Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Косгу фискальный накопитель. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг

Подберем фискальный накопитель для вашей кассы и заменим!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Нужна ли замена фискального накопителя при переходе на другой ФФД

Касса передает сведения в соответствии с форматом фискальных данных (ФФД) - это утвержденный алгоритм формирования информации (структура, совокупность параметров документа и т.д.).

ФНС устанавливает три вида ФФД - 1.0, 1.05 и 1.1.

С 1 января 2019 года все владельцы кассового оборудования обязаны перейти на ФФД не ниже 1.05, по возможности - на 1.1.

Форматы отличаются только перечнем реквизитов - в новых версиях добавлены два дополнительных параметра:

  • предмет расчета - категория товара или услуги;
  • способ расчета - например, покупка в кредит, рассрочка, частичная оплата и т.д.

Существует две версии накопителей - ФН 1.0 и 1.1. Они отличаются друг от друга объемами памяти. Учитывайте, что версия 1.0. совместима только с форматами ФД 1.0 и 1.05 Модели 1.1 более продвинутые - они поддерживают все форматы.

Согласно приказу ФНС России № ММВ-7-20/229@, переходя на другой ФФД, владелец ККТ не обязан менять накопитель. Достаточно обновить прошивку кассы (самостоятельно или в ЦТО).

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен - Онлайн-касса !
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Причины и сроки замены ФН

Устройства выпускаются со сроком действия 13, 15 и 36 месяцев. Согласно , модели на 3 года обязательны для ИП и юридических лиц со специальными режимами налогообложения (в том числе в сфере услуг): упрощенная, патент, «вмененка» и ЕСХН.

Исключение предусмотрено для следующих субъектов:

  • торгующих акцизными товарами: алкоголем, сигаретами и моторным маслом;
  • с сезонным характером работ;
  • совмещающих перечисленные режимы налогообложения с ОСН;
  • агентов, принимающих платежи от физических лиц.

Такие предприниматели вправе приобретать чип памяти с любым сроком эксплуатации от 13 месяцев. То же самое касается и предприятий, работающих на ОСН.

Для реализаторов подакцизной продукции (например, алкоголя) есть своя особенность - независимо от выбранной модели эксплуатация не превышает 410 дней.

Самая распространенная причина замены - окончание срока действия. Но цифра на коробке характеризует максимальный период эксплуатации, который может отличаться от реального. Необходимость переустановки может возникать и по другим причинам.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Переполненная память

Каждая платежная операция записывается на чип, но размер этого ресурса ограничен:

  • 13 мес. - примерно 170-180 тыс. операций;
  • 15 мес. - 200-210 тыс.;
  • 36 мес. - до 500 тыс.

Выбирая устройство, сравните заявленную емкость с задачами вашего бизнеса. От этого во многом зависит то, как часто будет осуществляться замена фискального накопителя .

Если формат деятельности допускает любой период действия, не торопитесь покупать устройство на 3 года в надежде сэкономить. Если у вашего бизнеса высокий клиентопоток (более 200 чеков в день) или интернет-магазин ежедневно принимает много заявок, свободная память быстро закончится, и покупать накопитель на 36 месяцев бессмысленно. В этом случае целесообразнее приобрести устройство на 13/15 месяцев.

  • Зайдите в ЛК на портале nalog.ru и выберите раздел «Учет ККТ».
  • Выберите номер ККТ, для которой требуется перерегистрация.
  • Откройте форму заявления.
  • Введите реквизиты двух отчетов: «О закрытии архива» (когда извлекали старый накопитель) и «Об изменении параметров регистрации» (когда устанавливали новый). Эти реквизиты (дата, время, номер) можно уточнить из документов, распечатанных кассой.
  • Выберите название модели из перечня и введите заводской номер.
  • Подтвердите заявку электронной подписью и отправьте на рассмотрение.

Заявление на перерегистрацию ККТ при замене ФН необходимо подавать не позднее, чем через один рабочий день после установки.

Налоговая рассматривает заявку в течение 5 дней, после чего отправляет карточку в ЛК налогоплательщика или посредством ОФД.

Получив карточку, подтвердите операцию и нажмите кнопку «Завершить». На странице «Учет ККТ» появится статус «ККТ перерегистрирована».

ФНС вправе отказать в перерегистрации по двум причинам:

  • выбранная модель не числится в реестре;
  • недостаточный объем сведений в заявлении.

Согласно закону, после извлечения старого ФН необходимо хранить его в течение 5 лет.

Стоимость замены фискального накопителя в онлайн-кассе

Цена замены фискального накопителя зависит от срока использования: ФН на 13, 15 месяцев стоит от 6000, на 3 года - от 9000 рублей.

Другие затраты:

  • Продление - в среднем 2600-3500 рублей в год. Тарифы с ежемесячным (от 300) или полугодовым обслуживанием (от 1500) актуальны для организаций с сезонным характером работ.
  • Продление на год - 1500, покупка новой ЭП с USB-носителем - от 3000 руб.

Договор на замену фискального накопителя в ЦТО обойдется в 1500-2000 рублей.

Установка нового накопителя относится к модернизации контрольно-кассовой техники. Согласно законодательству, ИП на ЕНВД и патенте вправе претендовать на налоговый вычет до 18000 рублей (от стоимости кассового оборудования). В эту компенсацию может входить не только цена самой ККТ, но также расходы на покупку отдельных ее компонентов и программного обеспечения (при условии, что вы еще не воспользовались этой льготой).

Как отразить расходы в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете коммерческих организаций расходы по установке нового чипа памяти отображаются следующим образом:

  • покупка - Дебет 10 Кредит 60;
  • установка - Дт 08 Кт 60;
  • списание расходов на ФН, если касса не числится в составе основных средств - Дт 26(44) Кт 10.

В бюджетном учете все расходы по замене фискального накопителя в онлайн кассах отображают по справочнику КОСГУ (классификатор операций сектора госуправления). Затраты на приобретение и установку устройства относятся к статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» и собираются на счете 10600 «Вложения в ОС».

Что будет, если вовремя не выполнить замену фискального накопителя

Если предприниматель работает с просроченным ФН, налоговая не увидит сведений об объемах продаж. За это предусмотрены штрафы:

  • для ООО - 75-100 % от неучтенной выручки, но не менее 30 тыс. рублей;
  • для ИП - 25-50 % от объема продаж, но не меньше 10 тыс. рублей.

Штрафные санкции предусмотрены и за использование ФН со сроком 13 или 15 месяцев вместо положенных 3 лет.

Организация, находящаяся на основной системе налогообложения, приобрела кассовый аппарат по цене 9900 руб., фискальный накопитель к нему на 15 месяцев по цене 7700 руб. и лицензию на право использования программного продукта "1С-ОФД" сроком на 15 месяцев по цене 3500 руб. Учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета установлен лимит стоимости основных средств более 40 тыс. руб. Как учесть все эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кассовый аппарат вместе с фискальным накопителем как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета учитывается в качестве материальных запасов. Его первоначальная стоимость в размере 17 600 руб. списывается в расходы единовременно при вводе аппарата в эксплуатацию.
Расходы на приобретение лицензии на программное обеспечение учитываются в составе расходов равномерно в течение 15 месяцев и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Приобретенный организацией кассовый аппарат (далее также - ККТ) отвечает всем условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01 для признания этого имущества в качестве ОС.
Фискальный накопитель представляет собой программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака ( Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"). Фискальный накопитель не выполняет самостоятельной функции, а используется в составе ККТ, поэтому, несмотря на то, что его использование предполагается в течение длительного времени (более 12 мес. (пп. "б" п. 4 ПБУ 6/01)), самостоятельным объектом ОС накопитель быть не может (пп "а" п. 4, п. 6 ПБУ 6/01).
По нашему мнению, при приобретении ККТ в первоначальную стоимость этого актива необходимо включить и стоимость отдельно приобретенного накопителя. При последующих приобретениях накопителей их следует рассматривать как запасные части (расходные материалы) и учитывать их в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ) на счете 10 "Материалы" с последующим единовременным списанием их стоимости при установке на ККТ в состав расходов на ремонт ОС (п.п. 26, 27 ПБУ 6/01, п. 2 ПБУ 5/01, п.п. 7, 16, 19 , п.п. 42, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
На основании абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 активы, которые соответствуют условиям отнесения их к основным средствам, но имеют стоимость не более лимита, предусмотренного учетной политикой предприятия (в пределах 40 т. руб. за единицу), организация может учитывать в составе МПЗ.
Поскольку в данном случае первоначальная стоимость ККТ с накопителем составляет 17 600 руб., а учетной политикой установлен лимит стоимости ОС более 40 тыс. руб., то кассовый аппарат необходимо учесть в составе МПЗ. Фактическая себестоимость малоценных ОС (МПЗ) на дату их вовлечения в производство (ввода в эксплуатацию) единовременно списывается в состав расходов (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При этом в целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Приобретение кассового аппарата отражается в учете следующими записями:
Дебет 10 Кредит 60
- кассовый аппарат и фискальный накопитель поставлены на учет;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный по приобретенному имуществу;
Дебет 68 Кредит 19
- НДС принят к вычету;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 10
- стоимость кассового аппарата учтена в расходах;
Дебет 012
- кассовый аппарат учтен за балансом.
Расходы, связанные с приобретением права на использование программного обеспечения, принимаются к учету в составе расходов будущих периодов, а затем подлежат списанию на счета учета затрат в течение срока, указанного в договоре (15 месяцев) ( ПБУ 14/2007, п. 19 , п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации):
Дебет 97 Кредит 60 (76)
- 3500 руб. - отражены в составе расходов будущих периодов затраты, связанные с приобретением прав на использование программного обеспечения (лицензии);
По мере признания расходов:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97
- 233,33 руб. (3500 руб./ 15 мес.) - списана часть расходов, приходящаяся на месяц.

Налог на прибыль

В соответствии с НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.
В данном случае стоимость кассового аппарата вместе с фискальным накопителем ( НК РФ) меньше 100 тыс. руб., поэтому данный актив в составе амортизируемого имущества не учитывается. В соответствии с НК РФ стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
При этом в целях списания стоимости имущества, указанного в НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе (не обязан) самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Из НК РФ следует, что данная норма предусматривает возможность выбора порядка списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:
1) учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;
2) учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности, с учетом срока использования имущества.
В учетной политике для целей налогообложения необходимо выбрать один из способов, предусмотренных

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" между учреждением и оператором фискальных данных (далее - ОФД) заключен договор на обработку фискальных данных (онлайн-касса), предусматривающий оказание услуг абоненту, предоставление доступа абоненту к программным средствам системы для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также предоставления сопутствующего сервиса. Доступ к программным средствам системы (далее - Продукт) предоставляется на условиях лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью договора на обработку фискальных данных.
Предмет лицензионного договора заключается в том, что лицензиар предоставляет лицензиату право использования программных средств системы ОФД для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также получения сопутствующего сервиса. Оператором фискальных данных учреждению направлено уведомление о выделении лицензии на право использования программных средств системы ОФД и предоставлении услуг информационной, консультационной и технической поддержки (базовый уровень). В рамках данного договора учреждению выставлены счета на пакет "Касса-онлайн" один год (то есть в течение года с контрольно-кассового аппарата учреждения будут отправляться фискальные данные к оператору для обработки, хранения и передачи их в налоговый орган) и на пакет "СМС - чек 100" (это услуга, представляющая собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту).
По какой подстатье КОСГУ следует оплачивать данные расходы (подстатье 221 "Услуги связи" или 226 "Прочие работы, услуги")?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата по счетам, выставленным автономному учреждению в рамках договора на обработку фискальных данных, может быть отнесена на КОСГУ в части использования пакета "Касса-онлайн" один год, на КОСГУ в части использования пакета "СМС - чек 100".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания проводимой операции. При этом п. 3 раздела V Указаний N 65н предусмотрено, что расходы по оплате услуг для нужд автономных учреждений подлежат отнесению на "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
Соответственно, услуги, предоставляемые автономному учреждению оператором фискальных данных (далее - ОФД), подлежат отражению в учете по одной из подстатей "Оплата работ, услуг" КОСГУ. Конкретная подстатья КОСГУ, по которой отражаются соответствующие услуги, Указаниями N 65н не предусмотрена, поэтому ее выбор необходимо осуществлять, исходя из экономической сути заключаемого договора.
В рассматриваемой ситуации суть договора, заключаемого между автономным учреждением и ОФД, состоит в предоставлении последним права использования программных средств системы (Продукта) ОФД для передачи фискальных данных с целью их обработки в соответствии с законодательством Российской Федерации и получения сопутствующего сервиса.
Передача права пользования программными средствами осуществляется на основании лицензионного договора. Указаниями N 65н прямо предусмотрено, что приобретение права на использование программного продукта подлежит отнесению на "Прочие услуги, работы" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации использование пакета "Касса-онлайн" предусматривает отправку в течение года с контрольно-кассового аппарата фискальных данных оператору для обработки, хранения и передачи их в ИФНС. То есть по своей сути данная услуга представляет собой право пользования специализированным программным продуктом, расходы на пользование которым могут быть отнесены на КОСГУ.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить данные документы в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) ( Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ).
Одним из требований, предъявляемых к соискателю разрешения на обработку фискальных данных, оператору фискальных данных, является наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи ( Закона N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (п. 1 ст. 29 Федерального закона N 126-ФЗ). Телематические услуги связи входят в названный перечень.
SMS - это служба сотовой сети, позволяющая осуществлять прием и передачу текстовых сообщений сотовым телефоном. А электронная почта представляет собой технологию и службу по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети (в том числе сети Интернет).
Пунктом 3 раздела V Указаний N 65н предусмотрено отнесение на "Услуги связи" КОСГУ расходов на приобретение услуг связи, в том числе услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров.
Таким образом, оплата по счету, выставленному автономному учреждению за использование пакета "СМС - чек 100" (данная услуга представляет собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту), может быть отнесена на КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухгалтерский учёт фискального накопителя напрямую зависит от его цены. ККТ можно провести по-разному:

  • как основное средство (ОС);
  • в составе имеющихся материально-производственных запасов (МПЗ).

Изначальная стоимость ОС должна включать сразу все затраты, связанные с приобретением и доведением кассы до пригодного к эксплуатации состояния. То есть отдельно приобретённый фискальный накопитель входит в это сумму.

Разновидности техники

Устройства, используемые для кассовых операций, можно поделить на системы, функционирующие:

  • самостоятельно (автономные аппараты);
  • в составе общей системы (фискальный регистратор).

Автономные устройства работают самостоятельно, но могут подключаться к ПК или принтеру. В составе устройства: фискальный накопитель , принтер чеков и специализированное программное обеспечение .

Если говорить о фискальном регистраторе, то он представляет собой отдельный электронный блок, требующий подключения к планшету или стационарному компьютеру с предустановленной кассовой программой. Как в автономном устройстве, так и отдельном регистраторе находится фискальный накопитель, сохраняющий данные о транзакциях. Он может поставляться как сразу в составе кассы, так и отдельно (его оприходовать нужно будет с учётом затраченной суммы). Такой накопитель по закону работает 13 или 36 месяцев. В случае большой интенсивности работы кассы его память может закончиться и ранее, что потребует заменить такой накопитель на новый (с повторной регистрацией в ФНС).

Бухгалтерский учёт фискального накопителя

Чтобы включить фискальный регистратор, другую кассовую технику ККТ в разряд ОС в учётах (как бухгалтерском, так и налоговом), необходимо, чтобы он:

  • применялся для основной или управленческой деятельности;
  • длительно использовался (свыше 12 календарных месяцев).

    Также устройство должно:

    • приносить выгоду (экономического характера);
    • не планироваться к продаже использующей организацией.

    Эти условия указаны в ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».

    Чтобы записать кассовый аппарат в перечень амортизационного имущества компании в налоговом учёте, устройство должно:

    • находиться в собственности компании;
    • напрямую применяться для получения дохода (приносить финансовую прибыль).

    Причём чтобы оприходовать аппарат, нужно погасить его стоимость амортизационными отчислениями. В цифрах картина выглядит следующим образом: изначальная стоимость - свыше 100 тысяч руб., срок применения - год и более.

    Как получить первоначальную стоимость ККТ

    Формирование исходной стоимости фискального регистратора выполняется суммированием всех физических затрат на приобретение и ввод в эксплуатацию устройства. То есть, чтобы оприходовать кассовую технику, нужно в её первоначальную стоимость включить стоимость:

    • ОС (должна подтверждаться подлинными документами, предоставляемыми поставщиком);
    • транспортировки и доставки ОС на объект заказчика;
    • наладки ОС (специалисты поставщика запустят и наладят оборудование на объекте заказчика);
    • профессиональной консультации (информационных услуг), предоставляемой перед покупкой поставщиком ОС (часто предоставляется бесплатно);
    • посреднических услуг, если ОС приобреталось у них (договор прилагается);
    • различных сопутствующих затрат, косвенно связанных с покупкой и внедрением ОС.

    С 2017 года в РФ внедряются онлайн-кассы - аппараты весьма сложные, требующие наличия специального ПО для работы. Кроме того, ПО само по себе нуждается в постоянной технической поддержке и отладке. Расходы по этой статье выросли значительно, сейчас они составляют почти половину общей стоимости кассы (плюс периодически требует замены накопитель фискальных данных).

    Как в бухгалтерском учёте провести фискальный аппарат

    При учёте затрат на закупку, использование онлайн-кассы бухгалтерские проводки включают стоимость:

    • ККТ и фискального накопителя;
    • работ по настройке программы (установка, наладка связи с оператором данных);
    • сканеров штрихкодов;
    • ежемесячных амортизационных отчислений (месяц с момента, когда на ККТ был проведён ввод в эксплуатацию);
    • услуг оператора (ежемесячное отчисление);
    • кассовой программы (обычно представляет собой лицензию на год).

    Следует помнить, что оприходовать можно только новое оборудование (не бывшее в эксплуатации и не приобретённое с рук).

    Амортизация кассовой техники

    Кассе, которую нужно учитывать в списках ОС, необходимо отыскать код и амортизационную группу. Код ищут в Общероссийском классификаторе ОК 013-2014 (утверждённый Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002). Классификатор устанавливает, что к кассовым аппаратам следует применять код 330.28.23.13 (звучит как «Машины счётные, аппараты контрольно-кассовые…») или же код 330.28.23.13.120 («Аппараты контрольно-кассовые»). Классификатор предполагает, что ККТ должен соответствовать амортизационной группе № 4 (эксплуатация не более 7 лет). Важно помнить, что с 2017 года этот бухгалтерский классификатор разрешается применять только для того, чтобы списать суммы затрат в налоговом учёте. Если же необходимо определить эксплуатационный срок ККТ для проводок в бухгалтерском учёте, использовать нужно положение ПБУ 6/01.

    Примеры того, как следует вести учёт

    Например, если касса стоит 29 тыс. рублей, можно ли оприходовать такой ККТ, признавая основным средством? В ФНС предлагают перечитать пункт 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», который предлагает лимит в 40 тыс. руб. на признание кассовой техники ОС. Однако касса и с меньшей суммарной стоимостью может быть признана ОС, если соблюдены другие критерии (в соответствии с ПБУ 6/01).

    Часто бухгалтеров волнует вопрос, что можно отнести к ОС, проводя комплектацию (закупая) кассовую технику? Обычно для учётных проводок налоговиками рекомендуется в перечень основных средств включать аппараты, без которых нормальная работа кассы невозможна. Если же техника может взаимно использоваться несколькими кассами, то его нужно указать в составе МПЗ, отдельно. При учёте пункта изначальной стоимости ОС лучше сразу списать услуги по подготовке ККТ к рабочему состоянию. Прочие же работы, их стоимость списываются в обычном, установленном нормативными документами порядке.

    Получить разъяснения можно или на сайте ФНС, или посетив специалистов лично. Однако правовые несостыковки описываются в литературе или на популярных порталах для бухгалтеров довольно редко. Поэтому личная консультация в отделе ФНС по месту регистрации бывает более действенной и полезной.

  • При ведении учета с 1 января 2019 г., составлении бухгалтерской (бюджетной) и иной финансовой отчетности действует новый порядок применения КОСГУ. Рассмотрим подробно методические рекомендации Минфина по его применению.

    Группировка КОСГУ в 2019 году

    В соответствии с п. 5 «Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», утвержденного Приказ ом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее Порядок) кодам КОСГУ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, K, S, T, Z.

    Действующий с 1 января 2019 г. порядок применения статей группы 100 «Доходы» сохраняет порядок применения кодов КОСГУ в 2018 г. Порядок применения дополнен отдельными особенностями, связанными с реализацией новой терминологии и применением учреждениями федеральных стандартов, в том числе ФСБУ «Доходы».

    По статье 120 «Доходы от собственности» учитываются отдельные виды доходов от собственности исходя из экономического содержания операций с учетом вида имущества, передаваемого в управление (пользование). Статья детализируется подстатьями 121 – 129, 12A, 12K, и 12Т.

    Доходы от арендных платежей отражаются по подстатьям 121 «Доходы от операционной аренды», 122 «Доходы от финансовой аренды» и 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» (в части аренды земельных участков).

    Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» детализирована подстатьями 131 – 137 КОСГУ.

    По подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» отражаются поступления от компенсации затрат (расходов) на коммунальные услуги, а также по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию переданного в аренду (безвозмездное пользование) здания (помещения), иных затрат (расходов) по содержанию переданного в пользование имущества.

    Также группа 100 КОСГУ дополнена такими подстатьями как:

    137 «Доходы от предстоящей компенсации затрат», на которую учреждение относит доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва;

    13S «Доходы по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;

    190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», которые ранее учитывались в числе иных доходов по подстатье 189).

    Выплаты (компенсации) работникам

    В 2019 г. по подстатье 211 «Заработная плата» учреждение, как и ранее, отразит начисление заработной платы работнику за выполнение им должностных обязанностей. Однако следует обратить внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, осуществляемая за счет средств работодателя, по данной подстатье КОСГУ отражаться не будет. Она подлежит отражению по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (выплата пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

    В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2017 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2019 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

    Также предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим сотрудникам:

    264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;

    265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме».

    Оплата работ (услуг)

    Ст. 220 «Оплата работ, услуг» группирует операции по оплате работ и услуг для обеспечения выполнения функций учреждений. В целях применения подстатей данной статьи в приказе Минфина № 209н сделано разграничение между услугами, потребляемыми непосредственно учреждениями и потребляемыми работником для его собственных нужд, не связанными с процессом производства (классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме (см. подстатью 214)).

    Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.

    В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2019 г. подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

    С 2019 г. предусмотрено выделение расходов по арендной плате согласно заключенным договорам аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

    Также с 2019 г. выделяются новые подстатьи, отражающие операции:

    Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Эти расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:

    • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
    • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

    Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» в подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» перенесены расходы на приобретение бланков строгой отчетности.

    Прочие расходы

    В соответствии с п. 10.9 Приказа Минфина № 209н статья 290 «Прочие расходы» детализирована подстатьями, отражающими расходы на уплату:

    Для отражения выплат текущего и капитального характера в Порядке № 209н предусмотрены следующие подстатьи:

    • 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»;
    • 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;
    • 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;
    • 299 «Иные выплаты капитального характера организациям».

    Поступление (выбытие) нефинансовых активов

    Детализация ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. В перечне подстатей ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:

    • подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
    • специальная продукция, бланки строгой отчетности;
    • бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.

    Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).

    Дополнены подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» для отражения приобретения неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме