Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Прием белорусов. Оформляем на работу граждан республики беларусь

Но иностранцы в отличие от россиян при трудоустройстве должны предъявить своему будущему работодателю, кроме прочих, документы, подтверждающие их право трудиться в РФ. Это может быть разрешение на работу для иностранных граждан, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Оформление иностранцев на работу в 2017 году, как и прежде, предполагает оформление с ними . В нем помимо обычных сведений о работнике таких, как ФИО и данных его документа удостоверяющего личность, должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего его право трудиться в РФ.

При этом ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с иностранцами на неопределенный срок. А если документ, позволяющий иностранному гражданину работать в России, перестанет действовать, то работодатель сможет его . Такое основание для увольнения иностранного работника прямо поименовано в ТК РФ.

Высококвалифицированные иностранные специалисты - 2017

Высококвалифицированные иностранные специалисты - это отдельная категория иностранных граждан. имеет свою специфику. Они могут получить только после того, как с ними будет заключен трудовой договор. Но этот договор вступит в силу тогда, когда будет выдано разрешение.

НДФЛ с доходов иностранных граждан

Ставка, по которой исчисляется , по общему правилу зависит от его статуса - резидент или нерезидент. Для нерезидентов она, естественно, выше и составляет 30%. Однако иностранцы определенных категорий должны платить НДФЛ с доходов от трудовой деятельности по ставке 13%. А именно:

  • граждане стран-членов ЕАЭС;
  • беженцы;
  • иностранцы, получившие временное убежище в РФ;
  • высококвалифицированные специалисты из числа временно пребывающих в РФ;
  • и др.

Кстати, НДФЛ с доходов временно пребывающих иностранцев, работающих в РФ на основании патента, уплаченные этими работниками по патенту.

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2017-м. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы нюансы оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.
  • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
  • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2018-2019 годах

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье .

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Подробнее узнайте по ссылке .

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах: таблица

Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации .

Итоги

В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

Строительная компания, зарегистрированная в Санкт-Петербурге, не проинформировала о заключении трудового договора с каменщиком — гражданином, приехавшим на работу из соседней Белоруссии. Обнаружив нарушение, сотрудники УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (на тот момент полномочия были у миграционной службы) выписали организации штраф на основании ч. 4 статьи 18.15 КоАП РФ. Работодателю надо было заплатить 400 тысяч рублей, поскольку организация зарегистрирована в городе федерального значения, где санкции за нарушение миграционного законодательства выше.

Однако в Петродворцовом районном суде посчитали, что такое наказание лучше заменить на приостановлении деятельности сроком до 14 суток. По мнению судьи, выносившего решение, денежный штраф достаточно значительный, может ухудшить финансовое состояние организации, а временное приостановление деятельности научит работодателя уважать закон.

Справедливости ради надо отметить, что сами инспекторы не считали правонарушение тяжким, а его негативные последствия признали минимальными. Но на тот момент в законе отсутствовала возможность заменить наказание на предупреждение, поэтому у судьи был выбор небольшой: либо штраф, либо приостановление деятельности.

Предпринимателю пришлось выполнить требование суда, но с ним он не согласился и обратился в Верховный суд. Арбитры встали на его сторону.

О белорусах договорились отдельно

В Постановлении от 30.05.2017 № 78-АД17-19 Верховный суд РФ признал, что работодателя, не уведомившего о приеме на работу гражданина из Республики Беларусь, привлекли к ответственности незаконно. Судьи напомнили, что для мигрантов из соседней страны работает особое законодательство. В частности, согласно Решению Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», на белорусов не распространяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы. Аналогично и белорусским работодателям не надо информировать о привлечении на работу российских специалистов.

Кроме того, этим же соглашением предусмотрено, что:

  • для реализации трудовых прав и получения социально-трудовых гарантий граждане могут пользоваться документами (копиями), выданными в России или Белоруссии, без дополнительной легализации;
  • россияне и белорусы имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений (с учетом национального законодательства);
  • трудовая деятельность мигранта регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством государства, где он трудоустраивается.

Штрафов больше не будет?

Решение Высшего совета сообщества Беларуси и России практически уравнивает граждан обеих стран в трудовых правах, подтверждает эксперт Клуба ТК, юрист рекрутингового агентства «Арес» Татьяна Магера . Однако в целях миграционного учета граждане Белоруссии ранее рассматривались как иностранные граждане. Поэтому от работодателя, как принимающей стороны, требовали безусловного выполнения обязанностей по своевременному уведомлению компетентных органов о заключении и расторжении трудовых договоров с такими работниками.

— Принятое Верховным судом РФ Постановление от 30.05.2017 N 78-АД17-19 поставило точку в двояком регулировании трудового статуса работников — граждан Белоруссии. Теперь работодатели могут не уведомлять миграционную службу о приеме на работу гражданина соседней страны, — говорит она. — Правда, работодатели не спешат менять порядок работы и не перестают вести миграционный учет в общем порядке.

Какие еще особенности есть при трудоустройстве работников из Белоруссии

На трудовых мигрантов из соседней страны в принципе распространяются все те же правила, которые действуют для работников из России. В частности, при приеме на работу им не требуется полис ДМС либо договор между работодателем и медицинской организацией о предоставлении работнику платных медицинских услуг. Им также не требуется патент или разрешение на работу. Кроме того, работодатели могут продолжать заполнять трудовые книжки образца 1974 года, выданные в Белоруссии. Если документ выдан по новым требованиям, то необходимо завести новую трудовую.

Татьяна Магера также напоминает, что по Соглашению об избежании двойного налогообложения (заключено Правительствами РФ и Республики Беларусь 21 апреля 1995 г.) и протоколу от 24 января 2006 г., доходы работника-белоруса облагаются по ставке 13%. Это при условии, что он находится на территории РФ не менее 183 дней в течение одного календарного года либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в прошлом году, а истекающих в текущем. Факт пересечения границы РФ следует подтверждать проездными документами либо считать первым днем первый рабочий день гражданина Белоруссии в России.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

(36 голос., средний: 4,20 из 5)

Обсуждение (26 )

  1. Добрый день! Вид деятельности компании: Розничная торговля, сеть магазинов. Подскажите пж. прямо последовательно: 1) Какие документы от организации необходимо подавать в ФСМ для первого раза подачи уведомления о приёме гр. Белоруссии? 2) Какие надо приложить документы к уведомление для ФМС от сотрудника Белоруссии? 3) Подача документом в ФМС по какому адресу осуществляется, там где по уставу организация зарегистрирована ли там, где работает сотрудник?
    PS.: Спасибо!

  2. Добрый вечер. Для чего направить в миграционный орган заявление по гражданину Беларуси?
    Есть решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4 ,в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона.

    • Да, всё верно, решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России №4 от 22.06.1996 года отменяет действие ФЗ №115 от 25.07.2002 в отношении граждан Беларуси, в том числе — относительно обязательности постановки на миграционный учёт. Но при этом на практике ранее ФМС, а на сегодняшний — ГУ МВД по вопросам миграции не дают чёткого ответа на данный вопрос и, несмотря на наличие установленных международных норм, часто требуют соответствующие документы.

      • А есть прецедент о наказании за не-уведомление о гражданах РБ? Есть Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19, об отмене административного штрафа, назначенного организации за то, что она не уведомила территориальный орган в сфере миграции о привлечении гражданина Беларуси к труду. Я являюсь родным отцом ребенка Гражданином Беларуси и работаю в г.Москва по трудовому договору.
        Вид на жительство планирую оформлять через 10 месяцев после продления трудового договора.
        Ребенку необходимо поступить в 10 класс Московской школы,но одним из условий является прикрепление к поликлинике г.Москва,а поликлиника требует полис ОМС, но полис ОМС отказываются выдавать как страховые Компании,так и МФЦ по Головинскому району г.Москва,ссылаясь на отсутствие у ребенка ВНЖ(Вида на жительство) в РФ.
        Я и моя дочь приняты на миграционный учет в г.Москва и оформлен СНИЛС РФ.

        в тексте п. 3, ст. 98 «Договора евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 года, на основании которого трудящиеся из стран ЕАЭС и члены их семей имеют право на социальное обеспечение на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане РФ.

  3. нужна помощь!
    Я новичок в работе с иностранцами
    Подскажите, как поступить
    У меня гражданин Белоруссии работает с января текущего года
    сейчас ему необходимо продлить регистрацию
    1. Как ему продлить регистрацию, какие нужны документы и можно ли это сделать по адресу офиса
    2. Нужно ли отвозить уведомление (договор заключен бессрочный, уведомление о приеме уже были отвезены и приняты соответствующими органами)

  4. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как на оформить волонтера из РБ? Какие налог. необходимо платить? Возмещаем расходы на проезд, проживание. Спасибо

  5. Я гражданин РБ, трудоустраиваюсь на удаленную форму работы в РФ, соответственно находится на территории РФ физически не буду. Как мне получить ИНН и СНИЛС без регистрации?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме