Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Социальная опека.


Опека, попечительство и патронаж - это социальные технологии, применяемые для защиты личных, имущественных, правовых интересов граждан и оказания помощи разным категориям населения. Чаще всего вопросы опеки и попечительства возникают в связи с недееспособностью граждан. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными.
Гражданский кодекс РФ (часть J, подраздел 2, глава 3, статья 21) закрештяет следующее понятие дееспособности:
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.

В ряде случаев допускается признание дееспособным гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста:

  1. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
  2. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью.
Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ недееспособным может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.
Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит его семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство.
Статья 32 Гражданского кодекса РФ регулирует порядок установления опеки.
  1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
  2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Статья 33 ГК РФ регулирует процесс установления попечительства.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Статья 39 ч. 1 ГК РФ регулирует вопросы освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
Одной из форм социального попечительства над людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, является патронаж. Патронаж возможен в рамках стационара (дома-интернаты, приюты) и вне стационара, патронаж на дому. Роль патронажного обслуживания на дому возрастает в связи с увеличением численности одиноких престарелых граждан и инвалидов, сокращением и недофинансированием системы государственных патронажных учреждений. Кроме того, патронаж на дому является более гибкой формой социальной поддержки граждан, не требующей изъятия человека из контекста его жизненного пространства, его естественной среды жизнедеятельности.

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО И ПАТРОНАЖ:

  1. 3.2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

Опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в слу­чаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, при­знанными судом недееспособными вследствие психическо­го расстройства, а также над имуществом безвестно отсут­ствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупот­ребления спиртными напитками или наркотическими сред­ствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в пат­ронаже.

Функции выявления ду­шевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, воз­лагаются на отделы здравоохранения мест­ных администраций, которые оказывают необходимую помощь лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опеку­нов и направления их в специальные психоневрологические учреждения.

Данные о душевнобольном как полностью недееспособ­ном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечно­го направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного решением суда опека над ним прекращается и ему выдает­ся новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

Опека устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим пра­во устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом гражданин мо­жет быть признан безвестно отсутствующим, если в тече­ние года нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно от­сутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. Если безвестно отсутствующий не появ­ляется в течение трех лет, то он признается умершим, и опека над его имуществом прекращается.

Граждане, злоупотребляющие спирт­ными напитками или наркотическими средствами, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установлен­ном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Эти граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Получать заработок, пенсию и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Попечитель оказывает подо­печным содействие в осуществлении ими своих прав и ис­полнении обязанностей.

Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, не­способными в полной мере осуществлять свои права и вы­полнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.

Патронаж , как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, может быть установ­лен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражда­нина, который по состоянию здоровья не может самостоя­тельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель на основании догово­ра, заключен­ного с подопечным, распоряжается имуществом последне­го. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществ­ляются бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подо­печного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.

В России функционирует широкая сеть домов-интерна­тов , осуществляющих социальное попечительство над пре­старелыми и инвалидами. Относитель­но новой формой социального попечительства над преста­релыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комп­лексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.

Опека и попечительство назначаются в целях содержа­ния, образования и воспитания детей, а также для защи­ты их прав и интересов. Основаниями для опеки над мало­летними являются: смерть, безвестное отсутствие, или недее­способность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы.

Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства де­тей на воспитание в семью попечителя или на полное госу­дарственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соот­ветствующую информацию из правоохранительных орга­нов, образовательных учреждений, получают ее от различ­ных граждан. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсут­ствия родительского попечения с оформлением акта обсле­дования.

В акте обследования содержится реко­мендательная запись о возможных способах решения про­блемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, временное устройство в детском приюте и др. Предпочтитель­ным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является временное отлучение от родителей, не заботя­щихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назнача­ют постановлением главы районной, городской администрации по месту жительства лица, нуж­дающегося в опеке, или по месту житель­ства будущего опекуна. Администрация воз­лагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит:

· обследование условий, в которых находит­ся несовершеннолетний, и оформление акта обследования;

· временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат);

· поиск подходящей кандидатуры опекуна;

· подготовка документов, необходимых для назначения опекуна либо для его отстранения от обязанностей;

· надзор за деятельностью опекуна;

· оказание помощи в воспитании подопечного и др.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершен­нолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попе­чителя), лишенных или ограниченных в родительских пра­вах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Закон вводит ограничения для опекунов по состоянию здоровья (больных туберкулезом, имеющих онкологические заболевания, страдающих наркоманией, ал­коголизмом и др.).

При выборе опекунов (попечителей) преимущество от­дается родственникам. Опекуны над малолетними детьми долж­ны обладать качествами воспитателя. Им выдаются удостоверения установленного образца. Гражданин может быть назначен опекуном либо попе­чителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.

В отдельных случаях родители могут просить орга­ны опеки и попечительства назначить своему ребенку опе­куна, если они по каким-либо обстоятельствам не могут осуществлять его воспитание.


Как правило, такая просьба удовлетворя­ется, опека (или попечительство) может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения родителей из длительной командировки.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилпло­щади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подо­печным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (по­печители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежа­щее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.

Опекуны исполняют свои обязаннос­ти в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, они имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Их выплачивает государство не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осу­ществлять воспитание в связи с лишением родитель­ских прав, признанием их безвестно отсутствующими, недееспособными, умершими, а также в связи с длительной болез­нью или отбыванием в местах лишения свободы. Если родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные сред­ства на таких подопечных государством не предусмотрены. Эти выплаты осуществляют сами родители.

Средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечи­телям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет. Если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.

Прекращение опеки происходит, когда ребенку испол­няется 14 лет. Она автоматически трансформируется в по­печительство без дополнительных решений. Попе­чительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до 18 лет (работает по трудово­му договору, зани­мается предпринимательской деятельностью, вступил в брак).

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного, при освобождении или отстране­нии опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанно­стей, возвращении ребенка родителям, усыновлении или передаче ребенка на постоянное воспи­тание в детские учреждения.

Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении от своих обязанностей. Причинами тако­го отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подо­печным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отка­зывается от исполнения своих обязанностей без уважитель­ных причин, то он может быть не освобожден, а отстранен от них. Отстраненные от исполнения обязанностей опе­куна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновите­лями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Особенностью технологии оформления опеки (попечи­тельства) несовершеннолетних лиц является то, что при­нимается такое решение постановлением гла­вы местной администрации. Принятое местной администрацией реше­ние об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.

Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обла­дают по отношению к приемному ребенку прием­ные родители. Передача ребенка в приемную семью осуществ­ляется органами опеки и попечительства с учетом его мне­ния и с согласия администрации воспитательного, лечеб­но-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности прием­ных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необхо­димую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

На содержание каждого прием­ного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обу­ви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихо­да, личной гигиены, игр и др. Органы местного самоуправления выделяют приемным семьям денеж­ные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жи­лья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслу­живания. Для покупки продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Она пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санато­рии пребывания приемных родителей с детьми.

Приемным родителям предусмот­рена оплата их труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей.

Наряду с опекой (попечительством) особой формой за­щиты прав и интересов детей, оставшихся без родитель­ского попечения, является усыновление . Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспи­тываются в семье своих усыновителей. Усыновление может быть осуществлено на основе судебно­го решения. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратить­ся с заявлением в орган опеки и попечительства, находя­щийся по месту фактического нахождения ребенка. Гражданин становится на учет и ему оказывается со­действие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усынов­ляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интере­сам ребенка. Одним из обстоя­тельств, подлежащих установлению на суде, является воз­раст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте должна быть не менее 16 лет. Законом предусматри­вается уголовная ответственность за незаконное усынов­ление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обя­занностей по воспитанию детей, если оно соединено с жес­токим обращением с детьми.

Усилен государственный контроль за международным усыновлением. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей, уве­личен перечень оснований, по которым не допускается усы­новление детей.

Таким образом, опека и попечительство являются фор­мами социальной защиты граждан, которые не в состоя­нии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душев­нобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспо­собности из-за злоупотребления спиртным или наркотика­ми, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающи­еся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлени­ем опеки и попечительства, способами защиты прав и ин­тересов ребенка являются приемная семья и усыновление.

В современных условиях одной из сдерживающих про­блем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов за­щиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опе­ки и попечительства.

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей. Опека и попечительство-это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ1. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно п.2 ст.121 СК и п.1 ст.34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.
В соответствии с Законом РФ от 6 июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней [поселковая(сельская), районная и городская администрации] обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст.12-123,125,140,142,145,147,150-151 и др.), в ГК (ст.31-41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.



В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед нами задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через подразделения администрации района).

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами, отделами управления) образования субъектов РФ.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей(истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.

При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территории или на территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка в семью (п.3 ст.122 СК). С учетом семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить в строгом соответствии с требованиями закона.
Технология оформления под опеку и попечительство

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Под опекой понимают передачу несовершенно-летних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Под попечитель­ством понимают передачу ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подо­печные не вправе совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей.

Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием, предпочтение отдается близким родственникам. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества личности, способность ее к выполнению обязанностей, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, и по возможности, желание самого ребенка.

Документы, необходимые для оформления опеки (попечительства):

Заявление кандидата в опекуны (попечители) на имя главы администрации города (района) о назначении опекуном над несовершеннолетним (указывается ф.и.о., год рождения ребенка) с указанием мотивированных причин учреждения опеки;

Документальные свидетельства того, что несовершеннолетний относится к категории детей, лишившихся попечения родителей (копия свидетельства о смерти родителей, заверенная у нотариуса; выписка из решения суда о лишении родителей права на воспитание; справка о заболевании родителей и т.д.);

Акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, нуждающегося в защите, с заключением и мотивированным предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание. Этот акт составляется в произвольной форме социальным педагогом, однако в нем должны быть отражены следующие сведения:

Заключение о здоровье несовершеннолетнего;

Опись имущества, оставшегося после смерти родителей с указанием, кому оно передано на сохранность; прилагается к делу один экземпляр описи имущества с подписью лица, которому оно вручено на сохранность). Опись составляется социальным педагогом в 3 экземплярах; свидетельство (копия) о рождении ребенка;

Справка с места жительства кандидата в опекуны (попечителя) о составе его семьи и занимаемой ею жилплощади;

Согласие супруга будущего опекуна (попечителя) о приеме в свою семью подопечного;

Заключение об отсутствии у кандидата в опекуны и членов его семьи, жи­вущих совместно с ним, болезней, препятствующих помещению в семью подопечного ребенка. Для того чтобы получить это заключение, кандидат в опекуны должен представить медицинские справки из противотуберкулез­ного диспансера, психоневрологического диспансера, наркологического диспансера, кожно-венерологического диспансера, заключение терапевта (заверенное у главврача). От других членов семьи - справки от терапевта; характеристика на кандидата в опекуны с места работы (заверенная); сведения о братьях, сестрах, близких родственниках кандидата в опекуны; автобиография кандидата в опекуны;

Письменное заключение органа управления образованием (по месту жи­тельства несовершеннолетнего или кандидата в опекуны) о назначении гражданина (ф.и.о.), проживающего (адрес), опекуном (попечителем) над несовершеннолетним (ф.и.о.) и назначении опекунского пособия на подо­печного ребенка, который не имеет родителей, способных его воспитывать и сод ер жать;

Если ребенок по своему возрасту и развитию (10 и более лет) в состоянии выразить свое мнение по вопросу о назначении над ним опеки данного ли­ца, то орган управления образованием должен обязательно учитывать его мнение.

Данный акт предоставляется в отдел по образованию, копия хранится у социального педагога.

После установления опеки (попечительства) опекун приносит справку о получении пенсии подопечным из пенсионного отдела комитета социальной защиты по месту жительства.

Опека и попечительство устанавливаются постановлением администрации города (района) по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства кандидата в опекуны. Наблюдение за деятельностью опекунов осуществляется органами управления образованием с помощью социального педагога. Незаконные действия опекуна могут быть обжалованы в органах опеки и попечительства любым лицом, в том числе и подопечным. Опекуны также могут быть освобождены от сво­их обязанностей по личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Опекун несет ответственность за судьбу подопечного, отвечает за причиненный ему вред, обязан проживать со­вместно с ним. Опекунам выплачиваются денежные средства на питание, приобре­тение одежды, обуви и т.п. подопечным.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются 2 раза в год следую­щими документами:

1) актом контрольного обследования условий жизни. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечных семья берется на особый контроль и посещается чаще. Копия акта контрольного обследования условий жизни и воспитания хранится у социального педагога;

2) справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате алиментов или пенсий по случай смерти родителей, о сохранности его имущества и жилплощади, поступлении дивидендов по акциям (1 раз в год) на его имя.

По достижении подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижении подопечным 18-летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки (попечительства) к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

Еще одной формой определения ребенка на дальнейшее воспитание является усыновление. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства.

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи. В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятель­ностью приемной семьи.

Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью - приемным ребенком. Приемные родители по отноше­нию к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность патронатной семьи характеризуется:

1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей

или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж;

патронатные воспитатели проходят специальное обучение);

2. профессиональное сопровождение семей структурами,

заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или

учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими

консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое,

медицинское и др.) и контроль над их деятельностью.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Органы соц опеки

Органы опеки подали иск на выселение меня из квартиры (2-х комн. В соц. найме) в связи с тем что я лишен род. прав и дочери исполняется 17 лет. Мы с ней прописаны вдвоем. Метраж, условия и отношения хорошие. Подскажите как быть?

Пишите на исковое возражения, если нужна помощь юриста заказывайте работу в личку.

Должны ли соц работники, органы опеки оповещать о выплатах, пособиях детям сиротам? И наказуемо ли это если не оповещают?

Здравствуйте, К сожалению социальные работники и органы опеки не обязаны вас оповещать о пособиях и выплатах, вы об этом должны знать самостоятельно Желаю Вам удачи и всех благ!

Доброго вам дня. Увы но по законам Российской Федерации, органы опеки попечительства, не обязаны вас извещать в данном случае. Удачи вам.

Добрый вечер. У вас никто не должен оповещать Вы самостоятельно должны обращаться в данной службы предоставлять пакеты документов для того чтобы получать данные пособия. Хорошего приятного вечера.

Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта! Если бы они это делали, то все бы знали свои социальные права. Увы, но это не так. P.S. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса и всего Вам наилучшего!

Вопрос такоймоя подруга приглосила в мою квартиру органы соц опеки, чтобы те обследовали жилищные условия! Это надо для суда, с мужем все делят ребенка! Приглосила ко мне так как я ей предоставила квартиру, написали с ней договор безвозмездного пользования, как мне и советавали юристы вашего сайта! Но они развернулись и ушли прочитав договор! Моя квартира была приватезированна на троих человек на бабушку маму и меня! Бабушка умерла в 2007 году мама в 2001 году! Я в наследство вступила но переоформить все доли на себя до сих пор не могу., было лень! Я соц опеки показала и договор приватизации и св о смерти и мамы и бабушки, но они просто сказали, пока квартира оформленнане по правилам значит и договор не действителен! Ну как то? а чья квартира тогда? Что делать в этой ситуации, как заставить их оценить жилищьно бытовые условия.

Обратитесь к нотариусу за справкой, что вы являетесь наследницей оставшихся долей, в суде разъясните ситуацию, фактически ваша подруга живет в предоставленном ей безвозмездно жилом помещении.

Все правомерно. Это для Вас кажется - такая мелочь, ерунда.. А с точки зрения закона, все должно быть оформлено по правилам. Органы опеки Вам верно сказали-договор, получается незаконный. Это бабушкам на базаре можно кучу документов показывать и доказывать, что Вы единственный собственник, А органы опеки, это государственные органы и им нужен документ один - на право собственности. Оформляйте срочно доли.

Могут ли органы соц опеки лишить родительских прав если ребенок нигде не прописан.

Здравствуйте! Родительских прав можно лишить только по решению суда. Отсутствие регистрации у ребенка таким основанием не является.

Это не основание для лишения родительских прав. Основания перечислены в ст.69 СК РФ : Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Получили квартиру по договору соц найма, как сирота, батареи отопления не пригодны, органы опеки отказываются принимать заявление о замене. Оперируя тем, что по закону мы сами должны их менять. Что делать и куда обратиться?

Добрый день! вам нужно отказаться от данной квартиры и попросить другую.

Обратитесь за защитой в госжилинспекцию

Обращаться в муниципалитет,он собственник данного жилья,обязан его содержать и ремонтировать.

Александра, почитайте договор соц. найма он поможет вам найти ответ на ваш вопрос

Могут ли родители и органы опеки запретить мне общаться с моим племянником, который находится в социальном приюте (на 3 месяца). Я хочу навестить его, а опека и родители не дают разрешение.

Здратсвуйте! Родители вправе ограничить круг общения своих детей.

Добрый день, В соответствии с Семейным кодексом дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Но важно помнить, что дяди и тёти не относятся к близким родственникам ребёнка. Очень сложно давать рекомендации, не зная полностью ситуации. Если запрещают органы опеки, то вероятно на то есть основания. Если не согласны пишите жалобу администрации органов опеки и просите объяснения.

Да, имеют право отказать, т.к. вы не являетесь близким родственником.

Родители вправе ограничить общение

Какие действия должны предпринять органы соц защиты и опеки населения, когда совершеннолетний человек был лишен через суд дееспособности?

Назначить опекуна должны.

Работаю соц. педагогом. По факту избиения матерь ребенка в школу были приглашены органы опеки и полиция. Девочка дала показания, описав какие побои мать ей нанесла. На лице явные следы (синяки). Побеседовав с матерью-девочку не изъяли. Семья состоит на учете ПДН, у матери были случае суицида, соседи постоянно жалуются на то, что ребенок часто кричит и плачет. Объяснили тем, что это первая официальная информация о происходящих побоях. Правомерны ли действия опеки?

Нет, не правомерны. Пишите жалобу в прокуратуру.

Моя мама признана недееспособной и нуждаюшейся в опеке.. органы соц. защиты выносят постановления лишь о временном опекунстве и не назначают основного... я не могу получить пенсию... подала в суд.. куда я могу еще обратиться с жалобой?

подайте жалобу в прокуратуру

Ну выше суда уже нет. Попробуйте в прокуратуру и в Управление ПФ по РО.

Есть ли способы как повлиять на органы соц. опеки. Или как договориться с ними без суда. Чтоб они дали согласие для продажи доли ребенка. С выделением доли ребенку у родителей в квартире.

Договориться с ними вряд ли получится, если они не дают разрешение.

Здравствуйте! никак договориться с ними нельзя только выполнять то что говорят - иначе не получите разрешение на продажу доли ребенка - даже через суд

Есть. Не ухудшайте имущественное положение ребенка и действуйте в его интересах, и демонстрируйте это опеке. Вы вправе улучшать его жилищные условия, даже путем продажи его имущества, как его законные представители.

Органы опеки, органы соц. защиты, так же органы по делам по несовершеннолетних ходят подать хадатайство в суд на лишение род прав обоих супругов. Мать пьет, но отец не употребляет спирт. Напитки и так же не был в чем либо замечан. Подскажите пожалуйста, как нам поступить чтобы дети малолетние остались с отцом, а мать лешили?

Отцу необходимо проявить себя,доказать,что он в состоянии заниматься воспитанием детей и содержать их.

Законным основанием для лишения родительских прав являются действия родителей, если мать/отец: уклоняются от выполнения обязанностей родителя. К этому основанию относится и злостное уклонение от уплаты в пользу ребенка алиментов; отказываются без уважительной причины взять ребенка из роддома или родильного отделения, другого лечебного учреждения, учреждений соцзащиты, воспитательного учреждения и прочих аналогичных учреждений; злоупотребляют родительскими правами; обращаются с ребенком жестоко, осуществляют физическое и психическое насилие над ребенком, покушаются на его половую неприкосновенность; страдают алкоголизмом или наркоманией (хроническими); совершили умышленное преступление против здоровья и жизни ребенка либо один родитель – против жизни и здоровья другого. Пусть отец собирает положительные характеристики с работы, от участкового, приводит в суд свидетелей.

Олеся Викторовна! Это гражданское судопроизводство, вам необходимо составить отзыв на исковое заявление о лишении род. прав. К отзыву приложить акты обследования жил. условий, характеристики с места работы, места жительства. если ребенок посещает дет. сад/школу - пригласить педагога/воспитателя, задать ему вопросы по поводу ухода за ребенком. Нужна помощь - обращайтесь лично! Нахожусь в г. Барыш. номера телефонов на сайте!

Соседи угрожают обратится в органы соц. опеки из-за шума который производят наши дети в дневное время.

в дневное время детям можно хоть на ушах стоять. пусть обращаются.

Продали квартиру админинстрации для сирот за 857 т.р но органы соц опеки требуют дать 57 т.с якобы на ремонт этой самой квартиры следует отдавать деньги? В договоре купли продажы указана сумма 857 т.р.

Вы платите столько, сколько указано в договоре, если не было каких-либо других обязательств. Чем опека мотивирует такую просьбу?

Вчера обратился в органы соц. опеки за соц. надбавкой и мне начислили всего 450 р. Сказали что это потолок в Москве т.е пенсия 11540+450 =12000
Поинтересовался у своей знакомой, сколько она получает?
Оказалось 11.600+4.130 т.н Лужковская+за ветерана труда 495+230 за телефон=16450 А почему мне так насчитали?

Здравствуйте. Вам начисляют по вашей таблице расчета

Должна ли я собирать документы в органы соц опеки на материальную помощь многодетной матери или достаточно написать заявление, а соц опека сама запросит все документы, или всёже я должна бросать грудного ребёнка и мчатся по кабинетам?

Добрый вечер. К сожалению, должны собирать документы Вы

Должна ли я собирать документы на помощь многодетной матери в органы соц опеки или достаточно просто написать заявление?

Здравствуйте! К заявлению Вы должны приложить документы.

Имеет ли право органы опеки разглашать информацию об отказе от ребенка в соц. сетях совершенно посторонним людям? Сообщая при этом что это информационная рассылка и страница матери заблокирована, поэтому они пишут всем друзьям.

Не имеют права. Если подобным образом распространяются персональные данные гражданина, то Вам следует написать жалобу в прокуратуру

Я переболела соц. опасным заболеванием. Когда я заболела органы опеки забрали мою малолетнюю дочь в дом малютки. Какие документы они вправе потребовать от меня кроме справки о здоровье при возврате ребёнка в семью?

Эта была причина, по которой была отобрана дочь. Это должно стать и доказательством возврата. Только справка.

Документы: О трудоустройстве О доходах О собственности(или месте проживания) О справки от нарколога и психиатра Характеристики с места жительства,работы Справку о наличии или отсутствии судимостей.

Сколько должно пройти времени когда я могу обратится в органы соц. опеки для лишения прав отцовства!? так как бывший муж не помогает финансово. Алименты не перечисляет, в воспитании не учавствует. К ребенку 5 месяц не приезжает. (ребенку 10 месяцев) спасибо.

Основания для лишения родительских прав предусмотрены ст.69 СК РФ . С учетом изложенного Вами Вы уже можете обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.

Вопрос по такой ситуации Я развёлся сженой и хочу узнать как обратиться в органы соц опеки тк есть основания пологать что отчисляемые мной алименты не доходят до ребёнка мы живём в разных регионах страны могу ли я это сделать и как.

В произвольной форме пишите письменное обращение

Ребенку соц сироте, проживающему в приемной семье, органы опеки выделяют на транспортные расходы 300 руб, при этом проезд из деревни (место проживания) до школы был бесплатным (школа выдавала проездной билет), сейчас этот ребенок после 9 классов перешел учиться в коледж. Мальчику 17 лет (студент в колледже). В льготах по презду отказывают, проездной не выдают ни органы опеки, ни учебное заведение. Приходиться самому ребенку оплачивать проездной 1800 руб. Что делать? Неужели нет льгот детям сиротам? Почему школа дает проездной ребенку, а пту (коледж) не дает?

Обратитесь в Управление по социальной политике Ленинградской области

Коллекторы угрожают обратится в органы соц опеки и лишить меня родительских прав. Они могут это сделать?

нет, не могут конечно, это не входит в их компетенцию... они вам еще не то пообещают...

Адрсе по которому можно найти органы соц опеки в Бежице?

Здравствуйте, Алла! Отдел управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району Адрес 241035 г Брянск ул. Комсомольская, 4, т.: 55-14-04 С уважением!

Могу ли я отказаться от договора дарения и оформить бабушку в органы соц. опеки, (т.к. она находится в лежачем состоянии, сама делать ничего не может) если: в квартире где проживает бабушка, живет еще мой дядя (бабушкин сын и он там еще и прописан), который за ней плохо ухаживает, пьет, квартиру оставляет открытой, и там очень грязно (горы грязной посуды, хлам на столе, на полу и.т.д.)

Юля, напишите, о каком договоре дарения идет речь

Органы опеки и соц помощи имеют право сдавать внаем жилье инвалида помещенного в интернат, находящееся в собственности инвалида? И как этому могут воспрепятствовать родственники.

Нет, конечно не имеют никакого права! Подавайте жалобу в прокуратуру.

Социальное обслуживание. Социальная помощь.

Социальное консультирование

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каж­дый человек как член общества имеет право на социальное обес­печение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в эко­номической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-

ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение - государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на ком­пенсацию или минимизацию последствий изменения материаль­ного и (или) социального положения граждан вследствие наступ­ления обстоятельств, признаваемых государством социально зна­чимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществля­ется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависи­мости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:

    государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);

    негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).

Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

    государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);

    государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);

    государственная социальная помощь малоимущим гражда­нам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, мест­ных бюджетов или дополнительных источников в порядке, уста­новленном законодательством РФ).

Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

    денежные выплаты:

социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);

пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);

компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми, и др.;

стипендии;

материальная помощь и т.д.

  1. натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, про­дукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).

    социальные услуги и льготы (содержание в домах-интерна­тах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курорт­ное лечение и т.д.).

Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реаби­литации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная опека- одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждаю­щихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспече­ния им надлежащих условий содержания, воспитания и образова­ния, а также над лицами, признанными по суду недееспособны­ми вследствие психического расстройства.

Попечительство - форма защиты прав и интересов несовер­шеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолет­них граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими ве­ществами. *

Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы ме­стного самоуправления. Функции по опеке и попечительству вы­полняются:

    органами управления образованием в отношении несовер­шеннолетних лиц;

    органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    органами социальной защиты населения в отношении дее­способных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здо­ровья.

Органы опеки и попечительства выявляют детей и подрост­ков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществля­ют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспита­ния и образования. Предпочтение отдается семейным формам ус­тройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновле­ние, воспитание в патронатной семье.

Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечите­ля) назначают органы опеки и попечительства по месту житель­ства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости уста­новления опеки (попечительства) над гражданином. В исключи­тельных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).

Основанием для назначения опеки (попечительства) над не­совершеннолетними лицами служат:

    смерть родителей;

    лишение родительских прав вследствие их асоциального по­ведения;

    ограничение родителей в правах;

    признание родителей недееспособными вследствие болезни;

    длительное отсутствие родителей (продолжительные коман­дировки, нахождение в местах заключения);

    уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

    другие причины отсутствия родительского попечения.

В случае если ребенок находится в соответствующем воспита­тельном, лечебном, социальном или ином аналогичном учрежде­нии, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.

Социальная помощь- периодические и {или) регулярные меро­приятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

Социальная недостаточность - социальные последствия нару­шения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности че­ловека и необходимости его социальной защиты.

Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого орга­низма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (соци­альные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.

Понятие помощи - основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкрет­ных практических действий по оказанию экономической, психо­логической, информационно-консультативной или иной помо­щи больным, немощным, социально незащищенным или соци­ально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.

В социальной работе помощь выступает как средство достиже­ния определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функ­ций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.

Существует несколько видов помощи:

    материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);

    психологические консультации, психотренинги;

    правовая помощь;

    помощь в устройстве на работу.

В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государствен­ной социальной помощи» устанавливаются правовые и органи­зационные основы оказания государственной социальной помо­щи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживаю­щим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых то­варов». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризис­ной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия про­водятся в рамках общей политики контроля над доходами (посо­бие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынуж­денные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бед­ствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная соци­альная помощь может оказываться единовременно или на пери­од не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или нату­ральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Она назначается решением органа социальной защиты населе­ния по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение соб­ственных решений.

Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определе­ния целей и обеспечения необходимой информации.

Консультирование часто путают с предоставлением советов.

Совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказыва­ются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.

Руководство - также односторонний процесс поддержки и стимули­рования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.

Консультирование - двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.

По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотноше­ниями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-

терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирова­ния - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».

Таким образом, консультирование помогает:

    выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;

    обучаться новому поведению;

    развивать личность;

    акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствую­щих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а кон­сультант лишь создает условия, которые поощряют волевое пове­дение клиента;

    взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.

Основоположник этой терапии известный американский пси­хотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:

    каждая личность обладает безусловной ценностью и заслу­живает уважения как таковая;

    каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

    каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-

Выделяются следующие направления социального консультиро­вания: медико-социальное, психологО -педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого - оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружаю­ щими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, соб­ственной ситуации, понять свои новые возможности.

В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии кон­сультирования состоит именно в активизации резервов и внутрен­них сил клиента для решения проблемных, кризисных или конф­ликтных ситуаций.

Психолого-социальное консультирование долж­но строиться на следующих основных принципах:

    добровольное участие клиента в консультировании;

    безоценочное отношение к клиенту;

    ориентация на нормы и ценности клиента;

    запрет давать совет клиенту;

    анонимность консультирования;

    клиент должен быть включен в процесс консультирования;

    разграничение личных и профессиональных отношений.

При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых - помочь ему в решении его проблем.

Метод консультирования включает в себя исследование про­блемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консуль­тации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира кли­ента, переосмысление им своих жизненных ценностей.

Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:

Разрешимые (для которых существует всего одно решение);

Неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фак­там. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она мо­жет уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и поста­раться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказатель­ства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).

У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социально­му работнику приходится работать. В таких случаях консультиро­вание часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а кли­ент сопротивляется.

Консультирование состоит из следующих стадий: разблокиро­вания, изменения, блокирования. На первой стадии подвергают­ся сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются суще­ствующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.

Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент иден­тифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.

Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности ста­новятся постоянной частью личности и управляют ее деятельно­стью.

В социальной работе используется несколько типов консульти­рования:

    общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;

    специальное консультирование клиентов специалистами со­циальных служб или учреждений по направлению социальных работников;

    обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреж­дений;

    договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

При консультировании нужно помнить.

    Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.

    На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.

    Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изме­няться в процессе консультирования.

Специфический вид консультативной деятельности - дистан­ционное консультирование, а его основная форма - телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятель­ным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» раз­нятся типами отношений, складывающихся между собеседника­ми. Можно говорить об их трех типах.

Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный кон­сультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США - 911).

Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит пе­ред ним позвонивший.

Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и дей­ствия телефонного консультанта по разрешению кризиса позво­нившего.

У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кри­зисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения само­убийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирова­ние, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонив­ших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удов­летворены более полно и квалифицированно.

Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, по­мочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.

Принципы деятельности «телефона доверия»:

    анонимность;

    конфиденциальность;

    равенство и взаимоуважение;

    раскованность и чистосердечность клиента в изложении си­туации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;

    недирективность;

    доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой ре­жим работы;

    рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт про­филактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).

К дистанционному консультированию относится также кон­сультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет теле­фонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специ­алистом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме