Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поправки в валютное законодательство. Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы Закон о валютном регулировании

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).
Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

Отправить на почту

Казначей 1C-WiseAdvice

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И . Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка , а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день . Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру .

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Важно!

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется. Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо. Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Важно!

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД. Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке . В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах .

Как было . При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.
  • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции . Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо. Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было . До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

  • Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было . Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

  • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было . За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше. Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства. При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера . Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»). В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов .

Связаться с экспертом

С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору - незаконной!

Документ:

"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"

Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.

Инструкцией:

Отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки,
- введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов - в течение одного рабочего дня;

Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

Приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Как поставить контракт на учет

Таким образом, Инструкция устанавливает новые правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Вместо паспортов сделки будет учет экспортных контрактов в банке. Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:

Общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
- реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).

Банк должен будет зарегистрировать контракт и присвоить ему уникальный номер.

Однако не все контракты надо будет регистрировать. В главе 4 Инструкции указаны виды договоров, которые потребуют регистрации. Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров - 3 млн.рублей, для экспортных договоров - 6 млн.рублей.

Новый документ содержит еще очень много нового, в частности, отменены справки о валютных операциях, хотя представлять документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, всё равно придется.

Кроме того, Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.

Паспорт сделки с 2018 года

Компания больше не будет представлять в банк Справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета.

Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.

Упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций. Для проведения валютных операций по-прежнему, необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт, он ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера.

В Инструкции 181-И вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции).

Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой Инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера.

После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета. Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.

При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк Справку о подтверждающих документах и сами эти документы.
Отдельная глава проекта Инструкции 138-И посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств. Компании, осуществляющие валютные операции, должны будут присваивать операции код вида валютной операции.

Общий вывод из всех нововведений, что хотя и валютный контроль не упростится, но механизм взаимодействия компаний и банков станет проще. Кроме того, исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.

Таким образом,

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 427-ФЗ), изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц - резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Законом N 427-ФЗ, в частности, вводится новая редакция подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), предусматривающая распространение понятия "валютный резидент" на всех физических лиц - граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

С 1 января 2018 года физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее - отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц - резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.

Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.

Указанные изменения, согласно части 2 статьи 2 Закона N 427-ФЗ, распространяются, в том числе, на период 2017 года.

Законом N 427-ФЗ в абзац третий части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц - резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

Кроме того, Законом N 427-ФЗ расширен содержащийся в части 5.1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц - резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц - резидентов за пределами территории РФ транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Согласно новой редакции абзаца второго части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.

Законом N 427-ФЗ внесены изменения в пункт 14 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории РФ; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!

В 2019 году действуют новые правила валютного контроля. Это очень важно для фирм, занимающихся импортом или экспортом продукции. Ведь новшеств очень много, начиная от изменений в документальном оформлении валютного контроля до штрафов за его нарушение. Поэтому давайте разбираться во всем вместе.

Еще в 2018 году вступила в силу новая законодательная база валютного контроля юридических лиц. Что на что поменялось:

  • В Закон №173-ФЗ от 10.12.2003 внесены поправки Законом №325-ФЗ от 14.11.2017, которые вступили в силу с 14 мая 2018 года.
  • Инструкция ЦБ от 04.06.2012 №138-И, регулирующая порядок предоставления компаниями пакета документов для валютного контроля, отменена. С 1 марта 2018 года действует инструкция ЦБ №181-И от 16.08.2017.

Новая инструкция ЦБ отменяет ряд документов, вводит немного иной порядок валютного контроля, изменяет штрафы. А теперь обо всем подробней.

Что нового в валютном контроле в 2019 году

В этом году действуют те же изменения по валютному контролю для юридических лиц, что и с 1 марта 2018 года. Мы составили таблицу, в которой по каждому пункту наглядно продемонстрировали: что было до реформы, и что стало теперь.

Объект изменений

Что было раньше

Как стало

Влияние суммы контракта на валютный контроль

  • Если сумма контракта была 50 000$ или выше, его требовалось зарегистрировать в банке, оформив предварительно паспорт сделки;
  • Если сумма контракта была меньше 1000$, фирма резидент РФ отправляла в банк только справку о валютных операциях;
  • Время регистрации – 3 дня.
  1. При импорте товаров на сумму от 3 000 000 рублей и выше, договор подлежит учету в банке;
  2. При экспорте товаров на сумму 6 000 000 рублей и выше, контракт обязательно ставится на учет в банк;
  3. Если сумма сделки 200 000 рублей и менее, подавать документы в банк не нужно;
  4. Время регистрации контракта – 1 день.

Процесс передачи контракта банку

Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт

Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. Для этой операции предоставлять сам контракт не обязательно.

Справка о валютных операциях (СВО)

При совершении сделки на сумму свыше 1000$ надо было:

  • отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость;
  • представить справку о валютных операциях;

При совершении сделки от 200 000 рублей и выше компания и ИП передает в банк:

  • документы, которые объясняют совершившуюся сделку.

Важно! Справка о валютных операциях отменена.

Справка о подтверждающих документах (СПД)

Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Срок подачи справки 15 рабочих дней с конца месяца, в котором:

  • продукция проходила таможню;
  • были оформлены подтверждающие документы.

Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции.

СПД обретает вид единой формы учета по свершившейся операции.

Порядок перевода контракта в иной банк

Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации

Банк сам занимается ВВК

Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию

  1. Неправильная документация или ее отсутствие;
  2. Подозрение на легализацию преступных доходов.
  1. Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте;
  2. Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

Справка о подтверждающих документах валютный контроль 2019

Справка о подтверждающих документахэто вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Заполняется справка по аналогии с предыдущими годами, но не без особенностей. Порядок прописан в указанном положении.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года поле «номер паспорта сделки» поменялся на уникальный номер контракта.

Уникальный номер присваивается вашим банком при постановке валютной сделки на учет. Образец заполнения СПД в 2019 году смотрите ниже.

Справку не оформляют резиденты, свершившие сделку на сумму 200 000 и менее рублей. Срок предоставления справки – 15 дней с момента зачисления валюты

Оформление паспорта сделки при валютном контроле

В 2019 году согласно новым правилам валютного контроля паспорт сделки не оформляется. Теперь банки буду ставить контракты с иностранными фирмами и их представителями к себе на учет. Что делать, если паспорт сделки уже оформлен.

Новые штрафы по валютному контролю 2019

В 2019 году действуют жесткие санкции для юридических лиц за нарушение правил проведения валютных операций.

  1. Юрлица получили статус резидентов, а значит, должны уведомлять банки о сроках исполнения контрактов;
  2. Повышены штрафы в связи с изменениям КоАП РФ.

Повод для штрафа

Размер санкций

Незаконная валютная операция

от ¾ до однократного размера суммы сделки

Компания не обеспечила своевременное поступление денег на расчетный счет

  • Деньги совсем не пришли - от ¾ до однократного размера суммы, которая не поступила

Компания не обеспечила своевременное поступление денег на расчетный счет, при этом при переводе требовался паспорт

40 000 – 50 000 рублей

Просрочка возврата аванса, уплаченного за товары, которые так и не были поставлены

  • Деньги пришли с опозданием – 1/150 ключевой ставки ЦБ от поступивших денег;
  • Деньги совсем не пришли - от ¾ до однократного размера суммы, которую не вернули

Как теперь проходит валютный контроль

Рассмотрим пошаговый процесс преодоления валютного регулирования со всеми изменениями 2019 года.

  1. Чтобы поставить на учет валютный контракт передайте финансовому учреждению общую информацию о вашем договоре. Включите туда данные о виде валюте и сумме, обязательно день начала и исполнения контракта, его вид, реквизиты иностранного контрагента;
  2. Получив данные, банковский служащий поставит на учет ваш контракт в течение 1 рабочего дня, присвоив ему уникальный номер и открыв на него ведомость валютного контроля;
  3. Прокрутив сделку, вы должны отчитаться по ней, отправив подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах.
  • Сообщайте банку обо всех изменениях контракта, отправляя соответствующую документацию. Если у контрагента поменялись реквизиты достаточно просто заявления.
  1. Если вы хотите снять ваш контракт с учета, пишите заявление, сопроводив его документами, объясняющими этот шаг;
  2. При желании вы можете поменять обслуживающее вас финансовое учреждение, передав новому банку контракт и его уникальный номер.

Валютный контроль: изменения 2019 для физических лиц

Изменения 2018 года в валютном контроле коснулись не только юридических лиц, но и физических. Давайте коснемся этих изменений.

  1. Если гражданин РФ более 183 дней в году живет на территории иностранного государства, то он освобождается от обязанности ставить в известность ЦБ о своих зарубежных счетах, их изменениях, и движениях по ним денежных средств;
  1. Если физлицо более 183 дней в году живет за границей, оно не обязано соблюдать правила совершения валютных операций, обозначенных в ст.12 №173-ФЗ;
  1. Гражданин РФ, имеющий счета за границей, отныне имеет прав перечислять туда доходы от продажи своих транспортных средств (кроме самолетов);
  1. Физлица, резиденты РФ, теперь могут перечислить на свои зарубежные счета доходы от реализации своей недвижимости или самолетов, но только если эти счета открыты в странах ОЭСР или ФАТФ.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме