Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конкретные показатели по 44 фз разъяснения пример. Конкретные показатели товара

На сегодняшний для того что бы принять участи в электронном аукционе необходимо правильно подготовить заявку состоящую из первой и второй частей. Первая часть заявки состоит из согласия требованиям аукционной документации и формы конкретных показателей предлагаемого товара или материала. Вторая часть заявки состоит из набора стандартных документов, которые указаны в аукционной документации и прописаны четко в информационной карте. Так как составить самостоятельно вторую часть заявки не сложно более подробно мы остановимся на первой части заявки, а именно на заполнении формы конкретные показатели материалов и товаров в строгом соответствии с требованиями аукционной документации, ГОСТ, СНИП, ТУ, регламентов и действующего законодательства.

Для того чтобы успешно заполнить форму конкретных показателей предлагаемого товара и материала (Далее - Форма 2 ) полностью удовлетворяющую требованиям Заказчика необходимо выполнить следующие действия и получить желаемый Допуск:

  1. Внимательно изучить аукционную документацию и найти инструкцию по заполнению формы 2. Очень часто она находится сразу после таблицы требований или в начальных разделах «требования по заполнению первой части заявки», реже расположена в техническом задании.
  2. Досконально изучить инструкцию по заполнению формы 2, возможно обсудить спорные моменты с другим специалистом или юристом, на предмет толкования тех или иных смысловых фраз. Очень часто заказчики намерено усложняют текст инструкции, дабы запутать неопытных специалистов. В данном случае необходимо читать тест буквально, как это делают юристы, и пользоваться общепризнанными понятиями, правилами русского языка.

Например:

«Не менее», «Не более», «Менее», «Более», «Не выше»,«Не ниже», «Выше», «Ниже» - Данными словами устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения показателей для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика.

«Не менее», «Не более», «Менее», «Более», «Не выше»,«Не ниже», «Выше», «Ниже» со словами «допустимо указывать значение показателя диапазоном значений» - Данными словами устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения, а также диапазон значений показателей для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика.

«Или» - Данным союзом устанавливается требование к объекту закупки с одной из нескольких указных в техническом задании характеристик. При этом объект закупки с двумя и более указанными со словом «или» характеристиками не подходит под требования заказчика.

«И» - Данным союзом устанавливается требование к объекту закупки со всеми указанными в техническом задании характеристиками.

Знаки «+», «-» и «+/-» - В случае использования в техническом задании данных знаков при установлении требований к погрешности, точности (отклонению) при описании температур и градусов (углов), участник закупки может использовать знаки «+», «-» и «+/-». При этом, участник закупки при описании таких погрешностей, точностей (отклонений) вправе использовать слова «не более», «не менее», «менее», «более».

«Значение показателя является неизменным» - При установлении требований, сопровождаемых такими словами, участником закупки должны быть указаны конкретные показатели, соответствующие значению показателей в техническом задании и не подлежащие изменению

  1. Если Вы обнаружили двоякое толкование тех или иных положений инструкции по заполнению конкретных показателей, то следует написать запрос заказчику, что бы получить уточняющий и исчерпывающий ответ. При написании запроса необходимо внимательно читать, что вы написали, ведь заказчик не будет ничего додумывать и ответит лишь на те вопросы, которые обозначены. В запросе вопрос должен быть сформулирован четко, без двоякого толкования, иногда даже лучше свести их к ответу да или нет.
  2. После того, как инструкция прочитана и осмыслена, приступаем к заполнению формы 2. Если вы видите пере собой сложный показатель с множеством запрашиваемых параметров, свойств и иных характеристик, требований к упаковке и т.п. необходимо наитии ГОСТ на который указывает заказчик или если ссылки на ГОСТ, СНИП или ТУ нет необходимо открыть действующий на сегодняшний момент и очень часто вы увидите, что тот кто составлял технические требования к материалам, именно из него и все выписал. Заполняя таблицу всегда необходимо учитывать, что отвечая на вопросы, вы не должны придумывать несуществующий материал, а заполнять характеристики соответствующие конкретному материалу, иначе будете отклонены за предоставление недостоверных сведений о материале. Например: бетон если вы выбрали тяжелый, то плотность в данном случае должна быть более 1500 кг/м3, если выбрали легкий, то менее 1500 кг/м3 и т.п. Будьте внимательны при сопоставлении различных характеристик одного товара и материала, дабы не допустить грубого несоответствия. Сложные и многостраничные формы именно на это и рассчитаны, что участник при заполнении допустит расхождения по указанию разных характеристик одного товара. Та же при подборе конкретного товара рекомендую, по возможности, указывать реальные марки используемых товаров и материалов с их реальными характеристиками. Данные можно взять из интернета, из ранее использованного сертификата и т.п.

  1. В процессе заполнения формы 2 регулярно смотрите документы закупки на сайте, так как другие участники тоже направляют запросы и будет полезно знакомится с их вопросами и ответами на них, так как это поможет вам избежать лишних ошибок.
  2. После того, как форма 2 готова, внимательно все прочитайте на предмет слов не более, не менее и т.п. Иногда, когда сотрудник долго делает одно и тоже, внимание притупляется, и бывают допущены обидные пропуски, которые впоследствии являются причиной для отклонения.
  3. После того как обе части заяви для электронного аукциона подготовлены можете приступить к загрузке их на электронную площадку. Обращаю Ваше внимание, что необходимо заранее побеспокоится о наличии необходимой суммы денежных средств – обеспечения заявки, для подачи. Для этих целей необходимо заблаговременно пополнить виртуальный расчетный счет или взять тендерный займ (кредит).
  4. После того, как вся процедура исполнена на указанный адрес электронной почты придет письмо или в личном кабинете, где вы можете посмотреть порядковый номер заявки.

Рекомендуем Вам заказать подбор конкретных показателей товаров и материалов в Центре содействия предпринимательству. Многолетний опыт заполнения сложных форм, большая база строительных материалов, высококвалифицированные аукционные специалисты и юристы в нашем штате позволяют получать допуски нашим клиентам к самым сложным и дорогостоящим электронным аукционам. Процент допуска подготовленных нами первых частей заявок на электронные аукционы по 44 и 223 ФЗ превышает 95%. Мы не обманываем своих заказчиков и не обещаем золотые горы, не гарантируем, что он выиграет с нами любой аукцион, мы просто делаем свою работу – хорошо делаем!

Наши преимущества:

  • Понятное ценообразование – подробнее можно ознакомится в разделе прайс-лист.
  • Высококвалифицированные специалисты – прошли подготовку, большой опыт.
  • Процент допуска всех подготовленных нами аукционов более 95%
  • Не нарушаем обозначенных сроков, всегда точно в срок готовая заявка попадает на стол к заказчику.
  • Система качества подготовки аукционной заявки – над заявкой работают несколько специалистов на каждом этапе, включая окончательную проверку.
  • Написание жалобы в ФАС без дополнительных оплат

Условия взаимного сотрудничества:

  1. Заключаем официальный договор на подготовку к электронному аукциону.
  2. Предоплата не менее 50% от стоимости подготовки заявки.
  3. Получаете готовую форму 2 за 1 день до окончания подачи заявки (так как могут быть внесены изменения) – оговаривается отдельно при наличии дополнительных условий или требований.
  4. В случае отклонения, наши сотрудники в регламентированный срок подготовят жалобу в контролирующий орган (ФАС), которую вы направляет по электронной почте после подписания.
  5. В случае если жалоба признана необоснованной мы возвращаем уплаченные за подготовку заявки денежные средства.
  6. Во всех иных случаях подписываем акт выполненных работ и заказчик оплачивает оставшиеся 50%.

Надеемся на долгосрочное сотрудничество в области госзаказа.

Заказать подготовку заявки Вы можете отправив номер интересующего извещения по электронной почте chel 39@ mail . ru или по форме обратной связи.

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.

2. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со и настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и настоящей статьи документов и информации, не допускается.

6.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

7. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

8. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

9. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:

(см. текст в предыдущей редакции)

2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;

3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

Министерство экономического развития Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке применения ряда положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по итогам межрегиональной конференции для государственных и муниципальных заказчиков Приволжского федерального округа "Контрактная система в сфере закупок. Новации и перспективы развития закупок".

1. По вопросу представителей Республики Мордовия в отношении того, что такое предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки (пункт 2 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ) и как данную информацию прилагать к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктами 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, установленные заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ .

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе (далее - конкурсная заявка) должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.

Согласно части 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Ранее согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заявка на участие в конкурсе должна была содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта.

Правовое регулирование состава конкурсной заявки по Закону N 44-ФЗ и Закону N 94-ФЗ не претерпело принципиальных изменений, что позволяет правильно в исторической и логической взаимосвязи интерпретировать нормы Закона N 44-ФЗ .

С учетом вышеизложенного заказчик обязан в конкурсной документации установить:

а) критерии оценки конкурсных заявок, величины значимости этих критериев в соответствии со статьей 32 Закона N 44-ФЗ ;

б) требования к описанию предложения участника конкурса - обязательную для заполнения участником конкурса форму (образец) по установленным заказчиком критериям оценки конкурсных заявок, в которой данный участник должен указать свое предложение об условиях исполнения контракта;

в) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться ();

г) требования к описанию предложения участника конкурса - обязательную для заполнения участником конкурса форму (образец) в отношении объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ , в которой участник закупки описывает объект закупки, в том числе указывает конкретные значения показателей.

При разработке конкурсной документации заказчики должны отличать такой критерий оценки конкурсных заявок, как "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (пункт 3 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ) и "описание качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки" как предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, например, конкретные значения показателей.

В первом случае непредставление участником конкурса своего предложения в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки не является основанием для отклонения заявки, поскольку данная информация необходима конкурсной комиссии только для оценки заявки. Во втором случае непредставление (частичное представление, представление данной информации с нарушением требований конкурсной документации) участником конкурса качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки является обязательным основанием для отклонения заявки (часть 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ).

Заявка с учетом вышеизложенных требований конкурсной документации должна содержать:

а) форму по установленным в конкурсной документации критериям оценки конкурсных заявок, в которой участник конкурса указал свое предложение об условиях исполнения контракта, в том числе предлагаемую цену контракта;

б) форму в отношении объекта закупки, в которой участник закупки описал в соответствии с требованиями конкурсной документации объект закупки, в том числе указал конкретные значения показателей.

Информация, содержащаяся в вышеназванных формах, и является предложением участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по смыслу пункта 2 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ .

В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона N 44-ФЗ данная информация должна быть приложена к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

2. Вопрос представителей Удмуртской Республики о порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Постановление N 341), в случае если только часть товаров, закупаемых заказчиком в рамках одной процедуры закупки, попадает в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов , утвержденный Постановлением N 341 (далее - Перечень).

Согласно части 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.

Очевидно, что для реализации порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень . В противном случае предоставлялись бы преимущества организациям инвалидов в отношении товаров, не включенных в Перечень , что статье 29 Закона N 44-ФЗ не соответствует.

Таким образом, в случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень , и товары, не включенные в Перечень , то заказчик не вправе в извещениях об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.

Вместе с тем в целях надлежащей реализации статьи 29 Закона N 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень , и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.

В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень , и товары, не включенные в Перечень , то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).

3. Вопрос представителей Удмуртской Республики о порядке применения пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в части заполнения участником электронного аукциона первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - аукционная заявка).

Согласно при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть аукционной заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также предусмотренную информацию о товаре.

Таким образом, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, заказчик обязан в документации об аукционе установить показатели, позволяющие определить соответствие используемых в рамках выполнения работ товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).

Установленное документацией об аукционе на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, требование к участнику закупки предоставлять только согласие участника такого аукциона на выполнение работы без информации об используемых товарах не соответствует пункту 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ .

При этом необходимо также отметить следующее.

Во-первых, установленное пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требование указывать при проведении электронного аукциона информацию о товаре, который используется для выполнения работ, не означает, что заказчик обязан устанавливать значения показателей в отношении всех используемых при выполнении работ строительных материалов и оборудования. Такие показатели могут быть установлены только в отношении того оборудования, которое заказчик сочтет необходимым при проведении данной закупки с учетом требований проектной документации.

Во-вторых, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн руб., в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" с учетом письма Минэкономразвития России от 21 февраля 2014 года N Д28и-190 могут быть закуплены не только путем проведения электронного аукциона, но и путем проведения открытого конкурса. При проведении открытого конкурса Закон N 44-ФЗ разрешает заказчику самостоятельно установить требования к описанию участниками конкурса объекта закупки, в том числе не устанавливать требования к описанию используемых для выполнения работ товаров, что позволяет избежать ситуации с отклонением параметров объекта капитального строительства от утвержденной проектной документации ().

4. Вопрос представителей Ульяновской области о правомерности отказа в допуске участнику электронного аукциона, если данный участник не указал в первой части аукционной заявки конкретные показатели товара, вместо этого участник указал диапазон значений, предусмотренный ГОСТ или СНиП.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ участник аукциона обязан в первой части заявки указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей, в том числе в форме дублирования норм технических регламентов, стандартов и т.п., является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ). Аукционная комиссия не обладает полномочиями допускать к участию в аукционе участника, заявка которого полностью или частично не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе.

При этом необходимо отметить, что оценка правомерности допуска к торгам не может быть произведена без предварительной оценки и изучения конкретной документации об аукционе.

Заказчикам также следует в инструкции по заполнению заявки (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ) прямо указывать на недопустимость указания в заявке диапазона значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей.

5. Вопрос представителей Республики Татарстан о правомерности отклонения заявки на участие в запросе котировок (далее - заявка) в случае отсутствия копии лицензии в составе заявки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок.

Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При этом в состав заявки (часть 3 статьи 78 Закона N 44-ФЗ) копия лицензии не включена. Согласно части 4 статьи 78 Закона N 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 78 Закона N 44-ФЗ информации и документов, не допускается. Частью 7 статьи 78 Закона N 44-ФЗ также не предусмотрено отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.

Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.

Вместе с тем комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (часть 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ .

Таким образом, котировочная комиссия и заказчик при отсутствии в составе заявки копии лицензии вправе проверять ее фактическое наличие иными способами, в том числе путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.

В случае если котировочная комиссия или заказчик выявят несоответствие участника, в том числе победителя запроса котировок, требованию о наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, то такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном частями 9 и 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ .

Необходимо также отметить, что согласно части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.

6. Вопрос представителей Республики Татарстан о правомерности требования о предоставлении лицензии в извещении о проведении запроса предложений, а также о правомерности отстранения участника запроса предложений в случае отсутствия копии лицензии в составе заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 и пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона N 44-ФЗ в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений обязан установить требование к участнику запроса предложений о наличии соответствующей лицензии.

При этом, в отличие от запроса котировок, состав заявок на участие в запросе предложений на основании пункта 3 части 6 статьи 83 Закона N 44-ФЗ устанавливается самостоятельно заказчиком в документации о проведении запроса предложений.

Таким образом, если заказчик установил требование к участникам запроса предложений о наличии лицензии, то заказчик вправе установить требование к составу заявок на участие в запросе предложений в части предоставления участником копии лицензии. Если вышеназванное требование установлено, а участник закупки копию лицензии в составе заявки не представил, то такой участник должен быть отстранен (часть 10 статьи 83 Закона N 44-ФЗ).

7. Вопрос представителей Республики Татарстан о том, учитываются ли закупки, осуществленные до 01.01.2014 у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), оплата по которым предусмотрена в 2014 году, при расчете объема у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО).

Согласно части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении объема закупок у СМП и СОНО в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ .

Согласно части 30 статьи 112 Закона N 44-ФЗ при определении указанного объема закупок в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ .

Указанные нормы Закона N 44-ФЗ , исключающие из объема закупок у СМП и СОНО закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также закупки, извещения о которых были размещены до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ , позволяют сделать вывод, что закупки, осуществленные до 01.01.2014 у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), оплата по которым предусмотрена в 2014 году, не учитываются при определении объема закупок у СМП и СОНО.

8. Вопрос представителей Республики Татарстан о порядке заключения контракта по итогам несостоявшегося аукциона в соответствии с с учетом требований статьи 70 Закона N 44-ФЗ .

В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66 (по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка), частью 8 статьи 67 (аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, его участником), частью 20 статьи 68 (в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта), частью 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ (аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки), контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Закона N 44-ФЗ ().

При этом согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ такой контракт может быть заключен только при наличии положительного согласования уполномоченного контрольного органа в сфере закупок. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования.

Согласно части 2 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ протокола заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Положения норм статьи 70 и пункта 25 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в системном единстве норм позволяют сделать вывод, что заказчик должен вначале выполнить требования пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ , получив положительное согласование контрольного органа в сфере закупок, и только при наличии такого согласования начинать процедуру заключения контракта, предусмотренную статьей 70 Закона N 44-ФЗ . В противном случае заказчик, разместив при отсутствии положительного согласования проект контракта в ЕИС для подписания участнику аукциона, будет фактически предлагать данному лицу подписывать проект контракта, не согласованный уполномоченным контрольным органом в сфере закупок, что не соответствует смыслу Закона N 44-ФЗ и нарушает права участников закупки, вводя их в заблуждение и обязывая преждевременно нести финансовые расходы на получение обеспечения исполнения контракта.

9. Вопрос представителей Республики Татарстан о порядке применения Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), в случае если на участие в аукционе подана только одна аукционная заявка либо аукционной комиссией принято решение о соответствии только одной второй части заявки соответствующей требованиям документации об аукционе.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1 -3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ является одним из видов закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 3 Приказа при осуществлении закупок товаров путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции.

Описываемые в вашем обращении случаи являются закупками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на которые действие Приказа не распространяется.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России выражает признательность участникам межрегиональной конференции для государственных и муниципальных заказчиков Приволжского федерального округа "Контрактная система в сфере закупок. Новации и перспективы развития закупок" за активное участие в обсуждении Закона N 44-ФЗ и высказанные в данном обращении вопросы.

Данное обращение будет обязательно учтено при дальнейшем совершенствовании норм Закона N 44-ФЗ .

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.Чемерисов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

Заказчик указывает в аукционной документации подробные характеристики товара, позволяющие конкретизировать их соответствие заявленным потребностям. Определяются показатели, значения которых обязательны и неизменны в силу их важности для заказчика.

Участники торгов, в свою очередь, при оформлении заявки указывают конкретные показатели товара по 44 ФЗ – однозначную идентификацию товара, его потребительских и функциональных качеств.

Конкретные показатели – объемные требования, предъявляемые к поставляемому или применяемому товару – оформляются в виде таблиц, размещаемых в первой части заявки на участие в аукционе.

Некорректное составление именно этого раздела – наиболее распространенная причина отклонения заявки как таковой. Отказы по основанию «Неверно указанные конкретные показатели по 44 ФЗ» рассматривает ФАС по жалобам потенциальных участников аукциона.

В чем сложности составления заявки

Законодательством установлены строгие правила описания требований к товарам при размещении госзаказа. Заказчик обязан дать четкое определение товара, но не имеет права устанавливать такие требования, которые влекут за собой ограничение количества возможных участников тендера.

И все же, коррумпированные заказчики в процессе подготовки аукционной документации внедряют «подводные камни» в раздел конкретных показателей. Это позволяет им существенно ограничивать круг лиц, допущенных к торгам. Устанавливаются запутанные и громоздкие требования к товарам, занимающие сотни страниц. Безукоризненное указание конкретных показателей по 44 ФЗ для участника аукциона в таких условиях является весьма проблематичным и часто – невыполнимым.

Подать правильную, «безотказную» заявку на участие в тендере лицу не подготовленному очень сложно. Только опытные специалисты знают, как это сделать, не допуская досадных ошибок.

Как получить допуск к тендеру

TK «Dopusk» предлагает беспроигрышный алгоритм достижения важной цели – своевременного получения выгодного госзаказа:

  • Свяжитесь с нами удобным способом и укажите номер аукциона, в котором желаете принять участие.
  • Обсудите со специалистами компании все нюансы предстоящей сделки.
  • Заключите договор на предоставление услуги.
  • Получите на электронную почту профессионально подготовленную заявку.
  • Ознакомьтесь с положительным для вас протоколом рассмотрения первых частей заявок, обеспечивающим допуск к аукциону.
  • Выиграйте тендер.

Наши специалисты ежемесячно готовят десятки заявок для аукционов любого уровня сложности. При этом обязательно учитывается практика ФАС по 44 ФЗ Конкретные показатели и опыт работы с самой объемной документацией.

TK «Dopusk» сотрудничает с индивидуальными предпринимателями и крупнейшими холдингами. К услугам наших клиентов профессиональное сопровождение электронных торгов на всех стадиях.

Закон о закупках для бюджетных организаций четко определяет конкретные правила проведения электронных аукционов. Более того, предусмотрена административная ответственность, включающая солидные штрафы, для чиновников, которые пытаются обойти установленные правила и способствовать выигрышу определенной фирмы. Но победить коррупционную машину, глубоко укоренившуюся в нашем государстве, не так просто. И первое, на чем спотыкаются в госзакупке претенденты, это указание конкретных показателей по 44 ФЗ при оформлении первой части заявления.

В чем сложности?
Предусмотренная 44 ФЗ контрактная система составлена с учетом того, что заказчик четко знает значения конкретных показателей продукта, или услуги, которые ему необходимы. Исходя из них он составляет заказ с обозначением характеристик, или указывая их диапазонные значения. Претендентам обязательно предоставляется образец заполнения документации.

Проблема в том, что с целью уменьшить количество претендующих на заказ компаний, материально заинтересованные чиновники не всегда правомерно выставляют требования к продукту, или услуге, с описанием на сотнях страниц. И если таблица, содержащая указание на конкретные показатели товара 44 ФЗ, заполнена недостаточно четко, присутствуют неточности, отказывают заявителю в тендерах.

Неправомерный отказ, в котором используются конкретные показатели по 44 ФЗ ФАС обязательно рассмотрит. На практике они зачастую отменяют решения чрезмерно придирчивых работников системы и фирма допускается к конкурсу. Но в любом случае судебные тяжбы это лишнее время и деньги, поэтому лучше не допускать ошибок при оформлении заявки.

Заполнение таблицы с конкретными показателями
Следует разделить два случая, когда проводятся конкурсы, которые есть в определении закона. Если в заказе идет речь, к примеру, о ремонте, как предоставляемой услуге, то данная таблица с показателями не заполняется. Потенциальному исполнителю достаточно дать согласие выполнить работы в соответствии с данными требованиями. Но в случае закупки материалов для ремонта этими конкретными показателями нельзя пренебрегать.

В теории заказчик изучает рынок, выбирает минимально устраивающие его по качеству диапазонные характеристики продукта, или требования при ремонте и указывает их в документации на конкурсы. Исполнители указывают в таблице те фактические данные, которые присущи именно их продукции. Изучая их, сравнивая качество и предложенную цену, экспертные оценки затрат на последующее обслуживание и срок службы, принимается правомерное решение о победителе.
Для примера абстрактный материал, используемый при ремонте, согласно требованиям госзаказа, должен соответствовать показателям и быть:
— новым;
— без повреждений и дефектов;
— иметь сертификаты пожарной и гигиенической безопасности, необходимые при данном ремонте;
— быть определенного цвета и плотности;
— теоретический расход должен составлять… (входить в диапазонные рамки);
— вписываться в диапазонное отклонение по скорости высыхания и сроку эксплуатации.

Важно помнить, что если в образце заполнения есть диапазонные значения «<,>», или слова: более, не более и т.п., заявитель должен ставить именно свое значение, а не указывать, что предлагаемый продукт вписывается в рамки. Это одна из распространенных ошибок, иногда чисто механических, когда заполняется контрактная документация с использованием предоставленных заказчиком шаблонов.

Дополнительные моменты
Если вы предоставили заявление на закупку, или, для примера, хотите принять участие в ремонте, это автоматически означает согласие на поставку данного товара, или выполнение ремонтных работ. Также подразумевается, что требуемое в контрактном заказе количество продукта заданных характеристик с определенными показателями, или необходимый при ремонте объем материалов вы можете предоставить. Дополнительно это нигде не указывается.

Заказчик не имеет права не допустить к аукциону, мотивируя отказ отсутствием в заявлении характеристик и показателей, которые им самим не были обозначены как необходимые, или экспертных выводов. Это не будет правомерным. То есть если нет указания, что леса, необходимые ему при ремонте, обязательно должны быть новыми, то и отказ на основании того, что в заявлении это указание отсутствует, будет нарушением закона, даже если их новизна сама собой разумеется. В таких случаях можно смело обращаться в ФАС.

Не забывайте, что за нарушение правил аукциона госзакупки, или требования, которые ограничивают количество претендентов, неправомерный отказ, члены комиссии могут быть привлечены по ч. 2 ст. 7.30 КоАП и оштрафованы на сумму от 5 до 30 тысяч рублей. Они тоже об этом знают и при внимательно и грамотно составленном заявлении вы без проблем выставите свое предложение на аукционе.

Форма 2 – документ, где указаны конкретные показатели материалов или товаров, соответствующие требованиям аукционной документации. Обязательна для направления в составе первой части заявки на электронный аукцион, при наличии таких требований в Информационной карте.

– раздел аукционной документации, где четко и понятно обозначены все смысловые понятия и токования знаков препинания, союзов, математических символов и других.

При указании конкретных показателей товара участник должен руководствоваться требованиями п.3 статьи 66 ФЗ-44 «О контрактной системе………».

«…. первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара , соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, …………, наименование места происхождения товара ».

Предоставление неполных или недостоверных сведений в составе первой части будет являться причиной отклонения аукционной заявки.

При заполнении формы 2 должны быть использованы стандартные показатели технических и качественных характеристик товаров, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (необходимо использовать стандартные исполнения товаров и материалов).

При предоставлении требований к материалам необходимо пользоваться инструкцией по заполнению и учитывать следующее:

Для качественного исполнения работ, применяемые материалы должны соответствовать требованиям к материалам, указанным в техническом задании и его приложениях. При наличии в настоящем задании ссылок на конкретные торговые марки, наименования от производителя и т.п., возможно применение эквивалента, который может превосходить по качеству и техническим характеристикам материалы, указанные в настоящем требованиях. Качество товаров, предлагаемых Участником к применению должно соответствовать или превосходить технические и качественные характеристики , приводимые в настоящем ТЗ. В заявке претендент должен отразить материалы, с показателями (характеристиками) равными или превосходящими характеристики материалов, указанных в ТЗ и его приложениях.

При подготовке заявки участник размещения заказа должен исходить из того, что он готовит своё предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям , установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме после полного изучения содержания вышеназванной документации и всех приложений к ней.

Показатели свойств физико-механических, а так же иные качественные и количественные характеристики всех товаров (материалов) в рамках одной характеристики, должны быть точно индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих и не должны противоречить документации об аукционе в электронной форме , а так же нормативным актам Российской Федерации, строительным нормам и правилам, требованиям ГОСТ, санитарным нормам и правилам, нормам по безопасности.

Все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, должны иметь четко читаемый текст.

Если в графе «Требуемое значение» стоит знак перечисления «;» или союз «и», то необходимо перечислить все возможные вариации конкретных значений.

Если в графе «Требуемое значение» стоит союз «или», то участник выбирает из предложенного перечня одно конкретное значение.

Если в графе «Требуемое значение» стоит знак «-» тире, то необходимо указать одно конкретное значение показателя из указанного диапазона. Крайние значения входят в перечень возможных вариаций.

Если в графе «Требуемое значение» стоит знак «…», то необходимо указать диапазонное значение.

Если в графе «Требуемое значение» прописано «может быть:», то участник может выбрать одно или несколько значений.

Знак «>» означает «больше».

Знак «<» означает «меньше».

Знак «≥» означает «больше или равно».

Знак «≤» означает «меньше или равно».

Показатели, заключенные скобками « » являются « неизменными показателями »

Предельные отклонения необходимо указывать конкретными значениями, в большую сторону, или в меньшую сторону, причем с обязательным наличием соответствующего знака, обозначающего большую (плюс, « + ») и меньшую сторону (минус, « - »), либо в одну строну при условии, что в соответствующем ГОСТе так и заявлено.

Знак «±» означает необходимость указания конкретного значения в рамках заданного диапазона не включая исходное значение, например 1±0,5 можно указать значения от 0,5 до 1,5, не включая значение 1, или ±25 - можно указать значения от -24 до +24, не включая значение 25.

При указании в документации об аукционе неконкретных значений показателей, участнику в своей заявке необходимо указывать конкретное значение показателя из требуемых заказчиком, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован (например, фракция щебня 20-40), либо показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ, а также за исключением случаев, когда производителем установлено такое значение показателя как неизменяемое. При этом такие показатели товаров могут быть указаны в заявке как в диапазонном (неконкретном) значении, так и в конкретном значении.

В случае указания диапазонов значений с использованием слов «от» и «до» минимальным значением такого диапазона является значение, указанное после слова «от», максимальным - значение, указанное после слова «до».

В случае применения заказчиком словосочетания «может быть», союзов «или», «либо», во всех склонениях при перечислении показателей (значений показателей), в том числе через точку, указывающих на варианты исполнения товара, означает, что заказчику требуется только товар с одним из указанных показателей.

При заполнении требований к материалам – формы 2 участнику необходимо руководствоваться значениями параметров конкретных нормативных документов и значениями параметров производителей товаров (материалов). В случае, если в Техническом задании отсутствует ссылка на конкретный нормативный документ, участнику необходимо руководствоваться только значениями параметров, указанными производителем конкретного товара (материала).

ВАЖНО!

ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУКЦИЮ ИЗ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВАШЕГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА.


Наши аукционные специалисты имеют огромный опыт по заполнению самых сложных и запутанных заявок для участия в аукционе.

Доверьте нам подготовку первой части для Вашего аукциона и мы обеспечим ДОПУСК!

Обратится к нам по телефонам компании или пишите на электронную почту.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме