Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему военнослужащим рф нельзя выезжать за границу. Почему военнослужащих не выпускают за границу

Посещать другие страны имеют возможность отнюдь не все россияне. Выезд за границу госслужащих, военнослужащих и сотрудников различных силовых ведомств ограничен законодательством нашей страны. Часть этих запретов закреплена на законодательном уровне, хотя некоторые из них и носят рекомендательный характер.

Регламент выезда за границу служащих МВД и других структур отображен в Согласно ей нижеозначенным субъектам ограничено право выезда за пределы страны:

Стоит пояснить, что действует запрет на выезд сотрудникам МВД за границу, а также аналогичный, касающийся сотрудников и Министерства обороны, и ФСБ, и Службы внешней разведки, и Службы исполнения наказаний, и МЧС. Кроме того, применим он и в отношении штата чиновников, оформленного на гражданскую правительственную службу, т. е., например, выезд за границу гражданского персонала МО РФ также ограничен.

Перечень государств

Возникновение упомянутого перечня связано в первую очередь с необходимостью государства охранять информацию, относящуюся к суверенной тайне, а в дополнение – осложнением отношений на современной политической арене. Так, непосредственно страны, заключившие с Соединенными Штатами Америки договоры об экстрадиции, и державы, входящие в Североатлантический союз, подпадают под самые суровые ограничения. А вот те, которые настроены в отношении России дружественно, открыты для въезда.

Куда запрещено

В списке государств, на посещение которых действует категорический запрет, более 150 стран мира. В свете постоянно меняющейся политической обстановки рекомендуется уточнять информацию на сайте Министерства иностранных дел России.

Куда разрешено

В какие страны можно выезжать военнослужащим, определено приоритетностью дружественного их отношения к Российской Федерации. К сожалению, список разрешенных стран для военнослужащих, чиновников и служащих госструктур не слишком обширен. Альтернатива отдыха за границей для этих категорий лиц – необъятные просторы нашей родины.

Госслужащим предложили забыть про заграницу: Видео

Правила для военнослужащих

Запрет на выезд военнослужащих за границу в 2019 году регулируется все тем же , а значит, он касается:

  • лиц, мобилизованных на военную или альтернативную службу;
  • лиц, служащих по контракту;
  • воинского состава, допущенного к особой (грифованной) информации.

Запрет на выезд оформляется документально, заверяется подписью военнослужащего и действует на протяжении 5-10 лет со времени последнего изучения конфиденциальной информации. Стоит отметить, что запрет на выезд за границу военнообязанного не простирается на его родственников.

Если же выезд за границу все-таки необходим (например, заболевание/смерть кого-то из родственников, живущих в другой стране), военнослужащий обязан получить официальное одобрение командующего согласно регламенту. Для этого потребуется, во-первых, предоставить рапорт на имя ответственного лица с ходатайством санкционировать загранпоездку и выдать ему загранпаспорт.

При согласии руководства военнослужащему выдается справка, разрешающая получение документа для пересечения границы.

Во-вторых, подать заявление и заполнить опросный лист на загранпаспорт, присовокупить к документам выданную командованием справку. Срок запрета на выезд за границу по окончании службы варьируется в зависимости от следующих обстоятельств:

  • если военнослужащий в период прохождения службы был допущен к секретным материалам, то по завершении службы период ограничения продлевается еще до 5-10 лет;
  • если гражданин служил по контракту, то срок запрета на выезд за границу регламентируется договором.

Военнослужащим, период службы которых закончился, при условии отсутствия у них доступа к грифованным материалам, разрешено беспрепятственно посещать другие страны.

Сотрудникам силовых структур

Неукоснительного запрета на въезд в другие страны относительно служителей силовых ведомств в настоящий момент нет. Однако организация режима секретности при выезде за границу накладывает подобные ограничения и на силовиков, имеющих доступ к засекреченной информации.

Впрочем, еще в 2015 году, по инициативе депутатов Государственной Думы, Министерство внутренних дел посоветовало своим сотрудникам не покидать страну без исключительной на то потребности. Если все же возникает крайняя нужда в выезде за границу, служащие МВД должны также следовать вышеописанной схеме. В первую очередь они обязаны подать рапорт на выезд за границу ответственному сотруднику и только после получения официального разрешения готовить документы для загранпоездки.

МВД


Могут ли работники прокуратуры выезжать за границу? Повторимся, что закона, запрещающего выезд за границу служащим силовых ведомств, нет (кроме запрета для лиц, допущенных к информации повышенной секретности). Однако весной 2019 года Госдума вынесла на рассмотрение вопрос о наложении временного запрета на выезд за границу служащих полиции и лиц, занимающих руководящие должности в Министерстве внутренних дел. Если новый законопроект будет согласован, служащие МВД будут вынуждены включить в контракт соответствующую статью.

В таких условиях вопрос, куда можно ехать отдыхать сотрудникам полиции, для многих по-прежнему остается открытым. В большинстве своем принято придерживаться данных Министерством иностранных дел рекомендаций по ограничению количества стран, выезд в которые разрешен.

Росгвардия

Разрешен ли выезд за границу сотрудникам Росгвардии? Ограничения на посещение зарубежных стран в отношении сотрудников структуры идентичны требованиям, предъявляемым в этом вопросе к военнослужащим:

  • выезд в другие страны запрещен в продолжение всего периода службы;
  • по окончании службы сотрудник остается невыездным 5-10 лет, если в период службы допускался к конфиденциальной информации;
  • для контрактников период действия невыездного запрета регламентируется сроком, оговоренным условиями контракта.

Если служащий во время прохождения срочной службы не работал с секретной информацией, то невыездные ограничения заканчиваются одновременно со сроком его службы.


Могут ли сотрудники ФСБ выезжать за границу? Сотрудники этого ведомства также подпадают под ряд невыездных ограничений сроком до прекращения периода действия договора. Работники аппарата службы имеют право получить одобрение руководителя на визит в другую страну только на основании одной из нижеуказанных причин:

  • потребность в специализированном лечении;
  • заболевание/смерть кого-то из родственников, живущих в другой стране;
  • урегулирование наследственных вопросов;
  • урегулирование разбирательств по конфискации имущества, оформленного за границей;
  • визит к родственникам, живущим в другой стране.

Запрос на выезд подается за 3 месяца до планируемого события, если отсутствуют какие-либо безотлагательные факторы. К заявлению прилагаются обосновывающие необходимость пересечения границы акты, справки и т. п. По итогам рассмотрения документов руководство должно принять решение.

Таможенникам

Равно как и остальные правительственные ведомства, Федеральной таможенной службой было получено письмо от Министерства иностранных дел Российской Федерации в рекомендательной форме предлагающее воздержаться от выезда сотрудников ведомства в другие страны. Но на местах, в структурных подразделениях, подобного рода рекомендации принимаются скорее как приказ к исполнению.

Работникам МЧС


Приказ МЧС о выезде за границу 2018 года за №244 «О дополнительных мерах по повышению социальной защищенности, обеспечению комфортных условий труда и службы личного состава МЧС России» от 07.06.2018 закрепляет предписанные рекомендации Министерства иностранных дел Российской Федерации по ограничению прав сотрудников этого органа госуправления на выезд за границу. Список стран, разрешенных для выезда сотрудникам МЧС, ограничивается исключительно дружественными по отношению к России.

Порядок получения разрешения на выезд из РФ

Для санкционирования выезда за границу всем военнослужащим, лицам с доступом к засекреченной информации, а также сотрудникам остальных рассмотренных выше ведомств установлен определенный порядок.

  1. Сотрудник, планирующий выезд за границу, обязан подать рапорт (заявление) на имя начальника ФСО России, где обязательно указать: страну, запланированную для посещения; цель поездки; дату выезда; источник средств на поездку; на каком транспорте планируется поездка; реквизиты турфирмы; информацию о лице, выславшем приглашение.
  2. Руководитель, принявший заявление, заверяет его и ставит отметки о времени и уровне осведомленности заявителя относительно сведений, составляющих государственную тайну. Отправляет документы в отдел кадров.
  3. Сотрудниками отдела кадров и оперативного управления на заявлении ставится отметка о наличии/отсутствии причин к ограничению в праве на выезд.
  4. Выдается разрешение на выезд или отказывается в нем.

Одной из причин отказа в выезде за границу является наличие задолженности перед налоговой и коммунальной службами, а также неоплаченные штрафы и другие долговые обязательства. ? Это можно сделать несколькими способами.

  1. Проверить наличие долгов по налогам и сборам можно на сайте Федеральной налоговой службы.
  2. Проверить, есть ли задолженность, выставленная к исполнению решением суда, можно на сайте судебных приставов (ФССП).
  3. На портале госуслуг проверяют долги по неоплаченным штрафам.
  4. Проверить наличие задолженности перед банком несложно, обратившись в бюро кредитных историй.

После оплаты имеющейся задолженности информация в базах государственных ведомств будет отражена только в течение 1-3 недель, так что не стоит откладывать это на последний момент. Следует заранее подготовиться к поездке, для этого немаловажно знать, .

  1. Действующий загранпаспорт.
  2. Виза, потому что безвизовый въезд для граждан Российской Федерации разрешен не во все страны.
  3. Страховой полис.
  4. Проездные билеты в оба конца.
  5. Туристический ваучер, если человек путешествует по заранее приобретенной путевке.

Несмотря на то, что список документов для выезда из страны не так уж велик, следует иметь в виду, что в отношении посещения отдельных стран могут предъявляться дополнительные требования. Следовательно, перечень требуемых бумаг может быть расширен.

Розыск граждан, вручение повесток которым невозможно. Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата. Данное положение закона детализировано нормами Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 10 сентября 2007 года).

Основанием для объявления гражданина в розыск является невозможность вручить гражданину повестку военного комиссариата в установленном порядке.
Основанием для проведения розыскных мероприятий является соответствующее обращение военного комиссара13 в орган внутренних дел. Ежегодно, до 15 января, военные комиссары направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта РФ списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке. Не реже двух раз в месяц эти списки уточняются. Списки носят преимущественно информационный характер и ни к чему не обязывают должностных лиц, в адрес которых они направляются. Обязанность по проведению розыскных мероприятий возникает у органа внутренних дел по факту получения не списков, а письменных обращений об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия (далее по тексту – письменные обращения военного комиссариата). Такие обращения направляются в ходе призыва. К письменному обращению военного комиссариата должны быть приложены повестки, подлежащие вручению указанным в обращении гражданам.
Содержание розыскных мероприятий в отношении рассматриваемой категории граждан раскрывается в п. 5 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Получение письменного обращения военного комиссариата обязывает сотрудников полиции:
установить фактическое местонахождение гражданина;
вручить ему повестку военного комиссариата;
направить в военный комиссариат корешок повестки с росписью14 гражданина.
Иных полномочий у сотрудников полиции в отношении граждан, включённых в письменное обращение военного комиссариата, нет. В частности, задержание этих граждан, их привод или доставление куда бы то ни было, незаконны. Действия сотрудников полиции, совершённые за рамками полномочий, могут быть оспорены в суде и обжалованы в административном порядке.
Розыск призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата. Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Заметим, что уклонение от призыва на военную службу как частный случай уклонения от военной службы есть ни что иное, как неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
П. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ наделяет органы внутренних дел полномочиями по приводу в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Порядок осуществления привода как меры обеспечения по делу об административном правонарушении определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и Инструкцией о порядке осуществления привода, утверждённой Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 (далее по тексту – Инструкция от 21 июня 2003 года).
Согласно ст. 27.15 КоАП, привод осуществляется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется полицией на основании определения органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Определение о приводе выносится в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных выше лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссариатом определения о приводе является совокупность обстоятельств:
а) в производстве должностного лица военного комиссариата находится дело об административном правонарушении, отнесённое ст. 23.11 КоАП РФ к компетенции соответствующего должностного лица;
б) призывник проходит по данному делу в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности или свидетеля;
в) призывник вызывался военным комиссариатом для рассмотрения дела об административном правонарушении;
г) рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой призывника.
Определение о приводе, вынесенное при отсутствии указанных оснований, можно оспорить в суде15.
Основанием совершения привода, как сказано выше, является определение должностного лица военного комиссариата. Привод призывника в военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.
Определение должно содержать фамилию, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Определение, не содержащее указанных сведений, исполнению не подлежит.
Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Определение о приводе, вынесенное не для достижения установленных КоАП РФ целей, можно оспорить в суде. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.
Осуществление привода в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещено п. 4 Инструкции от 21 июня 2003 года.
Поступившее в органы внутренних дел определение о приводе рассматривает начальник соответствующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Он обязан организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения.
В том случае, когда лицо, указанное в определении о приводе, находится на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с военным комиссаром может принять решение:
о направлении для исполнения определения о приводе по территориальности;
об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел, с предварительным его уведомлением.
Непосредственное осуществление привода возлагается начальником соответствующего органа внутренних дел на сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции. Исполняющим определение о приводе сотруднику полиции или старшему группы (наряда) вручается определение о приводе. Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учёбы лица, подлежащего приводу.
По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник полиции либо старший группы (наряда) сотрудников полиции объявляет ему под расписку определение о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в определении о приводе делается соответствующая запись.
Военный комиссар по факту осуществления привода призывника в военный комиссариат обязан вручить сотруднику полиции, осуществившему привод, расписку с указанием времени исполнения определения. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение определения о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе.
Подводя итог вышесказанному, резюмируем. Проведение розыска в отношении призывника путём вынесения определения о приводе требует не только неявки гражданина по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, но и неявки по вызовам военного комиссара для рассмотрения дела об административном правонарушении. Привод оформляется определением о приводе и осуществляется сотрудниками полиции в помещение военного комиссариата.

В 2019 году общественность активно продолжает обсуждать санкции, которые Россия и страны Запада вводят друг против друга. Одна из «санкций» – запрет на выезд за границу, введённая ещё в 2014 году на обычных россиян, являющихся сотрудниками МВД, актуальна и в 2019.

Сообщения о том, что в скором времени сотрудникам МВД будет запрещено ездить за рубеж, стали появляться ещё несколько лет назад. Характер сообщений был самым разным. Иногда в социальных сетях проскальзывала совершенно фантастическая информация.

По некоторым источникам, сотрудникам МВД поступали письма и телеграммы, составленные специалистами вышестоящих органов. В этих письмах говорилось о том, что отныне всем без исключения . Столь суровая мера объяснялась началом боевых действий на Украине. Официального приказа размещено не было, есть лишь рекомендация, которую мало кто рискует нарушать.

Спусковым крючком выступило обращение А. Хинштейна к В. Колокольцеву. В своём обращении чиновник просил В. Колокольцева дать объяснения относительно существующих «санкций».

Министр внутренних дел РФ Колокольцев В.А.

Подтверждение запрета

Дать официальный ответ руководство МВД смогло только, когда ситуация несколько прояснилась. Запрет на выезд за границу был подтверждён. По словам представителя МВД, сотрудники ОВД являются государственными служащими. Это налагает на них определённые обязательства. В том числе становятся актуальными и некоторые ограничения.

На тот момент, по словам представителя МВД, приказа как такового не существовало. Вместо приказа на рубеже вышло распоряжение по министерству. В этом распоряжении говорилось о том, что отныне полицейские не имеют возможности посетить зарубежные курорты.

Отпуск у сотрудников МВД никто не отнимал. Вместо Турции и Индии полицейским предлагается отдохнуть в пределах СНГ, а ещё лучше, по мнению представителей Министерства Обороны РФ, в Крыму или в Краснодарском крае. Категорический запрет на посещение некоторых заграничных государств касается только сотрудников ФСБ, а также лиц, работающих с секретной информацией. Всего существует три категории степени секретности.

К первой категории относятся данные особой важности, доступ к которым имеет только начальство. Ко второй категории относятся данные «средней важности», доступ к которым может иметь даже рядовой сотрудник. К третьей категории относятся «обычные» секретные сведения, работать с которыми разрешается и следователям.

Основные причины запрета

Согласно приказу, строгого запрета на посещение зарубежных государств не существует. Сотрудникам МВД просто не рекомендуется в 2019 году выезжать в те страны, с которыми у Соединённых Штатов есть соглашения об экстрадиции.

В приказе обозначаются следующие причины рекомендации воздержаться от посещения некоторых стран:

  1. Охрана государственной тайны (согласно приказу, от посещения зарубежных государств должны отказаться те сотрудники, которые имеют доступ к секретной информации).
  2. Безопасность (россияне, путешествующие за границей, часто по надуманным причинам становятся жертвами американских спецслужб).

Примечательно, что соответствующее распоряжение актуально и для некоторых гражданских. Подчиниться приказу должны россияне, заключившие с Министерством обороны договор.

Приказ был принят руководством силовых ведомств буквально: у полицейских стали отнимать загранпаспорта. Сильнее всего запрет на посещение «заграницы» ударил по жителям Калининграда и Дальнего Востока. Раньше они могли беспрепятственно путешествовать по европейским странам. Сегодня в качестве альтернативы им предлагается посетить Китай или .

Получение разрешения

Важно понимать, что запрет на выезд за границу — не приговор. При возникновении необходимости посетить заграничное государство каждый сотрудник МВД имеет возможность получить соответствующее разрешение.

Процедура оформления разрешения сегодня выглядит так:


В заявлении сотрудник МВД обязуется как можно подробнее расписать свой маршрут. Также необходимо обозначить, с какой целью он желает совершить заграничное рандеву. Окончательное решение выносится на усмотрение начальника.

Важно учитывать то, что начальство может рассмотреть вопрос заявителя как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Обязанностью начальства является информирование сотрудника о принятом решении. Подтверждением того, что сотрудник МВД ознакомился с решением начальства, является его личная подпись.

Разрешение о выдаче заграничного паспорта также оформляется по установленному образцу. Если сотрудник МВД сталкивается с необходимостью длительного пребывания за границей, окончательное решение по его вопросу принимается только после согласования с вышестоящим начальством.

Процесс подачи заявления занимает 2-3 часа и не предполагает наличия специфических бюрократических формальностей. Решение принимается в течение 3-5 рабочих дней.

По окончании рандеву полицейский обязуется составить письменный отчёт о поездке и представить его начальству. Паспорт после поездки опять сдаётся в отдел кадров.

Куда можно ехать

Согласно подписанному в декабре 2017 года распоряжению Министра внутренних дел РФ В. Колокольцева, запрет на выезд за границу касается абсолютно всех сотрудников МВД, в том числе и тех, которые осуществляют свою деятельность в территориальных и региональных отделах.

Ситуацию в мире стабильной сегодня назвать никак нельзя. Поэтому список стран-табу значительно расширился. Если раньше для военных были открыты Бразилия, Доминикана, Индия, Марокко, Таиланд, Тунис, Шри-Ланка, Мальдивы, ОАЭ, Черногория, то в 2019 году на отдых в этих страх наложено вето. Сегодня в запретном перечне более 200 государств. Но кое-куда отправиться на заслуженный отдых всё-таки удастся.

Список зарубежных стран, в которых силовики могут отдыхать в 2019 году, выглядит так:

  • Азербайджан,
  • Абхазия,
  • Армения,
  • Беларусь,
  • Вьетнам,
  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Китай,
  • Куба,
  • Таджикистан,
  • Туркменистан,
  • Узбекистан,
  • Южная Осетия.

Как отмечают российские туроператоры, полноценный пляжный отдых возможен во Вьетнаме, Китае и на Кубе. Хотя многим рядовым сотрудникам отдых в этих странах будет не по карману. Бюджетно понежиться на солнышке и золотом песочке можно будет в Абхазии.

Российским полицейским будут рады в странах СНГ. Здесь созданы условия для хорошего санаторно-курортного отдыха. Любители моря, солнца и терпкого вина могут посетить ту же Абхазию или Осетию. Ценителей исторических достопримечательностей ждут в Армении и Узбекистане. Из европейских стран можно посещать Беларусь. Не стоит забывать и про родной Крым.

Выезд в «запрещённые» государства в 2019 году разрешен полицейским только в исключительных случаях. Под определением «исключительный случай» понимается необходимость срочного лечения или смерть близкого родственника, проживающего за рубежом.

Тенденция проводить отпуска на зарубежных курортах уже давно наблюдается не только среди гражданского населения, но и среди сотрудников силовых ведомств. Однако в связи с недавними изменениями военно-политической ситуации, в пределах родной страны вынуждены отдыхать представители целого ряда профессий, в основном связанных с государственной, либо военной службой. Запрет, а официально “рекомендация” , приобрел наибольшую значимость на фоне введения Западом нового пакета санкций в отношении нашей страны. Подобные меры можно расценивать как ответную реакцию правительства на недружелюбные действия западных стран . Рассмотрим порядок выезда военнослужащих за границу в 2017 году.

Ограничение на выезд военнослужащим

Как уже говорилось, ограничение носит рекомендательный характер и, как правило, касается чиновников, военнослужащих, а также сотрудников силовых ведомств . Гражданам этих категорий советуется временно воздержаться от поездок за границу в целях отдыха, либо туризма. Однако если поездка не терпит отлагательств и у гражданина имеются веские причины для выезда за рубеж, ему, тем не менее, потребуется получить разрешение командования . Данное разрешение выдается лицам, задействованным в следующих организациях:

  • Минобороны РФ;
  • МВД, ФСО и ФСБ;
  • ФСИН России;
  • МЧС России;
  • Cлужбе внешней разведки.

Причины запрета

Объективно, есть лишь две веские причины для запрета выезда за границу военнослужащих и госслужащих:

  1. Гражданин, при допуске к сведениям особой важности , либо под грифом “секретно” , “совершенно секретно” отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор, предполагающий временное ограничение права на выезд за территорию РФ сроком до 5 лет, со дня последнего ознакомления лица с секретной информацией.
  2. Накал и осложнение внешней политической обстановки. Власти обеспокоены возможной угрозой безопасности сотрудников силовых ведомств находящихся за пределами государства. Кроме того, высока вероятность вовлечения российских граждан в государственный шпионаж - вербовка персонала разведслужбами проявляющими повышенный интерес к обстановке внутри Российской Федерации.

Дополнительными факторами, влияющими на ограничение передвижения, являются отсутствие соглашений об экстрадиции с некоторыми зарубежными странами, а также членство зарубежных государств в недружественном военном блоке (на данный момент НАТО).

Порядок выезда за границу военнослужащих

В случае необходимости выезда за границу, военнослужащему требуется получить разрешение командования на планируемую поездку, при этом предоставив следующий перечень документов:

  • рапорт на имя командира части, с просьбой о предоставлении ему загранпаспорта и разрешения на запланированную поездку. В случае одобрения, военнослужащему выдается соответствующий документ о полученном разрешении;
  • заявление и анкета на загранпаспорт, с приложенным к ним документом о полученном разрешении.

Следует отметить, что в большинстве случаев решение начальства зависит непосредственно от того, насколько качественно и добросовестно сотрудник выполнял свои обязанности.

”Если ты на хорошем счету, проблем с разрешением не возникнет“.

Страны в которые может выехать военный

Перечень стран для посещения устанавливается министерством иностранных дел. Формально, если военный не посвящен в государственную тайну, то он обладает такими же правами на выезд, как и любой другой гражданин Российской Федерации. Но на деле такая поездка может негативно отразиться на самом военнослужащем, вплоть до увольнения или возбуждения уголовного дела . На сегодняшний день наиболее строгими ограничениями облагаются поездки в страны блока НАТО, а также государства, с которыми США заключили соглашение об экстрадиции.

Стоит отметить, что в ограничениях существуют лазейки, которыми успешно пользуются наиболее изобретательные сотрудники силовых ведомств. Так, например некоторые граждане предпочитают выезд на территорию Беларуси, либо Молдовы, а оттуда уже продолжают свое путешествие по заранее запланированному маршруту.

, 7 ст. 15 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

1. Основания временного ограничения прав граждан на выезд за границу

К основаниям временного ограничения прав граждан РФ на выезд за границу относятся, в частности (пп. 1 , , 7 ст. 15 Закона N 114-ФЗ):

1) призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу — до окончания срока службы;

2) государственная служба (работа) в органах ФСБ — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

3) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к гостайне, и заключение трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из РФ, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или законодательством о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.

По общему правилу срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица с данными сведениями. При сохранении степени их секретности этот срок может быть продлен, однако он не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица с данными сведениями.

Оформление гражданам допуска к гостайне осуществляется по месту работы (службы) либо военным комиссариатом по месту воинского учета. Допуск граждан к гостайне предусматривает письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав. Соответствующие обязательства граждан отражаются в трудовом договоре (контракте) либо, если он не заключается, оформляются в виде расписки (п. 5 , пп. «б» п. 7 , п. 10 Инструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63).

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ уполномоченный орган в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются, в частности, основание и срок данного ограничения (ст. 16 Закона N 114-ФЗ).

2. Порядок оформления документов на выезд за границу

Выезд из РФ и въезд в РФ возможен при наличии у российского гражданина паспорта (заграничного, дипломатического или служебного) (ст. 7 Закона N 114-ФЗ).

При этом для выезда за границу военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, должны получить разрешение командования (ст. 19 Закона N 114-ФЗ).

Порядок получения паспорта регламентируется правовыми актами соответствующих федеральных органов. Рассмотрим его на примере порядка, утвержденного для военнослужащих внутренних войск МВД России. Для получения паспорта рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте рапорт (заявление) на имя уполномоченного должностного лица

Если рапорт подан военнослужащим, осведомленным в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, то решение должностного лица на выезд из РФ и возможности выдачи паспорта или о временном ограничении права военнослужащего на выезд из РФ принимается на основании документально подтвержденных фактов доступа военнослужащего к указанным сведениям с учетом их актуальности на момент рассмотрения представленного рапорта (п. п. 3 — Порядка, утв. Приказом МВД России N 378).

Примечание. Решение об ограничении права на выезд из РФ может быть обжаловано в Межведомственную комиссию, а также в суд (ст. 17 Закона N 114-ФЗ; п. 7 Порядка).

В случае если уполномоченным должностным лицом дано разрешение на получение паспорта, завизированный рапорт передается в кадровый орган (п. 8 Порядка).

Военнослужащие, осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях, составляющих гостайну, также подают рапорт на имя уполномоченного должностного лица. При этом начальник режимно-секретного подразделения делает запись на рапорте об отсутствии допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Поданный рапорт визируется уполномоченным должностным лицом и передается в кадровый орган (п. п. 13 , Порядка).

Шаг 2. Дождитесь согласования от органа безопасности

Кадровый орган представляет сформированный пакет документов военнослужащего в уполномоченное подразделение органов безопасности для согласования. После получения такого согласования военнослужащему выдается справка , разрешающая получение паспорта, которая представляется в государственный орган, оформляющий паспорт (п. п. 9 — Порядка).

Шаг 3. Получите паспорт для выезда за границу

Военнослужащие самостоятельно получают паспорт (нового или старого образца), приложив к соответствующему заявлению необходимые документы и вышеуказанную справку. Оформление и выдачу паспорта осуществляет МВД России (п. 11 Порядка; п. п. 24 , 28.1.1 — 28.3.7 , Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 26.03.2014 N 211;

Так, например, военнослужащие и гражданский персонал органов ФСБ, имеющий допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, сдают паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после его получения в уполномоченных государственных органах, а также после возвращения из поездки за границу.

Гражданский персонал, имеющий допуск к секретным сведениям, сдает паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после принятия решения о временном ограничении права на выезд за границу.

Находящийся на хранении паспорт выдается военнослужащим для выезда за границу при наличии решения о возможности выезда за границу.

По возвращении из поездки за границу военнослужащие в пятидневный срок представляют непосредственному начальнику отчет о выезде за границу (п. п. 7 — Инструкции, утв. Приказом ФСБ России от 17.04.2012 N 179).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме