Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные функции государства и права. Виды функций государства

Функции государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции государства
Рубрика (тематическая категория) Право

Функции государства обусловлены ᴇᴦο задачами, зависят от ᴇᴦο сущности и изменяются по мере её изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных ᴇᴦο органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют всего органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никто другой. В тоже самое время все составные части органа (управления, отделы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); исходя из значения – на основные и неосновные ; исходя из того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства можно отнести следующие˸ 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2) экономическая; 3) налогообложе- ния; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная и др.

К внешним функциям государства можно отнести следующие˸ 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

2. Прочитайте 1-й абзац, сформулируйте ᴇᴦο тему. Сравните˸

- Обусловленность функций государства задачами и сущностью государства

- Функции государства и ᴇᴦο задачи и сущность

- Зависимость функций государства от ᴇᴦο задач и сущности

3 . Задайте вопросы к теме 1-го абзаца. Сравните ваши вопросы с имеющимися˸

1. Чем обусловлены функции государства?

2. Чем определяются функции государства?

3. От чего зависят функции государства?

4. Ответьте на вопросы 1-го абзаца. Сравните. Наиболее полный ответ используйте для беседы, краткий – для конспекта.

1. Функции государства обусловлены задачами государ- ства, зависят от ᴇᴦο сущности и изменяются по мере её изменения.

2. Функции государства определяются ᴇᴦο задачами, сущностью; при изменении сущности государства меняются и ᴇᴦο функции.

3. Функции государства зависят от ᴇᴦο задач, сущности; с изменением сущности изменяются и функции государства.

5. Прочитайте 2-й абзац, сформулируйте ᴇᴦο тему. Сравните˸

- Определение функций государства

- Понятие функций государства

- Функции государства

6. Задайте вопросы к теме 2-го абзаца. Сравните их с имеющимися.

1. Что такое функции государства?

2. Что называется функциями государства?

3. Какова сущность понятия ʼʼфункции государстваʼʼ?

4. Какой смысл вкладывается в понятие ʼʼфункции государстваʼʼ?

7. Ответьте на все вопросы 1-го абзаца. Сравните ваши ответы с данными. Наиболее полный ответ используйте для устного сообщения, краткий – для конспекта.

Функции государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции государства" 2015, 2017-2018.

  • - Функции государства

  • - Функции государства

    Обладая названными признаками, государство как организация верховной публичной власти осуществляет следующие основные функции: - интегрирует и сохраняет целостность общества; - управляет социальными и экономическими процессами, определяя цели развития общества; ... .


  • - Функции государства

    Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную,... .


  • - Функции государства

    Функции государства – это основные (главные) направления деятельности государства, выражающие его сущность, задачи и социальное назначение на конкретно-историческом этапе развития общества. Функции государства представляют собой единую систему. Все функции тесно... .


  • - ТЕМА 5. Основные внутренние и внешние функции государства

    I. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного... .


  • - Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Теории происхождение государства. Виды и формы государства. Функции государства. Правовое государство

    Изучение основ государства и права необходимо начать с рассмотрения вопросов о понятии государства, его роли в жизни общества. По современным научным данным государство существовало не всегда, а возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Первое в... [читать подробнее] .


  • - Внешние функции государства

    В современных условиях ни одно государство не может сколько-нибудь успешно осуществлять управление делами общества вне связи и сотрудничества с другими странами в сфере экономики, политики, культуры, строительства вооруженных сил. Стремление государства как можно... .


  • Понятие и основное назначение функций государства. Активная деятельность государства характеризует его природу и назначение. Содержание и характеристика функций обусловлены сущностью самого государства и прежде всего теми целями и задачами, которые стоят перед ним, а также потребностью в обеспечении необходимых условий сохранения, стабилизации и развития общества. Функциональный подход позволяет глубже изучить само понятие государства, раскрыть его признаки, научно аргументировать характер и содержание его деятельности в конкретных исторических условиях, что служит целям совершенствования его организационной структуры, эффективности государственного управления.

    Функции (от лат - исполнение, осуществление) - это основные, наиболее важные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Они устанавливаются в зависимости от формы государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

    Признаки функций государства. Функции государства многообразны, их возникновение и изменение зависит от очередности целей и задач, которые стоят перед обществом в ходе его постоянного развития. Характеризуя функции, можно выделить некоторые наиболее существенные их черты:

    · функция государства представляет собой основное, существенное направление его деятельности, которое существует длительный период и без которого государство не может обойтись. Это объективно сложившаяся предметная деятельность государства в какой-либо сфере: в культуре, экономике, политике;

    · в своей совокупности функции отражают классовую или общесоциальную сущность государства, раскрывают его социальное назначение. Они направлены на решение конкретных задач и достижение основных целей, которые стоят перед обществом и государством в данный исторический период. Так, в функциях Российского государства ярко проявляется динамика экономических, социальных, политических преобразований, существующих в настоящее время;

    · осуществление и реализация функций есть непрерывный процесс, который происходит в определенных формах и с применением особых, характерных для государственной власти методов воздействия;

    · функции государства - категория управленческая, представляющая собой особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Они имеют свой объект и субъект воздействия, свое содержание. Под объектом следует понимать определенную сферу общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций государства раскрывает саму эту-деятельность и выражается в определенных действиях его органов, которые выступают субъектами, реализующими функции государства. Функций отдельных государственных органов согласуются с функциям всего государства и не должны им противоречить. Объекты и содержание служат критерием разграничения функций государства между собой.



    Таким образом, функции представляют собой основные направления внутренней и внешней деятельности государства, отражающие его сущность и социальное назначение, обусловленные целями и задачами, которые стоят перед обществом.

    Классификация функций государства. В юридической науке проводятся различные классификации функций государства. Выделяют общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер). В литературе встречается также достаточно условное деление функций на основные и не основные (первичные и вторичные). Некоторые авторы указывают на наличие генеральной функция государства, которая составляет основу его деятельности, связанную с обеспечением условий существования человеческого общества. Сюда относятся различные условия: природные; экономические и социальные, связанные с обеспечением достойного уровня жизни, свободы труда и свободного развития; культурные, которые влияют На уровень культуры и образования в обществе, гарантируют свободу творчества.

    По своей направленности функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних целей государства, показывают степень участия граждан в решении экономических, социальных, культурных и иных задач, а внешние - связаны с реализацией задач обороны страны и ее национальной безопасности, а также направлены на поддержание добрососедских, партнерских отношений с другими странами. Внутренние и внешние функции органически связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. В настоящее время Российское государство стоит перед необходимостью внесения уточнений как в саму систему функций, так в их названия и назначение.

    Внутренние функции государства. В современных условиях государство осуществляет следующие основные внутренние функции: экономическую, социальную, политическую, развития культуры, науки и образования, экологическую, охраны прав и свобод личности, всех форм собственности и др. Среди внутренних можно выделить блок правоохранительных функций, к числу которых, например, можно отнести функцию обеспечения законности, правосудия и иные функции.

    Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Они классифицируются в зависимости от той сферы деятельности государства, в которых они протекают. Рассмотрим некоторые из них.

    Главная цель экономической функции - обеспечение нормального функционирования экономики любого государства, охрана всех форм собственности, укрепление финансовой и налоговой системы, осуществление общественных работ, реализация внешнеэкономических связей и многое другое. Обязанности государства в этой сфере сводятся к регламентации определенных базовых экономических отношений и принципов, на основе которых оно существует. Оно также должно определять приоритеты и методы регулирования экономических отношений внутри страны.

    Государство требует от всех органов государственной власти и должностных лиц обеспечить такие условия, при которых бы принимаемые ими решения не создавали прямо или косвенно препятствий для перемещения внутри страны товаров, финансовых средств, не вели к ограничению конкуренции или самостоятельной предпринимательской деятельности граждан и других субъектов экономических отношений. Под этим понимается также требование к созданию внутри страны такого законодательства и такой практики в деятельности государственных органов, которые бы позволили ограничивать или пресекать ту деятельность государственных органов, которая приводит к нарушению или ущемлению базовых экономических принципов.

    Экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики; преимущественная поддержка стратегиче­ских, высоко конкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов. Государство воздействует на экономические отношения также и через налоговую политику, создавая наиболее благоприятные условия хозяйствования в приоритетных отраслях экономики. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной смешанной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

    Важное значение в этой сфере отводится налогообложению. Одним из важных принципов действующего налогового законодательства является принцип однократности налогообложения, состоящий в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период. Плательщиками налогов по закону являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом и иными законодательными актами возложена такая обязанность. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость Определенных товаров, отдельные виды деятельности: операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, а также имущество юри­дических и физических лиц.

    В условиях развития России, в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания функции налогообложения, она, будучи тесно связанной с экономической, выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, за счет различных налогов - налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога с граждан, различных финансовых сборов, акцизов, пошлин и платежей.

    Социальная функция направлена на осуществление специальных мер по удовлетворению социальных потребностей людей, повышению их жизненного уровня, улучшению условий труда, его оплаты, быта, социальной помощи нетрудоспособным, реализацию мер по улучшению здравоохранения, образования, культуры и др. Политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку многодетным семьям, охраняет материнство и детство, труд инвалидов и пожилых граждан. Оно развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и осуществляет иные гарантии социальной защиты.

    Понятие «социальное государство» достаточно ново. Оно впервые появилось в 60-е гг. XX в. и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. Под достойной жизнью обычно понимают материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием - физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

    Социальная политика демократического государства должна быть направлена на создание благоприятных условий для жизни и здоровья его граждан. Она охватывает общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также непосредственно связана с координацией вопросов здравоохранения, защиты семьи и социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение.

    Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек переходного периода в жизни на­шего общества, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, а также на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными социальными группами. Основное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение разных групп населения, развивать здраво­охранение, образование, культуру, науку.

    В целях осуществления социальной функции государство создает фонды, денежные средства которых расходуются на выплату пенсий, пособий гражданам, а также на развитие здравоохранения и образования. С помощью этой функции разрабатываются и реализуются программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулируется в той или иной мере размер заработной платы и др.

    Социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - правом социального обеспечения. В некоторых странах существуют специальные социальные кодексы, которые содержат нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения граждан.

    Политическая функция направлена на развитие демократии, национального, а также гражданского согласия, поддержание стабильного порядка, защиту законных прав и интересов граждан.

    Культурно-воспитательная (идеологическая) функция связана с осуществлением определенной политики в сфере образования, культуры. Она проводится через средства массовой информации - радио, печать, телевидение.

    Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов, вышла на передний план не только в пределах нашей страны, но в глобальном, международном масштабе, превратившись в проблему спасения земли и сохранения человечества.

    Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. В то же время в цивилизованном обществе охрана окружающей среды есть проявление культуры этого общества и нравственный долг каждого. Забота о природе есть моральный долг каждого члена общества по отношению не только к нынешнему, но и к будущим поколениям.

    Обязанность сохранять природу и окружающую среду связана с осуществлением специальных действий (или воздержанием от действий), направленных на предупреждение изменений состояния природы или окружающей среды как единого комплекса природных объектов. Это рациональное, экологически целесообразное использование отдельных природных ресурсов. Нарушение установленных в законодательстве обязанностей каждого по сохранению природы и окружающей среды и бережному отношению к природным богатствам влечет применение мер юридической ответственности.

    Еще одна внутренняя функция государства - функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Данные положения впервые в истории человечества были закреплены в Декларации независимости США 1776 г., в Билле о правах 1789 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

    Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов демократического государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении интересов человека.

    В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности. Сообразно с этим государство, как крупный собственник, должно придерживаться принципа равенства в отношениях с другими собственниками.

    Внешние функции - это основные направления деятельности государства на мировой арене. К внешним функциям относятся: взаимовыгодное сотрудничество государств мирового сообщества, оборона страны от нападения извне и национальная безопасность; вопросы интеграции в мировую экономику, обмен новейшими технологиями и товарами, расширение международных связей; проблемы мира и безопасности; культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства является обеспечение его военной безопасности. Защита Отечества - это оборона страны в случае возможной агрессии против нее или ее союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной военной помощи или обороне. Участвовать в защите Отечества - не только юридическая обязанность, но и глубочайшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина.

    Воинская обязанность предусматривает: воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в военное время.

    Государственная безопасность тесно связана с обороной и экологической безопасностью. Государственную безопасность России обеспечивают федеральные органы: Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки и некоторые оперативные органы других ведомств.

    Функция государства по обеспечению мира и поддержке мирового порядка связана с деятельностью государства, направленной на недопущение и предотвращение новой войны, разоружение, поддержание режима нераспространения оружия массового уничтожения, контроль в сфере торговли вооружением, участие в локализации межгосударственных, межнациональных и иных конфликтов.

    Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем связана с внешней политикой государства, его участием в международных договорах и соглашениях, международными связями. Внешняя политика государства направлена на его включение в мировую экономическую систему, активное международное сотрудниче­ство в различных областях, а также координацию таких связей. Большое значение в этом смысле играет взаимодействие с международными организациями, такими как ООН, ЮНЕСКО, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная организация труда и др.

    Функции государства взаимодействуют, многие из них находятся в процессе становления и развития.

    В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся напостоянные , которые осуществляются на всех этапах развития государства (например, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

    В зависимости от принципа разделения властей функции государства делятся на законодательные , исполнительные , судебные.

    В зависимости от социального значения, важности в общественной жизни функции государства делятся на основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства, связанные с главными стратегическими целями и задачами государства (например, функция обороны страны осуществляется на всех этапах ее развития)ине основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства (например, организация системы связи, транспортного обслуживания).

    Конечно, такое деление весьма условно. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все функции государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных исторических этапах приоритетных направлений. Эти направления становятся для государства основными.

    По социально-политической значимости функции государства делятся наглавные , то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (например, экономическая, социальная, экологическая функции) и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера. Например, функции налогообложения, финансового контроля имеют вспомогательную природу по отношению к экономической функции.

    По сфере и по объекту, по содержанию государственной деятельности функции государства делятся:

    экономическая,

    политическая,

    социальная,

    идеологическая,

    экологическая

    По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся:

    1. Функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

    2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.)

    По территориальному масштабу функции государства делятся:

    1. Функции федерации;

    2. Функции субъектов федерации;

    Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние.Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, авнешние функции нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.

    Внутренние функции:

    1. Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в экономику. Экономическая функция – это осуществление государством управленческого воздействия на экономику. Эффективное развитие экономики – это основа для успешного решения любых задач, стоящих перед государством. Экономическая функция существовала всегда. Суть экономической функции состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности. Государство разрешает и запрещает определенные виды деятельности, обеспечивает свободу конкуренции и ведет борьбу с монополизмом на рынке товаров и услуг (государство может допускать существование естественных монополий в отдельных отраслях экономики – «Газпром», РАО ЕЭС, железные дороги), осуществляет планирование и прогнозирование, устанавливает госцены и др. Применительно к современному государству содержание экономической функции охватывает:

    · Формирование экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны);

    · Создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; планирование производства; государственно-правовая охрана существующих форм собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции);

    · Внешнеэкономическая деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций);

    · Оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

    Экономическая функция Российского государства охватывает структурную перестройку экономики России, целью которой является производство продукции, необходимой всем людям, государству, мировому рынку; поддержку стратегических, высококонкурентных на мировом рынке производств (например, высоких технологий); демонополизацию производства (главная задача – освободить от засилья монополистов); фактическую поддержку товаропроизводителей, стимулирование малого бизнеса; инвестиционную политику и защиту интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке. В период экономических кризисов, депрессий, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

    Внутренние экономические функции современного государства. К ним относятся: непосредственное управление объектами государственной собственности; регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности; концентрация и распределение финансовых средств; установление таможенного режима и др.”.

    Функция налогообложения является производной от экономической функции.

    Функция налогообложения включает в себя сбор денежных средств (прежде всего через налоги, а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределение денежных средств (составление бюджета, кредиты).

    Функция финансового контроля является вспомогательной по отношению к экономической функции. Она предполагает контроль за формированием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т.д. Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, федеральная налоговая и таможенная службы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

    2. Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействиегосударственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это, прежде всего, представительный орган - парламент, избираемый народом и уполномоченный от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, с помощью которого население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум. Содержание политической функции в демократическом государстве составляет обеспечение народовластия. Государство, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

    Политическая функция - это направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах(Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

    3. Социальная функция. Главным назначением социальной функции является обеспечение общественного благополучия, то есть достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: малоимущих, безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы. В социальной функции ярко выражено общесоциальное начало государство – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни с помощью гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. Назначение социальной функции: развивать здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, обеспечивающие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы, осуществляет контроль за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроль за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Ст. 7 Конституции РФ: “РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мин. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. С переходом к рыночным отношениям, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч.1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

    Внутренние социально-политические функции современного государства. К ним относятся: управление системами здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства; обеспечение экологической безопасности; регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями; охрана общественного порядка и др.”.

    4. Идеологическая функция – это поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры, регулирование деятельности СМИ и др. Идеологическая функция состоит в поддержке, разработке общенациональной идеологии, организации и управлении развитием науки, образования, поддержке культуры, охране памятников истории и культуры.

    Внутренние идеологические функции современного государства. К ним относятся: управление развитием науки, образования и культуры; регулирование деятельности средств массовой информации; формирование общенациональной идеологии; охрана памятников истории и др.”.

    Культурная функция (духовная) как поддержка развития культуры, науки и образования.Государство призвано поддерживать развитие науки, обеспечивать культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр. Государство также финансирует сохранение историко-культурных памятников. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

    5. Экологическая функция обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики приобретает самостоятельное и весьма важное значение лишь в XX веке. Интенсивная эксплуатация природной среды, промышленная революция, НТП, нарушение экологических требований, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. В ст. 24 Конституции РФ, например, зафиксировано: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”. Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдение природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований;

    6. Охранительная функция, в которую входят:

    · Охрана всех форм собственности. В демократических государствах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). В государствах, где основной экономический потенциал сосредотачивался в руках того или иного класса, государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды;

    · Охрана прав и свобод человека и гражданина. Эта функция направлена на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.Обеспечение прав человека – это главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере. Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой;

    · Охрана правопорядка – это функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок – это необходимое условие нормальной жизнедеятельности государства, итоговое состояние упорядоченности отношений в обществе. Данная функция представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления его законов всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм. Егоединичным проявлением является правомерное поведение конкретного субъекта права.

    7. Функция развития научно-технического прогресса. Эту функцию предопределили научно-технические достижения XX века. С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии. С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий – одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить.

    8. Информационная функция. Вступление общества в новую, информационную, стадию развития одновременно означает появление у государства информационной функции.К ее появлению государство подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения, (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства. Содержание информационной функции охватывает создание единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, обеспечение свободного доступа пользователей к информации путем постоянного ее накопления, обновления и распространения; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; содействие дальнейшему развитию рынка информации, фактическом удовлетворению потребностей общества в информационных продуктах и услугах и др.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-08-08

    Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.

    Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

    С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

    Существенными признаками функций государства являются:

    1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

    2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;

    3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

    4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

    Сущность государства и его социальное назначение - ключевые факторы в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

    Вместе с тем появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям. Это наглядно видно на примере функций современного Российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими этапами его развития.

    Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата.

    В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.

    Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

    Содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды радикальных социальных перемен. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.

    Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении им "общих дел". Например, в недалеком прошлом считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов.

    Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей.

    Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания функций государства, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами.

    На содержание функций государства оказывают большое влияние национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств. В таких государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности. И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.

    Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами. В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров.

    Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народностями. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет значение в нынешних условиях.

    Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

    Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой - законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов.

    Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

    На функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.

    Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, государственной и коммерческой тайны.

    На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка. В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

    Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются.

    К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

    По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

    Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

    Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

    Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются такие общие функции:

    политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства;

    экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр);

    идеологическая - поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, культуры;

    Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

    В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии.

    Различают внутренние и внешние функции государства.

    А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

    1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

    2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

    3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

    4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

    5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

    Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

    Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

    1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

    2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

    3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

    4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

    5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

    6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

    Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме