Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Можно ли работать белорусам. Прием на работу

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

Паспорт;

Трудовую книжку;

Страховое свидетельство;

Документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

Важно!

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Важно!

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).

Для граждан Белорусси очень много привилегий. Именно поэтому работодатели не боятся брать их на работу.

Прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.

Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов.

Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно смело отвечать отрицательно. Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находится в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие.

Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли

Как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ. Трудовые книжки из Беларуси в России не используются, поэтому нужно заводить новую – российского образца. Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За не уведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.

С начала 2015 года граждане Белоруссии имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). Причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.

Страховые взносы в ФСС платятся в том же объеме, что и для отечественных граждан, – в размере 2,9 %. Это дает право белоруссам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения.

Выплаты производятся только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.

С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран-участников ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13%, причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.

Следует отметить, что обособленные подразделения уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке. В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.

Страховые взносы в ФСС начисляются на заработную плату работников обособленного подразделения.

Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится обособленного подразделения.

Отчеты сдаются в филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.

На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.

Подать уведомление о приеме на работу нужно в инспекцию по месту учета обособленного подразделения от имени головного отделения. Работодателем по отношению к сотрудникам обособленного подразделения является головная организация, так как обособленное подразделение не является юридическим лицом. Уведомление надо подать в УФМС, на территории которой трудится иностранец, в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договор

Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о прекращении трудового договора с таким иностранцем.

С 2015 года граждане Белоруссии, Казахстана и Армении могут получать больничные и другие виды пособий, а также бесплатную скорую медицинскую помощь (см. « »). Это связано со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 24 мая 2014 года. Этот же договор упростил процедуру принятия указанных граждан на работу. Требуется ли иностранцам из названных республик получать патент или разрешение на трудовую деятельность в России? Обязаны ли работодатели уведомлять ФМС о заключении с ними трудовых договоров? Нужен ли нотариальный перевод документов об образовании таких работников? Давайте разбираться.

Трудоустройство иностранных работников: общий подход

Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Режимы нахождения иностранцев в России

Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

Визовый режим

Безвизовый режим

Работодателю, в общем случае, требуется:

  • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
  • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получить для иностранца разрешение на работу;
  • оформить приглашение на въезд в Россию;
  • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).

Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.

Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:

  • оформить приглашение на въезд;
  • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

Прибывший иностранец должен будет получить патент.

Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

Уведомление о прибытии иностранца

Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

«Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок пребывания иностранного работника в России

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Трудоустройство граждан Белоруссии почти ни чем не отличается от оформления на работу граждан Российской Федерации, так как с гражданами ЕАЭС установлен льготный трудовой режим.

Порядок оформления прост:

  • Проверяем документы
  • Заключаем трудовой договор
  • Уведомляем ГУВМ МВД

1. Документы для оформления гражданина Белоруссии на работу в России

1.1. Паспорт Гражданина Республики Белоруссии (Пашпарт)

1.2. Регистрация гражданина Белоруссии

Для справки. Регистрация гражданина Белоруссии в России требуется только если планируемый срок прибытия превышает 30 дней.

Регистрацию гражданин Белоруссии может получить встав на учет в ГУВМ МВД (ФМС) с помощью:

  • Гражданина Российской Федерации у которого проживает беларус
  • Лицо с видом на жительство, у которого проживает беларус
  • Организаций, в которой работает гражданин Республики Беларусь
  • Гостиницы, отеля, общежития, в которой гражданин останавливается на срок более 30 дней.

Важно! Очень часто для того, чтобы сэкономить время и деньги люди покупают регистрации за 1-2 тысячи рублей на вокзале или в переходе у не понятных граждан или организаций.

Первое что вам нужно – это проверить регистрацию по внешнему виду, так как, к сожалению, не по каким базам вы этого сделать не сможете. Основные признаки поддельной регистрации – грамматические ошибки в написании, которые официальные органы делать не будут.

В случае обнаружении такого нарушения лучше переделать документы, так как при уведомлении ГУВМ МВД вам может прийти отказ по данному сотруднику.

1.3. СНИЛС

Получить СНИЛС (Страховой Номер Индвидуального Лицевого Счета) гражданин Республики Беларусь может самостоятельно, обратившись в Пенсионный Фонд по месту проживание или, в случае, если он уже устроен на работу это должны сделать вы, как работодатель, в течении двух недель после принятия его на работу.

Форма АДВ-1 для получения СНИЛС

1.4. ИНН

В оформлении ИНН для граждан Белорусси так же нету ничего сложного – он оформляется в налоговой по месту жительства.

2. Заключаем трудовой договор с гражданином Белоруссии

2.1. Подписываем все соглашения с:

  • Правилами внтуреннего распорядка
  • Системой мотиваций и штрафов
  • Правила об охране труда
  • Любые другие акты, свзаные с профессиональной деятельностью гражданина Белоруссии

Важно: сотрудник из Республики Беларусь должен подписать все соглашения до момента подписания трудового договора!

2.2. Заключаем трудовой договор с гражданином Беларуси

3. Уведомляем ГУВМ МВД (ФМС) о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии.

Важно! Вы, как работодатель, обязаны уведомить миграционную службу о принятии на работу гражданина Белоруссии в течении 3 дней!

Существует много споров касательно того необходимо ли уведомлять миграционную службу о приеме на работу грждан Беларуссии. Вот официальынй ответ из ФМС в виде письма:

Офицальный ответ ФМС по вопросу уведомлений по гражданам Белоруссии

Из письма ясно, что уведомлять о приеме граждан Белоруссии на работу необходимо !

Существуют ли случаи отмены штрафов за гражда Республики Беларусь? Да. Но эти случаи еденичны и мы всегда уведомляем Миграционную Службу о приеме и увольнении беларусов с работы, чего и вам советуем для избежания лишней головной боли в моменты проверок.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме