Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Институт политического убежища в россии. Институт политического убежища в Российской Федерации Беженцы: понятие и правовое положение

Политическое убежище - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода.
Становление института права убежища было непростым и долгим.
Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве". В ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком - либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".
Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.
Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким - либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

В международной практике государств известны две формы убежища : территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальное - предоставление государством какому - либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
Убежище дипломатическое - предоставление какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.
Признанно, что право убежища является институтом , основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер . Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:


· высылка является административно - правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;

· высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;

· высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства , а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено :

· лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);

· уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);

· уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

· лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

В РФ – ст. 63 Конституции говорит об убежище. Согласно ст. 89 Конституции Президент решает вопрос о предоставлении политического убежища.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие право убежища, классификация его форм и содержание. Анализируются источники международного права, а так же международные и российские нормативно-правовые акты и функционирование института права убежища. Рассматривается правовое закрепление права убежища в Российской Федерации.

Ключевые слова: международное право, институт право убежища беженцы, территориальное убежище, нормативно - правовые акты.

Нормы международного права закрепляют, право предоставлять государствам политическое убежище определенному кругу лиц, обязанность других государств уважать это право. Право убежища является институтом международного и национального права. Каждое государство в праве само решить, кому предоставить убежище. Можно указать, что право убежища - это право государств разрешить въезд и проживание на своей территории лицу, которое преследуется в своей стране за политические или другие права. Основой данного права является суверенитет.

Право убежища встречается на всех этапах развития государства и права. Как развивается государство, так и развивается право, меняя свое содержание и выступая в разных формах.

Предоставление права убежища государствами является мирным, не должно противоречить другим международным актам, другие госу­дарства не должны воспринимать это как недружественный акт. После того как государство предоставило убежище, оно должно гарантировать безопасность т. е. невыдачу и невысылку лица из территории данного государства, а так же гарантировать основные права и свободы. Государ­ство обязано следить за деятельностью тех лиц, кому было предоставлено убежище, чтобы деятельность не противоречила целям и принципам ООН .

Международные правовые нормы, как институт права убежища включают в себя положения об общем порядке и о конкретных пред­писаниях определении категории лиц. Положения об общем порядке включает в себя предоставление политического убежища таким лицам, как например политические эмигранты.

Конкретные предписания включают в себя предписания, в которых предоставление убежища осуществляется в бесспорном порядке, например лицам, борющимся за национальное освобождение.

Часто ставится вопрос о юридических основаниях права убежища. Эту проблему выделяют различные авторы. Одни авторы полагают, что основанием будет являться признание за физическим лицом качества субъекта международного права. Другие ссылаются на основу в качестве основных прав и свобод человека. И наконец, третьи считают наличие специальных норм о праве убежища во внутригосударственном законо­дательстве .

Институт международного права в 1950г. принял одну из первых универсальных норм об убежище, приняв резолюцию «Убежище в международном публичном праве» . Резолюция состоит из преамбулы и четырех глав (10 статей).

Дальнейшие же вопросы об предоставление убежища рассматри­вались в рамках ООН. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах было закреплено право не только для конкретной категории лиц, так же право убежище было зафиксировано для борцов против колониализма. В этих документах так же было отмечено, что право пользоваться убежищем имеют все лица за исключением иностранцев преследуемых за уголовное преступление. Между тем в этих же документах отмечается, что нельзя предоставлять убежище лицам, которые предают интересы своих народов, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН. Это можно объяснить тем, что право убежище как институт базируется на государственном суверенитете и носит политический характер.

Следует обратить внимание, что одним из признаков права убежища является наличие в каждом случае заявления или прошения со стороны лица, о предоставлении политического убежища.

Одним из основных вопросов остается круг лиц, которые могут получить политическое убежище.

Известны две формы убежища:

1. Территориальное

2. Дипломатическое

Территориальное убежище подразумевает собой возможность укрыться от преследования на своей территории. Предоставляется госу­дарством какому-либо лицу.

В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище .

Убежище может быть предоставлено:

  1. Лицам, которые совершили международное преступление, например военный преступник.
  2. Лица, которые совершили уголовное преступление, например угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов.
  3. Лица, которые совершили уголовное преступление, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними догово­рами государств о выдаче.

Дипломатическое убежище - предоставление государством, какому- либо лицу убежища не только на территории государства, но и в дипломатических зданиях, на бортах военных кораблей, баз, воздушных судов и т. д. Многие считают дипломатическое убежище неприемлемым и неправомерным. Оно признаётся лишь в странах Латинской Америки.

Предоставление дипломатического убежища противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права» .

Однако в 1927 году вырабатывался проект конвенции о диплома­тическом убежище. Это проект положен в основание конвенции о дипломатическом убежище, которая была принята в 1928 г. на шестой панамериканской конференции в Гаване. В данной конвенции разре­шалось предоставлять убежище на военных кораблях, лагерях и самолётах политическим правонарушителям.

По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на четыре группы:

  1. Государства, которые не признают и не практикуют его.
  2. Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют.
  3. Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории.
  4. Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция).

В соответствии с нормами международного права можно выделить следующие основные черты права убежища:

  1. Каждое государство может предоставлять политическое убе­жище на своей территории на основании государственного суверенитета.
  2. Каждый человек имеет право на политическое убежище.
  3. Каждое государство может само оценивать основания для предоставления политического убежища.
  4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоре­чащего целям и принципам ООН.
  5. Государство, которое предоставляет политического убежище обязано гарантировать безопасность.

Таким образом, право убежища – это суверенное право государства предоставлять лицу, преследуемому по мотивам, определенным международным правом, право безопасного проживания на своей территории, а также гарантия такому лицу прав и основных свобод со стороны государства-убежища.

Список литературы:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (Дата обращения 20.03.2019).
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (Дата обращения 20.03.2019).
  3. Декларация о территориальном убежище (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1967 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15557#01681507169883596 (Дата обращения 20.03.2019).
  4. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15154#09977175572328745 (Дата обращения 20.03.2019).
  5. Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н. Бирюков. - Москва: Изд-во Юрайт, 2011. - 793 с.
  6. Галенская Л.Н. Право политического убежища (международно-правовые вопросы) / Л.Н. Галенская. - Москва: Международные отношения, 1968. - С. 93.
  7. Дурденевский В. Международное право: учебник для юридических институтов и факультетов / В. Дурденевский, С. Крылов. - Москва, 1948. - С. 299.
  8. Захаров Н. Курс общего международного права / Н. Захаров. - Петроград: Типография Д.П. Вейсбрут, 1918. - С. 271.
  9. Колосов Ю.М. Международное право. – М., 2005.
  10. Лисовский В.И. Международное право / В.И. Лисовский. - Москва, 1970. - С. 133.
  11. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища Вестник ТИСБИ. 2000. № 4.
  12. Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/INTRO (Дата обращения 20.03.2019).
  13. Гуриц С.Д. Основания привлечения к трудовой занятости военнопленных // История государства и права. 2015. N 9. С. 35‑39.
  14. Кремнев П.П. Участники международных вооруженных конфликтов: еще раз о правовом статусе // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 48‑60.
  15. Кузьминых А.Л. Международно-правовое регулирование режима военного плена и интернирования во второй половине XIX - первой половине XX в. // Военно-юридический журнал. 2014. N 9. С. 19‑27.
  16. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.

Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 с изм.

Причем преследование должно быть направлено против самого лица!

Отказ (п.5 Положения)

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утрата (п. 6 Положения)

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:



возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лишение (п. 7 Положения)

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Порядок рассмотрения вопросов политического убежища (п.п. 8-17)

Ходатайство гражданина à ТО ФМС à ФМС à МИД, МВД, ФСБ à ФМС à Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ à Президент РФ.

1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

2. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

4. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

5. Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

6. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

7. Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев в РФ и соотечественников за рубежом

К. ю. н. Новикова А. Е., Жорник А. М.

НИУ «Белгородский государственный университет», Российская Федерация

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа выполнена в рамках государственного задания; регистрационный номер 6.2962.2011

Политическое убежище – это правовой институт, признанный и реализуемый в большинстве стран мира. В данном аспекте Российская Федерация не является исключением. В ч. 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) говорится: « Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права » .

Помимо существующих и признаваемых общепризнанных норм международного права , Российская Федерация разработала свою систему национальных нормативно-правовых актов, которые призваны регулировать данный институт. Первое место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации (далее – Президент РФ) от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» , в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Также в данном положении указан перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

Лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о предоставлении лицу политического убежища оформляется Указом Президента, что свидетельствует о важности и особом характере данного статуса.

Лицо, желающее получить в России политическое убежище, должно направить ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища на имя Президента РФ в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее – ФМС). Вместе с ходатайством подаются документ, удостоверяющий личность, два черно-белых фото; заполняются анкета и опросные листы, а также проводится с лицом собеседование. Указанные документы подаются заявителем лично в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства. Более подробно с данной процедурой можно ознакомиться в Административном регламенте ФМС, утвержденном Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. .

Среди органов, принимающих участие в рассмотрении ходатайства, в Положении и Регламенте указаны:

ФМС РФ (в частности, Управление по вопросам гражданства);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ);

Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД РФ);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ РФ);

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия).

При этом для каждого указанного органа устанавливается лимит времени для рассмотрения документов – 1 месяц.

После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации. Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи ходатайства.

После заполнения и подачи всех необходимых документов сотрудник, принявший их, составляет мотивированное заключение, в котором отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению. Это заключение направляется руководителю территориального органа ФМС РФ, который, в свою очередь, принимает решение об отказе в приеме ходатайства к рассмотрению или о его приеме. В последнем случае заявителю выдается Справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. После этих процедур ходатайство рассматривается в вышеназванных органах, которые дают свои заключения, на основании которых Президент РФ принимает решение о предоставлении или непредоставлении политического убежища.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что в Российской Федерации процедура предоставления политического убежища (в отличие, например, от процедуры предоставления статуса беженца) регулируется не федеральным законом, а Указом Президента РФ и Административным регламентом ФМС РФ, т.е. ведомственным актом. Однако, не смотря на это, процедура предоставления политического убежища Российской Федерацией урегулирована достаточно подробно и последовательно. Представляется, что правоприменительная деятельность в этой связи должна базироваться на однозначных правовых установлениях, не допускающих интерпретационных разногласий, а в последующем реальных проблем.

Список использованных источников:

1. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6–28.

2. Декларация о территориальном убежище (принята 14.12.1967 г. Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287–289.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; 2009. – 21 янв.

4. Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. (ред. от 12.07.2012 г.) «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Российская газета. – 1997. –29 июля.

5. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 (в ред. Приказа ФМС РФ от 22.01.2010 г. № 16) «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. № 11245) // Российская газета. – 2008. – 19 марта.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме