному видит будущее общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния, - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим.

С учетом сказанного можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции; учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

Учредительная функция конституции. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт и нашей истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и, прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма..."

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и рес­публиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.



Однако, с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися, были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, - жизнь все расставила на места, - отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге, конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия и демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций и рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г. неоднократно реформировавшейся. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

Организаторская функция конституции. Данная функция заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все же появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции. Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.)

Внешнеполитическая функция конституции . Эта функция состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г. Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государст­ва, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает об­щепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Идеологическая функция Конституции. Такая функция также присуща нашей Конституции. Хотя в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. И за примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (что делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в нашей стране (Конституция РФ 1993 г.).

Или, к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни. Прямо противоположные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (это прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (что предусматривает Конституция РФ 1993 г.).

Поэтому вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

Становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

Сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

Дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является "главным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но большинстве все-таки пока готовящихся. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.

Конституция РФ (от латинского constitutio - устанавливаю, утверждаю) - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора . Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, чтосущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

8. Принятие изменения конституции

Принятие конституции осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.


Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,.

В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.

К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся:

учредительное (конституционное) собрание;

парламент;

надпарламентские учреждения.

Таким образом, учредительное собрание - это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции

Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.).

В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия , которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами.

Довольно часто конституции принимаются путем референдума - общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям.

Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т.е., например, при принятии поправок к конституции.

Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти - это октроирование, т.е. дарование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности, а затем утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906 - 1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1963 г.). Однако Новейшая история знает случаи (Конституция Пакистана 1962 г.), когда октроирование осуществлялось президентом - главой государства при республиканской форме правления.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Поправки могут: 1) ставиться на –

референдум (Ирландия, Франция); 2) одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия); 3) одобряться дважды.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т.к. отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии.
9. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей.

9. Структура конституции

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату­са личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства (т. е. характерные признаки, опреде­ляющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

1) выступление в качестве основного закона государства; 2) юридическое верховенство; 3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;П4) стабильность.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел, в содержательном плане основной, в свою очередь включает девять глав. В главе 1 "Основы конституционного строя” изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит характерис- тику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 " Федеративное устройство" закреплены основные принципы

российского федерализма. Три следующие главы (глава 4 "Президент РФ", глава 5 "Федеральное Собрание", глава 6 "Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 "Судебная власть" изложены

конституционные основы су- дебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 "Местное самоуправление" - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 " Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения основного закона. Второй раздел "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему; значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации (как и любого другого государства) является основным законом страны ("законом законов"). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г. или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомствен- ного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прошлому российскому законодательству - в соответствии с ч. 2 разд. II Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. О верховенстве Конституции говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15), хотя и без такого упоминания юридическое верховенство - неотъемлемое сущностное свойство основного закона. Обеспечение юридического верховенства Конституции - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу кон­ституционного контроля - Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституцион- ными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкурен- ции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и пр.

(ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.

Таким образом, Конституция РФ - основной источник не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как основной закон государства, ядро правовой системы, Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, меняющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является "жесткой" (в отличие от "мягких" или "гибких" конституций некоторых государств - Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в установлении запрета по предмету изменений. Следуя мировой практике, Конституция России содержит "защищенные" ("более жесткие") положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения данных глав могут быть изменены только принятием новой Конституции страны (т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена). Остальные главы Конституции (3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи со сказанным следует различать понятия "пересмотр Конституции" (когда речь идет о внесении изменений в "защищенные" главы) и "внесение поправок к Конституции" (когда имеются в виду изменения глав 3-8).

Процедурный (процессуальный) аспект жесткости заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения основного закона. Правила здесь следующие. Во-первых, сужен круг субъектов права законодательной инициативы. Инициировать внесение измене- ний в Конституцию страны могут только Президент, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или же группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). Во-вторых, существенно различаются процедуры пере­смотра Конституции и внесения в нее поправок. Для пере- смотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции должен быть созван специальный орган - Конституционное Собрание (статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно).

Дальнейший возможный алгоритм действий может быть следующим. Конституционное Собрание должно определиться, соглашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции или нет. В последнем случае Конституционное Собрание специальным решением подтверждает неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собра­ние соглашается с предложением о пересмотре Конституции, оно должно разработать проект нового основного закона (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначительно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант - его принимает само Консти­туционное Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант - вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование (в этом случае, чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки - в нем должно принять уча­стие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей). Порядок изменения положений глав 3-8 Конституции определен в ст. 136 основного закона Такие изменения вносятся принятием специальных законов о поправках (обязательные процедурные требования здесь - одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ). В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето - в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции не касается порядка изменения лишь одной статьи - ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме